Научная статья на тему 'Христианская архитектура Северной Африки (IV-VI вв. ). Карфаген'

Христианская архитектура Северной Африки (IV-VI вв. ). Карфаген Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
607
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНАЯ АФРИКА / КАРФАГЕН / БЛЖ. АВГУСТИН / СВ. КИПРИАН / МУЧЕНИК / ГРОБНИЦА / МАРТИРИУМ / БАЗИЛИКА / АПСИДА / АЛТАРЬ / DERMECH I / DAMOUS EL KARITA / ЭННАБЛИ / ДЮВАЛЬ / NORTH AFRICA / CARTAGE / ST. AUGUSTINE / ST. CYPRIAN / MARTYR / TOMB / MARTIRIUM / BASILICA / APSE / ALTAR / ENNABLI / DUVAL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Урбанович Георгий

В статье рассматриваются особенности развития североафриканской храмовой архитектуры столицы региона Карфагена в связи с местной традицией почитания мучеников, а также с тем, что в период с IV по VI в. церковное искусство Северной Африки находилось под влиянием четырех различных направлений православного латинского, донатистского, арианского и православного византийского. Объяснить и классифицировать этапы развития христианской архитектуры, устанавливая при этом первоначальный облик и интерьер храма, можно лишь в результате комплексного подхода, основанного на изучении литературного наследия (Августин Иппонский, Кводвультдей Карфагенский, Виктор Витенский, Прокопий Кесарийский) и анализа археологических раскопок североафриканских базилик. Среди христианских памятников Карфагена наиболее изученными и интересными с точки зрения устройства внутреннего пространства являются епископские базилики Dermech I, св. Киприана и Damous el Karita, которые и предлагаются для рассмотрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Christian Architecture of North Africa (4-6th Centuries). Carthage

The article considers the peculiarities of development of the North African Church architecture of the capital of the region of Carthage in connection with the local tradition of the veneration of martyrs, as well as to the fact that in the period from the 4th to the 6th century ecclesiastical art of North Africa was under the influence of four diff erent directions the Orthodox Latin, Donatists, Arian and Orthodox Byzantine. To explain and classify the stages of the development of Christian architecture, establishing the original appearance and the interior of the temple, is possible only on the basis of a comprehensive approach based on the study of the literary heritage (Augustine, Quodvultdeus, Victor Vitensis, Procopius) and the archaeological analysis of North African basilicas. Among the Christian monuments of Carthage, the most studied and interesting from the point of view of the device inner space is the Episcopal Basilica of Dermech I, St. Cyprian and Damous el Karita, and are offered for consideration.

Текст научной работы на тему «Христианская архитектура Северной Африки (IV-VI вв. ). Карфаген»

Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства

Протоиерей Георгий Урбанович, канд. богословия,

ректор Смоленской Православной духовной семинарии

urbanus-m@yandex.ru

2016. Вып. 2 (22). С. 7-24

Христианская архитектура Северной Африки (IV—VI вв). Карфаген

Г. Урбанович

В статье рассматриваются особенности развития североафриканской храмовой архитектуры столицы региона — Карфагена — в связи с местной традицией почитания мучеников, а также с тем, что в период с IV по VI в. церковное искусство Северной Африки находилось под влиянием четырех различных направлений — православного латинского, донатистского, арианского и православного византийского. Объяснить и классифицировать этапы развития христианской архитектуры, устанавливая при этом первоначальный облик и интерьер храма, можно лишь в результате комплексного подхода, основанного на изучении литературного наследия (Августин Иппонский, Кводвультдей Карфагенский, Виктор Витенский, Прокопий Кесарийский) и анализа археологических раскопок североафриканских базилик. Среди христианских памятников Карфагена наиболее изученными и интересными с точки зрения устройства внутреннего пространства являются епископские базилики Dermech I, св. Киприана и Damous el Karita, которые и предлагаются для рассмотрения.

Невозможно точно установить, когда началось строительство собственно христианских храмов в Северной Африке, многие руины датируются археологами рубежом V—VI вв., т. е. окончанием арианского и началом византийского периодов. Эта датировка более чем условна, так как она чаще всего основана на анализе лишь некоторых факторов, внешне связанных с византийским зодчеством1. В период с IV в. по VI в. церкви не только переходили от одной христианской общины к другой (в данном регионе можно говорить о существовании православной (латинской), донатистской, арианской, православной (византийской) церковных общин), отражая все их литургические особенности, но и серьезно перестраивались и видоизменялись даже в рамках одной традиции. Объяснить и классифицировать эти изменения, устанавливая при этом первоначальный облик и интерьер храма, можно лишь в результате комплексного подхода, основанного на изучении возможно большего количества североафриканских базилик.

