Научная статья на тему 'Христианская архитектура IV-VI вв. В североафриканских городах области Бизацен (Byzacena)'

Христианская архитектура IV-VI вв. В североафриканских городах области Бизацен (Byzacena) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
315
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНАЯ АФРИКА / БИЗАЦЕН / МУЧЕНИК / ГРОБНИЦА / БАЗИЛИКА / АПСИДА / АЛТАРЬ / СБЕЙТЛА / ПРЕТРЕ СЕРВУС / БЕЛЛАТОР / ВИТАЛИС / МАКТАР / ХАЙДРА / ДЮВАЛЬ / NORTH AFRICA / BYZACENA / MARTYR / TOMB / BASILICA / APSE / ALTAR / SBEITLA / PRETRE SERVUS / BELLATOR / VITALIS / MAKTAR / HAIDRA / DUVAL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Урбанович Юрий Язепович

Североафриканская история свидетельствует, что в области Бизацен всегда сохранялись сильное культурное влияние коренного населения и относительная экономическая независимость от столичной Карфагенской (римской, вандальской, византийской) власти. В церковном отношении это способствовало развитию в провинции в IV-V вв. своего взгляда на христианскую миссию (движение донатистов) и традицию, опиравшуюся на обычаи местного населения. В провинцию Бизацен входили города, представляющие сегодня несомненный интерес для христианской истории и археологии: Сбейтла шесть церквей, Хайдра пять церквей, Телепта восемь церквей, Мактар три церкви, Юнка две церкви. Именно здесь археологи с большей или меньшей степенью достоверности выявляют православное (латинское), донатистское, арианское и православное (византийское) направления церковной архитектуры. Храмы области Бизацен не поражают своей величиной и монументальностью, как храмы Карфагена, но они чрезвычайно важны для церковной истории, так как являются свидетелями становления раннехристианской архитектуры в IV-V вв. Многие церкви этого региона сохранили свою первозданную конструкцию и сегодня могут быть предметом самого пристального изучения археологов и историков. В статье особо уделяется внимание базиликам Сбейтлы (Pretre Servus, Bellator, Vitalis), Мактара (Schola Juvenum) и Хайдры (Melleus), как отражающим все характерные черты североафриканской архитектуры. В городах провинции Бизацен, как и в Карфагене, сложно определить хронологические рамки и принадлежность храмов какой-либо христианской общине, так как многие из них могли являться последовательно каноническими (православными в латинской традиции), донатистскими, вандальскими и вновь каноническими (православными в византийской традиции). Внешние отличия православных церквей от донатистских немногочисленны. Заметными представляются изменения в архитектуре, возникающие в период арианского порабощение и в результате победы византийцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHRISTIAN ARCHITECTURE OF 4TH-6TH CENTURIES OF NORTH AFRICAN CITIES OF BYZACENA REGION

North African history shows that Byzacena region has always had a strong cultural influence of the indigenous population, the Berbers, alongside relative economic independence from the metropolitan power Carthaginian, Roman, Vandal, Byzantine. In ecclesiastic terms, this situation in the region of the 4th-5th centuries contributed to the development of a specific view on the Christian mission (the Donatist movement) and supported traditions based on customs of the local population. Byzacena region included cities which today are of great interest to Christian history and archaeology, namely Sbeitla (six churches), Haidra (five churches), Telepta (eight churches), Maktar (three churches), Junca (two churches). It is just here that archaeologists with a greater or lesser degree of certainty identify Latin Orthodox, Donatist, Arian, and Byzantine Orthodox trends in Church architecture. Unlike churches of Carthage, those of Byzacena do not impress the observer with their size and magnificence, but they are extremely important in terms of Church history, as they witnessed the development of early Christian architecture in the 4th-5th centuries. Many churches of this region have preserved their initial design, and nowadays can serve as a subject of in-depth studies for archaeologists and historians. The paper pays particular attention to basilicas in Sbeitla (Pretre Servus, Bellator, Vitalis), Maktar (Schola Juvenum), and Haidra (Melleus). They reflect all the characteristic features of North African architecture. In cities of Byzacena region, like in Carthage, it is difficult to determine the chronological framework and the affiliation of churches to a specific Christian denomination, which is due to the fact that many of them could successively be canonical, i.e. Orthodox in the Latin tradition, Donatist, Vandal, and again canonical, i.e. Orthodox in the Byzantine tradition. There is very little evidence for distinguishing between Orthodox and Donatist churches. In architectural terms, the subsequent Arian enslavement as well as the victory of Byzantines is reflected more clearly. All this has made its impact on the Christian architecture of the region.

