психологические Евстафеева Евгения Александровна, Забелина Екатерина Вячеславовна, Честюнина Юлия Владимировна
науки ХРОНОТОП МОЛОДЕЖИ В ЭПОХУ ...
УДК 159.9
ХРОНОТОП МОЛОДЕЖИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
© 2018
Евстафеева Евгения Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Забелина Екатерина Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент,
доцент кафедры психологии Честюнина Юлия Владимировна, кандидат психологических наук, доцент,
доцент кафедры психологии Челябинский государственный университет (454000, Россия, Челябинск, улица Братьев Кашириных, 129, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассматривается проблема влияния процессов глобализации на развитие идентичности человека на уровне личности, общества. Обсуждается негативное влияние глобализации на возникновение кризиса идентичности личности. Одним из подходов, дающим возможность изучать данное влияние, авторы предлагают исследование хронотопа как социальной пространственно-временной определенности, имеющей четкую внутреннюю детерминированность и связанной общим смыслом происходящего во времени по отношению к определенной личности. Гипотезой исследования является предположение о том, что в восприятии времени и пространства студенческой молодежи обнаруживаются атрибуты глобализации. Целью исследования выступило выявление атрибутов глобализации в восприятии хронотопа студентами вуза. В исследовании участвовали студенты вуза в возрасте 18-23 лет (всего 174 человека). Основным методом исследования являлся проективный метод - написание эссе на тему «Время - это...», допускающий возможность провести качественный анализ полученных данных. С помощью контент-анализа в тексте были выделены категории и соответствующие единицы текста, связанные с представлениями студентов о времени и пространстве. В каждой категории отмечены позитивные, негативные и нейтральные дефиниции, относящиеся к конструкту «время». В работе проанализированы категории, отражающие соотношение времени и пространства, пространственных атрибутов. Результаты исследования подтвердили гипотезу об отражении процессов глобализации в восприятии студентами через конструкт хронотопа. Время в восприятии студентов неделимо связано с пространством. Студентами активно используются дефиниции «окружающее пространство», «место». При этом пространство описывается как внутреннее («голова», «мозг» и другие), так и внешнее («социум», «общество», «город», «страна» и другие). О неразрывности времени и пространства в восприятии студентов свидетельствует лексическая единица «здесь и сейчас», появляющаяся в эссе. Такие атрибуты глобализации, как рациональное и монетарное мышление, неравномерность восприятия времени-пространства, размывание идентичности, внимание к настоящему моменту обнаружены в описании хронотопов студентов. В описание хронотопов студентами включаются не только социальные, но и природные атрибуты, что противоречит цивилизационным основам процесса глобализации.
Ключевые слова: хронотоп, психологическое время, психологическое пространство, восприятие времени, восприятие пространства, атрибуты глобализации, студенческая молодежь, представления студентов, социальные атрибуты, природные атрибуты.
CHRONOTOPE OF YOUTH IN THE EPOCH OF GLOBALIZATION
© 2018
Evstafeeva Evgenia Aleksandrovna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology Zabelina Ekaterina Vyacheslavovna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Psychology Chestyunina Julia Vladimirovna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Psychology Chelyabinsk State University (454000, Russia, Chelyabinsk, Brothers Kashirinykh street, 129, e-mail: [email protected])
Abstract. The article deals with the problem of the influence of globalization processes on the development of human identity at the level of the individual, society. The negative impact of globalization on the emergence of the identity crisis is discussed. One of the approaches that makes it possible to study this influence, the authors suggest the study of the chrono-tope as a social space-time certainty, which has a clear internal determinism and is connected by the common sense of what is happening in time to a particular person. The hypothesis of the study is the assumption that in the perception of time and space of student youth, the attributes of globalization are revealed. The purpose of the study was to identify the attributes of globalization in the perception of the chronotope by university students. The study involved students of the university at the age of 18-23 years (total 174 people). The main method of research was the projective method - writing an essay on the topic "Time is ...", which allows for a qualitative analysis of the data. With the help of content analysis in the text, categories and corresponding units of text were identified, related to students' ideas about time and space. In each category, there are positive, negative and neutral definitions related to the construct "time." In the paper, the categories reflecting the correlation of time and space, spatial attributes are analyzed. The results of the study confirmed the hypothesis of reflecting the processes of globalization in the perception of students through the construction of the chronotope. Time in students' perception is indivisibly connected with space. Students actively use the definitions of "surrounding space", "place". At the same time, space is described as internal ("head", "brain" and others), and external ("socium", "society", "city", "country" and others). The inseparability of time and space in students' perception is demonstrated by the lexical unit "here and now", appearing in the essay. Such attributes of globalization as rational and monetary thinking, uneven perception of time-space, erosion of identity, attention to the present moment are found in the description of student chronotopes. In the description of chronotopes, students include not only social, but also natural attributes, which contradicts the civilizational foundations of the process of globalization.