Особенности внутреннего устройства и интерьер церквей могут быть восстановлены на основании анализа археологических раскопок в городах: Карфаген (девять церквей), Сбейтла (шесть церквей), Хайдра (пять церквей), Телепта (восемь церквей), Мактар (три церкви), Юнка (две церкви), при этом наиболее

1 См.: DuvalN. Études d'architecture chrétienne nord-africaine // Mélanges de l'école française de Rome. 1972. Vol. 84, No. 2. P. 1127-1131.

интересны исследования не отдельных храмов, но храмовых комплексов, условно называемых епископскими, так как это дает многогранное представление о жизни раннехристианских общин2. И исторически, и экономически можно предполагать, что в административных центрах христианские храмы епископского статуса стали строиться в IV в., и серьезные археологические изыскания на руинах ряда церквей подтверждают эту раннюю датировку (Карфаген, Сбейтла, Мактар, Хайдра). После издания эдикта императора Феодосия 392 г. о запрете языческих собраний можно говорить об обращении отдельных языческих храмов, базилик или других зданий в христианские церкви в нач. V в.

В этом отношении, несомненно, интересны археологические раскопки в Дугге (храм Целесты) (ил. 1), Мактаре (обращенные в церкви школа молодежи и фригидариум терм), Сбейтле (храм Меркурия и, возможно, одна из городских базилик), Тубурбо Майус (храм Ваала), Сабрате (гражданская базилика). Рассмотрение внутренних структур этих, в прошлом языческих, построек представляется важным, так как наглядно свидетельствует о преобразовании зданий как в идейном, так и в архитектурном аспектах.

Несомненно, первыми местами христианского богослужения были гробницы почитаемых мучеников на пригородных кладбищах3. Христианские гробницы в то время не отличались от языческих, и только с IV в. на них стали изо-

Ил. 1. Храм Целесты в Дугге, обращенный в Vв. в христианскую церковь

2 См.: DuvalN. Études d'architecture chrétienne nord-africaine. P. 1071—1172.

3 См.: Урбанович Г., прот. Особенности становления североафриканской раннехристианской архитектуры (IV—V вв.) в связи с традицией поминания и почитания мучеников // Вестник ПСТГУ. 2015. V: 3 (19). С. 7-27.

бражаться христианские символы — цветы, голуби, рыбы, а также появляться простые христианские словосочетания, например «in pace» (в мире)4.

Особенностью североафриканского храмового зодчества было то, что гробница (мартириум) мученика, став со временем часовней или базиликой, не являлась единственным захоронением в данном храме. Христиане продолжали хоронить как клириков, так и уважаемых христиан внутри церквей вплоть до византийского периода, формируя некое единство и в мире живых, и в мире усопших. Гробницы и саркофаги почитаемых христиан могли устанавливаться в апсиде и центральном нефе прямо на полу храма, гробницы клириков и простых христиан вкапывались в боковых нефах таким образом, чтобы мозаично украшенные крышки гробов выполняли функцию пола5 (ил. 2).

Наиболее распространенными были глубокие каменные гробницы, вкопанные частично или полностью в полы церквей или находящиеся на кладбищах. Мозаичные украшения или кресты на гробницах указывали на место, где находилась голова усопшего. Мраморные или известняковые саркофаги устанавливались на полу центральных нефов или апсид.

Все храмы Карфагена и других городов Северной Африки имели трех-, пяти-, семи- или девятинефную базиликальную структуру. Практически все церкви столицы были обращены главной апсидой на запад, в пригородных храмах порой встречается юго-западная или северо-западная ориентация (это зависело от плана застройки (кадастра) в конкретном районе). При западной ориентации церквей, по предположению Л. Эннабли (Liliane Ennabli), епископы и священники тем не менее совершали богослужение лицом на восток6. Эту гипотезу подтверждают археологические раскопки храмов, в которых алтарь располагался практически в центре нефа, чуть ближе к апсиде, и подойти к нему можно было только с западной стороны. В византийский период некоторые базилики Карфагена были переориентированы апсидой на восток, что повлекло за собой и изменение структуры сакрального пространства внутри храма: пре-

4 См.: Ennabli L. Christian Cartage. Ministère de 1а Culture Agency for the development of national heritage and cultural promotion, 2001. P. 37.

5 См.: Урбанович Г., прот. Внешние формы североафриканской храмовой архитектуры (V—VI вв.) в связи с традицией поминания и почитания мучеников // Вестник ПСТГУ. 2015. V: 4 (20). С. 7-21.

6 См.: EnnabliL. Christian Cartage. P. 38.

