9. Кроукер, А., Кук, Д. Телевидение и торжество культуры // Комментарии. — М., 1997. — №11. — С.168.
10. Телеспутник. — М. : ООО «Телеспутник», 2007. — №8 (142). — Август. — 148 с.
11. Комсомольская правда. — 2009. — 4 апреля. — №49 (24272). - С. 1.
12. http// news. bbc. co.uk/ hi/Russian/life/newsid 7702000/ 7702418. stm BBC RUSSIAN. Com 03.11. 2008. «Элитные школьники Ульяновска учатся гламуру».
13. http//www.patriarchia.ru/db/text/154968.html, «Московская патриархия», 28.11.2006 г. Митрополит Климент: «Православные СМИ могут ...».
14. Законодательство и практика СМИ. — М., 2000. — № 10. — С. 15.
15. http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=170793 М. Леонтьев. «Интерфакс» - Религия.
16. http://society.polbu.ru/gurevich_humanphilo/ch17. html. (Сайт «Полка букиниста». Беседа с К. Касьяновой по поводу книги «О русском национальном характере»).
17. Новикова, А.А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия [Текст] / А.А. Новикова. —
М. : Алетейя, 2008. — 208 с. ; Подберезникова, Е.В. Телевидение взаимодействия: интерактивное поле общения [Текст] / Е.В. Подберезникова. — М. : Аспект Пресс, 2004. — 222 с.; Акинфи-ев, С.Н. Развлекательное телевидение: определение, классификация, жанры // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. — 2008. — №6. - С. 110-124.
18. Бергер, Н.В. Зарубежная и российская журналистика: актуальные проблемы и перспективы развития [Текст] / Н.В. Бергер. — Волгоград, 2005. — 234 с.; Кириллова, Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну [Текст] / Н.Б. Кириллова. - М. : Академический проект. 2006. — 446 с.; Телевидение: режиссура реальности / сост. Д.Дондурей. — М. : Искусство кино, 2007. — 232 с.
ГРОМОВ Олег Николаевич, старший преподаватель кафедры социально-культурной деятельности. Адрес для переписки: 644077, г. Омск, пр. Мира, 55.
Статья поступила в редакцию 21.07.2009 г.
© О. Н. Громов
УДК 168.522 и. д. РАКИПОВЛ
Уральский государственный технический университет им. Первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург
ХРОНОТОП ГЛЯНЦЕВОГО ЖУРНАЛА: МЕЖДУ РОМАНОМ И ГАЗЕТОЙ
Исследования посвящены глянцевым журналам, которые на своих страницах создают особую воображаемую социокультурную реальность при помощи журнального хронотопа, определяемого пространством и временем описываемых событий. «Газетный» и «романный» хронотопы глянцевого журнала становятся способами изображения повседневности читателей, вытеснения традиционных и навязывания потребительских ценностей обладания и богатства, убеждая при этом, что гламурная реальность в действительности существует.
Ключевые слова: хронотоп, повседневность, глянцевый журнал.
В конце ХХ века в связи с формированием новой общественной формации и массовой культуры потребительского общества, а также с повышением технологии изготовления полиграфической продукции и спроса на развлекательные издания, в жизнь современной России пришел новый вид печатной продукции — глянцевый журнал. Культурная значимость и полифункциональность (экономическая, информационная, досугово-развлекательная, ценностно-воспитательная, стратифицирующая и др.) глянцевых журналов делает их привлекательным и актуальным объектом изучения.
Глянцевый журнал, обращаясь к своим читателям как некий коллективный автор, формирует свой собственный хронотоп бытия (М. М. Бахтин): особое соотношение пространства и времени, при котором «приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем» [1].
Особую роль в становлении хронотопа глянцевого журнала играют два вида воображения, зафиксиро-
ванные, по мнению Б. Андерсона, жанром романа и газеты.
