УДК 811.112
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ КОНЦЕПТА ВОЗДУШНОЙ СТИХИИ “NATURELEMENT LUFT” В НЕМЕЦКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА
© Анна Викторовна ГРАЧЕВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры немецкой филологии, e-mail: [email protected]
Статья посвящена исследованию концепта воздушной стихии “Naturelement Luft” в немецкой языковой картине мира как лингвокультурологического феномена. Проводится анализ метафор, репрезентирующих концепт воздушной стихии “Naturelement Luft”. Результаты исследования показывают, что вышеназванный концепт представляет собой отражение восприятия человеком окружающего мира, и как следствие этого - миромоделирующую категорию, имеющую высокую значимость для немецкой языковой культуры.
Ключевые слова: концепт воздушной стихии “Naturelement Luft”; картина мира; метафорическая репрезентация; концептуализация; категоризация; метафорическая модель.
Общепринято утверждение, что человек в результате познавательной деятельности классифицирует, категоризирует средствами языка отдельные фрагменты картины мира. Поэтому актуальным является вопрос о том, как познание находит свое отражение в языке. Таким образом, описание языковой картины мира является важной и актуальной задачей для современной лингвистики.
Подтверждение этому — различные лингвокультурологические исследования, посвященные вопросам изучения национального
своеобразия языковой картины мира и отдельных ее фрагментов как на современном этапе, так и в ретроспекции.
В частности, в работах религиозно-философской, мифологической, культурологической, искусствоведческой направленности (Аристотель, Платон, Ст. Арройо, А.С. Муратов, Л. Ванд) постоянно рассматриваются образы стихии. Стихия земли в языке поэзии на примере русского языка представлена в исследовании С. В. Петровой, изучению концептуализации водной стихии посвящены
работы Н.Г. Краснояровой. Отдельные аспекты концепта «воздух» в русле когнитивной лингвистики были исследованы и описаны Бэ Сон Хен [1] и И.С. Ливенец [2].
Целью данной статьи является обоснование актуальности исследования концепта воздушной стихии “Naturelement Luft” как элемента немецкой национальной картины мира, рассмотрение новизны его описания, которое обеспечивает лингвокультурологический подход, изложение цели и задач исследования, а также описание некоторых предварительных результатов его рассмотрения, полученных нами в ходе работы над данной темой.
Прежде всего отметим, что обращение к феномену стихии, как к одной из ведущих миромоделирующих категорий, является важным в описании национальной картины мира. Концепт воздушной стихии “Naturelement Luft”’ относится к тем элементам картины мира, которые в самой высокой степени «насыщены» культурной информацией. С ним связано мироощущение эпохи, поведение людей, сознание и оценка окружающих объектов. Актуальность исследования именно данного концепта определяется также тем, что концепт воздушной стихии как сложная и многогранная сущность в ее вербальном воплощении в немецком языке до сих пор не становилась предметом специального изучения. А поскольку особая роль в объективации концепта и концептообразовании принадлежит метафоре, отражающей ценностные установки народа, предлагаемая в настоящей статье тема представляет собой особый научный интерес.
В ходе работы была предпринята попытка выделить, систематизировать различные виды метафорической репрезентации данного концепта, дать им лингвокультурологическую интерпретацию. Это позволило сформулировать основную цель исследования -описать метафорические единицы, репрезентирующие концепт “Naturelement Luft”, а также построить на их основе соответствующую когнитивную модель, позволяющую отразить этнокультурную специфику концепта в немецкой картине мира.
Исходя из этого, мы руководствовались следующими задачами: изучить концепт воздушной стихии “Naturelement Luft” в качестве элемента концептосферы немецкой языко-
вой культуры, установить содержательные компоненты в его структуре, выявить и систематизировать метафоры, участвующие в вербальной манифестации исследуемого концепта, а также определить структуру и описать концептуальные признаки, репрезентируемые метафорическими номинациями.
Решение данных задач должно способствовать осмыслению процесса формирования и развития концепта воздушной стихии в немецком языке, а также построению его когнитивной модели, что в итоге позволит проследить динамику метафорических представлений о воздушной стихии в немецкой языковой картине мира.
Теоретической базой исследования послужили основные положения теории метафоры (Н.Д. Арутюнова, В.Г. Гак, Д. Дэвидсон, Т. ван Дейк, Ю.И. Левин, А. А. Ричардс, Дж. Серль, Г.Н. Скляревская, В.Н. Телия), когнитивной лингвистики (А.Г. Баранов, М. Блэк, В.З. Демьянков, Е.С. Кубрякова, Дж. Лакофф, М. Джонсон, Ю.С. Степанов, А.П. Чудинов), лингвокультурологии (В .А. Маслова, В.Н. Телия, В.В. Воробьев, Ю.С. Степанов, В.И. Карасик).