Ил. 2. Гробницы и урны для праха усопших в базилике Тубурбо Майус

стол был перемещен из центра храма к апсиде, священник занял другое место перед престолом и стал лицом к апсиде (на восток) и спиной к выходу (на запад), а центральный неф был освобожден для прихожан. Двухапсидная конструкция была сохранена в византийский период только в трех базиликах Карфагена.

Говоря об интерьере церквей, следует отметить, что все городские храмы были богато декорированы тонкими мраморными панелями самых разных оттенков и резьбой по камню и мрамору. В базилике Damous е1 КагНа были найдены фрагменты мраморных скульптур, датированные византийским периодом и демонстрирующие сцены Рождества Христова, Пресвятой Богородицы с Младенцем, поклонения волхвов и пастухов.

В музее Бардо экспонируются мозаичные надгробия из церквей с изображением священнослужителей (мучеников?), выполненные в очевидно примитивной манере7. Это может объясняться принадлежностью их либо небогатым сельским приходам, либо базиликам арианского направления, отличавшимся грубой простотой (ил. 3).

Столица региона представлена целым рядом руин храмовых сооружений и церковных комплексов, датированных длительным периодом — с IV по VII в. Внутри античного города находилось четыре базилики епископского статуса, в пригороде Карфагена — еще пять подобных по величине и значимости зданий. Следует отметить, что все эти раннехристианские базилики были построены с учетом четких городских или пригородных кадастровых структур римского города (за исключением церкви св. Киприана)8. Это свидетельствует о том, что христианские общины при постройке храма либо перестраивали городские здания, которые не использовались по каким-то причинам (это могло быть сразу после 313 г.), либо обращали в церкви бывшие языческие храмы (после эдикта императора Феодосия о запрете языческих собраний 392 г.).

Ил. 3. Христианские надгробия вандальского периода (середина Vв., музей Бардо)

7 Купча Н. Музей Бардо «От мифа к мифу». Тунис, 2006. С. 84.

8 См.: DuvalN. Études d'architecture chrétienne nord-africaine. P. 1077.

Непосредственно христианское храмостроительство без учета городского планирования в этот период могло осуществляться только на кладбищах или местах мученической кончины. В таком случае гробница мученика или почитаемого святого становилась местом паломничества, позднее здесь строился мартири-ум, который мог перерасти в базилику и перестраиваться в зависимости от числа молящихся и паломников.

Для изучения истории Карфагена важное значение имеет не только анализ археологических материалов, но и прочтение проповедей и речей блж. Августина в конкретном контексте. Августин, ставший епископом Иппона около 395— 396 гг., немало времени проводил в Карфагене, интеллектуально и административно поддерживая своего друга епископа Аврелия. Из его речей можно узнать о множестве храмов, святынь и гробниц мучеников, почитаемых христианами. О некоторых святынях Августин говорит как о местах, уже давно известных всем. Это свидетельствует о том, что христианское храмостроительство в Северной Африке происходило в течение всего IV в. Основными свидетелями переходного периода к вандальской эпохе являются Кводвультдей, епископ Карфагенский9, и Виктор, епископ Витенский10. О византийском периоде свидетельствует Проко-пий, описавший и вандальский период11, и достижения императора Юстиниана как строителя12. Прокопий упоминает несколько христианских базилик Карфагена, построенных до 533 г., и описывает те, которые конструктивно, по его мнению, относятся к византийскому периоду. На этот период указывает величина храмов и великолепие их внешнего и внутреннего убранства.

В новейший период многие христианские памятники Карфагена были открыты и описаны благодаря трудам французского священника А.-Л. Делатра (А.^ Delattre), который постарался собрать и систематизировать все найденные надписи на камнях и мраморе. Эти свидетельства истории показали, что в Карфагене и Северной Африке было два принципиально важных для христианского строительства периода. Первый период — с кон. IV в. до нач. V в., в определенной степени связанный с именем епископа Карфагенского Аврелия (390—430). Второй период указывает на византийский ренессанс и имеет две фазы развития: первую — сразу после победы над вандалами и вторую — на рубеже \Т—У11 вв.13

Археологические свидетельства представляют собой изучение и описание 24 церквей Карфагена. Достаточно сложно определить хронологические рамки и принадлежность храмов какой-либо христианской общине, так как многие из них могли являться последовательно каноническими (православными в латинской традиции), донатистскими, арианскими и вновь каноническими (право-

9 URL: http://saints.sqpn.com/saint-quodvultdeus.

10 Виктор Витенский. История гонений в африканской провинции / Пер. с лат. М. Ф. Высокого, В. А. Дорофеевой // Церковные историки IV—V веков. М., 2007. С. 97—169.