Keywords: chronotop, psychological time, psychological space, perception of time, perception of space, attributes of globalization, student youth, student presentations, social attributes, natural attributes.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ- века в обществе, находящемся под влиянием процессов ными научными и практическими задачами. глобализации.
В настоящее время перед наукой и практикой до- Глобализация в широком смысле представляет про-вольно остро встает проблема изучения развития чело- цесс универсализации, становления единых для всей Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3(24) 281
Evstafeeva Evgenia Aleksandrovna, Zabelina Ekaterina Vyacheslavovna, Chestyunina Julia Vladimirovna psychological
CHRONOTOPE OF YOUTH IN THE EPOCH ... science
планеты Земля структур, связей и отношений в различных сферах общественной жизни [1]. Кроме того, глобализация выступает и в качестве объективной реальности, которая заявляет о себе замкнутостью глобального пространства, единым мировым хозяйством, всеобщей экологической взаимозависимостью, глобальными коммуникациями [1].
Наряду с позитивными трендами глобализация приносит и разрушительные последствия, одним из которых становится так называемый кризис идентичности. Если раньше, в аграрные и индустриальные эпохи, идентичность личности определяли статус в обществе, социальное и культурное окружение, религиозная принадлежность семьи и т. д., то в эпоху информатизации и глобальных изменений каждый человек самостоятельно выбирает идентичность, опираясь на собственные цели и ценности, которые зачастую носят временный, контекстный характер.
Человек в своих духовном, политическом, экономическом, социальном поисках в современном обществе может самоопределяться по своим личным предпочтениям, собственному решению, т. е. имеет полную свободу выбора. Но, с другой стороны, он переживает кризис идентичности, который выражается в том, что большой выбор путей определения собственной идентичности предполагает достаточно высокую степень неуверенности [1]. Глобализация привела к тому, что люди, с одной стороны, вынуждены переопределять собственную идентичность, сузить ее, превратить в нечто камерное, интимное. С другой стороны, можно наблюдать расширение идентичности, представители разных народов взаимодействую друг с другом [2, с. 213].
Современное общество можно представить не только как конгломерат личностей и социальных групп различного уровня с их интересами, мировоззрением, идентичностью, но и как набор динамически связанных типических хронотопов, в которые погружена личность [3]. В дословном переводе хронотоп - это «времяпростран-ство» (хронос - время, топос - место). Под хронотопом следует понимать некую социальную пространственно-временную определенность, которая имеет четкую внутреннюю детерминированность и связанную общим смыслом происходящего во времени по отношению к определенной личности [3]. При этом можно предполагать «типичность» хронотопов, которая определяется потребительской унификацией, возникающей в процессе глобализации.
