Современная Европа, 2022, № 4, с. 172-184
УДК 338.48
ХРИСТИАНСКИЕ РЕТРИТЫ ЕВРОПЫ: ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ДЕСТИНАЦИЙ ТУРИЗМА РЕЛИГИОЗНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
© 2022 БАЛАБЕЙКИНА Ольга Александровна*
Кандидат географических наук, доцент Санкт-Петербургский государственный экономический университет. 191023, Россия, Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21.
* E-mail: [email protected] 0rcid.org/0000-0001-9520-8880
© 2022 НУММЕЛА Михаил*
Архимандрит, игумен Спасо-Преображенская Валаамского монастыря в Финляндии («Новый Валаам») Valamon luostari, Valamontie 42, FI-79850 UUSI-VALAMO, Финляндия.
*E-mail: [email protected]
© 2022 ЯНКОВСКАЯ Анна Андреевна*
Кандидат экономических наук, доцент Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 191023, Россия, Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21.
* E-mail: [email protected] 0rcid.org/0000-0002-2185-6196
Поступила в редакцию 16.01.2022 После доработки 21.03.2022
Принята к публикации 16.05.2022
Аннотация. Структурные изменения во взаимосвязанных общественной и экономической сферах функционирования современных государств отзываются существенными трансформациями в деятельности религиозных организаций, в том числе рекреационной. Цель исследования - выявить характерные черты, определяющие принцип работы и обслуживания в пределах христианских ретритов. Внимание авторов сфокусировано на отдельных примерах религиозных организаций Финляндии и Швеции Исследование базируется на методах анализа и синтеза информации, полученного, в том числе, с помощью очного наблюдения. Предлагается введение в научный оборот авторского варианта определения понятия «христианский ретрит». Под таковым понимается инновационная форма рекреационной деятельности, осуществляемая на базе религиозных организаций, ориентированная на широкий по вероисповеданию (или отсутствию такового) контингент с обеспечением размещения и пребывания с целью отдыха. Представлены отличительные черты христианского
ретрита, обоснования для выделения ретритных центров и ретритных пунктов (отдельной категорией выделены христианские мультифункциональные смарт-пункты). Успешный опыт организации христианских ретритов в Европе представляет интерес для дальнейших исследований в силу сходства природно-климатических условий с условиями Северо-Запада РФ и наличием соответствующего спроса. Ключевые слова: христианский ретрит, ретритный пункт, туристская дестинация, рекреационная деятельность, Швеция, Финляндия.
DOI: 10.31857/S0201708322040131
EDN: gkwsyd
В пределах подавляющего большинства стран зарубежной Европы с разной степенью интенсивности (например, менее - в Польше, более - в Норвегии, Швеции и др.) фиксируются структурные преобразования, связанные с деятельностью религиозных организаций. Они обусловлены широким распространением секуляр-ных тенденций среди населения, а также особым усилением влияния ислама [Эйде-миллер, 2018; Агафошин и др., 2021]. Христианство в регионе продолжает сохранять культурообразующую роль, а религиозные институты - социальную значимость [Ба-лабейкина, Янковская, 2021; Kettell, 2019]. Но одновременно с этим национальные церкви ряда европейских стран утрачивают государственный статус (Швеция, Норвегия), в динамике последних десятилетий стремительно сокращается численность прихожан (РКЦ Австрии1, Германии2 и др.), снижается степень их религиозной активности, идет процесс реорганизации, укрупнения и упразднения приходов и даже церковно-административных единиц регионального уровня - епархий.
Реакция на обозначенные процессы прослеживается в различных видах деятельности религиозных организаций и в том числе в сфере рекреационного хозяйства [Lira, 2021]. Предпринимаемые попытки сохранить интерес к посещению дестинаций туризма (обладающих туристкой привлекательностью территорий, объектов пр.), расширить контингент и число визитеров, многие популярные европейские монастырские и храмовые комплексы избрали путь диверсификации как перечня оказываемых услуг, так и направлений деятельности. В результате они превратились из паломнических или духовно-просветительских центров в так называемые христианские ретриты.
Христианские ретриты выступают в качестве инновационной модели организации туризма и отдыха, зародившейся в странах зарубежной Европы в конце ХХ в. и позиционируются как ориентированные на широкий по принадлежности к вероисповеданию (или отсутствию такового) контингент, обеспечивая размещение и пребывание в условиях режима тишины и покоя. Кроме того, рекреантам предоставляется возможность участия в духовных практиках (религиозно-культовые обряды, таинства, беседы со священнослужителями).
