Научная статья на тему 'Художественная картина мира как концептуализированное художественное пространство'

Художественная картина мира как концептуализированное художественное пространство Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1203
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ / КОНЦЕПТ / КАРТИНА МИРА / LANGUAGE / CONCEPT / WORLDVIEW

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Попова Татьяна Георгиевна, Шубина Анна Олеговна

Описываются концепты художественной картины мира. Автор статьи рассматривает различное понимание концепта исследователями и дает свое видение этой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concepts of literary worldview

The article deals with concepts of literary worldview. The author describes different concept understanding and gives her own point of view.

Текст научной работы на тему «Художественная картина мира как концептуализированное художественное пространство»

УДК 480

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КАРТИНА МИРА КАК КОНЦЕПТУАЛИЗИРОВАННОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Т.Г. Попова, А.О. Шубина

CONCEPTS OF LITERARY WORLDVIEW

T.G. Popova, A.О. Shubina

Описываются концепты художественной картины мира. Автор статьи рассматривает различное понимание концепта исследователями и дает свое видение этой проблемы.

Ключевые слова: художественный текст, концепт, картина мира.

The article deals with concepts of literary worldview. The author describes different concept understanding and gives her own point of view.

Keywords: language, concept, worldview.

В рамках формирующейся антропологической парадигмы необходимость осмыслить то, как человек способен участвовать в коммуникации, перерабатывать и преобразовывать информацию, производить и понимать тексты, вызывает острый интерес к коммуникативно-когнитивным аспектам языковых явлений. Язык составляет неотъемлемую часть человеческой природы. При наличии и у человека, и у языка собственных внутренних закономерностей развития эти два феномена в то же время взаимозависимы и взаимопроникаемы.

Современный этап развития лингвистической науки характеризуется повышенным вниманием к проблемам когнитивной деятельности человека в ее лингвистической репрезентации. Когнитивная лингвистика - это лингвистическое направление, в центре внимания которого находится язык как общий когнитивный механизм, как когнитивный инструмент - система знаков, играющих роль в репрезентации (кодировании) и в трансформировании информации.

Одна из важнейших задач когнитивной лингвистики - выяснить, как преломляется мир в сознании представителей лингвокультурной общности и каким образом этот процесс представлен в разнообразных языковых единицах. В отличие от остальных дисциплин когнитивного цикла в когнитивной лингвистике рассматриваются когни-

Попова Татьяна Георгиевна, доктор филологических наук, профессор кафедры английского языка (второго) ФГОУ ВПО «Военный университет» (г. Москва). E-mail: tatyana_27@mail.ru

Шубина Анна Олеговна, преподаватель кафедры английского языка (второго) ФГОУ ВПО «Военный университет» (г. Москва). Научный руководитель - доктор филологических наук, про-фессор Т.Г. Попова.______________________________

тивные структуры и процессы, свойственные человеку: системное описание и объяснение механизмов человеческого усвоения языка и принципы структурирования этих механизмов.

Центральная задача когнитивной лингвистики состоит в описании и объяснении языковой способности и/или знаний языка как внутренней когнитивной структуры и динамики говорящего-слушающего, рассматриваемого как система переработки информации, состоящая из конечного числа самостоятельных модулей и соотносящая языковую информацию на различных уровнях1.

Вплоть до второй половины XX века лингвисты рассматривали язык в качестве некоей абстрактной сущности, жестко разграничивая употребление языка и языковую компетенцию. Однако смена научных парадигм (от системноструктурной парадигмы к коммуникативно-функциональной: коммуникативно-прагматиче-

ской и когнитивно-дискурсивной) вывела на приоритетные позиции процессы познания человеческой личности, обозначив, таким образом, интерес к языку как особому виду человеческой деятельности. Человек, активно познавая мир, всегда стремился понять, каким образом происходит сам процесс познания.

Возникновение и развитие когнитивной лингвистики позволяют по-новому взглянуть на ху-

Tatiana G. Popova, English Dpt., Prof., Doctor of Philology (Military University, Moscow). E-mail: tatyana_27@mail.ru

Anna O. Shubina, English Dpt., chair lecturer (Military University, Moscow). Scientific adviser -professor T.G. Popova.

Попова Г.Г., Шубина А.О.

Художественная картина мира как концептуализированное художественное пространство

дожественное творчество писателя и его место в национальном наследии. Художественный текст рождается в результате речемыслительной деятельности, в которой вербализуется авторская концептуальная картина мира, при этом особенности языковой личности прямо пропорциональны особенностям ее картины мира. Анализ художественного произведения помогает понять специфику мировидения его создателя. Когнитивный подход способствует реконструированию или выявлению фрагментов содержания картины мира автора -концептов.

