Научная статья на тему 'Концепт как оперативная единица памяти'

Концепт как оперативная единица памяти Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
578
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / КУЛЬТУРА / КОГНИЦИЯ / КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ / КОНЦЕПТ / СТАТИЧНОСТЬ КОНЦЕПТА / ДИНАМИКА КОНЦЕПТА / COMMUNICATION / CULTURE / COGNITION / CONCEPTUALIZATION / CONCEPT / STATIC NATURE OF CONCEPT / DYNAMIC NATURE OF CONCEPT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Попова Татьяна Георгиевна, Курочкина Елена Владимировна

Авторы подчеркивают, что концепт обладает такими характеристиками, как статичность и динамичность. Под статичностью концепта авторы имеют в виду концепт как продукт процесса концептуализации, «квант структурированного знания». В ходе проведенного анализа авторы статьи приходят к заключению о том, что под динамикой концепта следует понимать процесс переработки и репрезентации информации, взятый с его содержательно дискретной стороны. В работе также отмечены дальнейшие направления исследования рассматриваемых проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT AS AN OPERATIONAL PERCEPTION UNIT

The authors of the paper pay the readers’ attention to the fact thataconcept has astatic and dynamic nature. By the static feature the authors understand the point that a concept is a conceptualization product, ‘quantum of structured knowledge’. The authors draw a conclusion that a concept’s dynamic feature reveals itself as a process of information representation and reflection. Potential future directions of the study are discussed as well.

Текст научной работы на тему «Концепт как оперативная единица памяти»

Т.Г. Попова, Е.В. Курочкина

Концепт

как оперативная единица памяти

о с о с

Авторы подчеркивают, что концепт обладает такими характеристиками, как статичность и динамичность. Под статичностью концепта авторы имеют в виду концепт как продукт процесса концептуализации, «квант структурированного знания». В ходе проведенного анализа авторы статьи приходят к заключению о том, что под динамикой концепта следует понимать процесс переработки и репрезентации информации, взятый с его содержательно дискретной стороны. В работе также отмечены дальнейшие направления исследования рассматриваемых проблем.

Ключевые слова: коммуникация, культура, когниция, концептуализация, концепт, статичность концепта, динамика концепта.

Для нашей работы методологически важной составляющей является понимание того, что язык, являясь средством общения людей, представляет собой систему знаков особой природы, выступающих основным инструментом выражения мысли и средством общения людей между собой [6; 7; 10].

Таким образом, при исследовании языка и его функций мы опираемся на наше понимание языка как «условия для осуществления мышления и как средства, позволяющего хранить и передавать мысли, уже сформулированные в процессе мышления» [7, с. 205].

Совершенно справедливо, что «наше представление о мире представляет собой наше осмысление и репрезентацию окружающей действительности. Различные миры представлены нам через призму нашей культуры и языка» [8, с. 90]. Язык по сферам своего использования «обладает столь же большой динамичностью, сколь динамична и разнообразна сама жизнь. Практическое освоение окружающего мира человеком непосредственно связано с его осмыслением и закреплением результатов мыслительной деятельности в форме естественного языка» [6, с. 166]. Таким образом, язык является главным способом формирования и существования знаний об окружающей нас действительности.

Язык в когнитивной лингвистике понимается как общий когнитивный механизм, который посредством концептуализации и категоризации способствует нашему восприятию и, соответственно, познанию окружающей нас действительности. Лингвистическая энциклопедия выделяет

„ следующие основные задачи когнитивнои лингвистики: 1) разъяснение | роли языка в познавательных процессах; 2) создание модели представле-о ния языковых знаниИ в когнитивных процессах; 3) определение способов £ репрезентации констант культуры в речи; 4) описание строения системы универсальных концептов, организующих концептосферу; 5) формулирование актуальных проблем языковой картины мира [5, с. 257].

Таким образом, когнитивная лингвистика ставит своей задачей исследование понимания лингвокогнитивных сущностей. Речь идет о концептах, фреймах и т.д., т.е. о глубинных структурах. Однако помимо это ког-ниция направлена и вширь, обращая свое внимание на все новые, до этого не учитывавшиеся параметры языкового познания. Когнитивно-дискурсивный подход исследования языковых явлений во главу угла ставит анализ того, как структуры опыта используются в коммуникативных целях.

Итак, лингвоментальные образования рассматриваются с прагматической точки зрения, Здесь, в первую очередь, можно назвать такие важные вопросы, как моделирование динамики концептов в дискурсе, а также анализ и выявление тех лингвокогнитивных механизмов, которые и порождают реальное общение. Все названные нами проблемы относятся к насущным проблемам когнитивной теории языка.

Что касается понятия «концепт», то в контексте наших рассуждений, прежде всего, необходимо особо отметить, что данное понятие относится к неоднозначно определяемым лингвистическим понятиям, поэтому на сегодняшний день существует достаточно большое количество трактовок сущности концепта.

Н.Ю. Шведова в «Русском семантическом словаре» под концептом понимает «содержательную сторону словесного знака, за которой стоит понятие, принадлежащее умственной, духовной или жизненно важной материальной сфере существования человека, выработанное и закрепленное общественным опытом народа, имеющее в его жизни исторические корни, социально и субъективно осмысляемое и - через ступень такого осмысления - соотносимое с другими понятиями, ближайшие с ним связанными или, во многих случаях, ему противопоставляемыми» [9, с. 603].

Мы понимаем концепт как сложную систему, которая способна развиваться в самых различных пространственно-временных измерениях. Что касается скорости этих процессов, то она будет различной в зависимости от масштабности представления культуры в человеческой цивилизации. Так, например, в пространстве общемировой культуры концепт эволюционирует гораздо медленнее, чем концепт как достояние отдельной нации.