Рассматривая сущностную условность газеты, Б. Андерсон утверждает, что события, о которых рассказывается в отдельно взятом выпуске газеты «происходят независимо, а действующие лица не ведают о существовании друг друга или о том, что другие могут делать. Произвольность их включения и соседства показывает, что связь между ними сотворена воображением. Эта воображаемая связь проистекает из двух косвенно связанных друг с другом источников. Первый — это простое календарное совпадение. Дата, вынесенная в шапку газеты, единственная и самая важная эмблема, которая в ней есть, обеспечивает сущностную связь — равномерный поступательный часовой отсчет гомогенного, пустого времени. ...Второй источник воображаемой связи кроется во взаимоотношениях между газетой как формой книги и рынком.. .С этой точки зрения, газета есть.— книга, распродаваемая в широчайших масштабах, но
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010
имеющая эфемерную популярность . , то есть — бестселлер-однодневка» [2].
Хронотоп глянцевого журнала как социального феномена несет на себе закономерности прежде всего газетного хронотопа, определяемого событием и временем. Событие и время как характеристики не только газетного выпуска, но и человеческой жизни, составляют основу социального хронотопа, то есть социального пространства, времени и его закономерностей.
Социальный хронотоп, фиксируемый глянцевым журналом, формируется в результате специфичных соотношений пространственно-временной организации социального бытия. Социальное время «фиксирует устойчивость социальных форм как их воспроизводимость, социальное пространство представляет движение человеческого бытия в виде определенной координации людей, их действий и предметных условий, средств и результатов их жизненного процесса, в формах их непосредственно совместных взаимодействий» [3].
Социальное время и пространство «являются исходными схемами построения обыденного поведения людей и их повседневных взаимодействий, то есть они постоянно действуют на уровне бытия социальных индивидов как условия связанности, непрерывности, организованности социального процесса. Иначе говоря, они оказываются социальными связями, кооперирующими последовательности и сочетания человеческих сил, действий и их воплощений.
В традиционных формах общества пространственные характеристики социального бытия выражали время и подчиняли себе его измерение. В новое время. время становится главным измерителем социальных качеств людей и вещей. Любые человеческие силы и способности сводятся к необходимым затратам времени. Могут транслироваться в социальном процессе, обмениваться, складываться в общую сумму» [3].
В едином социальном времени разнообразные индивидуальные действия людей редуцируются к общим эталонам. Однако эти общие эталоны поведения реализуются всякий раз в определенном пространстве — объеме определенного количества людей. В социальном хронотопе социальное пространство фиксирует контуры, в которых производятся особые связи, последовательности, кооперации разнокачественных человеческих деятельностей.
Среди способов воплощения социального пространства в журнале наиболее репрезентативны вербальные приемы — названия журналов, рекламные материалы и статьи, тест-драйвы и письма читателей; а также визуальные и полиграфические приемы. Единство топографического рисунка в многообразии лингвистически-моделируемых пространств достигается за счет единого стилевого дизайнерского полиграфического оформления иллюстраций и страниц размещения этих материалов. Содержательное пространство глянцевого журнала, образующее хронотоп, мы можем определить как иллюзорное воображаемое пространство человеческой жизни, воссозданное средствами художественно-полиграфической выразительности во всей полноте словесно-визуальных средств. Это то воображаемое пространство жизни читательского сообщества, образ которого формируется в журнале при помощи описательных статей и рекламных вставок, красочных фотографий и графических зарисовок, стилизованных карт местности, а также материально-вещественной фактуры журнала: качества бумаги, толщины обложки, технологии склейки.
Отношения времени, моделируемые глянцевым журналом как часть социального хронотопа, мы рассматриваем в трех аспектах: индивидуально-личностном, поло-родовом, и национальном.
Социальный хронотоп, с точки зрения индивидуально-личностного времени, включает в себя описания частной и общественной жизни отдельно взятого человека: репортаж, интервью, очерк, заметки, где происходит раскрытие особенностей индивидуального времени жизни и его переживания, событийного наполнения времени, попытка передать уникальное личностное ощущение современности и способы моделирования успешного существования во времени, а также проблемы обратимости индивидуального времени, способы борьбы со временем и управления временем.