11 См.: Прокопий Кесарийский. Война с вандалами // Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история / Пер., ст., коммент. А. А. Чекаловой ; отв. ред. Г. Г. Литаврин. М.: Наука, 1993. С. 147-267.

12 См.: Он же. О постройках // Прокопий Кесарийский. Война с готами. О постройках. М.: Арктос, 1996. С. 125-165.

13 См.: EnnabliL. Christian Cartage. P. 34.

славными в византийской традиции)14. Очень мало внешних указаний для отличия канонических базилик от донатистских, можно лишь предполагать, что донатистские храмы начали массово обращаться в православные после собора 411 г., но последующая арианская оккупация 439 г. и победа византийцев в 533 г., несомненно, наложили свой отпечаток на христианскую архитектуру.

Среди христианских памятников Карфагена наиболее изученными и интересными с точки зрения устройства внутреннего пространства являются епископские базилики Deгmech I, св. Киприана и Damous е1 КагИа.

Епископский комплекс БегтеЛ I

Епископский комплекс с базиликой (35 х 35 м), баптистерием и дополнительными постройками в районе БегтеА I является одним из наиболее изученных христианских объектов Карфагена (ил. 4).

П. Гауклер на основании исследования хорошо сохранившегося мозаичного покрытия сделал вывод, что основное здание комплекса — пятинефная восточно-ориентированная базилика размерами 35 х 20 м — была построена в «одночасье» и больше не претерпевала никаких конструктивных изменений15. Этот вывод основан на том, что большие площади внутреннего пространства для прихожан (quadгatum рориИ) этой церкви были выложены однородным мо-

Ил. 4. Археологический парк базилики Dermech I

14 Cm.: Ibid. P. 35.

15 Cm.: GaucklerP. Basiliques chrétiennes de Tunisie. In-4°, 29 p. et 32 planches // Revue Archéologique. T. 22 (4 série). Paris, 1913. P. 230-233.

заичным геометрическим рисунком, который практически нигде не прерывался и не изменялся.

Центральный неф по североафриканской традиции отграничен от боковых сдвоенными колоннами; архитектурный план сакрального пространства, отделенного от quadratum рориИ другим узором мозаики и высокой балюстрадой (108 см), достаточно сложен16. Внутри сакрального пространства находилось алтарное возвышение с престолом — на его структуру и размеры ясно указывают следы престольного постамента, колонн кивория, колонн престола и ниши для святых мощей. Прямоугольный престол был очень внушительных размеров — 2,20 х 1,20 м, по североафриканской традиции он находился практически в центре храма, ближе к апсиде17. Вход в сакральное пространство был со стороны апсиды и со стороны входа, священнослужитель, скорее всего, был обращен по византийской традиции лицом к апсиде18 (ил. 519).

В северо-западной части базилики находилось два выхода, которые вели в баптистерий размерами 12,5 х 10,25 м. Прямо из баптистерия можно было попасть в маленькую трехнефную капеллу размерами 10 х 5 м. Даже в таком маленьком храме престол был окружен четырьмя колоннами и киворием, при этом

Ил. 5. Внутренняя структура епископского комплекса Dermech I

16 Cm.: Duval N. Études d'architecture chrétienne nord-africaine. P. 1083.

17 Cm.: Ibid. P. 1087.

18 Cm.: Ibid. P. 1089.

19 Ennabli L. Christian Cartage. P. 46.

колонны кивория находились на линиях центрального нефа, создавая уникальное своеобразие конструкции. Устройство апсиды указывает на епископский статус капеллы, так как в ее центральной части сохранились мраморные фрагменты архиерейского трона. Алтарное пространство в центральном нефе было поднято на одну ступень относительно quadratum populi и выложено другим мозаичным узором. Престол, как и в главном храме, находился ближе к апсиде20 (ил. 621).

В северной и западной частях архиерейского комплекса размещалось христианское кладбище. Датировка храмового комплекса, исходя из единства и особенностей конструкции, указывает на нач. VI в., т. е. на тот период зодчества, когда североафриканские и византийские архитектурные черты наложились друг на друга. Следует отметить, что по африканской традиции в базилике нет нартекса и атриума, а сакральное пространство с престолом занимает значительную часть центрального нефа; по византийской традиции храм ориентирован на восток, здесь нет второй апсиды и гробниц внутри помещения, а престол располагается не в центре, а смещен ближе к апсиде22.

Базилика св. Киприана (иногда св. Моники) в районе Сайды

Руины величественной семинефной, ориентированной на северо-запад базилики, размерами 81 х 35 м, находятся на окраине древнего Карфагена прямо у моря. Раскопки велись в период с 1915 по 1920 г.; конструкция здания была полностью освобождена от грунта, а стены и внутренние структуры восстановлены на высоту человеческого роста23.

