Вестник ПСТГУ
Серия V. Вопросы истории
и теории христианского искусства
Протоиерей Георгий Урбанович, канд. богословия, ректор Смоленской Православной духовной семинарии [email protected]
2015. Вып. 3 (19). С. 7-26
Особенности становления североафриканской
РАННЕХРИСТИАНСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ (ГУ—У ВВ.) В СВЯЗИ С ТРАДИЦИЕЙ ПОМИНАНИЯ
И почитания мучеников
Г. Урбанович
В статье анализируются особенности развития североафриканской раннехристианской архитектуры в связи с местной традицией почитания мучеников и исповедников, восходящей к дохристианской традиции поминовения усопших. Археологические и литературные исследования позволяют сделать вывод, что Церковь в Северной Африке в IV—V вв. испытывала серьезное влияние языческого отношения к смерти и почившим предкам, которое проявлялось в архитектуре, богословии (донатизм) и повседневной религиозной практике. Только к VI в., когда вандальская Северная Африка была завоевана византийскими войсками, эта местная практика почитания умерших была приведена в согласие с византийской литургической и архитектурной традицией.
Становление и развитие христианской архитектуры в странах Северной Африки связано с рядом внешних факторов, безусловно оказавших влияние на устроение христианских храмов. Говоря о христианском храмостроительстве, следует отметить, что до издания Миланского эдикта в 313 г. о повсеместной постройке церквей говорить, скорее всего, невозможно. Христиане, будучи непризнанной государством религиозной общиной, собирались на богослужения в пещерах, катакомбах или частных домах. Трудно с точностью определить, с какого времени христиане в Северной Африке начали строить особые здания для своих богослужебных собраний и когда появились первые храмы. И эта трудность возрастает еще более оттого, что черта, отделяющая домашнюю церковь или марти-риум от храма, порой еле уловима, и переход от одного к другому мог совершиться благодаря самым незначительным изменениям.
В нач. III в. большая часть североафриканских областных городов уже имела церковную иерархию, и христианские общины группировались около своих епископов с подчиненным им клиром. Доникейский период, характеризующийся в истории Церкви вспышками жестоких гонений против христиан, нельзя считать однозначно антихристианским. Существует немало исторических свидетельств о некоторых римских императорах, которые достаточно лояльно относились к христианам и не препятствовали им собираться для богослужения1.
1 «Он [Александр Север] хотел построить храм Христу и принять Его в число богов.
Об этом, говорят, думал и Адриан, который приказал построить во всех городах храмы без
Одно из самых ранних свидетельств о построении христианского храма относится ко времени императора африканского происхождения Александра Севера (222—235), который в споре о том, что построить на ценном земельном участке: церковь или трактир, распорядился в пользу христиан: «...лучше пусть на этом месте поклоняются Божеству каким бы то ни было образом, чем отдавать его попинариям»2. Евсевий отмечает, что до эдикта Диоклетиана, повелевшего «повсюду разрушать церкви до основания», христиане «по всем городам начали строить с самого основания обширные церкви»3. Лактанций, описывая разрушение христианского храма по указу императора Диоклетиана, отмечает, что церковь (никодимийская) представляла собой здание довольно больших размеров, поднимавшееся на значительную высоту и окруженное общественными постройками4.
Не располагая однозначными археологическими свидетельствами того, что христиане в Северной Африке имели свои церкви в III в., можно привести некоторые опосредованные доказательства из литературных памятников, указывающие на существование в ряде провинций Римской империи собственно христианских молитвенных построек. Один из наиболее ярких представителей североафриканской литературной традиции Тертуллиан в своем сочинении против Валентиниана приводит некоторые данные об устройстве первых храмов христиан: «Дом нашего голубя прост, всегда на возвышенном и открытом месте и обращен к свету: образ Св. Духа любит восток — образ Христа»5. Во второй книге 57-й главы Апостольских постановлений в более конкретных и подробных чертах описывается устройство христианского храма: «Да будет здание продолговато, обращено на восток, с притворами по обеим сторонам к востоку, подобно кораблю. В средине да будет поставлен престол епископа, по обеим же сторонам его пусть сидят пресвитеры, а диаконы пусть стоят около одетые в полное облачение... По их распоряжению в другой части здания пусть сядут миряне с полным безмолвием и благочинием, а женщины отдельно, и они пусть сидят, соблюдая молчание. В средине же чтец, став на некотором возвышении, пусть читает книги Моисеевы... А привратники пусть стоят при входах мужчин, охраняя их, диакониссы же при входах женщин»6. В восьмой книге постановлений (VIII. 4—12) уже в литургическом контексте описывается центральная часть
изображений богов; они и поныне называются храмами Адриана, так как не имеют божества; он, говорят, с этой целью и построил храмы. Но этому воспротивились те, которые, справившись в священных изречениях, нашли, что, если он это сделает, все станут христианами, и прочие храмы будут заброшены» (Элий Лампридий. Александр Север. XLIII. URL: http:// ancientrome.ru/antlitr/sha/lampasev.htm (дата обращения: 14.05.2014)).
2 "...rescripsit melius esse, ut quomodocunque illic Deus colatur, guam popinariis dedatur" (Элий Лампридий. Александр Север. XLIX. URL: http://ancientrome.ru/antlitr/sha/lampasev.htm (дата обращения: 14.05.2014)).
3 Евсевий Памфил. Церковная история. VIII. 1. М., 1993. С. 286.
4 См.: Лактанций. О смертях преследователей (De mortibus persecutorum). XII. 2 / Пер. с лат., вступ. ст., коммент., указ. и библиогр. список В. М. Тюленева. СПб., 1998. С. 154.
