Научная статья на тему 'Хронотоп глянцевого журнала: между романом и газетой'

Хронотоп глянцевого журнала: между романом и газетой Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
657
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРОНОТОП / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / ГЛЯНЦЕВЫЙ ЖУРНАЛ / CHRONOTOP / GLOSSY MAGAZINE / REALITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ракипова Ирина Дильшатовна

Исследования посвящены глянцевым журналам, которые на своих страницах создают особую воображаемую социокультурную реальность при помощи журнального хронотопа, определяемого пространством и временем описываемых событий. «Газетный» и «романный» хронотопы глянцевого журнала становятся способами изображения повседневности читателей, вытеснения традиционных и навязывания потребительских ценностей обладания и богатства, убеждая при этом, что гламурная реальность в действительности существует.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Chronotop of a glossy magazine: between the roman and newspaper

This analysis is devoted to glossy magazines developing social and cultural virtual reality by means of chronotop defining scope and duration of the described event. «Newspaper» and «Roman» kinds of chronotop are the tools of customer values evaluation and promotion of glamour reality.

Текст научной работы на тему «Хронотоп глянцевого журнала: между романом и газетой»

9. Кроукер, А., Кук, Д. Телевидение и торжество культуры // Комментарии. — М., 1997. — №11. — С.168.

10. Телеспутник. — М. : ООО «Телеспутник», 2007. — №8 (142). — Август. — 148 с.

11. Комсомольская правда. — 2009. — 4 апреля. — №49 (24272). - С. 1.

12. http// news. bbc. co.uk/ hi/Russian/life/newsid 7702000/ 7702418. stm BBC RUSSIAN. Com 03.11. 2008. «Элитные школьники Ульяновска учатся гламуру».

13. http//www.patriarchia.ru/db/text/154968.html, «Московская патриархия», 28.11.2006 г. Митрополит Климент: «Православные СМИ могут ...».

14. Законодательство и практика СМИ. — М., 2000. — № 10. — С. 15.

15. http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=170793 М. Леонтьев. «Интерфакс» - Религия.

16. http://society.polbu.ru/gurevich_humanphilo/ch17. html. (Сайт «Полка букиниста». Беседа с К. Касьяновой по поводу книги «О русском национальном характере»).

17. Новикова, А.А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия [Текст] / А.А. Новикова. —

М. : Алетейя, 2008. — 208 с. ; Подберезникова, Е.В. Телевидение взаимодействия: интерактивное поле общения [Текст] / Е.В. Подберезникова. — М. : Аспект Пресс, 2004. — 222 с.; Акинфи-ев, С.Н. Развлекательное телевидение: определение, классификация, жанры // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. — 2008. — №6. - С. 110-124.

18. Бергер, Н.В. Зарубежная и российская журналистика: актуальные проблемы и перспективы развития [Текст] / Н.В. Бергер. — Волгоград, 2005. — 234 с.; Кириллова, Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну [Текст] / Н.Б. Кириллова. - М. : Академический проект. 2006. — 446 с.; Телевидение: режиссура реальности / сост. Д.Дондурей. — М. : Искусство кино, 2007. — 232 с.

ГРОМОВ Олег Николаевич, старший преподаватель кафедры социально-культурной деятельности. Адрес для переписки: 644077, г. Омск, пр. Мира, 55.

Статья поступила в редакцию 21.07.2009 г.

© О. Н. Громов

УДК 168.522 и. д. РАКИПОВЛ

Уральский государственный технический университет им. Первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург

ХРОНОТОП ГЛЯНЦЕВОГО ЖУРНАЛА: МЕЖДУ РОМАНОМ И ГАЗЕТОЙ

Исследования посвящены глянцевым журналам, которые на своих страницах создают особую воображаемую социокультурную реальность при помощи журнального хронотопа, определяемого пространством и временем описываемых событий. «Газетный» и «романный» хронотопы глянцевого журнала становятся способами изображения повседневности читателей, вытеснения традиционных и навязывания потребительских ценностей обладания и богатства, убеждая при этом, что гламурная реальность в действительности существует.

Ключевые слова: хронотоп, повседневность, глянцевый журнал.