Т.Д. Марцинковская рассуждает о существенном расширении хронотопа и усилении его гетерохрон-ности в связи с образованием виртуального пространства - одного из причин и признаков глобализации. «Координатная сетка, в которой можно представить соотношение пространства и времени становится крайне сложной, так как помимо трех координат времени и пространства, туда входят еще и координаты виртуального пространства - общего и личного пространства сети, и по крайней мере прошлое и настоящее время в этих сетевых пространствах. Одновременно с этим все острее чувствуется необходимость гармонизации хронотопа, ведь гетерохронность не дает возможность человеку связать воедино отдельные отрезки его жизненного пути, что относит нас к психологии, к проблеме целостности идентичности» [4].
Как отмечает Л.Е Егле, - «глобализация имеет ярко выраженную пространственную горизонтальную (распространение по всему миру) и временную направленность (устремленность вперед, в будущее) и лишь в малой степени предполагает обращение к прошлому» [5, с. 350]. Следуя данному положению, в типичном хронотопе современного человека должна преобладать ориентация на настоящее и будущее.
Поскольку восприятие времени и пространства в современном глобальном мире изменяется, усложняется, изучение структуры и содержания личностной 282
зации пространства и времени (хронотопа), погруженности сознания в повседневное прошлое, настоящее и будущее представляет большой потенциал для исследования особенностей личности в эпоху глобализации, в частности, ее идентичности.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Сегодня термин «хронотоп» является междисциплинарным понятием. Развивавшийся на почве теории относительности А. Эйнштейна хронотоп используется в естествознании для обозначения объективной связи пространства и времени, ранее раздельно существовавшие в науке. В психофизиологию понятие хронотоп введен А.А. Ухтомским для обозначения пространственно-временной характеристики живого организма [6].
В гуманитарное знание концепция хронотопа пришла с разработкой М.М. Бахтиным теории языковой личности [7]. Хронотоп в литературе означает «существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе» [7]. Через сущность сюжетных хронотопов возможно проанализировать мировоззрение, картину мира автора произведения, и возможно целой эпохи [7-8]. Не менее интересно и то, что анализ больших хронотопов дал возможность М.М. Бахтину выявить и картину мира в разные исторические периоды, так как в хронотопе отражается, кристаллизуется мировоззрение определенной эпохи.
О тесной взаимосвязи времени и пространства в восприятии человека свидетельствуют результаты лингвистических исследований. В частности, на примере сравнения лексических единиц в различных языках было доказано, что в репрезентации времени большую роль играют репрезентации пространства. Размышляя о времени, люди по всему миру опираются на категории пространства. Они выражают относительное расположение событий во времени с помощью «пространственной» лексики (впереди, позади, длинный, короткий) [9].
Конструкт хронотопа представляет значительный интерес и для психологической науки. Так, понятие и принцип хронотопа используется в концепции личностной организации времени, предложенной К.А. Абульхановой [10]. Представители данной школы обращают внимание на возможность использования понятия «хронотопа» не только для обозначения взаимосвязи пространства и времени как физических величин, но и для объяснения метафоричности поведения человека. «Идея хронотопа позволяет рассмотреть взаимодействие человека с миром; принцип хронотопа в известной степени разрушает константность представлений о раздельности внешнего и внутреннего, являясь образом пространства, временно (на более длительный или краткий период) интегрирующего внешнее и внутреннее, снимающего всякую границу между ними» [10]. Таким образом, хронотоп предстает в концепции как способ объединения внешнего (физического) и внутреннего (психологического) времени и пространства.
В.П. Зинченко показывает единство объективного и субъективного хронотопа на примере развертывания действия. В нем сначала присутствует объективное время и субъективное пространство - образ ситуации, а затем в следующий момент происходит смена и образуется новое единство: субъективное время и объективное пространство - это осуществление действия. Таким образом, действие, по В.П. Зинченко, представляет собой активный хронотоп, трансформирующий время и пространство друг в друге [11, с. 22].
Через понятие хронотопа авторы предлагают рассмотреть и саму личность, присущий ей образ жизни. Образ (уклад) жизни - есть обустраивание хронотопа жизни, то есть опредмечивание личностного времени в устоявшиеся и привычные формы индивидуально-личностного пространства. Жизнедеятельность человека как акту-
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 3(24)
психологические науки
Евстафеева Евгения Александровна, Забелина Екатерина Вячеславовна, Честюнина Юлия Владимировна
ХРОНОТОП МОЛОДЕЖИ В ЭПОХУ ...
