Научная статья на тему 'Хрущёвская антирелигиозная кампания 1954-1964 гг. : практическая реализация и результаты'

Хрущёвская антирелигиозная кампания 1954-1964 гг. : практическая реализация и результаты Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3212
398
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / АТЕИСТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ I / МИТРОПОЛИТ НИКОЛАЙ (ЯРУШЕВИЧ) / STATE-CHURCH RELATIONS / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / ATHEISTIC POLICY / ALEXY I PATRIARCH OF MOSCOW & ALL RUS'' / METROPOLITAN NICHOLAS (WORLDLY YARUSHEVICH)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зинчук Сергей Михайлович

Статья раскрывает инструментальный комплекс хрущевских гонений в процессе принятия государственными структурами специальных нормативно-правовых актов, ущемлявших права верующих, реализации широкого спектра экономических санкций, направленного на подрыв хозяйственной базы Русской православной церкви (далее РПЦ), проведения антирелигиозной пропаганды, в том числе с активным участием людей, открыто порвавших с религией. Все это было направлено, прежде всего, на советскую молодежь и предполагало широкое использование административного ресурса для давления на духовенство и мирян. Вместе с тем в условиях относительного ослабления тоталитарного режима как результата развенчания культа личности И.В. Сталина и политики «оттепели» верующие имели возможность правовыми методами защищать свои религиозные права, тогда как в 20-30-е гг. ХХ в. государство использовало против духовенства и мирян неприкрытое насилие. Очевидно, что Н.С. Хрущёву приходилось учитывать возросшую роль РПЦ в советском обществе после Великой Отечественной войны и частичное потепление в государственно-церковных отношениях в 1940-х начале 1950-х гг., однако, несмотря на все мероприятия антирелигиозной кампании, она потерпела неудачу. Такой итог объяснялся неэффективностью методов её реализации, их недостаточной продуманностью при использовании против верующих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Зинчук Сергей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nikita Khrushchev's anti-religious campaign of 1954-1964: practical implementation and results

The article reveals the instrumental complex of Nikita Khrushchev's persecutions in the process of adoption by state structures of special normative and legal acts that violated the rights of believers, the realisation of a wide range of economic sanctions aimed at undermining the economic base of the Russian Orthodox Church (hereinafter the ROC), carrying out anti-religious propaganda, including with the active participation of those who had deserted religion on display. All this was addressed, first of all, to the Soviet youth and assumed a wide use of the management reserves to exert pressure on clergy and laity. At the same time, under conditions of a relative loosening of the totalitarian regime as a result of the debunking of Joseph Stalin's cult of personality and the policy of the so-called "thaw", believers had a legal opportunity to protect their religious rights unlike in the 1920s to 1930s, when the state used undisguised violence against clergy and laity. It is obvious that Nikita Khrushchev had to take into account the the ROC's increased role in the Soviet society after the World War II and partial improvement of state-church relations in the 1940s the early 1950s; however, despite all the activities of the anti-religious campaign, it had failed. Such a result was due to inefficiency of the methods of its realisation, their lack of reasoning when used against believers.

Текст научной работы на тему «Хрущёвская антирелигиозная кампания 1954-1964 гг. : практическая реализация и результаты»