1 Подробнее см.: Anzahl der Katholiken in Österreich nach Diözesen am 31. Dezember 2020. URL: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/304757/umfrage/katholiken-in-oesterreich-nach-dioezesen/ (дата обращения: 04.03.2022)
2 Подробнее см.: Kirchliche Statistik. URL: https://www.dbk.de/kirche-in-zahlen/kirchliche-statistik (дата обращения: 04.03.2022)
Примерами христианских ретритов могут послужить Райдл-Холл (Британия, Камберленд), Спасо-Преображенский Ново-Валаамский монастырь (Финляндия, Южная Савония), монастырь св. Биргитты (Вадстенское аббатство1 в Швеции, Эс-тергётланде), Бергет (Швеция, Даларне) и др.
В России такого рода туристских дестинаций, расположенных на базе религиозных организаций, не представлено. Но перспективы для разработки и реализации такого рода проектов намечаются. Они продиктованы спросом на туристские маршруты религиозной тематики, усложнением их состава за счет вовлечения в пакет услуг досуговых и иных мероприятий, в том числе связанных с проведением свободного времени в условиях естественных природных ландшафтов, с возможностью пребывания в уединении. Дополнительным импульсом к созданию христианских ретритов в пределах России может послужить ограничение доступа к посещению зарубежных объектов отечественными туристами в условиях пандемии COVID-19. Реализации такого рода национальных проектов предполагает учет опыта стран, где ретриты религиозной направленности успешно функционируют уже несколько десятилетий.
При активном интересе зарубежных [Aurel и др., 2018; Bellia и др., 2021] и отечественных ученых [Афанасьев, 2019] к вопросам, связанным с туристской деятельностью религиозных организаций Европы, христианские ретриты нечасто становились отдельным предметом исследования. Исключение составляют научные труды К. Го-лубчак [Holubchak, 2019], Ю. Лиро [Liro и др., 2018] и некоторых других специалистов. Данная форма туризма традиционно ассоциируется с восточными культами [Пеннер, 2018], но современные реалии таковы, что содержание самого понятия расширилось и требует научного осмысления в аспекте раскрытия специфики, обусловленной уже принадлежностью к христианским религиозным организациям.
Интерес потребителей туристских услуг к обозначенной форме отдыха продиктован возрастающей потребностью к проведению свободного времени в уединении и режиме тишины при возможности получить духовную поддержку или психологическую помощь, в том числе посредством участия в религиозных обрядах. Такого рода общественный запрос находит отражение и в территориально-планировочной структуре пространства некоторых европейских городов. Так, скорую популярность завоевала «Часовня тишины Камппи» (Kampin kappeli/Kamppi Chapel of Silence), расположенная в центре столицы Финляндии. Данное культовое сооружение позиционируется как межконфессиональное, хотя формально принадлежит национальной Евангелическо-лютеранской Церкви. Регулярные богослужения там не проводятся. Часовня свободна для посещения с целью релаксации в условиях тишины ежедневно в часы работы. Кроме того, в помещении постоянно дежурят священнослужители и социальные работники, готовые оказать необходимую духовную и психологическую помощь желающим. Приведенный пример можно обозначить как христианский ретритный пункт, расположенный в пределах городской территории, выполняющий важную узкоспециализированную функцию.
1 Подробнее см.: Birgittaskloster. URL: https://birgittaskloster.se/sv/retratt-besinningshelg (дата обращения: 04.03.2022)
Общепринятой дефиниции, раскрывающей суть понятия «христианский ре-трит», в научном обороте на данный момент нет. В рамках представленной работы под таковыми предлагается понимать функционирующие на базе действующих религиозных организаций (монастырей, храмовых комплексов, духовно -образовательных центров) реколлекционные1 дестинации туризма с широким перечнем услуг в сфере отдыха и проведения досуга, ориентированные на разнообразный по вероисповеданию контингент и с акцентом на возможность получить восстановление эмоциональных и физических сил в условиях уединения и возможностью участия в духовных практиках.
К основным отличительным чертам христианского ретрита предлагается отнести следующие:
- наличие сакрального ядра территории, в качестве которого может выступать храм, собор, часовня, домовая церковь (молитвенный зал). Обязательное условие -совершение богослужений на регулярной основе. При этом участие в последних носит для рекреантов, пребывающих в христианском ретрите на условиях размещения, сугубо добровольный характер;
- учет предписаний религиозной доктрины в организации питания. В меню на выбор предлагаются постные блюда (в большей степени характерно для православных, в меньшей степени - для католических ретритов), а также расширенный их ассортимент в праздничные дни церковного календаря. Реализуется продовольственная продукция местного производства, связанная с ритуализированным потреблением (пасхальные куличи, творожные «пасхи» и т.д.). В христианских ретри-тах, принадлежащих протестантским религиозным организациям, обозначенный признак не является актуальным по причине отсутствия доктринально обусловленных пищевых запретов и ограничений. Кроме того, в качестве элемента формирования туристского брендинга могут прослеживаться связи с традициями материальной культуры носителей этносов, конфессиональная принадлежность которых связана с христианским ретритом. Так, в перечне услуг ресторана «Трапеза» на Новом Валааме действуют специальные предложения для групп численностью от 10 человек. Например, меню «Валаамский чайный стол» позиционируется как модифицированная версия традиционного русского чаепития, разработанная с соблюдением исторических национальных традиций2. По аналогичному принципу составлены комплексные меню праздничных групповых мероприятий под наименованиями «Стол по-славянски», «Стол по-византийски» и т. д.;
- организация мероприятий духовной и религиозно-просветительской направленности. К таковым относятся тематические беседы со священниками; семинары и мастер-классы; концерты духовной музыки и т. д.;
1 Реколлекция (от лат. recolligere - вновь собирать). В христианстве понимается как особый период, посвящённый личной молитве, размышлениям, принятию решений, а также духовному деланию, духовным упражнениям.
