Научная статья на тему 'Содержательно-методический контекст интеллектуального и личностного развития дошкольников в процессе знакомствасо сказками Л. Н. Толстого'

Содержательно-методический контекст интеллектуального и личностного развития дошкольников в процессе знакомствасо сказками Л. Н. Толстого Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
125
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ / PERSONAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN / МОДЕЛЬ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MODEL OF ORGANIZED EDUCATIONAL ACTIVITY / СКАЗКИ / FAIRY TALES / РАССКАЗЫ Л.Н. ТОЛСТОГО / L.N. TOLSTOY'S STORIES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тихомирова О. Б., Соколова А. И.

Федеральные государственные образовательные стандарты требуют нового взгляда на организацию процесса образования и воспитания. В статье рассматриваются варианты развития мыслительной деятельности детей дошкольного возраста. Представленные модели работы над сказками Л.Н. Толстого иллюстрируют характер и специфику работы, проводимой воспитателем, наглядно демонстрируют возможности сотрудничества деятельности детей и педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content-methodological context of intellectual and personal education of preschool children in the process of introductionto the tales of L.N. Tolstoy

Federal state educational standards demand a new view on the organization of educational process and upbringing. The article dealswith the variants of development of intellectual activity of preschool age children. The presented models of work on L.N. Tolstoy’s fairy tales illustrate the character and specifics of work carried out by the teacher, visually show the possibilities of cooperation of children’s activity and teachers.

Текст научной работы на тему «Содержательно-методический контекст интеллектуального и личностного развития дошкольников в процессе знакомствасо сказками Л. Н. Толстого»

УДК 372.212.2

О.Б. Тихомирова, А.И. Соколова

Содержательно-методический контекст интеллектуального и личностного развития дошкольников в процессе знакомства

со сказками Л.Н. Толстого

Аннотация. Федеральные государственные образовательные стандарты требуют нового взгляда на организацию процесса образования и воспитания. В статье рассматриваются варианты развития мыслительной деятельности детей дошкольного возраста. Представленные модели работы над сказками Л.Н. Толстого иллюстрируют характер и специфику работы, проводимой воспитателем, наглядно демонстрируют возможности сотрудничества деятельности детей и педагогов.

Ключевые слова: личностное развитие дошкольников, модель организованной образовательной деятельности, сказки, рассказы Л.Н. Толстого.

O.B. Tikhomirova, A.I. Sokolova

Content-methodological context of intellectual and personal education of preschool children in the process of introduction to the tales of L.N. Tolstoy

Summary. Federal state educational standards demand a new view on the organization of educational process and upbringing. The article dealswith the variants of development of intellectual activity of preschool age children. The presented models of work on L.N. Tolstoy's fairy tales illustrate the character and specifics of work carried out by the teacher, visually show the possibilities of cooperation of children's activity and teachers.

Keywords: personal development of preschool children, model of organized educational activity, fairy tales, L.N. Tolstoy's stories.

Гармоническое развитие дошкольника теснейшим образом связано с его способностями - особенностями личности, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют пригодность человека к тому или иному его виду. Многие из них уже заметно проявляются к шести годам. К числу таких способностей относятся познавательные способности, включающие в себя и сенсорные, и интеллектуальные способности.

В исследованиях обнаружено, что к старшему дошкольному возрасту дети, пользуясь усвоенной системой общественно выработанных сенсорных эталонов, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Применение их дает возможность ребенку дифференцированно воспринимать, анализировать сложные

предметы. Оказалось, что дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Так, например, в 6-7-летнем возрасте ребенок способен усвоить не только отдельные факты о природе, но и знания о взаимодействии организма со средой, о зависимости между формой предмета и его функцией. Однако достаточно высокого уровня познавательной деятельности дошкольники достигают, только если обучение в этот период направлено на активное развитие мыслительных процессов и является развивающим, ориентированным на «зону развития» [1].

