Научная статья на тему 'Особенности психологического времени личности студентов, склонных к прокрастинации'

Особенности психологического времени личности студентов, склонных к прокрастинации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1458
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ ЛИЧНОСТИ / PSYCHOLOGICAL TIME / ПРОКРАСТИНАЦИЯ / PROCRASTINATION / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / СТУДЕНЧЕСТВО / STUDENTS / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / LIFE PURPOSE / ВРЕМЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / TIME ORIENTATION / ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА ЛИЧНОСТИ / TIME PERSPECTIVE / ВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИДЕНТИЧНОСТИ / TIME ASPECTS OF IDENTITY / ОТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КО ВРЕМЕНИ / СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВРЕМЕНИ / PERSONAL ATTITUDE TO TIME / TIME MANAGEMENT METHODS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Веденеева Екатерина Владимировна, Забелина Екатерина Вячеславовна, Трушина Ирина Александровна, Честюнина Юлия Владимировна

Цель : изучить особенности психологического времени личности студентов склонных к прокрастинации. Психологическое время личности рассматривается как «восприятие и переживание человеком объективного времени своей жизни, представления о времени, обусловленные как личным опытом индивидуальной и групповой жизни, так и усвоенным общественно историческим культурным опытом, осознание личностью течения времени, личностное отношение к времени, психологическая организация и регуляция времени жизнедеятельности». Методы : теоретический анализ исследований и публикаций в областях, связанных с проблемой исследования; диагностические методы: сбор эмпирических данных в естественных условиях (психологическое тестирование); организационный метод поперечных срезов; методы качественно-количественной обработки и интерпретации данных; методы статистической обработки данных: описательные статистики, Н-критерий Крускала-Уоллиса. Результаты : на основе диагностики психологического времени личности по совокупности четырех компонентов индивидуального отношения к времени: ценностно-мотивационного (смысложизненные ориентации, временная ориентация личности, субъективная значимость времени как невосполнимого ресурса), когнитивного (содержание временной перспективы личности, временные аспекты идентичности); аффективно-оценочного (валентность отношения личности ко времени и его составляющим) и конативного (предпочитаемые личностью способы организации своего времени) сделан вывод об особенностях психологического времени личности лиц склонных к прокрастинации. Студенты склонные часто откладывать значимые дела на потом, более негативно воспринимают свое прошлое, настоящее и будущее, отношение ко времени не создает для них важный мотивационный заряд для реализации своего личностного потенциала и жизненных целей. Временная перспектива у прокрастинаторов более короткая, не нацеленная на будущие планы, цели, перспективы; они живут одним днем. Прокрастинаторы не воспринимают время как экономическую ценность, они также могут выполнять несколько дел одновременно, оправдывая этим свои неудачи. Научная новизна : предложен новый подход в понимании причин прокрастинации через рассмотрение особенностей психологического времени личности. Практическая значимость : результаты исследования позволяют разработать новые подходы к профилактике и снижению выраженности прокрастинации у молодого поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Веденеева Екатерина Владимировна, Забелина Екатерина Вячеславовна, Трушина Ирина Александровна, Честюнина Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL TIME PECULARITIES OF THE STUDENT''S PERSONALITY WITH PROCRASTINATION PROPENSITY

