Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ТУРИСТСКИХ ДЕСТИНАЦИЙ: ХРИСТИАНСКИЕ РЕТРИТЫ (НА ПРИМЕРЕ РАЙДЛ-ХОЛЛА, АНГЛИЯ)'

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ТУРИСТСКИХ ДЕСТИНАЦИЙ: ХРИСТИАНСКИЕ РЕТРИТЫ (НА ПРИМЕРЕ РАЙДЛ-ХОЛЛА, АНГЛИЯ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
214
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ / РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ХРИСТИАНСКИЙ РЕТРИТ / РАЙДЛ-ХОЛЛ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Балабейкина О. А., Янковская А. А., Андреева Е. Г.

Представлено подробное описание христианского ретрита - туристкой дестинации инновационного типа. В качестве кейса выбран Райдл- Холл, расположенный в пределах Озерного края на севере Англии. Вводится уточнение содержания термина «христианский ретрит». Актуализируется значение экологической ответственности как одного из ключевых видов деятельности рассмотренной туристской дестинации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Балабейкина О. А., Янковская А. А., Андреева Е. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE FORMS OF TOURIST DESTINATIONS: CHRISTIAN RETREATS (ON THE EXAMPLE OF RYDAL HALL, ENGLAND)

This article provides a detailed description of the Christian retreat, which is an innovative type of tourist destination. Rydal Hall, which is located within the Lake District in the north of England, is chosen as an example. Clarification of the content of the term "Christian retreat" is introduced. The importance of environmental responsibility as one of the key activities of the considered tourist destination is actualized.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ТУРИСТСКИХ ДЕСТИНАЦИЙ: ХРИСТИАНСКИЕ РЕТРИТЫ (НА ПРИМЕРЕ РАЙДЛ-ХОЛЛА, АНГЛИЯ)»

Инновационные формы туристских дестинаций: христианские ретриты (на примере Райдл-Холла, Англия)_

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», г. Санкт-Петербург,

Российская Федерация

1 2 e-mail: olga8011@yandex.ru, aia777@yandex.ru,

3elizavetaharts@yandex. ru

Аннотация. Представлено подробное описание христианского ретрита -туристкой дестинации инновационного типа. В качестве кейса выбран Райдл-Холл, расположенный в пределах Озерного края на севере Англии. Вводится уточнение содержания термина «христианский ретрит». Актуализируется значение экологической ответственности как одного из ключевых видов деятельности рассмотренной туристской дестинации.

Ключевые слова: туристская дестинация, религиозная организация, христианский ретрит, Райдл-Холл, экологическая ответственность

Введение

Рекреационная сфера хозяйства является одной из тех, в которой общественные трансформации оборачиваются скорыми переменами, а также служат импульсом для развития новых тенденций. Это особенно проявилось в условиях пандемии COVID-19, заставившей предприятия туристской отрасли в существенной мере переориентироваться в сторону удовлетворения спроса внутреннего потребителя [2]. Реакция на социальные, политические и экономические изменения пролеживается и на уровне отдельных подотраслей обозначенной сферы хозяйства в регионах и странах.

Детального рассмотрения в этом аспекте заслуживают дестинации туризма религиозной тематики. Сам этот вид путешествий прошел длительный путь развития от частично сохраняющегося в традиции древнего паломничества [8] до современных инновационных форм отдыха. Радикальные нововведения, если рассматривать пример зарубежной Европы, во многом обусловлены изменениями в массовом сознании и характере церковно-государственных отношений.

В пределах региона религиозные институты сохраняют свою значимость и проявления на уровне экономической, политической, социальной сфер [15; 16; 18]. Одновременно с этим европейское общество охватили процессы секуляризации. Они несут существенные изменения как в систему религиозно-государственных отношений, так и в функционирование религиозных организаций [19]. Последнее касается и той части их деятельности, которая связана с рекреационным хозяйством. Паломничество как таковое уже не пользуется высокой популярностью у населения, но сохраняется познавательных интерес к культовым объектам.

С целью сохранения прежнего и стимулирования нового спроса на посещение туристами дестинаций туризма религиозной направленности

УДК 334.021 О. А. Балабейкина1 А. А. Янковская Е. Г. Андреева

потребовалась разработка и внедрение инновационных проектов [13; 20]. В их перечне появились активные и пассивные формы отдыха.

Завоевав свой сегмент рынка [1; 10], дестинации религиозного туризма зарубежной Европы вынуждены вводить диверсификационные преобразования. Причем, последние коснулись их довольно остро. Результатом переориентации на интересы потребителя, территории в последние десятилетия стали инновационные территориально-организационные формы отдыха, базирующиеся на инфраструктуре монастырей, храмовых комплексов, просветительских центров. Таковые получили название ретритов (если использовать необходимое уточнение - христианских ретритов).