2 Valamon luostari (Ресторан «Трапеза»). URL: https://valamo.fi/ru/паломникам/ресторан-трапеза (дата обращения: 04.03.2022)
- наличие зон отдыха для релаксации в условиях уединения. Они предполагают существенную вариативность форм - от беседок для чтения и искусственных оранжерей до оборудованных прогулочных и экологических троп;
- соблюдение режима тишины (после 21.00 или 22.00);
- ориентированность на широкий контингент посетителей независимо от их принадлежности к вероисповеданию.
Перечисленные выше особенности христианских ретритов могут получать различные проявления на практике в зависимости от природно-ландшафтных и иных условий, в которых расположен христианский ретрит, его площади, территориально-организационной структуры, доктринальных установок христианской конфессии.
Анализ данных, отражающих исходные характеристики рассматриваемых де-стинаций туризма, позволил осуществить их некоторую классификацию.
В первую очередь в зависимости от объема занимаемой площади и планировочной структуры следует разделять христианские ретритные центры и ретрит-ные пункты. Под первыми понимаются многофункциональные реколлекционные комплексы, расположенные непосредственно вблизи естественных или минимально измененных природных ландшафтов (леса и национальные парки, побережья озер, рек и т. д.). Последнее создает условия для длительных, в том числе уединенных, моционов.
При этом могут выделяться прогулочные тропы, которые поддерживаются непосредственно религиозной организацией, к которой относится ретрит, а также прилегающие к его территории, но находящиеся в ведении муниципальных органов управления. Так, например, от Ново-Валаамского монастыря берут начало три пешеходных маршрута разной степени сложности, имеющие протяженность в 3, 4 и 18 км. Их конечными пунктами являются часовня, поклонный крест («крест путника», установленный в 1980 г.) и Свято-Троицкий Линтульский монастырь в д. Па-локки, соответственно. На средства Ново-Валаамского монастыря все прогулочные маршруты оборудованы площадками для отдыха и навесами1. Данью современности стала предоставляемая монастырем возможность найти рекомендуемые туристические маршруты с отмеченными «местами интереса» в специальном приложении для смартфонов. Бесплатное приложение доступно для загрузки в телефоны на платформах Android и IPhone под названием «Vaeltajakartta». Помимо указанных прогулочных троп, непосредственно к территории ретрита прилегают маршруты, которые находятся в ведении муниципалитета Хейнявеси. Монастырь оказывает также информационные услуги для туристов (например, предоставляет данные о возможности аренды велосипеда для комфортного путешествия).
Прогулки по оборудованным маршрутам, но в окружении естественных ландшафтов, - одиночные и групповые - являются очень привлекательным для туристов фактором, мотивирующим выбор такого рода дестинации для отдыха. Они создают импульс для расширения перечня дополнительных услуг, оказываемых на базе ретритных комплексов. К таковым относятся организация питания (в том чис-
1 Valamon luostari (Маршруты для прогулок). URL:
https://valamo.fi/ru/паломникам/маршруты-для-прогулок (дата обращения: 04.03.2022)
ле, горячего) на маршруте или предложение ланч-пакетов для участников группы. Так, например, в кафе-ресторане католического ретрита Нотр-Дам-дю-О1 (Франция, Рошан) реализуется услуга «корзинка для пикника». По предварительной договоренности на специально оборудованных с целью кратковременного отдыха площадках для участников группы, совершающих длительную пешеходную прогулку, организуется прием пищи. Данная услуга направлена на создание комфортных условий отдыха путем устранения необходимости туристам переносить дополнительный груз в виде запаса продуктов питания.