Материал исследования оформлен в виде картотеки, включающей в себя 1300 метафорических выражений, извлеченных методом сплошной выборки из текстов художественной литературы, публицистических, научнопопулярных изданий, источников информации, представленной в социальных сетях, а также сведений, содержащихся в философских и энциклопедических словарях, отражающих информацию о немецкой истории и культуре.
При непосредственной работе над материалом используются преимущественно методы концептуального анализа, когнитивного моделирования. При обобщении, систематизации и интерпретации результатов наблюдений применялся описательный метод. Кроме того, были использованы элементы контекстуального и количественного анализа. Отметим, что в процессе исследования привлекаются не только собственно лингвистические, но и общефилологические, лингвокультурологические данные, что позволяет представить анализируемый объект с учетом национального своеобразия немецкой культуры.
Далее перейдем к основному понятийному аппарату настоящего исследования.
Следует отметить, что для получения объективных исследований необходимо обобщение знаний, полученных в рамках разных наук. Поэтому настоящее исследование выполняется в рамках синтеза современного перспективного направления в языкознании - когнитивной лингвистики и лингвокультурологии. Е.С. Кубрякова отмечает, что когнитивная лингвистика и лингвокультурология развиваются в рамках одной общей научной сферы — когнитивной федерации наук [3]. Единым положением для вышеназванных направлений является интегративный подход к изучению языка, а также пристальное внимание к соотношению «язык — человек». Однако сближение двух дисциплин не означает полного единства, так как, несмотря на сходные черты, очевиден факт разграничения данных понятий.
Когнитивная наука, таким образом, объединяет дисциплины, изучающие «язык мысли». Разрешение насущных проблем концептуального анализа в рамках когнитивной науки видится в последовательном изучении языковых проявлений деятельности человеческого сознания [3, с. 34-38]. Важную роль при этом играет изучение того, как именно человек воспринимает и концептуализирует действительность, какие факторы объективного и субъективного характера имеют определяющее значение в формировании картины мира определенным этносом.
Под процессом категоризации мы понимаем деление мира на категории, т. е. выделение в нем групп, классов, категорий аналогичных объектов или событий [4, с. 23]. Мы обратились к изучению «естественной категории» окружающего мира, которая существует в сознании человека и осмысливается как сфера «Воздушная стихия» в виде многочисленных метафорических номинаций, отражающая мировоззрение народа в наивной и научной картине мира.
Центральным понятием в нашей работе является понятие концептуализации, под которым мы понимаем определенный способ обобщения человеческого опыта. «Целью процесса концептуализации является осмысление всех ощущений, всей информации, приходящей к человеку в результате работы органов чувств и оценки этой деятельности в терминах концептов» [5, с. 319].
Язык, будучи одной из когнитивных способностей человека, обладает возможностью создавать вариативные способы представления воздушной стихии. Он обеспечивает поступление информации о характеристиках объективного мира в концептуальную систему человека, а также помогает обобщить всю информацию, поступающую по другим каналам. Другими словами, сфера «Воздушная стихия», получая лексическое оформление, имеет множественную репрезентацию в языке, что свидетельствует о ее неоспоримой значимости для концептуальной системы целого народа.
Специфика концептуализации воздушной стихии на уровне лексики заключается в том, что человек осмысливает характеристики мира в его единичных объектах и понятиях. Данный процесс связан с формированием представлений о качественных характеристиках изучаемого объекта, концептуализация воздушной стихии на лексическом уровне языка связана со способностью человека выделять ту или иную актуальную на данный момент характеристику явления действительности. Таким образом, происходит формирование вербализованного знания о воздушной стихии как онтологической сущности, отраженного в лексических значениях языковых единиц.
Основной формой категоризации и главным средством концептуализации, как признают ученые, является концепт, ставший предметом описания в трудах зарубежных и отечественных ученых: В. фон Гумбольдта, Дж. Лакоффа, М. Минского, Ч. Филлмора, А. Вежбицкой, Ю.С. Степанова, Е.С. Куб-ряковой, А.П. Бабушкина, З.Д. Поповой, И.А. Стернина и др. В отечественной и зарубежной лингвистике осуществляется активное изучение природы концепта, методов его исследования и способов репрезентаций.
