Научная статья на тему 'Хроника хxiv международной научно-практической конференции «Современный русский язык: функционирование и проблемы преподавания»'

Хроника хxiv международной научно-практической конференции «Современный русский язык: функционирование и проблемы преподавания» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
65
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР В БУДАПЕШТЕ / РУССКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ ИНОСТРАНЦЕВ / КОНФЕРЕНЦИЯ / RUSSIAN CULTURAL CENTER IN BUDAPEST / RUSSIAN FOR FOREIGNERS / CONFERENCE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Никитина Е. А., Харламова М. А.

17-18 мая 2019 г. в Российском культурном центре в Будапеште прошла XXIV Международная научно-практическая конференция «Современный русский язык: функционирование и проблемы преподавания». В конференции приняли участие более 100 специалистов из 15 стран мира: России, Венгрии, Азербайджана, Беларуси, Германии, Грузии, Испании, Казахстана, Польши, Сербии, Словакии, США, Украины, Чехии, Эстонии. Российские вузы были представлены филологами из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Пензы, Ростова-на-Дону, Симферополя, Сургута, Томска, Уфы, Челябинска. Работа конференции проходила по следующим направлениям: вопросы методики преподавания русского языка иностранцам, вопросы литературоведения, лингвокультурологии и художественного перевода, филологические исследования и возможности их использования в практике преподавания. Практические вопросы преподавания русского языка иностранным студентам рассматривались в том числе и в аспекте «народной дипломатии» в интересах развития российско-венгерского культурно-гуманитарного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Никитина Е. А., Харламова М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Chronicle of THE 24th International Scientific and Practical Conference "Modern Russian Language: Functioning and Problems of Teaching"

On May 17-18, 2019, the 24th International Scientific and Practical Conference “Modern Russian Language: Functioning and Problems of Teaching”was held at the Russian Cultural Center in Budapest. The conference was attended by over 100 experts from 15 countries: Russia, Hungary, Azerbaijan, Belarus, Germany, Georgia, Spain, Kazakhstan, Poland, Serbia, Slovakia, the USA, Ukraine, Czech Republic, and Estonia. Russian universities were represented by philologists from Moscow, St. Petersburg, Yekaterinburg, Kazan, Nizhny Novgorod, Novosibirsk, Omsk, Penza, Rostov-on-Don, Simferopol, Surgut, Tomsk, Ufa, and Chelyabinsk. The conference was held in the following areas: questions of the methodology of teaching the Russian language to foreigners, questions of literary criticism, linguoculturology and literary translation, philological research and the possibility of their use in teaching practice. Practical issues of teaching Russian to foreign students were also considered in the “people's diplomacy” aspect in the interests of developing Russian-Hungarian cultural and humanitarian cooperation.

Текст научной работы на тему «Хроника хxiv международной научно-практической конференции «Современный русский язык: функционирование и проблемы преподавания»»

УДК 811.161.1

БО! 10.24147/2413-6182.2020.7(1).219-224

НБЫ 2413-6182 вНБЫ 2658-4867

ХРОНИКА ХXIV МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК: ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ»

Е.А. Никитина, М.А. Харламова

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Аннотация: 17-18 мая 2019 г. в Российском культурном центре в Будапеште прошла XXIV Международная научно-практическая конференция «Современный русский язык: функционирование и проблемы преподавания». В конференции приняли участие более 100 специалистов из 15 стран мира: России, Венгрии, Азербайджана, Беларуси, Германии, Грузии, Испании, Казахстана, Польши, Сербии, Словакии, США, Украины, Чехии, Эстонии. Российские вузы были представлены филологами из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Пензы, Ростова-на-Дону, Симферополя, Сургута, Томска, Уфы, Челябинска. Работа конференции проходила по следующим направлениям: вопросы методики преподавания русского языка иностранцам, вопросы литературоведения, линг-вокультурологии и художественного перевода, филологические исследования и возможности их использования в практике преподавания. Практические вопросы преподавания русского языка иностранным студентам рассматривались в том числе и в аспекте «народной дипломатии» в интересах развития российско-венгерского культурно-гуманитарного сотрудничества.

Ключевые слова: Российский культурный центр в Будапеште, русский язык для иностранцев, конференция.

Для цитирования:

Никитина Е.А., Харламова М.А. Хроника XXIV Международной научно-практической конференции «Современный русский язык: функционирование и проблемы преподавания» // Коммуникативные исследования. 2020. Т. 7. № 1. С. 219-224. DOI: 10.24147/2413-6182.2020.7(1).219-224.