Помимо непосредственно прилегающих к территории прогулочных маршрутов, христианский ретритный центр должен включать в свою планировочную структуру следующие компоненты:
- входная зона, где посетители обеспечиваются необходимой информацией, а также могут получить первичное обслуживание;
- сакральное ядро - христианский храм или часовня, где на регулярной основе совершаются богослужения, а в некоторых случаях находится почитаемая святыня — предмет религиозного поклонения христиан (Валаамская и Коневская иконы Божией Матери на Новом Валааме, мощи св. Биргитты в Вадстенском аббатстве и т.д.). В пределах христианского ретрита могут на разном расстоянии друг от друга располагаться несколько строений культового назначения. В таком случае их можно считать сателлитами сакрального ядра;
- зрелищная зона - открытая площадь для проведения концертов, ярмарок, праздничных мероприятий;
- экспозиционная зона христианского ретрита может быть представлена как музейными залами в зданиях специального назначения, так и уличными выставочными стендами;
- хозяйственная зона и расположенная рядом с ней зона обслуживания (кафе-ресторан, гостиницы, хостелы, гостевые дома, коттеджи и т. д.);
- рекреационно-досуговая зона (зоны), куда входят уже упоминавшиеся выше экотропы и пешеходные маршруты, содержит инфраструктуру, обеспечивающую рекреантам различные виды отдыха. Ее составляют также оборудованные детские и спортивные площадки, купальни открытых водоемов, беседки для чтения и настольных игр, скамьи, оранжереи, искусственные водоемы и пр., а также здания учебных корпусов, мастерских, библиотек и т.д.;
- реколлекционные зоны, предназначенные для уединения и восстановления эмоциональных сил, могут частично совпадать с рекреационно-досуговыми (меди-тационные сады, парки, уединенные тропы и т. д.).
По своему расположению в пределах поселений в зависимости от их типа христианские ретритные центры подразделяются на городские и сельские. В свою очередь, среди последних можно обозначить природно-антропогенные, с минимально измененным природным ландшафтом и антропогенно-природные, в планировочной структуре которых существенное место занимают искусственно созданные элемен-
1 Chapel-Retreat in France. URL: https://www.youthofgoldenage.de/en/chapel-retreat-in-france/ (дата обращения: 04.03.2022)
ты среды обитания флоры и фауны. Так, в Райдл-Холле (Англия) существенное внимание уделяется поддержанию прудов, регулярного парка и оранжерей, а на Новом Валааме, напротив, прослеживается стремление сохранить неизменными, насколько это возможно, природные ландшафты.
Примером городского христианского ретрита может послужить католический многофункциональный реколлекционный комплекс, действующий на базе католического монастыря св. Биргитты в шведском городе Вадстена. Сам этот населенный пункт, насчитывающий около 5 тыс. жителей, находится на побережье озера Вет-терн. Окружающие его природные ландшафты и средневековая замковая архитектура сами по себе являются факторами туристской привлекательности. Когда после длительного периода использования зданий и сооружений монастыря для удовлетворения различных социальных нужд, в связи с его упразднением в XVI в., он снова был открыт, силами его игумении и насельниц уже в 1935 г. была предпринята удачная попытка организовать в жилых корпусах дом отдыха.
Развитие этого проекта с позиции современного подхода приобрело форму ре-коллекционного христианского ретрита. Помимо возможности индивидуального и группового размещения, здесь несколько раз в году на условиях полного пансиона предлагаются восстановительные тематические программы продолжительностью 3-4 дня, получившие название «Биргиттинские выходные размышлений». Содержание предполагает по желанию участие в духовных практиках (совместная с монахинями молитва, богослужения), совместный прием пищи в условиях режима тишины (под сопровождение в форме классических и духовных музыкальных произведений или чтение литературы духовно-нравственного содержания). Кроме того, организуются лекции-беседы по заранее оговоренной тематике. Специальных требований к рекреантам нет, но декларируется пожелание отказаться от использования мобильных телефонов, телевидения и радио на время пребывания в монастыре. Организация последних до введения ограничений, связанных с пандемией COVID-19 «Биргиттинских выходных размышлений» приходится на осень 2019 г.1, а стоимость участия в программе на одного человека с полным пансионом составляла доступную по средней платежеспособности для европейского жителя сумму (от 1100 до 1510 шведских крон), что вполне можно рассматривать как конкурентное преимущество на рынке услуг отдыха и туризма. Но скорее всего высокий спрос обусловлен нестандартностью формы проведения отдыха и ее востребованностью в современных условиях.
Вадстенское аббатство с монастырем св. Биргитты по перечню компонентов своей планировочной структуры соответствует ретритному центру, а его расположение на озерном побережье открывает возможности и для пользующихся спросом рекреа-нтов уединенных прогулок. Для городских христианских ретритов типична несколько иная ситуация. Таковые более соответствуют понятию реколлекционный пункт.
В отличие от комплексных многофункциональных христианских ретритных центров они компактны, но также обладают туристической привлекательностью.