В конце ХХ века в связи с формированием новой общественной формации и массовой культуры потребительского общества, а также с повышением технологии изготовления полиграфической продукции и спроса на развлекательные издания, в жизнь современной России пришел новый вид печатной продукции — глянцевый журнал. Культурная значимость и полифункциональность (экономическая, информационная, досугово-развлекательная, ценностно-воспитательная, стратифицирующая и др.) глянцевых журналов делает их привлекательным и актуальным объектом изучения.

Глянцевый журнал, обращаясь к своим читателям как некий коллективный автор, формирует свой собственный хронотоп бытия (М. М. Бахтин): особое соотношение пространства и времени, при котором «приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем» [1].

Особую роль в становлении хронотопа глянцевого журнала играют два вида воображения, зафиксиро-

ванные, по мнению Б. Андерсона, жанром романа и газеты.

Рассматривая сущностную условность газеты, Б. Андерсон утверждает, что события, о которых рассказывается в отдельно взятом выпуске газеты «происходят независимо, а действующие лица не ведают о существовании друг друга или о том, что другие могут делать. Произвольность их включения и соседства показывает, что связь между ними сотворена воображением. Эта воображаемая связь проистекает из двух косвенно связанных друг с другом источников. Первый — это простое календарное совпадение. Дата, вынесенная в шапку газеты, единственная и самая важная эмблема, которая в ней есть, обеспечивает сущностную связь — равномерный поступательный часовой отсчет гомогенного, пустого времени. ...Второй источник воображаемой связи кроется во взаимоотношениях между газетой как формой книги и рынком.. .С этой точки зрения, газета есть.— книга, распродаваемая в широчайших масштабах, но

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010

имеющая эфемерную популярность . , то есть — бестселлер-однодневка» [2].

Хронотоп глянцевого журнала как социального феномена несет на себе закономерности прежде всего газетного хронотопа, определяемого событием и временем. Событие и время как характеристики не только газетного выпуска, но и человеческой жизни, составляют основу социального хронотопа, то есть социального пространства, времени и его закономерностей.

Социальный хронотоп, фиксируемый глянцевым журналом, формируется в результате специфичных соотношений пространственно-временной организации социального бытия. Социальное время «фиксирует устойчивость социальных форм как их воспроизводимость, социальное пространство представляет движение человеческого бытия в виде определенной координации людей, их действий и предметных условий, средств и результатов их жизненного процесса, в формах их непосредственно совместных взаимодействий» [3].

Социальное время и пространство «являются исходными схемами построения обыденного поведения людей и их повседневных взаимодействий, то есть они постоянно действуют на уровне бытия социальных индивидов как условия связанности, непрерывности, организованности социального процесса. Иначе говоря, они оказываются социальными связями, кооперирующими последовательности и сочетания человеческих сил, действий и их воплощений.

В традиционных формах общества пространственные характеристики социального бытия выражали время и подчиняли себе его измерение. В новое время. время становится главным измерителем социальных качеств людей и вещей. Любые человеческие силы и способности сводятся к необходимым затратам времени. Могут транслироваться в социальном процессе, обмениваться, складываться в общую сумму» [3].

В едином социальном времени разнообразные индивидуальные действия людей редуцируются к общим эталонам. Однако эти общие эталоны поведения реализуются всякий раз в определенном пространстве — объеме определенного количества людей. В социальном хронотопе социальное пространство фиксирует контуры, в которых производятся особые связи, последовательности, кооперации разнокачественных человеческих деятельностей.

Среди способов воплощения социального пространства в журнале наиболее репрезентативны вербальные приемы — названия журналов, рекламные материалы и статьи, тест-драйвы и письма читателей; а также визуальные и полиграфические приемы. Единство топографического рисунка в многообразии лингвистически-моделируемых пространств достигается за счет единого стилевого дизайнерского полиграфического оформления иллюстраций и страниц размещения этих материалов. Содержательное пространство глянцевого журнала, образующее хронотоп, мы можем определить как иллюзорное воображаемое пространство человеческой жизни, воссозданное средствами художественно-полиграфической выразительности во всей полноте словесно-визуальных средств. Это то воображаемое пространство жизни читательского сообщества, образ которого формируется в журнале при помощи описательных статей и рекламных вставок, красочных фотографий и графических зарисовок, стилизованных карт местности, а также материально-вещественной фактуры журнала: качества бумаги, толщины обложки, технологии склейки.