Актуальность обращения к опыту европейских религиозных организаций в обозначенной сфере обусловлена низкой степенью исследованности данного вопроса при сохраняющемся спросе на разнообразные услуги туризма религиозной тематики. А практическая значимость связана с тем, что на территории РФ наметились первые проекты христианских ретритов, на данный момент представленные в стадии разработки. Инициатива принадлежит Евангелическо-лютеранской церкви Карелии и касается в первую очередь территории храма в пос. Лумиваара. Вполне вероятно, что в обозримом будущем В РФ откроются и другие перспективы для внедерения территориально-организационных форм отдыха на базе инфраструктуры религиозных организаций. Особенно если учесть тот факт, что содержание и структура паломнических и экскурсионно-познавательных маршрутов расширяется, в них постоянно вовлекается все больший перечень дополнительных услуг, а спрос остается стабильным [3]. К тому же, ограничения, связанные с последствиями пандемии COVГО-19, лимитируют возможность зарубежных поездок с целью посещения христианских ретритов (Новый Валаам, Финляндия), завоевавших определенную популярность у отечественных туристов. Последнее обстоятельство может также послужить импульсом для создания такого рода дестинаций туризма в России.

Материалы и методы

В силу того, что сами христианские ретриты как территориально-организационные формы отдыха оформились недавно, научное осмысление вопросы, связанные непосредственно с их функционированием, получили только в узком перечне работ зарубежных авторов. В первую очередь, можно назвать труды К. Голубчак (К. Holubchak) [6; 14] и Ю. Лиро (Г. Liro) [17]. Как имеющие теоретико-методологическое значение для раскрытия обозначенной темы следует отметить также исследования, в которых религиозные организации рассматриваются в аспекте территориального планирования [7]. Их результаты могут быть существенными при детальном рассмотрении структуры конкретных ретритных площадей.

Стоит также упомянуть научные работы, в которых встречаются предметные упоминания и подробные описания дестинаций туризма религиозной тематики, расположенные в зарубежной Европе - Ново-Валамского Спасо-Преображенского монастыря (Финляндия), Райдл-Холла (Англия) и др. В названных исследованиях рассматривается хозяйственное значение аттрактивных центров туризма религиозной направленности, обозначаются составные

компоненты образуемых ими территорий [4; 5]. Т. е. можно констатировать, что в отечественной научной литературе редко, но встречаются описания туристских дестинаций, по всем признакам соответствующие христианским ретритам, хотя они не находят предметного обозначения качестве таковых.

Потребность в исследовании, содержание которого направлено на определение смыслового содержания понятия ретрита (и отдельно -христианского), обусловлена и тем, что в виду редкого обращения специалистов к рассмотрению этой инновационной для стран Европы и существующей только в проектах для российской действительности формы реализации рекреационной деятельности религиозными организациями, в научных статьях встречается очень вольное ее трактование [11].

Основные эмпирические данные для выявления специфики организации пространства и анализа рекреационной деятельности христианских ретритов содержатся на сайтах религиозных организаций, которым они принадлежат. Для обработки таковых применялись методы анализа и синтеза информации. Частично эмпирические данные были собраны в ходе посещения авторами статьи некоторых ретритных комплексов зарубежной Европы методом включенного наблюдения. При составлении авторского плана-схемы территории за основу были взяты результаты спутниковой фотосъемки местности, размещенные в открытом доступе.

Результаты и обсуждение

Ретритные центры отдыха более всего ассоциируется с культурой и традициями восточных религий. В российский обиход само это понятие вошло только в конце 1990-х гг., как заимствование, имеющее англоязычные корни. Изначально смысловое значение ретрита было связано с периодом, который по личной инициативе индивида проводится в виде духовных практик, принятых в религиозных традициях буддизма, гораздо реже - ислама и христианства и предполагает погружение в процесс самопознания в условиях уединения [12]. В восточных культах он касается только адептов религии [9].

Современные реалии повлекли некоторые коррективы в обозначенном выше смысловом значении ретритов. На сегодняшний день они позиционируются как инновационные формы отдыха, ориентированные на восстановление жизненных сил. Традиционно для этого предлагаются различные практики: религиозной аскезы, глубинной медитации, погружения в тишину и безмолвие. Ретритные комплексы располагаются в пределах территорий, удаленных от крупных поселений, рядом с естественными природными ландшафтами. Подразумевается, что их обязательный структурный компонент - здание или помещение культового назначения (храм, зал для совершения богослужений), где можно принять участие в религиозных практиках (обряды, таинства).

В контексте дестинаций туризма, расположенных на базе христианских религиозных организаций, определение ретрита было впервые предложено К. Голубчак. Названным специалистом предлагается поднимать под таковым «новый тип духовно-восстановительных центров, которые, кроме традиционных духовно-просветительских функций, несут еще и социо-культурное значение» [6].

Итак, в самом общем значении ретриты - это рекреационные центры, времяпрепровождение в которых посвящено уединению и духовным практикам. В

современных условиях они ориентированы на широкий круг посетителей и отдыхающих с размещением на различные по длительности сроки. Предполагается, что услуги ретритов востребованы не только адептами определенных религий.

В отдельную категорию можно выделить христианские ретриты, получившие распространение в странах зарубежной Европы. В этом значении подразумеваются инновационные территориально-организационные формы отдыха, базирующиеся на инфраструктуре религиозных организаций католической, протестантских и реже -православной Церквей.