Текст научной работы на тему «Христианская архитектура IV-VI вв. В североафриканских городах области Бизацен (Byzacena)»

Вестник ПСТГУ.

Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства.

Урбанович Юрий Язепович, протоиерей, канд. богословия, препод. Смоленской православной духовной семинарии 214000, Россия, г. Смоленск, ул. Тимирязева, д. 5 urbanus-m@yandex.ru

2017. Вып. 25. С. 11-31

Христианская архитектура IV—VI вв.

В СЕВЕРОАФРИКАНСКИХ ГОРОДАХ ОБЛАСТИ БИЗАЦЕН

(Byzacena)

Ю. Я. Урбанович

Североафриканская история свидетельствует, что в области Бизацен всегда сохранялись сильное культурное влияние коренного населения и относительная экономическая независимость от столичной Карфагенской (римской, вандальской, византийской) власти. В церковном отношении это способствовало развитию в провинции в IV—V вв. своего взгляда на христианскую миссию (движение донатистов) и традицию, опиравшуюся на обычаи местного населения. В провинцию Бизацен входили города, представляющие сегодня несомненный интерес для христианской истории и археологии: Сбейтла — шесть церквей, Хайдра — пять церквей, Телепта — восемь церквей, Мактар — три церкви, Юнка — две церкви. Именно здесь археологи с большей или меньшей степенью достоверности выявляют православное (латинское), донатистское, арианское и православное (византийское) направления церковной архитектуры. Храмы области Бизацен не поражают своей величиной и монументальностью, как храмы Карфагена, но они чрезвычайно важны для церковной истории, так как являются свидетелями становления раннехристианской архитектуры в IV—V вв. Многие церкви этого региона сохранили свою первозданную конструкцию и сегодня могут быть предметом самого пристального изучения археологов и историков. В статье особо уделяется внимание базиликам Сбейтлы (Pretre Servus, Bellator, Vitalis), Мактара (Schola Juvenum) и Хайдры (Melleus), как отражающим все характерные черты североафриканской архитектуры. В городах провинции Бизацен, как и в Карфагене, сложно определить хронологические рамки и принадлежность храмов какой-либо христианской общине, так как многие из них могли являться последовательно каноническими (православными в латинской традиции), донатистскими, вандальскими и вновь каноническими (православными в византийской традиции). Внешние отличия православных церквей от донатистских немногочисленны. Заметными представляются изменения в архитектуре, возникающие в период арианского порабощение и в результате победы византийцев.

Бизацен — административная и историко-культурная область Северной Африки, географически соответствующая южной половине современного Туниса. Столицей области был город Гадрумет (Хадрумет), который после арабского завоевания в конце VII в. был разрушен, а затем отстроен заново под названием Сусс. Североафриканская история свидетельствует, что при всех попытках столичной Карфагенской (римской, вандальской, византийской) власти к унификации и

единоначалию во всех сферах жизни в области Бизацен сохранялось сильное культурное влияние автохтонного населения (берберы) и экономическая независимость порта Гадрумет. Бизацен, как следствие, даже не являясь административно выделенной провинцией или областью, стремился проводить достаточно самостоятельную политику. До реформ императора Диоклетиана (284—305) в Африканский диоцез (Diócesis Africae) входили четыре провинции: Проконсульская Африка (Africae proconsularis), Мавретания Цезарейская (Mauretania Caesariensis), Нумидия (Numidia) и Триполитания (Tripolitania). Экономический кризис, начавшийся в Римской империи в конце III в., вынудил Диоклетиана провести территориально-административные реформы в управлении провинциями. Из обширной Проконсульской Африки были выделены провинция Зевгитана (Zeugitana) со столицей в Карфагене и Бизацен (Byzacena) со столицей в Гадрумете. Эта даже относительная независимость от Карфагена и центральной власти в IV—V вв. способствовала развитию в провинции своего взгляда на христианскую миссию (движение донатистов) и традицию, опиравшуюся на обычаи местного населения1. Например, на Карфагенском соборе 411 г. официально были представлены два епископа города Суфетула — православный епископ Юкунд и донатистский Тациан2.