20 См.: EnnabliL. Christian Cartage. P. 50.

21 DuvalN. Études d'architecture chrétienne nord-africaine. Fig. 5.

22 См.: Duval N. Études d'architecture chrétienne nord-africaine. P. 1099.

23 См.: Ibid. P. 1106.

Ил. 6. Структура сакрального пространства в центральном нефе базилики Dermech I

К сожалению, за столетие, прошедшее после археологических работ, базилика вновь пришла в запустение, и это связано с тем, что вход в археологический парк свободен, никакие работы не проводятся, а часть мраморного интерьера здания в последние десятилетия бесследно исчезла (ил. 724).

Археологические исследования свидетельствуют, что возведение базилики осуществлялось без учета античных структур (кадастрового плана застройки) древнего города, видимо под влиянием определенных исторических фактов, связанных с именами св. Киприана, св. Моники и блж. Августина. Дюваль предполагает, что это каким-то образом может быть объяснено выражением блж. Августина «Conversi ad Dominum, oremus»25, определяющим конкретный литургический момент, когда верные обращаются по направлению к фасаду базилики, приветствуя Господа на востоке26.

Ил. 7. Руины храма св. Киприана (фото 1950 г.)

24 DuvalN. Études d'architecture chrétienne nord-africaine. Fig. 13.

25 Augustinus. Sermo CLXXXIII // S. Aurelii Augustini opera omnia: Patrologiae Latinae elen-chus. URL: http://www.augustinus.it.

26 В сер. V в. папа Лев Великий с осуждением отмечал, что римляне, входящие в базилику св. Петра, поворачивались на восток для приветствия восходящего солнца, оказываясь, таким образом, спиной к престолу. Говоря о том, что язычники поклоняются солнцу, папа указывает, что так же поступают и некоторые христиане, которые «воображают, что ведут себя благочестивым образом, когда, прежде чем войти в базилику св. апостола Петра, посвященную единому Богу живому и истинному, поднявшись на ступеньки, ведущие на верхнюю площадку [в атриум], поворачиваются всем телом, обращаясь к восходящему солнцу, и, согнув шею, кланяются, дабы почтить сияющее светило» Sermo XXVII: In Nativitate, VII, 4 (цит. по: Успенский Б. А. Крест и круг: Из истории христианской символики. М., 2006. С. 225—258).

Действительно, храм был построен строго перпендикулярно береговой линии, фасадом на море, без учета как существующих архитектурных сооружений, так и ориентации по сторонам света27. При этом само здание базилики не является симметричным: пресбитериум и линия фасада атриума находятся по отношению к нефу не перпендикулярно, но под определенным углом (даже колоннады нефов имели это угловое смещение). Это может указывать только на использование в строительстве огромной базилики уже существующих структур города, например стен других зданий. В атриуме храма находились христианские саркофаги, под атриумом — подземный зал со сводчатыми потолками и остатками росписей на стенах. Предполагается, что здесь была установлена значительная по размерам цистерна, обеспечивающая комплекс автономным водоснабжением (ил. 8-928).

В храме не было нартекса, и из атриума можно было сразу попасть в неф и quadratum populi через трехарочный вход29. Пол храма был вымощен крышками гробниц усопших христиан, которые по североафриканской традиции были вкопаны в боковые нефы. Центральный неф был отделен от шести боковых двойной колоннадой с каждой стороны (всего в базилике было установлено 108 колонн), в середине нефа была обнаружена платформа сакрального пространства, огромная даже по меркам этого региона — 35 х 11,5 м, постамент алтарной сени и престола находился практически в центре храма.

Согласно предположениям Делатра, сделанным по материалам аэрофотосъемки, внутри этого храма могла располагаться более ранняя церковная конструкция, которая, собственно, и была изначальной церковью (мартирием) св. Киприана Карфагенского (mensa Cypriani)30. Стенд, установленный французскими археологами перед входом на руины базилики, гласит, что именно это место было центром почитания св. Киприана, принявшего мученическую кончину 14 сентября 258 г., а на месте его гробницы в V в. была построена базилика. По преданиям североафриканской Церкви, с этого места (атриум базилики на обрывистом берегу моря) св. Моника провожала корабль, на котором отправился в Италию ее сын Августин в 383 г. Этот эпизод, описанный в «Исповеди» (V.VIII), и внешние особенности базилики, построенной у берега моря, были причиной того, что в XIX в. руины храма были названы именем св. Моники31.

Датировка этого комплекса крайне затруднительна. В ходе археологических раскопок была обнаружена надпись, упоминающая имя Securitas. Эннабли была выдвинута гипотеза, что это может указывать на остатки стоявшего здесь ранее

27 См.: DuvalN. Études d'architecture chrétienne nord-africaine. P. 1106.

