Научная статья на тему 'Архитектура церквей Фамагусты (Кипр)'

Архитектура церквей Фамагусты (Кипр) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
474
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИПРСКОЕ ГОСУДАРСТВО / THE CYPRIOT GOVERNMENT / ПАМЯТНИКИ КУЛЬТОВОГО ЗОДЧЕСТВА / MONUMENTS OF RELIGIOUS ARCHITECTURE / АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ / ARCHITECTURAL STYLES / БАЗИЛИКА / BASIL / ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЙКИ ХРАМОВ / ESPECIALLY CONSTRUCTION OF TEMPLES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Победимская Светлана Васильевна

В статье анализируется история и архитектура памятников культового зодчества Фамагусты бывшей столицы Кипрского государства в период Средневековья. Автор рассматривает архитектурные стили храмов древнего города, в частности, базилики, представляющие собой большой интерес для специалистов в области храмового зодчества. Победимская С. В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTURE CHURCHES FAMAGUSTA (CYPRUS)

The article analyzes the history and architecture monuments of religious architecture of Famagusta the former capital of the Cypriot state in the Middle Ages. The author examines the architectural styles of the temples of the ancient city, including the Basilica. They are of great interest to specialists in the field of church architecture. Победимская С. В., 2016

Текст научной работы на тему «Архитектура церквей Фамагусты (Кипр)»

УДК 72.03

ПОБЕДИМСКАЯ С. В.

Архитектура церквей Фамагусты (Кипр)

В статье анализируется история и архитектура памятников культового зодчества Фамагусты — бывшей столицы Кипрского государства в период Средневековья. Автор рассматривает архитектурные стили храмов древнего города, в частности, базилики, представляющие собой большой интерес для специалистов в области храмового зодчества.

Ключевые слова: Кипрское государство, памятники культового зодчества, архитектурные стили, базилика, особенности постройки храмов.

POBEDIMSKAJ S. V.

ARCHITECTURE CHURCHES FAMAGUSTA (CYPRUS)

The article analyzes the history and architecture monuments of religious architecture of Famagusta — the former capital of the Cypriot state in the Middle Ages. The author examines the architectural styles of the temples of the ancient city, including the Basilica. They are of great interest to specialists in the field of church architecture.

Keywords: The Cypriot government, monuments of religious architecture, architectural styles, basil, especially construction of temples.

Победимская

Светлана

Васильевна

кандидат филологических наук, доцент, главный редактор издательства «Yianel», Никосия, Кипр

e-mail:

[email protected]

О величии Фамагусты, бывшей в период Средневековья столицей Кипрского государства, до сих пор свидетельствуют ее многочисленные культовые здания. Короли и рыцари, негоцианты и монахи, крестоносцы и несториане возводили величественные храмы и соборы на улицах древнего города. Вечная Фамагуста, непоколебимая и мудрая, помогает современникам прикоснуться к истории вечной борьбы за веру и вечной любви Человека к Богу, отразившейся когда-то в сияющих витражах средневековых соборов. Между тем объекты культовой архитектуры Фамагусты исследованы не в полной мере, в том числе с точки зрения стиля. Цель данной работы состоит в анализе архитектурных стилей храмов Фамагусты.

Этот город часто называют «городом церквей», поскольку на Кипре издавна бытует мнение, что в ней насчитывалось по одной церкви на каждый день года. И хотя фактами это утверждение не подкрепляется, оно не мешает видеть в Фамагусте один из ведущих центров культового зодчества. Сегодня внутри городских стен сохранились живописные руины более двадцати церквей, включая старинный готический собор Святого Николая. Трудно представить, что древние церкви Фамагусты могли бесследно исчезнуть с улиц города. И если даже предположить, что некоторые из храмов оказались не обнаруженными под более поздними постройками, то и тогда нельзя точно назвать общее количество церквей, которое было когда-то в городе. Неоспо-

римо одно — дошедшие до наших дней храмовые постройки, а также их величественные руины уникальны и представляют огромный интерес для исследователей и туристов.

После разделения в IV в. Римской империи на Западную и Восточную Кипр вошел в состав Византии, что способствовало быстрейшему распространению христианства и стремительному росту многочисленных храмов на острове. Однако все ранние церкви, датируемые VII-X вв., были разрушены землетрясениями и сарацинами, совершавшими постоянные набеги на остров. Сохранившиеся руины до сих пор свидетельствуют о размахе и высоком уровне христианского зодчества тех лет. Чаще всего в те годы архитекторы отдавали предпочтение базилике, которая была заимствована христианами из древнеримского гражданского строительства. Как стоявшая на рыночной площади римская базилика была домом верховного правителя, так и церковь долгое время была домом для собраний верующих — центром жизни христианской общины. Эта внутренняя связь определила внешнее подобие, которое демонстрировали уже ранние христианские храмы. Архитектурный облик базилики прост — прямоугольное в плане здание, разделенное колоннами на три, пять или семь нефов, из которых центральный был выше боковых и заканчивался алтарем с полукруглой апсидой. Римляне-язычники ставили в ней статую императора в знак его незримого присутствия в храме. В раннем христианстве ее место занял трон епископа и скамья для выс-

Иллюстрация 2. Церковь Святого Симеона. XIII в.Фото Б. Победимского

1 1

Иллюстрация 1. Готический собор Святого Николая. XIII в. Фото Б. Победимского

шего духовенства. Под алтарем обычно располагалась крипта для захоронения святых мощей.