При вандалах Гадрумет в 430 г. потерял независимость и снова был подчинен Карфагену как главному городу Вандальского королевства. Вандалы-ариане сдерживали развитие Гадрумета и всей области Бизацен, чувствуя, видимо, постоянное скрытое противостояние берберского донатистского и латинского православного населения. Город платил непосильные налоги и содержал большой вандальский гарнизон. Все это создавало в Гадрумете напряженную обстановку и с началом вторжения византийцев побудило жителей провинции встать на их сторону. В 533 г. византийский полководец Велизарий высадился с армией в районе Гадрумета и практически без сопротивления завоевал все побережье и города провинции. Карфаген был завоеван лишь через год. После захвата византийцами всей Римской Африки Карфаген снова стал ее столицей, и вновь возник конфликт между Карфагеном и Гадруметом за сферы политического и культурного влияния. Этот спор решился в Константинополе, где Гадрумету была предоставлена автономия управления, и область Бизацен на 150 лет стала самостоятельной частью Африканского экзархата Византийской империи3.

В провинцию Бизацен входили города, представляющие сегодня несомненный интерес для христианской истории и археологии. Поскольку область постоянно и при любой власти стремилась к административной и культурной независимости, все завоеватели и правители учитывали этот фактор в своих целях. При многочисленных военных катаклизмах в Северной Африке города области Бизацен не разрушались, но включались в военно-политический замысел новых

1 См.: Урбанович Г., прот. Особенности становления североафриканской раннехристианской архитектуры (IV—V вв.) в связи с традицией поминания и почитания мучеников // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. № 3 (19). С. 7—27.

2 См.: Burns J. Patout, Jensen Robin. M. Christianity in Roman Africa. Cambridge, 2014. Р. 148.

3 См.: Апродов В. А. По следам античных культур древней Бизацены. URL: http://www. mtu-net.ru/ariad-in/History/Bizacene.htm (дата обращения: 02.12.2016).

победителей вплоть до арабского завоевания в 698 г. Главный город Северной Африки — Карфаген — не только многократно разрушался, но и перестраивался в согласии с очередной культурно-религиозной традицией. Это особенно заметно по сохранившимся руинам христианских храмов столицы, которые в основных направлениях наследуют уже сформировавшийся византийский стиль Юстиниановского периода4. Города провинции Бизацен демонстрируют не только многочисленные руины христианских храмов (Сбейтла — шесть церквей, Хайдра — пять церквей, Телепта — восемь церквей, Мактар — три церкви, Юнка — две церкви), но и все отличительные особенности и этапы развития и становления североафриканского христианского зодчества с IV по VII в. Именно здесь археологи с большей или меньшей степенью достоверности выявляют православное (латинское), донатистское, арианское и православное (византийское) направления церковной архитектуры.

Сбейтла (Суфетула)

Одним из наиболее интересных раннехристианских объектов области Биза-цен является археологический парк в городе Сбейтла (Суфетула), где находятся руины по меньшей мере шести базилик и часовен. Здесь во 2-й пол. XX в. французскими учеными производились масштабные археологические раскопки, в результате этих научных изысканий составлены подробные описания объектов5.

Донатистская базилика «III» Pretre Servus

Три значительные по размерам базилики Сбейтлы, датированные значительным периодом IV—VI вв., находятся недалеко от форума, то есть в центре четко спланированного римского города. Это и практически, и теоретически исключает возможность постройки нового здания (христианского храма), здесь можно говорить только об использовании неких построек дохристианского происхождения. Одним из бесспорных примеров обращения языческого храма в христианский является храм Меркурия, ставший епископальной (предположительно, донатистской) базиликой, размерами 37 х 30 м (ил. 1).

Внутренняя структура языческого храма претерпела серьезные изменения: в целле был устроен баптистерий, помещения рядом с целлой были приспособлены, скорее всего, для совершения каких-то литургических действий (помазание елеем?), связанных с таинством Крещения; основное пространство храма было перестроено в трехнефную (пятинефную?) базилику размерами 20 х 15 м. Апсида с син-троном, наполненная по североафриканской традиции гробницами почитаемых христиан и ориентированная на запад, была устроена в древней экседре (полукруглой нише с расположенными вдоль стены сиденьями и часто статуей божества).

Престол и алтарное пространство, огороженное невысокими панелями, находились практически в центре этого епископского комплекса (ил. 2).

4 См.: Урбанович Г., прот. Христианская архитектура Северной Африки (IV—VI вв.). Карфаген // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. № 2 (22).С. 7-25.

5 См.: DuvalN. Études d'architecture chrétienne nord-africaine // Mélanges de l'Ecole française de Rome. 1972. Vol. 84. No. 2. P. 1137.

Ил. 1. Руины донатистской базилики «III» Pretre Servus (Сбейтла)

к

Ил. 2. Внутренняя структура донатистской базилики «III» Pretre Servus (Сбейтла)6

6 См.: DuvalN., Baratte F. Les ruines de Sufetula Sbeitla. Tunis, 1973. P. 76.

