Научная статья на тему 'Хронология музыкальных Курсов Е. П. Рапгофа (к истории Санкт-Петербургского музыкального училища имени Н. А. Римского-Корсакова)'

Хронология музыкальных Курсов Е. П. Рапгофа (к истории Санкт-Петербургского музыкального училища имени Н. А. Римского-Корсакова) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
246
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Opera musicologica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕВГЕНИЙ РАПГОФ / ИППОЛИТ РАПГОФ / "КУРСОВАЯ СИСТЕМА" В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ КУРСЫ Е. П. РАПГОФА / САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ ИМЕНИ Н. А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА / EUGENE RAP-HOPH / HIPPOLIT RAP-HOPH / "LEVEL RATE SYSTEM" IN MUSICAL EDUCATION / MUSIC COURSES OF RAP-HOPH / ST. PETERSBURG RIMSKY-KORSAKOV MUSIC COLLEGE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Филимонов Константин Анатольевич

В статье изложены основные этапы становления Музыкальных курсов Е. П. Рапгофа, одного из крупнейших частных музыкальных учебных заведений дореволюционной России. Выявляются особенности возникновения, уточняется дата начала деятельности Курсов. Определяется значимость их курсового статуса, а также мера успешности. Освещаются некоторые аспекты профессионального функционирования учреждения, обеспечившего организационную и методическую базу для возникновения Санкт-Петербургского музыкального училища имени Н. А. Римского-Корсакова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Филимонов Константин Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Chronology of the Music Courses of Eugene Rap-hoph (on the History of the St. Petersburg Rimsky-Korsakov Music College)

The article outlines the main stages in the formation of the Eugene Rap-hoph Music Courses in St. Petersburg, one of the largest private music educational institutions in pre-revolutionary Russia. Specifics of the development are identified and the starting date of the Courses is specified. The significance of the Courses’ status (“level rate system”) and measure of success are determined. Some aspects of the institution’s professional functioning are highlighted. The Rap-hoph Courses served as an organizational and methodological basis for the emergence of the St. Petersburg Rimsky-Korsakov Music College.

Текст научной работы на тему «Хронология музыкальных Курсов Е. П. Рапгофа (к истории Санкт-Петербургского музыкального училища имени Н. А. Римского-Корсакова)»

Филимонов, Константин Анатольевич ORCID: 0000-0002-8318-1622 SPIN-код: 6056-2539 e-mail: juno63@bk.ru Преподаватель Санкт-Петербургского музыкального училища имени Н. А. Римско-го-Корсакова.

190068 Санкт-Петербург, пер. Матвеева, 1А

Соискатель кафедры теории музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. 190068 Санкт-Петербург, ул. Глинки, 2А

Konstantin A. Filimonov

ORCID: 0000-0002-8318-1622 SPIN-code: 6056-2539 e-mail: juno63@bk.ru Teacher at the Saint Petersburg Rimsky-Korsakov Music College.

1A Matveyev lane, St. Petersburg 190068, Russia

Applicant for the PhD degree at the Music Theory Department at the Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory.

2A Glinki str., St. Petersburg 190068, Russia

Хронология Музыкальных курсов Е. П. Рапгофа (к истории Санкт-Петербургского музыкального училища имени Н. А. Римского-Корсакова)

В статье изложены основные этапы становления Музыкальных курсов Е. П. Рапгофа, одного из крупнейших частных музыкальных учебных заведений дореволюционной России. Выявляются особенности возникновения, уточняется дата начала деятельности Курсов. Определяется значимость их курсового статуса, а также мера успешности. Освещаются некоторые аспекты профессионального функционирования учреждения, обеспечившего организационную и методическую базу для возникновения Санкт-Петербургского музыкального училища имени Н. А. Римско-го-Корсакова.

Ключевые слова: Евгений Рапгоф, Ипполит Рапгоф, «курсовая система» в музыкальном образовании, Музыкальные курсы Е. П. Рапгофа, Санкт-Петербургское музыкальное училище имени Н. А. Римско-го-Корсакова.

УДК 78.01 ББК 85.313(2)

Chronology of the Music Courses of Eugene Rap-hoph (on the History of the St. Petersburg Rimsky-Korsakov Music College)

The article outlines the main stages in the formation of the Eugene Rap-hoph Music Courses in St. Petersburg, one of the largest private music educational institutions in pre-revolutionary Russia. Specifics of the development are identified and the starting date of the Courses is specified. The significance of the Courses' status ("level rate system") and measure of success are determined. Some aspects of the institution's professional functioning are highlighted. The Rap-hoph Courses served as an organizational and methodological basis for the emergence of the St. Petersburg Rimsky-Korsakov Music College.

Keywords: Eugene Rap-hoph, Hippolit Rap-hoph, "level rate system" in musical education, Music Courses of Rap-hoph, St. Petersburg Rimsky-Korsakov Music College.