Важнейшей формой обучения и развития детей, в том числе и шестилеток, как известно, является образовательная деятельность. Большое место в этом процессе принадлежит

направленным на развитие мыслительных способностей занятиям, на которых педагог решает целую серию взаимосвязанных задач.

Готовя студентов к прохождению педагогической практики, мы обратили внимание на необходимость выработки у них умений и навыков проектирования образовательной деятельности. Работа с образовательными программами показала, что все они в части знакомства с детской литературой включают классические произведения, отражающие целый комплекс возможностей развития активных способностей детей.

Наиболее благодатным дидактическим материалом, как нам кажется, являются детские произведения Л.Н. Толстого: яркие, доступные, близкие по характеру и существу самим детям [2, 5]. Поэтому были спроектированы модели занятий с детьми, которые могут стать методическим материалом не только в работе студента на практике, но и самим воспитателям дошкольных учреждений.

В процессе работы над текстами Л.Н. Толстого были спроектированы и апробированы модели образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Они включали в себя описание содержания, методики его реализации, деятельности детей.

Проектная модель организованной образовательной деятельности по рассказу Л.Н. Толстого «Лисица и тетерев» рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

Цель: познакомить детей с произведением Л.Н. Толстого; научить основам театральной деятельности (игра-драматизация); сформировать навыки диалогической и монологической речи, умение использовать выразительные средства (интонация, эмоции, мимика).

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель:

- Ребята, сегодня мы познакомимся с рассказом Л.Н. Толстого, который называется «Лисица и тетерев».

Чтение рассказа. Первый раз медленно, заостряя внимание на диалогах между действующими лицами рассказа: лисой и тетеревом. Ставятся вопросы по прочитанному:

- Кто главные герои рассказа?

- Кто из них вам больше понравился? Почему?

- Как бы вы описали лисицу. Какая она?

- Кого из героев вы назвали бы хитрым. Почему?

- Кого охарактеризовали бы как умного, смышленого?

Воспитатель читает рассказ второй раз, нацеливая детей на запоминание.

Воспитатель:

- Давайте вспомним, как лисица приветствует тетерева. Какие слова она ему говорит?

- Что ей отвечает тетерев?

- Какую хитрость придумала лиса для того, чтобы тетерев спустился с дерева? (Коллективный повтор).

- Что ей на это ответил тетерев? (Опрос 2-3 детей индивидуально).

- А лисица на своем стоит и новую хитрость придумывает, кто помнит, какую?

- Но тетерев оказался находчивым. Он решил обмануть лису. Что он придумал?

- Как повела себя лисица?

- Понравилась вам история, которую написал Л.Н. Толстой?

- А хотели бы вы сами ее пересказать? Но не просто пересказать, а самим побывать в роли тетерева или лисицы?

Воспитатель выбирает детей на роли (по желанию), помогает им по мере необходимости. Инсценировка повторяется 2-3 раза. В конце воспитатель уточняет, кто автор рассказа и его название. Привлекают детей в этой сказке звери, не похожие на настоящих.

Лисица извещает тетерева о новом «указе» -тетеревам без боязни гулять по лугам, но тетерев ей не верит. Легко усмотреть неправдоподобие: где это видано, чтобы лиса уговаривала тетерева спуститься на землю?

Дети принимают выдумку за выдумку, как и взрослые, но она их привлекает необычностью, непохожестью на то, что они знают о настоящих птицах и зверях. Больше всего детей занимает сама история: удастся ли хитрый умысел лисы. Самые элементарные и в то же время самые важные представления - об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре

и зле - ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения.

Нравится детям и сметливый бедняк из сказки «Как мужик гусей делил», еще большее чувство они испытывают к маленькому смышленому мальчику по имени Липунюш-ка. В этих и других сказках, баснях и былинах Л.Н. Толстой умело передает народную точку зрения и народную оценку героев, событий [3].

В «Азбуке» Л.Н. Толстого множество рассказов, описаний, рассуждений, написанных в стиле научно-популярных, познавательных художественных произведений [4]. В этих коротких повествованиях научность гармонично соединяется с поэтичностью, образностью.