14

По всему периметру христианская базилика была окружена колоннадой, являвшейся, скорее всего, частью древнего храма. Археологические исследования свидетельствуют, что эта церковь претерпела в ходе христианской истории совершенно незначительные изменения, что косвенно можно объяснить принадлежностью ее консервативной донатистской структуре7.

Каноническая кафедральная базилика «I» Bellator

Другая церковь Сбейтлы (Bellator), которую считают канонической и перво-кафедральной (32 х 12 м), была, возможно, обращена в христианский храм из гражданской базилики в IV в. Изначальная ориентация апсиды — на юг, престол и алтарное пространство с колоннами и киворием находились в центре базилики, в западной части неизвестное перистильное помещение было трансформировано в баптистерий (позднее в мартириум) (ил. 3).

Ил. 3. Руины канонической кафедральной базилики «I» Bellator (Сбейтла)

Эта базилика в ходе 300-летней истории христианского храмостроитель-ства претерпела четыре фазы переустройства и изменения внутреннего пространства. Первая фаза — пресбитериум в южной стороне находился на месте дохристианской апсиды, престол с небольшим ограждением — в центре храма. Вторая фаза — появляется симметричная апсида с северной стороны, огороженное алтарное пространство увеличивается в размерах, занимая большую часть центрального нефа, пресбитериум остается на южной стороне. Третья фаза, связанная, скорее всего, с началом византийского периода, — пресбитериум перемещается в северную апсиду, в южной же появляются гробницы. Алтарное пространство с престолом смещается на 10 м к северной апсиде и смыкается с ней, большая часть центрального нефа освобождается для прихожан. Четвертая фаза — алтарное пространство и престол еще далее перемещаются к северной

7 См.: Duval, Baratte. Les ruines de Sufetula Sbeitla. P. 75—78.

апсиде, образуя небольшое сакральное пространство в соответствии с архитектурной византийской традицией VI в., центральный неф полностью освобождается для народа (ил. 4—7).

Ч г

: ллтярнос ! пространство \

Ил. 4—7. Этапы изменения внутренней структуры канонической кафедральной базилики «!» Вв1Ыог (Сбейтла) в ТУ—У!вв.8

8 См.: Быуа1, ВагаПв. Ор. ей. Р. 34-40.

Эта базилика, как и большинство церквей Северной Африки, не имела на-ртекса и атриума, входы располагались с западной и восточной сторон и вели прямо в боковые нефы9.

Каноническая кафедральная базилика «II» Vitalis

Вторая каноническая кафедральная базилика Сбейтлы размерами 44 х 23 м (вместе с комплексом баптистерия) была, по предположениям, построена в V в. рядом с первой (или обращена из какого-то здания) в связи с резко увеличившимся числом прихожан10. Этот двухапсидный пятинефный храм был значительно больших размеров, баптистерий с комплексом дополнительных помещений устроен за главной апсидой, ориентированной, как и апсида первой базилики, на юг (ил. 8).

Ил. 8. Руины канонической кафедральной базилики «II» Vitalis (Сбейтла)

Эта базилика, получившая, по предположениям, в византийский период купольную конструкцию11, отражает три фазы развития внутреннего пространства. Первая фаза — пресвитериум располагался в главной, южной, апсиде, в северной апсиде находился мартириум с гробницей; весь центральный неф был огорожен как сакральное пространство, в центре которого находился дополнительно огороженный постамент алтаря с колоннами, киворием и престолом, прихожане занимали боковые нефы (мужчины, предположительно, — правый, женщины — левый). Вход в храм осуществлялся через боковые нефы. Вторая фаза — центральный неф по-прежнему огорожен, но алтарное пространство с

9 Cm.: Duval, Baratte. Op. cit. P. 41-42.

10 Cm.: Duval. Études d'architecture chrétienne nord-africaine. P. 1139.

11 Cm.: Ibid. P. 1141.

престолом перемещается на 2 м по направлению к южной апсиде. В северной апсиде на месте гробницы устанавливается престол с колоннадой и киворием, а сама северная часть храма получает свое сакральное ограждение. Между главной, южной, частью базилики и северной устраивается проход для прихожан, таким образом, внутри храма появляется разделение сакрального пространства в пропорции 3/4 : 1/4. Главный престол в ходе этих перемещений и изменений остался тем не менее в центре основной части церкви (ил. 9—11).

Ил. 9—10. Этапы изменения внутренней структуры канонической кафедральной базилики «II» Vitalis (Сбейтла) в V—VIIвв.11 а — северная апсида с гробницей мученика; b — главный алтарь; c — баптистерий; c1 — вспомогательные помещения баптистерия; d — алтарное (сакральное) пространство; e — южная апсида главного алтаря; f — боковые нефы для прихожан — quadratum populi

12 См.: Duval, Baratte. Op. cit. P. 50-51.