Отметим, что на данный момент существуют различные типологии концептов в зависимости от основного принципа, положенного в основу дифференциации. Наиболее универсальной, на наш взгляд, и актуальной для настоящей работы является классификация концептов по трем понятийным классам, используемая М.В. Пименовой: первый
класс - базовые концепты, к этому разряду можно отнести те концепты, которые составляют фундамент языка и всей картины мира,
1ЗЗ
среди них космические концепты, социальные концепты, психические (духовные) концепты; второй класс образуют концепты-дескрипторы, которые квалифицируют базовые концепты; представляющие третий класс концепты-релятивы реализуют типы отношений [5, с. 81-82].
В центре настоящего исследования -лексические единицы, репрезентирующие концепт воздушной стихии “Naturelement Luft”, поэтому исследуемый нами концепт мы причисляем к классу космических концептов, который включает следующие субклассы: а) метеорологические концепты (погода, осадки, ураганы, гроза, дождь, гром, снег); б) биологические концепты, в) ландшафтные концепты, г) предметные концепты, включая артефактные концепты. Таким образом, исследуя концепт воздушной стихии “Naturelement Luft” мы рассматриваем космический концепт, а именно подкласс метеорологические концепты.
Обобщая и анализируя результаты исследований ученых-лингвистов в области изучения термина «концепт», мы будем придерживаться следующего определения: концепт воздушной стихии “Naturelement Luft” -это универсальный феномен, содержащий коммуникативно-значимую информацию,
отражающую языковой и культурный опыт отдельной личности, языкового коллектива и нации в целом о данном объекте действительности, функционирующий в языковом сознании. Необходимо подчеркнуть, что помимо понятийной основы концепт воздушной стихии включает в себя и социо-психо-культурную часть, которая не столько мыслится носителем языка, сколько переживается им; она включает ассоциации, эмоции, оценки, национальные образы и коннотации, присущие данной культуре [6, с. 36]. Таким образом, изучая концепт воздушной стихии мы акцентируем наше внимание и на целостном отражении факта действительности посредством единицы оперативного сознания, т. е. концепта воздушной стихии, и на отражении в концепте культурной и исторической памяти народа, из чего следует, что в рамках настоящего исследования мы используем синтез лингвокогнитивного и лингвокультурологического направления в исследовании концепта воздушной стихии “Naturelement Luft”.
Говоря о проблемах категоризации и концептуализации окружающей действительности, следует отметить важную роль когнитивной метафоры, которая может рассматриваться как механизм, приводящий во взаимодействие и познавательные процессы, и эмпирический опыт, и культурное достояние коллектива, и его языковую компетенцию, чтобы сделать наглядной невидимую картину мира - создать ее языковую картину за счет вербально-образных ассоциаций ее слов и выражений [6, с. 29]. Когнитивная метафора играет важную роль в создании картины мира (как концептуальной, так и языковой), что актуально для описания объекта настоящего исследования - концепта воздушной стихии “Naturelement Luft”.
Будучи не только фактом языка, но и мышления, метафора обеспечивает концептуализацию обширных областей человеческого опыта. В когнитивной лингвистике принят широкий подход к выделению метафор по содержательным признакам. Метафорами следует признать те образные построения, которые имеют в качестве когнитивной основы уподобление объектов, относящихся к разным областям онтологии [7]. При таком подходе важным является не отдельно взятая метафора, характеризующая фрагмент мира, а вся система метафорических моделей.
Под метафорической моделью мы понимаем существующее в сознании носителей языка типовое соотношение семантики находящихся в отношениях непосредственной мотивации первичных и вторичных значений, являющееся образцом для возникновения новых вторичных значений. Как следствие этого процесс образования метафорической модели основан на взаимодействии двух структур знаний - когнитивной структуры «источника» и когнитивной структуры «цели». В процессе метафоризации некоторые области цели структурируются по образцу источника, т. е. происходит «метафорическая проекция» или «когнитивное отображение» [8].
С понятием метафорической модели тесно связано понятие фрейма, в когнитивной интерпретации фрейм рассматривается как форма ментального представления концепта, т. е. концептуальная структура, единица ментального пространства [9]. Приводятся убедительные доводы в пользу того, что именно язык фреймов очень удобен для
описания процессов метафоризации, потому что это - типичный метаязык представления знаний, который не делает различий между лингвистической и экстралингвистической информацией [8]. В настоящем исследовании мы понимаем фрейм как схематизированное представление концепта воздушной стихии, т. е. придерживаемся той точки зрения, что концепт воздушной стихии организуется посредством различных фреймов, которые являются носителями когнитивно упорядоченной информации. Например, при описании метафорической модели «Воздушная стихия -это человек», мы рассматриваем следующие ее фреймы: «имена человека», «части тела и органы человека», «жизненный цикл организма» и др. Кроме того, нам представляется справедливым рассмотрение фрейма как модели знания (как научного, так и обыденного) об основных концептах.