DOI: 10.26156/OM.2019.42.04.003

Константин Филимонов

Хронология

Музыкальных курсов Е. П. Рапгофа

(к истории Санкт-Петербургского

музыкального училища

имени Н. А. Римского-Корсакова)

История Санкт-Петербургского музыкального училища имени Н. А. Римского-Корсакова началась, когда выпускник Санкт-Петербургской консерватории Евгений Павлович Рапгоф (1858-1919) основал частные музыкальные курсы1. Перечень специальных публикаций о Музыкальных (музыкально-драматических) курсах Е. П. Рапгофа, или «Курсах Рапгоф», как они назывались в деловом обиходе, ограничивается краткой статьей И. Ф. Петровской [см.: Петровская 2010, 257-259]. Имеющиеся материалы не дают однозначной и точной датировки начала функционирования заведения: 1882 год — дата, давно ставшая официальной,— приблизительна и требует пояснений2.

1 В основе данного утверждения лежат документальные изыскания, проведенные автором настоящей статьи, в том числе в опоре на сведения, содержащиеся в исторической справке из Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга (далее ЦГАЛИ СПб.): впервые справка была составлена в 1976 году, в более подробной версии — в 2007-м. К сходному результату путем независимых исследований пришла и Е. Д. Светозарова [см.: Свето-зарова 1999, 10-18].

2 Впрочем, нуждается в корректировке и дата рождения Е. П. Рапгофа, указанная в энциклопедических изданиях: 13 (25) августа 1859 года. Ее источником является биографическая анкета, заполненная Рапгофом по просьбе А. С. Фаминцына в 1894 году для составления «Биографического и исторического словаря русских

Анализ документальных данных позволяет говорить о четырех этапах становления учреждения.

1. По свидетельству брата Е. П. Рапгофа и сооснователя Курсов, Ипполита Павловича Рапгофа (1860-1918 [?]), заведение было открыто осенью 1881 года [см.: Рапгоф 1903]. В год его десятилетия3 публика также извещалась о том, что Курсы были открыты в сезон 1881/82 годов. Очевидно, предприятие начало работу в 1881 году, но неофициально, поскольку никаких свидетельств этого периода о его статусе и программе не сохранилось.

2. В опубликованном в январе 1882 года первом документе [см.: Условия приема 1882] был провозглашен курсовой статус4 заведения. Изложена трехуровневая программа (элементарный, средний, высший курсы); приведен перечень предметов с расписанием занятий; разработана система приемных, переводных и выпускных экзаменов; установлен прейскурант; получена поддержка преподавателей-специалистов. Фактически был выпущен проект предприятия.

3. Реклама о приеме в заведение с курсовой программой впервые была опубликована 27 августа / 8 сентября 1882 года5. Это означало публичное принятие директором учреждения регламентирующих обязательств и, следовательно, начало его функционирования в курсовом статусе (ил. 1).

4. Согласно существовавшим правилам, частные музыкальные школы были обязаны получить утверждение своих программ в Министерстве внутренних дел [см.: Петровская 2010, 466]. Нередко, отступая от регламента, они начинали свою деятельность без официальной ратификации, которую оформляли позднее6. Программа «Курсов

музыкальных деятелей» (см.: Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (далее ОР РНБ). Ф. 805. Фаминцын А. С. Оп. 1. Д. 245. Л. 4). Между тем, в целом ряде документов обнаруживается другая дата рождения Е. П. Рапгофа, которой придерживается и автор настоящей статьи: 13 (25) сентября 1858 года. См., например: Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (далее ЦГИА СПб.). Ф. 10. Петроградский Сиротский институт императора Николая I. Оп. 1. Д. 4551. Л. 4 (Справка пастора Голландской реформатской церкви от 31 июля 1874 г.); Там же. Л. 5 (Диплом Санкт-Петербургской консерватории); ЦГИА СПб. Ф. 499. Училище при Реформатских церквах в Петрограде. Оп. 1. Д. 30. Л. 227 (Копия Аттестата Реформатского училища от 9 авг. 1874 г.).

3 Петербургский листок. 1892. № 199. 22 июля / 3 августа. С. 4.

4 Подробнее о курсовой системе см.: [Филимонов, 2017].

5 Петербургский листок. 1882. № 196. 27 августа / 8 сентября. С. 1.

6 Так, Бесплатная музыкальная школа М. А. Балакирева и Г. Я. Ломакина начала свою деятельность 18 марта 1862 года; устав школы утвержден 11 ноября 1867 года [см.: Петровская 2009, 95-96]. Классы фортепианной игры В. П. Голлидей-Риццони открылись в 1896 году; устав утвержден в 1902 году [см.: Петровская 2009, 247].

