ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
УДК 78.072.3
С.Е. Радченко
канд. искусствоведения, доцент, кафедра методики преподавания музыки и изобразительного искусства, ФГБОУ ВПО «Курский государственный
университет»
КОНЦЕРТНАЯ ПРАКТИКА СПЕЦИАЛЬНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ГУБЕРНСКИХ ГОРОДАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 14-14-46003 а (р).
Аннотация. В статье на основе преимущественно архивных материалов и дореволюционной периодической печати рассматриваются особенности организации концертной деятельности специальных музыкальных учебных заведений Воронежа, Курска, Орла и Тамбова в конце XIX - начале XX веков.
Ключевые слова: музыкально-концертная жизнь, концерты учащихся, жанры музыкальной практики.
S.E. Radchenko, Kursk State university
CONCERT PRATCICE IN SPECIAL MUSICAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN PROVINCE TOWNS OF
CENTRAL BLACK EARTH REGION IN THE END OF 19TH - BEGINNING OF 20TH CENURIES
Abstract. The article deals with the peculiarities of organizing concert activity in special musical educational institutions in Voronezh, Kursk, Orel and Tambov in the end of 19th - beginning of 20th centuries on the basis of primarily archival materials and pre-revolutionary periodicals.
Keywords: musical-concert life, concerts of students, musical practice genres.
Расцвет музыкально-педагогической практики Воронежа, Курска, Орла и Тамбова, который пришелся на конец XIX - начало XX столетий, проявился в достаточно высоком уровне музыкального образования. Музыкальные классы и училища Императорского русского музыкального общества, частные школы, которыми руководили выпускники консерваторий и училищ ИРМО стали центрами специального музыкального образования. Причем не только создавался ряд профессиональных учебных заведений, но и налаживалась преемственность ступеней музыкального образования. Так, например, выпускники музыкальных классов и училищ по окончании курса обучения поступали в Московскую и Санкт-Петербургскую консерватории. Таким образом, реализовывалась цель музыкальных классов ИРМО: «Дать правильное музыкальное образование, развивать исполнителей на музыкальных инструментах и пения, приготовлять элементарных учителей музыки, а также готовить в высшие (профессорские) классы консерватории» [5, л. 40 об.].
С середины 1890-х годов музыкально-просветительская деятельность специальных учебных заведений городов Центрального Черноземья оказывается весьма существенным фактором становления музыкальной жизни: она расцветает, становится организованной и весьма интенсивной. Концертная практика была обязательной как для преподавателей, так и учащихся, что отражено в правилах музыкальных классов ИРМО: «Для развития в учащихся художественного вкуса и ознакомления их с лучшими произведениями образцовых композиторов, устраиваются учительские музыкальные вечера. <...> Для развития в учениках смелости и уверенности исполнять пьесы, устраиваются ученические музыкальные вечера» [5, л. 40].
Таким образом, обеспечивался рост собственных музыкальных кадров, способствовавших организации регулярной и многоплановой концертной практики, причем не только в регио-
не, но и за его приделами. Так, в отчете правления Общества вспомоществования нуждающимся учащимся музыкального училища Тамбовского отделения ИРМО за 1909 год писалось: «В последние годы тамбовские оркестровые музыканты стали обслуживать отдаленные края нашей родины (Ростов, Новочеркасск, Воронеж и т.д.), где своим музыкантским трудом зарабатывают себе честный кусок хлеба. Это уже плоды работы музыкального училища!» [4, с. 5].
С конца XIX столетия увеличивается общее число всевозможных музыкальных школ, курсов, которые внесли определенный вклад в музыкальную жизнь городов Центрального Черноземья, однако большую популярность и резонанс получили только некоторые из них. К примеру, если до 1895 года в Курске было только одно специальное музыкальное учебное заведение - музыкальные классы А.М. Абазы, на базе которых с 1887 года действовали еще и Бесплатные хоровые курсы, то с середины 1890-х годов обучение музыке велось в классах Курского музыкального кружка (действовали только в 1895 году), музыкальных курсах П.А. Щуровского (с конца 1890-х по 1908 год), классах пения С.М. Аркадьевой (с 1907 года, в 1912 году преобразованные в музыкальную школу) и музыкальных классах ИРМО (с сентября 1915 года). Но своей обширной музыкально-просветительской деятельностью вошли в историю только музыкальные классы А.М. Абазы, ориентированные в системе образования на консерваторские программы и требования.