Purpose : to research psychological pecularities of the student's personality with propensity to procrastinate. Personality's psychological time is perceived as "sensation and perception of objective lifetime by a person, time concepts that are influenced both by personal experience of individual and social life and learned socio-historical and cultural experience, understanding of time flow by a person, personal attitude to time, psychological lifetime management and control". Methods : theoretical analysis of studies and publications concerning the chosen research problem; diagnostic methods: collection of empiric data in natural conditions (psychological tests); organizational cross-sectional method; methods of qualitative and quantitative data processing and interpretation; statistic data processing methods: descriptive statistics, Kruskal Wallis H test. Results : we made a conclusion concerning percularities of psychological time of a person with procastination propensity based on personality's psychological time diagnostics containing four components of personal attitude to time: values and motivation (life-purpose orientation, time orientation, subjective value of time as a finite resource), cognition (time perspective, time aspects of identity), affect and evaluation (valence of personal attitude to time and its components), and conation (means of time management preferred by a person). Students that are prone to postpone significant activities percept their past, present and future in a more negative way, their time attitude does not give them a motivating impulse needed to unleash their personal potential and implement their vital aims. Time perspective of a procrastinator is shorter, not focused on future plans, goals, perspectives; they live for a moment. Procrastinators do not percept time as an economic merit, they may carry out multiple tasks and justify their misfortunes by it. Scientific novelty : we suggest a new approach to understand causes of procrastination through investigation of psychological time pecularities of the personality. Practical implications : results of this study allow developing new approaches towards prevention and reduction of procrastination of the young.

Текст научной работы на тему «Особенности психологического времени личности студентов, склонных к прокрастинации»

психологические науки

Веденеева Екатерина Владимировна, Забелина Екатерина Вячеславовна, Трушина Ирина Александровна и другие ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ...

УДК 159.99

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ, СКЛОННЫХ К ПРОКРАСТИНАЦИИ

© 2017

Веденеева Екатерина Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии Забелина Екатерина Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии Трушина Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии Честюнина Юлия Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

Челябинский государственный университет (454001, Россия, Челябинск, улица Братьев Кашириных, 129, e-mail: butterfly61@yandex.ru)

Аннотация. Цель: изучить особенности психологического времени личности студентов склонных к прокрасти-нации. Психологическое время личности рассматривается как «восприятие и переживание человеком объективного времени своей жизни, представления о времени, обусловленные как личным опытом индивидуальной и групповой жизни, так и усвоенным общественно - историческим культурным опытом, осознание личностью течения времени, личностное отношение к времени, психологическая организация и регуляция времени жизнедеятельности». Методы: теоретический анализ исследований и публикаций в областях, связанных с проблемой исследования; диагностические методы: сбор эмпирических данных в естественных условиях (психологическое тестирование); организационный метод поперечных срезов; методы качественно-количественной обработки и интерпретации данных; методы статистической обработки данных: описательные статистики, Н-критерий Крускала-Уоллиса. Результаты: на основе диагностики психологического времени личности по совокупности четырех компонентов индивидуального отношения к времени: ценностно-мотивационного (смысложизненные ориентации, временная ориентация личности, субъективная значимость времени как невосполнимого ресурса), когнитивного (содержание временной перспективы личности, временные аспекты идентичности); аффективно-оценочного (валентность отношения личности ко времени и его составляющим) и конативного (предпочитаемые личностью способы организации своего времени) сделан вывод об особенностях психологического времени личности лиц склонных к прокрастинации. Студенты склонные часто откладывать значимые дела на потом, более негативно воспринимают свое прошлое, настоящее и будущее, отношение ко времени не создает для них важный мотивационный заряд для реализации своего личностного потенциала и жизненных целей. Временная перспектива у прокрастинаторов более короткая, не нацеленная на будущие планы, цели, перспективы; они живут одним днем. Прокрастинаторы не воспринимают время как экономическую ценность, они также могут выполнять несколько дел одновременно, оправдывая этим свои неудачи. Научная новизна: предложен новый подход в понимании причин прокрастинации через рассмотрение особенностей психологического времени личности. Практическая значимость: результаты исследования позволяют разработать новые подходы к профилактике и снижению выраженности прокрастинации у молодого поколения.

Ключевые слова: психологическое время личности, прокрастинация, личность, студенчество, смысложизнен-ные ориентации, временная ориентация личности, временная перспектива личности, временные аспекты идентичности, отношение личности ко времени, способы организации времени.