Они возникли в результате переориентации паломнической деятельности на интересы потребителей услуг в сфере отдыха и туризма. Как правило, ретриты базируются на территориях храмовых комплексов и монастырей и предлагают широкий перечень услуг -просветительских, образовательных, культурно-досуговых и пр. Их характер ориентирован на духовные практики - посещение богослужений, участие в религиозных обрядах и т.д. (но последнее не позиционируется как обязательное условие пребывания).

К основным отличиям ретрита от храмового комплекса или монастыря относятся обеспечение его дестинации гостиничной и иной инфраструктурой с возможностью проживания на территории более суток на условиях оплаты с целью отдыха и туризма, а также ориентированность предоставляемых услуг на широкий круг потребителей.

Такого рода духовные рекреационные центры представлены на территории Европы и США и услуги их довольно высоко востребованы.

Одним из первых проектов создания полифункционального центра на базе церковного прихода в научной литературе упоминается реализованный в 1951 г. в г. Мэдисон (США) комплекс, состоящий из помещений для совершения богослужений, воскресной школы, банкетного зала [14]. Будучи одно из городских архитектурных доминант, он привлекал и внимание туристов, в результате чего был существенно расширен в 2008 г. Постепенно интеграция различных социальных функций в культовые сооружения получила широкое распространение в мировой практике.

Приведенный выше пример нельзя отнести к христианским ретритам в полном смысле этого значения, т. к. в перечне реализуемых на его базе услуг отсутствует размещение для ночлега. Но этот положительный опыт религиозного центра послужил импульсом для создания в Европе еще более функционально расширенных территорий на базе монастырей, храмов или часовен.

Среди самых ранних проектов (середина 1950-х гг.) этого рода следует обозначить католический Нотр-Дам-дю-О в Рошане (Франция). На данный момент вместе с выстроенным в 2011 г. монастырем св. Клары, его территория образует единый ретритный центр, имеющим высокую популярность у туристов.

Изначально Нотр-Дам-дю-О представлял собой комплекс, куда входили часовня, колокольня, помещения для проживания духовенства и паломников. В этом же здании предусмотрены помещения общежития, столовой, кухни и офисной комнаты для администрации. Так называемый «дом капелланов» и сейчас доступен для проживания, однако в нем всего 8 мест для свободного размещения. Территория Нотр-Дам-дю-О благодаря своему сакральному значению, стала привлекательна для многодневного отдыха с включением духовных практик у организованных групп лиц, далеких от христианства. Таковые используют его территорию в качестве места проведения своих мероприятий (йога, медитация и т. д.).

После проводимой реконструкции планируются расширить возможности предоставления ночлега путем строительства гостиницы. Так называемый «дом капелланов» и в настоящее время доступен для проживания, однако в нем всего 8 мест для свободного размещения.

Перечень услуг в Нотр-Дам-дю-О помимо традиционных экскурсий с аудиогидом или в сопровождении профессионального экскурсовода, организации питания и т. д., содержит интересное предложение, которое называется «корзинка для пикника». Посетителям, которые планируют длительную пешеходную прогулку по окрестностям, предоставляется возможность оплатить организацию приема пищи с меню на основе продуктов местного производства на одном из перевалочных пунктов маршрута. Услуга позиционируется в целях создания комфортных условий путешественникам, давая им возможность обойтись без лишнего груза, но в условиях заказа оговаривается бронирование не менее чем за 48 часов.

В проекте католического монастыря св. Клары потенциальные возможности многофункционального использования его территории были заложены изначально и многие здания, как составляющие его элементы, были ориентированы на удовлетворение интересов туристов и посетителей. Помимо храма и зданий, предназначенных для проживания монахинь, предусмотрено строение, где размещаются сувенирный магазин и зал для экспозиций. Имеются также библиотека, трапезная и зальное помещение, где могут проводиться различного рода мероприятия. Приведенный пример иллюстрирует тенденцию к расширению спектра услуг для привлечения туристов, а также ориентированность на удовлетворение интересов широкого контингента посетителей в туристских дестинациях, принадлежащих религиозным организациям.

Многолетнюю историю имеет и ретритный центр «Райдл-Холл», принадлежащий епархии Карлайл Государственной христианской Церкви Англии. Он находится в пределах церемониального графства Камберленд и одновременно -на территории второго по величине в Великобритании национального парка «Озерный край», который входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Основные компоненты планировочной структуры, на которых должен базироваться христианский ретрит, были выделены одним из немногих специалистов в данной области К. Голубчак [6]. Следует привести их с некоторыми уточнениями, прежде перехода к описанию территории непосредственно Райдл-Холла (рис. 1).

Функционирование христианского ретритного комплекса должны обеспечивать:

- - специально оборудованная входная зона, обеспечивающая проход и проезд на территорию. Для удобства посетителей в ней обязательно должен располагаться информационный пункт, и желательно - небольшое кафе, сувенирный магазин, мини-зона отдыха;

- - сакральное ядро - культовое сооружение (храм, часовня) или полифункциональное здание выделенным для богослужений помещением (домовая церковь, молитвенный зал). Это планировочная доминанта всей территории. При возможности она должна быть расположена на возвышенности;

Рис. 1. Схема христианского ретритного комплекса Райдл-Холл Составлено авторами

- - Функцию зрелищной зоны может выполнять площадь перед зданием, образующим сакральное ядро. Она предполагает наличие элементов для проведения концертных, праздничных и иных массовых мероприятий. Как вариант, возможна установка летней сцены, а также использование террасированных природных амфитеатров и т. д.