1 Сестры Биргиттас в Вадстене. URL: https://birgittaskloster.se/sv/retratt-besinningshelg (дата обращения: 04.03.2022)
Среди городских христианских ретритных пунктов выделяются недоступные для размещения на ночлег с целью отдыха. Яркий пример - часовня тишины Камппи в Хельсинки. Кроме этого, можно обозначить отдельной категорией христианские мультифункциональные смарт-пункты, предоставляющие, помимо прочих, гостиничные услуги. К таковым относится расположенный в Ийсалми (Финляндия, Северная Карелия) центр культуры православных карел «Эваккокескус» с гостиницей «Артос». В его здании содержится номерной гостиничный фонд, зал-ресторан, оформленный в византийском стиле, а цокольный этаж отведен под экспозиционную зону. Здесь представлена музейная коллекция, состоящая из предметов быта финских карел, церковной утвари, византийской иконописи, а также макеты утраченных в советский период храмов Карелии. В рассмотренном случае здание христианского ретрита включает все компоненты - входную, хозяйственную, экспозиционную, внутренние досугово-рекреационные зоны, в том числе предназначенные для релаксации и уединения, кроме сакральной. В качестве таковой можно рассматривать расположенный в непосредственной близости храм Ильинского православного прихода Православной Церкви Финляндии.
Следует обозначить, что, несмотря на популярность христианских ретритов как дестинаций туризма, а значит, и их экономической целесообразности как компонента деятельности религиозных организаций, среди таковых нередко прослеживается отсутствие стремления изменить тип использования своей инфраструктуры, пользующейся очень высокой популярностью у посетителей и паломников с целью экскурсионного осмотра. Например, православный Богородице-Успенский Пюх-тицкий монастырь (Эстония, Ида-Вирумаа) предоставляет возможность размещения с ночлегом на своей территории на условиях так называемого трудничества - т.е. без оплаты денежными средствами, но с обязательным посещением богослужений и участием в посильной помощи хозяйству обители. То есть изначально подразумевается, что такого рода форма проведения времени ориентирована на узкий по религиозной принадлежности контингент. Похожие правила действуют в православном Свято-Троицком Линтульском женском монастыре, расположенном в 18 км от Нового Валаама и, по сути, образующего единый с ним кластер туризма религиозной тематики. Пока что не получили распространения ретриты и в православных монастырях Греции, Кипра и др., многие из которых в принципе не ориентированы на прием посетителей или рекреантов, так как не стремятся к получению доходов, обеспечивая им условия для отдыха.
Важно обозначить и тот факт, что не каждая туристская дестинация, принадлежащая христианской религиозной организации, соответствует понятию ретритного комплекса. В ходе исследования была проанализирована территориально-организационная структура и специфика рекреационной деятельности, осуществляемой на базе 75 предприятий такого рода, расположенных на территории Евангели-ческо-лютеранской Церкви Швеции (ЕЛ11111) в 2021 г. Сводное описание наиболее характерных примеров представлено в табл. 1.
Анализ приведенных выше данных позволил выявить наличие ключевых компонентов, характерных для ретритных комплексов у большинства представленных на тематических сайтах объектов рекреационно-туристической деятельности. Так, на
официальных интернет-порталах в 51 из всех рассмотренных случаев содержалась информация о наличии сакрального ядра непосредственно на территории (68%); в 59 анонсировалось проведение мероприятий духовной направленности (79%), в 9 из 75 приветствовалось или оговаривалось соблюдение в определенное время режима тишины (12%). Руководство 63 дестинаций не только подчеркивает ориентированность их на семейный отдых (84%), но и позиционирует как преимущество обеспеченность их всей необходимой инфраструктурой для такового (детские площадки, детское меню).
Таблица 1
Характеристика избранных объектов рекреационной деятельности на базе дестинаций ЕЛЦШ1
Название Сакральное ядро территории Питание Зоны отдыха Режим тишины Ориентированность отдыха
Хемаван Фьельсташун (Hemavan Fjällstation, www.hemavanfj allstation. se) Храм Трехразовое, местные ингредиенты Заповедник, пещеры, велосипедные и пешеходные тропы да Семейная
Сандвикенгорден (Sand- vikengarden, www. sandvikengarden. se) Храм «Sandviken кугкап» Только по предзаказу Пляж, каноэ, спортивные площадки нет Семейная
ЕФС горден Осльюнга (EFS garden Äsljunga, www.efsgarden.com) Храм Широкий ассортимент, мясо только со шведских ферм Пешеходные тропы, плавание, рыбалка, каноэ, кемпинг да Одиночные, пары
