Научная статья на тему 'Концепты художественной картины мира'

Концепты художественной картины мира Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2927
591
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ / КОНЦЕПТ / КАРТИНА МИРА / ARTISTIC TEXT / CONCEPT / WORLDVIEW

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шубина Анна Олеговна

В статье описываются концепты художественной картины мира. Автор статьи рассматривает различное понимание концепта исследователями и дает свое видение этой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with concepts of literary worldview. The author describes different concept understanding and gives her own point of view.

Текст научной работы на тему «Концепты художественной картины мира»

ЛИНГВИСТИКА

А.О. Шубина

КОНЦЕПТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КАРТИНЫ МИРА

В статье описываются концепты художественной картины мира. Автор статьи рассматривает различное понимание концепта исследователями и дает свое видение этой проблемы.

Ключевые слова: художественный текст, концепт, картина мира.

Возникновение и развитие когнитивной лингвистики позволяет по-новому взглянуть на художественной творчество писателя и его место в национальном наследии. Художественный текст рождается в результате речемыслительной деятельности, в которой вербализуется авторская концептуальная картина мира, при этом особенности языковой личности прямо пропорциональны особенностям ее картины мира. Анализ художественного произведения помогает понять специфику мировиде-ния его создателя. Когнитивный подход способствует реконструированию или выявлению фрагментов содержания картины мира автора - концептов.

С.М. Богатова [3] полагает, что использование термина «художественная картина мира» позволяет подчеркнуть принципиальную

целостность, а также идеальность стоящего за ним содержания, соотнести картину мира с некоей творческой концепцией. Термины «идиолект» или «идиостиль» с этой задачей не справляются [3, 17].

Многие исследователи сходятся в том, что лексическая структура текста - это не только отражение организации текста. В любом тексте реализуется тезаурус данной языковой личности, а потому в лексической структуре текста выражается прежде всего миро-видение автора.

Так, например, В.А. Пищальникова рассматривает художественный текст как совокупность эстетических речевых актов, представляющих определенное содержание концептуальной системы автора.

Анализ литературного творчества определенного писателя позволяет не только сделать выводы о концептосфере автора, но помогает на этой основе лучше понять концептосферу того народа, представителем которого выступает автор [7, 4].

Концепт - многоплановое явление, что отражается в многообразии его трактовок.

В «Кратком словаре когнитивных терминов» можно увидеть трактовку концепта как термина, служащего «объяснению единиц ментальных или психических ресурсов нашего сознания и той информационной структуры, которая отражает знания и опыт человека; оперативной содержательной единицы памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга» [8, 90].

Ю.С. Степанов понимает концепт как «сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека». Однако благодаря наличию в сознании человека концептов обычный человек, не являясь «творцом культурных ценностей», сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее [12, 40].

Е.С. Кубрякова отмечает, что, «по признанию многих специалистов, язык представляет собой лучшее свидетельство существования в нашей голове разнообразных структур знания о мире, в основе которых лежит такая единица ментальной информации, как концепт. Концепты рождаются в процессе восприятия мира, они создаются в актах познания, отражают и обобщают человеческий опыт и осмысляются в разных типах деятельности с миром действительности» [9, 37-38].

Н.Н. Болдырев подчеркивает, что в концептах отражаются полученные человеком знания, опыт, результат всей его деятель-

ЛИНГВИСТИКА

ЛИНГВИСТИКА

ности и результаты познания им мира в виде определенных единиц, «квантов» знания. Мышление человека ученый рассматривает как оперирование концептами, которые индивидуум в своей мыслительной деятельности анализирует, сравнивает, соединяет друг с другом, формируя новые концепты [4, 23-24].

С точкой зрения Н.Н. Болдырева на способ формирования концептов соглашается и Т.Г. Попова, которая отмечает, что «концепты разного типа (образы, представления, понятия) или их объединения (картины, гештальты, схемы, диаграммы, пропозиции, фреймы и т.д.) рождаются в процессе восприятия мира и отражают и обобщают человеческий опыт и осмысленную в разных типах деятельности действительность» [11, 63].

В.З. Демьянков подчеркивает, что «человеческая когниция - не только формируемая, но и формирующая сила. Миры образов, в которых мы живем, не только отражают эмпирическую данность, но и продуцируют ее в меру нашей способности создавать символы» [6, 25].

Таким образом, основываясь на исследованиях Н.Н. Болдырева, В.З. Демьянкова, Е.С. Кубряковой, Т.Г. Поповой и других ученых, можно сделать вывод о невозможности поставить знак равенства между объектом реального мира, который существует в окружающей нас действительности, и объектом реального мира, который воспринят и обработан сознанием индивидуума.