5 "...nostrae columbae etiam domus simplex in editis semper et apertis et ad lucem. amat figura spiritus sancti orientem Christi figuram" (Tertullianus. Adversus Valentinianos. 3. URL: http://www. thelatinlibrary.com/tertullian.html (дата обращения: 15.12.2014)).
6 Апостольские постановления. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. С. 72—73.
храма (Р^ца) и алтарь с жертвенником (Эиоюот^рюгу), возле которого располагалось духовенство во главе с епископом, совершавшим Евхаристию7.
Эти письменные свидетельства представляются крайне важными, так как, во-первых, они говорят о возможности существования христианской архитектуры в доконстантиновский период, а во-вторых, рассказывают о внешней и внутренней конструкции церквей, которая в основных чертах будет сохранена и в последующее время. В константиновский период одно из самых подробных и торжественных описаний христианского храма составлено епископом Евсевием Кесарийским в Слове на освящение церкви в Тире Финикийском8.
К сожалению, описания церквей, оставленные христианскими авторами ГУ—У вв., не затрагивают устройства храмов североафриканского региона. Литературные свидетельства латинских авторов об африканском храмовом зодчестве крайне немногочисленны и не имеют прямого отношения к архитектуре9, а произведение Прокопия Кесарийского «О постройках», написанное в 560 г. и упоминающее церковное строительство в Африке, отражает уже византийский взгляд и византийскую эпоху10.
Основным источником информации о становлении и развитии христианской архитектуры в Северной Африке, безусловно, являются данные археологии. Многочисленные археологические и эпиграфические свидетельства не позволяют датировать руины североафриканских храмов периодом ранее ГУ в., но тем не менее, исходя из материалов исследований, можно говорить о неких устойчивых архетипах африканского храмового зодчества, существовавших уже с сер. ГУ в.
7 См.: Апостольские постановления. С. 197—208.
8 «Для этой церкви предназначил он (епископ Павлин Тирский) пространство гораздо обширнее прежнего, и оградил его крепкой стеной, чтобы огражденное место было безопасным убежищем для каждого; поставил величественные и высокие врата, устремленные к лучам восходящего солнца, дав, таким образом, возможность и стоящим за священной оградой ясно созерцать внутреннее... Впрочем, вошедшему через врата внутрь он не позволил сразу же вступать в святилище нечистыми и неомытыми ногами, но, оставив между храмом и вратами ограды весьма большое место, украсил его со всех сторон четырьмя полукруглыми портиками и придал ему вид четырехугольника, поддерживаемого везде колоннами. Здесь, напротив храма, поместил он символы святого очищения, т. е. устроил источники, обильно дающие воду для омовения вступающим в церковный двор. Здесь останавливаются сначала все входящие, и все видят эту благообразную красоту. Множество внутренних преддверий ведет ко входу в храм; на стороне, обращенной к солнцу, он устроил три двери, причем среднюю сделал выше и шире боковых (они словно телохранители при царице), украсил ее бронзовыми, на железном основании, изваяниями и резьбой. Завершив постройку храма, он украсил его возвышенными престолами в честь предстоятелей и, кроме того, сиденьями, расположенными в стройном порядке по всему храму, а посредине поставил Святая святых — жертвенник. Чтобы это святилище не для всех было доступно, он оградил его деревянной решеткой, искусно и тонко сработанной, приводящей в удивление созерцающих...» (Евсевий Памфил. Церковная история. X, 37—44. С. 351—352).
9 Наиболее полный анализ литературных свидетельств о распространении христианства в Северной Африке в III—IV веках в связи с археологическими изысканиями представлен в исследовании: Duval Y. Densité et répartition des évêchés dans les provinces africaines au temps de Cyprien // Mélanges de l'Ecole française de Rome. Antiquité. 1984. Vol. 96. No. 1. P. 493-521.
10 Прокопий Кесарийский. О постройках // Прокопий Кесарийский. Война с готами. О постройках. М.: Арктос, 1996. С. 125-165.
Французские археологи, работавшие на руинах римских городов в этом регионе, выделяют три этапа становления христианской храмовой архитектуры. Первый этап североафриканского церковного зодчества можно датировать условно периодом с 313 по 429 г.11, он характеризуется обращением некоторых гражданских базилик и языческих храмов в церкви, а также строительством первых церквей. С церковно-исторической точки зрения этот период можно считать наиболее интересным, так как он отражает архитектурные и литургические взгляды и идеи основателей североафриканской Церкви. В рамках этого этапа археологи отмечают два самостоятельных архитектурных направления, имеющих свои незначительные особенности в храмовом устройстве, — православное и донатистское.
Второй этап, датируемый 429—534 гг., начинается после захвата Северной Африки вандалами12. Карфаген (современный Тунис) стал центром королевства вандалов и аланов. Вандалы, исповедовавшие арианство и уже имевшие свою столетнюю христианскую культуру, внесли изменения и в интерьер, и в экстерьер занятых ими церквей. Французские археологи и исследователи называют этот период в истории североафриканского храмового строительства ариан-ским, или вандальским.
Королевство вандалов просуществовало до 534 г., когда войска византийского императора Юстиниана I разгромили его. Более столетия земли будущего Туниса находились под властью Византийской империи. Византийский период (534—698) характеризуется новым этапом в жизни североафриканской Церкви13. После столетия арианства было восстановлено православие, а храмовая архитектура этого периода отразила все особенности византийского зодчества эпохи Юстиниана. Этот период с археологической точки зрения фиксируется совершенно определенно, так как интерьер всех североафриканских храмов претерпел достаточно серьезные изменения под влиянием «восточного» направления.