УДК 94(470)"20'" ; 271.2

Зинчук Сергей Михайлович

Костромской государственный университет zinchuk_sergej@mail.ru

ХРУЩЕВСКАЯ АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ КАМПАНИЯ 1954-1964 ГГ.: ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Статья раскрывает инструментальный комплекс хрущевских гонений в процессе принятия государственными структурами специальных нормативно-правовых актов, ущемлявших права верующих, реализации широкого спектра экономических санкций, направленного на подрыв хозяйственной базы Русской православной церкви (далее -РПЦ), проведения антирелигиозной пропаганды, в том числе с активным участием людей, открыто порвавших с религией. Все это было направлено, прежде всего, на советскую молодежь и предполагало широкое использование административного ресурса для давления на духовенство и мирян. Вместе с тем в условиях относительного ослабления тоталитарного режима как результата развенчания культа личности И.В. Сталина и политики «оттепели» верующие имели возможность правовыми методами защищать свои религиозные права, тогда как в 20-30-е гг. ХХ в. государство использовало против духовенства и мирян неприкрытое насилие. Очевидно, что Н.С. Хрущёву приходилось учитывать возросшую роль РПЦ в советском обществе после Великой Отечественной войны и частичное потепление в государственно-церковных отношениях в 1940-х - начале 1950-х гг., однако, несмотря на все мероприятия антирелигиозной кампании, она потерпела неудачу. Такой итог объяснялся неэффективностью методов её реализации, их недостаточной продуманностью при использовании против верующих.

Ключевые слова: государственно-церковные отношения, Русская православная церковь, атеистическая политика, патриарх Алексий I, митрополит Николай (Ярушевич).

Исторический опыт показывает важность го сударственно -церковного компромис -са для каждого общества в любой период его развития. В связи с этим возрастает актуальность исследования взаимоотношений Церкви и государства в советский период, когда гонения на верующих были частью официальной политики правящей коммунистической партии. И вопреки имеющимся государственным ресурсам, настойчивости и последовательной реализации антицерковной политики, постоянному давлению на священнослужителей и мирян, ее результативность была далека от планируемого уничтожения религии и церкви. Вопрос о причинах провала и неэффективности различных антирелигиозных кампаний и уникальной, мистической жизнеспособности Церкви, способной выстоять даже в тяжелейшие годы неприкрытых репрессий, представляет несомненный интерес. Одним из таких периодов является правление Н.С. Хрущева, одного из советских лидеров-«адептов» антиклерикализации общества.

Возможность новых гонений на религию после относительного послабления к ней советского режима была вполне ожидаемой. Уже сталинское правительство начинает терять интерес к Церкви как потенциальному инструменту своей внутренней и внешней политики. К примеру, в 1948 г. в СМИ постепенно выходят статьи, призывающие активизировать антирелигиозную пропаганду, так как религия как таковая рано или поздно должна естественным образом исчезнуть. Впрочем, вскоре для властей становится очевидным, что одной пропаганды недостаточно: так, в Постановлении ЦК КПСС от 7 июля 1954 г. «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения» Церковь и секты рассматривались, по сути, как тождественные понятия: призыва-

лось ограничить их деятельность по привлечению к себе молодежи и ограничить влияние религии на молодых людей. Власти отлично понимали, что после Великой Отечественной войны число верующих в советском обществе возросло: режим тревожило, что Церковь активизировала привлечение к себе граждан, «...отправляющих религиозные обряды» [8, с. 9-10]. Вскоре после смерти И.В. Сталина в 1953 г. стартовала очередная антирелигиозная кампания: развернувшись на полные обороты при Н.С. Хрущеве в 1958-1964 гг., она официально декларировалась как составная часть «восстановления ленинских норм» в правящих структурах СССР, но главное - по причине религиозного пафоса его коммунистической наивности и марксистско-ленинской ортодоксии. Положения в коммунистической идеологии об естественном отмирании религии по мере развития социализма Н.С. Хрущев рассчитывал во многом (хотя, очевидно, далеко не во всём) воплотить в жизнь в связи с объявленной им на XXII съезде КПСС программой построения коммунизма к 1981 г., где вере в Бога уже не было бы места. Дополнительно данное направление было озвучено и в четвёртой Программе Коммунистической партии в 1961 г.: религия там представлялась как «пережиток капитализма в сознании и поведении людей», а борьба против Церкви - «составной частью работы [КПСС] по коммунистическому воспитанию» [9, с. 121-122].