В северной Сирии, где сохранились храмы 1У-У1 вв., христианское зодчество представляло собой более сложный комплекс, в котором базилика не была отдельным сооружением, а занимала главное место в архитектурной композиции храмового комплекса. Она всегда замыкала просторный двор с многочисленными постройками: часовнями, баптистерием, библиотекой, жилыми помещениями для священников, банями и конюшнями. Использование такой схемы было настолько проверенным и удобным, что вход в первых базиликах располагался в центре южного фасада, а западная часть здания оставалась глухой. Только с началом массового строительства церквей в городах, уже на ограниченном пространстве, базилику стали отделять от сопутствовавших ей зданий, а вход устраивали на западной стороне храма напротив алтаря.

В раннем христианстве, еще тесно связанном с древними верованиями, движение в церкви шло с востока на запад, вместе с естественным движением Солнца. Лишь позднее утвердился обычай, по которому верующие стали двигаться внутри храма с запада на восток, к алтарю и Царским вратам, ориентированным на храм Гроба Господня в Иерусалиме и символизирующим Воскресение. Молчаливыми свидетелями эры базилик на Кипре до сих пор остаются их внушительные руины. Некоторые апсиды этих церквей стойко перенесли разрушения и были включены в более поздние храмовые ансамбли византийского периода.

Во времена крестовых походов в христианстве насчитывалось множество различных ответвлений, и каждое имело свою собственную иерархию священников, собственный тип культового здания, формы богослужения и организацию монастырской жизни. Когда христиане были вытеснены из Иерусалима и Сирии, многие из них нашли убежище на Кипре, где, надеясь на безопасность, строили свои церкви в Фамагусте. После падения Акры в 1291 г. значение портового города существенно возросло, и к XIII в. его роль была так велика, что короли Кипра именно в Фамагусте стали короноваться на престол Иерусалима. В XIII в. французские короли, укрепив город, возвели в нем грандиозный собор Святого Николая — самое большое средневековое здание Кипра, строительство которого продолжалось более ста лет. По своему архитектурному стилю и внешнему облику он близок Реймскому собору Франции. Это не удивительно, ведь все короли Кипра, с конца XII до конца XV в., были из французской династии Лузиньянов.

Собор Святого Николая, сохранившийся до наших дней в довольно хорошем состоянии, вобрал в себя многие достижения средневековой европейской архитектуры. В те годы Церковь ставила перед строителями задачу расширения внутреннего пространства храма, увеличения высоты сводов и наполнения собора светом. Все они успешно решены мастерами романского и готического стилей. Теперь план базилики приобрел форму латинского креста за счет добавления поперечного нефа, под прямым углом к центральному, что позволяло высвободить место для богослу-

Иллюстрация 3. Западный портал. Собор Святого Георгия. XV в. Фото Б. Победимского

жения и придать культовому зданию символическое значение. За счет облегчения давления свода на стены храма выросла высота собора, чему способствовало введение крестового свода. Несущей частью стала не вся стена, а лишь столбы под арками. Кроме того, часть тяжести перешла на наружные каменные контрфорсы и аркбутаны, что позволило строителям увеличить размер окон и наполнить собор светом, символизирующим христианское учение. Правда, величина оконных проемов храма Святого Николая слегка отличается от западноевропейских стандартов, поскольку при его строительстве была учтена частота землетрясений на острове.

Средневековье было для Кипра временем господства латинской

Иллюстрация 4. Несторианская церковь Святого Георгия Из- Иллюстрация 5. Собор Святых Петра и Павла. 1360 г гнанника. XIV в. Фото Б. Победимского Фото Б. Победимского

Иллюстрация 6. Интерьер собора Святых Петра и Павла. 1360 г. Фото Б. Победимского

католической Церкви. И если первый из франкских королей Кипра Ги де Лузиньян был вполне терпим к греческой ортодоксальной Церкви, то его брат и преемник Амори передал все полномочия церковной власти на острове латинским епис-

копам. Постепенно православное духовенство, лишившись своего имущества, вынуждено было обратиться за помощью к византийским императорам, которые не смогли чем-либо помочь православным священнослужителям. Череда пап, сменяя друг друга, все больше и больше ужесточала положение ортодоксальной Церкви: папа Иннокентий III вручил кардиналу Пелагию абсолютную власть над островом, а папа Гонорий III подчинил православное греческое духовенство латинским епископам. Сочувствуя кипрским священникам, византийский патриарх Герман II в письме к папе Григорию IX просил о прекращении вероисповедального конфликта. Несмотря на это, папской буллой Александра IV было утверждено полное подчинение греческой Церкви латинскому архиепископу. Но православная вера на острове никогда не угасала. Стремясь поддержать дух верующих, ортодоксальная Церковь не прекращала строительство храмов.

