Научная статья на тему 'Художественная система росписи храма'

Художественная система росписи храма Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5759
715
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Религиозная живопись / фрески / роспись православного храма / церковная архитектура Византии

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Победимская Светлана

Статья посвящена вопросам символики и канона в художественной системе росписи православного храма. Автор прослеживает библейские корни основных мотивов и сюжетов, поясняет символическое значение их расположения в определенных частях храма, представляющего собой образ мира. Автор особо останавливается на преломлении христианского канона во фресковой живописи православных храмов Кипра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественная система росписи храма»

Архитектура

УДК 72.03 Победимская С.

Художественная система росписи храма

Статья посвящена вопросам символики и канона в художественной системе росписи православного храма. Автор прослеживает библейские корни основных мотивов и сюжетов, поясняет символическое значение их расположения в определенных частях храма, представляющего собой образ мира. Автор особо останавливается на преломлении христианского канона во фресковой живописи православных храмов Кипра.

Ключевые слова: религиозная живопись, фрески, роспись православного храма, церковная архитектура Византии.

POBEDIMSKAYA S.

ART SYSTEM OF PAINTING TEMPLE

The article deals with symbolism and canon in art system of painting an Orthodox church. The author traces the biblical roots of the main motifs and themes, explains the symbolic significance of their location in certain parts of the temple. The author especially dwells onfresco painting of the Orthodox churches of Cyprus.

Keywords: religious painting?, frescoes, painted Orthodox church, Byzantine church architecture.

Светлана

Победимская

PhD

Никосия, Кипр E-mail: afrolend@ spidernet.com.cy

Художественная система церковного ансамбля, несущая в мир образ Спасителя, Человека и Вселенной, включает в себя не только архитектурный облик храма, но и его внутреннее убранство. О полезности украшения храмов священными изображениями часто говорили известные святители - Отцы раннехристианской Церкви. Их высказывания, дошедшие до нас из глубины веков, сохранились в различных исторических документах и свидетельствах. Святитель Василий Кесарийский (IV в.), именуемый Великим, в одном из своих писем сообщал императору Юлиану Отступнику, что во всех храмах Каппадокии изображают Христа, Богоматерь, апостолов, пророков и мучеников. В их создании, считал он, зрится небесная красота и ощущается духовное ликование, ведь «то, что произнесенное слово являет через слух, то живописание показывает в молчании через подражание». Нил Синайский (V в.) в своем послании к епарху Олимпиодору предлагал воспроизводить на стенах храмов сцены из Ветхого и Нового Заветов. Подобно тому, как эмоционально сильно Преображение Христа воздействовало на Его учеников, увидевших просветленный лик своего Учителя, так и религиозная живопись призвана вести верующих по пути духовного совершенствования. Святой Иоанн Дамаскин (VII в.), один из ведущих теоретиков иконопочитания, ясно и блистательно выразил свою мысль о постижении и созерцании иконной и фресковой живописи: «Я увидел человеческий образ Бога, и моя душа была спасена».

Ил. 1. Интерьер Кафедрального Собора Святого Иоанна Богослова в Никосии. 1662 г. В росписи храма участвовали критские художники Теодорос Пула-кис (1672 г.), Иоаннис Корнаро (1795 г.) и иеромонах Иоанникиос.

Обращение изобразительного искусства к стенописи проявилось уже во времена раннего христианства. Уникальные примеры фресковой живописи сохранились до наших дней в римских катакомбах и скальных церквях Каппадокии. Эти древние сооружения, служившие

Ил. 2. Пятикупольная церковь Святой Параскевы в Иероскипу близ Пафоса. 843 г.

Ил. 3. Крестово-купольная церковь Святого Георгия вДали. XII в.

первым христианам тайными убежищами и просторными храмами, святилищами и местами погребения, расписанные символическими образами и сюжетами из Ветхого и Нового Заветов, остались для потомков удивительным явлением в истории христианского искусства.

В конце IV столетия, козда прекратились гонения на Церковь и христианство было признано официальной религией, верующие во Христа впервые получили возможность открыто исповедовать свою религию и возводить храмы, украшая их смальтовыми мозаиками и фресками. Помимо распространенного уже в те годы базиликального храма в церковном зодчестве начинают зарождаться и купольные церкви. Совершенствуясь и расширяясь, становясь многонеф-ными и многокупольными, эти два прототипа храмового строительства навсегда утвердились основными формами церковной архитектуры. Постепенно к VII в. сложился и строгий порядок расположения изображений внутри храма, воплощавшего идею модели мироздания, где каждая часть занимала определенное место, обусловленное мерой совершенства и долей в ней Творца.