- - Экспозиционная зона христианского ретрита может являться составной частью зданий соответствующего назначения (музеи, выставочные залы) и/или быть выделенной для этой цели в площади открытой территории. В последнем случае предполагается монтирование временных павильонов или специальных щитов, обеспечивающим экспонатам защиту от воздействия атмосферных осадков. На практике также встречаются мини-

выставки фотографических работ, художественных картин, предметов прикладного искусства, оборудованные в помещениях входной зоны. Зачастую они содержательно отражают историю сакрального места, что стимулирует интерес для его посещения;

- - здания и сооружения хозяйственной зоны обеспечивают организацию быта, размещения и питания туристов и посетителей. Считается, что на нее отводится 8-10% от общей площади территории;

- - как правило, рядом с хозяйственной зоной расположена зона обслуживания (ресторан, общий душ, туалеты и т. д.), а также гостиницы, хостелы, коттеджи для размещения;

- - от хозяйственной зоны для обеспечения эстетического восприятия территории ретрита должны с помощью проектных решений отграничиваться прочие, особенно рекреационно-досуговая. Последняя предполагает обеспечение рекреантам разнообразные условия для активного и спокойного видов отдыха. В перечне элементов обустройства территории должны быть удовлетворяющие условиям обоих - как спортивные площадки, озерные купальни, эко-тропы, велосипедные дорожки, так и беседки, скамьи для чтения, павильоны для настольных игр, перголы и т. д. В некоторых случаях возможно оборудование зоны для барбекю.

- - целевое назначение христианского ретрита предполагает наличие природных или архитектурных компонентов, которым предлагается название зоны уединения и восстановления эмоциональных сил. В качестве таковых могут выступать садовые и парковые зоны, уединенные тропы, а также сооружения в структуре ретрита - террасы, эксплуатируемые зеленые кровли, оранжерии, зимние и медитационные сады (последние предполагают закрытое садовое пространство, образованное вокруг часовни или искусственного водоема.

На базе Райдл-Холла - бывшего замкового здания и прилегающей к нему территории площадью несколько более 30 акров (12,1 га) несколько десятилетий, работает христианский ретрит-центр, предлагающих широкий перечень туристско-рекреационных услуг, обеспечивающих активные и спокойные виды отдыха как организованным группам (в том числе, детским и молодежным), так и путешествующим в индивидуальном порядке или в семейном составе. Прямо декларируется, что его работа ориентирована на прием широкого по принадлежности к вероисповеданию контингента - практикующих христиан Церкви Англии, использующих ресурсы ретрита для проведения приходских мероприятий, до религиозно индифферентных лиц.

Райдл-Холл был целевым приобретением епархии Карлайл. Его переоборудование под туристский центр последовало сразу.

Сакральным ядром рассматриваемой территории является многофункциональное здание бывшего замка, в котором оборудована часовня с большим по вместимости молитвенным залом, а также ресторанный зал и основной номерной фонд гостиниц. Посещение часовни доступно в течение всего дня, в ней регулярно совершается богослужение с таинством Евхаристии по англиканской традиции. Декларируется, что как для организованных групп, так и для индивидуальных посетителей, нуждающихся в духовных практиках, по предварительной договоренности провести беседу на духовные темы или совершить

религиозные обряды согласно вероучительным традициям англиканства, может штатный священнослужитель Райдл-Холла.

Площадь, которую можно было бы наделить значением открытой зрелищной зоны, на территории рассматриваемого ретрита отсутствует. Но можно сказать, что ее функцию возможности организации зрелищных, концертных и иных мероприятий, выполняют помещения, оборудованные в древнем здании бывшего амбара. Конференц-зал носит имя Булли Барна - епископа, по инициативе которого в 1960-х гг. епархией Карлайл был приобретен Райдл-Холл. Вместимость составляет 100 человек, а наличие сцены, галереи для музыкантов делает его пригодным для съема в аренду с целью проведения праздников, балов и учебных семинаров. Экспозиционный зал наделяет Булли Барн еще одной функцией. Его цокольные помещения предлагаются для проведения выставок. Одна из таковых проводится постоянно и демонстрирует работы художницы по текстилю Дайан Станден. Авторству художницы принадлежат и экспонаты, размещенные вдоль скульптурной тропы. В Райдл-Холле предлагаются гибкие условия аренды Булли Барна с возможностью почасовой или посуточной оплаты, а также использования вариантов дополнительного обслуживания с обеспечением мероприятия напитками и закусками.

Рассматриваемый христианский ретритный комплекс характеризуется очень большим разнообразием предлагаемых условий для размещения. Т. е. зоны обслуживания по его территории распределены дисперсно. Помимо перечня гостиничных номеров главного корпуса, возможность остановиться с ночлегом предоставляется в коттеджах разной вместимости, хостеле, эко-капсулах и в условиях палаточного лагеря. Перечень услуг и уровень комфортабельности условий существенно варьируются.