С.М. Богатова2 полагает, что использование термина «художественная картина мира» позволяет подчеркнуть принципиальную целостность, а также идеальность стоящего за ним содержания, соотнести картину мира с некоей творческой концепцией. Термины «идиолект» или «идиостиль» с этой задачей не справляются.

Многие исследователи сходятся в том, что лексическая структура текста - это не только отражение организации текста. В любом тексте реализуется тезаурус данной языковой личности, а потому в лексической структуре текста выражается, прежде всего, мировидение автора.

Так, например, В.А. Пищальникова3 рассматривает художественный текст как совокупность эстетических речевых актов, представляющих определённое содержание концептуальной системы автора.

Анализ литературного творчества определенного писателя позволяет не только сделать выводы

о концептосфере автора, но помогает на этой основе лучше понять концептосферу того народа, представителем которого выступает автор.

Концепт является многоплановым явлением, что отражается в многообразии его трактовок.

В Кратком словаре когнитивных терминов4 можно увидеть трактовку концепта как термина, служащего «объяснению единиц ментальных или психических ресурсов нашего сознания и той информационной структуры, которая отражает знания и опыт человека; оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга».

Ю.С. Степанов5 понимает концепт как «сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека». Однако благодаря наличию в сознании человека концептов обычный человек, не являясь «творцом культурных ценностей», сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее.

Е.С. Кубрякова6 отмечает, что «по признанию многих специалистов, язык представляет собой лучшее свидетельство существования в нашей голове разнообразных структур знания о мире, в основе которых лежит такая единица ментальной информации как концепт. Концепты рождаются в процессе восприятия мира, они создаются в актах познания, отражают и обобщают человеческий

опыт и осмысляются в разных типах деятельности с миром действительности».

Н.Н. Болдырев7 подчеркивает, что в концептах отражаются полученные человеком знания, опыт, результат всей его деятельности и результаты познания им мира в виде определенных единиц, «квантов» знания. Мышление человека ученый рассматривает как оперирование концептами, которые индивидуум в своей мыслительной деятельности анализирует, сравнивает, соединяет друг с другом, формируя новые концепты.

С точкой зрения H.H. Болдырева на способ формирования концептов соглашается и Т.Г. Попова8. Исследователь отмечает, что «концепты разного типа (образы, представления, понятия) или их объединения (картины, гештальты, схемы, диаграммы, пропозиции, фреймы и т.д.) рождаются в процессе восприятия мира и отражают и обобщают человеческий опыт и осмысленную в разных типах деятельности действительность».

В.З. Демьянков9 подчеркивает, что «человеческая когниция - не только формируемая, но и формирующая сила. Миры образов, в которых мы живем, не только отражают эмпирическую данность, но и продуцируют ее в меру нашей способности создавать символы».

Таким образом, основываясь на исследованиях В.З. Демьянкова10, H.H. Болдырева11, Е.С. Куб-ряковой12, Т.Г. Поповой13, Ю.С. Степанова14 и других ученых, можно сделать вывод о невозможности поставить знак равенства между объектом реального мира, который существует в окружающей нас действительности, и объектом реального мира, который восприняло, обработало сознание индивидуума.

Хотя для формирования и существования концептов наличие языка не является обязательным условием, однако он необходим для обмена концептами и их обсуждения в процессе общения. Необходим он и для того, чтобы получить доступ ко всем концептам, существующим в сознании. Е.С. Кубрякова15 замечает, что если раньше язык понимался лишь как система знаков или средства коммуникации, то в настоящее время это еще и «средство доступа ко всем ментальным процессам, происходящим в голове человека и определяющим его собственное бытие и функционирование в обществе».

Среди всего многообразия концептов можно выделить концепты общенациональные или общечеловеческие, групповые и личные. В концептах хранится не только индивидуальное знание и опыт, но и единое для конкретного языкового сообщества знание, как справедливо заметил Ю.С. Степанов16, «в некотором роде «коллективное бессознательное» современного...общества». Это «коллективное бессознательное» в концентрированном виде хранится «в национальной памяти носителей языка в вербально обозначенном виде» 17

Серия «Лингвистика», выпуск 10

11

Когнитивная лингвистика

Художественная картина мира может быть представлена как концептуализированное художественное пространство, которое формируют когнитивные элементы - концепты, которые так или иначе существуют в индивидуальном сознании или коллективном бессознательном.