Невосполнимый ущерб становлению и развитию христианского искусства нанесла разразившаяся в УШ в. борьба с иконопочитанием. От былого великолепия созданных к тому времени золотофонных мозаик, в которых народная набожность

видела творения ангелов, уцелело немногое. Сегодня в мире осталось лишь семь церквей, где присутствуют ранневизантийские мозаики, две из которых находятся на Кипре (например, церковь Богородицы Ангелок-тисти в селении Кити). И хотя годы иконоборчества не прошли бесследно для духовного искусства, подавляющая часть идей, художественных направлений и принципов византийской икошнрафии и стенописи осталась жизнеспособной. Однако после иконоборческого кризиса на смену мозаичному декорированию церквей приходит византийская фресковая живопись. Стремительно эволюционируя и совершенствуясь, она к XII в. достигает на Кипре своего расцвета.

Декорирование внутреннего пространства крестово-купольного храма начиналось с изображения Христа Пантократора - одного из лучших образов Спасителя, созданного византийским искусством, на Руси именуемого Вседержителем. Царь Небесный и Судия, полный душевного благородства и обнадеживающего всепонимания, спокойно взирает на прихожан в сиянии света. Спаситель, по традиции, облачен в пурпурный хитон и синий гематий, что олицетворяет в Нем единение божественной и человеческой природы. Благословляя правой рукой, в левой Он держит за-

крытое Евангелие как символ тайны, которая откроется каждому в день Страшного Суда, коцца «все тайное станет явным».

Образ Пантократора всегда размещался в центральном куполе в окружении херувимов, архангелов и ангелов, олицетворяющих невидимые небесные силы, с помощью которых, согласно христианским представлениям, управляется Вселенная. В простенках между окнами барабана, на который опирается купол, располагались образы пророков - видимых носителей божественной власти: Давида, Соломона, Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила, Аввакума, и Малахии, держащих в руках свитки с текстами своих пророчеств (Церкви Богородицы Аракиотиссы близ Лагудера, Богородицы Форвиогиссы близ Никитари, Пресвятой Богородицы в Трикомо).

Далее росписи переходили на пространство между арками, соединявшими четыре центральных столба. Эти промежутки в церковном зодчестве называются парусами. На них, как правило, всегда присутствовали изображения четырех евангелистов: Иоанна, Марка, Матфея и Луки или их символы: орел, лев, ангел и телец. Все вместе они олицетворяют четыре Евангелия как опору Церкви на земле. Помимо Пантократора, образ которого украшал даже небольшие

Ил. 4. Христос Пантокрэтор (Вседержитель). Роспись купола. Середина XIV в. Крестовокупольная церковь Святого Николая под кровлей XI в. Охраняется ЮНЕСКО

Ил. 5. Росписи алтарного пространства. Итало-византийский стиль. XVв. Церковь Пресвятой Богородицы Подиту в Гапаге. Охраняется ЮНЕСКО

Ил. 6. Изображения Отцов Церкви в апсиде. XVI в. Церковь Архангела Михаила в Галате

сферические пространства нартек-сов, византийское искусство, начиная с X в., использовало в купольных церквях еще два варианта сводчатого убранства: «Вознесение» и «Сошествие Святого Духа». Эти композиции настолько доминировали в византийских программах декорирования, что появление иных было просто немыслимо.

Иногда, приспосабливаясь к особому контексту, в куполе размещался образ Богоматери. Так, в главном куполе пятиглавой церкви святой Параскевы, что неподалеку от Пафоса, молитвенно простирает руки Богоматерь Влахернская с благословляющим Младенцем Христом в окружении

ветхозаветных пророков. Высокий духовный порыв и волнение Богородицы о судьбе своего божественного сына и всего человечества были переданы через разметавшиеся складки Ее алого плаща. Традиционное изображение Христа Вседержителя в окружении ангелов, херувимов и серафимов в этом храме переместилось на западный свод (Пятикупол ьн ый собор Святой Параскевы близ Пафоса, IX в.).

Важнейшим символическим звучанием наполнены и росписи алтарного пространства. И если купол - образ Церкви Небесной, то алтарное пространство олицетворяет Церковь земную, символом которой считается

Пресвятая Богородица - теплая Заступница мира холодного. Ее образ всегда присутствует в полукружии апсиды, называемом конхой, которая, как и купол, относится к небесной зоне храма. Лики Богородицы, украшающие апсиду древних кипрских церквей, такие разные: Оранта (Молящаяся), Одигитрия (Путеводитель-ница), Платитера (Ширшая небес), Богородица Влахернская (с Христом в медальоне на труди) и Пантанасса (Царица Небесная с отроком Христом).

В среднем ярусе алтарной стены, как правило, размещается сцена Причащения Апостолов или Евхаристия. Ниже, в один или два ряда, воссоздаются образы Отцов Церкви: Василия Великого, Иоанна Златоуста (Хрисостомоса), Григория Богослова (Теолога), Святого Афанасия - епископа Александрийского, известного кипрского святителя Спиридона Три-мифунтского, доказавшего Единство святой Троицы на Первом Вселенском соборе в Нике (325 г.), и Епифания Кипрского, которого Седьмой Вселенский собор провозгласил Отцом и Учителем Церкви.