Рапгоф» была утверждена 16 февраля 1883 года7. Впервые реклама с новым статусом появилась 23 августа того же года8. После этого в каждой рекламной публикации объявлялись важнейшие завоевания: ранг заведения — «Курсы», признание ранга властями — «Утвержденные Министерством внутренних дел» (ил. 2).

Курсы музыки и ггёшя г. РАПГОФА

(Малая Морская, д. № 7, въ бель-этаж1!) довоДятъ до всеобщаго св'Ьд'1;тя, что npiejfb им-Ьетъ быть ежедневно, не исключая табельныхъ и воскресныхъ дней, отъ 12 до 3 час. » дня и orb 6 до 9 час. вечера.

Предметы преподавашя слйдукшце:

i;ie, включая теорш музыки и musique d'en-semle.

Bei духовые инструменты: по 30 р. за по-

Фортетано: элементарн. классъ 20 р.,сред-

нш—10 р., а высппй, т. е. профессорсшй,

классъ—75 р. за полукдое, включая теорш

музыки п musique d'ensemble.

HiiHie: 75 р. за нолугод1е, включая теорию

музыки и классъ декламащи.

Скрипка и вюлончедь: по 40 р. за полуго-

jyjofle, включая Teopiio музыки и classe d'ensemble.

Спещальная теор1я: 50 руб. за по.тугсще, включая классъ обязат. фортешан. игры.

Для удобства учащихся занятая бываютъ утрешпя и вечертя. Для особенно да-ровитыхъ имеются безплатныя ваканеш. Д'Ьти принимаются не моложе шести л4тъ.

3—2968

Ил. 1. Курсы музыки и пения г. Рапгофа (объявление о приеме) // Петербургский листок. 1882. № 196. 27 августа / 8 сентября. С. 1

Fig. 1. The Rap-hoph Music and Singing Courses (Announcement of admission). In: Peterburgskiy listok. 1882. № 196. 27 August / 8 September. P. 1

Ил. 2. Курсы Рапгоф // Нива. 1887. № 39. 26 сентября / 9 октября. С. 972

Fig. 2. The Rap-hoph Courses. In: Niva. 1887. № 39. 26 September / 9 October. P. 972

7 РГИА. Ф. 1284. Департамент общих дел МВД. Оп. 223. Д. 63а. Л. 1.

8 Петербургский листок. 1883. № 191. 23 августа / 4 сентября. С. 4.

Известна дата легализации Курсов9 — 1883 год, однако в справке из Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга годом открытия Курсов без разъяснений указан 1882 год. По-видимому, архивисты ориентировались на мнение самого Е. П. Рап-гофа: на протяжении долгого времени он отсчитывал годовщины Курсов, имея в виду дату публикации первых «Условий приема» (т. е. курсового проекта) в январе 1882 года. Поэтому юбилейные статьи были размещены в периодических изданиях 1892 года" — к 10-летию Курсов и 1907 года" — к 25-летию; торжества приуроченные к 25-летию Курсов были устроены в январе 1907 года".

Подтверждение важности курсового статуса мы находим в письме Н. А. Римского-Корсакова А. К. Глазунову от 13/26 июля 1905 года: «Обчекрыженное разрешение на открытие школы (а у Рапгофа курсы!!!) у нас есть, захотим и откроем школу по мерке Оболенского» [цит. по: Глазунов 1960, 219]. Оказавшись вне консерватории, летом 1905 года Рим-ский-Корсаков, Глазунов и А. К. Лядов совместно с А. И. Зилоти решили открыть Высшие музыкальные курсы. Составленный ими проект петербургский градоначальник передал на рассмотрение в Главную дирекцию Императорского Русского музыкального общества (ИРМО), где он подвергся серьезной правке. Вице-директор ИРМО, князь А. Д. Оболенский, в своем письме предложил учредителям именовать заведение «Частной музыкальной школой» (курсив мой.—К. Ф.). Он объявил также, что школа не будет иметь права принимать и увольнять педагогов без санкции ИРМО, а оканчивающим школу будет запрещено сдавать дипломные экзамены в консерватории [см.: Глазунов 1960, 261].

Понятна досада Н. А. Римского-Корсакова, с которой он отреагировал на описанные действия администрации ИРМО. Известных музыкальных деятелей вынуждали открыть заведение рангом гораздо более низким, нежели они планировали и имели полное право возглавлять. В то время как на «Курсах Рапгоф» упомянутые права осуществлялись в полной мере.

Обучать музыке по курсовой системе было престижно и прибыльно, но очень хлопотно. Публичную ответственность за нее братья Рапгоф решились взять на себя лишь спустя год после начала работы предприятия,

9 В 1976 году администрацией Училища была получена справка из Российского государственного исторического архива (далее РГИА) со ссылкой на документ, указанный выше.

1° См.: Нива. 1892. № 3. 18/30 января С. 67.

