Научная статья на тему 'Взаимосвязь личностных особенностей и отношений к временному пространству'

Взаимосвязь личностных особенностей и отношений к временному пространству Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
724
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Ключевые слова
ВРЕМЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ ЛИЧНОСТИ / ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / TEMPORARY SPACE / PERCEPTION OF TIME / PSYCHOLOGICAL TIME OF THE PERSON / TEMPORARY PROSPECT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Овчинников Анатолий Александрович, Султанова Аклима Накиповна, Сычева Татьяна Юрьевна

Целью исследования является изучение взаимосвязи психологических особенностей восприятия времени с личностными характеристиками студентов. С целью диагностики личностных особенностей и системы отношений личности к временному пространству использовалась методика временной перспективы Ф. Зимбардо, методика семантического дифференциала времени и методика многофакторного исследования личности Кеттелла. Установлено, что особенности восприятия времени связаны с личностными характеристиками группы эмоциональных черт и коммуникативной группы, но при этом отсутствует взаимосвязь с чертами интеллектуальной группы. Это свидетельствует о том, что восприятие времени не зависит от типа мышления и его особенностей. Следует отметить сходство связанных с восприятием времени личностных характеристик, которые в большинстве своем имеют в основе некоторые динамические показатели, такие как особенности поведения или динамика эмоциональных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Овчинников Анатолий Александрович, Султанова Аклима Накиповна, Сычева Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION OF PERSONAL FEATURES AND RELATIONS TO TEMPORARY SPACE

The research objective is studying on interrelation of psychological features of perception of time with personal characteristics of students. For the purpose of diagnostics of personal features and system of the relations of the person to temporary space the technique of temporary prospect of Ph. Zimbardo, technique of semantic differential of time and technique of multifactorial research of the Cattell’s personality was used. It is established that features of perception of time are connected with personal characteristics of group of emotional lines and communicative group, but thus there is no interrelation with lines of intellectual group. It testifies that the perception of time doesn’t depend on the way of thinking and its features. It is noteworthy that similarity of the personal characteristics connected with perception of time which has in its basis some dynamic indicators in the majority, such as features of behavior or dynamics of emotional processes.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь личностных особенностей и отношений к временному пространству»

№ 6 - 2015 г. 14.00.00 Медицинские науки (14.01.00 Клиническая медицина)

УДК 159.9

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ОТНОШЕНИЙ К ВРЕМЕННОМУ ПРОСТРАНСТВУ

А. А. Овчинников. А. Н. Султанова, Т. Ю. Сычева

ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава

России (г. Новосибирск)

Целью исследования является изучение взаимосвязи психологических особенностей восприятия времени с личностными характеристиками студентов. С целью диагностики личностных особенностей и системы отношений личности к временному пространству использовалась методика временной перспективы Ф. Зимбардо, методика семантического дифференциала времени и методика многофакторного исследования личности Кеттелла. Установлено, что особенности восприятия времени связаны с личностными характеристиками группы эмоциональных черт и коммуникативной группы, но при этом отсутствует взаимосвязь с чертами интеллектуальной группы. Это свидетельствует о том, что восприятие времени не зависит от типа мышления и его особенностей. Следует отметить сходство связанных с восприятием времени личностных характеристик, которые в большинстве своем имеют в основе некоторые динамические показатели, такие как особенности поведения или динамика эмоциональных процессов.

Ключевые слова: временное пространство, восприятие времени, психологическое время личности, временная перспектива.

Овчинников Анатолий Александрович — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психиатрии, наркологии и психотерапии факультета клинической психологии и социальной работы ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», e-mail: anat1958@mail.ru

Султанова Аклима Накиповна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры клинической психологии ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», е-mail: sultanova.aklima@yandex.ru

Сычева Татьяна Юрьевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры клинической психологии ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 226-19-25

Актуальность. Время является интегративным свойством всех процессов, происходящих в природе, обществе и психике человека. В этой связи его изучение всегда занимало умы

исследователей разных наук. Исследование различных сторон жизни человека в контексте организации его времени имеет особое значение в условиях социальной нестабильности и информационной перегрузки молодого поколения.

В настоящий момент все еще не существует единого подхода в описании восприятия времени как отдельной стороны психического отражения. Причиной этому служит особая природа времени как физического явления и возрастающая степень отражения времени вместе с усложнением отражающей системы.

В то время как физиологический и психофизиологический уровни восприятия времени в достаточной степени исследованы, изучение восприятия времени на психологическом и личностном уровнях не продвинулось до уровня, удовлетворительно описывающего его механизмы. Все еще остаются недостаточно уточненными психологические и личностные определяющие восприятия времени, что и является предпосылкой выбора темы исследования.