28 Duval N. Études d'architecture chrétienne nord-africaine. Fig. 14.

29 См.: Duval N. Études d'architecture chrétienne nord-africaine. P. 1107.

30 См.: Урбанович Г., прот. Внешние формы североафриканской храмовой архитектуры (V—VI вв.) в связи с традицией поминания и почитания мучеников // Вестник ПСТГУ. 2015. V: 4 (20). С. 9.И

31 «Ты знал, Господи, почему я уезжал из Карфагена и ехал в Рим, но не подал об этом никакого знака ни мне, ни матери моей, которая горько плакала о моем отъезде и провожала меня до самого моря... Она отказывалась вернуться без меня, и я с трудом убедил ее провести эту ночь в часовне св. Киприана (memoria beati Cypriani), поблизости от нашего корабля» (Августин из Гиппона. Исповедь. М.: Паолине, 2008. С. 114).

Ил. 8, 9. Реконструкция внешней и внутренней структуры епископского комплекса св. Киприана

языческого храма, посвященного какому-то божеству — покровителю моряков32. Учитывая своеобразие и асимметричность конструкции базилики, можно предполагать использование какой-либо части этого древнего здания. Если принять версию Делатра о том, что эта базилика и есть mensa Cypriani, то для мартириу-ма (или почитаемой гробницы) можно предположить самую раннюю датировку (III—IV вв.), первая базилика над гробницей, вероятно, могла быть построена в IV в., а руины огромного храма относятся, скорее всего, к V в. На эту раннюю датировку указывают особенности базилики: весь центральный неф был выделен как сакральное пространство, алтарь находился в середине храма, а перед

32 См.: EnnabliL. Christian Cartage. P. 68.

входом в храм были обнаружены многочисленные христианские гробницы, датированные по эпитафиям IV в.

Раннехристианский комплекс Damous е1 Кап1а

Еще одна значительная по размерам базилика, условно называемая Damous е1 Karita (Дом милосердия), как и храм св. Киприана, находилась на окраине древнего Карфагена. Археологические раскопки этого, без сомнения, известнейшего христианского памятника Северной Африки начались в 1878 г. По причине высокой степени руинированности и многочисленных перестроек восстановить первоначальный облик комплекса и определить назначение всех его структур не представляется возможным33 (ил. 10).

Этот комплекс размерами 220 х 80 м был вписан в архитектурный план пригорода Карфагена и включал в себя следующие сооружения: полукруглый атриум с бассейном размерами 50 х 35 м и примыкающим к нему мартириумом в форме трилистника 12 х 10 м; главный девятинефный зал базилики, имевшей 11 пролетов (65 х 50 м) и 120 колонн; гипостильный холл (35,5 х 24,55 м) с баптистерием в окружении дополнительных помещений, которые условно именуются «базилика баптистерий» (60 х 38 м); подземная ротонда-мавзолей глубиной 9 м и диаметром 15 м34. Комплекс датируется очень широким периодом III—VII вв. Первоначальной постройкой Делатр и Грабар считают мартириум, воздвигнутый на месте христианского захоронения, позднее к нему была пристроена ар-

Ил. 10. Руины раннехристианского комплекса Damous el Karita

33 См.: Duval N. Études d'architecture chrétienne nord-africaine. P. 1110.

34 См.: Ibid. P. 1111.

хитектурная структура, условно (в рамках базилики) названная атриумом35. С другой стороны, атриум и основное пространство базилики представляют собой органически цельный комплекс, в котором ничто явно не указывает на позднейшие перестройки (ил. 1136).

Наибольший интерес в этом комплексе представляет молельный зал базилики, конструкция которого является предметом научной дискуссии. Пространство зала имеет в плане форму креста: апсида (1), ориентированная на юго-восток, считается первоначальной структурой со своим нартексом в северо-западной стороне; перпендикулярная ей главная апсида (2) юго-западного направления с полукруглым атриумом конструктивно, возможно, вторична37. На плане реконструкции отчетливо видны два перпендикулярных нефа, пересекающихся практически в центре храма и отделенных со всех сторон двойной колоннадой. Два центральных нефа объединены общим алтарным пространством и престолом (план Эннабли38). На плане Дюваля39 показана еще одна, более поздняя базиликальная конструкция с апсидой (3), помещенная внутри базилики (1), но и здесь престол остается единственным на все три церкви.