11 См.: Санкт-Петербургские ведомости. 1907. № 5. 9/22 января. С. 6; Речь. 1907. № 5. 6/18 января. С. 6.

12 ЦГИА СПб. Ф. 429 (Курсы Рапгоф). Оп. 1. Д. 85. Л. 1 об., 18.

после серьезной организационной подготовки. Поэтому за официальную дату основания «Курсов Рапгоф» (ныне Санкт-Петербургского музыкального училища имени Н. А. Римского-Корсакова) наиболее правомерно принять не момент провозглашения проекта — январь 1882 года, как считал основатель, и не дату легализации — февраль 1883 года, а начало функционирования в курсовом статусе — 8 сентября 1882 года.

В сезон 1881/82 года заведение братьев Рапгоф находилось в двухэтажном особняке на Екатерининском канале (ныне канал Грибоедова), д. 92 [см.: Условия приема 1882, 1]. Помещение недешевое, но не престижное. Не позднее августа 1882 года братья арендовали две большие квартиры (№ 1 и 12) в бельэтаже по Малой Морской улице, д. 7, с платой по 1 200 рублей в год за каждую".

Известный петербургский краевед XIX века В. Михневич ставил цену найма квартир для бизнеса в прямую зависимость от выгодности профессии. Он привел следующие средние цифры на 1875 год: содержатели пансионов — 1 575 рублей в год; лечебницы и аптеки — 1 338; конторы банкиров и оптовых торговцев — 1 244; фабрики на квартирах — 1 133 [см.: Михневич 2003, 141].

Отсюда видно, что успешное частное музыкальное учебное заведение во второй половине XIX века по доходности стояло почти вровень с банками и крупной торговлей, опережая мелкие фабрики. Поскольку адрес заведения не менялся в течение многих лет, очевидно, что успешность Курсов оставалась неизменно высокой вплоть до конца их существования уже при советской власти. Очень мало найдется частных музыкальных учебных заведений той поры, которые отличались бы таким долгожительством и постоянством местопребывания.

С момента провозглашения проекта братья Рапгоф позиционировали свое предприятие как высшее учебное заведение, с программой консерваторского уровня, что допускалось Уставом консерваторий [см.: Устав 1905, 23]. Иными словами, в частном учебном заведении можно было получить полное высшее музыкальное образование. Курсы стремились сравняться с консерваторией и по количеству специальностей: фортепиано, академическое пение, оркестровые инструменты, система обязательных музыкальных и музыкально-теоретических предметов. Однако для получения диплома и звания «Свободный художник»^ необходимо было сдать экзамены перед Художественным советом консерватории.

13 См.: ЦГИА СПб. Ф. 429. Оп. 1. Д. 3. Л. 5, 13. См. также: Петербургский листок. 1882. № 196. 27 августа / 8 сентября. С. 1; Театральный мирок. 1892. № 18. 3/15 мая. С. 23.

14 Подробнее о статусе и преимуществах звания см.: [Филимонов 2017].

После реформ 1861 года в России началась крупнейшая либерализация женского образования, что встретило необычайный энтузиазм в просвещенном обществе. Возникла благоприятная конъюнктура для предпринимательства в этой сфере. Появилось множество частных заведений (в том числе и музыкальных), которые стали активно предлагать женщинам образовательные услуги. Братья Рапгоф не остались в стороне. Они открыли курсы иностранных языков (французского и итальянского), которые без дополнительной платы можно было изучать только девушкам при вокальных, драматических и инструментальных классах" [см.: Программа 1886, 16; Программа 1887, 3]. Для учениц Курсов организовали полный пансион под руководством жены директора Марии Иосифовны Рапгоф [см.: Нива 1887, 972]. Открылось педагогическое отделение, на котором обучались только женщины (хотя имели право обучаться и мужчины) [см.: Программа 1885, 1]. По отношению к ученицам из небогатых семей была даже проявлена благотворительная инициатива: «недостаточные ученицы классов пения, а также старших инструментальных классов <. . . > могут получать бесплатно билеты в оперу, выдающиеся концерты и симфонические вечера» [Программа 1886, 5, 16].

В результате к сезону 1887/88 года в рамках общедоступного заведения стихийно возникло сочетание образовательных предметов и услуг, бывшее исключительной чертой женских привилегированных институ-тов1б. Такая программа оказалась очень востребованной обеспеченными слоями общества недворянского звания и сулила хороший доход. Не исключено, что у братьев Рапгоф появилась идея расширения учебного заведения за счет общеобразовательной части для женщин. Правда, для ее воплощения надо было найти неординарный способ, поскольку полный курс общеобразовательных предметов в частных музыкальных школах был запрещен Министерством народного просвещения [см.: Петровская 2010, 466]. Но вскоре события стали разворачиваться неожиданным образом.