PSYCHOLOGICAL TIME PECULARITIES OF THE STUDENT'S PERSONALITY WITH PROCRASTINATION PROPENSITY

© 2017

Vedeneyeva Ekaterina Vladimirovna, Candidate of Psychological Sciences (PhD), docent,

associate professor of Chair of Psychology Zabelina Ekaterina Viacheslavovna, Candidate of Psychological Sciences (PhD), docent, associate professor of Chair of Psychology Trushina Irina Alexandrovna, Candidate of Psychological Sciences (PhD), docent, associate professor of Chair of Psychology Chestyunina Yulia Vladimirovna, Candidate of Psychological Sciences (PhD), associate professor of Chair of Psychology Chelyabinsk State University (454001, Russia, Chelyabinsk, Bratiev Kashirinykh str., 129, e-mail: butterfly61@yandex.ru)

Abstract. Purpose: to research psychological pecularities of the student's personality with propensity to procrastinate. Personality's psychological time is perceived as "sensation and perception of objective lifetime by a person, time concepts that are influenced both by personal experience of individual and social life and learned socio-historical and cultural experience, understanding of time flow by a person, personal attitude to time, psychological lifetime management and control". Methods: theoretical analysis of studies and publications concerning the chosen research problem; diagnostic methods: collection of empiric data in natural conditions (psychological tests); organizational cross-sectional method; methods of qualitative and quantitative data processing and interpretation; statistic data processing methods: descriptive statistics, Kruskal - Wallis H test. Results: we made a conclusion concerning percularities of psychological time of a person with procastination propensity based on personality's psychological time diagnostics containing four components of personal attitude to time: values and motivation (life-purpose orientation, time orientation, subjective value of time as a finite resource), cognition (time perspective, time aspects of identity), affect and evaluation (valence of personal attitude to time and its components), and conation (means of time management preferred by a person). Students that are prone to postpone significant activities percept their past, present and future in a more negative way, their time attitude does not give them a motivating impulse needed to unleash their personal potential and implement their vital aims. Time perspective of a procrastinator is shorter, not focused on future plans, goals, perspectives; they live for a moment. Procrastinators do not percept time as an economic merit, they may carry out multiple tasks and justify their misfortunes by it. Scientific novelty: we suggest a new approach to understand causes of procrastination through investigation of psychological time pecularities of the personality. Practical implications: results of this study allow developing new approaches towards prevention and reduction of procrastination of the young.

Keywords: psychological time, procrastination, personality, students, life purpose, time orientation, time perspective, time aspects of identity, personal attitude to time, time management methods.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ- в постиндустриальной эпохе, где время сжимается и ными научными и практическими задачами. Мы живем уплотняется, в силу чего детерминированность прошло-

Vedeneyeva Ekaterina Vladimirovna, Zabelina Ekaterina Viacheslavovna, Trushina Irina Alexandrovna and others PSYCHOLOGICAL TIME PECULARITIES OF THE STUDENT'S PERSONALITY ...

psychological science

го, настоящего и будущего становится неоднозначной [1]. Наряду с неоспоримыми преимуществами информационного общества (возможность моментального получения сведений из любой части мира), современная модель принесла и значительные ограничения, связанные, прежде всего, с колоссальной психологической нагрузкой. Человек в новых условиях, часто психологически не справляется с количеством навалившихся на него дел, информации, не может адекватно распределить время, что приводит к неэффективным способам поведения, в частности, к откладыванию важных задач «на потом». Именно поэтому вопрос о детерминантах личностной эффективности, способности справляться с физическими и моральными нагрузками сегодня сверхактуален. В этом контексте восприятие человеком времени и отношение к нему (т.н. психологическое время) становится той переменной, которая позволяет наиболее точно выявить детерминанты существования личности в современном мире и обозначить условия развития здорового поколения.