альный жизненный хронотоп есть творческое освоение личностью внешних хронтопов жизни - природных и социальных обстоятельств, а потом их преобразование, через активное самоутверждение личности, реализуемое в ее жизненной позиции и линии жизни [12].
Функцию сохранения временно-пространственных связей способна выполнить психика, которая «одновременно является и организованной системой, и гибкой динамической функцией» [13]. В свою очередь личность (как высший уровень психической организации) рассматривается в качестве «интегратора, организатора, координатора различных времен» [12]. В этом случае, например, общение индивидов как личностей можно рассматривать как сложное осознаваемое и неосознаваемое взаимодействие индивидуальных хронотопов и ценностно-временных личностных полей (настоящего, прошлого и будущего) [11].
В.И. Ковалев считает, что хронотоп является фундаментальным основанием развивающейся личности. Всякий человек как сложная времяпространственнная система жизни есть ансамбль жизненных хронотопов, среди которых выдедяется индивидный биохронотоп, социохронотоп, личностный (индивидуальностный) хронотоп [11].
Под биохронотопом понимается переживаемый и осознаваемый, рефлексируемый человеком индивидуально-личностный возраст, который зависит от груза прожитых календарных лет, психофизиологического состояния организма и состояния внешности [11]. Субъективно он может осознаваться как зоровье - нездоровье, молодость - старость и т. д. Социохронотоп - это социальный возраст личности, степень социально-гражданской зрелости, освоения социальных ролей работника, семьянина, гражданина и т.д. Социохронотоп индивида - это особое время - пространство социальной коммуникативной и профессиональной активности. Наконец, личностный хронотоп - это сложная сознательная организация жизненных отношений личности к различным сторонам жизни. Синтез этих трех хронотопов, по мнению В.И. Ковалева, образует индивидуальный хронотоп жизни человека [11].
Понятие психологического хронотопа вводит Т.Д. Марцинковская. Исследователь делает вывод о том, что «для психологии, рассматривающей развитие человека в современном транзитивном обществе, психологический хронотоп может быть использован в качестве конструкта, соединяющего разные линии развития в современном меняющемся социуме» [4]. Таким образом, изучение психологического хронотопа открывает возможности для создания условий гармонизации идентичности, жизненного пути человека, обретения целостной идентичности [4].
Ф.Е Василюк выделяет формальные характеристики хронотопа. Внешний аспект хронотопа характеризуется отсутствием или наличием «протяженности», состоящей из пространственной удаленности (предметов потребности) и временной длительности, необходимой для ее преодоления. Внутренний аспект хронотопа описывает структурированность внутреннего мира: наличие или отсутствие сопряженности и связанности различных жизненных отношений во внутреннем пространстве [14]. Временной аспект сопряженности означает наличие субъективных связей последовательности между реализацией отдельных отношений [11, с. 23].
Таким образом, несмотря на отдельные попытки изучения хронотопа и его роли в мироощущении человека, не прослеживается комплексного подхода к исследованию хронотопа как системы, выявления системного влияния пространственно-временных характеристик на поведение и деятельность человека. Еще одной особенностью исследований хронотопа в психологии является их преимущественно теоретический характер, вероятно, связанный с недостаточной разработанностью методов исследования данного явления.
Как правило, при изучении хронотопа в эмпирическом исследовании психологическое время и психологическое пространство изучаются по отдельности, при этом акцент делается на изучении времени. В данной области хорошо зарекомендовали себя как стандартизованные опросники (например, опросник временной перспективы Ф. Зимбардо, опросник временных атти-тюдов Ж. Нюттена, шкала полихронных ценностей А. Блюдорна и др.), так и проективные методики (графический тест «Круги» Т. Коттла, тест «Линия жизни» А.А. Кроника, метод мотивационной индукции Ж. Нюттена и др.). Однако методы и методики, направленные на изучение психологического времени и пространства в совокупности, весьма дефицитны в современной науке [15], не достаточно обоснована их валидность и надежность. В настоящем исследовании предпринята попытка экспериментального изучения хронотопа в проективном исследовании.