Фрески алтарного пространства повествуют и о событиях Ветхого Завета, символически связанных с евангельской историей. В северной части бемы искупительную жертву Спасителя предвещает сюжет Жертвоприношения Исаака, в южной -Гостеприимство Авраама, олицетворяющее Ветхозаветную Святую Троицу. Вводя эти композиции в программу росписей, художники стремились подчеркнуть значение и смысл спасения человечества Христом, предначертанного и предугаданного. По обеим сторонам апсиды изображались ветхозаветные цари Давид и Соломон и пророки Иезекииль и Исайя. В пятах алтарной арки возвышалась фигура христианского первомученика архидиакона Стефана, над нишей жертвенника размещался один из самых трагических и наполненных глубоким смыслом сюжетов, именуемый Край Смирения, в русской традиции почитаемый как Уныние, или Смирение нашего Господа. В нижнем фризе стен жертвенника и диаконника художники особенно тщательно прописывали нарядные и трепещущие завесы, которые в системе росписей означают храмовую завесу, скрывающую священное место от людских глаз. На фресках Гостеприимство Авраама или Ветхозаветная Троица эта завеса перекинута над головами ангелов. Она - та тонкая пелена, которая

Ил. 7. Фреска «Ветхозаветная Святая Троица» в алтарном пространстве. XVI в. Церковь Святого Иоанна Предтечи в Аскасе

отделяет Божественную сущность от телесного воплощения. Разорванная по свершению Распятия, она разделила земное и небесное существование Спасителя.

Евангельская история, начавшись с благой вести, принесенной архангелом Гавриилом Деве Марии, в крестово-купольном храме располагается в рукавах креста, а затем последовательно раскрывается на юго-восточной стене храма. Но полное восприятие евангельских событий происходит лишь во время перемещения прихожан по часовой стрелке от одной фрески к другой. Только в этом движении взору открываются впечатляющие картины земной жизни и страданий Иисуса. Чувства мирян, которые, переступив порог церкви, попадают в иной мир и на миг встречаются с вечностью, были тонко подмечены и переданы Константинопольским патриархом Фотием (IX в.). Он писал, что вошедшего в расписанный храм «охватывает блаженство и в то же время беспокойство и удивление». Как будто он вступил на небо, без противодействия с чьей-либо стороны, и, осиянный многообразными, со всех сторон открывающимися, подобно звездам, красотами, он остается зачарованным».

Обязательная схема росписей храма, сложившаяся к началу ХП в., непременно включала изображения двенадцати так называемых двунадесятых церковных праздников: Благовещение Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Внесение во храм (Сретение), Крещение, Воскрешение Лазаря, Преображение, Въезд в Иерусалим, Распятие, Сошествие во ад, Вознесение Господне, Сошествие Святого Духа и Успение Пресвятой Богородицы. Сюжеты библейской и доевангельской истории помещались в боковых приделах и на хорах, в про-

Ил. 8. Фреска алтарного пространства «Край Смирения». XVI в. Церковь Архангела Михаила в Галате. Художник Симеон Аксентис

стенках и на столбах располагались святые и мученики. Так на стенах храма возникала грандиозная картина единства священной и человеческой истории. Созерцание и постижение христианской проповеди завершалось на западной стене центрального нефа картинами Страшного Суда. Иногда на этом месте помещали Успение Богородицы или Распятие. В зависимости от посвящения храма тематика росписей могаа расширяться. В церквях, возведенных в честь Пресвятой Богородицы, в программу настенных росписей часто включали развернутые доевангельские и богородичные сюжеты. В целом же стенопись купольных церквей символизировала идею Церкви Вечной, а воплощающие эту идею образы располагались в порядке сложнейшей, но понятной и легко обозримой иерархии.

Нравственным поучением, которое прокладывает для каждого из нас дорогу к очищению, к миру возвышенному и манящему, служит и художественный ансамбль базиликального храма. Интерес кипрского церковного зодчества к вытянутым в плане зданиям определялся древнейшими канонами, по которым христианский храм повелевалось созидать «наподобие корабля, продолговато устроенным и на восток обращенным». Архитектурный облик базилики был прост. Приземистые, сравнительно небольшие однонефные храмы с глухими стенами и полукруглой выступающей на восток апсидой и обходными галереями, порой по всему периметру, объединялись под общей двускатной остроконечной кровлей. Плоские черепичные пластинки с характерными крючками прочно крепились на деревянном кар-

Ил. 9. Фрески алтарного пространства «Жертвоприношение Авраама» и образ дьякона-парвомучаника Стефана. 1520 г. Церковь Пресвятой Богородицы в Како-петрии

ка се, надежно защищая от непогоды бесценные храмовые росписи, как внутренние, так и наружные (Церкви Богородицы Мутуллас в одноименной деревне, XIII в., и Святого Созоменоса в Галатее, XVI в.).

