Научная статья на тему 'Научный лингводидактический диалог в эпоху глобализации (навстречу 50-летию МАПРЯЛ)'

Научный лингводидактический диалог в эпоху глобализации (навстречу 50-летию МАПРЯЛ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE / GLOBALIZATION / INTERNATIONAL EXPERIENCE / NATIONAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Вишнякова Светлана Алексеевна

Сообщается о международной конференции, состоявшейся на филологическом факультете Московского государственного университета 16-17 ноября 2018 года, посвященной русскому языку и литературе в контексте глобализации. Рассказывается, что в режиме конференции ученые разных стран делились опытом межкультурной коммуникации, профессионального общения, методики преподавания русского языка как иностранного, лингводидактического описания русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Вишнякова Светлана Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific Linguodidactic Dialogue in Era of Globalization (towards the 50th

It is reported about the international conference held at the philological faculty of Moscow State University on November 16-17, 2018, devoted to the Russian language and literature in the context of globalization. It is told that in the conference mode scientists from different countries shared their experience at intercultural communication, professional communication, methods of teaching Russian as a foreign language, linguistic and didactic description of the Russian language.

Текст научной работы на тему «Научный лингводидактический диалог в эпоху глобализации (навстречу 50-летию МАПРЯЛ)»

Вишнякова С. А. Научный лингводидактический диалог в эпоху глобализации (навстречу 50-летию МАПРЯЛ) / С. А. Вишнякова // Научный диалог. — 2018. — № 12. — С. 520— 524. — DOI: 10.24224/2227-1295-2018-12-520-524.

Vishnyakova, S. A. (2018). Scientific Linguodidactic Dialogue in Era of Globalization (towards the 50th Anniversary of International Association of Russian Language and Literature Teachers). Nauchnyy dialog, 12: м. DOI: 10.24224/2227-1295-2018-12-520-524. (In Russ.).

I5E НАУЧНАЯ ЩЗ БИБЛИОТЕКА

^бИШШУ.ЙЦ

Журнал включен в Перечень ВАК

УДК 061.3(100):81"1918"(47-25)

DOI: 10.24224/2227-1295-2018-12-520-524

и I. к I С H ' S

PfRtiXMCAtS DIRK [ORV

Научный лингводидактический диалог в эпоху глобализации (навстречу 50-летию МАПРЯЛ)

© Вишнякова Светлана Алексеевна (2018), orcid.org/0000-0002-5373-1515, доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарно-художественного образования, Смольный институт Российской академии образования (Санкт-Петербург, Россия), svetalvish@mail.ru.

Сообщается о международной конференции, состоявшейся на филологическом факультете Московского государственного университета 16—17 ноября 2018 года, посвященной русскому языку и литературе в контексте глобализации. Рассказывается, что в режиме конференции ученые разных стран делились опытом межкультурной коммуникации, профессионального общения, методики преподавания русского языка как иностранного, лингводидактического описания русского языка.

Ключевые слова: русский язык как иностранный; глобализация; международный опыт; национальная идентичность.

В 2018 году Международная ассоциация русского языка и литературы (МАПРЯЛ) отмечает 50-летие. Одним из знаменательных событий стала VI Международная научно-практическая конференция «Русский язык и литература в контексте глобализации», которая прошла на филологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова 16—17 ноября 2018 года. Научный диалог состоялся с участием ученых из России, Испании, Германии, Франции, Хорватии, Ирана, Польши, Венгрии, Сербии,

КНР, Беларуси, Турции, США, Бельгии, Грузии, Казахстана, Таджикистана.

В условиях глобализации в образовании особая роль отводится изучению иностранных языков, в том числе русского языка как иностранного.

Пленарное заседание открыла Т. В. Кортава, д.ф.н., проф., член-корреспондент Российской академии образования. В своем докладе она охарактеризовала положение русского языка «на современном лингвистическом ландшафте», затронув проблему лингвоэкологии, которая приобретает популярность в последнее десятилетие.