Добровольное, иррациональное откладывание намеченных действий, невзирая на то, что это дорого обойдется - прокрастинация, характерно для современных людей [2]. Милграм называет прокрастинацию болезнью современности [3], утверждая, что в ее основе лежат принципы и условия современного общества. Этим заболеванием (привычкой откладывать различные действия на «потом») страдают, по разных данным, от 20% [4; 5] до 95% взрослых жителей стран Запада [6]. При этом прокрастинации подвержены как мужчины, так и женщины [7; 8].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Представленные на сегодняшний день исследования прокрастинации весьма разрознены и носят несистемный характер. Существуют попытки проследить взаимосвязь склонности к прокра-стинации и некоторых личностных особенностей. Науке известны факты, подтверждающие взаимосвязь про-крастинации с перфекционизмом [9], который, в свою очередь, базируется на страхе успеха или неудачи, провоцирующем невротические реакции на различные ситуации, возникающие в жизни [10]. Часть исследователей рассматривают прокрастинацию как защитный механизм личности (или копинг-стратегию), срабатывающий при повышении тревоги и оценке ситуации выполнения какой-либо задачи как угрожающей и опасной [11; 12].

Прокрастинация рассматривается как результата когнитивных нарушений [13], например, сложностей в восприятии и адекватной оценке времени [14]. В качестве когнитивных факторов прокрастинации рассматривается самообман [15]. В ряде исследований отмечается связь прокрастинации, мотивационных и волевых явлений: с низким самоконтролем поведения, ведущим к трудностям в мотивационной сфере, в организаторской деятельности [16], с мотивами независимости и свободы [17].

Закономерно предполагать, что в основе привычки откладывать значимые дела лежат особенности восприятия и отношения к времени. Однако данный аспект до сих пор не изучался глубоко.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью данного исследования является системное изучение особенностей психологического времени у лиц, склонных к прокрастинации.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В качестве рабочего определения психологического времени личности в данном исследовании было принято понятие, предложенное В. И. Ковалевым в следующей формулировке: «восприятие и переживание человеком объективного времени своей жизни, представления о времени, обусловленные как личным опытом индивидуальной и групповой жизни, так и усвоенным общественно -историческим культурным опытом, осознание личностью

течения времени, личностное отношение к времени, психологическая организация и регуляция времени жизнедеятельности» [18, с. 217].

При диагностике психологического времени личности мы опирались на модель, предложенную Т.А. Нестиком [19]. Она представляет собой совокупность четырех компонентов индивидуального отношения к времени: ценностно-мотивационный, куда входят смыс-ложизненные ориентации, временная ориентация личности, субъективная значимость времени как невосполнимого ресурса; когнитивный компонент, представляющий собой содержание временной перспективы личности, временные аспекты идентичности; аффективно-оценочный компонент, представленный валентностью отношения личности ко времени и его составляющим; и конатив-ный компонент - предпочитаемые личностью способы организации своего времени [19].

С целью исследования содержания мотивационно-ценностного компонента психологического времени личности применялась «Шкала ценности времени как экономического ресурса» Ж. Узюнье [19]. Для изучения содержания когнитивного компонента психологического времени был применен «Опросник временной перспективы» Ф. Зимбардо (адаптация А. Сырцовой) [20], представляющий собой методику, направленную на диагностику системы представлений личности относительно временного континуума. С целью исследования содержание эмоционального компонента психологического времени личности была использована методика «Временные атти-тюды» Ж. Нюттена (в модификации К. Муздыбаева) [21], в основе которой лежит семантический дифференциал, позволяющий изучить эмоциональное отношение к своему прошлому, настоящему и будущему. Для изучения содержания конативного компонента психологического времени личности применялась «Шкала полихронных ценностей» А. Блюдорна (в модификации Т.А. Нестика) [19]. Понятие полихронности было введено в социальные науки Э. Холлом в 1959 г. для обозначения склонности заниматься одновременно несколькими делами, которая характерна для определенных культур [19]. Полихронность - это степень, в которой индивид: 1) предпочитает быть включенным в решение нескольких задач или осуществление нескольких деятельностей одновременно и 2) полагает, что одновременное выполнение нескольких задач является наилучшим для него способом вести дела.

