Научная статья на тему 'ХРИСТИАНСКОЕ ВИДЕНИЕ ИСЛАМА В СРЕДНИЕ ВЕКА'

ХРИСТИАНСКОЕ ВИДЕНИЕ ИСЛАМА В СРЕДНИЕ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
54
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САРАЦИНЫ / МАГОМЕТ / СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / ИСЛАМ / ХРИСТИАНСТВО / SARACENS / MAHOMET / MIDDLE AGES / ISLAM / CHRISTIANITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Винникова И.И.

В статье предпринята попытка рассмотреть наиболее распространенные образы ислама, бытовавшие в средние века. Причину мифологизации как попытку понимания «другого» стоит осуществлять через поиск исторических причин соперничества между двумя разными культурами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHRISTIAN PERCEPTION OF ISLAM IN THE MIDDLE AGES

This article attempts to address Christian perceptions of Islam. In explaining the negative attitude towards Islam and the Muslim World, the first step is to look for the historical causes of the rivalry between two different cultures.

Текст научной работы на тему «ХРИСТИАНСКОЕ ВИДЕНИЕ ИСЛАМА В СРЕДНИЕ ВЕКА»

ст. 2581.

4. Белобрагина Н.А. Правовой статус эмбриона // Известия Тульского государственного университета. 2013. № 1-2. С. 35.

5. Малинова А.Г. Право на жизнь до рождения: дискуссии о фетоциде // Российский юридический журнал. 2016. № 2. С. 78-79.

УДК 930.85

Винникова И.И. студент Институт Истории СПбГУ

Россия, г. Санкт- Петербург

ХРИСТИАНСКОЕ ВИДЕНИЕ ИСЛАМА В СРЕДНИЕ ВЕКА

Аннотация. В статье предпринята попытка рассмотреть наиболее распространенные образы ислама, бытовавшие в средние века. Причину мифологизации как попытку понимания «другого» стоит осуществлять через поиск исторических причин соперничества между двумя разными культурами.

Ключевые слова: сарацины, Магомет, средневековье, ислам, христианство.

Vinnikova I.I.

Student of History Department St Petersburg University Saint Petersburg. Russia CHRISTIAN PERCEPTION OF ISLAM IN THE MIDDLE AGES

Abstract. This article attempts to address Christian perceptions of Islam. In explaining the negative attitude towards Islam and the Muslim World, the first step is to look for the historical causes of the rivalry between two different cultures.

Keywords: Saracens, Mahomet, the Middle Ages, Islam, Christianity.

В средневековых хрониках образ мусульман, передаваемый с помощью лингвистических средств, имеет ярко выраженную эмоциональную окраску. Так хронисты именуют их «врагами Господа» («inimici Domini»), «спутниками дьявола» («satellites Diaboli»), «врагами Бога и святого христианства» («mimici Dei et sanctae Christianitis»)[4, с. 40]. Такой нарратив в своем контексте предполагает противопоставление, которое находило свое воплощение в христианстве и его приверженцах: «народ Божий» («populous Dei»), «рыцари Христовы» («Christi milites»), «племя Христово» («gens Christiana») [4, с. 41]. Формирование образа «иного» в контексте «свои» — «чужие» порождало долгоживущие мифы и предрассудки, служившие установками для демонизации ислама. Но следует учесть, что это видение «чужой» культуры имеет свое особенное

наполнение и зависит от присущих обществу взглядов на мир. В средние века бытовали взгляды как и отражающие действительность, так и мифы и легенды касательно ислама. И переплетения этих взглядов явилось следствием искаженного восприятия мусульман христианами в средневековой культуре. В целом разнообразие взглядов на ислам в средние века было велико, и говорить о его восприятии через призму враждебности как о единственной тенденции было бы явным обобщением [1, с. 64].