Глянцевые журналы, изображая хронотоп индивидуально-личностного времени, создают его достаточно сложную модель, где биологическое время жизни человеческого тела — красоты, силы и здоровья, не совпадает в направлении и темпе, ритме своего движения со временем социальной активности, тем более со временем духовно-экзистенциальным.
Время родовое в женском глянцевом журнале демонстрирует особенности женского времени в отличие от времени мужского, в мужских — то, каким образом ощущает, понимает, заполняет время своего бытия мужской род в целом, в подростковых и детских журналах — особенности течения времени в период социального становления личности.
Родовое женское время связано с физиологическим предназначением женщины к рождению детей и созданию семьи. Не отрицая биологической детерминации женского родового времени, глянцевые журналы отделяют проблемы секса от проблем деторождения. Патриархальным представлениям о неразрывной связи между вступлением в половую жизнь и беременностью они противопоставляют взгляды на секс как атрибут здорового образа жизни, а безопасный секс как технологию сохранения здоровья, красоты и молодости.
Мужские журналы наполняют родовое мужское время временем не только социальной активности: политической, экономической, семейно-брачной, профессиональной, но и временем жизни техники, как естественного продолжения жизни мужского тела и рода: автомобили современные и старинные, телефоны сотовые и стационарные, самолеты военные и спортивные, лодки атомные подводные и надувные рыбацкие и так далее.
Детское и юношеское время делится на время общения, где главными персонажами выступают родители, сверстники, друзья и подруги, и время обучения, которое определяется социальным взаимодействием с учителями и однокашниками.
Своеобразие романа как социологического организма, по мнению Б. Андерсона, состоит в том, что он создает воображаемое единство автора, героев и читателей, путем постоянных перемещений из времени прошлого в настоящее и будущее, из пространства внутри романа в пространство вне-романное, нанизывая один за другим фрагменты из жизни героев и повседневной жизни.
Художественный (романный) хронотоп в зависимости от направленности журнала можно разделить на аудиальный и визуальный. Свойствами аудиаль-ного хронотопа является эмоциональная окрашенность и артикулируемость, что наряду с чувством идентичности усиливает фанатическую приверженность своей группе, а визуальный хронотоп как мир
зрения является ценностно нейтральным и обусловливает нарастание атомизации в отношении к миру и социальной группе.
Современные глянцевые журналы в России, какой бы иллюзорный мир они не воссоздавали на своих страницах, действуют по закону визуальной репрезентации: что показано, зафиксировано на страницах журнала, то и существует, прежде всего в сознании создателей и читателей, в некоем гламурном журнальном пространстве-времени — журнальном хронотопе.
На примере глянцевых журналов можно заметить технологии создания образов повседневности, в которых модифицируются представления о жизненном пространстве, времени повседневности, трудовой деятельности человека, ощущение дома и интерьера, чувство стиля и имиджа, и механизмы самоидентификации.
Преобразуя миры повседневности в журнальный хронотоп, глянцевые журналы по-своему трактуют трудовую деятельность человека. Трудовая деятельность понимается и предлагается читателям как неотъемлемая часть повседневности, которая не только позволяет обеспечить удовлетворение насущных потребностей, но и достичь самореализации, раскрытия своих творческих возможностей. Трудовая деятельность в романном хронотопе журнала становится предметом письма. В трудовой жизни обязательно появляются характерные для романа сюжет и авантюра героя, композиция, определяющая порядок следования основных эпизодов и вставных новелл, динамика, завязка и развязка, мораль. Спектр профессий, входящих в сферу внимания глянцевых журналов, образуют те, которые создают мир праздника и радости, и позволяют автору и герою реализовать свои побуждения наиболее плодотворно и эффектно, а рассказ о которых будет наиболее любопытным и впечатляющим для читателя: это дизайнеры одежды, причесок, интерьеров, фотохудожники, стилисты, модельеры и модели, художники, артисты, телеведущие и кинорежиссеры, кинооператоры и музыканты, спортсмены, путешественники, рестораторы и хо-тельеры, менеджеры, юристы и банкиры. Всем им посвящают журналы фотосессии, интервью, статьи и заметки, раскрывают секреты дресс-кода, красоты и здоровья, позволяющие достичь профессиональных высот.