со а « 00

Î

СО OD M « .J

Ил. 11. Этапы изменения внутренней структуры канонической кафедральной базилики «II» Vitalis (Сбейтла) в V—VIIвв.13 а — северная апсида с гробницей мученика; b — главный алтарь; c — баптистерий; c1 — вспомогательные помещения баптистерия; d — алтарное (сакральное) пространство; e — южная апсида главного алтаря; f — боковые нефы для прихожан — quadratum populi; g — нартекс; h — бассейн; i — атриум

Третья фаза — внутренняя полоса разделения храма на северную и южную стороны становится нартексом, в северной части, перед второй апсидой, устраивается небольшой бассейн, и она внешне приобретает черты атриума. Таким образом, к кон. VII в. базилика получает структуру (неф, нартекс, атриум), которая уже повсеместно существует за пределами Африки14. Появление едва определяемых внутри базилики нартекса и атриума не изменило общей компоновки интерьера, которая и после всех преобразований осталась характерной для североафриканского зодчества — двухапсидной. Примечательно, что на этом

13 См.: Duval, Baratte. Op. cit. P. 50-51.

14 См.: Ibid. P. 49-55.

последнем этапе преобразований оба храма оставались действующими храмами канонической церкви, но один имел южную ориентацию, а другой — северную15 (ил. 12).

Ил. 12. Аксонометрическое изображение канонической кафедральной базилики «II» Vitalis (Сбейтла) в начале византийского периода

Археологические раскопки подтверждают, что в византийский период некоторые североафриканские базилики были переориентированы относительно сторон света. Известно, что в Малой Азии большинство церквей изначально были ориентированы на восток, и к VI в. это становится уже повсеместной традицией в восточной части империи. Изменение расположения престола в африканских церквах (ориентированных в большей части на запад16), скорее всего, не было связано с желанием перестроить храмы в восточном направлении, так как даже в византийский период восточно-ориентированных церквей в Африке было совсем немного. Причина трансформации, возможно, заключалась в изживании нежелательного, а порой и незаконного почитания мучеников (на гробницах одной из апсид), имевшего в Африке псевдолитургические храмовые формы.

15 Cm.: Duval. Études d'architecture chrétienne nord-africaine. P. 1137.

16 Cm.: Ibid. P. 1140.

Ил. 13. Внутренняя структура канонического епископского комплекса в г. Сбейтла, включающего две базилики, два баптистерия, административное здание (Ержоршт) и термы11

Епископский комплекс Сбейтлы помимо двух базилик, баптистерия и мар-тириума располагал целым рядом административных построек и даже термальными залами с небольшими бассейнами (ил. 13—14).

11 См.: Быуа1, ВагаНе. Ор. еИ. Р. 34-35.

Адм>1 нистративние здание (Eplscopiuiîi) ' ' 4

Ил. 14. Реконструкция канонического епископского комплекса в г. Сбейтла, включающего две базилики, два баптистерия, административное здание (Ерисоршт) и термы1*

Мактар

В этом городе два центральных общественных здания — школа молодежи (Schola Juvenum) и фригидариум римских терм — были обращены в церкви. Дата обращения является дискуссионной. Б. Гоффо (Bertrand Goffaux) приводит ряд аргументов в пользу того, что школа молодежи функционировала в Мактаре до

18 См.: Duval, Baratte. Op. cit. P. 34-35.

III в. (тому есть эпиграфические свидетельства), следовательно, предполагаемым временем обращения здания в церковь можно считать рубеж V—VI вв.19, для базилики во фригидариуме терм можно с некоторыми оговорками предложить этот же период.

Достаточно сложно определить, какую структуру имело здание дохристианской постройки, археологическая реконструкция свидетельствует о минимальных перестройках в христианский период (ил. 15).

Трехнефная базилика (3G х 2G м) с массивными колоннами, обращенная апсидой на запад, имела нетипичную для Северной Африки, но классическую для других регионов конструкцию: неф, нартекс, атриум. Алтарное пространство с четырьмя колоннами и сохранившимся мраморным постаментом для престола было по византийской традиции максимально приближено к апсиде.

Из нартекса три двери вели в нефы, но в самом нартексе, неожиданно загораживая центральный вход, был устроен еще один, противоположный алтарь, при этом и колонны кивория, и постамент престола сохранились достаточно хорошо. Войти в базилику прихожанам можно было только через двери, ведущие в боковые нефы2", священнослужители, вероятно, входили в арку центрального нефа и попадали сразу к восточному алтарю21 (ил. 16).