Летом 1888 года сооснователь и инспектор Курсов, Ипполит Рапгоф, тяготясь подчиненной ролью при старшем брате и убедившись в необычайной перспективности возникшей бизнес-идеи, решил воплотить ее в жизнь самостоятельно. Обладая незаурядным демагогическим красноречием, он увел с Курсов часть преподавателей и учеников [см.: Рап-гоф 1903]. При поддержке Попечителя Санкт-Петербургского учебного

15 В музыкальных школах и курсах допускалось совместное обучение мужчин и женщин.

16 О программах женских институтов подробнее см.: [Филимонов 2016, 66].

округа, сместил с должности Ф. И. Руссо, основателя другой частной музыкальной школы, где сам стал владельцем и директором. В одном здании с музыкальной школой, но формально независимо от нее, он создал общедоступное общеобразовательное учебное заведение для женщин, в котором реализовал программу и права привилегированного женского института. Дальнейшие события в этом заведении описаны в статье, посвященной истории создания Высших женских естественнонаучных курсов М. А. Лохвицкой-Скалон [см.: Филимонов 2016]. Их музыкальная часть впоследствии также стала одним из дореволюционных истоков Музыкального училища имени Н. А. Римского-Корсакова.

В связи с произошедшими событиями репутация заведения пошатнулась, упали доходы. Дирекции и оставшимся педагогам понадобились усилия, чтобы восстановить реноме коллектива. Впрочем, спустя несколько лет сотрудникам «Курсов Рапгоф» представилась возможность успешно подтвердить свою состоятельность.

Неординарным символом признания профессионализма Е. П. Рапго-фа и его коллег явилась их работа в петербургском Сиротском институте имени императора Николая Первого. Это было закрытое женское учебное заведение, находившееся в Ведомстве учреждений императрицы Марии. Оно давало среднее образование дочерям (сиротам и полусиротам) исключительно чиновников государственной службы не ниже IX класса". Кандидаты в преподаватели здесь утверждались приказом императора". Обучение музыке в Институте было поставлено на профессиональный уровень: действовало музыкальное отделение, выпускницы которого получали свидетельства учительниц музыки [см.: Петровская 2010, 130].

В сентябре 1894 года, продолжая руководить своими Курсами, Е. Рап-гоф был приглашен на должность преподавателя музыки в Сиротский институт", где вел хоровой класс, методику игры на фортепиано, а также читал курсы истории музыки и эстетики. С 1 сентября 1897 года он стал инспектором (руководителем) музыкальной части2° Института. В начале 1898/99 учебного года Рапгоф начал привлекать к службе в Сиротском институте сотрудников Музыкальных курсов21. В последнее десятилетие перед революцией в Институте из 20-25 преподавателей музыки работало

17 Т. е. имеющим, как минимум, личное дворянство, см. об этом: [Петровская 2010, 128], [Шепелёв 2008].

18 См.: ЦГИА СПб. Ф. 10. Петроградский (Санкт-Петербургский) Николаевский сиротский институт. Оп. 1. Д. 4551. Л. 50, 50 об.

19 Там же. Л. 9, 13, 13 об.

2° Там же. Л. 103, 103 об.

21 ЦГИА СПб. Ф. 10. Оп. 1. Д. 5105. Л. 4.

около полутора десятков преподавателей «Курсов Рапгоф»22. В должности инспектора Е. Рапгоф (ил. 3) дослужился до чина статского совет-ника23. Был награжден орденами Св. Анны III степени, Св. Станислава III степен^4, Св. Анны II степени и Св. Владимира IV степен^5.

©идеи

Eirettot unDKBrünberJber muftfaHfcti.bramatlic&en'Autfe iKap.iiopb in St. SPetetSbura 1882-1907.

Ил. 3. Е. П. Рапгоф. Портрет // St. Petersburger Herold (воскресное прибавление). 30 декабря. 1906 / 12 января 1907. № 327. С. 1

Fig. 3. Eugene Rap-hoph. Portrait. In: St. Petersburger Herold (Sunday addition). 1906/1907. № 327. P. 1

22 Вывод сделан на основании обобщения данных адресных книг с 1909 по 1917 год, первая книга: «Весь Петербург: Адресная и справочная книга г. Санкт-Петербурга на 1909» (СПб.: Изд-во А. С. Суворина, [1909]. 2205 стб.).

23 ЦГИА СПб. Ф. 10. Оп. 1. Д. 4551. Л. 161, 162.

24 Там же. Л. 127, 127 об.

25 ЦГИА СПб. Ф. 394. Детский приют принца П. Г. Ольденбургского. Оп. 1. Д. 158. Л. 12, 16.