Формирование целей статьи (постановка задания).
Поскольку применение конструкта хронотопа открывает новые возможности для исследования сознания человека в эпоху глобализации, было проведено исследование хронотопа на выборке студенческой молодежи.
Задачами исследования стали: во-первых, проверить гипотезу о взаимосвязи категории времени и пространства в сознании студентов (правомерность использования термина «хронотоп»), во-вторых, выявить, какими характеристиками обладает время - пространство в восприятии современных студентов, и, в-третьих, ответить на вопрос, содержаться ли в восприятии хронотопа студентами признаки глобализационных процессов.
В исследовании приняли участие 174 человека -студенты Челябинского государственного университета в возрасте 18-23 года, (58 юношей, 116 девушек). Основным методом исследования стал качественный проективный метод: испытуемым в течение фиксированного времени (30 минут) было предложено написать эссе на тему «Время - это...». Выбор стимульного понятия обусловил тот факт, что время - более абстрактный образ, нежели пространство (которое легко наполнить конкретным содержанием), следовательно, ожидалось получить более широкий набор ассоциаций.
Результаты анализировались с помощью метода контент-анализа: была разработана кодировочная матрица, были выделены категории анализа, связанные с представлениями студентов о времени, и соответствующие им единицы текста. Внутри каждой категории были выделены позитивные, негативные и нейтральные дефиниции, характеризующие конструкт «время».
Отбор категорий анализа опирался на результаты теоретического анализа исследований психологического времени в психологии и философии. Матрица включала 17 категорий. За количественные единицы в анализе принимались слова, словосочетания, фразы, короткие предложения. В рамках данной статьи проанализированы категории, отражающие взаимосвязь времени и пространства (хронотоп), которая составила 45,5 % от общего числа единиц, а также наиболее тесно примыкающие по смыслу категории (хронотоп настоящего, прошлого, будущего, время - деньги и др.).
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Результаты исследования подтвердили гипотезу: время в восприятии студентов связано с пространством. Дефиниция «окружающее пространство» появляется в эссе 19 раз (в одном из 10 эссе), «место» - 10 раз (в 6 % всех эссе). При этом описывается как внутреннее пространство («голова», «мозг»), так и внешнее («социум», «общество», «город», «страна»). Лексическая единица «здесь и сейчас», часто встречающаяся в эссе, также свидетельствует о неразрывности времени и пространства в восприятии студентов.
На взаимосвязь времени и пространства в сознании студентов указывают такие пространственные (физиче-
Evstafeeva Evgenia Aleksandrovna, Zabelina Ekaterina Vyacheslavovna, Chestyunina Julia Vladimirovna CHRONOTOPE OF YOUTH IN THE EPOCH ...
psychological science
ские) характеристики, как «ширина», «форма», «середина», «сектор», «плоскость», «отрезок», «направленность», «горизонт», «измерение», «круг», «скорость», «свет», «сторона», «уровень», «условия», «баланс», «высота», «величайший», «легкий» («легкость»), «маленький», «максимальный», «неисчерпаемый», «конечный», «бесконечный», «бесчисленный», «бесформенный», «короткий», «малый» и другие. Можно заметить, что некоторые характеристики пространства-времени носят противоречивый характер, например, «малый» - «максимальный», «конечный» - «бесконечный». Данный факт можно рассматривать как проявление гетерохрон-ности хронотопа в условиях глобализации, связанного с развитием виртуальных технологий [4].