Для диагностики склонности к прокрастинации использовалась «Шкала общей прокрастинации» (General Procrastination Scale), адаптированная Я.И. Варваричевой на российской выборке [22]. Методика предназначена для определения уровня прокрастинации в повседневной жизни и состоит из 18 утверждений, оцениваемых по 5-бальной шкале от 1 - «совершенно не верно» до 5 - «совершенно верно». Обработка полученных данных осуществлялась с помощью статистического пакета SPSS. Использовались методы математической статистики: описательные статистики, Н-критерий Крускала-Уоллиса.

Выборку составили студенты различных факультетов (юридический, экономический, информационные технологии, управление, журналисты, Евразии и Востока) регионального российского университета, обучающихся на бакалавриате, специалитете и в магистратуре. Выборка составила 200 человек, 41 юноша, 159 девушек, в возрасте от 18 до 23 лет.

На первом этапе исследования вся выборка была разделена на 3 группы по результатам диагностики склонности к прокрастинации (с высоким, низким и средним уровнем). В группу испытуемых с высокой склонностью к прокрастинации вошли 62 человека (31% от общей выборки). Это люди, проявляющие высокую склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, что приводит их к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам. 55 испытуемых попали в группу с низкой склонностью к прокрастинации

психологические науки

Веденеева Екатерина Владимировна, Забелина Екатерина Вячеславовна, Трушина Ирина Александровна и другие

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ...

(27 % от общей выборки). Это студенты, предпочитающие не откладывать дела на потом, выполнять задачи по мере их поступления. Самую многочисленную группу составили испытуемые со средним уровнем прокрасти-нации - 83 человека (42% от общей выборки).

Далее эти группы сравнивались по показателям психологического времени личности. Результаты сравнительного анализа показали наличие значимых различий во всех компонентах психологического времени личности. Результаты сравнения ценностно-мотивационного компонента психологического времени личности студента с различной склонностью к прокрастинации представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты сравнительного анализа ценности времени как экономического ресурса у испытуемых с различным уровнем склонности к прокрастина-ции (Шкала Ж. Узюнье)

М

Утверждения Испытуемые с прокрастинации Испытуемые с прокрастинации Испытуемые со среднем уровнем прокрастинации Н Р

Время — это деньги 4,6 4,9 4Д 2,9 ,223

очер еди- верный

признак плох о организованного оо служивания 5,0 5,0 4,6 3,4 ,186

Лучше потратить больше денег, но сберечь больше времени 3,9 4,0 3,4 3,9 ДЗб

Нам отведено достаточно времени для жизни, и мы 3,1 3,6 3,5 2,0 ,363

Можно определить стоимость каждого 3,2 3,6 3,1 2,2 ,334

сделать позже, нужно откладывать 4,7 5,7 13,3 ,001

Несмотря на то, что значимые различия показал лишь один пункт, напрямую описывающий феномен прокрастинации, по средним значениям можно сделать вывод о тенденции молодых людей, более склонных к прокрастинации, меньше ощущать ценность времени как экономического ресурса. Они в меньшей степени задумываются о том, что можно определить стоимость каждого часа жизни, у них более выражено убеждение в том, что времен в жизни много, и не надо вести ему учет.