Активизируя антирелигиозную кампанию, власти отлично понимали, что необходимо создать новый комплекс санкций для верующих - стала проводиться работа над созданием новой нормативной базы для будущих гонений. К примеру, уже в октябре 1960 г. был обновлен Уголовный кодекс РСФСР: нововведением стало изменение содержания статьи 142 («Нарушение законов об отделении

© Зинчук С.М., 2019

Вестник КГУ^ № 1. 2019

71

церкви от государства»), наказание по которой было увеличено до 3 лет лишения свободы.

Алексий I несколько раз пытался привлечь внимание управляющего Совета по делам РПЦ Г.Г. Карпова, отмечая рост мнения среди верующих о бездействии патриарха в сложившейся обстановке [4, с. 324]. Впрочем, Карпов предпочел проигнорировать все его обращения по этому поводу. Одной из наиболее решительных попыток Алексия I сдержать напор новой антирелигиозной кампании можно считать его выступление на заседании Конференции советской общественности за разоружение 16 февраля 1960 г.: «Церковь Христова, полагающая своей целью благо людей, от людей же испытывает нападки и порицания... что могут значить все усилия человеческого разума против христианства, если. Сам Иисус Христос и дал обетование непоколебимости Церкви, сказав, что и врата адова не одолеют Церкви Его» [12, с. 34]. По сути, данные слова не содержали в себе открытой критики существующего строя, однако ответ советских властей не заставил себя долго ждать: после 1959 г. было закрыто около 7 тыс. церквей: основоположники послевоенной системы государственно-церковных отношений - митрополит Николай (Ярушевич) и Г.Г. Карпов (председатель Совета по делам РПЦ) - были сняты со своих постов в 1960 г. Кроме того, за период с 1 января 1960 г. по 1 января 1961 г. общее количество православных храмов по стране сократилось с 12 963 до 11 571. Вообще за 1960 г. в стране не было открыто ни одного храма. Стоит отметить, что до 1959 г. сокращение действующих храмов частично можно было оправдывать миграцией населения в города и сокращением сельского населения.

Усилилась антирелигиозная работа спецслужб - так, в конце 1959 г. сотрудники КГБ дали распоряжение давно связанному с ними профессору Ленинградской духовной академии А. А. Осипову открыто заявить о своем разрыве с Церковью. В отделе официальной пропаганды ЦК появились два его труда: «Об общем положении православия в СССР» и «Об антирелигиозной работе», написанных им по указке спецслужб и растиражированных в советских СМИ. Используя инструменты в виде подкупов, угроз, шантажа, клеветы в конце 1950-х - начале 1960-х гг. режиму удалось склонить к отказу от сана около 200 православных священников [14, с. 366-367]. К примеру, в Костромской епархии священник Покровской церкви с. Шунга Александр Маёров (был настоятелем данного прихода с 07 мая 1957 г. по 22 июня 1960 г.) обратился к правящему епископу с прошением от 12 июня 1960 г., в котором сообщал, что «порывает с религией и снимает с себя священный сан». 16 июня он публично подтвердил свой поступок в местной газете «Северная Правда», куда отправил свою статью «Я порываю

с религией», где представил внутрицерковную жизнь в самых непривлекательных тонах. В итоге правящий епископ Пимен удовлетворил его просьбу, в результате чего Александр Маёров был лишен сана священника [3]. Впрочем, несмотря на использование режимом подобных ренегатов для агитационной пропаганды, к ожидаемому перелому в антирелигиозной кампании это не привело, поэтому от подобной практики затем пришлось отказаться. Справедливости ради стоит отметить, что многие из священников-ренегатов уже к середине 1960-х гг. спились, покончили жизнь самоубийством, некоторые просили своих архиереев о прощении [12, с. 367], что явно свидетельствовало о кризисе кампании. Священный Синод еще 30 декабря 1959 г. принял решение клириков, «похуливших Имя Божие, считать извергнутыми из священного сана и лишенными всякого церковного общения» [6, с. 20].

