Позднее А. Ахматова еще не раз вернется к дорогому для неё 1913 году. В качестве примет времени обязательно будут названы писательские имена, факты литературной жизни, чаще других -А. Блок: «Это он в переполненном зале слал ту черную розу в бокале», «Разбойный посвист молодого Блока», «Тебе улыбнется презрительно Блок - трагический тенор эпохи». И опять сама Ахматова: «Отраженье мое в каналах, звук шагов в Эрмитажных залах», и «серебряный век».
Причудливая связь времён воплощена в художественном творчестве, и она же откликнулась в судьбе поколения А. Ахматовой, став и трагедией, и достоинством его.
М. А. Жиркова
Хронотоп «Детского острова» Саши Черного
К детскому творчеству Саша Черный обращается еще в России. В 1911 г. появляется стихотворение «Костер», а в 1912 г. первый рассказ «Красный камешек». Но едва ли не основным творчество для детей становится в эмиграции. Известный критик, автор многочисленных работ о детской поэзии, Владимир Приходько утверждает, что Саша Черный - «один из самых крупных детских писателей ХХ века». К сожалению, выросло не одно поколение детей, не знакомых с творчеством Саши Черного. Эмиграция лишила его русских читателей, его творчество оказалось под запретом на долгие годы. Поэтический сборник «Детский остров», вышедший в Берлине в 1921 г., представляет Сашу Черного как детского поэта.
«Детский остров» состоит из своеобразного поэтического предисловия - стихотворения-обращения «Детям» и трех разделов: «Веселые глазки», «Зверюшки» и «Песенки».
В центре нашего внимания первый раздел «Веселые глазки», именно он способствует созданию образа детства у Саши Черного и мира «Детского острова». Обратимся к прямому значению слова «остров» - это некое изолированное пространство. Изолированность, замкнутость детского острова Саши Черного подчеркивается появлением во втором стихотворении образа Робинзона Крузо, о котором читает герой стихотворения «Приготовишка»:
Схватит хлеба толстый ком,
Сбросит пояс с блузы И раскроет милый том -Робинзона Крузо.
219
Этот художественный образ знаковый для творчества Саши Черного. Интересным в этом плане показалось замечание А.С. Иванова об анонсе пьесы Саши Черного «Возвращение Робинзона», так не появившейся в печати. С Робинзонами сравнивает себя и маленькую девочку лирический герой стихотворения «Мой роман».
Но если пребывание Робинзона Крузо на острове вынужденное, то Саша Черный оказывается на детском острове добровольно. Многие исследователи указывают на «Детский остров» Саши Черного как остров спасения для поэта, оказавшегося в эмиграции.
На детском острове Саши Черного царят идиллия и гармония. Мир Саши Черного подчеркнуто благополучен, все конфликты разрешимы, а страхи обратимы. Это мир гармонии, уюта, покоя. Изолирован ли он от мира взрослых? Нет, взрослые - неотъемлемая часть детского мира, но именно детского, они представлены только по отношению к ребенку: это его родные и близкие люди. Чаще всего, конечно, названа мама, именно для нее предназначено лучшее место на цирковом представлении и самый дешевый билет, к ней обращены забавные вопросы ребенка («Приставалка»).
Хотя обычно рядом с ребенком нет взрослого. Чаще всего ребенок показан вне или без взрослых людей, наедине с самим собой, но все равно он никогда не бывает одинок. Рядом с ним животное -пес Барбос или преданный Арапка, а также игрушка, живая, одушевленная для ребенка. Поэтому так редко ребенок испытывает страх, одиночество и другие негативные эмоции. Игрушка занимает особое место в мире детства. Она предмет внимания, любви, заботы, душевной теплоты. Это взаимный процесс, происходит взаимообогащение: ребенок наделяет игрушку живой душой, но и игрушка одухотворяет ребенка, наделяет его чувствами, эмоциями, сердцем.
Действие первого стихотворения происходит в раю, но воспоминания апостола Фомы о детстве перекидывают мостик на землю. Именно на земле, и не просто на земле, а на детском острове, детям лучше, чем ангелятам в раю, как утверждает Саша Черный. Заявленная вначале вертикаль от небесного рая к земной жизни проявится еще не однажды, ведь за земной жизнью наблюдают райские жители. Жизнь на детском острове разворачивается в присутствии неба. В стихотворении «На вербе» взгляд все время движется от одной картинки к другой, сверху вниз и снова вверх: голубое небо, залитое солнцем, березки:
А внизу все будки, будки И людей, что мух.
220
Детский остров не имеет конкретных и определенных границ, возникает ощущение простора: можно бегать, прыгать, кататься, мчаться, кричать. Можно дать выход своей энергии, нет сдерживающих границ в виде заборов, запретов, которые были бы озвучены в стихотворениях. Все на детском острове предназначено для ребенка.
Обозначено несколько пространственных объектов, это природные: поле, лес, огород, сад, из водных названы и река, и озеро, но чаще мелькает пруд. Однажды мелькнет город («Трубочист»), но чаще это деревенское пространство. Дом лишен «этажности», из него сразу можно выбежать в сад, в поле, в огород. Дом отапливается печкой («Катюша», «Зимой всего веселей»).
По различным разбросанным деталям легко представить себе картину с деревенскими домами, садами и огородами. Большие поля, а за полями через дубняк и березняк виднеется зеркальная гладь пруда, за ним лес, который, по-видимому, окружает деревню. Где-то за лесом проходит железная дорога, поскольку на детский остров проникают ее звуки: шум проходящего поезда: «Из-за леса паровоз гудит в гудок» («Перед ужином»).