Далее сравнению подверглись показатели когнитивного компонента психологического времени личности - временной перспективы. Впервые понятие «временная перспектива» появилось в работах К. Левина [23], который понимал его как видение своего будущего или своего прошлого в своем настоящем. В развитие предложенных К. Левином представлений Л. Фрэнк [24], Ж. Нюттен [21] и Ф. Зимбардо [25] включают в понятие временной перспективы все временные аспекты: прошлое, настоящее и будущее. С точки зрения Ф. Зимбардо и Дж. Бойда [25], временная перспектива может трактоваться как постоянная черта личности, имеющая свои ситуационные характеристики, исходя из того, что на временную перспективу могут воздействовать культурные, социальные, религиозные и возрастные особенности человека, его семейное и экономическое положение, уровень его образования и многое другое. Результаты сравнительного анализа временной перспективы личности студентов представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Результаты сравнительного анализа временной перспективы у испытуемых с различным уровнем склонности к прокрастинации (по Ф. Зимбардо)

Параметры М Н Р

Испытуемые с склонности к прокрастинации склонности к прокрастинации Испытуемые со ср ед ним у р овнем склонности к пр окр а стинации

Негативное 3 2,1 2,6 42,3 ,000

Гедонистическое настоящее 3,7 3,5 3,5 5,8 ,056

Будущее 3,2 4 3,6 50,1 ,000

Позитивное прошлое 3,7 3,8 3,7 0,64 ,723

Фаталистическое настоящее 3 2,3 2,7 36,3 ,000

Результаты сравнительного анализа показали, что испытуемые с высокой склонностью к прокрастинации более пессимистично и негативно относятся к прошлым событиям, чем молодые люди с низкой и средней склонностью к прокрастинации. Возможно, прошлое вызывает у них чувство боли и сожаления. Они более ориентированы на удовольствие и наслаждение в настоящий момент, не заботятся о возможных последствиях, не просматривают возможности и риски в будущем.

Испытуемые с высоким уровнем склонности к про-крастинации менее ориентированы на будущие планы, цели, перспективы. Прокрастинирующая молодежь не планирует будущие события, живя сегодняшним днем.

Различия в группах наблюдаются и по показателю «фаталистическое настоящее». Для испытуемых с высоким уровнем склонности к прокрастинации характерно беспомощное и безнадежное отношение к жизни. По сути, их временная перспектива не нацелена на будущие достижения. Они больше, чем их сверстники, убеждены в том, их будущее предопределено и на него невозможно повлиять индивидуальными действиями. Таким образом, представление о прошлом, настоящем и будущем значимо отличаются у людей с различной склонностью к прокрастинации.

Следующим шагом стало сравнение эмоционального компонента психологического времени личности - отношения к времени (с помощью методики Ж. Нюттена). Сравним последовательно отношение студентов к своему прошлому, настоящему и будущему.

Испытуемые с высокой склонностью к прокрасти-нации в целом воспринимают время более негативно, чем студенты с низким и среднем уровнем прокрастина-ции. Прошлое кажется им более трудным (р=0,019), неудачным (р=0,002), скучным (р=0,57), бессмысленным (р=0,001), пассивным (р=0,021). В прошедших событиях испытуемые этой группы не находят позитивных ресурсов для настоящих и будущих целей, поэтому картина настоящего очень схожа по характеристикам с образом прошлого.

К своему настоящему они относятся как к чему-то неприятному (р=0,000), ужасному (р=0,002), безнадежному (р=0,о04), трудному (р=0,013), неудачному (р=0,000), скучному (р=0,014), бессмысленному (р=0,0о5) и пассивному (р=0,001). Текущая жизнь с ее заботами и делами воспринимается студентами как нерадостное бремя, связанное с проблемами, трудностями, в котором нет места успеху. В настоящем у таких людей мало созидательной творческой активности и смысла, их личностный потенциал не находит реализации.

Особенные опасения вызывает отношение к будущему у студентов с высокой склонностью к прокрастина-ции. Оно также более негативно в сравнении с представителями других групп: молодые люди воспринимают будущее как неприятное (р=0,017), страшное (р=0,049), ужасное (р=0,014), безнадежное (р=0,012), неудачное (р=0,01), скучное (р=0,044) и лишенное смысла (р=0,03). Получается, что испытуемые этой группы не видят в будущем цели, смысла и надежды, по сути, оно не несут в себе ничего радостного, только разочарование, трудности и скуку. Это крайне настораживающая характеристика сознания молодого поколения студентов - поколение без будущего, которая нуждается в коррекции.