В 670 г. арабская армия под командованием Укбы ибн Нафи вторглась на территорию Туниса. Арабы основали свою столицу — город Кайруан — и стали подчинять себе отдельные поселения христиан и берберов. В 698 г. был взят и разрушен византийский Карфаген, на месте которого был построен арабский Тунис. Этот период можно считать закатом истории раннехристианской Церкви на севере Африки. Арабы не стремились к разрушению христианских храмов или обращению их в мечети. В некоторых городах (Суфетула — араб. Сбейтла) церковные постройки разбирались на стройматериалы для новых городов (Кай-руан), но в большинстве случаев они просто ветшали и превращались в руины, так как арабы неохотно селились в римских городах.
К сожалению, большинство памятников христианской архитектуры Африки, как православных, так и донатистских, с трудом поддаются датировке. Их место в трехсотлетнем периоде, отделяющем царствование Константина от арабского завоевания, часто определяется на основании весьма неубедительных данных. Наиболее древней из открытых археологами североафриканских церквей является базилика в Кастеллум Тингитануме (Орлеанвиль), воздвигнутая,
11 Raven S. Rome in Africa. N. Y., 1993. P. 186-194.
12 Ibid. P. 196-205.
13 Ibid. P. 209-224.
как предполагается, в 324 г. Строительство храмов продолжалось вплоть до вторжения арабов, на что указывают руины купольной церкви-часовни свв. Сильва-на и Фортуната в окрестностях г. Сбейтлы14.
Руины раннехристианских храмов Северной Африки представляют несомненный интерес, так как позволяют достаточно достоверно (последние перестройки датируются VII в.) восстановить внешние и отчасти внутренние структуры церквей, построенных в IV—VI вв. Практически все церковные постройки Северной Африки имеют базиликальную форму. Это, скорее всего, связано с тем, что первыми церквами этого региона были преобразованные гражданские базилики, а строительство собственно христианских храмов осуществлялось по уже заданному образцу. Андре Жюльен в своем исследовании замечает, что "эти постройки обнаруживают удивительное сходство с соответствующими памятниками Сирии и Египта. Круглые очертания и купольные перекрытия не встречаются в этих зданиях, которые представляли собой окруженную портиками прямоугольную базилику, часто без открытого сверху помещения (atrium)"15 (ил. 1)16.
Ил. 1. Базилика в г. Хайдра (реконструкция)
В большинстве случаев базилики имели апсидальную часть, ориентированную на запад, хотя это не являлось всеобщим правилом. В качестве образца «типовой» церкви, обращенной из гражданской базилики в IV в., можно рассмотреть пример базилики в г. Сабрата. Этот археологический объект серьезно исследовался французскими учеными и описан достаточно подробно. Базилика в г. Сабрата, построенная в кон. I в., имела зал трибунала в апсиде западной стороны. Апсида с трибуналом возвышалась более чем на 1 м относительно общего
14 Ш.-АндреЖюльен. История Северной Африки. Тунис. Алжир. Марокко. М., 1961. С. 274.
15 Там же. С. 271.
16 Duval N. L'église de l'évêque Melleus à Haïdra (Tunisie): la campagne franco-tunisienne de 1967 // Comptes-rendus des séances de l'Académie des inscriptions et belles-lettres. 1968. Vol. 112. No. 2. P. 221-244, 227.
уровня помещения, войти в трибунал можно было только через боковой вход, по лестнице17 (ил. 2)18.
Во 2-й пол. IV в., после землетрясения 365 г., базилика перестраивалась — появилась вторая апсида с восточной стороны. В базилике были две трибуны, находящиеся в апсидальных частях, сохранились лестницы, примыкающие к внешним сторонам апсид.
Ил. 2. План гражданской базилики г. Сабрата (I—IIIвв.)
Восточная апсида, имеющая скамью вдоль стены, была выше общего уровня лишь на несколько ступеней, археологи предполагают, что такая реконструкция может указывать на начало использования здания христианами19, но эта тема является дискуссионной. Н. Дюваль утверждает, что присутствие двух апсид никак не объясняется литургическим предназначением, так как в ряде базилик они существовали задолго до христианского использования здания20. Во всяком случае, двухапсидная конструкция в североафриканском регионе встречается достаточно часто (ил. 3)21.
17 Ward-Perkins J. B. Intérim Report on Excavations at Sabratha in 1948, Reports on Monographs of the Department of Antiquities in Tripolitania, 2. 1949. P. 21—24.
18 Duval N. Une basilique chrétienne à deux absides à Sabratha (Tripolitaine)? La basilique I: une révision récente. Études d'Archéologie chrétienne nord-africaine. XVI // Revue des Etudes Augustin-niennes. 1987. Vol. 33. P. 274.
19 Romanelli P. La basilica cristiana nellAfrica settentrionale italiana // Atti IV Congresso int. di Arch. Crist. 1938, I. Vatican, 1940, description de la basilique I. P. 247-253.
20 Duval. Une basilique chrétienne à deux absides à Sabratha. P. 274.
21 Ibid. P. 277.
Ил. 3. План церкви г. Сабрата (IV—Vвв.)
С самого начала использования базилики г. Сабрата христианами она была ориентирована на запад, каким бы ни являлось функциональное назначение восточной апсиды. Исключительно западная апсида служила пресвитерием, престол был установлен в западной части центрального нефа, в месте, где прежде находился какой-то языческий монумент (возможно, алтарь), так как христианский престол был построен на уже существовавшем основании. Алтарная сень с ее колоннами (красного и желто-коричневого цвета) датируется этой же эпохой. Первоначальная апсида трибунала была реконструирована и приспособлена для баптистерия22. Вторая (восточная) апсида этой базилики была местом захоронения уважаемых или почитаемых христиан (мартириум), в большинстве североафриканских церквей в этой части храма был свой престол для заупокойных богослужений.