Появление третьей апсиды внутри комплекса может указывать на изменившиеся обстоятельства жизни христианской общины накануне арабского завоевания. Жители сельских районов, спасаясь от набегов кочевников, бежали в большие города и укрывались в крепостях или больших зданиях. Чтобы вместить беженцев, центральный неф был уменьшен в размерах, а многочисленные боковые нефы стали выполнять роль

Ил. 11. Внутренняя структура епископского комплекса Damous el Karita

35 Ennabli L. Christian Cartage. P. 60.

36 См.: Ibid. P. 58.

37 Ennabli считает, что юго-западная апсида была первична, а юго-восточная появилась в византийский период (См.: Ibid. Р. 60).

38 См.: Ibid. P. 58.

39 См.: Duval N. Études d'architecture chrétienne nord-africaine. P. 1112.

жилых помещений. Пример использования этого храма для укрытия не является единственным — подобную роль играл храм св. Иоанна Богослова в Ефесе во время турецких набегов40 (ил. 1241).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Единое алтарное пространство храма размером 10 х 10 м отделено квадратом из 16 колонн, объединенных по четыре, внутри находилась колоннадная конструкция с киворием (5 х 5 м) и престолом значительных размеров. Мощная колоннадная система на пересечении апсид могла указывать на купольное устройство здания42. Центральный неф был огорожен белой мраморной балюстрадой, четыре колонны алтаря были изготовлены из зеленого мрамора.

Дюваль предполагает, что такая необычная конструкция связана с ограниченностью пространства комплекса в направлении юго-восток — северо-запад. Вероятно, когда в византийский период появилась необходимость расширения храма, это можно было сделать только в направлении юго-запад — северо-восток, при этом девять колоннадных пролетов первоначальной базилики стали девятью нефами нового хра-ма43. В равной мере можно предполагать, что оба нефа, обе апсиды и один престол между ними существовали изначально, примером является базилика в Юнке44.

Полы боковых нефов были выложены надгробными плитами, а это указывает на то, что либо храм был построен на христианском кладбище, либо захоронения уважаемых христиан и в византийский период совершались непосредственно в базилике45.

Подземная ротонда базиликального комплекса является еще одной темой непрерывной археологической дискуссии. Уникальное для североафриканской архитектуры здание глубиной 9 м и внутренним диаметром 15 м имеет два симметричных лестничных спуска и внутреннюю колоннадную

Ил. 12. Внутренняя структура базилики

40 См.: Урбанович Г., прот. Семь Церквей Апокалипсиса. Смоленск, 2011. С. 101.

41 Duval N. Études d'architecture chrétienne nord-africaine. Fig. 17.

42 См.: EnnabliL. Christian Cartage. P. 60.

43 См.: Duval N. Études d'architecture chrétienne nord-africaine. P. 1113.

44 См.: Duval N. Les églises africaines a deux absides. P. 125-131. Fig. 66, 69-70.

45 Тема христианских захоронений в нефах североафриканских базилик и декорирование полов мозаично украшенными надгробными плитами затрагивается в целом ряде археологических исследований. Наиболее подробный анализ представлен в: Cintas M., Duval N. Basiliques et mosaïques funéraires... P. 871-950.

конструкцию по всему периметру. В центре ротонды находится круглый фундамент диаметром 2 м (ил. 1346).

Ил. 13. Ротонда Damous el Karita

Мнения археологов относительно христианского использования этого здания колеблются между мартириумом и баптистерием. Реконструкция, проведенная А. Лезиным (А. L6zine), указывает на то, что ротонда имела не только подземное, но и наземное архитектурное исполнение в форме башни47 (ил. 1448).

Ни конструктивно, ни архитектурно ротонда не связана с базиликой, что может свидетельствовать о разных периодах строительства зданий. Декор ротонды и особенности конструкции указывают на период строительства не позднее V в., хотя допустима и более ранняя датировка. Дюваль, рассуждая в рамках североафриканской традиции почитания мучеников, предлагает считать ротонду почитаемым древним мартирием-мавзолеем, рядом с которым и был возведен паломнический комплекс Damous е1 Кагка49.

Близкую по конструкции архитектурную композицию можно наблюдать в малоазийском Пергаме, где во II в. был построен храмовый комплекс Сераписа и Изиды с храмом и двумя башнями, имеющими как надземную, так и подземную части. В нач. V в. языческий комплекс был обращен в церковь св. апостола Иоанна, а башни стали выполнять функции баптистерия и мартириума50 (ил. 15).

46 URL: http://fr.wikipedia.org/wiki/Basilique_de_Damous_El_Karita

47 См.: DuvalN. Études d'architecture chrétienne nord-africaine. P. 1115.

48 Ibid. Fig. 18.

49 См.: Ibid. P. 1115.

50 См.: Урбанович Г., прот. Семь Церквей Апокалипсиса. С. 157.