Партия резонно полагала, что митрополит Крутицкий и Коломенский Николай, будучи весьма авторитетным церковным иерархом, в ближайшей перспективе станет оплотом всех недовольных в Патриархии и теоретически сможет сплотить определенную церковную группировку, потенциально способную создать проблемы властям. Его активные протесты против новой волны антирелигиозной кампании привели к тому, что при участии спецслужб митрополит был смещен со всех церковных постов, в результате чего затем 13 декабря 1961 г. умер в Боткинской больнице при невыясненных обстоятельствах. По свидетельству очевидцев, родные попросили медицинское свидетельство о смерти. Было сделано врачебное заключение, что болезнь усопшего якобы спровоцирована «переменой климата». У морга собралась группа верующих, кричавшая «Убийцы!». До сих пор имеются анонимные письма в адрес Верховного Совета и Правительства СССР с требованием отправить дело на дополнительное расследование, так как это «несомненное убийство»: как правило, такие письма сразу отправлялись в КГБ для определения авторства. Кроме того, был снесен дом, в котором проживал покойный митрополит в последние годы (Баумановский пер., д. 6), и разрушен храм, в котором он служил [14, с. 370]. Иными словами, власть всячески старалась стереть даже память о неугодном архиерее.

Ранее, 15 июня 1960 года, состоялась встреча В. А. Куроедова - нового председателя Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР - с патриархом Алексием I (Симанским), где Куроедов сразу показал себя как бескомпромиссный человек: им были озвучены претензии в связи с неэффективной внешней политикой Московской патриархии. Это было использовано как повод для необходимости снять митрополита Николая с поста Председателя ОВЦС, что и было выполнено. В ходе заседания

72

Вестник КГУ ^ № 1. 2019

12 сентября 1960 г. Совет по делам РПЦ озвучил среди прочего: «...Поручить т. Куроедову переговорить с патриархом Алексием по вопросу вступления Русской православной церкви в члены Всемирного совета церквей» [11, с. 60-61]. Впрочем, РПЦ в данной ситуации могла получить и пользу: будучи отправленной на периферию общественной жизни внутри СССР, она получила возможность заявлять о себе на международной арене.

1 апреля 1961 года, в разгар антирелигиозной кампании, во время всенощного бдения в Елохове произошло нападение на патриарха со стороны некоего гражданина И.Н. Таршилова, который в ходе разбирательства был признан невменяемым. Показательно, что Куроедов при встрече 18 апреля даже не выразил Патриарху своего возмущения или хотя бы сочувствия [13].

Очередным этапом антирелигиозной кампании стал 1960 г., когда в советских СМИ началась критика продажи в храмах свечей - именно с этого момента родилось мнение о том, что Церковь получает колоссальную прибыль именно за счет этого. Декларировалось, что 75 % доходов Церковь получает выручка именно от их продажи. Впрочем, данные материалы были заранее недостоверными: советская пропаганда явно не учитывала, что все эти доходы зависят не от количества свечей в целом, а от соотношения их использования для служебных целей с количеством свечей, проданных верующим. Допустим, когда соотношение бывало 50 на 50, тогда Церковь могла получить около 10 руб. на килограмме. Впрочем, в сельских храмах, где свечи использовались в основном лишь для освещения, храм реализовывал их себе же в убыток: он терял на каждом килограмме по 5 руб. при соотношении 75 % для нужд храма и 25 % - верующим. Несмотря на это, православным приходам было запрещено зарабатывать на свечах под предлогом, будто такая прибыль равноценна обязательным пожертвованиям, которые были незаконны, хотя фактически твердых установленных цен на свечи и так не существовало [5, с. 280-288].

Очевидно, что Московская патриархия понесла тяжелый урон в период хрущевских гонений: так, к 1 января 1966 г. она имела всего лишь 7 523 храма (тогда как на 1 января 1952 г. в стране имелось 13 786 официально действующих приходов), численность зарегистрированного духовенства к 1967 г. снизилась до 7410 человек (для сравнения - к началу хрущевских гонений 12 254 человек). Священноначалие РПЦ, прежде всего митрополиты Никодим (Ротов) и Пимен (Извеков), были вынуждены официально говорить в СМИ о том, что храмы в стране закрываются добровольно: однако следует понимать, что в тогдашней обстановке это можно рассматривать как вынужденную уступку советской власти с целью не провоцировать ее на более серьезные и масштабные гонения.