Детям предлагается рассказать о том, как они ездили на море, о своих впечатлениях (2-3 рассказа).

По рассказу «Какая бывает роса на траве» была спроектирована и проведена беседа. В ней приняли участие дети той же группы, в том же составе.

Из них можно почерпнуть доступные сведения о явлениях и законах природы, например, описание «Море».

Другая проектная модель была подготовлена именно по этому рассказу. Форма проведения: беседа.

Цель такой модели: формировать умение составлять законченный рассказ на основе личного опыта. Опираясь на чувства детей, развивать их воображение, мышление, память.

В ходе беседы ребятам предлагается рассмотреть картину или любую иллюстрацию с изображением моря. В данном случае картина называется «В голубом просторе».

Цель деятельности: формировать умение детей в составлении коллективного рассказа по представлению. Активизировать словарь детей. Предусмотрена предварительная работа: проведение игры «Да - Нет» (элемент ТРИЗ).

Загадывается слово - дети должны его определить, задавая вопросы.

Вопросы по картине: Ответы детей:

- Что изображено на картине? - Море.

- Как бы вы назвали эту картину? - «Птицы в небе», «Грустное море».

- Какими красками рисовал художник? - Темными, холодными. У него было

- Как вы думаете, почему он выбрал грустное настроение.

именно эти цвета?

- Когда вы смотрите на картину, вам - Холодно.

становится тепло или холодно?

- Какие чувства вызывает у вас эта - Грустное настроение, потому что тучи

картина? закрывают солнце, хмурое тоскливое,

- Ребята, как вы думаете, свои мысли, мрачное.

чувства о чем-либо можно выразить какими- - Можно рассказать, нарисовать на бумаге,

либо средствами? сочинить музыку.

- Художник передал свои чувства с помощью

красок через эту картину. А как это может - Он может написать рассказ.

сделать писатель?

- Лев Николаевич Толстой написал о море

небольшой рассказ-описание. (Чтение

рассказа.)

- Ребята, как вы поняли фразу из этого - Перед плаванием нужно помолиться, потому

рассказа: «Кто на море не бывал, тот богу - что можно утонуть.

не малевался?»

- А кто из вас был на море?

Дети: Воспитатель:

- Это относится к природному миру? - Да.

- Это живая природа? - Нет.

- Неживая природа? - Не совсем так.

- Это находится в воде? - Нет.

- Это состоит из твердых человечков? - Да, они присутствуют в небольшом

- Из газообразных? количестве.

- Из жидких? - Да.

- Это тучка? - Нет.

- Это дождь? - Нет.

- Это капелька дождя? - Нет.

- От лужицы? - Капелька, но не дождя.

- От снега? - Нет.

- Это капелька пара? - Нет.

- Это в листочках? - В какой-то степени.

- Это роса? - Да.

- Да.

Ход организованной образовательной деятельности

Воспитатель: Дети:

- Ребята, вы знаете, что обозначает слово роса? - Это капелька воды.

- Когда и где ее можно увидеть? - На траве, на листочках, на цветах,

утром в природе, летом, осенью и весной.

- От чего она появляется? - Из воздуха, из водяного пара.

Воспитатель сообщает: соприкоснувшись с холодными предметами или растениями водяной пар превращается в капельки воды.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- На что похожа капелька росы? (На бусинку, на шарик, на жемчужинку.)

- Как вы думаете, роса - природное явление? (Да.)

- Почему вы так думаете? (Ее не может сделать человек. Она встречается только в природе.)

- Послушайте ребята, как об этом природном явлении рассказывает великий русский писатель Л.Н. Толстой. (Чтение описания.)

Вопросы по рассказу:

- Что вы узнали из услышанного? (Что роса - это напиток для растений и насекомых.)

- С чем ее сравнивает автор? (С алмазами.)

- Что вы представляете, когда думаете о росе? (Природу, утро: воздушное прохладное раннее, бархатная нежная природа.)