В лингвокогнитивных исследованиях концепт играет одну из главных ролей, занимая одно из центральных мест. В этой связи приведем пони-

мание концепта современной философией, где во главу угла ставится то важное обстоятельство, что концепт - «содержание понятия, его смысловая наполненность в отвлечении от конкретно-языковой формы его выражения» [1, с. 503]. Таким образом, исходя из вышеприведенной цитаты, можно сделать вывод о том, что в философии концепт отождествляется с абстрактным понятием, тогда как в логической семантике его соотносят со смыслом, в то время как лингвистическая семантика соотносит концепт со значением.

В.З. Демьянков, анализируя в своей работе понятие и концепт в художественной литературе и научном языке, приходит к совершенно справедливому заключению о том обстоятельстве, что «своеобразная мода на термин концепт в научной и художественной литературе конца XX - начала XXI вв. указывает на интерес к реконструкции тех сущностей в жизни человека, с которыми мы сталкиваемся в обыденной жизни, не задумываясь над их „истинным" (априорным) смыслом» [3, с. 45].

Необходимо также отметить, что на сегодняшний день в лингвистической литературе прослеживается мысль о том, что концепт статичен. В этой связи, как нам думается, будет небезынтересно привести мнение А.П. Бабушкина из его монографии, посвященной типам концептов в лек-сико-фразеологической семантике языка, где исследователь особо подчеркивает следующую мысль: «Рассуждая о концептах как о сложившихся дискретных единицах (ментальных образах) коллективного сознания, мы подчеркиваем их статику - каждая концептуальная единица занимает соответствующую ячейку в национально-обусловленной концептосфере языка как совокупности ментальных репрезентаций...» [2, с. 9].

Однако вместе с тем, как показывает наш анализ лингвистической литературы, кроме статичности концепт обладает и динамическими характеристиками. Под динамикой концепта мы понимаем процесс переработки и репрезентации информации, взятый с его содержательно дискретной стороны. Отмечая динамическую природу понятия «концепт», подчеркнем и то обстоятельство, что концепт предстает как символическая интерпретация сложных процессов, осуществляющихся на нейронном уровне функционирования организма.

Е.С. Кубрякова, являясь представителем классической когнитивист-ской (символистской) традиции, отмечает тот факт, что концепт выступает оперативной единицей памяти, которая, соответственно, в процессе мышления репрезентирует информацию [4, с. 90]. Кроме этого, в контексте нашего рассуждения о концепте, мы хотели бы также отметить и то немаловажное обстоятельство, что концепт представляет собой структуру

[

55

и

V I

щ хранения знаний, присутствующую в сознании носителя языка и реализу-| ющуюся в процессе коммуникации, на уровне дискурса. о Именно роль внешнего контекста важна в том, что концептам свойст-£ венно непременное стремление к наиболее экономному и эффективному способу своего существования, согласованному с дискурсивной средой. Соответственно, опираясь на это, мы можем сделать следующий вывод: если говорящий оказывается в новых условиях общения, то, следовательно, вместе с этим возникают совершенно кардинальные изменения не только концептуальной структуры, но и функций.

Таким образом, можно сказать, что язык отражает окружающую нас реальность системой изоморфных средств посредством отношения человека к окружающему его миру, а также через восприятие и описание этого мира. Мы также приходим к выводу, что существуют самые различные подходы к изучению концептов и, соответственно, имеет место многообразие определений концепта. Однако вместе с тем мы отмечаем, что все исследователи соглашаются с тем, что концепт представляет собой условную ментальную структуру, которая не может существовать вне мышления. Таким образом, под концептом мы понимаем репрезентированную в языке оперативную содержательную единицу сознания, которая культурно обусловлена и, следовательно, отражает комплекс всех представлений и ассоциаций, возникающих у представителей тех или иных лингвокуль-тур в связи с тем или иным явлением действительности.

Мы также отмечаем, что к концептам применимы такие понятия, как «динамическая система», «аттрактор», «самоорганизация», а также и целый ряд других понятий, заимствованных из общенаучного комплекса теорий о системах. Следующий вывод, к которому мы приходим, рассматривая концепт как продукт концептуализации, заключается в том, что среди свойства динамики концептов, которые ученые наблюдают у объектов любой природы, особо следует отметить способность концептуальных систем к адаптации. Говоря иными словами, речь здесь идет о том, что при самых незначительных изменениях коммуникативной ситуации концепт пытается ограничиться варьированием своей структуры.

Библиографический список

1. Абушенко В.Л., Кацук Н.Л. Концепт // Новейший философский словарь. Минск, 2001. С. 503.

2. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. Воронеж, 1996.

3. Демьянков В.З. Понятие и концепт в художественной литературе и научном языке // Вопросы филологии. 2001. № 1. С. 35-47.

4. Кубрякова Е.С. Концепт // Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996. С. 90-93. |

5. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. ¥

6. Попова Т.Г. Язык, мышление, культура. Взаимосвязь понятий // Материалы | международной конференции «Язык и право». М., 2006. С. 166-173. о

7. Попова Т.Г. Национально-культурные факторы и элементы языкового кода ^ // Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты: Материалы Международной школы-семинара (V Березинские чтения). Вып.15. М., 2009. С. 201-209.

8. Попова Т.Г., Таратынова Н.В. Политический текст и его лексические особенности // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Филологические науки». 2012. №. 3. С. 90-97.

9. Шведова Н.Ю. Русский язык: Избр. раб. М., 2005.

10. Popova Т. КиИитуе i kogmtivno-semanticeskie zakoшmemosti perevoda // RijeC (Casopis za filologiju). 2009. Sv. 1. № 3. S. 86-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.