Основной акцент власть делала на подрыв экономического фундамента монастырей как духовных оплотов РПЦ: при Хрущеве их количество сократилось с 90 в середине 1950-х гг. до 18 спустя десятилетие. Процесс ликвидации монастырей начался в 1958 г., когда значительно повысился налог на здания и монастырские угодья, установленный еще в 1945 г. Теперь монастыри должны были платить ежегодно 40 тыс. руб. (старыми) или 4 тыс. руб. (новыми) за одну сотку земли [7]. Тяжелым ударом было и то, что административная и финансовая жизнь приходов была передана под контроль назначаемых режимом мирян-старост, которые делали все, чтобы разорить храм, сдавая практически все пожертвования в Фонд мира, где эти средства втихую разворовывались советскими чиновниками. Очевидно, что местные власти старались назначать членами церковных советов убежденных атеистов, нацеленных на организационную деформацию Церкви. Протоиерей Георгий (Эдельштейн) в своей книге «Право на правду» приводит в пример старосту Троицкого собора Александро-Нев-ской Лавры Людоговского - человека, имевшего внешне вид православного человека, выступавшего на международных религиозных семинарах, однако на деле бывшего злейшим врагом Церкви и ее гонителем, который, выполняя указания местного уполномоченного Совета по делам РПЦ, мог перекрыть воду на праздник Богоявления, в результате чего сотни людей оставались без крещенской воды. Настоятели приходов оказались, по сути, под полным финансовым контролем старост - без их разрешения священник не мог даже нанять уборщицу в храм. Фактически, священники стали наемниками у прихода - им официально разрешалось совершать лишь богослужения и требы. Кроме того, старосты сразу же передавали местным властям данные людей, которые решались крестить ребенка - именно отсюда появилась легенда о «попах в погонах», так как люди были уверены, что «сдали» их именно священники [16, с. 118]. Проблема с кадрами в Церкви стояла как никогда остро: к примеру, в Костромской епархии в 1963 г. прибыли 5 человек, а покинули ее 10 человек. В следующем, 1964 г., пришло 11 священнослужителей, по различным причинам покинуло ее 10 (4 было отправлено за штат, 2 выехали в другую епархию, 4 умерло), то есть фактически новые кадры едва покрывали убыль [10]. Не стоит забывать и об административном давлении на священников. Однако, вопреки логике, уровень религиозности населения в среднем по СССР не снизился, а в некоторых его частях даже вырос [15, с. 391].

В целом следует отметить, что «хрущевские» гонения на Церковь имели много общего с антирелигиозной практикой предшествующих периодов: нормативно-правовая обоснованность, проведение антирелигиозной пропаганды, в том числе с актив-

Вестник КГУ^ № 1. 2019

73

ным участием людей, демонстративно порвавших с религией, экономические меры, направленные на подрыв хозяйства храмов и монастырей, их закрытие, использование административного ресурса для давления на верующих. Вместе с тем, в отличие от прежних советских эпох, когда защита верующими свободы совести безжалостно подавлялась (в период красного террора, антирелигиозных кампаний 1922 и 1930 гг. [1; 2] и, наконец, в «большой» террор 1937 г.), теперь она могла уже вестись более эффективно - прежде всего, правовыми методами, что наглядно показала защита в 1962-1963 гг. По-чаевской лавры, когда братия монастыря смогла написать в ООН официальное письмо в её защиту. «Хрущевская» кампания явно провалилась, но нанесла Церкви огромный урон. Среди причин ее неудачи можно выделить следующие: она противопоставляла верующих и советскую систему, загнав религиозную жизнь в подполье. Частичная деи-деологизация общества и ослабление тоталитарной системы в ходе развенчания культа личности И.В. Сталина также стала одной из причин провала кампании

Библиографический список

1. Майорова Н. С. Вскрытие мощей Сергия Радонежского и кампания по ликвидации мощей во всероссийском масштабе (1918-1920-е гг.) // Вестник Костромского государственного университета. - 2016. - № 2. - С. 52-57.