Все привлекает внимание ребенка и становится местом игра и развлечений. Пруд - место купания и ловли рыб - летом, катания на коньках и санках - зимой; в лесу можно разжечь костер, любоваться цветами, собирать грибы, понаблюдать за муравьями, погонять белку с сосны на сосну; в саду прыгает мальчик Боб, лепит снежную бабу Гриша; поля радуют лиловым цветом картофеля или мелькают синие васильки во ржи.
Дом - это не место повседневной жизни, где спят, едят, разговаривают. Это место, которое легко превращается в игровую площадку, и тогда в комнате появляется поезд, стираются детские вещи, устраивается цирковое представление или находится потерянная игрушка. Дом - это тепло и уют, место детских игр.
Мелькает указание на школу, например, в стихотворениях «В раю», «Приготовишка», но главные события для ребенка вне ее стен. В классе герой Саши Черного тоже занят чем угодно, только не учебой:
А потом я учился там в школе, -
Все качались и пели, - мне было смешно,
И учитель, сердясь, прогонял меня в поле. («В раю»)
В классе он сидит сычом И жует резинку. («Приготовишка»)
221
Да и школа может быть место веселья и игр:
В переменку он, как тигр,
Бьется с целым классом.
Он зачинщик всяких игр,
Он клянется басом. («Приготовишка»)
И все-таки школа чаще отсутствует и по той причине, что герои стихотворений Саши Черного дошкольники. Если присутствует упоминание о возрасте, то чаще всего звучит от трех до пяти лет:
Для ясности после ее ухода,
Я все-таки должен сказать,
Что Лизе - три с половиною года...
Зачем нам правду скрывать? («Мой роман»)
Пришел к своей принцессе, -
Ей только пятый год. («Маленькому другу»)
Хотя в рассказах дети подрастают, но все равно остаются пока в счастливой поре дошкольного возраста: шесть лет герою рассказа «Патентованная краска» русскому мальчику Диме, шестилетний тихий гномик девочка Нина из рассказа «Пасхальный визит».
Преобладает летнее время года, когда большая часть детских игр и развлечений связана с улицей. Зима лишь однажды появляется в образе холодной, снежной природы, необходимой для создания контраста тепла, уюта, защищенности дома в стихотворении «Про Катюшу». Уже в другом стихотворении это время зимних детских забав: Гриша лепит Снежную бабу, дети катаются на санках и коньках: ««Волк», ««На коньках». Время фиксируется, оно не дано в развитии, перед нами мозаичные поэтические картинки, а не развернутое эпическое полотно.
Этот мир детскоцентричен. Детский остров живет жизнью ребенка, тем, что интересует, что определяет его жизнь, его проблемами, заботами, радостью и увлечениями. Жизнь и мир даны через восприятие ребенка. Хотя представлены две точки зрения: ребенка на окружающий мир и взрослого на ребенка. Взгляд взрослого - это любящий, нежный и трогательный авторский взгляд на своих героев. Сентиментальные чувства растроганности и умиления пронизывают весь поэтический сборник. Это принципиальная позиция поэта, можно сравнить и увидеть, как иронизирует он над сентиментальными чувствами в своем взрослом творчестве.
Поэтический и одухотворенный образ ребенка, увлеченного игрой, оказывается в центре детской поэзии Саши Черного. Ребенок на его «Детском острове» безмерно счастлив, неслучайно название
222
первого раздела - «Веселые глазки». В этом мире самые большие страхи связаны с петухом («Плакса») или с лягушкой, которая пока таинственный и непонятный зверь для маленького ребенка, открывающего мир («Храбрецы»), и испугавший зимним вечером ватагу ребят волк оказывается деревенским Барбосом («Волк»); а прополка огорода приносит радость детям и тоже становится игрой («В огороде»).
Почему такая идиллия царит на детском острове, почему ребенок в мире Саши Черного принципиально счастлив? Ответов подобрать, наверное, можно множество. В частности, неоднократно высказывалась мысль об отсутствии собственного счастливого детства поэта, или о желании спрятаться от жизненных неурядиц окружающей его действительности, или нереализованности в жизни отцовского чувства. А возможно, его поэтическое слово определяла любовь к маленьким человечкам, трогательное, нежное чувство, которое сквозит в каждом его произведении и которое позволяло видеть, чувствовать, понимать ребенка, находить с ним контакт, вызывать доверие и привязанность со стороны детей.
Е. Б. Котлева
Вопрос о сравнительных конструкциях русского языка
Одной из синтаксических конструкций, привлекающих внимание лингвистов своей структурной неоднородностью, является сравнительная конструкция. Сравнению и способам его выражения посвящено большое количество исследований. Можно говорить о нескольких подходах к изучению сравнительных конструкций.
Во-первых, сравнительные конструкции рассматривались как придаточные предложения. Основанием для такого их определения является наличие подчинительного союза, присоединяющего конструкцию. Причём в зависимости от наличия или отсутствия структурно необходимых членов предложения такие придаточные могут быть как полными, так и неполными. Такого взгляда на сравнительные конструкции придерживались Н.И. Греч, А.Х. Востоков, Ф.И. Буслаев.
Во-вторых, помимо сравнительных придаточных (полных или неполных), среди сравнительных конструкций стали выделять и такие, которые в той или иной мере сопоставимы с членом простого предложения, главным образом, со сказуемым. Такая точка зрения
223