Время представляется в категориях движения, перемещения в пространстве: «движущийся поезд», «поездки», «посещения», «переходы», «перемещения (прыжки) во времени», «дорога (жизни)», «движение (в движении)», «внутренний двигатель», «продолжительность (жизни)», «протекание», «течение», «путешествие», «путь», «смена (событий)», «спутник», «ход», «цепная реакция», «бежать (убегать)», «мчаться», «двигаться», «догнать», «ездить», «замедляться», «путешествовать», «уйти», «уехать», «плыть по течению», «ползти» и другие. В этой связи можно выделить категорию лексем (3 % от всех единиц категории хронотопа), передающих значение действия, например, «действие», «дело», «деятельность», «действовать», «делать / не сделать», «завершить», «закончить», «осуществить», «совершить / не совершать» и другие.
В связи с размышлениями о времени появляются определения пространства глобальных масштабов: «мир», «Земля», «галактика», «Вселенная», «планета». Данный факт может свидетельствовать о влиянии глоба-лизационных процессов на восприятие студентами времени и пространства. В то же время при описании времени и своего отношения к нему встречаются предметы бытовой обстановки в пространстве, в котором находятся студенты каждый день: «компьютер», «кресло кожаное», «книга (литература)», «кровать», «дом», «двор», «диван», «окно», «транспорт», «улица». Пространство то расширяется, то сжимается, что тоже относят к признакам глобализационного сознания, отражающим кризис идентификации [2].
Время измеряется в «событиях» (24,7 % всех эссе), «ситуациях» (5,7 %), «явлениях» (5,1 %), «случаях» (2,8 %). Среди событий жизни студенты выделяют «детство», «выпускной», «совещание», «рождение ребенка». Места, которые наиболее часто встречаются при описании времени, - «вокзал», «пляж», «университет». Время проходит в социальном окружении: это «класс», «коллектив», «компания», «кружки», «клубы», «соцсе-ти». Эти лексические единицы можно рассматривать как характеристики социохронотопа индивида, по А.В. Ковалеву [6]. Среди конкретных социохронотопов студенты чаще всего отмечают «учебу» (в 26 % эссе), далее следует «работа», «служба» (11,5 %), затем - «сон» (4,5 %) и проведение времени с друзьями «посиделки», «прогулка» (1,2 %). Вероятно, данный набор хронотопов можно типичным для современного студента регионального вуза.
Однако для многих молодых людей время ассоциируется с пространством природы: «лес», «гора», «воздух», «вода», «берег», «море», «океан», «пейзаж», «почва», «природа», «растения», «ручей», «река», «солнце», «просторы», «песок» и др. Вероятно, время и пространство является в восприятии студентов сложным феноменом, включающим как социальные, так и естественные, природные компоненты. Косвенно данный факт может свидетельствовать о проблеме личностной идентичности молодежи, включающей разнородные компоненты.
На рациональный характер хронотопа указывают такие лексические единицы, как «планы», «программы», «планировать (распланировать)», «контролировать»,
«организовывать», «измерить», «исследовать», «распределять», «распоряжаться», «расставлять приоритеты», «структурировать», «упорядочить», «управлять» и другие. Время в представлении студентов во многом связано с монетарной сферой (категория «время - деньги» составляет 2 % всех единиц анализа): «деньги», «продать», «купить», «приобрести», «валюта», «рубли», «доллары», «торговец», «плата», «потребление», «дорогой», «зарабатывать», «дорожить», что может рассматриваться как последствия экономической глобализации, повышение значимости материальных ценностей.