2. Майорова Н.С. Государственно-церковные отношения в 1917-1929 гг. (на материалах Верхнего Поволжья). - Кострома: Костромской государственный университет, 2006. - С. 59-67.

3. Определение Управляющего Костромской епархией Пимена, епископа Дмитровского: (22 июня 1960 г., № 365 а) // Архив Канцелярии Костромской епархии РПЦ МП.

4. Поспеловский Д.В. Православная церковь в истории Руси, России и СССР / Библейско-Бо-гословский Институт св. апостола Андрея. - М., 1996. - 415 с.

5. Поспеловский Д.В. Русская Православная церковь в XX веке. - М.: Республика, 1995. - 511 с.

6. [Священный Синод отлучает ренегатов]: постановление Патриарха и Священного Синода: (30.12.1959) // Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991): материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью / сост. Г. Штриккер. - М.: Пропилеи, 1995. - 540 с.

7. О налоговом обложении лиц, имеющих крупные доходы от отдельных отраслей сельского хозяйства: постановление Совета Министров РСФСР: (от 16 октября 1961 г., № 1303) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ШрУ/ЬаБе.сошиИап! ги/сош^1/оп1те^ req=doc;base=ESU;n= 30149 (дата обращения: 22.12.2014).

8. О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения: постановление ЦК КПСС от 7 июля 1954 года ( извлечения) // Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991): материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью / сост. Г. Штриккер. - М.: Пропилеи, 1995.

9. Программа Коммунистической Партии Советского Союза: Принята ХХ11 съездом КПСС. -М.: Политиздат, 1964. - 22 с.

10. Сазонов Д.И. (прот.) Проблема «кадрового голода» в Русской Православной Церкви и ее разрешение с 1958 по 1988 гг. (по материалам Костромской епархии) [Электронный ресурс] // Библиотека Дмитрия Сазонова: сайт. - Режим доступа: http:// sazonow.ru/stati/790-problema-kadrovogo-goloda-v-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi-i-ee-razreshenie-s-1958-po-1988-gg-i-po-materialam-kostromskoj-eparkhii (дата обращения: 12.05.2017).

11. Протокол заседания Совета по делам Русской православной церкви при СМ СССР 12 сентября 1960 г. (секретно) // Исторический архив. -2008. - № 1. - С. 45-50.

12. Речь Патриарха Алексия I на заседании Конференции советской общественности за разоружение 16 февраля 1960 г. // Журнал Московской патриархии. - 1960. - № 3. - С. 18-20.

13. Хрущев и его церковная политика [Электронный ресурс] // Русская народная линия: информационно-аналитическая служба. - Режим доступа: http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/04/27/ hruwyov_i_ego_ cerkovnaya_politika_chast_2 (дата обращения: 21.05.2017).

14. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в XX веке. - М., Вече, 2010. - 480 с.

15. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве. Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 гг. -М., 1999. - 400 с.

16. Эдельштейн Г. Право на правду. - М.: Издательство ИПК Парето-Принт, 2016. - 504 с.

References

1. Majorova N.S. Vskrytie moshchej Sergiya Radonezhskogo i kampaniya po likvidacii moshchej vo vserossijskom masshtabe (1918-1920-e gg.) // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. -2016. - № 2. - S. 52-57.

2. Majorova N.S. Gosudarstvenno-cerkovnye otnosheniya v 1917-1929 gg. (na materialah Verhnego Povolzh'ya). - Kostroma: Kostromskoj gosudarstvennyj universitet, 2006. - S. 59-67.

3. Opredelenie Upravlyayushchego Kostromskoj eparhiej Pimena, episkopa Dmitrovskogo: (22 iyunya 1960 g., № 365 a) // Arhiv Kancelyarii Kostromskoj eparhii RPC MP.