О степени интенсивности просветительской работы классов А.М. Абазы за первые два десятилетия их существования (с 1881 года) можно судить по статистическим сведениям, приводимым в воспоминаниях одного из бывших учеников в 1902 году: «В классах состоялось 19 концертов, 3 утра, 13 вечеров камерной музыки, 5 музыкально-танцевальных вечеров, 47 утр и 29 вечеров ученической музыкальной практики, 39 официально-музыкально-педагогических вечеров и 15 ученических конкурсов по пению solo и по игре на фортепиано и скрипке» [3].
Эти официальные данные дают возможность судить о формах и методах концертной практики не только музыкальных классов А.М. Абазы, но и аналогичных учебных заведений в Воронеже, Орле и Тамбове.
Во-первых, это ежегодные концерты, которые представляли городу лучших своих учеников, возможно аналог современных Отчетных концертов.
Во-вторых, это была, пожалуй, самая регулярная форма выхода школ на концертные городские площадки, «музыкальные утра и вечера», которые статистически подразделяются на две группы, вторая из которых - с припиской «...музыкальной ученической практики». Следовательно, были утренние и вечерние концерты двух составов участников - преподавателей и учащихся. К первым следует отнести также «официально-музыкально-педагогические вечера», а также «вечера камерной музыки». За 8-9 месяцев каждого учебно-концертного сезона специальными учебными заведениями, помимо Отчетных концертов, давались ежемесячные «утра» и «вечера», которые проводили с главными участниками - учениками-исполнителями.
Ученические концерты подразделялись на «закрытые», с присутствием узкого круга слушателей (руководства училища и Общества, почетных и действительных членов, преподавателей и родителей), и «открытые», рассчитанные на широкую слушательскую аудиторию, программа которых составлялась из лучших номеров, отобранных на «закрытых» вечерах. Особый интерес представляли выпускные экзамены исполнителей и годичные акты, подводившие итог годовой деятельности учреждения.
С конца 1880-х годов в российскую концертную практику входит новый жанр - «Исторический концерт», получивший популярность и среди юных воронежских, курских, орловских и тамбовских исполнителей. К примеру, в Курске А.М. Абаза проводил тематические (монографические) концерты с посвящением русским и зарубежным композиторам: А.Г. Рубинштейну (в 1889 году), М.И. Глинке (1904), Ф. Шопену (1909), Ф. Мендельсону (1909). Все они носили просветительский характер: обязательным было выступление А.М. Абазы с докладом о деятельно-
сти и заслугах композитора и представлением лучших его произведений. Так, 10 мая 1909 года, на вечере, посвященном памяти Ф. Шопена (100-летняя годовщина со дня рождения композитора) прозвучали вальс (№ 5), мазурка (№ 5), прелюдия, полонез, ноктюрн (№ 2), баллада (№ 3), скерцо (№ 2) и др., исполненные «весьма недурно», как писал рецензент «Курской были».
С начала XX столетия с образованием «Обществ вспомоществования нуждающимся учащихся музыкальных училищ» регулярными становятся концерты в пользу «недостаточных товарищей». Такие концерты в Тамбове давались по инициативе директора музыкального училища ИРМО С.М. Старикова.
Гораздо меньше информации сохранилось об ученических конкурсах. Известно, что в классах А.М. Абазы проходило конкурсное испытание по пению solo и по игре на фортепиано и скрипке: в 1893-1894 учебном году в фортепианном конкурсе участвовало пять человек. Лучшей исполнительницей «Приглашения к танцу» К.М. Вебера (конкурсное произведение) была признана Инна Штокман. В тот же год состоялся и конкурс вокалистов, участие в котором приняло четыре человека. Цель организации конкурсов объяснялась устроителями как средство к «возбуждению нравственно-художественных сил учащихся».
Выступали учащиеся классов и училищ на самых разных концертных площадках, которые всегда были заполнены заинтересованными слушателями. «Публика отнеслась к вечеру очень внимательно, большой зал гимназии был переполнен, всех исполнителей награждали аплодисментами», - писалось на страницах «Курской были» в 1913 году [1].
Программы концертов состояли из произведений русской и зарубежной классики: звучали романсы и фрагменты опер М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, П.И. Чайковского, сонаты Й. Гайдна, В. Моцарта (особенно часто звучало рондо «Alla Turca»), Л. Бетховена, Ф. Шуберта («Музыкальные моменты», вокальная лирика), Ф. Шопена, Ф. Мендельсона (виртуозные произведения, прелюдия и фуга), Ф. Листа, К. Вебера («Приглашение к танцу», «Вечное движение» и др.), отдельные арии и инструментальные переложения из опер.