Реставрация храма, которую можно отнести к эпохе Юстиниана, последовала за очень сильным разрушением (предположительно — землетрясение), поскольку церковь была практически создана заново: отстроены две новые стены, изменена колоннадная конструкция, поднят пол, восточная апсида упразднена. Пример подобной реконструкции базилики в г. Сабрата можно считать уникальным, так как в византийский период почти все североафриканские храмы перестраивались апсидой на восток, престол смещался как можно ближе к апсиде, а вторая, традиционная для этого региона, апсида просто устранялась23. В Сабрате сохранились и западная ориентация храма, и центральное расположение престола (ил. 4)24.
Вероятно, основной причиной этого могли быть особенности функционального использования второй, в данном случае восточной, апсиды. Здесь, по севе-
22 Duval. Une basilique chrétienne à deux absides à Sabratha... P. 279.
23 Ibid. P. 281.
24 Ibid.
Ил. 4. План церкви г. Сабрата (VI—VIIвв.)
роафриканской традиции, находились под полом гробницы с мощами святых мучеников (или просто христиан), что обусловило сохранение именно западной (свободной от захоронений) части храма, восточная же сторона была отделена, став, таким образом, приходским кладбищем.
Тема второй апсиды и второго престола в североафриканских церквах является наиболее дискуссионной в археологических исследованиях. Храмы подобного типа в других регионах единичны (Малая Азия, Испания) и не подлежат систематизации, в этом же регионе практически все церкви имеют такую конструкцию. Несомненный интерес вызывают исторические и патрологические аспекты этого вопроса, которые опираются на результаты археологических исследований.
Строительство самых первых церквей как особых богослужебных сооружений относится к периоду правления Константина Великого, и здесь, на территории римской провинции Проконсульская Африка, расцвет Церкви был столь стремительным, что это невольно вызывало у ряда историков сравнение с христианизацией Малой Азии25. У. Тэлфер (W. Telfer) отмечает наличие сравнительно тесных личных контактов Тертуллиана и Киприана с представителями малоазийских церквей26. Переселенцев здесь было много, а регион относился к тем частям империи, где греческий язык был достаточно распространен27. Лите-
25 Monceaux P. Histoire litteraire de 1'Afrique chretienne. Paris, 1901. Р. 10; Leclercq H. LAfrique chretienne. P., 1904. Р. 42.
26 Telfer W. The Origins of Christianity in Africa // Studia Patristica. Vol. IV. Berlin, 1961. P. 513.
27 Во время допроса Сцилитанских мучеников заслуживает внимания одна деталь: на вопрос проконсула о содержимом ящика для свитков, который, вероятно, держит в руках Сперат, тот отвечает: «Книги и письма Павла, честного человека». То, что эти письма не переведены еще с греческого, не вызывает особых сомнений. Первые произведения Тертуллиана были написаны по-гречески (см.: Сергеева Е. В. Первые христианские общины в Северной Африке // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира / Под ред. проф Э. Д. Фролова. СПб., 2007. Вып. 6. С. 430).
ратурные и исторические памятники свидетельствуют, что развитие североафриканской Церкви началось со 2-й пол. II в., при этом христиане этого региона с самого начала показали необычайное мужество и пренебрежение смертью перед лицом римской власти. Не случайно именно здесь нашли опору наиболее радикальные течения христианства, в первую очередь монтанизм с его обостренным стремлением к мученическому венцу28.
Распространение христианства «покупалось» очень дорогой ценой. Целый сонм мучеников украсил Церковь уже в нач. III в., а афоризм Тертуллиана о крови мучеников как о семени новых христиан совершенно справедливо характеризует североафриканскую ситуацию. Дж. Куастен (Johannes Quasten) выражает идею, что именно особое почитание мучеников наложило неизгладимый отпечаток на все аспекты развития североафриканской Церкви29.
Уже в IV в. блж. Августин, характеризуя африканскую Церковь, вопрошал: "Numquid non et Africa sanctorum martyrum corporibus plena est?"30 В письмах Августина встречаются наименования по меньшей мере 12 базилик святых мучеников в Карфагене и пяти — в Гиппоне, при этом епископ не ставит своей целью перечислять их, а лишь упоминает в контексте других событий31. Августин неоднократно обращается в своих назидательных речах и сочинениях к актам мученичества и к описаниям чудес на гробницах мучеников как к неотъемлемой составляющей жизни африканской Церкви32.
Дж. Куастен33 и Р. Йенсен34 в своих исследованиях развивают тезис, что в III—IV вв. удивительным образом переплелись стихийное народное почитание мучеников и языческая североафриканская поминальная традиция, несомненно наложившая отпечаток на традицию христианскую. Археологические данные свидетельствуют, что члены семьи собирались на кладбище вокруг стола — или переносного, или постоянного. По форме этот погребальный стол мог быть полукруглым, круглым или прямоугольным, порой он выполнялся в форме небольшой платформы, установленной выше могилы. Каменная или мраморная столешница этих надгробных языческих конструкций имела специальные отверстия для возлияния на могилу вина, масла или опускания продуктов, хотя трапеза могла иметь и символическое значение35 (ил. 5)36.
Мавзолеи, построенные богатыми людьми, имели уже четко продуманную структуру: специально установленный triclinium с тремя каменными сиденьями,
28 См.: Сергеева. Первые христианские общины в Северной Африке... С. 429.