Отношения времени, моделируемые глянцевым журналом как часть социального хронотопа, мы рассматриваем в трех аспектах: индивидуально-личностном, поло-родовом, и национальном.

Социальный хронотоп, с точки зрения индивидуально-личностного времени, включает в себя описания частной и общественной жизни отдельно взятого человека: репортаж, интервью, очерк, заметки, где происходит раскрытие особенностей индивидуального времени жизни и его переживания, событийного наполнения времени, попытка передать уникальное личностное ощущение современности и способы моделирования успешного существования во времени, а также проблемы обратимости индивидуального времени, способы борьбы со временем и управления временем.

Глянцевые журналы, изображая хронотоп индивидуально-личностного времени, создают его достаточно сложную модель, где биологическое время жизни человеческого тела — красоты, силы и здоровья, не совпадает в направлении и темпе, ритме своего движения со временем социальной активности, тем более со временем духовно-экзистенциальным.

Время родовое в женском глянцевом журнале демонстрирует особенности женского времени в отличие от времени мужского, в мужских — то, каким образом ощущает, понимает, заполняет время своего бытия мужской род в целом, в подростковых и детских журналах — особенности течения времени в период социального становления личности.

Родовое женское время связано с физиологическим предназначением женщины к рождению детей и созданию семьи. Не отрицая биологической детерминации женского родового времени, глянцевые журналы отделяют проблемы секса от проблем деторождения. Патриархальным представлениям о неразрывной связи между вступлением в половую жизнь и беременностью они противопоставляют взгляды на секс как атрибут здорового образа жизни, а безопасный секс как технологию сохранения здоровья, красоты и молодости.

Мужские журналы наполняют родовое мужское время временем не только социальной активности: политической, экономической, семейно-брачной, профессиональной, но и временем жизни техники, как естественного продолжения жизни мужского тела и рода: автомобили современные и старинные, телефоны сотовые и стационарные, самолеты военные и спортивные, лодки атомные подводные и надувные рыбацкие и так далее.

Детское и юношеское время делится на время общения, где главными персонажами выступают родители, сверстники, друзья и подруги, и время обучения, которое определяется социальным взаимодействием с учителями и однокашниками.

Своеобразие романа как социологического организма, по мнению Б. Андерсона, состоит в том, что он создает воображаемое единство автора, героев и читателей, путем постоянных перемещений из времени прошлого в настоящее и будущее, из пространства внутри романа в пространство вне-романное, нанизывая один за другим фрагменты из жизни героев и повседневной жизни.

Художественный (романный) хронотоп в зависимости от направленности журнала можно разделить на аудиальный и визуальный. Свойствами аудиаль-ного хронотопа является эмоциональная окрашенность и артикулируемость, что наряду с чувством идентичности усиливает фанатическую приверженность своей группе, а визуальный хронотоп как мир

зрения является ценностно нейтральным и обусловливает нарастание атомизации в отношении к миру и социальной группе.

Современные глянцевые журналы в России, какой бы иллюзорный мир они не воссоздавали на своих страницах, действуют по закону визуальной репрезентации: что показано, зафиксировано на страницах журнала, то и существует, прежде всего в сознании создателей и читателей, в некоем гламурном журнальном пространстве-времени — журнальном хронотопе.

На примере глянцевых журналов можно заметить технологии создания образов повседневности, в которых модифицируются представления о жизненном пространстве, времени повседневности, трудовой деятельности человека, ощущение дома и интерьера, чувство стиля и имиджа, и механизмы самоидентификации.

Преобразуя миры повседневности в журнальный хронотоп, глянцевые журналы по-своему трактуют трудовую деятельность человека. Трудовая деятельность понимается и предлагается читателям как неотъемлемая часть повседневности, которая не только позволяет обеспечить удовлетворение насущных потребностей, но и достичь самореализации, раскрытия своих творческих возможностей. Трудовая деятельность в романном хронотопе журнала становится предметом письма. В трудовой жизни обязательно появляются характерные для романа сюжет и авантюра героя, композиция, определяющая порядок следования основных эпизодов и вставных новелл, динамика, завязка и развязка, мораль. Спектр профессий, входящих в сферу внимания глянцевых журналов, образуют те, которые создают мир праздника и радости, и позволяют автору и герою реализовать свои побуждения наиболее плодотворно и эффектно, а рассказ о которых будет наиболее любопытным и впечатляющим для читателя: это дизайнеры одежды, причесок, интерьеров, фотохудожники, стилисты, модельеры и модели, художники, артисты, телеведущие и кинорежиссеры, кинооператоры и музыканты, спортсмены, путешественники, рестораторы и хо-тельеры, менеджеры, юристы и банкиры. Всем им посвящают журналы фотосессии, интервью, статьи и заметки, раскрывают секреты дресс-кода, красоты и здоровья, позволяющие достичь профессиональных высот.