Приверженность классов и училищ к академической музыке отмечалась и современниками. На страницах «Курской были» писалось, что «симпатичное впечатление производит устранение из программы пьес виртуозного характера: фокусная игра отживает свой век, и паль-целомные кунстштюки вундеркиндов уже давно приелись. Неинтересные пьесы узкопедагогического характера также по большей части в программе отсутствовали» [1]. Задолго до курского корреспондента с аналогичным отзывом на ученический вечер выступил редактор тамбовской газеты «Дон»: «Программа вечера была очень интересна и нельзя не порадоваться тому, что на этот раз был сужен до минимума круг тех музыкальных tours de foree, которые должны быть причислены к области фокусничества» [9].
Еще один упрек на страницах курской прессы - «В отношении недостаточного внимания к русским композиторам и излишней, если можно так выразиться, "консерваторичности". <...> Но в последнее время сделалось невозможным не считаться с новыми мощными течениями, внесенными в музыку позднейшими, преимущественно русскими композиторами, отыскавшими новые пути и невиданные еще краски на своих музыкальных палитрах, с разнообразнейшею игрою света и теней» [1]. Критика была принята «к исполнению» и уже вскоре в концертных программах классов А.М. Абазы появились сочинения А.Т. Гречанинова («Колыбельная песня»), Ф.О. Лешетицкого (Мазурка), С.В. Рахманинова (Прелюдия) и других композиторов начала ХХ столетия.
Сведения об уровне исполнительского мастерства учащихся специальных музыкальных учебных учреждений сохранились как на страницах периодической печати (центральной и провинциальной), так и в архивных документах. Наиболее существенным видятся отчеты в Главную дирекцию ИРМО профессора Санкт-Петербургской консерватории Л.В. Николаева о деятельности музыкальных классов Орловского отделения ИРМО в 1913 году [6, л. 32] и помощника председателя по музыкальной части ИРМО С.В. Рахманинова, посетившего с ревизией му-
зыкальное училище Тамбовского отделении ИРМО в 1909 году [2, л. 229; 7, л. 36; 8]. Оба отмечали высокий уровень исполнительского мастерства учеников.
Таким образом, посредством подготовки к исполнительской деятельности все новых и новых поколений и выведения наиболее талантливых учеников в лучшие концертные залы губернских городов Центрального Черноземья обеспечивался рост интенсивности музыкальной жизни региона. Проведение регулярных ученических публичных экзаменов, исполнительских и композиторских конкурсов, концертов камерной музыки и даже исторических концертов-лекций пробуждало интерес слушателей и обеспечивало внимательное отношение к приезжим артистам.
Список литературы:
1. Гамма. Музыкальный вечер учащихся // Курская быль. - 1913. - 21 мая (№ 114). -
С. 5.
2. Журнал заседаний Главной дирекции (февраль 1900 г. - декабрь 1909 г.) // ЦГИА СПб. - Ф. 408. - Оп. 1. - Ед. хр. 435. - 236 л.
3. К-аский Н. Краткие воспоминания о деятельности курских музыкальных классов // Курские губернские ведомости. - 1902. - 21 марта (№ 65). - С. 2-3.
4. Отчет правления Общества вспомоществования нуждающимся учащимся музыкального училища Тамбовского отделения Императорского русского музыкального общества за 1909 год. - Тамбов: Электрич. тип. П.С. Москалева, 1910. - 11 с.
5. По Воронежскому отделению (октябрь 1868 г. - октябрь 1900 г.) // ЦГИА СПб. - Ф. 408. - Оп. 1. - Ед. хр. 108. - 70 л.
6. По Орловскому отделению (январь 1907 г. - январь 1914 г.) // ЦГИА СПб. - Ф. 408. -Оп. 1. - Ед. хр. 563. - 47 л.
7. По Тамбовскому отделению (январь 1907 г. - ноябрь 1913 г.) // ЦГИА СПб. - Ф. 408. -Оп. 1. - Ед. хр. 574. - 114 л.
8. Ревизия музыкального училища // Тамбовский вестник. - 1909. - 9 мая (№ 79). - С. 3.
9. Ученический вечер в музыкальных классах // Дон. - 1882. - 16 марта (№ 30). - С. 2.