Если реализация творческого потенциала в профессии является одним из возможных сценариев человеческого счастья, то создание гармоничного пространства жилого дома неизбежный сюжет в жизни каждой хозяйки и хозяина, а потому непременная тема для обсуждения в журналах общей направленности, а также в специализированных изданиях по дизайну: «Salon», «Интерьер дайджест», «Идеи вашего дома», «Четыре комнаты», «Декор», «Ле табуре», «Современный дом и офис», «Seasons», «Мой уютный дом».
В современных журналах архитектурные средства, предназначенные для проектирования внешнего бытия-окружения предметно-пространственных ситуаций семейной жизни, становятся фактором внутри — бытия, эмоционального воздействия, формируют внутри-душевную ситуацию семейного быта и бытия. Современные глянцевые дизайнерские журналы призваны осуществить этот ценностно-смысловой кульбит вещей внешнего хронотопа в вещи внутреннего экзистенциального порядка, что в самих журналах декларируется как долг помочь своим читателям гармонизировать домашний мир.
Романно-художественный хронотоп глянцевого журнала является пространством-временем постро-
ения не только представлений об идеальном нравственно-эстетически совершенном внешнем мире, но и сферой формирования читательских идентичностей. В диалоге читателей с создателями: автором, редактором, фотографом, дизайнером журнал позволяет одним адаптироваться к новым социальным условиям — осуществить процесс социализации или ресоциализации, другим — достичь самореализации в своих разнообразных творческих стремлениях, наконец, третьим — позволяет осуществить процесс самоидентификации, обрести ценностную социальную устойчивость в ситуации процессуально-континуального погружения во внутри — бытие изображаемой глянцевыми журналами жизни, которая по мере погружения, все менее отличается для доверчивого читателя от изменчивой социальной реальности.
Специфическая уверенность в реальном существовании мира гламура — или особого журнального инобытия повседневности — сквозит прежде всего в колонках редакторов, которые задают общую интонацию каждого отдельного номера. Поскольку глянцевые журналы двунаправлены на вербально-смысловое и на визуально-образное восприятие, то фотография и вступление редактора должны объединить статьи, проекты, материалы, фотосессии и рекламные группы в единый интонационный информационный поток. Интонация доверительного общения, с которой обращаются к своим далеким возлюбленным читателям редакторы, призвана устранить барьеры, разделяющие реальность обыденно-повседневную и романно-художественную, придать последней максимальную степень достоверности, при которой только и возможно желаемое и авторами, и редакторами, и читателями со-бытие.
Со-бытие возможно на страницах глянцевого журнала не только в силу его романно-художественных достоинств, но и в силу специфики современного читателя. Современный читатель, по словам М. Маклю-эна, впавший в состояние то ли пре-, то ли пост-литературности [4] воспринимает глянцевые журналы не как романный текст с его глубинами, а как визуальный объект по законам реализма, верит картинке как действительности. Для современного читателя — лис-тателя глянца, все, что существует в фотообразах, существует на самом деле. Этот пост-грамотный человек забывает при этом о субъективности ракурса и композиции фотосъемки, о значении фотомонтажа и фотографики, о всем том, что, по словам Р. Барта [5], делает фотографию искусством, а жизнь, представленную в фотографии — условной художественной реальностью.
Более того, современный пост-грамотный человек воспринимает печатное слово не как продукт человеческого разума, а как инструкцию к действию при помощи разума. Тогда глянцевый журнал оказывается средством трансляции приемов манипуляции действительностью. Что нашло свое материальное воплощение, то действительно. Мир глянца — это мир парадокса. Гламурный мир, изображаемый глянцевыми журналами «для всех», соответствует в действительности только лишь «для немногих». Поэтому, с одной стороны, глянцевые издания стремятся объединить всех читателей всего мира в единое воображаемое сообщество. С другой стороны, иллюстрированные журналы строго дифференцированы по ценовому параметру и строго ранжируют своих потребителей в соответствии с их экономическими возможностями и социальным статусом.