Экше кэмпинг (Eksjö camping, www. eksj ocamping.se) Часовня От бутербродов до праздничных ужинов Плавание, рыбалка, каноэ, педальные лодки, концерты нет Семейная
Гульбраннагорден (Gullbrannagarden, www.gullbrannagarden.se) Храм Традиционные шведские блюда Мини-гольф, теннис, пляжный волейбол, игровые площадки, велосипедные дорожки нет Семейная
Страндгорден (Strandgarden, www. strandgarden. org) Храм «Strandgar dskyrkan» Ресторан Пешеходные тропы, пляж, серфинг нет Семейная
Хьюртсбергагорден (Hj ortsbergagarden, www.hjortsbergagarden.se ) Храм «Kungspo^■t skyrkan» Самообслуживание Рыбалка, плавание, каноэ, футбол, пляжный волейбол нет Семейная
Хьельвиксстранд (Höllviksstrand, www.hollviksstrand. se) Храм <^ога Наттаг» Ресторан Серфинг, гольф нет Одиночные, пары, семьи
Холландсгорден (Hallandsgarden, www.hallandsgarden.nu) Храм «Hallandsg айеп stavkyrka» Домашняя пища Выставки культуры Сами, модели Иерусалима и Галилеи, паломнический центр, тропа Святого Олафа нет Семейная
1 Подробнее см.: Christian Hospitali. URL: https://www.christian-hospitality.com/list-business-map?title=&field_category_tid=4&field_location_tid=All (дата обращения: 04.03.2022)
Свф конференс (Svf konferens, www. svf.fhsk. se/hotell-konferens-j onkoping/) Храм «Katolska kyгkan i Jбnkбpmg» Ресторан, мясо только со шведских ферм Гольф, Национальный парк Стуре-Моссе да Большие группы
Сергорден кушгорд (Sörgarden kursgard, www.kyrkekvarn.com/boe nde/vara-stugor/sorgarden) Часовня Шведская традиционная домашняя пища Пешеходные тропы, озерный пляж, рыбалка нет Одиночные и для больших групп
Клинтагорден (Klintagarden, www.klintagarden. se) Храм «Kбpings Кугка» Ресторан Кемпинг, игровые площадки, велосипедные дорожки, пляж нет Одиночные, пары, семьи
Мэсхульт куш ок лэге-горд (Mäshult kurs och lägergard, www.mashult. se) Часовня Ресторан с полным обслуживанием Футбольное поле, волейбол, настольный теннис нет Одиночные, пары, семьи
Ускавигорден (Uskavigarden, www.uskavi.se) Летний храм Ресторан, организовывает все от дней рождения, до похорон Плавание, пешеходные и велосипедные тропы, рыбалка, каноэ нет Одиночные, пары, семьи
Стурстранд Кушгорд (Storstrand Kursgard, www. storstrand.nu) Храм «0)еЬу кугка» Ресторан, традиционные шведские блюда Плавание, рыбалка, волейбол, футбольное поле нет Одиночные, пары, семьи
Мишунсгорден Страндхем (Missionsgarden Strandhem, www. strandhem.nu) Храм «0rkelljung а кугка» Самообслужив ание Каноэ, гребля, гольф, пляж, футбольное поле, волейбол нет Одиночные, пары, семьи
ЕФС Соммархем Прэстэнгет (EFS Som-marhem Prästänget, www.prastanget.se) Храм Шведской Евангельской Миссии Ресторан Пляж, пешеходные тропы, волейбольное поле, футбольное поле да Одиночные, пары, семьи
ЕФС Сульбаккен (EFS Solbacken, www. solbacken. org) Летний храм Завтраки и легкие перекусы Бассейн, кемпинг, пляж, волейбольное поле, плавание да Семейная
Труннагорден (Trunnagarden, www.trunnagarden.se) Храм «Тгиппа кугка» Самообслуживание Туры по дикой природе, лыжи, пешеходные прогулки, плавание нет Одиночные, пары, семьи
Фресеваллен (Frösövallen, www.frosovallen.se) Храм «Frбsб кугка» Домашняя пища Религиозные службы, тематические ночи, выставки искусств, музыкальные кафе нет Большие группы
Большое внимание уделено рекреационно-досуговой зоне. Все дестинации обладают в той или иной мере целым рядом значимых элементов туристской инфраструктуры в широком ее понимании. Имеются обустроенные и маркированные специальным образом экотропы и экомаршруты, выполняющие функции реколлекционных зон, предназначенных для уединения и восстановления духовных и эмоциональных сил.
К активному отдыху располагает наличие полей для игр в гольф, футбол, волейбол и пр., пляжей и собственного парка транспортных средств в аренду (велосипеды, каноэ, лодки, доски для серфинга и т.д.). Интеллектуальной и духовно-нравственной составляющей туристской инфраструктуры, отвечающей запросам современного человека, стали разного рода выставочные и культурные мероприятия, проводимые на территории объекта размещения, а также мероприятия, организуемые в рамках про-
фильной деятельности христианской религиозной организации (религиозные службы). Важным элементом привлекательности того или иного места размещения становится и возможность воспользоваться его инфраструктурой для участия в совершении религиозных обрядов, сопровождающих акты изменения гражданского состояния (венчание) или крещения, а также организации торжества по этому поводу.