Заметным событием петербургской музыкальной жизни стал 25-летний юбилей «Курсов Рапгоф». Юбилейные торжества проходили несколько дней и содержали ряд мероприятий. Кульминацией оказался большой музыкальный вечер, состоявшийся 7 января в зале Благородного собрания26. На нем выступили учащиеся и выпускники Курсов. Среди первых была тринадцатилетняя Зина Грамматчикова, которая в первом отделении исполнила скрипичный концерт Паганини (класс игры на скрипке В. В. Безекирского), во втором — фортепианный концерт Мендельсона (класс игры на фортепиано Е. П. Рапгофа). Рецензент охарактеризовал ее дарование как «из ряда вон выходящее»27. Среди бывших учеников выступила выдающаяся певица своего времени, солистка Мариинского театра М. И. Долина28.

На концерте присутствовал директор Санкт-Петербургской консерватории А. К. Глазунов, от имени которого была зачитана приветственная телеграмма. Среди многочисленных поздравительных посланий, оглашённых на вечере, фигурировала и телеграмма от Н. А. Римского-Корса-кова. В антракте состоялось чествование директора Курсов и «поднесение подарков многочисленными депутациями»29. Корреспондент газеты «Речь» охарактеризовал «Курсы Рапгоф» как «одно из наиболее известных в Петербурге частных учебных заведений, по числу учащихся занимающего первое место после консерватории»30. А автор заметки в «Санкт-Петербургских ведомостях» выразил надежду, что «ввиду общественного значения настоящего юбилея, курсам будет дарована высшая награда: права на звание свободного художника для оканчивающих»^1. Как раз во время юбилейных торжеств в инстанциях решался данный вопрос.

В конце декабря 1906 года Е. Рапгоф подал прошение в Министерство внутренних дел с просьбой предоставить его Курсам право присваивать выпускникам звание «Свободный художник» з2. Этим правом, помимо консерваторий, обладали императорские Театральные училища (петербургское и московское) и Музыкально-драматические курсы при Филармоническом обществе в Москве. Частным заведениям такие права не предоставлялись. Директор мотивировал свои притязания 25-летней успешной деятельностью и популярностью Курсов не только в Санкт-

26 По адресу Невский пр., д. 15. В советское время здесь располагался кинотеатр «Баррикада», ныне — «Талион-клуб».

27 Речь. 1907. № 8. 11/24 января. С. 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28 ЦГИА СПб. Ф. 429. Курсы Рапгоф. Оп. 1. Д. 85. Л. 1об., 18.

29 Санкт-Петербургские ведомости. 1907. № 5. 9/22 января. С. 6.

30 Речь. 1907. № 8. 11/24 января. С. 5.

31 Санкт-Петербургские ведомости. 1907. № 5. 9/22 января. С. 6.

32 См.: ЦГИА СПб. Ф. 408. Императорское Русское музыкальное общество. Оп. 1. Д. 552.

Л. 1, 2.

Петербурге, но и далеко за его пределами, а также тем, что программа Курсов соответствует программе консерваторий33.

Из Министерства документы были переданы на рассмотрение в Главную дирекцию Императорского Русского музыкального общества (ИРМО), а оттуда — в Санкт-Петербургскую консерваторию. На заседании Художественного совета консерватории, состоявшемся 8 января 1907 года, его членами было выражено недоверие к приведенным в прошении данным о количестве учащихся на КурсахЗ4 и сомнение в реальном соответствии программы заведения консерваторской программе. Кроме того, члены Совета усомнились в достаточном музыкальном авторитете директора для того, чтобы возглавить учреждение с расширенными правами35.

Реальный мотив отказа в предоставлении расширенных прав Курсам заключался, все же, в нежелании Главной дирекции ИРМО давать частным школам полные права подведомственных ей консерваторий: «при наделении частных школ правами музыкальных вузов, консерватории ИРМО утратили бы смысл своего существования как контролирующих органов»зб.

На наш взгляд, по объективным показателям Курсы были вполне достойны нового статуса, но не получили его по формальной причине в связи с отсутствием прецедента и доброй воли у начальства таковой создать (ил. 4).

_Д £ II Ь _7_

Юбилейно« торжество на иузыиальныхъ курсах* Е. П. Ралгофъ.

Е. П. Раятрофъ. О. И. Нарду-гш. К. К. фонъ-Гтохъ. 0. Я. Туркан».

Ил. 4. Преподаватели Музыкальных курсов Е. П. Рапгоф[а]. Фото // День. 1913. № 29. С. 7

Fig. 4. The Rap-hoph Courses teachers. Photo. In: Den' [Day]. 1913. № 29. P. 7

33 См.: Там же.

34 В печати называлась цифра около 500 человек. См.: Речь. 1907. № 5. 6/18 января. С. 5.

35 ЦГИА СПб. Ф. 408. Оп. 1. Д. 552. Л. 4.

36 Там же. Л. 5.