Не осталась без внимания на пленарном заседании актуальная в свете глобализации в образовании проблема национальных педагогических традиций в преподавании русского языка как иностранного, о которой рассказала проф. С. А. хаврони-на. Отмечены были особенности влияния на обучение русскому языку этно-нацио-нальных традиций преподавания языков, стилей усвоения языков в зависимости от этнокультуры. Отмечались такие различия, как опора на разные дидактические принципы, ментальные установки, различия в концепциях обучения, культурных особенностях и др.

В свете глобализации образования учеными отмечается, что широкомасштабная сеть коммуникации и новые технологии являются постоянной характеристикой современного культурного пространства. Одним из многочисленных звеньев этой цепи явился совместный проект Московского государственного университета и Пекинского политехнического института — «Лингводидактическая модель обучения русскому языку в России и Китайской народной республике»,

о котором рассказала проф. И. В. Одинцова, отметив, что совместная программа является прорывом в российско-китайском сотрудниче стве.

На конференции в рамках межкультурного диалога разных стран работали секции:

— РКИ как научное направление: этапы становления и развития, национальная идентичность и межкультурная коммуникация;

— коммуникативный портрет современника;

— современные технологии в преподавании РКИ и др.

Участниками конференции поднималась проблема национальной идентич-

ности и влияния глобализма на русский язык (Чичина). Отмечалось, что происходит размывание идентичности народа, во многих случаях пагубное влияние оказывает на развитие языка глобализация, которая получает распространение через массовую культуру.

Выстраивание глобальной сети обучения русскому языку как иностранному рассматривалось с разных сторон и на секционных заседаниях. Подтверждением тому явился освещенный на конференции опыт международного сотрудничества между Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого и вузами КНР (Баранова), московскими и китайскими вузами города Сиань (Царёва).

Плодотворным был межкультурный диалог по обмену опытом обучения русскому языку в разных странах. Обсуждалось положение русского языка в чешских школах в доперестроечное и постперестроечное время (Кёршнерова); представлена деятельность Белорусского общественного объединения преподавателей русского языка как иностранного (Мельникова, Санникова); показан методический потенциал обучения русскому языку на современном этапе в Японии (Мидзуками); проанализированы эффективные методы обновленной программы обучения в Казахстане (Калдыкозова и др.) и в Иране (Пулаки).

Глобальная сеть обучения русскому языку как иностранному позволила на конференции продемонстрировать разнообразие методик обучения: использование в США методики «Dynamic Assessment (DA)» (хабибули-на), использование видеоматериалов в курсе РКИ в Беларуси (Гринкевич), образовательный квест как форма организации занятий по РКИ (Власова), тревел-феномен как ресурс для поднятия уровня образования иностранного учащегося (Вихорева); методика использования художественного текста как средства мотивации для эффективного изучения русского языка во франкоговорящей аудитории и многие другие.

Участники конференции отметили высокий уровень подготовки мероприятия, располагающую атмосферу, интересные доклады, полезные дискуссии, формирование нового круга единомышленников.

Scientific Linguodidactic Dialogue in Era of Globalization (towards the 50th Anniversary of International Association of Russian Language and Literature Teachers)

© Vishnyakova Svetlana Alekseyevna (2018), orcid.org/0000-0002-5373-1515, Doctor of Education, professor, Department of Humanities and Arts Education, Smolny Institute of the Russian Academy of Education (Saint Petersburg, Russia), svetalvish@mail.ru.

It is reported about the international conference held at the philological faculty of Moscow State University on November 16—17, 2018, devoted to the Russian language and literature in the context of globalization. It is told that in the conference mode scientists from different countries shared their experience at intercultural communication, professional communication, methods of teaching Russian as a foreign language, linguistic and didactic description of the Russian language.

Key words: Russian as a foreign language; globalization; international experience; national identity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.