С.А. Аскольдов18 разграничивает концепты познавательные и художественные, которые используются в области познания или искусства соответственно. Если познавательные концепты -схематичны, лишены конкретных деталей, то художественные концепты включают в себя также чувства, желания, иррациональное, представляя собой смесь и того, и другого, а именно понятий, представлений, чувств, эмоций и даже иногда волевых проявлений.

С.А. Аскольдов19 отмечает, что самое принципиальное отличие художественных концептов от концептов познания в том, что связь элементов первых основана на чуждой логике и реальной прагматике художественной ассоциативности.

З.Д. Попова и И.А. Стернин20 выделяют в структуре концепта три основных элемента, а именно образ, информационное содержание и интерпретационное поле. Исследователи отмечают, что образ составляет ядро концепта и вследствие того, что формируется на базе личного чувственного опыта человека, обладает индивидуальносенсорным характером21.

В свою очередь, информационное содержание концепта включает минимальный набор когнитивных признаков, определяющих основные, наиболее существенные отличительные черты концептуализируемого предмета22. Интерпретационное поле концепта содержит когнитивные признаки, которые так или иначе интерпретируют основное содержание концепта и следуют из него, являясь некоторым выводным знанием, либо оценивают его23.

Л.О. Бутакова24 полагает, концепт, актуализированный в тексте, будет значительно отличаться от такого же концепта в языковой картине мира. Иначе говоря, концептуальные слои, значимые для языковой картины мира, возможно, потеряют свою актуальность в художественной картине мира.

Таким образом, можно сделать вывод, что авторская картина мира, по сути, представляет собой сумму, складывающуюся из компонентов общенационального образа мира и индивидуальных, порой парадоксальных, представлений автора. Художественное произведение представляет собой индивидуальный авторский способ восприятия и организации мира или частный вариант его кон-

цептуализации. Следовательно, исследователю непросто определить слова-концепты художественной картины мира. Согласно законам порождения и восприятия текста, в концептосфере художественной картины мира может быть множество личностных смыслов.

1 Демьянков В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода// Вопросы языкознания. 1994. № 4. С. 2.

2 Богатова С.М. Концепт ДОМ как средство исследования художественной картины мира Вирджинии Вулф: дис. ... канд. филолог, наук/ Омск: Омский гос. ун-т им. Ф М. Достоевского, 2006. С. 17

3 Пищальникова В. А. Психопоэтика. Барнаул, 1999 С. 4.

4 КСКТ: Краткий словарь когнитивных терминов/ Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г Панкрац, Л.Г Лузина. М.. Изд-во МГУ, 1996. С. 90.

5 Степанов Ю.С. Концепт // Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. С. 40.

6 Кубрякова Е.С. Части речи с когнитивной точки зрения. М.. Институт языкознания РАН, 1997 С. 37-38.

7 Болдырев H.H. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии. Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 2000. С. 23-24.

8 Попова Т.Г Национально-культурная семантика языка и когнитивно-социокоммуникативные аспекты (на материале английского, немецкого и русского языков): монография. - М.. Изд-во МГОУ «Народный учитель», 2003. С. 63.

9 Демьянков В.З. Цит. соч. С. 25.

10 Там же.

11 Болдырев H.H. Цит. соч.

12 Кубрякова Е.С. Цит. соч.

13 Попова Т.Г. Цит. соч.

14 Степанов Ю.С. Цит. соч. С. 40.

15 Кубрякова Е.С. Цит. соч. С. 9.

16 Степанов Ю.С. Цит. соч. С. 9

17 Бабушкин А.П. Концепты разных типов в лексике и фразеологии и методика их выявления// Методологические проблемы когнитивной лингвистики: научн. изд-е/ под ред. И.А. Стернина. ВГУ, 2001. С. 53.

18 Аскольдов С.А. Концепт и слово// Русская словест-ность. От теории словесности к структуре текста. Антология/ ред. В.П. Нерознак. М.. Academia, 1997 С. 272.

19 Аскольдов С.А. Цит. соч. С. 275.

20 Попова З.Д., Стернин И.А. Общее языкознание: учебное пособие для вузов. - Восток-Запад ACT, 2006.

С. 75.

21 Там же. С. 69

22 Там же. С. 77

23 Там же. С. 78.

24 Бутакова Л.О. Авторское сознание в поэзии и прозе:

когнитивное моделирование: монография. Барнаул:

АГУ, 2001. С. 59

Поступила в редакцию 30 октября 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.