Заключение
Христианские ретриты в странах Европы выкристаллизовались как инновационная организационно-территориальная форма предприятий, предоставляющих полный и разнообразный пакет услуг в сфере организации досуга, туризма и отдыха. Расположенные на базе религиозных организаций, таковые характеризуются целым рядом отличительных особенностей, связанных с компонентной структурой и акцентом на удовлетворение запроса на восполнение эмоциональных сил в условиях режима тишины, покоя, возможности на добровольной основе участвовать в духовных практиках. Ритм жизни современного общества обеспечивает предъявление высокого спроса на услуги христианских ретритов, что подтверждается зафиксированными в процессе исследования фактами заблаговременного закрытия бронирования номерного фонда. К тому же, условия размещения и пребывания в де-стинациях обозначенного образца соответствуют высоким европейским стандартам качества, а ориентированность на самый широкий контингент привлекает лиц любого вероисповедания или не имеющих религиозной самоидентификации.
Популярность христианских ретритов, одновременно с процессами секуляризации и девальвации христианских ценностей в обществе, снижением интереса к паломническим маршрутам в аскетических условиях, высоким требованиям к уровню обслуживания и обеспечения комфортом, привели к тому, что число их возрастает путем диверсификации монастырских хозяйств, переориентации в использовании капитала под эти цели в протестантских деноминациях. Фиксируется не только постоянное расширение перечня услуг в обозначенных дестинациях туризма и отдыха с учетом развития высоких технологий, но и разнообразие их форм.
Проекты, аналогичные христианским ретритам, до сих пор не имеющие аналогов в России, могут быть востребованы при конструктивном подходе к их разработке и внедрению с учетом зарубежного опыта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Агафошин М.М., Горохов С.А., Захаров И.А. (2021) Мусульманская иммиграция в Швецию как фактор возникновения параллельных конфессиональных сообществ. Развитие регионов в XXI веке. Материалы III Международной научно-практической конференции. Под ред. А.У. Огоева. Владикавказ. С. 143-146.
Афанасьев О.Е., Афанасьева А.В. (2019) Религиозный туризм как тренд мировой и российской индустрии: концептуальная сущность и модели развития. Современные модели сервиса и туризма. Т. 13. № 3. С. 7-27.
Балабейкина О.А., Янковская А.А. (2021) Социальная ответственность религиозных организаций (на примере Государственной христианской церкви Англии). Мировая экономика и международные отношения. № 3. Т. 65. С. 130-138. DOI: 10.20542/0131-2227-202
Пеннер Р. В. (2018) Ретриты в философской практике: прошлое, настоящее, будущее. Социум и власть. № 3 (71). С. 86-90.
Эйдемиллер К. Ю. (2018) Исламская диффузия в странах Северной Европы: процессы миграции и исламской революции. Вестник Коми республиканской академии государственной службы и управления. Теория и практика управления. № 20 (25). С. 231-244.
Aurel G., Dumitrache L., Giusca M. (2018) Assessment of the religious-tourism potential in Romania. Human Geographies. No 12 (2), pр. 225-237. D01:10.5719/hgeo.2018.122.6
Bellia C., Scavone V., Ingrassia M. (2021) Food and Religion in Sicily - A New Green Tourist Destination by an Ancient Route from the Past. Sustainability. No 13. Т. 6686. DOI: https://doi.org/10.3390/su13126686
Holubchak K. (2019) The spiritual retreat centers - innovative approach in the field of religious tourism: architectural and urban planning aspects. AS. Vol. 5, No 2, pр. 164-173 DOI: https://doi.org/10.23939/as2019.02.164
Kettell S. (2019) Social Capital and Religion in the United Kingdom. Faith-Based Organizations and Social Welfare. London, Palgrave Macmillan, pp. 185-203. DOI: 10.1007/978-3-319-77297-4_8 Liro J., Soljan I., Bilska-Wodecka E. (2018) Spatial Changes of Pilgrimage Centers in Pilgrimage Studies - Review and Contribution to Future Research. International Journal of Religious Tourism and Pilgrimage. No 6, pp. 5-17. DOI: 10.21427/v92c-8113
Liro J. (2021) Visitors' motivations and behaviours at pilgrimage centres: push and pull perspectives. Journal of Heritage Tourism. No 16 (1), pp. 79-99. D0I:10.1080/1743873X.2020.1761820
Christian Retreats in Europe: Innovative Forms of Religious Tourism Destinations
O.A. Balabeikina *
Candidate of Science (Geographies), Associate Professor Saint-Petersburg State University of Economics. 21 Sadovaya Street, Petersburg, Russia, 199023.
* E-mail: [email protected] 0rcid.org/0000-0001-9520-8880
M. Nummela*
Archimandrite, Abbot of the Spaso-Preobrazhenskaya Valaam Monastery in Finland ("New Valaam") Valamon luostari, Valamontie 42, FI-79850 UUSI-VALAMO, Finland.