В течение многих столетий такой архитектурный тип церковных зданий был на острове одним из основных, особенно в лесистых труднодоступных районах горной гряды Троодоса. Кипрские исследователи насчитывают в этой местности более 200 расписанных храмов, таких, как Архангела Михаила в деревнях Педулас и Визакия, Святого Мамаса в Луварасе, Святой Мавры в Келани, Честного Креста в Агиа Ирини, Святого Андроникоса в Калопанаиотисе, Святой Параскевы в Галатее и мн. др. Среди них десять уникальных церквей XI-XVI вв., которые составляют драгоценное кипрское ожерелье, занесенное в список мировых сокровищ планеты, охраняемых международной организацией ЮНЕСКО.

Вполне естественно, что архитектурный стиль базилики влиял и на организацию храмовой росписи. Постройки такой формы всегда тяготели к повествовательному типу декора. По сложившимся к тому времени византийским канонам внутреннее пространство храма делилось на три уровня, в которых композиции художественных сюжетов были подчине-

Ил. 11. Росписи наружных стен базиликального храма Частного Ил. 12. Роспись конхи апсиды. XVI в. Церковь Честного Креста

Креста Агиасмати близ Плэгганистаса. XV в. Художни к Филипп Гул. а Агии Ирини

Охраняется ЮНЕСКО

Ил. 10. Фреска «Вознесение Господне» в восточном фронтоне храма. XVI в. Церковь Пресвятой Богородицы в Какопетрии

ны определенному порядку изложения. В верхнем ярусе традиционно раскрывались основные события Священной истории, связанные с земной жизнью Христа. Среднее пространство отводилось раннехристианским святым.

апостолам, женщинам-великомученицам и святым воинам. Все они, как того требовала византийская традиция, были выписаны в анфас и полный рост. В нижней плоскости стенопись обычно отсутствовала, и церковные стены до уровня человеческого плеча оставались свободными. Эти места предназначались для земнородных - людей, молящихся в храме. Ведь каждый человек, хотя и затемненный грехом, несет в себе образ Божий, а посему и сам служит в какой-то мере образом и иконой. Прихожанам, чтобы проследить развитие единой тематической композиции, созданной фрескописцем в интерьере храма, требовалось пройти вдоль нефа несколько раз.

В древней базилике, как и в крестово-купольном храме, наиболее насыщенным иконографическими образами и сюжетами было алтарное пространство (бема), принцип росписей которого в основном был единым для всех видов церковных зданий. При отсутствии купола важнейшая в христианстве многофигурная сцена Вознесения Господ-

Ил. 14. Церковь Святой Христины в Аскасе. XVI в.

ия размещалась в наиболее высокой точке алтарного пространства под кровельными скатами восточного фронтона базилики, что полностью соответствовало символическому значению сюжета (Церковь Пресвятой Богородицы в Какопетрии, XVI в.).

Иногда в конхе апсиды изображали Спасителя, торжественно восседающего на золотом Престоле. Его поза была выписана строго фронтально. Взгляд устремлен вперед. Жест благословляющей десницы сдержан. На раскрытом Евангелии рука касается слов, которые гласят, что Владыка Мира, «воссев на трон», будет вершить свой праведный суд над людьми и миром. Облаченная в темно-виш-невый мафорий Богородица и Иоанн Креститель предстоят Хрипу, моля Его о заступничестве за род человеческий. Образ царя Вселенной в апсиде, где, по византийской традиции, неизменно размещалась фигура Богоматери, также объяснялся продольной формой храма и отсутствием в нем купола (Церковь Честного Креста в Агиа Иринн, XVI в.).

Уникальные росписи древних храмов Кипра, символизируя идею Церкви Вечной, призывают к возвышенному и прекрасному, открывая для каждого входящего дорогу к постижению и созерцанию божественной

благодати, запечатленной в таинственном мире фресок. По этому зримому пути православия ведут нас святые и мученики, пророки и апостолы - все те, чьи образы выписаны на стенах величественных храмов больших городов и маленьких деревенских церквушек удивительного острова Кипр. Пожалуй, ни в одном музее мира не увидеть всей истории развития византийских росписей так, как в кипрских церквях, приютившихся высоко в горах. Пребывая в их таинственном мире, каждый обретает то, что ищет, и осознает, что через созерцание можно постичь все, что сказано языком образов.

Ил. 13. ЦерковьАрхангелаМихаилавПедуласе.ХУв. Охраняется ЮНЕСКО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.