Сведения об авторах:

1 Елена Аркадьевна Никитина, кандидат филологических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной лингвистики

2 Харламова Марина Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, славянского и классического языкознания

© Е.А. Никитина, М.А. Харламова, 2019

Контактная информация:

12 Почтовый адрес: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55

1 E-mail: el_nikitina@rambler.ru

2 E-mail: khr-spb@mail.ru

Дата поступления статьи: 20.11.2019 Дата принятия в печать: 30.01.2020

В ноябре 2019 г. президент России В.В. Путин провел заседание Совета при Президенте РФ по русскому языку, на котором обсуждались вопросы реализации Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации», поддержки и популяризации русского языка и литературы за рубежом, подготовки к празднованию 225-летия со дня рождения А.С. Пушкина и др. вопросы языковой политики. Русскому языку была отведена роль «мягкой силы» в продвижении интересов России. Возросший интерес к русскому языку явно ощущают преподаватели-филологи, всё чаще участвующие в международных научных и методических проектах. XIV Международная научно-практическая конференция «Современный русский язык: функционирование и проблемы преподавания», состоявшаяся в мае 2019 г. в Российском культурном центре г. Будапешт при поддержке научно-исследовательского и методического центра русистики университета им. Л. Этвеша стала тому подтверждением.

На открытии конференции с приветственным словом выступил руководитель представительства Россотрудничества в Венгрии, директор Российского культурного центра в Будапеште В.И. Платонов. О деятельности Россотрудничества по развитию международного образования рассказала начальник отдела поддержки русского языка и образования на русском за рубежом Россотрудничества Н.Б. Цырендашиева. В их выступлениях был сделан акцент на том, что русский язык по-прежнему несет статус одного из шести мировых языков и владение этим великим языком является для современного человека ресурсом достижения успеха. В условиях всеобщей глобализации всё более значимым становится обмен опытом между теоретиками и практиками преподавания русского языка и его исследований. Н.Б. Цырендашвили подчеркнула, что образование не имеет и не может иметь границ, поэтому сотрудничество в образовательной сфере - ведущее направление деятельности правительственных и общественных организаций. Так, в России действует государственная программа развития образования, в рамках реализации которой только в прошлом году были проведены комплексные мероприятия в области просветительского, научно-образовательного и методического характера более чем в 20 странах. Особое внимание Россотрудничество уделяет преподавателям: только за 2018 г. повышение квалификации прошли более 6000 человек

из 37 стран; были осуществлены поставки учебной и методической литературы по русскому языку, запущен интернет-портал «Система поддержки русских школ» (http://russchools.org/], на котором представлены актуальная методическая информация и анонсы мероприятий. Под эгидой Россотрудничества открыта электронная библиотека «Мой русский», где размещено более 180 тыс. электронных изданий на русском языке. Россотрудничество поддерживает инициативы многих российских вузов по внедрению новых образовательных технологий, ярким примером которых является портал Института русского языка им. А.С. Пушкина «Образование на русском», и уделяет большое внимание развитию межвузовских контактов, для чего только в прошлом году были проведены совместные международные проекты в 15 странах мира. Нас должно радовать, что филологическое направление становится всё более востребованным для иностранных абитуриентов.

На пленарном заседании профессор Миссурийского университета науки и технологий (США] И.В. Ивлиева познакомила аудиторию с новыми технологиями преподавания РКИ и привлечения новых студентов на курсы русского языка. С историческим аспектом в обучении современной грамматике русского языка иностранных учащихся поделился руководитель Института славистики Сегедского университета доктор Венгерской академии наук М. Кочиш. Заведующей кафедрой русского языка МПГУ Н.А. Николиной, редактором журнала «Русский язык в школе», был представлен доклад об активных процессах в современном русском словообразовании.

Работа конференции проходила по следующим направлениям: вопросы методики преподавания РКИ, вопросы литературоведения, лингво-культурологии и художественного перевода, лингвистические исследования и возможности их использования в практике преподавания РКИ.

Интерактивным технологиям преподавания был посвящен доклад доц. СурГПУ Е.И. Бреусовой. Опытом обучения детей-билингвов поделились к.п.н. М.В. Бертхольд (г. Лейпциг] и преподаватель МГИМО О.В. Румянцева. С профессионально ориентированными учебными комплексами для иностранных студентов аудиторию познакомили проф. РУДН А.Д. Кулик и научный сотрудник Дебреценского университета Н.В. Шахвердова. Различным аспектам преподавания русского языка были посвящены доклады коллег из университетов России, Венгрии, США, Германии, Чехии, Испании, Словакии, Сербии, Польши, Азербайджана, Казахстана, Белоруссии, Грузии. Так, особое внимание было уделено современным методикам преподавания РКИ: коммуникативно-интегративному подходу (А.А. Чин-гисова, д.п.н., проф., Казахский национальный педагогический университет им. Абая], применению образовательной среды Moodle (Беата Дёрфи, Ph.D., старший преподаватель, Дебреценский университет], применению

корпусных данных (У.А. Яжинова, Ph.D., Берлинский университет им. В. Гумбольдта], использованию отечественного киноискусства (Г.Д. Скнар, д.ф.н., Ростовский государственный медицинский университет], методике проведения учебных экскурсий лингвокультурологической направленности (Р.Х. Садыкова и Е.В. Самарева, МГПУ], формату peer-to-peer в рамках педагогической практики магистров (К.А. Щукина, доцент СПбГУ], когнитивному моделированию (Е.А. Никитина, доцент Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского], методу проектной деятельности (М.С. Крапивина, к.ф.н., Сегедский университет, Венгрия], работе с сетевыми СМИ на продвинутом уровне (Т. Занько, Университет им. Масарика, Чехия], кейс-технологии (И.С. Магер, Педагогический университет им. Комиссии народного образования в Кракове], концептуальному анализу (Т.В. Шимко, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина].