Для формирования и существования концептов наличие языка не является обязательным условием, однако он необходим для обмена концептами и их обсуждения в процессе общения. Необходим он и для того, чтобы получить доступ ко всем концептам, существующим в сознании. Е.С. Кубрякова отмечает, что если раньше язык понимался лишь как система знаков или средства коммуникации, то в настоящее время это еще и «средство доступа ко всем ментальным процессам, происходящим в голове человека и определяющим его собственное бытие и функционирование в обществе» [9, 9].

Среди всего многообразия концептов можно выделить концепты общенациональные или общечеловеческие, групповые и личные. В концептах хранится не только индивидуальное знание и опыт, но и единое для конкретного языкового сообщества знание, как справедливо заметил Ю.С. Степанов, «в некотором роде "коллективное бессознательное" современного... общества» [12, 9]. Это «коллективное бессознательное» в концентрированном виде

хранится «в национальной памяти носителей языка в вербально обозначенном виде» [2, 53].

Художественная картина мира может быть представлена как концептуализированное художественное пространство, формируемое когнитивными элементами - концептами, которые, так или иначе, существуют в индивидуальном сознании или коллективном бессознательном.

С.А. Аскольдов разграничивает концепты познавательные и художественные, которые используются в области познания или искусства соответственно. Если познавательные концепты - схематичны, лишены конкретных деталей, то художественные концепты включают в себя также чувства, желания, иррациональное, представляя собой смесь и того, и другого, а именно понятий, представлений, чувств, эмоций, и даже иногда волевых проявлений [1, 272].

С.А. Аскольдов отмечает, что самое принципиальное отличие художественных концептов от концептов познания в том, что связь элементов первых основана на чуждой логике и реальной прагматике художественной ассоциативности [1, 275].

З.Д. Попова и И.А. Стернин выделяют в структуре концепта три основных элемента, а именно образ, информационное содержание и интерпретационное поле [10, 75]. Исследователи отмечают, что образ составляет ядро концепта и вследствие того, что формируется на базе личного чувственного опыта человека, обладает индивидуально-сенсорным характером [10, 69].

В свою очередь, информационное содержание концепта включает минимальный набор когнитивных признаков, определяющих основные, наиболее существенные отличительные черты концептуализируемого предмета. Интерпретационное поле концепта содержит когнитивные признаки, которые так или иначе интерпретируют основное содержание концепта и следуют из него, являясь некоторым выводным знанием, либо оценивают его [10, 77-78].

Л.О. Бутакова полагает, что концепт, актуализированный в тексте, будет значительно отличаться от такого же концепта в языковой картине мира. Иначе говоря, концептуальные слои значимые для языковой картины мира, возможно, потеряют свою актуальность в художественной картине мира [5, 59].

Таким образом, можно сделать вывод, что авторская картина мира, по сути, представляет собой сумму, складывающуюся из компонентов общенационального образа мира и индивидуаль-

ЛИНГВИСТИКА

ЛИНГВИСТИКА

ных, порой парадоксальных, представлений автора. Художественное произведение представляет собой индивидуальный авторский способ восприятия и организации мира или частный вариант его концептуализации. Следовательно, исследователю непросто определить слова-концепты художественной картины мира. Согласно законам порождения и восприятия текста в кон-цептосфере художественной картины мира может быть множество личностных смыслов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словестность. От теории словесности к структуре текста. Антология / Под ред. В.П. Нерознак. М., 1997.

2. Бабушкин А.П. Концепты разных типов в лексике и фразеологии и методика их выявления // Методологические проблемы когнитивной лингвистики / Под ред. И.А. Стернина. Воронеж, 2001.

3. Богатова С.М. Концепт ДОМ как средство исследования художественной картины мира Вирджинии Вулф: Дис. ... канд. филол. наук. Омск, 2006.

4. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии. Тамбов, 2000.

5. Бутакова Л.О. Авторское сознание в поэзии и прозе: когнитивное моделирование: Монография. Барнаул, 2001.

6. Демьянков В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы языкознания. 1994. №4.

7. Пищальникова В.А. Психопоэтика. Барнаул, 1999.

8. Кубрякова Е.С. и др. Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996.

9. Кубрякова Е.С. Части речи с когнитивной точки зрения. М., 1997.

10. Попова З.Д., Стернин И.А. Общее языкознание: Учеб. пособие для вузов. М., 2006.

11. Попова Т.Г. Национально-культурная семантика языка и когнитивно-социо-коммуникативные аспекты (на материале английского, немецкого и русского языков): Монография. М., 2003.

12. Степанов Ю.С. Концепт // Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.