Рассмотрим некоторые из наиболее популярных концепций восприятий исламского учения в средние века. В старофранцузском героическом эпосе chansons de geste (к образам которого часто обращаются средневековые хронисты) мусульмане изображаются идолопоклонниками, наделенными множеством порочных черт. В «Песнях о Роланде», где мусульман именуют сарацинами, они готовы пожертвовать своими первенцами-сыновьями, чтобы перехитрить Карла Великого; они трусливы, лживы и хитры, в конечном итоге разрушают своих идолов после поражения [6]. Chansons de geste часто рассказывают о сделанных из золота и серебра статуях Магомеда79, устанавливаемых в мечетях, приписывают поклонение идолам — Магомеду, Аполлену и Тервагану, которые рассматриваются как важнейшие мусульманские боги и противопоставляются христианской Троице [4, с. 95]. К слову, происхождение имен богов, приписываемых сарацинам, до сих пор не вполне ясно [1, с. 66]. В средние века ислам рассматривается как искажение христианства. Еще Преподобный Иоанн Дамаскин (ум. 753), называл молодое на тот момент вероучение «ересью исмаилитов» [2]. Моделирование такого противопоставления ислама христианству объяснял господствующий в средние века провиденциализм, который диктовал необходимость встроить ислам в уже существующую модель христианского мира [7]. Нападкам подвергался и сам Магомед, пророчества которого изображались как припадки эпилепсии, а его самого представляли как Зверя Апокалипсиса или Антихристом, противопоставляя Христу [1, с. 66]. Это противопоставление находило отражение во многих средневековых представлениях: и парящий гроб Магомеда, не имеющий отношения к действительности, как проявление последнего фальшивого чуда, и его обучением демоническому искусству монахом-отступником [5]. Снискавший популярность труд Иакова Ворагинского XIII века, известный под распространенным названием "Legenda aurea" («Золотая легенда»), содержит в себе версию жития Магомеда, в которой отображены наиболее распространенные мифы относительно его жизни. В частности, это легенды о прирученном голубе, который должен был быть воспринят как снизошедший Святой Дух, о смерти Магомеда и его невоскрешении на третий день, а его съедении псами [3]. Следует отметить, что Иаков

79 В данной статье имя Магомет используется, чтобы подчеркнуть специфически европейское восприятие образа Пророка.

пересказывает легенды, но избегает некоторые из них, приводя очень умеренную версию жития Магомеда [3, с. 98].

Подводя итог, можно говорить о том, что изучение бытовавших в средневековье множества взглядов на ислам помогает достичь более глубокого понимания средневековых текстов. Не стоит забывать о культурном и экономическом взаимодействии с исламским миром. Œansons de geste, в которых образ сарацин варьировался от рыцарского до дьявольского, имеют в своей основе долю реальных представлений. С другой стороны, предрассудки против сарацин вполне можно рассматривать и как шовинистические установки в отношении множества «других». Следует понимать, что средневековый образ исламского мира - это в первую очередь представление о чужой для людей средневековья религии, а образ «другого» строился в соответствии с религиозными критериями, которые не только рассматривали мусульман как язычников, но и затрагивали отходящих от средневековых канонов представителей христианства.

Использованные источники:

1. Jo Ann Hoeppner Moran Cruz . Popular Attitudes towards Islam in Medieval Europe / D.R. Blanks et al. (eds.), Western Views of Islam in Medieval and Early Modern Europe . St. Martin's Press, 1999.

2. Иоанн Дамаскин. О ста ересях вкратце / Пер. А. И. Сагарда // Творения преподобного Иоанна Дамаскина : Источник знания. М.: Индрик, 2002. С. 123-155.

3. Журавский А. В. Магомет кардинал: к истории одного образа Мухаммада в средневековой Европе // Альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. 2014. № 9. С. 83-109.

4. Лучицкая С.И. Образ Другого: мусульмане в хрониках крестовых походов. СПб: Алетейя, 2001.

5. Марей Е.С. Образ Магомета в «Первой всеобщей хронике Испании»: к вопросу о конструировании религиозной идентичности // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2015. №9. С.64-73.

6. Песнь о Роланде. М. : Художественная литература, 1976.

7. Цыпина Л.В. Провиденциальная история: образец и интерпретации // Verbum. Вып. 4. СПб., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.