В 1917 году Курсам исполнилось 35 лет. После Октябрьской революции началась национализация всех учебных заведений России. Некоторое время Курсы оставались автономным частным учреждением. Только после кончины основателя 17 марта 1919 года, его дочь, преподавательница Курсов по классам пения и фортепиано, Мария Евгеньевна Рап-гоф (1886-1960), подготовила документы к национализации. 4 апреля 1919 года постановлением Комиссариата просвещения Союза коммун Северной областиЗ7 «Курсы Рапгоф» были национализированы и переименованы в Школу специального музыкального образования I и II ступени с подчинением Музыкальному отделу Народного комиссариата просве-щенияЗ8. 12 апреля 1919 года школе был присвоен номер 17З9.

Несмотря на внешние перемены, по содержанию учреждение осталось прежним. Адрес заведения, программы обучения, методические подходы, строгое деление на ступени обучения (за изъятием высшей) сохранились. Продолжили работать многие прежние преподаватели, среди которых были и выпускники Курсов. В архиве встречаются входящие документы из советских учреждений, адресованные «на Курсы Рапгоф»/0. Поддерживалась благодарная память об основателе и многолетнем руководителе Курсов. Оставалась атмосфера дореволюционного учебного заведения.

Не позднее 11 апреля 1919 года заведующей Школой стала Мария Николаевна Баринова4\ В этот день на общем собрании преподавателей она выступила со словом, посвященным основателю Курсов: «Собравшимся здесь педагогам памятна та огромная работа, какую так блестяще выполнил Е. П. Рапгоф, высоко держа знамя Курсов, и задачи новой школы, имеющей теперь поддержку в Музыкальном отделе, не уронить это знамя, а дополнить то, что было создано Е. П. Рапгофом»/2. По предложению заведующей, память Е. П. Рапгофа была почтена вставанием4з.

22 сентября 1919 года заведующим школой был назначен Сергей Михайлович Ляпунов44. Известный композитор пробыл в должности два с половиной года. В середине апреля 1922 года к руководству пришел Яков Яковлевич Полферов45 . 26 апреля 1922 года школа была переиме-

37 Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб.). Ф. Р-2551 (Петроградский окружной комиссариат просвещения). Оп. 1. Д. 2929. Л. 1, 13, 14, 15.

38 ЦГАЛИ СПб. Ф. 43. 4-й государственный музыкальный техникум. Оп. 1. Д. 1. Л. 61.

39 Там же.

40 ЦГАЛИ СПб. Ф. 43. Оп. 2. Д. 31. Л. 87.

41 См.: ЦГАЛИ СПб. Ф. 43. Оп. 1. Д. 1. Л. 61. М. Н. Баринова преподавала в Школе с 1919 по 1934 год.

42 Протокол общего собрания педагогов. ЦГАЛИ СПб. Ф. 43. Оп. 1. Д. 1. Л. 61.

43 См.: Там же.

44 См.: ЦГАЛИ СПб. Ф. 43. Оп. 1. Д. 2. Л. 21.

45 См.: ЦГАЛИ СПб. Ф. 43. Оп. 2. Д. 16. Л. 28.

нована в Четвертый государственный музыкальный техникум46. 1 октября 1923 года на заседании педагогического совета приняли резолюцию: «ходатайствовать перед соответствующими органами о разрешении наименовать Четвертый государственный музыкальный техникум именем Рапгоф»47. К сожалению, эта идея продолжения не имела.

14 января 1924 года последним заведующим бывшими «Курсами Рап-гоф» стал Александр Генрихович Гефельфингер (1886-1941). В июле 1924 года бывшие «Курсы Рапгоф» под именем Четвертого государственного музыкального техникума объединились с бывшими Музыкальными курсами М. А. Лохвицкой-Скалон, которые к этому времени обрели название «Государственный институт музыкального просвещения» (ГИМП). В результате слияния был образован Ленинградский государственный техникум музыкального просвещения (ТеМП)48. На этом заканчивается история «Курсов Рапгоф». История Музыкального училища имени Н. А. Римского-Корсакова входит в новый этап. Но это уже повод для другого повествования.

Источники

Программа 1885 — Программа утвержденных Министерством внутренних дел Курсов

Рапгоф. СПб. : Тип. Георга Дюнтца, 1885. 32 с. Программа 1886 — Программа утвержденных Министерством внутренних дел Курсов

Рапгоф. СПб. : Тип. С. Волпянского, 1886. 32 с. Программа 1887 — Программа утвержденных Министерством внутренних дел Курсов

Рапгоф. СПб. : Тип. В. С. Балашева, 1887. 16 с. Рапгоф 1903 — [Рапгоф И. П.] Автобиография // Граммофон и фонограф: Еженед. журн.

СПб. : Тип. Н. Клобукова. 1903. № 16. С. 133. Условия приема 1882 — Условия приема и необходимые сведения для поступления

в Высшие курсы фортепианной игры Е. Рапгофа. СПб. : Тип. Г. Дюнтца. 1882. 7 с. Устав 1905 — Устав Консерваторий ИРМО 1878 г. СПб. : Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1905. 27 с.