Временной фокус студентов находится прежде всего в настоящем (категория «настоящее» составляет 5,4 %), причем с разными по направленности эмоциями: «настоящее уныло и буднично»; «нужно осознавать каждый миг жизни», «жить здесь и сейчас», «получать удовольствие», «удобство», «комфорт», «наслаждаться». Довольно много упоминаний (5,2 %) приходится на прошлое: «детство», «воспоминания», «прошлое», «молодость», «история», «помнить», «оставаться» и др. Значительно меньше (3,1 %) упоминаний о хронотопе будущего: «будущее», «становиться старше», «начинать», «создавать», «развиваться», «стареть». Данная тенденция может отражать негативные проявления глобализации, связанные с утратой идентичности, дезинтеграцией, потерей смыслов.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
В рамках проведенного исследования был решен целый ряд задач. Во-первых, систематизированы подходы к представлению о хронотопе в науке, и в психологии, в частности. Показано, что данный концепт может точно раскрывать закономерности психики в динамично меняющемся пространстве глобализации. Во-вторых, выполнен анализ методов и методик для диагностики хронотопа, а также предложен вариант диагностики с помощью проективного метода - свободного эссе с последующим контент - анализом. В-третьих, результаты эмпирического исследования подтвердили факт взаимосвязи времени и пространства в сознании студентов; выявлены такие характеристики хронотопа, как гетерох-ронность, противоречивость компонентов, монетарная окраска, рациональность, социальность, направленность на настоящее, что можно быть обусловлено влиянием процессов глобализации общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Чумаков А.Н., Иоселиани А.Д. Философские проблемы глобализации. М.: ЛОГОС, 2015. 172 с.
2. Гуревич П.С., Спирова Э.М. Идентичность как социальный и антропологический феномен. М.: Канон+, 2015. 368 с.
3. Забелина Е.В., Смирнов М.Г., Честюнина Ю.В. Психологическое время личности в условиях глобализации: постановка проблемы // Universum: психология и образование. 2016. № 9 (27). [Электронный ресурс] / URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/36o7 (дата обращения: 28.06.2018).
4. Марцинковская Т.Д. Внутренняя форма психологического хронотопа: подходы к проблеме // Психологические исследования. 2017. Т. 10, № 54. С. 1. URL: http://psystudy.ru (дата обращения 07.07.2018).
5. Егле Л. Ю. Локальные культуры в условиях процесса глобализации. ДИАЛОГ КУЛЬТУР: ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, ТРАДИЦИИ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической on-line конференции «Диалог культур: глобализация, традиции и толерантность» (Кемерово, 16 ноября 2009 года).
6. Ухтомский А.А. Лицо другого человека. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2008. С. 128.
7. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М. : Худож. лит., 1975. С. 234-407.
8. Бахтин М. М. Собрание сочинений: В 7 т. /Т. 5.
284
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 3(24)
психологические науки
Евстафеева Евгения Александровна, Забелина Екатерина Вячеславовна, Честюнина Юлия Владимировна
ХРОНОТОП МОЛОДЕЖИ В ЭПОХУ ...
Работы 1940-х - начала 1960-х годов. М.: Русские словари, 1997. 732 с.
9. Бородицки Л. Как языки конструируют время // Язык и мысль: Современная когнитивная лингвистика / Сост. А.А. Кибрик, А.Д. Кошелев. М.: Языки славянской культуры, 2015. С.199-212.
10. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя. 2001.
11. Ковалев В.И. Об индивидуальном жизненном хронотопе человека Психология личности и время. Тезисы докладов и выступлений на всесоюзной научной конференции. Черновцы, 22-25 апреля 1991 г. С.20-23
12. Абульханова К.А. Активность личности и ее жизненный путь. В сборнике: Психическое развитие и формирование личности. Сборник трудов 5-ой Пражской международной конференции. 1988. С. 27-32.
13. Ковалев В.И. Категория времени в психологии (личностный аспект) // Категории материалистической диалектики в психологии / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М. 1988. С. 216-230.
14. Василюк, Ф.Е. Модель хронотопа в психотерапии // Московский психотерапевтический журнал, 2009, № 4. С. 26-49.
15. Белинская Е.П., Давыдова И.С. Графический тест Коттла: специфика показателей временной перспективы // Психологическая наука и образование. 2007. № 5. С. 28-37.
Статья публикуется при поддержке гранта РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-00201 А.
Статья поступила в редакцию 19.06.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018