*E-mail: [email protected]
A.A. Yankovskaya*
Candidate of Science (Economics), Associate Professor Saint-Petersburg State University of Economics.
21 Sadovaya Street, St. Petersburg, Russia, 199023.
* E-mail: [email protected] 0rcid.org/0000-0002-2185-6196
Abstract. Structural changes in the interconnected social and economic spheres of the functioning of modern states respond with significant transformations in the activities of religious organizations, including recreational ones. The purpose of the study is to identify the characteristic features that determine the principle of work and service within Christian retreats. Attention of the authors is focused on individual examples of religious organizations in Finland and Sweden. The study is based on the methods of analysis and synthesis of information obtained, among other things, with the help of participant observation. It is proposed to introduce into scientific circulation the author's version of the definition of the concept of «Christian retreat». It is understood as an innovative form of recreational activity of religious organizations, focused on a wide
contingent of affiliation to religion (or its absence), with the provision of accommodation and stay for the purpose of recreation. The distinctive features of the Christian retreat, the rationale for the allocation of retreat centers and retreat points are presented (Christian multifunctional smart points are singled out as a separate category). The successful experience of organizing Christian retreats in Europe is of interest for further research due to the similarity of natural and climatic conditions with the conditions of the North-West of the Russian Federation and the presence of a corresponding demand. Keywords: Christian retreat, retreat point, tourist destination, recreational activities, religious themed routes, Sweden, Finland. DOI: 10.31857/S0201708322040131 EDN: gkwsyd
REFERENCES
Afanas'ev O.E., Afanas'eva A.V. (2019) Religioznyj turizm kak trend mirovoj i rossijskoj in-dustrii: konceptual'naja sushhnost' i modeli razvitija [Religious tourism as a trend in the global and Russian industry: conceptual essence and development models]. Sovremennye modeli servisa i turizma. Vol. 13. No 3, pp. 7-27. (in Russian).
Agafoshin M.M., Gorohov S.A., Zaharov I.A. (2021) Musul'manskaja immigracija v Shveciju kak faktor vozniknovenija parallel'nyh konfessional'nyh soobshhestv [Muslim immigration to Sweden as a factor in the emergence of parallel confessional communities]. Razvitie regionov v HHI veke. Materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. pod red. A.U. Ogo-eva. Vladikavkaz, pp. 143-146. (in Russian).
Aurel G., Dumitrache L., Giusca M. (2018) Assessment of the religious-tourism potential in Romania // Human Geographies. No 12 (2), pp. 225-237. D0I:10.5719/hgeo.2018.122.6
Balabejkina O.A., Jankovskaja A.A. (2021) Social'naja otvetstvennost' religioznyh organizacij (na primere Gosudarstvennoj hristianskoj cerkvi Anglii) [Social responsibility of religious organizations (on the example of the State Christian Church of England)]. Mirovaja jekonomika i mezhdu-narodnye otnoshenija. No 3. Vol. 65, pp. 130-138. DOI: 10.20542/0131-2227-202 (in Russian).
Bellia C., Scavone V., Ingrassia M. (2021) Food and Religion in Sicily - A New Green Tourist Destination by an Ancient Route from the Past. Sustainability. No 13. Vol. 6686. DOI: https://doi.org/10.3390/su13126686
Holubchak K. (2019) The spiritual retreat centers - innovative approach in the field of religious tourism: architectural and urban planning aspects. AS. Vol. 5. No 2, pp. 164-173. DOI: https://doi.org/10.23939/as2019.02.164
Jejdemiller K.Ju. (2018) Islamskaja diffuzija v stranah Severnoj Evropy: processy migracii i islamskoj revoljucii [Islamic diffusion in the countries of Northern Europe: the processes of migration and the Islamic revolution]. VestnikKomi respublikanskoj akademii gosudarstvennoj sluzhby i upravlenija. Teorija ipraktika upravlenija. No 20 (25), pp. 231-244. (in Russian).
Kettell S. (2019) Social Capital and Religion in the United Kingdom. Faith-Based Organizations and Social Welfare. London, Palgrave Macmillan, pp. 185-203. DOI: 10.1007/978-3-319-77297-4_8 Liro J. (2021) Visitors' motivations and behaviours at pilgrimage centres: push and pull perspectives. Journal of Heritage Tourism. No 16 (1), pp. 79-99. DOI:10.1080/1743873X.2020.1761820
Liro J., Soljan I., Bilska-Wodecka E. (2018) Spatial Changes of Pilgrimage Centers in Pilgrimage Studies - Review and Contribution to Future Research. International Journal of Religious Tourism and Pilgrimage. No 6, pp. 5-17. DOI: 10.21427/v92c-8113
Penner R.V. (2018) Retrity v filosofskoj praktike: proshloe, nastojashhee, budushhee [Retreats in philosophical practice: past, present, future]. Socium i vlast'. No 3 (71), pp. 86-90. (in Russian).