Вероятно, именно отношение к своему времени определяет тенденцию молодых людей откладывать важные дела на потом; время для них оказывается чем-то враждебным, неприятным, лишенным радости и смысла, чем они не могут управлять, и о чем, возможно, они предпочитают не думать.

На следующем этапе мы сравнили показатели кона-тивного компонента психологического времени - конструкта «полихронность - монохронность» - у представителей трех групп. Напомним, что полихронность рассматривается здесь как степень, в которой индивид предпочитает быть включенным в решение нескольких

Vedeneyeva Ekaterina Vladimirovna, Zabelina Ekaterina Viacheslavovna, Trushina Irina Alexandrovna and others PSYCHOLOGICAL TIME PECULARITIES OF THE STUDENT'S PERSONALITY ...

psychological science

задач или осуществление нескольких деятельностеи одновременно, а также полагает, что одновременное выполнение нескольких задач является наилучшим для него способом вести дела.

Обнаружено одно значимое среди показателей по-лихронности в трех группах студентов, указывающее на то, что студенты с высокой склонностью к прокра-стинации более склонны браться за несколько дел одновременно и, вероятно, не всегда выполнять их до конца. Результаты настоящего исследования не позволяют утверждать однозначно, что именно полихронность приводит к привычке откладывать значимые дела на потом. В качестве гипотезы можно высказать предположение о том, что, напротив, полихронность в данном случае может выступать неким механизмом, оправдывающим прокрастинацию и, тем самым, поддерживающим ее в поведении. Данный вопрос нуждается в более глубокой эмпирической проработке.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Анализируя полученные в ходе исследования результаты особенностей психологического времени личности у студентов со склонностью к прокрастинации, можно констатировать, что эти данные вполне согласуются с представлением о прокрастинации как о защитном механизме личности [11; 12]. Получается, что человек откладывает дела на потом, как бы защищая свою временную картину мира - представление о настоящем, прошлом и будущем. Следовательно, предположение о том, что психологическое время личности у лиц с высокой склонностью к прокрастинации имеет свои особенности, подтвердилась. Действительно, студенты склонные часто откладывать значимые дела на потом, более негативно воспринимают свое прошлое, настоящее и будущее, отношение ко времени не создает для них важный мотивационный заряд для реализации своего личностного потенциала и жизненных целей. Временная перспектива у прокра-стинаторов более короткая, не нацеленная на будущие планы, цели, перспективы; они живут одним днем. Прокрастинаторы не воспринимают время как экономическую ценность, они также могут выполнять несколько дел одновременно, оправдывая этим свои неудачи.

Данные о существовании глубинных предикторов прокрастинации, таких как восприятие времени жизни, отношение к своему времени, открывают новые подходы к профилактике и снижению выраженности прокра-стинации у молодого поколения. В частности, родителям и преподавателям важно понимать, что склонность к прокрастинации студентов невозможно снизить простыми призывами к управлению временем или строгим тотальным контролем. Необходимо воздействовать на глубинные личностные причины данного явления.

Например, профилактикой негативного отношения к прошлому может стать продуктивная позитивная обратная связь прокрастинирующему студенту о его работе, частое упоминание его достижений в прошлом и побуждение осознавать то, каким способом он их добился. С целью снижения выраженности фаталистического отношения к настоящему необходимо разъяснять студенту связь между его усилиями и результатами, рассматривать его личный вклад в успех, повышая тем самым сопричастность и ответственность. Нельзя недооценивать и эффект постановки вместе с молодым человеком его целей (стратегических и тактических), а также регулярное их актуализирование (обращение к ним) в повседневной жизни. Стоить отметить, однако, что хотя данные рекомендации и основаны на результатах эмпирического исследования, они все же являются гипотетическими и нуждаются в дальнейшей экспериментальной проверке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Забелина Е.В., Смирнов М.Г., Честюнина Ю.В. Психологическое время личности в условиях глобализации: постановка проблемы // Universum: психология и образование. 2016. № 9(27). ¡Электронный ресурс] / URL:

http://7universum.com/ru/psy/archive/item/3607 (дата обращения: 28.09.2016).