Если реализация творческого потенциала в профессии является одним из возможных сценариев человеческого счастья, то создание гармоничного пространства жилого дома неизбежный сюжет в жизни каждой хозяйки и хозяина, а потому непременная тема для обсуждения в журналах общей направленности, а также в специализированных изданиях по дизайну: «Salon», «Интерьер дайджест», «Идеи вашего дома», «Четыре комнаты», «Декор», «Ле табуре», «Современный дом и офис», «Seasons», «Мой уютный дом».

В современных журналах архитектурные средства, предназначенные для проектирования внешнего бытия-окружения предметно-пространственных ситуаций семейной жизни, становятся фактором внутри — бытия, эмоционального воздействия, формируют внутри-душевную ситуацию семейного быта и бытия. Современные глянцевые дизайнерские журналы призваны осуществить этот ценностно-смысловой кульбит вещей внешнего хронотопа в вещи внутреннего экзистенциального порядка, что в самих журналах декларируется как долг помочь своим читателям гармонизировать домашний мир.

Романно-художественный хронотоп глянцевого журнала является пространством-временем постро-

ения не только представлений об идеальном нравственно-эстетически совершенном внешнем мире, но и сферой формирования читательских идентичностей. В диалоге читателей с создателями: автором, редактором, фотографом, дизайнером журнал позволяет одним адаптироваться к новым социальным условиям — осуществить процесс социализации или ресоциализации, другим — достичь самореализации в своих разнообразных творческих стремлениях, наконец, третьим — позволяет осуществить процесс самоидентификации, обрести ценностную социальную устойчивость в ситуации процессуально-континуального погружения во внутри — бытие изображаемой глянцевыми журналами жизни, которая по мере погружения, все менее отличается для доверчивого читателя от изменчивой социальной реальности.

Специфическая уверенность в реальном существовании мира гламура — или особого журнального инобытия повседневности — сквозит прежде всего в колонках редакторов, которые задают общую интонацию каждого отдельного номера. Поскольку глянцевые журналы двунаправлены на вербально-смысловое и на визуально-образное восприятие, то фотография и вступление редактора должны объединить статьи, проекты, материалы, фотосессии и рекламные группы в единый интонационный информационный поток. Интонация доверительного общения, с которой обращаются к своим далеким возлюбленным читателям редакторы, призвана устранить барьеры, разделяющие реальность обыденно-повседневную и романно-художественную, придать последней максимальную степень достоверности, при которой только и возможно желаемое и авторами, и редакторами, и читателями со-бытие.

Со-бытие возможно на страницах глянцевого журнала не только в силу его романно-художественных достоинств, но и в силу специфики современного читателя. Современный читатель, по словам М. Маклю-эна, впавший в состояние то ли пре-, то ли пост-литературности [4] воспринимает глянцевые журналы не как романный текст с его глубинами, а как визуальный объект по законам реализма, верит картинке как действительности. Для современного читателя — лис-тателя глянца, все, что существует в фотообразах, существует на самом деле. Этот пост-грамотный человек забывает при этом о субъективности ракурса и композиции фотосъемки, о значении фотомонтажа и фотографики, о всем том, что, по словам Р. Барта [5], делает фотографию искусством, а жизнь, представленную в фотографии — условной художественной реальностью.

Более того, современный пост-грамотный человек воспринимает печатное слово не как продукт человеческого разума, а как инструкцию к действию при помощи разума. Тогда глянцевый журнал оказывается средством трансляции приемов манипуляции действительностью. Что нашло свое материальное воплощение, то действительно. Мир глянца — это мир парадокса. Гламурный мир, изображаемый глянцевыми журналами «для всех», соответствует в действительности только лишь «для немногих». Поэтому, с одной стороны, глянцевые издания стремятся объединить всех читателей всего мира в единое воображаемое сообщество. С другой стороны, иллюстрированные журналы строго дифференцированы по ценовому параметру и строго ранжируют своих потребителей в соответствии с их экономическими возможностями и социальным статусом.