- Ребята, а давайте мы с вами вместе попробуем составить рассказ о росинке. Наш рассказ будет состоять из трех частей.

1. Начало - когда и где событие происходит.

2. Кульминация - развитие действия или описание явления.

3. Заключение.

Решили составить сказку.

- Как можно начать нашу сказку?

- Жила-была росинка на зеленом кустике. У росинки был любимый домик - травка. Это было летом. Стояла замечательная теплая погода. У росинки были две подружки, жили на соседних цветочках. Наша росинка отправилась к ним в гости. Их дружбе завидовал старый вредный жук. Он решил разлучить подружек. Он наговаривал росинкам друг на друга. Одну из подружек он посадил себе на крылья и перенес на другую полянку. Наша росинка стала думать, как же помочь подружкам встретиться?

- Какие природные явления могли им помочь?

- Росинка попросила ветер, чтобы он отнес ее на листике к своей подружке, что оказалась на другой полянке. И ветер ей помог. Но стало темно - был уже вечер. И было страшно возвращаться домой.

- Тогда им помогло солнышко. Оно осветило росинкам тропинку. Подружки встретились и больше никогда не расставались.

Воспитатель благодарит ребят за коллективный рассказ и просит с ним поиграть.

Воспитатель:

- Я буду начинать предложение, а вы, те, кого я коснусь, будете мое предложение продолжать:

«... если встать рано утром и выйти на природу, то можно увидеть...

- рано, рано поутру просыпаются...

- надо, надо умываться по утрам и.»

Дети, слушая это описание, не просто знакомятся с природным явлением. Яркие сравнения, используемые автором, дают детям значительный эмоциональный заряд; яркое красочное представление: «Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами - и желтым, и красным, и синим».

Во многих своих рассказах Л.Н. Толстой ненавязчиво дает советы практического использования этих знаний в быту и хозяйстве:

- Есть червь, он желт, он ест лист. Из червя того шелк;

- Сел рой на куст. Дядя его снял, снес в улей. И стал у него год целый мед белый;

- Девочка поймала стрекозу и хотела рвать ей ноги. Отец сказал: эти самые стрекозы поют по зорям. Девочка вспомнила их песни и пустила.

Географические сведения и описания природных явлений, исторических событий, физических свойств тел давались с учебно-познавательными целями, с опорой на художественные произведения, что для ребенка-дошкольника имеет немаловажное значение. Л.Н. Толстой использует разнообразные методы и приемы изложения; например, рассказы по физике он пишет в виде рассуждений. Так, в рассказе «Тепло» повествование развертывается при помощи вопросов и ответов:

«Отчего стакан лопается, если нальешь в него кипяток? Оттого, что это место, где кипяток разогревается, растягивается, а то место, где нет кипятка, остается по-прежнему: внизу тянет стакан врозь, а вверху не пускает, и он лопается».

«Тепло», «Сырость», «Отчего в морозы трещат деревья?» и многие другие научно-познавательные рассказы писатель строит в форме диалога, который помогает ребятам анали-

зировать и обобщать, рассуждать и приходить к самостоятельному выводу. Детям близки переживания, понятны чувства этого мальчика, поэтому рассказ находит живой отклик в сердцах маленьких слушателей.

Проектируя образовательную деятельность по рассказу Л.Н. Толстого «Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза», ставилась цель: познакомить детей с новым литературным жанром (рассказ-быль): ввести в словарь детей новые слова, сформировать навыки в составлении рассказа по аналогии, воспитывать любовь к родному слову.

В соответствии с целью был определен и ход образовательной деятельности:

Воспитатель:

- Ребята, сегодня я вам прочитаю рассказ, который называется «Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза». Этот рассказ написал Л.Н. Толстой. Мы с вами уже знакомились с его рассказами, напомните мне их названия (Дети вспоминают).

- Этот рассказ - рассказ-быль. Как вы думаете, почему он так называется? («Наверное, это оттого, что когда-то было», «Может быть, его придумали».)