2. Lay C. At last, my research article on procrastination // Journal of Research in Personality, 1986. № 20. Р. 474-495.

3. Milgram N.A. Correlates of academic procrastination // Journal of School Psychology, 1993 Vol.31. № 4. Р. 487-500.

4. Harriott J., Ferrari J. (1996). Prevalence of procrastination among samples of adults // Psychological Reports, 1996. № 78. Р. 611-616.

5. Hammer C.A., Ferrari, J.R. Differential incidence of procrastination between blue and white-collar workers // Current psychology, 2002. № 21(4). Р. 333-338.

6. Steel P. The nature of procrastination: A meta-ana-lytic and theoretical review of quintessential self-regulatory failure // Psychological Bulletin, 2007. № 133. Р. 65-95

7. Ferrari J. R., Pychyl, T. A. (2000). Procrastination: Current issues and new directions // Journal of Social Behavior & Personality, 2000. № 15(5), special issue.

8. Schouwenberg H.C., Lay, C.H. Trait Procrastination and the Big Five Factors of Personality // Personality and Individual Differences, 1995. № 18 (4). Р. 481-490.

9. Ferrari J.R., Johnson J.L., McCown W.G. Procrastination and task avoidance: Theory, research, and treatment. New York: Plenum. 1995.

10. Effert B. R., Ferrari J. R. Decisional procrastination: Examining personality correlates // Journal of Social Behavior and Personality, 1989. № 4. Р. 151-161.

11. Ковылин В.С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинации // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2013. № 2 (2). С. 22-41.

12. Janis I., Mann L. Decision Making. A Psychological Analysis of Conflict, Choice, and Commitment. New York, The Free Press. 1979.

13. Ellis A., Knaus W.J Overcoming procrastination. New York: Signet Books. 1977.

14. Aitken M.E. A personality profile of the college student procrastinator. Unpublished doctoral dissertation, University of Pittsburgh. 1982.

15. Ferrari J.R., Tice D.M. Procrastination as a self-handicap for men and women: A task-avoidance strategy in a laboratory setting // Journal of Research in Personality, 2000. № 34. Р. 73-83.

16. Briody R. An exploratory study of procrastination (Doctoral dissertation, Brandeis University, 1980) // Dissertation Abstracts International, 1980. № 41. Р. 590.

17. Katz I., Eilot K., Nevo N. "I'll do it later": Type of motivation, self-efficacy and homework procrastination // Motivation and Emotion, 2014. № 38 (1). Р. 111-119.

18. Ковалев В.И. Категория времени в психологии (личностный аспект) // Категории материалистической диалектики в психологии / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М. 1988. С. 216-230.

19. Нестик Т.А. Социально-психологическая детерминация группового отношения к времени: Дис. ...доктора психол. наук. М., 2015. 479 с.

20. Сырцова А. Возрастная динамика временной перспективы личности: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2008. 317 с.

21. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл, 2004.

22. Варваричева Я.И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии, 2010. № 3. С. 121-130.

23. Левин К. Динамическая психология. М.: Смысл, 2001.

24. Frank L.K. Time perspectives // Journal of Social Philosophy, 1939. № 4. Р. 293-312.

25. Zimbardo P.G., Boyd J.N. Putting time in perspective: A valid, reliable individual-differences metric // Journal of Personality and Social Psychology, 1999. № 77 (6), Р. 1271-1288.

Статья поступила в редакцию 03.11.2017

Статья принята к публикации 25.12.2017_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.