Ил. 14. Внутренняя структура ротонды Damous el Karita

Ил. 15. Руины храмового комплекса Сераписа и Изиды (с Vв. — церковь св. Иоанна Богослова) с базиликой и ротондами (Пергам, Малая Азия)

Анализируя результаты исследований в археологической зоне Карфагена, можно свидетельствовать, что размах христианского строительства в ГУ—УП вв. здесь не уступал столичным церковным проектам в Риме и Константинополе. Своеобразие североафриканской церковной архитектуры в Карфагене было менее явно выражено, чем в других городах региона, — возможно, это было связано с активной перестройкой столичных храмов в византийский период после столетнего арианского господства. Можно лишь сказать, что общей чертой этих церквей осталось традиционное для Северной Африки расположение алтаря практически в центре храма и отсутствие нартекса.

Ключевые слова: Северная Африка, Карфаген, блж. Августин, св. Киприан, мученик, гробница, мартириум, базилика, апсида, алтарь, Dermech I, Damous е1 ^г^, Эннабли, Дюваль.

Christian Architecture of North Africa (4—6th Centuries). Carthage

G. Urbanovich

The article considers the peculiarities of development of the North African Church architecture of the capital ofthe region of Carthage in connection with the local tradition of the veneration of martyrs, as well as to the fact that in the period from the 4th to the 6th century ecclesiastical art of North Africa was under the influence of four different directions — the Orthodox Latin, Donatists, Arian and Orthodox Byzantine. To explain and classify the stages of the development of Christian architecture, establishing the original appearance and the interior of the temple, is possible only on the basis of a comprehensive approach based on the study of the literary heritage (Augustine, Quodvultdeus, Victor Vitensis, Procopius) and the archaeological analysis of North African basilicas. Among the Christian monuments of Carthage, the most studied and interesting from the point of view of the device inner space is the Episcopal Basilica of Dermech I, St. Cyprian and Damous el Karita, and are offered for consideration.

Keywords: North Africa, Cartage, st. Augustine, st. Cyprian, martyr, tomb, mar-tirium, the Basilica, the apse, the altar, Dermech I, Damous el Karita, Ennabli, Duval.

Список литературы

1. Августин из Гиппона. Исповедь. М.: Паолине, 2008.

2. Виктор Витенский. История гонений в африканской провинции / Пер. с лат. М. Ф. Высокого, В. А. Дорофеевой // Церковные историки IV—V веков. М., 2007. С. 97—169.

3. Купча Н. Музей Бардо «От мифа к мифу». Тунис, 2006.

4. Прокопий Кесарийский. Война с вандалами // Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история / Пер., ст., коммент. А. А. Чекаловой; отв. ред. Г. Г. Литаврин. М.: Наука, 1993. С. 147-267.

5. Прокопий Кесарийский. О постройках // Прокопий Кесарийский. Война с готами. О постройках. М.: Арктос, 1996. С. 125-165.

6. Урбанович Г., прот. Особенности становления североафриканской раннехристианской архитектуры (IV-V вв.) в связи с традицией поминания и почитания мучеников // Вестник ПСТГУ. 2015. V: 3 (19). С. 7-27.

7. Урбанович Г., прот. Внешние формы североафриканской храмовой архитектуры (V-VI вв.) в связи с традицией поминания и почитания мучеников // Вестник ПСТГУ. 2015. V: 4 (20). С. 7-21.

8. Урбанович Г., прот. Семь Церквей Апокалипсиса. Смоленск, 2011.

9. Успенский Б. А. Крест и круг: Из истории христианской символики. М., 2006.

10. Augustinus. Sermones // S. Aurelii Augustini opera omnia: Patrologiae Latinae elenchus. URL: http://www.augustinus.it. (дата обращения: 13.04.2015).

11. Cintas M., Duval N. Basiliques et mosaïques funéraires de Furnos Minus // Mélanges de l'Ecole française de Rome. Antiquité. 1978. Vol. 90, No. 2. Р. 871-950.

12. Duval N. Études d'architecture chrétienne nord-africaine // Mélanges de l'école française de Rome. 1972. Vol. 84, No. 2. P. 1071-1172.

13. Duval N. Les églises africaines a deux absides. Recherches archéologiques sur la liturgie chrétienne en Afrique du Nord. Recherches archéologiques a Sbeitla 1: Les Basiliques de Sbeitla a deux sanctuaires opposés. Basiliques I, II et IV. P., 1971.

14. Ennabli L. Christian Cartage. Ministere de 1а Culture Agency for the Development of National Heritage and Cultural Promotion, 2001.

15. Gauckler P. Basiliques chrétiennes de Tunisie. In-4°, 29 p. et 32 planches // Revue Archéologique. Т. 22 (4 série). P., 1913. P. 230-233.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.