Таблица 1

Условия ночлега в Райдл-Холле (главный корпус, 2021 г.)_

Вид номера Вместимость Условия проживания Стоимость/ сутки

Малый двухместный До 2 гостей Вид на лес или горы, отдельная ванная и санузел, двуспальная кровать, рабочее место, Wi-Fi От 90 фунтов

Семейный До 3 гостей Вид на лес и горы, двуспальная кровать, односпальная кровать, детская кровать по запросу, отдельная ванная, Wi-Fi От 108 фунтов

Одноместный 1 гость Вид на лес, сад или горы, собственная ванная, односпальная кровать, Wi-Fi, завтрак От 64 фунтов

Одноместный или 1 гость Вид на сад, односпальная или двуспальная кровать, От 108 фунтов

двухместный с видом на сад До 2 гостей общая ванная, банные принадлежности, завтрак, Wi-Fi От 145 фунтов

Двухместный с видом на сад и отдельной ванной До 2 гостей Вид на сад, 2 односпальные кровати, отдельная ванная, банные принадлежности, Wi-Fi От 102 фунтов

Твин До 2 гостей Вид на горы или лес, 2 односпальные кровати, детская кровать по запросу, собственная ванная, Wi-Fi От 97 фунтов

Твин с видом на сад До 2 гостей Вид на сад, 2 односпальные кровати, детская кровать по запросу, общая ванная, Wi-Fi От 109 фунтов

Улучшенный двухместный До 3 гостей Вид на сад, Кровать размера "super king-size" или две односпальные, детская или дополнительная кровать по запросу, собственная ванная, фен, кофеварка, Wi-Fi От 113 фунтов

Составлено авторами по [22]

Таблица 2

Условия ночлега в Райдл-Холле (коттеджи и хостелы, 2021 г.)_

Коттедж «Коуч-Хаус»

2-этажный каменный коттедж До 10 гостей Вид на долину, 4 спальни на первом этаже, 2 спальни на 2 этаже, диван-кровать, две гостиных, оборудованная кухня, собственный дворик, постельное белье, банные принадлежности, стиральная машина, сушка, парковка, возможность пребывания с животными за дополнительную плату Низкий сезон - 200 фунтов Высокий сезон - 400 фунтов

Коттедж «Конюшенный»

Одноэтажный каменный коттедж До 6 гостей Одна спальня с двуспальной кроватью и одна спальня с двумя односпальными кроватями, диван-кровать, гостиная с дровяной, Арендуется минимум на неделю Высокий сезон -1120 фунтов

оборудованная кухня. семейная ванная комната с душем над ванной, собственный дворик Средний сезон - 980 фунтов Низкий сезон - 840 фунтов

Ночлежка

Хостел До 29 гостей Общие комнаты с 4, 6, 9 или 10 кроватями, общая гостиная с камином, постельное белье, общая оборудованная кухня, ванная в комнате или на этаже От 335 фунтов Скидка церковным, благотворительным организациям 10%

Составлено авторами по [22]

Таблица 3

Условия ночлега в Райдл-Холле (экологичные варианты размещения, 2021 г.)

Эко-капсулы

Дом 2,4х2,7 м 2 взрослых и 1 ребенок Не обеспечены мебелью и электричеством, собственная веранда, место для барбекю, санузел и душ общие, возможно размещение с домашними животным за дополнительную плату 1 ночь - 49 фунтов 2 ночи - 43,5 фунтов 3 ночи - 38,5 фунтов

Дом 3,3х2,7 м 2 взрослых и 2 ребенка

Кемпинг

Палатки До 8 человек Максимальный размер палатки 7х7м, для больших палаток требуется два поля, семейные группы до четырех взрослых и до четырех детей без предварительного согласования, требуется соблюдать режим тишины, не допускаются большие группы. Возможно размещение с домашними животным за дополнительную Взрослым от 14 фунтов Дети 3-16 лет от 7 фунтов Дети до 3-х лет бесплатно

Составлено авторами по [22]

Следует подробно остановиться на некоторых формах размещения на ночлег и многодневный отдых, предлагаемых Райдл-Холлом, ввиду нестандартности их вариантов, заслуживающих пристального внимания. Таковыми являются кемпинг и эко-капсулы. В первом случае размещение допускается в собственных палатках, для установки которых отведена специальная территория. Получается, что условия близки к походным, т. к. электричеством кемпинговая зона не обеспечивается. Обозначенный вариант позиционируется как идеально соответствующий условиям спокойного отдыха наедине с природой. Это справедливо и по отношению к эко-капсулам, небольшим деревянным домикам вместимостью на 1-4 человек, выполненных из древесного сырья. Электричество здесь также не предоставляется, но, как и в кемпинге, есть возможность пользоваться общими душевыми кабинами и санузлами. Обозначенные типы размещения туристов характеризуются высокой

экологичностью. Их популярность высока и за счет стоимости, которая в несколько раз ниже, чем гостиничные номера замкового корпуса, а также благодаря упрощенной процедуре заселения, не требующей предварительного бронирования.