19 См.: Goffaux B. Cultores, basilica et horrea a Mactar (Afrique Proconsulare) // Horread' His-panie et de la Mediterranee romaine. Collection de la Casa de Velazquez (125). Madrid, 2G11. P. 1G1.

2G «А привратники пусть стоят при входах мужчин, охраняя их, диакониссы же — при входах женщин» (Апостольские постановления. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2GG6. С. 12—13).

21 См.: Picard G. Civitas Mactaritana. P., 1951. P. 99.

Базилика Schola Juvenum

Ил. 15. Базилика Schola Juvenum. Вид на центральный неф со стороны апсиды

Ил. 16. Базилика Schola Juvenum. Вид со стороны атриума

Подобная конструкция храма не является типичной для региона22, археологические раскопки в центральной части Туниса (территория Бизацен) указывают еще лишь на два близких по архитектуре храма.

Трехчастное устройство западно-ориентированной базилики Ме11еш в г. Хайдра во многом идентично храму в Мактаре — алтарь (мартириум?) восточной части находился перед дверями выхода из центрального нефа23 (ил. 11).

Ил. 17. Базилика Melleus в Хайдре

22 Cm.: DuvalN. La Basilique de Zana (Diana veteranorum) // Mélanges de l'Ecole française de Rome. Antiquité. 1977. Vol. 89. No. 2. P. 868.

23 Duval N. L'église de l'évêque Melleus à Haïdra (Tunisie): la campagne franco-tunisienne de 1967 // Comptes-rendus des séances de l'Académie des inscriptions et belles-lettres. 1968. Vol. 112. No. 2. P. 231-235.

Третья церковь подобной конструкции, условно называемая «Basilique IV» (40 х 15 м), была построена в Сбейтле. Она располагалась в непосредственной близости к форуму и была ориентирована апсидой, как и языческие храмы форума, на северо-запад (ил. 18).

Ил. 18. Базилика «IV» в Сбейтле

Учитывая расположение церкви в самом центре города, можно говорить только об использовании (обращении) какого-то здания дохристианской постройки (ил. 19).

Главный алтарь, на который четко указывают контуры сакрального пространства в центральном нефе, находился в центре храма ближе к апсиде, в полу под престолом была обнаружена ниша для святых мощей. Второй алтарь (юго-восточный), однозначно идентифицируемый археологами как мартириум, располагался сразу за порогом входа в центральный неф, и войти в него можно было через узкий портик (20 х 2 м) прямо с центральной улицы города Cardo24.

Базилика в римских термах

Фригидариум римских терм Мактара, обращенный в церковь (период обращения не определен), удивляет своим внутренним устройством, продиктованным, скорее всего, «встроенностью»25 в узкий, вытянутый бассейн терм. Трех-нефный храм, ориентированный на юг, имел размеры 26 х 7 м (ил. 20).

Центральный неф размерами 16 х 3 м, полностью огороженный невысокой балюстрадой, возвышался относительно узких (менее 2 м) боковых нефов на 0,5 м. В южной части храма, ближе к синтронону апсиды, был установлен престол, в северной части центральный неф сужался до размеров 6 х 2 м, образуя некое подобие нартекса, ограниченное четырьмя массивными колоннами

24 См.: Duval, Baratte. Op. cit. P. 31.

25 См.: Duval. Études d'architecture chrétienne nord-africaine. P. 1140.

Ил. 19. Внутренняя структура базилик: 1 - Мактар; 2 - Хайдра; 3 - Сбейтла

Ил. 20. Мактар. Базилика в римских термах. Нартекс (противо-апсида?), центральный неф и апсида

(предположительно, здесь мог быть еще один алтарь). Центральный неф не имел колоннады, а был отделен от боковых нефов декоративными каменными столбиками высотой 0,6 м и встроенными в пазы мраморными или деревянными панелями (ил. 21).

Ил. 21. Мактар. Базилика в римских термах. Боковой и центральный нефы

В западной части базилики (10 х 7 м) находилась колоннадная конструкция с киворием, которая могла быть как мартириумом, так и баптистерием. Из-за многочисленных перестроек этой части здания определенный вывод сделать не-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

возможно26. Конструктивно эта церковь имеет все внешние признаки архитектуры арианского периода (непропорциональная вытянутость), но это может быть лишь предположением (ил. 22).