29 Quasten J. "Vetus Superstitio et Nova Religio" the Problem of Refrigerium in the Ancient Church of North Africa // The Harvard Theological Review. 1940. Vol. 33. No. 4 (Oct.). Р. 254.
30Augustinus. Epistula 78, 3. // S. Aurelii Augustini opera omnia: Patrologiae Latinae elenchus. URL: http://www.augustinus.it (дата обращения: 13.04.2015).
31 Delehaye H. Les origines du culte des martyrs. Bruxelles, 1912. Р. 422.
32 Augustinus. De civitate dei, 22, 8. // S. Aurelii Augustini opera omnia: Patrologiae Latinae elenchus (URL: http://www.augustinus.it (дата обращения: 04.04.2015)).
33 Quasten. "Vetus Superstitio et Nova Religio". Р. 253-266.
34 Jensen R. M. Dining with the Dead: From the Mensa to the Altar in Christian Late Antiquity // Commemorating the Dead. Texts and Artifacts in Context. Studies of Roman, Jewish, and Christian Burials / Ed. by Laurie Brink, O. P. and Deborah Green. Berlin; N. Y., 2008. Р. 107-143.
35 Jensen. Dining with the Dead... Р. 118.
36 Ibid. Р. 127.
поставленными П-образно, и опорой в центре для погребального стола (ил. 6)37.
В эпитафии из африканской провинции Мавритания, адресованной женщине по имени Аэлия Секунда, умершей в 299 г., достаточно подробно описан сам ритуал заупокойной трапезы. Это было не только ритуальное вкушение определенных видов пищи и вина, но и религиозное восхваление умершей, при этом уточняется, что все собрались вокруг алтаря (ara) или каменного трапезного стола (Lapidea mensa), посвященного этой женщине38.
Христиане не прервали эту традицию, но адаптировали ее, насколько это было возможно, к христианскому учению о смерти и загробной жизни. Непрерывность между языческими и христианскими погребальными обрядами хорошо прослеживается в многочисленных надписях и мозаиках вплоть до V в. При археологических раскопках североафриканского города Типаса (Алжир) были открыты два кладбища значительных размеров. Некоторые предметы погребальной утвари (скамьи, каменные и мраморные трапезные столы) сохранились достаточно хорошо, многие из них имеют мозаичные рисунки и хорошо читаемые надписи39. Наряду с обычными могилами на одном из кладбищ были обнаружены гробницы свя-
37 Jensen. Dining with the Dead... Р. 125.
38 "Memoria Aeliae Secundulae.
Funeri mu[l]ta quid[e]m condigna iam misimus omneS, Insuper ar[a]equ[e] deposte Secundulae matrI In qua magna eius memorantesplurima factA, Dum cibiponuntur calicesq[ue]. E[i]copertaE, Vulnus utsanetur nos rod[ens]pectore saeuuM Libentur fabul[as] dum sera redimus horA Castae matri bonae laudesq[ue], vetula dormiT Ipas, q[uae] nutri[i]t, iaces et sobriae semper. V[ixit] a[nnis]LXXVa[nno]p[rovinciae] CCLX,
Statulenia Iulia fecit. Lapideam placuit nobis atponere mensaM" (Jensen. Dining with the Dead... Р. 124).
39 Toutain J. Fouilles de M. Gsell à Tipasa: Basilique de Sainte Salsa // Mélanges d'archéologie et d'histoire. 1891. Vol. 11. No. 1. P. 179-185.
Ил. 6. Фреска из катакомб Петра и Марцеллина, изображающая поминальную трапезу. Рим
тых мучеников (мартирии) и базилики, построенные как помещения для погребальной трапезы и частного использования (мартирий св. Сальса) (ил. 7).
Значительный археологический интерес представляет базилика, построенная в кон. IV в. епископом Александром для собственного захоронения в западной апсиде, где уже ранее были похоронены девять его предшественников вместе с другими христианами. Неф и апсиды этого здания размером 23 х 14 м заполнены гробницами, в апсиде сохранились остатки полукруглой каменной скамьи для совершения заупокойной трапезы (ил. 8)40.
Ил. 7. Mensa из базилики Александра (Типаса, Алжир)
Ил. 8. Руины базилики-мартирия св. Сальса (IV в., Типаса, Алжир)
На соседнем кладбище археологами был найден каменный стол (mensa) для заупокойной трапезы, датированный, как и базилика, кон. IV в. Стол был покрыт мозаикой с изображением рыбы и надписью IN DEO, PAX ET CONCORDIA SIT CONVIVIO NOSTRO (В Боге мир и согласие да пребудут на нашей трапезе), которые были идентифицированы исследователями как христианские41 (ил. 9)42.
40 Jensen. Dining with the Dead... P. 127.
41 Ibid. P. 128.
42 Ibid. P. 129.
Ил. 9. Mensa с христианской надписью и символикой (Типаса, Алжир)
Ил. 10. Аксонометрическое изображение традиционной североафриканской гробницы ■ мартириума в форме triconch
Пример кладбища, мартирия и базилики в г. Типаса не является единственным. Ж. Синтас и Н. Дюваль в своем исследовании североафриканских мартириумов резюмируют, что поминальные обычаи проходили достаточно долгий путь христианизации, а памятники архитектуры (мартирии и кладбищенские церкви) наглядно этот путь отразили43. Глубокий сравнительный анализ раннехристианских погребальных традиций на Востоке и Западе представлен в работе Э. Ребийара44.