Христианский ретрит Райдл-Холл ориентирован на разный по уровню платежеспособности контингент и пользуется спросом у туристов, прибывающих туда с самыми разными целями. Наиболее популярные из них - проведение приходских мероприятий, пленэр для художников, семейный отдых, йога-практики и медитации. Фиксируется факт пребывания в Райдл-Холле группы православных любителей иконописи с целью отдыха и проведения мастер-классов с обменом опытом.

В случае если туристы прибывают для размещения в количестве от 6 чел., то они рассматриваются как организованная группа. Как правило, категория рекреантов, использующая базу Райдл-Холла для приобретающих все большую популярность ретрит-туров, программа которых предусматривает практики самопознания, медитаций, творческих мастер-классов и. т. д. под руководством лидера, предпочитают полный пансион с трехразовым питанием. Для обеспечения комфортных условий при запланированных длительных прогулках, в перечне услуг Райдл-Холла участникам организованных групп предлагается упакованный ланч -альтернатива обеда из двух блюд.

На территории рассматриваемого ретрита зоны, предназначенные для уединения и восстановления эмоциональных сил, отличаются разнообразием и эстетическими качествами. Основная причина тому - расположение Райдл-Холла в условиях ландшафтов Озерного края на территории поместья, принадлежащего роду баронетов Ле Флеминг, которая осваивалась с 1600 г. и сохранила исторические элементы планировочной структуры. Сады и парки территории открыты и доступны для ежедневного посещения всем желающим, а не только тем, кто нашел в нем размещение с ночлегом.

В первую очередь речь идет о регулярных садах перед главным корпусом, спроектированных в начале ХХ в. знаменитым ландшафтным архитектором Томасом Моусоном. По периметру расположены беседки для чтения, увитые розами.

Ретрит со всех сторон окружен лесом, на территории которого оборудованы прогулочные маршруты. Есть и иные объекты антропогенного вмешательства. Один из самых уникальных - смотровой дом «Грот», выстроенный в 1668 г., пребывание в котором позволяет длительно наблюдать с наиболее живописного ракурса за водопадом Райдалл.

В направлениях деятельности ретрита декларируется приоритет экологической политики, меры которой ориентированы на сокращение последствий негативного воздействия на окружающую среду в процессе функционирования организации.

Райдл-Холл активно участвует в национальном проекте по сохранению популяции евразийской красной белки, т. к. животное обитает в прилегающих к нему лесах. Предпринимаются и целенаправленные попытки уберечь от утраты насаждения сладкого каштана - растения, которое произрастает на территории Англии только в пределах ретрита.

В планировочной структуре широко используются природно-антропогенные элементы - искусственные водоемы, огород, где выращиваются эко-продукты.

Выводы

Примеры, аналогичные Райдл-Холлу, свидетельствуют о том, что религиозные организации стремятся повысить аттрактивность своих дестинаций, делая привлекательным их посещение для широкого контингента. Такая политика с их стороны в экономическом плане ориентирована на привлечение средств от посещений объектов религиозного культа туристскими группами и путешествующими в индивидуальном порядке. А внедрение новых территориально-организационных форм религиозного туризма - попытка ответить на предъявление спроса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Есть основания полагать, что христианские ретриты, предлагающие режим отдыха, размещения и проведения свободного времени в условиях соблюдения режима тишины, возможности уединения, участия в духовных практиках будут пользоваться все большей популярностью при учете ускорения темпа жизни, обилия стрессовых факторов и, как следствие, снижение ее качества. Рассмотренный тип туристской дестинации при грамотной организации формирует обстановку для эффективного восстановления физических и душевных сил в формате индивидуального, группового и семейного отдыха.

Литература

1. Афанасьев О. Е., Афанасьева А. В. Религиозный туризм как тренд мировой и российской индустрии: концептуальная сущность и модели развития // Современные модели сервиса и туризма. 2019. Т. 13. № 3. 6С. 7-27.

2. Афанасьев О. Е., Афанасьева А. В. Инновационные тренды в контексте глобальных угроз пандемии COVГО-19: механизмы для туристской отрасли России // Современные проблемы сервиса и туризма. 2020. № 4. С. 7-26.

3. Балабейкина О. А., Гаврилова К. С., Кузнецова Ю. А. Религиозный туризм как составляющая брендинга Архангельской области // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2021. № 3(73). С. 118-128. Б01 10.37614/2220-802Х.3.2021.73.008.

4. Балабейкина О. А., Ельцова А. С. Некоторые аспекты социальной и экономической деятельности религиозных организаций на примере стран зарубежной Европы // Региональная экономика и развитие территорий. Сборник научных статей. СПб : ГУАП, 2019. С. 164-166.

5. Балабейкина О. А. Объекты материальной культуры православия как составляющие туристского брендинга восточной Финляндии // Брендинг как коммуникационная технология XXI века: материалы VII Международной научно-практической конференции 1-2 марта 2021 года . Спб : Изд-во Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 2021. С. 159163.

6. Голубчак К. Т. Особливосп функцюнально-планувально'1 оргашзацп та ландшафтного благоустрою територш духовно-реколекцшних центрiв УГКЦ // Вюник Нацюнального ушверситету "Львiвська полггехшка". Арх^ектура. 2018. № 893. С. 44-52.

7. Киль Ю. Э. Религиозное использование земельных участков // Вопросы российской юстиции. 2019. № 2. С. 385-393.