Роль корпусной лингвистики и историко-этимологический и линг-вокультурологический комментарий фактов русского языка в обучении РКИ была подчеркнута доцентом ОмГУ им. Ф.М. Достоевского М.А. Харламовой и доцентом Нижегородского государственного педагогического университета А.Д. Комышковой. Различным аспектам преподавания русской фразеологии посвящены доклады д.ф.н. Университета им. Л. Этвеша О.И. Федосова, научного сотрудника Института языкознания РАН П.С. Дро-нова, доцента Крымского федерального университета Л.Ф. Щербачук.

Пожалуй, менее интенсивно, чем на других филологических конференциях, было представлено дискурсивное направление. Так, Э.К. Чак, доцент Будапештского экономического университета, рассуждала о прагма-тико-дискурсивных особенностях современной русской коммерческой корреспонденции, а Е.А. Никитина (ОмГУ им. Ф.М. Достоевского] - об использовании материалов русского медиадискурса.

Вопросы литературоведения, культурологии и художественного перевода обсуждались в секции, возглавляемой Ж. Демеши, руководителем научно-исследовательского и методического центра русистики Университета им. Л. Этвеша. В частности, об авторском сознании рассуждал проф. Д.В. Ларкович (СурГУ]; роли метафоры в художественном тексте, базовым концептам, особенностям поэтической речи посвящены доклады проф. БелГПУ им. М. Танка И.П. Кудреватых, к.ф.н. Р.Н. Атанасовой (Словакия], м.н.с. Томского госуниверситета Н.С. Гнездиловой, д.ф.н. Тбилисского госуниверситета Н.А. Попиашвили, проф. МГПУ С.М. Колесниковой и др. В качестве материала исследования на конференции рассматривались тексты Ф.М. Достоевского, М. Метлицкой, С.В. Ковалевской, С.М. Степняка-Крав-чинского, М. Булгакова, русские переводы Дж. Р.Р. Толкина.

В формате круглого стола при модерации И.А. Осиповой, попечителя фонда «В поддержку русского языка и русской культуры» (Венгрия],

были обсуждены проблемы инноваций в обучении иностранцев разным аспектам русского языка и концепциям современных национально ориентированных учебников по РКИ.

На закрытии конференции были подведены итоги ее работы, отмечена необходимость плодотворного сотрудничества ученых и практиков из разных стран и роль Россотрудничества в этой работе. Российский культурный центр в г. Будапеште и Научно-исследовательский и методический центр русистики Университета им. Л. Этвеша уже принимает заявки на участие в следующей конференции «Современный русский язык: функционирование и проблемы преподавания», которая состоится в мае 2020 года.

CHRONICLE OF THE 24th INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE "MODERN RUSSIAN LANGUAGE: FUNCTIONING AND PROBLEMS OF TEACHING"

E.A. Nikitina, M.A. Kharlamova

Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Abstract: On May 17-18, 2019, the 24th International Scientific and Practical Conference "Modern Russian Language: Functioning and Problems of Teaching"was held at the Russian Cultural Center in Budapest. The conference was attended by over 100 experts from 15 countries: Russia, Hungary, Azerbaijan, Belarus, Germany, Georgia, Spain, Kazakhstan, Poland, Serbia, Slovakia, the USA, Ukraine, Czech Republic, and Estonia. Russian universities were represented by philologists from Moscow, St. Petersburg, Yekaterinburg, Kazan, Nizhny Novgorod, Novosibirsk, Omsk, Penza, Rostov-on-Don, Simferopol, Surgut, Tomsk, Ufa, and Chelyabinsk. The conference was held in the following areas: questions of the methodology of teaching the Russian language to foreigners, questions of literary criticism, lin-guoculturology and literary translation, philological research and the possibility of their use in teaching practice. Practical issues of teaching Russian to foreign students were also considered in the "people's diplomacy" aspect in the interests of developing Russian-Hungarian cultural and humanitarian cooperation.

Key words: Russian Cultural Center in Budapest, Russian for foreigners, conference. For citation:

Nikitina, E.A., Kharlamova, M.A. (2020), Chronicle of the 24th International Scientific and Practical Conference "Modern Russian Language: Functioning and Problems of Teaching". Communication Studies (Russia), Vol. 7, no. 1, pp. 219224. DOI: 10.24147/2413-6182.2020.7(1).219-224. (in Russian)

About the authors:

1 Nikitina, Elena Arkadievna, Dr., Associate Professor

2 Kharlamova, Marina Aleksandrovna, Dr., Associate Professor

Corresponding authors:

12 Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia

1 E-mail: el_nikitina@rambler.ru

2 E-mail: khr-spb@mail.ru

Received: November 20, 2019 Accepted: January 30, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.