Литература

Глазунов 1960 — Глазунов : Исследования, материалы, публикации, письма : [в 2-х т.].

Т. 2. Л. : Музгиз, 1960. 570 с. Михневич 2003 — Михневич Вл. Петербург весь на ладони [репр. изд.]. М. : Центрпо-лиграф, 2003. 648 с.

46 См.: ЦГАЛИ СПб. Ф. 43. Оп. 1. Д. 7. Л. 67.

47 ЦГАЛИ СПб. Ф. 43. Оп. 1. Д. 13. Л. 1.

48 См.: ЦГАЛИ СПб. Ф. 41. Ленинградский государственный техникум музыкального просвещения. Оп. 1. Д. 4. Л. 3.

Петровская 2009 — Петровская И. Музыкальный Петербург. 1801-1917 : энциклопедический словарь-исследование. Кн. 1: А-Л. СПб. : Композитор • Санкт-Петербург,

2009. 573 с.

Петровская 2010 — Петровская И. Музыкальный Петербург. 1801-1917 : энциклопедический словарь-исследование. Кн. 2: М-Я. СПб. : Композитор • Санкт-Петербург,

2010. 559 с.

Светозарова 1999 — Светозарова Е. Дирижеско-хоровое отделение Музыкального училища при консерватории в воспоминаниях педагогов и выпускников. СПб. : Роза мира, 1999. 168 с.

Филимонов 2016 — Филимонов К. Высшие женские естественнонаучные курсы М. А. Лох-вицкой-Скалон: история создания // Opera musicologica. 2016. № 4 (30). С. 63-82.

Филимонов 2017 — Филимонов К. О специфике частных музыкальных учебных заведений дореволюционной России // Научный вестник Московской консерватории. 2017. № 1 (28). С. 34-53.

Шепелев 2008 — Шепелев Л. Е. Табель о рангах и дворянство // Трибуна русской мысли, [2008]. № 9: Россия: социальный разлом. С. 60-75. URL: http://www.cisdf.org/TRM/ TRM9/shepelev_9.html (дата обращения: 08.10.2019).

References

Glazunov (1960) : Issledovaniya, materialy, publikatsii, pis'ma: [Glazunov : Studies, materials, publications, letters] : in 2 vols. Vol. 2. Leningrad : Muzgiz. 570 p. In Russian.

Mikhnevich Vl. (2003) Peterburg ves' na ladoni [Petersburg is all on the palm] [repr. izd.]. Moscow : Tsentrpoligraf. 648 р. In Russian.

Petrovskaya I. (2009) Muzykal'nyi Peterburg. 1801-1917 : Entsiklopedicheskiy slovar'-issle-dovanie [Musical Petersburg. 1801-1917. Encyclopedic dictionary-study] : in 2 vols. Vol. 1. A-L. St. Petersburg : Kompozitor • Sankt-Peterburg. 573 р. In Russian.

Petrovskaya I. (2010) Muzykal'nyi Peterburg. 1801-1917 : Entsiklopedicheskiy slovar'-issle-dovanie [Musical Petersburg. 1801-1917. Encyclopedic dictionary-study]: in 2 vols. Vol. 2: M-Ya. St. Petersburg : Kompozitor • Sankt-Peterburg, 2010. 559 р. In Russian.

Svetozarova E. (1999) Dirizhesko-khorovoe otdelenie Muzykal'nogo uchilishcha pri konser-vatorii v vospominaniyakh pedagogov i vypusknikov [Conducting and choir department of Music College at [Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State] Conservatory in memoirs of teachers and students]. St. Petersburg : Roza mira. 168 p. In Russian.

Filimonov K. (2016) Vysshie zhenskie estestvennonauchnye kursy M. A. Lokhvitskoy-Skalon: istoriya sozdaniya [Higher Women's Natural Science Courses of M. Lokhvitskaya-Skalon: History of Creation]. In: Opera musicologica. 2016. № 4 (30). P. 63-82. In Russian.

Filimonov K. (2017) O spetsifike chastnykh muzykal'nykh uchebnykh zavedeniy dorevo-lyutsionnoy Rossii [On the specifics of private music schools in pre-revolutionary Russia]. In: Nauchnyi vestnik Moskovskoy konservatorii [Journal of Moscow Conservatory]. 2017. № 1 (28). P. 34-53. In Russian.

Shepelev L. E. (2008) Tabel' o rangakh i dvoryanstvo [Report card of rank and nobility]. In: Tribuna russkoy mysli [Tribune of Russian thought], [2008]. № 9: Rossiya: sotsial'nyy razlom [Russia: social break]. Р. 60-75. URL: http://www.cisdf.org/TRM/TRM9/shepe-lev_9.html (viewing date: 08.10.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.