УДК 72.03 ПОБЕДИМСКАЯ С.
Церкви полуострова Карпасия, Кипр____________________________________
Статья посвящена рассмотрению христианских церквей полуострова Карпасия на Кипре. Анализируются архитектурно-художественные особенности храмов в контексте истории Кипра, поясняется их символика, характеризуется убранство. Материал статьи, снабженный обширным иллюстративным рядом, может быть полезен при историкореставрационных работах в православных храмах.
Ключевые слова: христианская церковь, архитектурно-художественные особенности, история Кипра, символика, убранство храмов.
POBEDIMSKAYA S.
CHURCH KARPAS PENINSULA, CYPRUS
The article deals with the Christian churches peninsula Karpasia in Cyprus. The author analyzes the architectural and artistic features of the temples in the context of the history of Cyprus. The article explains the symbolism of the temples, is characterized by their decoration. Article is provided with extensive illustrations. The article may be useful for historical restoration projects in the Orthodox churches.
Keywords: Christian Church, architectural and artistic features of the history of Cyprus, symbolism, decoration of churches.
Светлана
Победимская, Ph.D
Никосия, Кипр e-mail:
www.yianel.com,
www.afroland-cy.com
Полуостров Карпасия — самая восточная и довольно узкая часть суши острова Кипр, убегающая в теплые воды Средиземного моря на десятки километров. Здесь на небольшом пространстве сохранились до наших дней многочисленные византийские храмы, римские базилики и монастырь Апостола Андрея, которые несут в себе память о славном прошлом Кипра. Продолжая тематику предыдущих статей, остановимся более подробно на анализе архитектурно-художественных достоинств церквей и храмов полуострова Карпасия.
Церковь Пресвятой Богородицы в Трикомо
Большой исторический интерес представляет собой византийская церковь, освященная именем Пресвятой Богородицы, расположенная в одной из крупных деревень полуострова под названием Трикомо. Однонефный купольный храм со слепыми арочными нишами возведен в самом начале XII столетия. Позднее он был расширен: к его северной и западной стороне добавили сводчатые приделы и возвели колокольню, украсив ее резными перилами. Сегодня внутреннее пространство церкви состоит из двух нефов, отделенных друг от друга массивными арочными сводами, опирающимися на мощные основания колонн. Оба нефа венчают апсиды и два деревянных резных иконостаса. По византийской традиции, в куполе южного нефа размещено поясное изображение благословляющего
Христа Пантократора (Вседержителя) с Евангелием в руке и в окружении небожителей, подготавливающих трон для престола. В полукружии апсиды традиционно выписан образ Пресвятой Богородицы Влахернской в полный рост с воздетыми в молитвенном порыве руками и ликом отрока Эммануила в округлом медальоне на груди. В алтарном пространстве южного нефа и сохранились древние фрески, повествующие
о земной жизни Небесной Заступницы.
Над конхой апсиды, в самой высокой точке алтарного пространства, находится композиция Вознесения Господня. В круге света над всем миром парит восседающий на троне и благословляющий Вседержитель со свитком в руке. Его поддерживают четыре ангела, образуя своими крылами тетраморф (квадрат), который трактуется как символ четырех евангелистов и как символ земли, который знаменует поддержку на ней славы Христа. На своде северного нефа также представлена сцена Вознесения. Однако здесь изображение Христа дано в полный рост и в сияющей мандорле. Радужная мандорла — один из самых ранних христианских символов Христа во Славе, олицетворявших не только святость, но и преображение.
Храм Святого Иакова в Трикомо
Еще одной исторической достопримечательностью Трикомо служит небольшой храм Святого Иакова, датируемый XV в. Когда-то его стены украшали разноцветные керамичес-
кие тарелки, покрытые глазурью и росписями.
Говорят, что когда-то румынская королева, посетившая эти места, была поражена увиденной дивной красотой и возвела у себя во дворце такую же уединенную часовню. Сегодня, к сожалению, в интерьере храма присутствуют лишь единичные фрагменты былого украшения.