8. Комиссарова Т. С., Эйдеймиллер К. Ю. Паломничество на Святую землю: история, перспективы, безопасность // Сервису и туризму — инновационное развитие: материалы VIII Международной научно-практической конференции. СПб: Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, 2016. С. 117-124.

9. Леонтьева Е. В. Практика медитационных ретритов в традиции кагью. Краткий обзор // Буддизм Ваджраяны в России: На перекрестке культур: материалы V Международной научно-практической конференции «Буддизм Ваджраяны в России: На перекрестке культур». М: Алмазный путь, 2016. С. 80-86.

10. Лустина Т. Н., Панова А. Г., Бокарева Е. В., Смирнова Е. Г., Кезикова Т. С., Бахвалова О. А. Развитие религиозного туризма (на примере Ленинградской области) // Сервис plus. 2021. Т. 15. № 1. С. 10-17.

11. Оленев Н. Э., Решетникова А. В. Создание ретрит-отеля // Мягкие измерения и вычисления. 2020. Т. 35. № 10. С. 46-56.

12. Пеннер Р. В. Ретриты в философской практике: прошлое, настоящее, будущее // Социум и власть. 2018. Т. 71. №3. С. 86-90.

13. Harris M. B. The Physiological Effects of Walking Pilgrimage // International Journal of Religious Tourism and Pilgrimage. 2019. Vol. 7, Iss. 1, Article 9. P. 8589. DOI: 10.21427/D7VC7D

14. Holubchak K. The spiritual retreat centers - innovative approach in the field of religious tourism: architectural and urban planning aspects // Architectural Studies -Арх^ектурш дослщження / Lviv Polytechnic National University. Lviv: Lviv Politechnic Publishing House. 2019. Vol. 5. №2. Р. 164-173.

15. Karam A. The Role of Religious Actors in Implementing the UN's Sustainable Development Goals / A. Karam // The ecumenical review. 2016. Vol. 68. № 4. P. 365-377.

16. Kettell S. Social Capital and Religion in the United Kingdom. Faith-Based Organizations and Social Welfare. Palgrave Studies in Religion, Politics, and Policy. Manuel P., Glatzer M., eds. London, Palgrave Macmillan, 2019, P. 185-203. D0I:10.1007/978-3 -319-77297-4_8

17. Liro J., Soljan I., Bilska-Wodecka E. Spatial Changes of Pilgrimage Centers in Pilgrimage Studies — Review and Contribution to Future Research // International Journal of Religious Tourism and Pilgrimage. 2018. 6. Pp.5-17. DOI: 10.21427/v92c-8113.

18. Manuel P.Ch., Glatzer M. Faith-Based Organizations and Social Welfare: Associational Life and Religion in Contemporary Western Europe // London: Palgrave Macmillan. 2019. P. 232.

19. Martins A. M. Monastic Buildings: A Review About New Uses on Former Monasteries. The Portuguese Cistercian Case // IOP Publishing. 2019. № 471. P.1-10.

20. Nilsson M., Tesfahuney M. The post-secular tourist: Re-thinking pilgrimage tourism // Tourist Studies. 2017. № 18 (2). P. 1-18. DOI: 10.1177/1468797617723467

21. Проект ретритного центра на базе ЕЛЦ Карелии // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/id/5de67c37ecfb8000b14be1cb/koncepciia-vosstanovleniia-liuteranskih-cerkvei-i-razvitiia-religioznogo-turizm.

22. Chapel-Retreat in France // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youthofgoldenage.de/en/chapel-retreat-in-france/.

Innovative forms of tourist destinations: Christian retreats (on the example of Rydal Hall, England)_

St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg,

Russian Federation

1 2 e-mail: olga8011@yandex.ru, aia777@yandex.ru,

3elizavetaharts@yandex. ru

Abstract. This article provides a detailed description of the Christian retreat, which is an innovative type of tourist destination. Rydal Hall, which is located within the Lake District in the north of England, is chosen as an example. Clarification of the content of the term "Christian retreat" is introduced. The importance of environmental responsibility as one of the key activities of the considered tourist destination is actualized.

Keywords: tourist destination, religious organization, Christian retreat, Rydal Hall, environmental responsibility

References

1. Afanas'ev O. E., Afanas'eva A. V. Religioznyj turizm kak trend mirovoj i rossijskoj industrii: konceptual'naya sushchnost' i modeli razvitiya // Sovremennye modeli servisa i turizma. 2019. T. 13. № 3. 6S. 7-27. (in Russian)

2. Afanas'ev O. E., Afanas'eva A. V. Innovacionnye trendy v kontekste global'nyh ugroz pandemii COVID-19: mekhanizmy dlya turistskoj otrasli Rossii // Sovremennye problemy servisa i turizma. 2020. № 4. S. 7-26. (in Russian)

3. Balabejkina O. A., Gavrilova K. S., Kuznecova YU. A. Religioznyj turizm kak sostavlyayushchaya brendinga Arhangel'skoj oblasti // Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka. 2021. № 3(73). S. 118-128. DOI 10.37614/2220-802X.3.2021.73.008. (in Russian)