4. Pospelovskij D.V. Pravoslavnaya cerkov' v istorii Rusi, Rossii i SSSR / Biblejsko-Bogoslovskij Institut sv. apostola Andreya. - M., 1996. - 415 s.

74

Вестник КГУ № 1. 2019

5. Pospelovskij D.V. Russkaya Pravoslavnaya cerkov' v XX veke. - M.: Respublika, 1995. - 511 s.

6. [Svyashchennyj Sinod otluchaet renegatov]: postanovlenie Patriarha i Svyashchennogo Sinoda: (30.12.1959) // Russkaya Pravoslavnaya Cerkov' v sovetskoe vremya (1917-1991): materialy i dokumenty po istorii otnoshenij mezhdu gosudarstvom i Cerkov'yu / sost. G. SHtrikker. - M.: Propilei, 1995. - 540 s.

7. O nalogovom oblozhenii lic, imeyushchih krupnye dohody ot otdel'nyh otraslej sel'skogo hozyajstva: postanovlenie Soveta Ministrov RSFSR: (ot 16 oktyabrya 1961 g., № 1303) [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://base.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi req=doc;base=ESU;n= 30149 (data obrashcheniya: 22.12.2014).

8. O krupnyh nedostatkah v nauchno-ateisticheskoj propagande i merah ee uluchsheniya: postanovlenie CK KPSS ot 7 iyulya 1954 goda (izvlecheniya) // Russkaya Pravoslavnaya Cerkov' v sovetskoe vremya (1917-1991): materialy i dokumenty po istorii otnoshenij mezhdu gosudarstvom i Cerkov'yu / sost. G. SHtrikker. - M.: Propilei, 1995.

9. Programma Kommunisticheskoj Partii Sovetskogo Soyuza: Prinyata HKHII s"ezdom KPSS. - M.: Politizdat, 1964. - 22 s.

10. Sazonov D.I. (prot.) Problema «kadrovogo goloda» v Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi i ee razreshenie s 1958 po 1988 gg. (po materialam Kostromskoj

eparhii) [EHlektronnyj resurs] // Biblioteka Dmitriya Sazonova: sajt. - Rezhim dostupa: http://sazonow. ru/stati/790-problema-kadrovogo-goloda-v-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi-i-ee-razreshenie-s-1958-po-1988-gg-i-po-materialam-kostromskoj -eparkhii (data obrashcheniya: 12.05.2017).

11. Protokol zasedaniya Soveta po delam Russkoj pravoslavnoj cerkvi pri SM SSSR 12 sentyabrya 1960 g. (sekretno) // Istoricheskij arhiv. - 2008. -№ 1. - S. 45-50.

12. Rech' Patriarha Aleksiya I na zasedanii Konferencii sovetskoj obshchestvennosti za razoruzhenie 16 fevralya 1960 g. // ZHurnal Moskovskoj patriarhii. - 1960. - № 3. - S. 18-20.

13. Hrushchev i ego cerkovnaya politika [EHlektronnyj resurs] // Russkaya narodnaya liniya: informacionno-analiticheskaya sluzhba. -Rezhim dostupa: http://ruskline.ru/monitoring_ smi/2010/04/27/hruwyov_i_ego_ cerkovnay a_ politika_chast_2 (data obrashcheniya: 21.05.2017).

14. SHkarovskij M.V. Russkaya Pravoslavnaya Cerkov' v XX veke. - M., Veche, 2010. - 480 s.

15. SHkarovskij M.V. Russkaya Pravoslavnaya Cerkov' pri Staline i Hrushchyove. Gosudarstvenno-cerkovnye otnosheniya v SSSR v 1939-1964 gg. - M., 1999. - 400 s.

16. EHdel'shtejn G. Pravo na pravdu. - M.: Izdatel'stvo IPK Pareto-Print", 2016. - 504 s.

Вестник Kry^J № 1. 2019

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.