Базилика Святой Троицы
К числу христианских памятников полуострова Карпасия относится и древняя монументальная базилика VI в., посвященная Святой Троице. Ее живописные руины сохранились на окраине деревни Сипахи. Когда-то внутреннее пространство храма включало три просторных нефа, разделенных величественными колоннами. На востоке, по традиции, церковное здание завершала тройная арочная апсида. В центральном нефе сохранилась и древняя кафедра (амвон), за которой читались священные проповеди. Чтобы не закрывать прихожанам общий вид алтаря, она, как правило, была несколько смещена в одну из сторон нефа. На западе базилику дополнял нартекс, за которым находился внутренний дворик, обрамленный колоннадой. Четко различимы и контуры баптистерия, мраморные ступени которого вели в купель, выполненную в форме креста.
Сегодня на фронтоне основной апсиды сохранилось и имя дьякона Ираклиоса, на чьи пожертвования было возведено это храмовое строение. Имена других ктиторов, выделивших средства на возведение базилики, увековечены в орнаменте напольной мозаики. Геометрические орнаментальные узоры дошедшей до наших дней мозаики запечатлели в лучшем
Иллюстрация 3. Церковь Святого Иакова в Трикомо. XIV в.
варианте традиции мозаичных школ Восточного Средиземноморья.
Церковь Святого Филона
Характерным примером ранней базилики с выразительной орнаментальной напольной мозаикой служит и церковь Святого Филона, построенная в VI в. Посвящена она кипрскому епископу Филону, обратившему в IV в. в христианство все население полуострова. На высоком берегу этого живописного места когда-то процветал древний город Карпасия, построенный финикийцами. В 802 г. он был разрушен. И лишь руины носящей имя святого Филона церкви, при возведении которой были использованы большие каменные блоки эллинистических и римских строений, позволяют определить былое прошлое древнего города и его морской гавани.
Первоначально храм Святого Филона представлял собой вели-
Иллюстрация 4. Руины базилики Святой Троицы близ Сипахи. VI в.
Иллюстрация 2. Богородица Влахерн-ская. Роспись конхи апсиды. XII в.
чественную трехнефную базилику, с апсидами, нартексом и внутренним двориком, окруженным стройными колоннами, с мозаичными полами, вымощенными разноцветными каменными кусочками. В XII столетии на развалинах древней базилики возвели новую купольную византийскую церковь, которая, однако, просуществовала недолго. Сегодня о ней напоминают лишь живописные архитектурные фрагменты, часовня с купелью для крещения и удивитель-
Иллюстрация 5. Церковь Святого Филона. XII в.
ная напольная мозаика из разноцветных камней и мраморных плиток.
Церковь Святого Синесиоса в Ризокарпасо
В деревушке Ризокарпасо, расположенной в самом центре полуострова, сияя белизной, возвышается одна из величественных купольных церквей византийского периода, освященная именем Святого Синесиоса. Здесь и сегодня сберегается нетленный прах отшельника, обнаруженный в тайной обители святого, спрятанной от людских глаз недалеко от храма, названного его именем. Ученые полагают, что первоначально храм был построен в ХТ—ХП вв. Позднее церковь несколько раз перестраивалась и переделывалась, и лишь к концу XIX в. она приняла свой сегодняшний облик.
Церкви конца I тысячелетия
В конце первого тысячелетия, когда Кипр начал оживать от разру-
шительных арабских набегов, вновь возобновилось строительство новых храмов, хотя и несколько меньших размеров, чем в прошлые века. Характерными приметами этого периода становятся крепкие каменные кладки простенков церковных зданий, отделявших центральный неф от боковых приделов, и остроконечные двускатные деревянные кровли. Выразительные фрагменты трех церквей, дающих полное представление
об архитектурных особенностях того времени, теснятся как бы отдельной группой в непосредственной близости от бывших окраин древнего города Афендрика. Во II в. до н. э. он считался одним из самых важных населенных центров Кипра.
Одна из трех церквей, освященная именем Святого Георгия, была построена на рубеже IX—X столетий. Это типичная купольная базилика, в интерьере которой выделяется двойная апсида со слепыми нишами по обе-
им ее сторонам. Купол, венчавший когда-то центральный неф храма, молчаливо покоится сегодня рядом с апсидой на полукруглых арках, соединявших простенки строения.