- Быль - это событие не придуманное. Оно было на самом деле с маленьким мальчиком, таким же, как вы. Он рассказал эту историю Л.Н. Толстому. Хотите и вы услышать ее?

Воспитатель читает рассказ. Обращается к детям:

- Ребята, вы внимательно слушали рассказ? (Дети: «Он пошел в лес за грибами».)

- Скажите, о чем рассказал мальчик? (Дети: «Его ударила молния»; «О том, что он испугался, когда дуб сломался».)

- Что это было за явление? (Дети: «Молния, дождь».)

- Как точнее оно называется (подсказка в названии рассказа)? («Гроза».) Воспитатель еще раз зачитывает отрывок описания грозы. Задает вопросы:

- Ребята, как вы думаете, что пережил мальчик во время грозы? Какие чувства он испытывал? («Страх, испуг, боль».)

- А прав ли был мальчик, что сел под большое дерево? («Не прав».)

- Почему вы так думаете? (Дети: «Потому что дерево из-за удара молнии могло сломаться и упасть на него».)

- А как бы вы поступили на его месте? (Дети: «Спрятался бы за кустик»; «Побежала домой»; «Лег бы на землю».)

- А почему большой дуб сломался? (Дети: «Потому что он старый»; «В него ударила молния»; «От ветра».)

- Как вы понимаете предложение: «Вокруг меня лежали оскретки от дуба». Так Л.Н. Толстой называл щепы от дерева.

- Ребята, вспомните, что сделал мальчик, когда пришел домой? («Залез на печку, чтобы отдохнуть, высушить одежду».)

- Кто знает, для чего нужна печь? («На ней можно готовить, сушить одежду, отдыхать».)

- Какие вы знаете сказки, в которых упоминается печка? («Гуси-лебеди», «По щучьему велению», «Вовка в тридесятом царстве».)

- Ребята, а вы ведь, наверное, тоже не раз бывали в лесу. Давайте с вами закроем глаза и представим, что мы очутились в летнем лесу.

Опрос 3-4 детей. Воспитатель хвалит ребят за интересные, красочные рассказы.

Л.Н. Толстым написано множество рассказов, басен, которые несут в себе огромную человеческую мудрую мораль. Мораль басен Л.Н. Толстого доступна детям, т.к. действие развертывается драматично, остро. Басни воспитывают важнейшие человеческие качества: трудолюбие, честность, смелость, доброту («Муравей и голубка», «Отец и сыновья», «Лгун», «Два товарища», «Старый дед и внучек», «Мужик и водяной», «Лисица и журавль» и многие другие).

В басне «Отец и сыновья» отец наглядно показал непослушным сыновьям, что нужно жить в согласии, приказав сломать веник. Оказалось, что целиком его сломать невозможно, а по прутику - очень легко; «Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если врозь - вас всякий легко погубит». В басне «Лгун» высмеиваются легкомыслие и глупость мальчика-пастуха, который обманывал мужиков, крича: «Помогите, волк!». Когда же в самом деле пришла беда, крику мальчика не поверили, и все стадо было порезано волком.

Л.Н. Толстой добивался, чтобы мораль в его баснях была не отвлеченной, а живой и конкретной. Так, в басне «Два товарища» ее произносит тот, который был оставлен своим другом. В ответ на вопрос, о чем медведь говорил ему, он сказал: «А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарища убегают». Слушая этот рассказ, дети легко соотносят его с народной поговоркой: «Сам погибай, а товарища выручай» [2].

Все эти произведения воспитывают гуманные чувства, создавая живые многообразные характеры. Их ценность заключается и в том, что все они носят дидактико-педагогическую направленность.

В одной из своих статей Л.Н. Толстой писал о том, что дети любят мораль, но только умную, а не «глупую». Этой мыслью пронизаны все его рассказы для детей. Они вызывают глубокие переживания ребенка, воспитывают в нем любовь и уважение к людям. Л.Н. Толстой - глубокий психолог. Отмечая детскую впечатлительность, пытливость, любознательность отзывчивость, трудолюбие, он создал образы детей, глубоко раскрывающие психологию ребенка.