Фактор времени является очень важным в становлении личности и формирования ее индивидуальных особенностей. Он косвенно прослеживается в описании многих психологических черт, особенно черт, характеризующих мотивационно-динамические психологические особенности. Восприятие времени во многом проявляет себя как обобщенный срез всех динамических отношений психики и окружения, включая в себя как когнитивный, так и эмоциональный компоненты.

В современном мире наблюдается акселерация ритма жизни, что накладывает свой отпечаток на особенности восприятия всех процессов и особенно на восприятие времени. Наиболее полно современные тенденции восприятия времени отражают представители молодого поколения, находящиеся в условиях информационной перегрузки при недостатке временных ресурсов. Поэтому данное исследование направлено на изучение личностно-психологических особенностей восприятия времени в студенческом возрасте.

Следует отметить, что психологическое время в значительной мере отличается от времени физического. Если физическое время имеет ряд незыблемых свойств, то психологическое время может не подчиняться таким свойствам как непрерывность и равномерность. Ограниченность и прерывность времени можно объяснить в первую очередь конечностью жизни человека как субъекта восприятия временной действительности, вторым же фактором можно считать неравномерную работу мозга как материальной базы, обеспечивающей восприятие. Неравномерность психологического времени можно объяснить так же, как и различия физического и биологического. При этом необходимо учесть большее отклонение психологического времени от физического в силу его более сложной морфофункциональной структуры [2].

Время как явление принято описывать в трех векторах: настоящее, прошлое и будущее. Многие теоретические и практические исследования посвящены исследованию времени с точки зрения деления его на эти составляющие.

Таким образом, цель исследования: изучить взаимосвязь психологических особенностей восприятия времени с личностными характеристиками студентов.

Материал и методы исследования. Эмпирическое исследование было проведено на базе кафедры клинической психологии НГМУ и кафедры правовых и социальных наук СГУГиТ (г. Новосибирск). Исследование проводилось с 27.01.2015 по 6.04.2015.

Для изучения особенностей восприятия времени в студенческом возрасте было обследовано 80 человек: 40 студентов 2-го курса факультета социальной работы

и клинической психологии Новосибирского государственного медицинского университета в возрасте 19-22 года; среди них 35 девушек и 5 юношей. И 40 студентов 3-го курса Сибирского государственного университета геосистем и технологий, обучающихся на факультете экономики и менеджмента в возрасте 20-22 года, среди них 33 девушки и 7 юношей.

С целью диагностики личностных особенностей и системы отношений личности к временному пространству использовалась методика временной перспективы Ф. Зимбардо [3]. При анализе эмпирических данных было выявлено, что средние показатели уровня выраженности всех временных перспектив находятся в пределах нормы. Студенты в структуре своей повседневной деятельности имеют необходимость взаимодействовать со всеми тремя структурами времени: положение ученика, подразумевающее некоторое подчиненное положение, может влиять на формирование умеренного уровня выраженности перспективы фаталистического настоящего; совокупность личностных и социальных особенностей периода юности, выраженные в дихотомии представлений о беззаботности этого возраста и о его важности для профессионального становления, может определять наличие среднего уровня выраженности перспектив гедонистического настоящего и перспективы будущего; наличие умеренного уровня выраженности перспектив негативного прошлого и позитивного прошлого свидетельствует о гармоничном эмоциональном отношении студентов к прошлому при достаточной насыщенности позитивных воспоминаний и недостаточной для формирования амнезации травмирующей силе прошлого.

Методика семантического дифференциала времени [1] предназначена для изучения эмоциональных и когнитивных компонентов при субъективном психологическом восприятии человеком своего времени; позволяет увидеть пространственно-временную организацию психики. Методика дает возможность конкретизировать механизмы формирования самопознания и самопонимания с точки зрения временной перспективы. В таблице представлены средние показатели испытуемых по шкалам методики семантический дифференциал времени, выходящим за границы нормы.

Средние значения показателей методики Семантический дифференциал времени,

выходящие за границы нормы.

Параметр восприятия Граница нормы Средний балл испытуемых

Ощущаемость настоящего 4,65 ± 4,50 0,025

Ощущаемость будущего 5,10 ± 4,57 -1,53

Величина настоящего 2,02 ± 4,24 6,475

Величина будущего 5,40 ± 4,45 10,1

Полученные эмпирические данные свидетельствуют об общем снижении уровня ощущаемости настоящего и будущего и превышении уровня величины настоящего и будущего среди студентов. Полученные данные могут объясняться следующим образом: во-первых, студенты в процессе обучения испытывают на себе частую смену типов временной организации поведения, что ведет к ухудшению их ориентации в происходящем. Низкий уровень ощущаемости времени свидетельствует о нарушении психологической связи обследуемого с действительностью, которое сопряжено с недостатком интеллектуальной и эмоциональной вовлеченности в актуальную ситуацию (события происходящего и будущего), потерей ощущения личностной значимости происходящего.