Несколько ранее, в VI в., как считают ученые, была возведена церковь, освященная именем Пресвятой Богородицы, которая не единожды подвергалась разрушению. Во времена постоянных набегов морских пиратов была повреждена ее оригинальная деревянная кровля, и ее заменили каменным сводом. В годы крестовых походов церковь вновь пережила свое крушение и была восстановлена лишь в XVI в. И сегодня именно этот храм лежит в руинах, напоминая о своем былом величии.
В несколько лучшем состоянии сохранились остатки церкви, построенной в VI в. и носящей имя Пресвятой Богородицы Асоматос. Архитектурный тип церкви аналогичен облику предыдущего храма. Эта
Иллюстрация 11. Мозаики Канакарии. VI в. Иллюстрация 12. Монастырь Апостола Андрея
обитель разделила и ее судьбу. Лишь сохранившиеся фрагменты апсиды и своды над южным приделом напоминают об ее когда-то активной жизни и трагической судьбе.
К числу древнейших византийских памятников Кипра относится и церковь Богородицы Канакарии, датируемая VI в. В своем названии она унаследовала имя деревни, покинутой жителями еще в самом начале XVII столетия, которые переселились в близлежащий городок Литрангоми. Именно здесь сегодня и расположен этот старинный монастырский храм. Первоначальный облик церкви представлял собой традиционную римскую базилику, украшенную колоннадой и потрясающими мозаиками, созданными еще в 525—550 гг. Эти мозаики уникальны не только своими иконографическими характеристиками, но и тем, что пережили сложный период иконоборчества (726—843 гг.). Сегодня в христианском мире насчитывается не более семи церквей, которые сохранили ранневизантийские мозаики. На Кипре их две — церковь Богородицы Канакарии в Литрангоми и церковь Богородицы Ангелоктисти в селении Кити недалеко от Ларнаки.
Церковь Пресвятой Богородицы Канакарии в течение долгих столетий неоднократно разрушалась, возрождалась и вновь перестраивалась, но уже без строгих соответствий определенному архитектурному типу, продолжая оставаться частью монастырского ансамбля, южное крыло которого сохранилось и до наших дней. Современный архитектурный облик церкви — это типичное крестово-купольное византийское строение, увенчанное тремя куполами и
с полукруглой апсидой на востоке. Шесть прямоугольных каменных колонн, декорированных коринфскими капителями, разделяют внутреннее пространство храма на три нефа. На западе церковное строение дополняет нартекс с куполом и колокольней, с южной стороны — маленький портик, прямоугольную башню над алтарем сменил колокол. Надпись над западным входом в храм сообщает, что последние реставрационные работы проводились здесь в 1759 г.
Украшавший апсиду мозаичный сюжет, изображавший Богородицу с Младенцем и предстоящими Ей Архангелами, обрамлял богатый растительный и геометрический орнамент и тринадцать медальонов с образами апостолов и Христа. Сидящую на троне Богородицу с Младенцем Христом на коленях окружал светящийся радужный ореол. Это было крайне редкое изображение не только для раннего, но и для более позднего искусства Византии. По его канонам, радужную мандорлу — ортодоксальный богословский символ Иисуса, сформировавшийся в сценах Преображения и Вознесения, — вокруг Богородицы никогда не выписывали.
Трагические июльские события 1974 г., расколовшие остров и жизни людей, сказались и на судьбе монастырской церкви. Дельцы, постоянно охотившиеся за древними произведениями искусства, похитили мозаичные украшения храма и нелегально вывезли их за пределы острова. Когда эти уникальные ценности объявились на западном рынке антиквариата, представителям ЮНЕСКО было несложно доказать их происхождение. В Америке состоялся громкий судебный про-
цесс, в результате которого мозаики Канакарии были возвращены законным владельцам — Кипрской Православной Церкви и кипрскому народу. Сегодня вновь обретенные сокровища раннего византийского периода экспонируются в выставочных залах музея Византийского искусства в Никосии.