4. Balabejkina O. A., El'cova A. S. Nekotorye aspekty social'noj i ekonomicheskoj deyatel'nosti religioznyh organizacij na primere stran zarubezhnoj Evropy // Regional'naya ekonomika i razvitie territorij. Sbornik nauchnyh statej. SPb : GUAP, 2019. S. 164-166. (in Russian)

5. Balabejkina O. A. Ob"ekty material'noj kul'tury pravoslaviya kak sostavlyayushchie turistskogo brendinga vostochnoj Finlyandii // Brending kak kommunikacionnaya tekhnologiya XXI veka: materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 1-2 marta 2021 goda . Spb : Izd-vo Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta, 2021. S. 159-163. (in Russian)

6. Golubchak K. T. Osoblivosti funkcional'no-planuval'noi organizacii ta landshaftnogo blagoustroyu teritorij duhovno-rekolekcijnih centriv UGKC // Visnik Nacional'nogo universitetu "L'vivs'ka politekhnika". Arhitektura. 2018. № 893. S. 44-52. (in Russian)

О. Balabejkina1, А. Yankovskaya2, Е. Andreeva

7. Kil' YU. E. Religioznoe ispol'zovanie zemel'nyh uchastkov // Voprosy rossijskoj yusticii. 2019. № 2. S. 385-393. (in Russian)

8. Komissarova T. S., Ejdejmiller K. YU. Palomnichestvo na Svyatuyu zemlyu: istoriya, perspektivy, bezopasnost' // Servisu i turizmu — innovacionnoe razvitie: materialy VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. SPb: Leningradskij gosudarstvennyj universitet im. A. S. Pushkina, 2016. S. 117-124. (in Russian)

9. Leont'eva E. V. Praktika meditacionnyh retritov v tradicii kag'yu. Kratkij obzor // Buddizm Vadzhrayany v Rossii: Na perekrestke kul'tur: materialy V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Buddizm Vadzhrayany v Rossii: Na perekrestke kul'tur». M: Almaznyj put', 2016. S. 80-86. (in Russian)

10. Lustina T. N., Panova A. G., Bokareva E. V., Smirnova E. G., Kezikova T. S., Bahvalova O. A. Razvitie religioznogo turizma (na primere Leningradskoj oblasti) // Servis plus. 2021. T. 15. № 1. S. 10-17. (in Russian)

11. Olenev N. E., Reshetnikova A. V. Sozdanie retrit-otelya // Myagkie izmereniya i vychisleniya. 2020. T. 35. № 10. S. 46-56. (in Russian)

12. Penner R. V. Retrity v filosofskoj praktike: proshloe, nastoyashchee, budushchee // Socium i vlast'. 2018. T. 71. №3. S. 86-90. (in Russian)

13. Harris M. B. The Physiological Effects of Walking Pilgrimage // International Journal of Religious Tourism and Pilgrimage. 2019. Vol. 7, Iss. 1, Article 9. P. 8589. DOI: 10.21427/D7VC7D. (in English)

14. Holubchak K. The spiritual retreat centers - innovative approach in the field of religious tourism: architectural and urban planning aspects // Architectural Studies -Arhitekturni doslidzhennya / Lviv Polytechnic National University. Lviv: Lviv Politechnic Publishing House. 2019. Vol. 5. №2. R. 164-173. (in Russian)

15. Karam A. The Role of Religious Actors in Implementing the UN's Sustainable Development Goals / A. Karam // The ecumenical review. 2016. Vol. 68. № 4. P. 365-377. (in English)

16. Kettell S. Social Capital and Religion in the United Kingdom. Faith-Based Organizations and Social Welfare. Palgrave Studies in Religion, Politics, and Policy. Manuel P., Glatzer M., eds. London, Palgrave Macmillan, 2019, P. 185-203. DOI:10.1007/978-3-319-77297-4_8. (in English)

17. Liro J., Soljan I., Bilska-Wodecka E. Spatial Changes of Pilgrimage Centers in Pilgrimage Studies — Review and Contribution to Future Research // International Journal of Religious Tourism and Pilgrimage. 2018. 6. Pp.5-17. DOI: 10.21427/v92c-8113. (in English)

18. Manuel P.Ch., Glatzer M. Faith-Based Organizations and Social Welfare: Associational Life and Religion in Contemporary Western Europe // London: Palgrave Macmillan. 2019. P. 232. (in English)

19. Martins A. M. Monastic Buildings: A Review About New Uses on Former Monasteries. The Portuguese Cistercian Case // IOP Publishing. 2019. № 471. P.1-10. (in English)

20. Nilsson M., Tesfahuney M. The post-secular tourist: Re-thinking pilgrimage tourism // Tourist Studies. 2017. № 18 (2). P. 1-18. DOI: 10.1177/1468797617723467

21. Proekt retritnogo centra na baze ELC Karelii // URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5de67c37ecfb8000b14be1cb/koncepciia-vosstanovleniia-liuteranskih-cerkvei-i-razvitiia-religioznogo-turizm. (in Russian)

22. Chapel-Retreat in France // URL: https://www.youthofgoldenage.de/en/chapel-retreat-in-france/.(in English)

Поступила в редакцию 18.12.2021г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.