В этой ситуации построения в журнале мира реализованного идеала для каждого, особое значение
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010
придается зримым убедительным свидетельствам того, что гламурная «реальность грезы» в действительности существует. Наиболее распространенным приемом достижения специфической достоверности создаваемой журналом иллюзорной реальности являются фоторепортажи с общественно значимых в формате журнала акций. Они призваны стать фотофактом, доказывающим существование мира по законам и в стиле глянца, его посюсторонний, а не виртуальный, характер.
Завершая, заметим, что материалы и результаты исследования могут быть использованы в дальнейших теоретических и практических исследованиях социокультурной реальности современной России, а также при написании и чтении курсов по философии культуры, культурологии и социологии культуры, спецкурсов по современной массовой культуре.
Библиографический список
1. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975. — С.234 — 407.
2. Андерсон. Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма : пер. с англ. В. Николаева ; вступ. ст. С. Баньковской. — М. : «КАНОН — Пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. — 288 с.
3. Современный философский словарь / под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. В.Е. Кемерова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Академический проект, 2004. — 864 с.
4. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего. — М. : Фонд «Мир», Академический проект, 2005. - 496 с.
5. Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии : пер. с фр. М. Рыклина. — М. : Ad marginem, 1997. — 224 с.
РАКИПОВА Ирина Дильшатовна, аспирантка кафедры культурологии и дизайна.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.06.2009 г.
© И. Д. Ракипова
уДк 008 Т. И. ЧУПАХИНА
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ИДЕИ РУССКОГО КОСМИЗМА В МУЗЫКЕ А. К. ЛЯДОВА_________________________________________
В статье представлены музыкально-философские воззрения ярчайшего представителя русской музыкальной культуры второй половины XIX — начала ХХ вв. А. К. Лядова. Раскрываются сложность и многоликость поэтического мира композитора, сочетание идеализма и реализма, языческой космогонии и символизма, обусловленного особенностями общественно-исторической обстановки времени, в котором творил композитор. Дается характеристика лядовского поэтического мира, где существует изначальная основа гармонии между субъективным и объективным. Принципы поэтической философии русского космизма воплотились в творчестве этого композитора с поразительной последовательностью и полнотой.
Ключевые слова: космизм, мистерия, символизм, мифотворчество, музыкальнопоэтическая философия, русская идея.
Искусство космично, главный его принцип — гармония. Художник создает модель совершенства для одухотворения материи.
Луис Ортега
Особенности национального сознания мы находим в цельном музыкальном творчестве А. К. Лядова, неповторимой мировоззренческой константой которого является космизм. Нам предстоит задача показать наличие «генома» в его музыкально-поэтической философии, мифотворчестве, а также в музыкальнохудожественном сознании.
Рефлексируя национальный культурно-исторический тип, — по мнению Э. А. Бальбурова, — русская философия отметила такие черты, как «религия земли», религиозный мистический материализм, «идея конкретного сущего, существующего рациональному познанию» [1].
Космос А. К. Лядова — представление мира как единого живого организма, в котором словами
П. А. Флоренского «соритмическое биение духа, откликающегося на ритм познаваемого» [2]. Космическое мировоззрение А. К. Лядова формировалось под непосредственным влиянием двух имен в русском музыкальном искусстве: М. И. Глинки и Н. А. Римского-Корсакова. Лядовское художественное тяготение к ним во многом определялось общими философскими идеями на искусство. Лучшее, что есть в творчестве композитора, связано с прогрессивными, реалистическими принципами кучкистов. Источником творческих замыслов художника явились русская народная песня, русский эпос, поэтический мир сказочных персонажей. Но реализм Лядова особый. В нем мы не находим типичных характеров в типичных обстоятельствах как у его предшественников: П. И. Чайковского и М. П. Мусоргского. Это реализм религиозный, с настоящими символами, а не условный. У поэта-символиста А. Белого по данному поводу мы находим созвучную мысль: «Художник, вступивший на этот путь, подобен мисту в мистерии посвящения, только положенные ему испытания он