В этой ситуации построения в журнале мира реализованного идеала для каждого, особое значение

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010

придается зримым убедительным свидетельствам того, что гламурная «реальность грезы» в действительности существует. Наиболее распространенным приемом достижения специфической достоверности создаваемой журналом иллюзорной реальности являются фоторепортажи с общественно значимых в формате журнала акций. Они призваны стать фотофактом, доказывающим существование мира по законам и в стиле глянца, его посюсторонний, а не виртуальный, характер.

Завершая, заметим, что материалы и результаты исследования могут быть использованы в дальнейших теоретических и практических исследованиях социокультурной реальности современной России, а также при написании и чтении курсов по философии культуры, культурологии и социологии культуры, спецкурсов по современной массовой культуре.

Библиографический список

1. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975. — С.234 — 407.

2. Андерсон. Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма : пер. с англ. В. Николаева ; вступ. ст. С. Баньковской. — М. : «КАНОН — Пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. — 288 с.

3. Современный философский словарь / под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. В.Е. Кемерова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Академический проект, 2004. — 864 с.

4. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего. — М. : Фонд «Мир», Академический проект, 2005. - 496 с.

5. Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии : пер. с фр. М. Рыклина. — М. : Ad marginem, 1997. — 224 с.

РАКИПОВА Ирина Дильшатовна, аспирантка кафедры культурологии и дизайна.

Адрес для переписки: e-mail: salonpress@k66.ru

Статья поступила в редакцию 25.06.2009 г.

© И. Д. Ракипова

уДк 008 Т. И. ЧУПАХИНА

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ИДЕИ РУССКОГО КОСМИЗМА В МУЗЫКЕ А. К. ЛЯДОВА_________________________________________

В статье представлены музыкально-философские воззрения ярчайшего представителя русской музыкальной культуры второй половины XIX — начала ХХ вв. А. К. Лядова. Раскрываются сложность и многоликость поэтического мира композитора, сочетание идеализма и реализма, языческой космогонии и символизма, обусловленного особенностями общественно-исторической обстановки времени, в котором творил композитор. Дается характеристика лядовского поэтического мира, где существует изначальная основа гармонии между субъективным и объективным. Принципы поэтической философии русского космизма воплотились в творчестве этого композитора с поразительной последовательностью и полнотой.

Ключевые слова: космизм, мистерия, символизм, мифотворчество, музыкальнопоэтическая философия, русская идея.

Искусство космично, главный его принцип — гармония. Художник создает модель совершенства для одухотворения материи.

Луис Ортега

Особенности национального сознания мы находим в цельном музыкальном творчестве А. К. Лядова, неповторимой мировоззренческой константой которого является космизм. Нам предстоит задача показать наличие «генома» в его музыкально-поэтической философии, мифотворчестве, а также в музыкальнохудожественном сознании.

Рефлексируя национальный культурно-исторический тип, — по мнению Э. А. Бальбурова, — русская философия отметила такие черты, как «религия земли», религиозный мистический материализм, «идея конкретного сущего, существующего рациональному познанию» [1].

Космос А. К. Лядова — представление мира как единого живого организма, в котором словами

П. А. Флоренского «соритмическое биение духа, откликающегося на ритм познаваемого» [2]. Космическое мировоззрение А. К. Лядова формировалось под непосредственным влиянием двух имен в русском музыкальном искусстве: М. И. Глинки и Н. А. Римского-Корсакова. Лядовское художественное тяготение к ним во многом определялось общими философскими идеями на искусство. Лучшее, что есть в творчестве композитора, связано с прогрессивными, реалистическими принципами кучкистов. Источником творческих замыслов художника явились русская народная песня, русский эпос, поэтический мир сказочных персонажей. Но реализм Лядова особый. В нем мы не находим типичных характеров в типичных обстоятельствах как у его предшественников: П. И. Чайковского и М. П. Мусоргского. Это реализм религиозный, с настоящими символами, а не условный. У поэта-символиста А. Белого по данному поводу мы находим созвучную мысль: «Художник, вступивший на этот путь, подобен мисту в мистерии посвящения, только положенные ему испытания он

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.