Во-вторых, высокие показатели по шкале «величины времени» отражают значительную смысловую наполненность времени, насыщенность связанных с ним переживаний, которые преимущественно носят положительный характер и соотносятся с ощущением внутренней свободы, отсутствия внешних факторов, способных блокировать удовлетворение актуальных потребностей. Это подтверждает предположение об относительно более высокой эмоциональной значимости происходящего, навязанной типом обучающей деятельности студента.

Поскольку значимых различий в восприятии времени и степени выраженности личностных особенностей между студентами НГМУ и СГУГиТ выявлено не было, это позволило в дальнейшем объединить их в одну группу.

Для определения личностных особенностей использовалась методика многофакторного исследования личности Кеттелла, которая позволяет измерить четыре группы свойств личности: коммуникативные, интеллектуальные, эмоциональные и регуляторные.

В соответствии с целью исследования для описания структуры взаимосвязей исследуемых параметров были выделены личностные характеристики и особенности восприятия времени, которые имеют наибольшее количество корреляционных связей и вносят больший вклад в структуру взаимосвязей восприятия времени и личностных психологических особенностей испытуемых.

На рис. 1 представлена взаимосвязь показателя самооценка с особенностями восприятия времени студентами.

Перспрктим Г СДОИ ИС Т »4 ОС к го настоящего

1-0,313)

^-.-^

Рис. 1. Взаимосвязь самооценки и особенностей восприятия времени (при р < 0,05)

Изучив взаимосвязи показателей самооценка с перспективой будущего, положительного прошлого и гедонистического настоящего, можно предположить сопряженность формирования черт самооценки и восприятия времени. Данные могут свидетельствовать о том, что люди определенной временной направленности, характеризуемой сниженной тенденцией получать сиюминутное удовлетворение в пользу своих планов, могут быть более успешны в деятельности и достижении поставленных задач. Достижение этих задач в свою очередь может являться условным подкреплением и формирует положительный Я-образ. Данные также свидетельствуют о важности принятия своего прошлого для формирования самооценки.

На рис. 2 представлена взаимосвязь фактора общительности и особенностей восприятия времени.

Рис. 2. Взаимосвязь фактора общительности и особенностей восприятия времени (при р <

0,05)

Изучив представленные взаимосвязи, можно предположить, что общительность коррелирует с восприятием настоящего вследствие необходимости людей с повышенной потребностью в общении находиться в ситуации живого общения со многими людьми, что непосредственно влияет на их восприятие времени. Время таким людям кажется более предсказуемым и насыщенным переживаниями. Общительность имеет обратную взаимосвязь с непринятием своего прошлого, т. е. получив негативный опыт социального взаимодействия в прошлом, люди приобретают большую подозрительность к окружающим и подсознательно избегают тесных и интенсивных контактов.

На рис. 3 представлена взаимосвязь показателя эмоциональной стабильности и особенностей восприятия времени. При низком значении эмоциональной стабильности отмечается чувствительность, изменчивость настроения, легкая раздражимость, склонность к ипохондрическим реакциям. Люди, обнаруживающие такую черту, склонны к изменению интересов, непрочности социальных связей и привязанностей. При высоком значении эмоциональной стабильности отмечается высокая работоспособность, склонность к проявлению высших эмоций, личностная зрелость, высокая работоспособность, но при самых высоких проявлениях возможны негативные проявления, например ригидность.

Рис. 3. Взаимосвязь фактора эмоциональной стабильности и особенностей восприятия

времени (при р < 0,05)

Анализируя данные рис. 3, приходим к выводу о том, что высокая эмоциональная

вовлеченность в события прошлого дает человеку необходимый эмоциональный опыт переживания разных состояний, который способствует формированию эмоциональной устойчивости. Модальность эмоциональной окраски переживаний прошлого играет определяющую роль, негативные переживания и непринятие своего прошлого связано с эмоциональной нестабильностью, а теплые воспоминания — с укреплением эмоциональной устойчивости. Эмоционально стабильные люди, вероятно, имеют большую способность к организации своего личного пространства и вследствие этого имеют большую включенность в события, происходящие в настоящем.

На рис. 4 показана взаимосвязь фактора смелость с особенностями восприятия времени.

Рис. 4. Взаимосвязь фактора смелость и особенностей восприятия времени (при р < 0,05)

При рассмотрении рис. 4 предполагаем, что люди, имеющие большую степень вовлеченности в настоящее, лучше ощущают происходящее, лучше прогнозируют недалекое будущее, способны лучше оценивать риски и чаще рискуют. Кроме того, большая эмоциональная вовлеченность в будущее в форме ожидания вознаграждения может положительно влиять на тенденцию субъекта к риску.

На рис. 5 представлена взаимосвязь фактора тревожность и особенностей восприятия времени.

