Научная статья на тему 'План выражения концепта: способы языковой репрезентации'

План выражения концепта: способы языковой репрезентации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2689
432
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / ЯЗЫКОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СЕТКА / CONCEPT / LANGUAGE REPRESENTATION OF CONCEPT / CONCEPTUAL GRID

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Межибо Татьяна Геннадиевна

Статья дает представление об одном из двух планов раскрытия концепта плане выражения, содержащем информацию о способах языковой репрезентации концепта и представляющем собой начальный этап познания мыслительной категории. Освещая основные способы языковой репрезентации концепта, их взаимозаменяемость и корреляцию, работа представляет интерес для широкого круга читателей и может быть использована в практике вузовского преподавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article gives the notion about one of two plans concept revelation a plan of expression, containing information on the way of language representation of the concept and presenting itself initial stage of the cognition to categories of thought. Elucidating the major ways of language representation of the concept, their mutual substitution and correlation, the work intended for broad readership and can be used in practical person higher school teaching.

Текст научной работы на тему «План выражения концепта: способы языковой репрезентации»

ПЛАН ВЫРАЖЕНИЯ КОНЦЕПТА: СПОСОБЫ ЯЗЫКОВОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ

Т.Г. Межибо

Статья дает представление об одном из двух планов раскрытия концепта - плане выражения, содержащем информацию о способах языковой репрезентации концепта и представляющем собой начальный этап познания мыслительной категории. Освещая основные способы языковой репрезентации концепта, их взаимозаменяемость и корреляцию, работа представляет интерес для широкого круга читателей и может быть использована в практике вузовского преподавания.

Ключевые слова: концепт, языковая репрезентация концепта, концептуальная сетка.

Концепт - оперативная структурированная единица сознания, образование, обладающее четкой внутренней структурой, подчиненной ряду исходных принципов: выделяются ядро и периферия, относящиеся к плану содержания концепта, и его план выражения, репрезентированный в своих вариативных формах, зачастую зависящих от плана содержания концепта, от коммуникативных возможностей и потребностей человека. Иногда план выражения концепта, его «внешний вид», относят к периферийной области.

План выражения концепта содержит информацию о способах языковой репрезентации концепта. Часто разговору о представлении концепта в языке отводят значительно меньше места (в отличие от плана содержания). С одной стороны, это объясняется незначительностью темы (по мнению отдельных исследователей), поскольку языковеды четко определили для себя все пункты по данному вопросу. С другой стороны, - тем. что эти пункты совпадают во многих концепциях.

Языковую репрезентацию концепта неслучайно называют именно «языковой», поскольку вне языка таковой быть не может. Владение языком составляет одну из важнейших отличительных черт человеческой природы. Это и условие развития, и продукт человеческой культуры. «Будучи средством выражения и сообщения мыслей, язык связан с мышлением и служит орудием формирования категорий мысли и, шире, сознания» [1]. Размышляя о языке как «доме духа», Ю.С. Степанов подчеркивает: «...язык - это и «дом логики», и «дом знания», и «дом философствования» [2].

Язык - основное средство познания мира и общения. Последнее возможно в вербаль-

ной и невербальной формах. Большинство исследователей считает одним из условий репрезентации концепта обязательную его вербализацию, т. е. концепт может быть выражен только вербальными средствами языка (слово, словосочетание, предложение ит. д.).

Согласно другой точке зрения, «часть концептуальной информации имеет языковую «привязку», т. е. способы их языкового выражения, но часть этой информации представляется в психике принципиально иным образом, т. е. ментальными репрезентациями другого типа - образами, картинками, схемами и т. п.» [3]. Например, нам не составляет труда отличить елку от сосны не потому, что в нашем сознании появляются группы разных признаков или различные концептуальные объединения, а потому, что различаем их без труда зрительно и концепты этих деревьев даны, прежде всего, в форме мысленной картинки.

Бесспорно, самые важные концепты фиксируются именно в языке. Достаточно часто слышны утверждения о том, что ключевые для человеческой психики концепты находят свое отражение в грамматике языков и именно грамматическая категоризация формирует концептуальную сетку, каркас для расформирования всего концептуального материала, представленного лексически [3].

Следующий подход к способам репрезентации концепта можно проиллюстрировать примером Ю.С. Степанова, который считает, что, кроме основной формы концептов (имени и словосочетания), могут существовать и другие, поскольку концепты «могут «парить» над концептуализированными областями, выражаясь как в слове, так и в образе или материальном предмете» [4]. Здесь концепт способен выражаться не только в вербальной или ментальной форме, но и в

материальной (предмете), т. е. это может касаться не какой-то информационной части содержания концепта, а полноценной мыслительной единицы. О подобном рассуждает и Д.А. Щукина: «языковая экспликация концептов осуществляется через ключевые слова и мотивы, которые могут рассматриваться и в рамках отдельного художественного произведения, и в контексте творчества писателя, и в интертекстуальных связях» [5].

Таким образом, в области выражения концепта нет ограничения собственно словесным языком, т.к., на наш взгляд, это очень узкая сфера представления для подобной «глобальной» единицы сознания, репрезентация которой может осуществляться и в невербальной форме - кинетической. Кинетическая система предстает как отчетливо осознаваемое свойство общей моторики различных частей тела (рук - жестикуляция, лица - мимика, позы - пантомимика).