Многочисленные примеры указывают на то, что христиане продолжали почитать своих умерших предков в согласии с древней традицией, но включали в состав своих «семей» почивших клириков, мучеников и святых, к которым обращались на трапезах с восхвалениями и просьбами, и, таким образом, делали церковь «своей семьей». Вкушение поминальной пищи на гробнице святого было определенным видом refrigerium, неким вариантом общения со святым (ил. 10 45, 1146).
Практика совершения Евхаристии во время похорон упоминается в литературных источниках не ранее 2-й пол. IV в., и лишь косвенно. Собор африканских епископов запретил служение литургии в присутствии мертвого тела и специально наложил запрет на практику положения Тела Христова в рот усопше-
43 Cintas J., Duval N. Le martyrium de Cincari et les martyria triconques et tétraconques en Afrique // Mélanges de l'Ecole française de Rome. Antiquité. 1976. Vol. 88. No. 2. P. 883.
44 Rebillard É. Koimetérion et Coemeterium: tombe, tombe sainte, nécropole // Mélanges de l'école française de Rome. 1993. Vol. 105. No. 2. P. 975-1001.
45 Cella trichora (triconch) (URL: http://www.aquincum.hu/kismuzeumok/cellakep.htm).
46 Cintas M., Duval N. Basiliques et mosaïques funéraires de Furnos Minus // Mélanges de l'Ecole française de Rome. AntiquitH. 1978. Vol. 90. No. 2. Fig. 12.
Ил. 11. Аксонометрическое изображение гробницы — мартириума Синкари
в форме triconch
го47. Другие постановления собора позволяют принятие Евхаристии участникам похорон, если они в этот день воздерживались от пищи48. Августин, описывая похороны Моники, замечает, что практика в Италии отличается от африканской, в которой они празднуют «Жертву нашего искупления» на гробе в присутствии тела покойного49 (ил. 1250, 1351).
Гробницы мучеников (мартирии) были устроены с использованием всех необходимых атрибутов североафриканской поминальной традиции, что формировало совершенно особый «трапезный» вариант паломничества, когда верующие шли не только на могилы своих почивших родственников, но и на могилы почитаемых святых с пищей и питием52. Дж. Куастен предполагает, что почитание гробниц мучеников было особым вариантом народного благочестия, в то
47 «Положено, да не дастся Евхаристия телам скончавшихся. Ибо писано есть: примите, ядите, но тела мертвых ни прияти, ни ясти не могут» (Правило 26 Карфагенского собора // Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных, и святых отец. М., 1993. С. 192).
48 Правило 50 Карфагенского собора. С. 200.
49 «...когда предложена была за нее искупительная Жертва, и, по обычаю тех мест, тело до положения в гроб лежало около него.» (cum offerretur pro ea sacrificium pretii nostri iam iuxta sepulchrum posito cadauere) (Августин, блж. Исповедь. 9.12.32. URL: http://www.augustinus.it (дата обращения: 04.04.2015)).
50 Cintas, Duval. Le martyrium de Cincari... Р. 901.
51 Ibid.
52 Римские катакомбы имеют подобные места — среди них triclinium в Катакомбах До-мициллы, крипта Венеранды, сам саркофаг которой, возможно, служил mensa и со временем был преобразован в евхаристический алтарь для паломников, желавших участвовать в литургии (см.: Jensen. Dining with the Dead... Р. 128).
1
2
Ил. 12—13. План североафриканскихмартириев 1У—Увв., во многом наследующих традиции помещения для погребальной трапезы.
1. Мартирий В1г РШка в Карфагене; 2. Мартирий в Синкари
время как в базиликах священники совершали «официальное» богослужение53 (ил. 1454, 1555).
Блж. Августин гневно описывает56 примеры ежедневных алкогольных возлияний паломников в соборе св. Петра в Риме, этот храм на рубеже 1У—У вв. продолжал быть местом заупокойных трапез и для паломников, и для членов известных христианских семей, родственники которых были похоронены рядом с могилой апостола Петра57. Блж. Иероним также с негодованием пишет (Vig. 9)58 о юношах и «негодных женщинах», проводящих ночные часы в базиликах мучеников. В Апостольских постановлениях содержится достаточно спорное указание о том, как совершать христианские погребальные трапезы. Видимо, этот документ, датируемый рубежом III—IV вв., отразил некий переходный период от языческих поминок к христианской поминальной молитве: «Совершайте же третины почивших в псалмах, чтениях и молитвах, ради Воскресшего в третий день, и девятины в воспоминание сущих здесь почивших, и сорочины по древнему образцу, ибо так народ израильский оплакивал Моисея, и годины о памяти почившего. И пусть раздают из имения его нищим в поминовение его... Когда же позовут вас на памяти (цуеюь) их, то вкушайте с благочинием и страхом Божиим,
53 Quasten. "Vetus Superstitio et Nova Religio". Р. 256.
54 Cintas, Duval. Le martyrium de Cincari... Р. 918.
55 Ibid. Р. 907.
56Августин, блж. Ер. 29. 10—11 // S. Aurelii Augustini opera omnia: Patrologiae Latinae elenchus (URL: http://www.augustinus.it (дата обращения: 13.04.2015)).
57 Павлин Ноланский (Paulinus Ep. 13. 11—14) адресует письмо-соболезнование сенатору Паммахиусу, который совершал поминальную трапезу по своей умершей жене в «базилике апостола» (PaulinusNolanus. Epistote (URL: http://www.documentacatholicaomnia.eu/02m/0353-0431,_Paulinus_Nolanus_Episcopus,_Epistolae,_MLT.pdf (дата обращения: 16.04.2015)).
58 Иероним, блж. Contra Vigilantium (URL: http://www.documentacatholicaomnia.eu/(дата обращения: 01.11.2014)).