Монастырь Апостола Андрея
На северо-восточном краю полуострова Карпасия, известного сегодня под названием мыс Апостола Андрея, расположен одноименный монастырь святого покровителя этих мест. По преданию, в 34 г. от Рождества Христова апостол Андрей, совершая свое второе миссионерское путешествие, плыл на корабле в Эфес. Когда на горизонте показались берега Кипра, на судне неожиданно закончились запасы питьевой воды. Святой посоветовал капитану отправить людей на берег, заверив, что там они обязательно найдут источник живительной влаги. Поиски оказались безуспешными, но убежденность незнакомца, с которой он настаивал на их продолжении, подействовала на команду. Сойдя вместе с моряками на берег и остановившись у груды огромных камней, апостол легко отодвинул один из них в сторону, и тотчас из-под земли забил источник хрустальной воды. За первым чудом последовало еще одно. Смочив принесенной водой глаза слепого сына капитана, апостол вернул ему зрение. Пораженные пассажиры потянулись к нему с расспросами, и весь остаток пути Андрей рассказывал им об Иисусе и его учении. Услышанное настолько потрясло окружающих, что все они в конце путешествия были обращены апостолом Андреем в новую веру.
Иллюстрация 13. Готический храм Апостола Андрея. XV в.
Миновали годы, и однажды жители деревни Ризокарпасо узнали о том, что какие-то приехавшие люди стали возводить над источником небольшую церковь в честь апостола Андрея. Старый капитан не забыл о чуде, сотворенном святым. И хотя следов старой постройки не сохранилось, первые упоминания о мысе, носящем имя Апостола Андрея, встречаются уже в исторических хрониках 1103 г.
В XV в., в период правления династии Лузиньянов, на месте старой постройки возвели новую готическую церковь. Эту небольшую однонеф-ную часовню с крестовыми сводами время сберегло и до наших дней. В 1866 г. жители деревни Ризокарпасо во главе с игуменом Иоаннисом Эко-номосом приступили к строительству новой величественной церкви прямо над старым готическим храмом. Однонефная церковь, освященная именем Апостола Андрея, получилась просторной и вместительной, ее высокий полусферический свод поддерживали величественные ребра-арки. Позднее здание опоясали открытой галереей, ставшей опорой второму этажу, где разместили монашеские кельи. Внутри мощных стен укрылась и шестигранная апсида. Вся святая обитель, возведенная на крутом берегу, напоминала сторожевой пост, а прямоугольная колокольня, выдвинутая к морю наподобие маяка, завершала величественную архитектурную композицию.
Деревянный резной трехрядный иконостас, расцвеченный сиянием позолоты, украшает интерьер храма. Здесь в строгом соответствии с византийской традицией заняли свои места
старинные иконы, выполненные рукой талантливого художника Фран-гулидиса. Самый масштабный — это нижний ярус иконостаса, где размещены полнофигурные изображения Христа и Богородицы. Именно к ним с просьбами и мольбой прикладываются многочисленные паломники, ставя зажженные свечи. А в старинной франкской часовне по-прежнему журчит целительный источник, чудотворные свойства которого напрямую связаны с легендой об основании древнего монастыря.
Заключение
Знакомясь с древними византийскими храмами и монастырями полуострова Карпасия, еще раз убеждаешься в том, какую значимую роль играл Кипр в истории христианства и зарождении церковного искусства и архитектуры. На примере многочисленных храмов, сохранившихся на Кипре, сегодня можно проследить эволюцию церковного зодчества — от скромных и тесных базилик до мно-гонефных и многокупольных храмов. И хотя остров в течение многих столетий находился под управлением латинских династий, возводивших величественные соборы в стиле пламенеющей готики, основными типами храмового строительства на острове оставались купольные церкви и приверженность всех поколений зодчих к архитектурным традициям Византии.
Список использованной литературы
1 Вельманс Т., Корач В., Шу-
пут М. Византийский мир. Хра-
Иллюстрация 14. Иконостас церкви Апостола Андрея
мовая архитектура и живопись. М., 2006.
2 Колпакова Г. Искусство Византии. СПб., 2004.
3 Соловьев Н. К. Очерки по истории интерьера. М., 2001.
4 Gunnis R. Historic Cyprus. London, 1936.
5 Parthog G. der. Byzantine and Medieval Cyprus. Nicosia, 1995.
6 Hein E., Jakovljevic A., Kleidt B. Byzantine Churches and Monasteries. Ratingen, 1997.
7 Rhodes A. Art Treasures of Eastern Europe. England, 1972.
8 Sophocleous S. Icons of Cyprus, 7th — 20th century. Nicosia, 1994.