Так, ярко нарисованы переживания Фи-липпка, украдкой прибежавшего в школу: «На Филиппка нашел страх: что, как учитель меня прогонит?

- Филиппок так напугался, что говорить не мог.

- Ну, так иди домой, коли говорить не хочешь.

- А Филиппок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло».

Ребятам близки и понятны переживания Филиппка, они вместе переживали за него.

Основным художественным приемом в изображении крестьянских детей у Л.Н. Толстого часто оказывается прием контраста. Иногда это контрастные детали, связанные с описанием внешности. Чтобы подчеркнуть, насколько мал Филиппок, писатель показывает его в огромной отцовской шапке и длинном пальто. Иногда это контрастность душевных переживаний и их внешнего проявления, помогающая раскрыть внутренний мир ребенка, психологически обосновать каждый его поступок.

В рассказе «Косточка» психологически убедительно показаны мучительные колебания маленького Вани, который впервые увидел сливы: «... никогда он не ел слив и не нюхал их. И очень ему они нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо них». Соблазн оказался настолько сильным, что мальчик съел сливу. Отец нехитрым способом узнал правду. Ваня побледнел и сказал: «Нет, косточку бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Рассказы Л.Н. Толстого, посвященные детям, метко обличают дурное и ярко показывают доброе движение детской души. Сюжеты большинства рассказов Л.Н. Толстого о детях драматичны, описания почти отсутствуют. Его рассказы «Два товарища», «Прыжок», «Акула» раскрывают эмоциональные чувства, переживания ребенка, усиливают воспитательное воздействие на маленьких слушателей [2].

В зообеллетристических рассказах Л.Н. Толстой знакомит детей с повадками животных и птиц, очеловечивает их, наделяет ин-

дивидуальными чертами характера: «Хотела галка пить». На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько кидала, что вода стала выше, и можно было пить. Сообразительность и находчивость галки легко запоминаются маленькими детьми. С повадками птицы писатель познакомил читателей в конкретных зримых картинах.

Опытно-практическая работа показала, что своими произведениями Лев Николаевич Толстой стремился найти путь к сердцу ребенка, развить его умственные способности, расширить представления об окружающем мире. Рассказы «Азбуки» и «Новой азбуки» и сегодня могут служить замечательным дидактико-педагогическим пособием в интеллектуальном развитии детей. Они позволяют воспитателю, опираясь на художественность произведения все время, находиться в поиске средств и механизмов интеллектуального и личностного развития ребенка.

Литература

1. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Избр. психологич. исслед., 1956.

2. Толстой Л.Н. Детям: Рассказы и сказки / Худож. С. Пученина. М.: Эксмо, 2007. 63 с.

3. Сокровища народов мира: народная мудрость в афоризмах, притчах, баснях, мифах, сказках, легендах, былинах, пословицах, поговорках. URL: http://sokrnarmira.ru/index/0-4237 (дата обращения: 25.08.2013).

4. Толстой Л.Н. Азбука; Новая азбука / Сост. В.Г. Горецкий, Г.В. Карпюк. М., 1978. С. 16.

References

1. Vygotskij L.S. Obuchenie i razvitie v doshkol'nom vozraste // Izbr. psihologich. issled., 1956.

2. Tolstoj L.N. Detjam: Rasskazy i skazki / Hudozh. S. Puchenina. M.: Jeksmo, 2007. 63 s.

3. Sokrovischa narodov mira: narodnaya mudrost v aforizmah, pritchah, basnyah, mifah, skazkah, legendah, byilinah, poslovitsah, pogovorkah. URL: http://sokrnarmira.ru/index/0-4237 (data obrascheniya: 25.08.2013).

4. Tolstoj L.N. Azbuka; Novaja azbuka / Sost. V.G. Goreckij, G.V. Karpjuk. M., 1978. S. 16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.