Ил. 22. Внутренняя структура базилики в термах

Обобщая результаты археологических исследований базилик области Биза-цен, можно сказать, что эти храмы не поражают своей величиной и монументальностью, как храмы Карфагена, но они чрезвычайно важны для церковной истории, так как являются свидетелями становления раннехристианской архитектуры в 1У—У вв. Многие церкви этого региона сохранили свою первозданную конструкцию и сегодня могут быть предметом самого пристального изучения археологов и историков. Обращает на себя внимание и то, что в большинстве своем руины христианских храмов, датированные 1У—У вв., находятся в центре городов, построенных по плану Гипподама, то есть с учетом четких городских или пригородных кадастровых структур римского города27. Это указывает на то, что христианам в этом регионе позволялось либо использовать общественные городские постройки, которые могли подходить для нужд христианских общин, либо обращать в церкви бывшие языческие храмы (это стало возможным после эдикта императора Феодосия о запрете языческих собраний (392)).

В городах провинции Бизацен, как и в Карфагене, сложно определить хронологические рамки и принадлежность храмов какой-либо христианской общине, так как многие из них могли являться последовательно каноническими (православными в латинской традиции), донатистскими, арианскими и вновь каноническими (православными в византийской традиции)28. Совсем немного есть внешних указаний29 для отличия православных базилик от дона-

26 См.: Duval. Études d'architecture chrétienne nord-africaine. P. 1139.

27 См.: Ibid. P. 1077.

28 См.: EnnabliL. Christian Cartage. Ministere de la Culture Agency for the development of national heritage and cultural promotion, 2001. P. 35.

29 Т. П. Каптерева, говоря о донатистских церквах Африки, пишет, что «проникнутые народным духом церкви [донатистов] просты и монументальны» (Каптерева Т. П. Искусство стран Магриба. М., 1980. С. 273).

тистских30, можно лишь предполагать, что донатистские церкви начали массово обращаться в канонические после собора 411 г., но последующее ариан-ское порабощение 439 г. и победа византийцев в 533 г. несомненно наложили свой отпечаток на христианскую архитектуру региона.

Ключевые слова: Северная Африка, Бизацен, мученик, гробница, базилика, апсида, алтарь, Сбейтла, Претре Сервус, Беллатор, Виталис, Мактар, Хайдра, Дюваль.

Список литературы

Апостольские постановления. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2006.

Апродов В. А. По следам античных культур древней Бизацены. URL : http://www.mtu-net.

ru/ariad-in/History/Bizacene.htm (дата обращения: 02.12.2016). Каптерева Т. П. Искусство стран Магриба. М., 1980.

Урбанович Г., прот. Особенности становления североафриканской раннехристианской архитектуры (IV-V вв.) в связи с традицией поминания и почитания мучеников // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. № 3 (19). С. 7-27.

Урбанович Г., прот. Внешние формы североафриканской храмовой архитектуры (V-VI вв.) в связи с традицией поминания и почитания мучеников // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. 4 (20). С. 7-21. Урбанович Г., прот. Христианская архитектура Северной Африки (IV-VI вв.). Карфаген // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. № 2 (22). С. 7-25.

Burns J. Patout, Jensen Robin. M. Christianity in Roman Africa. Cambridge, 2014.

Duval N. Études d'architecture chrétienne nord-africaine // Mélanges de l'école française de

Rome. 1972. Vol. 84. No. 2. P. 1071-1172. Duval N., Baratte F. Les ruines de Sufetula Sbeitla. Tunis, 1973.

Duval N. La Basilique de Zana (Diana veteranorum) // Mélanges de l'Ecole française de Rome.

Antiquité. 1977. Vol. 89. No. 2. P. 847-873. Duval N. L'église de l'évêque Melleus à Haïdra (Tunisie): la campagne franco-tunisienne de 1967 // Comptes-rendus des séances de l'Académie des inscriptions et belles-lettres. 1968. Vol. 112. No. 2. P. 221-244. Ennabli L. Christian Cartage. Ministere de 1а Culture Agency for the development of national

heritage and cultural promotion, 2001. Goffaux B. Cultores, basilica et horrea a Mactar (Afrique Proconsulare)//Horread' Hispanie et de la Mediterranee romaine. Collection de la Casa de Velazquez (125). Madrid, 2011. P. 97-116. Picard G. Civitas Mactaritana. P., 1957.

30 См.: Урбанович Г., прот. Внешние формы североафриканской храмовой архитектуры (У—VI вв.) в связи с традицией поминания и почитания мучеников // Вестник ПСТГУ. Сер. У: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. № 4 (20). С. 13—17.

St. Tikhon's University Review. Series V: Problems of History and Theory of Christian Art.