1 2
Ил. 14—15. План североафриканскихмартириев VI—VIIвв., преобразованных в небольшие кладбищенские базилики и церкви.
1. Капелла de Kherbet bou Adouffen; 2. Мартириум Tebessa Khalia
как могущие и предстательствовать о преставившихся. Будучи пресвитерами и диаконами Христовыми, вы всегда должны быть трезвы и для себя и для других, чтобы могли вы вразумлять бесчинных... Говорим же это не для того, чтобы они не пили, ибо не пить — значит оскорблять созданное Богом для веселия, но для того, чтобы они не упивались, ибо Писание не сказало не пить вина, но что говорит? — "не пей вина в пьянство"» (8. 42—44)59.
В течение IV—V вв. происходит постепенное переосмысление погребальной традиции: мартирии и мавзолеи, где проходили поминальные трапезы, увеличиваются в размерах и приобретают все основные черты базилики, которая становится христианской доминантой на кладбище. Гробница мученика при этом перемещается под главный алтарь церкви. Визуально новый алтарь святого напоминал языческую mensa, но трапеза на кладбище «за столом со святым» сменилась евхаристической трапезой в честь святого. Сам термин «mensa» со временем стал относиться к евхаристическому столу или алтарю, посвященному конкретному святому60.
Наглядным примером этой трансформации может служить кладбищенская церковь на окраине г. Дугга, известная как церковь св. Виктории. Эта небольшая базилика была возведена, видимо, на рубеже V—VI вв. прямо над неким семей-
59 Апостольские постановления. С. 232—233.
60 Krautheimer R. Mensa-Coemeterium-Martyrium in Studies in Early Christian, Medieval and Renaissance Art. N. Y.: NYU Press, 1969. Р. 49-50.
ным склепом, построенным в форме triclinium. При этом на одном из саркофагов, расположенных под апсидной частью церкви, ясно прочитывается надпись VICTORIA SANTIMONIA. Может быть, это и не связано со св. Викторией, так как надпись61 не указывает однозначно на эту святую, но тем не менее сама архитектурная конструкция свидетельствует о построении базилики над гробницей почитаемого святого (ил. 16, 17).
Ил. 16. Базилика св. Виктории. Дугга
Ил. 17. Гробница в базилике св. Виктории. Дугга
61 «Что касается орфографии христианских эпитафий, то надобно заметить, что она отличается разного рода неправильностями, которые делаются тем заметнее, что повторяются на каждом шагу и как бы обращаются в общее правило. Латинский язык римских провинций не был классическим; он имел здесь свои особенности, переходил в народный говор и употреблялся преимущественно лицами низших классов. Христианство имело немало последователей из этих классов как в Риме, так и в римских провинциях, а потому и гробничная латынь изобилует провинциализмами, употреблением одних согласных и гласных вместо других» (Голубцов А. П. Из чтений по Церковной Археологии и Литургике. СПб., 1995. С. 359).
Еще один, несомненно яркий, пример трансформации поминального трапезного помещения в церковь представляет собой базилика святых мучеников Сильвана и Фортуната, находящаяся на окраине (в некрополе) археологического парка г. Сбейтла (Суфетула). Первоначальное строение, открытое под руинами базилики VII в., датируется рубежом III—IV вв. (ил. 18, 19)62.
Ил. 18—19. Продольный разрез и план базилики свв. муч. Сильвана и Фортуната.
Суфетула (Сбейтла)
62 DuvalN., Barrate F. Les ruines de Sufetula Sbeitla. Tunis, 1973. Р. 105.
23
Под мозаичным покрытием этой изначально кладбищенской постройки были найдены саркофаги, надписанные именами и званиями высокопоставленных особ (старшие офицеры, трибуны, патриции), и посвящение святым Сильвану и Фортунату через некоего Бонифация (Bonifatius)63, выполненное мозаикой на четырехугольной каменной плите, напоминающей престол. Текст надписи с учетом утрат может звучать следующим образом: «Господам святым и мученикам Сильвану и Фортунату Бонифаций принес свой обет. К вам мы взываем о защите в память о ваших страданиях и вашем заступничестве» (ил. 20).
Ил. 20. Каменная плита (алтарь?) с посвящением святым мученикам Сильвану и Фортунату. Археологический музей г. Сбейтла
Плита с посвящением мученикам, где предположительно и находились их могилы, была найдена в середине церкви — это, вероятно, и было местом древнего мартириума. Археологические раскопки показали, что апсида с синтроном и вся пятинефная конструкция базилики с центральным куполом являются наследием юстиниановского периода, когда над местом паломничества был воздвигнут уникальный для североафриканской архитектуры купольный храм.
Ключевые слова: мученик, гробница, мартириум, Северная Африка, блж. Августин, донатизм, погребальная трапеза, алтарь, менса, базилика, апсида.
63 Duval, Barrate. Les ruines de Sufetula Sbeitla... Р. 104-108.
24
Features of the North African early Christian architecture (4th—5th centuries) in connection with the tradition of remembrance and veneration of the martyrs
Fr. George Urbanovich
The article analyzes the peculiarities of the development of the North African Church in connection with the local tradition of the veneration of martyrs and confessors, which goes back to pre-Christian traditions of commemoration. Archaeological and literary studies allow us to conclude that the Church in North Africa in the 4-5 centuries experienced a serious influence of the pagan attitude towards death and the dead ancestors, which was partly manifested in architecture, theology (donatism), and everyday religious practice. Only by the 6th century, when the vandal North Africa was conquered by Byzantine troops, this local practice of honoring the dead was brought into accordance with the Byzantine liturgical and architectural tradition.