При анализе практического материала, используя метод метафорического моделирования, нас интересуют модели сферы-источника, сферы-цели и продуктивность данных моделей. С опорой на данное положение формируется корпус настоящего исследования, который составляет выявленные нами в ходе анализа практического материала метафорические выражения, номинирующие действия воздушной стихии.
В процессе исследования нами были выделены основные метафорические модели, отражающие проявления воздушной стихии, и ее составляющие, к которым относятся исходная понятийная область (сфера-источник), новая понятийная область (сфера-цель), типовые для данной модели фреймы с составляющими их слотами.
Проанализировав полученный материал, мы определили 6 в количественном отношении наиболее полно представленных групп метафорических моделей, объединенные сферой-источником. На основании этого нами выделяются антропоморфная, зооморфная, морбиальная, милитарная, артефактная и религиозная метафора, например: “Zamorra” flüsterte der Wind, raunten die Tannen. “Komm, Zamorra! ” Nein, das war kein Locken, kein Flehen mehr. Der Wind verwandelte sich in einen Orkan, peitschte die hohen Bäume (www.gruselromane.de). Orkan kommt, aber beißt noch nicht (www.n-tv.de). Spielt das Wetter verrückt, ist es gut, die richtigen Versicherungen
in der Tasche zu haben. Millionen Geschädigte, die unter den heftigen Unwettern zu leiden haben, werden von den Assekuranzen kein Geld sehen (www.focus.de). Die Nacht nach der Schlacht. Viele Tote nach Orkan in Spanien und Frankreich. Durch das Unwetter starben in Spanien fünf Menschen, in Frankreich gab es mindestens vier Tote (www.welt.de). Der Orkan kam erst mit kleinen Böen, dann “zog der Wind die Daumenschrauben an”, wie es Feuerwehr-Einsatzleiter Rolf Tscherney beschrieb (www.rp-online.de). In diesem Fall erscheint der Hurrikan wie ein Gottesurteil, der die Stadt Galveston bestraft, in der - wie uns Lansdale beschreibt - Verhältnisse wie in Sodom und Gomorrha herrschen (www.dradio.de) (примеры приведены по порядку перечисления типов метафор).
Согласно классификации Дж. Лакоффа и М. Джонсона [10], метафоры, относящиеся к данным группам, представляют собой онтологические метафоры, отождествляющие части человеческого опыта с объектами или веществами.
В ходе исследования мы также выделяем наиболее часто актуализируемые слоты используемых фреймов. Целенаправленный анализ функционирующих метафорических моделей в системе языка способствует выявлению тенденций развития мировоззрения народа, а именно составлению метафорического образа воздушной стихии в немецкой языковой картине мира. В свою очередь, под метафорическим образом воздушной стихии мы понимаем устойчивое представление об объекте окружающего мира, структурированное благодаря набору метафорических моделей, не обладающее точным сходством с оригиналом и формирующее у человека совокупность культурно-специфических ассоциативных связей.
Предварительный анализ данных позволяет сделать вывод, что при описании метафорического образа воздушной стихии в немецкой языковой картине мира преобладают антропоморфные метафоры, таким образом, происходит либо персонификация, представление природных явлений в образе человека, либо олицетворение - перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные. Значительное количество антропоморфных метафор свидетельствует о том, что сфера «Живая природа» является важным источником концептуализации окружающего
мира в немецкой языковой картине мира: Das Schiff ist ganz weit fort. Und der Sturm schläft (www.jungschar.untermais.net). Der Sturm wird kommen - der Sturm erwacht. Der Sturm wird kommen - mit aller Macht (www.newhate-zine.com). Doch noch hatte “Emma” ihren Hunger nicht gestellt. Bevor sie sich aus Lülsfeld verabschiedete, hinterließ sie im Brünnauer Wald auf der linken Seite der Straße nach Järkendorf ihren letzten Gruß, in dem sie nochmals eine Schneise der Verwüstung zog (www.ug-sanel-sw.de).
При этом рассмотренные средства языковой репрезентации исследуемого концепта позволяют выделить нам амбивалентный признак (воздушная стихия воспринимается и как положительное, и как отрицательное явление). С помощью концептуальных метафор воздушная стихия концептуализируется как враждебно настроенное, психически нездоровое существо, отражая явно отрицательную коннотацию (Monster ‘Wilma’ tobt unablässig mit zerstörischer Kraft über mexikanischen Halbinsel Yucatan... und schluckte alles auf seinem Weg) (www.wetterspiegel.de). Вместе с тем воздушная стихия может и не иметь четко выраженной отрицательной коннотации, либо обладать положительными качествами: Der Sturm spielt auf zum Tanze, er pfeift und saust und brüllt (de.wikisource.org). Orkan “Kyrill” schenkt Millionen Ameisen das Leben (www.welt.de). Orkantief “Friedjof” bleibt friedlich (www.augsburger-allgemeine.de).
Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: концепт воздушной стихии “Naturelement Luft” представляет значимый фрагмент действительности для немецкой языковой картины мира, обусловливая тем самым актуальность настоящего исследования, характеризуется образной и эмоциональной (как положительной, так и отрицательной) составляющей, благодаря которой создается возможность составить универсальное представление о данном концепте. А использование метода метафорического моделирования способствует более полной, на наш взгляд, систематизации языковых единиц исследуемого концепта.
Обосновав в настоящей статье актуальность исследования концепта воздушной стихии “Naturelement Luft”, мы попытались показать возможные подходы к описанию соответствующего фрагмента немецкой кар-
тины мира с позиций новизны исследуемого объекта.
Исходя из предварительного обобщения полученных результатов можно сделать вывод, что образ воздушной стихии создается с помощью концептуальных метафор, основными сферами-источниками метафорической проекции являются сферы «Живая природа» (антропоморфная и зооморфная метафоры), «Война», «Болезнь», «Механизм» и «Божий суд», при этом доминирующей метафорической моделью при описании действий стихии является модель «Воздушная стихия - это человек». Выделяемые в проанализированном материале концептуальные модели позволяют предположить следующий ход развития образа воздушной стихии в немецкой языковой картине мира: первоначальной моделью считалась мифологическая картина мира, при которой действия стихии уподоблялись человеку и животному, далее с приходом религии появилась религиозная метафора, отождествлявшая природные катастрофы с наказанием Бога за грехи человечества. На современном этапе развития общества, к этому списку добавились три образа воздушной стихии: 1) милитарная метафора, что объясняется милитаризацией сознания; 2) представление стихии в образе большого действующего механизма вследствие развития технократического общества; 3) уподобление природных катастроф болезнетворному организму в связи с ростом влияния медицинских технологий.
Как следует из предпринятого теоретического обоснования, концепт воздушной стихии “Naturelement Luft” - это универсальный феномен, содержащий как коммуникативно-значимую информацию, так и оценочный компонент, отражающий восприятие человеком окружающего мира.
1. Бэ Сон Хен. Концепт ВОЗДУХ в современном русском языке: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2006.
2. Ливенец И.С. Концепт ВОЗДУХ в русском национальном сознании // Вестник Челябинского государственного университета. 2007. № 5. С. 23-34.
3. Кубрякова Е. С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика - психология -когнитивная наука // Вопросы языкознания. 1994. № 4. С. 34-47.
4. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: курс лекций по английской филологии. Тамбов, 2000.
5. Пименова М.В. Коды культуры и проблема классификации концептов // Язык. Текст. Дискурс: межвузовский научный альманах. Ставрополь, 2007. Вып. 5. С. 78-85.
6. Серебренников Б.А. К проблеме сущности языка // Общее языкознание: формы существования, функции, история языка. М., 1970.
7. Кобозева И.М. К формальной репрезентации метафор в рамках когнитивного подхода // Компьютерная лингвистика и интеллектуаль-
ные технологии: труды международного семинара Диалог. 2002. М., 2002. С. 188-194.
8. Баранов А.Н. Предисловие редактора // Ла-кофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М., 2004.
9. Проскуряков М.Р. Концептуальная структура текста. СПб., 2000.
10. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Теория метафоры. М., 1990. С. 387-415.
Поступила в редакцию 11.12.2011 г.
UDC 811.112
THEORETICAL BASES OF LINGUOCULTURAL DESCRIPTION OF CONCEPT OF AIR ELEMENT “NATURELEMENT LUFT” IN GERMAN LANGUAGE PICTURE OF WORLD
Anna Viktorovna GRACHEVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of German Philology Department, e-mail: [email protected]
The article is devoted to the research of concept of air element “Naturelement Luft” in a German language picture of the world as a linguocultural phenomenon. The analysis of metaphors, which the concept “Naturelement Luft” represents, is carried out. Results of research show that above-named concept represents reflection of perception by the person of the world, and as consequence of it - a model of the world, which has the high importance for a German language culture.
Key words: concept of air element “Naturelement Luft”; world picture; metaphorical representation; conceptualization; categorization; metaphorical model.