2017. Vol. 25. P. 11-31

Georgy Urbanovch, archipriest Revd. Georgy Urbanovch, Candidate of Theology, Smolensk Ortodox Theological Seminary, Timiriazeva ul. 5, 214000 Smolensk, Russian Federation urbanus-m@yandex.ru

Christian Architecture of 4th—6th Centuries of North African Cities of Byzacena Region

Revd. G. Urbanovich

North African history shows that Byzacena region has always had a strong cultural influence of the indigenous population, the Berbers, alongside relative economic independence from the metropolitan power — Carthaginian, Roman, Vandal, Byzantine. In ecclesiastic terms, this situation in the region of the 4th—5th centuries contributed to the development of a specific view on the Christian mission (the Donatist movement) and supported traditions based on customs of the local population. Byzacena region included cities which today are of great interest to Christian history and archaeology, namely Sbeitla (six churches), Haidra (five churches), Telepta (eight churches), Maktar (three churches), Junca (two churches). It is just here that archaeologists with a greater or lesser degree of certainty identify Latin Orthodox, Donatist, Arian, and Byzantine Orthodox trends in Church architecture. Unlike churches of Carthage, those of Byzacena do not impress the observer with their size and magnificence, but they are extremely important in terms of Church history, as they witnessed the development of early Christian architecture in the 4th—5th centuries. Many churches of this region have preserved their initial design, and nowadays can serve as a subject of in-depth studies for archaeologists and historians. The paper pays particular attention to basilicas in Sbeitla (Pretre Servus, Bellator, Vitalis), Maktar (Schola Juvenum), and Haidra (Melleus). They reflect all the characteristic features of North African architecture. In cities of Byzacena region, like in Carthage, it is difficult to determine the chronological framework and the affiliation of churches to a specific Christian denomination, which is due to the fact that many of them could successively be canonical, i.e. Orthodox in the Latin tradition, Donatist, Vandal, and again canonical, i.e. Orthodox in the Byzantine tradition. There is very little evidence for distinguishing between Orthodox and Donatist churches. In architectural terms, the subsequent Arian enslavement as well as the victory of Byzantines is reflected more clearly. All this has made its impact on the Christian architecture of the region.

Keywords: North Africa, Byzacena, martyr, tomb, Basilica, apse, altar, Sbeitla, Pretre Servus, Bellator, Vitalis, Maktar, Haidra, Duval.

References

Apostol'skie postanovlenija. Svjato-Troitskaja Sergieva Lavra, 2006.

Aprodov V. A., Po sledam antichnykh kul'tur drevnei Bizatseny. URL : http://www.mtu-net.ru/ariad-in/History/Bizacene.htm (02.12.2016)

Burns J. Patout, Jensen Robin M., Christianity in Roman Africa. Cambridge, 2014.

Duval N., "Études d'architecture chrétienne nord-africaine" in: Mélanges de l'école française de Rome, 1972, 84, 2, 1071-1172.

Duval N., Baratte F., Les ruines de Sufetula Sbeitla. Tunis, 1973.

Duval N., "La Basilique de Zana", in: Mélanges de l'Ecole française de Rome. Antiquité, 1977, 89, 2, 847-873.

Duval N., "L'église de l'évêque Melleus à Haïdra (Tunisie): la campagne franco-tunisienne de 1967", in: Comptes-rendus des séances de l'Académie des inscriptions et belles-lettres, 1968, 112, 2, 221-244.

Ennabli L., Christian Cartage. Ministere de la Culture Agency for the development of

national heritage and cultural promotion, 2001.

Goffaux B. Cultores, basilica et horrea a Mactar, in: Horread' Hispanie et de la Mediterranee romaine, Collection de la Casa de Velazquez (125). Madrid, 2011, 97-116.

Kaptereva T. P., Iskusstvo stran Magriba. Moscow, 1980.

Picard G., CivitasMactaritana. Paris, 1957.

Urbanovich G., prot. "Khristianskaja arkhutektura Severnoi Afriki (IV-VI vv.). Karfagen', in: VestnikPSTGU, 2016, V:2/22, 7-25.

Urbanovich G., prot. Osobennosti stanovlenija severoafrikanskoi rannekhristianskoi

arkhitektury (IV-V vv.) v svjasi s traditziei pominani a i pochitani a muchenikov, in: Vestnik PSTGU, 2015, V:3/19, 7-27.

Urbanovich G., prot. Vneshnie formy severoaf-rikanskoi khramovoi arkhitektury (V-VI vv.) v svjasi s traditziei pominanija i pochitanija muchenikov, in: Vestnik PSTGU, 2015, V:4/20, 7-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.