Не всегда язык (как речевая деятельность) оказывается - в силу различных причин - возможен как способ реализации человеческой потребности. В таком случае индивид прибегает к использованию других инструментов общения. «...Естественной для человека является не речевая деятельность, а способность создавать язык, т. е. систему дифференцированных знаков, соответствующих дифференцированным понятиям» [6]. «Одно и то же сообщение, построенное на основе некоего данного языка, может транслироваться разными средствами», например, в одном ряду стоят письменное сообщение и оно же, но переданное азбукой Морзе или в форме текста для слепых [7]. Любое дополнительное средство общения признается таковым, если оно, будь то даже сигнал или жест, может быть переведено «в словесную форму, или, иначе, в форму дискретных знаков, отвечающих дискретным понятиям нашего естественного языка» [7].

Широкий взгляд на проблему репрезентации концепта отмечаем у Ю.С. Степанова. Также концепт может быть представлен в виде какого-то изображения, мелодии, танца, скульптурного или архитектурного произведения искусства (или их части) и т. д.

Интересно реализуется концепт «черт» в рисунках, изображающих этого демона, особенно если они сделаны неосознанно, например, во время телефонного разговора,

т. к. получившиеся очертания лучше всего передают потаенную часть человеческой души. Судя по тому, как человек изобразил этого демона, о нем можно сказать следующее. Чертик, изображенный в движении, характеризует «художника» как человека, приспособленного к повседневной жизни, сомневающиеся в себе люди обычно изображают неустойчивого чертика, норовящего взлететь или упасть, или только верхнюю часть его туловища. Чертик, который изображен в полете или просто с крылышками за спиной, говорит о целеустремленности и больших творческих возможностях человека. Что же касается отношения человека к своему абоненту, рисунок указывает на негативное восприятие разговора [8]. Относительно точки зрения, изложенной в кратком словаре когнитивных терминов, то нам она кажется вполне естественной. Действительно, какая-то содержательная доля концепта вполне может быть передана в какой-то ментальной форме. Однако основной формой репрезентации концепта был и остается словесный знак.

Мы разделяем точку зрения В.А. Масловой, которая не ограничивает сферу выражения концепта только лексическими средствами - она относит к ней и фразеологические, и паремиологические, и другие формы языка [9]. Приведем несколько примеров способов выражения концепта «черт». Дал Бог денежку, а черт дырочку (глотку); и пошла Божья денежка в чертову дырочку! Тещу в дом - черта в дом. Черта нянчить -не унянчитъ. Я за порог (за пирог), а черт поперек! Однако все представленное количество форм сводится к одной доминанте, общей форме, наиболее четко и полно представляющей содержание концепта, в связи с чем она сама может быть заявлена только как слово (или словосочетание), однако приоритет отдается все-таки однословной доминанте. Доминанта реализует функцию имени концепта. Например, формы концепта «черт его возьми», «около святых черти водятся», «нечистый», а имя - слово «черт». Имя концепта несет в себе как номинативный, так и содержательный заряды, что видно из многоуровневого анализа данной единицы.

Перечислив наиболее часто встречающиеся способы языковой репрезентации, мы еще раз подтвердили мысль о способности

концепта к разного рода превращениям, подобным тем, что способен принимать и сам язык. Одно и то же сообщение может быть передано не только с помощью речи, но и невербальным образом, к тому же последний довольно часто оказывается более универсальным, поскольку язык танца или мелодии не нуждается в перекодировке, переводе на язык другого народа. Между тем одна из важнейших черт концепта - вербализован-ность.

Концептом возможно считать только ту мыслительную категорию, которая может быть словесно оформлена. Это ее основной вид. Если данное условие выполняется, тогда концепт способен принимать и невербальный облик, что особо актуально для людей с ограниченными возможностями. К тому же одна часть содержания мыслительной категории может быть выражена вербально, а другая - невербально, и в данном случае необязателен перевод содержания высказывания в словесную форму.

План выражения концепта - внешняя оболочка данной мыслительной категории, объединяющая наибольшее число носителей языка по степени использования различных форм, репрезентирующих концепт. Познание последнего начинается именно с его модификаций, однако полное раскрытие концепта, и способов его языкового выражения в частности, возможно только на определенный промежуток времени, т. к. постоянная «информационная атака» на различные уровни содержания мыслительной единицы будет препятствовать завершению познавательного процесса.

1. Русский язык. Энциклопедия / гл. ред. Ф.П. Филин. М., 1979. С. 410.

2. Степанов Ю.С. Изменчивый «образ языка» в науке XX века // Язык и наука 20 века. М.,

1995. С. 7-8.

3. Кубрякова Е.С. Концепт // Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М.,

1996. С. 91.

4. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. М., 2004. С. 75-76.

5. Щукина Д.А. Пространство в художественном тексте и пространство художественного текста. СПб., 2003. С. 36.

6. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. Труды по языкознанию. М., 1977. С. 233.

7. Панов Е.Н. Знаки, символы, языки. М., 1983. С. 47-67.

8. Ланская А. Язык рисунка. Характер человека -как на ладони. М., 2003. С. 149-151.

9. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика. Мн., 2004. С. 27.

Поступила в редакцию 30.10.2007 г.

Mezhibo T.G. Plan of the expression of concept: ways of language representation. The article gives the notion about one of two plans concept revelation - a plan of expression, containing information on the way of language representation of the concept and presenting itself initial stage of the cognition to categories of thought. Elucidating the major ways of language representation of the concept, their mutual substitution and correlation, the work intended for broad readership and can be used in practical person higher school teaching.

Key words: concept, language representation of concept, conceptual grid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.