Keywords: martyr, tomb, martirium, North Africa, st. Augustine, donatism, funerary meal, the altar, mensa, the Basilica, the apse.
Список литературы
1. Апостольские постановления. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006.
2. Голубцов А. П. Из чтений по Церковной Археологии и Литургике. СПб., 1995.
3. Евсевий Памфил. Церковная история. М., 1993.
4. Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных, и святых отец. М., 1993.
5. Лактанций. О смертях преследователей (De mortibus persecutorum) / Пер. с лат., вступ. ст., коммент., указ. и библиогр. список В. М. Тюленева. СПб., 1998.
6. Прокопий Кесарийский. О постройках // Прокопий Кесарийский. Война с готами. О постройках. М.: Арктос, 1996.
7. Сергеева Е. В. Первые христианские общины в Северной Африке // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира / Под ред. проф. Э. Д. Фролова. СПб., 2007. Вып. 6. С. 421-432.
8. Ш.-Андре Жюльен. История Северной Африки. Тунис. Алжир. М., 1961.
9. Элий Лампридий. Александр Север (URL: http://ancientrome.ru/antlitr/sha/lampasev.htm (дата обращения: 14.05.2014)).
10. Augustinus. De civitate dei. 22. 8 // S. Aurelii Augustini opera omnia: Patrologiae Latinae elenchus (URL: http://www.augustinus.it (дата обращения: 04.04.2015)).
11. Augustinus. Epistulae // S. Aurelii Augustini opera omnia: Patrologiae Latinae elenchus (URL: http://www.augustinus.it. (дата обращения: 13.04.2015)).
12. Cintas J., Duval N. Le martyrium de Cincari et les martyria triconques et tétraconques en Afrique // Mélanges de l'Ecole française de Rome. Antiquité. 1976. Vol. 88. No. 2. Р. 853927.
13. Cintas M., Duval N. Basiliques et mosaïques funéraires de Furnos Minus // Mélanges de l'Ecole française de Rome. Antiquité. 1978. Vol. 90. No. 2. Р. 871-950.
14. Delehaye H. Les origines du culte des martyrs. Bruxelles, 1912.
15. Duval Y. Densité et répartition des évêchés dans les provinces africaines au temps de Cyprien // Mélanges de l'Ecole française de Rome. Antiquité. 1984. Vol. 96. No. 1. P. 493-521.
16. Duval N. Une basilique chrétienne à deux absides à Sabratha (Tripolitaine)? La basilique I: une révision récente. Études d'Archéologie chrétienne nord-africaine. XVI //Revue des Etudes Augustinniennes. 1987. Vol. 33. Р. 269-301.
17. Duval N. L'église de l'évêque Melleus à Haïdra (Tunisie): la campagne franco-tunisienne de 1967 // Comptes-rendus des séances de l'Académie des inscriptions et belles-lettres. 1968. Vol. 112. No. 2. P. 221-244.
18. DuvalN, Barrate F. Les ruines de Sufetula Sbeitla. Tunis, 1973.
19. Hieronimus. Contra Vigilantium (URL: http://www.documentacatholicaomnia.eu/(n;aTa обращения: 01.11.2014)).
20. Jensen R. M. Dining with the Dead: From the Mensa to the Altar in Christian Late Antiquity // Commemorating the Dead. Texts and Artifacts in Context. Studies of Roman, Jewish, and Christian Burials / Ed. by Laurie Brink, O. P. and Deborah Green. Berlin; N. Y., 2008. Р. 107-143.
21. Krautheimer R. Mensa-Coemeterium-Martyrium in Studies in Early Christian, Medieval and Renaissance Art. N. Y.: NYU Press, 1969.
22. Monceaux P. Histoire litteraire de 1'Afrique chretienne. Paris, 1901.
23. Paulinus Nolanus. Epistolae (URL: http://www.documentacatholicaomnia.eu/02m/0353-0431,_Paulinus_Nolanus_Episcopus,_Epistolae,_MLT.pdf (дата обращения: 16.04.2015)).
24. Paulinus Nolanus. Poemata (URL: http://www.documentacatholicaomnia.eu/02m/0353-0431,_Paulinus_Nolanus_Episcopus,_Poemata,_MLT.pdf (дата обращения: 16.04.2015)).
25. Quasten J. "Vetus Superstitio et Nova Religio" the Problem of Refrigerium in the Ancient Church of North Africa // The Harvard Theological Review. 1940. Vol. 33. No. 4 (Oct.). Р. 253-266.
26. Raven S. Rome in Africa. N. Y., 1993.
27. Rebillard É. Koimetérion et Coemeterium: tombe, tombe sainte, nécropole // Mélanges de l'école française de Rome. 1993. Vol. 105. No. 2. P. 975-1001.
28. Romanelli P. La basilica cristiana nell'Africa settentrionale italiana // Atti IV Congresso int. di Arch. Crist. 1938. Vol. I. Vatican, 1940. Description de la basilique I. P. 247-253.
29. Telfer W. The Origins of Christianity in Africa // Studia Patristica. Vol. IV. Berlin, 1961. P. 512-517.
30. Tertullianus. Adversus Valentinianos (URL: http://www.thelatinlibrary.com/tertullian.html (дата обращения: 15.12.2014)).
31. Toutain J. Fouilles de M. Gsell à Tipasa: Basilique de Sainte Salsa // Mélanges d'archéologie et d'histoire. 1891. Vol. 11. No. 1. P. 179-185.
32. Ward-Perkins J. B. Intérim Report on Excavations at Sabratha in 1948, Reports on Monographs of the Department of Antlquities in Tripolitania, 2. 1949.