Эмоцмонал ьная Окраска пришлого (-0,320)

Рис. 5. Взаимосвязь фактора тревожность и особенностей восприятия времени

На рис. 5 представлены взаимосвязи уровня личностной тревожности с хранящимися в памяти переживаниями и степенью принятия собственного прошлого. Тревожность как личностная характеристика взаимосвязана с неспособностью организовать собственное время и ориентироваться в настоящем моменте. В результате повышенной тревожности страдает эмоциональная окраска настоящего времени, которая может быть выражена не только в снижения интенсивности эмоций, но и в неспособности к их различению и управлению ими.

Эллоционел ь н пи окрлскп будущего {0,330}

Экстравертированность

] | | к Л г.1 н. I ян окраска нл с тонидого (О, ЗОН)

Рис. 6. Взаимосвязь фактора экстравертированность и особенностей восприятия времени

Люди экстравертированного типа предположительно проявляют большую эмоциональную вовлеченность в будущее, что может иметь форму ожидания результата или наказания, и вследствие этого имеют лучшую способность ориентироваться в будущем и структурировать его.

Вследствие своей ориентированности на результат, что предполагается сочетанием экстраверсии и ориентации в настоящем, такие люди склонны жертвовать возможностью получать удовольствие в настоящем в пользу достижения эмоционально окрашенной перспективы в будущем.

Переживания травмирующих событий и фиксация на них, как причина возникновения перспективы негативного прошлого, может также участвовать в формировании личностной интроверсии.

Выводы. В результате исследования взаимосвязи личностных особенностей и отношений к временному пространству студентами было отмечено, что особенности восприятия времени связаны с личностными характеристиками группы эмоциональных черт и коммуникативной группы, но при этом отсутствует взаимосвязь с чертами интеллектуальной группы. Это свидетельствует о том, что восприятие времени не зависит от типа мышления и его особенностей. Следует отметить сходство связанных с восприятием времени личностных характеристик, которые в большинстве своем имеют в основе некоторые динамические показатели, такие как особенности поведения или динамика эмоциональных процессов.

Список литературы

1. Вассерман Л. И. Семантический дифференциал времени: экспертная

психодиагностическая система в медицинской психологии : пособие для врачей и психологов / Л. И. Вассерман, Е. А. Трифонова, К. Р. Червинская. — СПб. :

СПбНИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2009. — С. 43.

2. Денисова Т. Н. Время в образе мира человека : норма и патология / Т. Н. Денисова. — Вологда : ВГПУ, 2008. — 161 с.

3. Зимбардо Ф. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь / Ф. Зимбардо, Дж. Бойд ; пер. с англ. О. Гатановой. — СПб. : Речь, 2010. — 352 с.

INTERRELATION OF PERSONAL FEATURES AND RELATIONS TO TEMPORARY SPACE

А. A. Ovchinnikov. A. N. Sultanova, T. Y. Sycheva

SBEIHPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health» (Novosibirsk)

The research objective is studying on interrelation of psychological features of perception of time with personal characteristics of students. For the purpose of diagnostics of personal features and system of the relations of the person to temporary space the technique of temporary prospect of Ph. Zimbardo, technique of semantic differential of time and technique of multifactorial research of the Cattell's personality was used. It is established that features of perception of time are connected with personal characteristics of group of emotional lines and communicative group, but thus there is no interrelation with lines of intellectual group. It testifies that the perception of time doesn't depend on the way of thinking and its features. It is noteworthy that similarity of the personal characteristics connected with perception of time which has in its basis some dynamic indicators in the majority, such as features of behavior or dynamics of emotional processes.

Keywords: temporary space, perception of time, psychological time of the person, temporary prospect.

About authors:

Ovchinnikov Anatoliy Aleksandrovich — doctor of medical science, professor, head of psychiatry, addictology and psychotherapy chair of faculty of clinical psychology and social work at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», e-mail: anat1958@mail.ru

Sultanova Aklima Nakipovna — candidate of medical science, assistant professor of clinical psychology chair at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», e-mail: sultanova.aklima@yandex.ru

Sycheva Tatyana Yurevna — candidate of pedagogical science, assistant professor of clinical psychology chair at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», office phone: 8 (383) 226-19-25

List of the Literature:

1. Wasserman L. I. Semantic time differential : expert psychodiagnostic system in medical psychology : guidance for doctors and psychologists / L. I. Wasserman, E. A. Trifonova, K. R. Chervinskaya. — SPb. : SPbSRPNI n.a. V. M. Bekhterev, 2009. — P. 43.

2. Denisova T. N. Time in an image of the world of the person : norm and pathology / T. N. Denisova. — Vologda : VSPU, 2008. — 161 p.

3. Zimbardo F. Paradox of the time. New psychology of time which will improve your life / F. Zimbardo, J. Boyd ; translation from English O. Gatanova. — SPb. : Speech, 2010. — 352 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.