В XV в. в Фамагусте в противовес уже существовавшему латинскому кафедральному собору Святого Николая, построен главный собор кипрской ортодоксальной Церкви,

освященный именем Святого Георгия. Его возвели рядом с небольшим двухнефным храмом Святого Симеона, который до строительства новой церкви считался основным храмом греческой общины Фамагусты. Сегодня его руины просматриваются у южной стены собора Святого Георгия. Новая величественная церковь сочетала в своем архитектурном облике черты готического и византийского стилей. Первоначально храм состоял из трех нефов, которые на востоке заканчивались апсидами. Так постепенно формировался особый стиль кипрского ортодоксального храма — тройная византийская апсида, почти равная по высоте готическому своду собора, с двумя ярусами окон в центральной части, через которые свет попадал во внутреннее пространство. Центральный алтарь несколько приподнят в духе раннехристианских базилик. К его основанию вели ступени, что объяснялось устроением под ним крипты — освященного места для захоронений. Все стены собора покрывали удивительные по красоте монументальные фрески, которые и сегодня просматриваются на стенах боковых апсид. Основательно построенное величественное культовое сооружение гордо возвышалось над мощными крепостными стенами города, поэтому при обстреле Фамагусты храму был нанесен невосполнимый ущерб.

Церковь Святого Георгия занимала в те годы главенствующее место в ортодоксальной общине Кипра, чему способствовала и историческая ситуация. Ведь в 1441 г. женой кипрского короля Иоанна II и королевой Кипра стала гречанка Елена Палео-лог, что подняло значение греческого языка, культуры и ортодоксальной церкви на острове. Королева Елена даже предпринимала попытки назначить главой кипрской Церкви православного епископа, которые, к сожалению, не увенчались успехом,

Иллюстрация 7. Руины церкви Девы Марии (Кармелитов). XIII в. и армянская церковь Пресвятой Богородицы. 1346 г. Фото Б. Победимского

но положение православной Церкви в то время было в основном благополучным. Однако период относительного примирения ортодоксальной и латинской Церквей продлился недолго, и в 1458 г. после смерти Елены, снова началось притеснение сторонников православной веры, затянувшееся на 80 лет правления венецианцев.

В конце XIV в. символом благосостояния горожан стала церковь, посвященная Святому Георгию Изгнаннику, построенная несториана-ми, или халдеями. Они перебрались на остров из Сирии и по своим убеждениям представляли одно из религиозных течений, возникшее в V в. из-за разногласий по вопросу смешения божественной и человеческой природы в Иисусе Христе. Константинопольский патриарх Несторий (428-431 гг.) выдвинул тезис о том, что Деву Марию следует называть не Богородицей, а Христородицей, так как она родила не Бога, а человека, к которому божество присоединилось позднее и обитало в нем, как в храме. Несторианская догматическая формулировка, получившая распространение на Востоке, в 431 г. была признана ересью и получила осуждение Вселенского собора в Эфесе. Спасаясь от преследований ортодоксальной Церкви, несториане эмигрировали в Персию и в 499 г., объявив константинопольской Церкви о своем отделении, образовали собственный патриархат в городе Селевкия-Ктесифон, ныне Багдад.

В начале XIV в. богатые сирийские торговцы, переселившись на остров, обосновались в северо-западном районе Фамагусты, и в 1359 г., в период правления короля Петра I, баснословно богатый купец Френсис Лаккас и его брат приступили к строительству сирийской несторианской церкви. Результат получился довольно скромным для семьи, чьи дочери имели больше драгоценностей, чем короли Франции. И все же эта храмовая постройка считается одним из интереснейших памятников средневековой архитектуры острова.

Первоначально она представляла собой небольшую часовню, которую позднее удвоили в размерах, дополнив порталом центрального нефа и внутренним двориком. Сегодня в интерьере храма присутствуют отдельные фрагменты фресок, выполненные в итальянском стиле и созданные по сирийским подлинникам. Специфической особенностью постройки считаются цветные каменья алтарной арки и романское

стрельчатое оформление ворот внутреннего двора, что напоминает об архитектуре, распространенной в древних государствах Палестины. В целом собор запечатлел в своем облике сочетание византийского и готического стилей: тройная внешняя апсида на востоке и высокие крестовые своды.

Четвертая большая церковь Фамагусты, посвященная апостолам Петру и Павлу, построена в 1360 г. богатым итальянским торговцем Симоне Нострано на деньги, полученные от одной удачной торговой сделки. Однако в наши дни это утверждение историками оспаривается, полагают, что здание появилось благодаря нес-торианскому христианину по имени Симон. Позднее храм был обращен в мечеть, затем здесь обосновалась общественная библиотека.

Архитектурный стиль постройки довольно затейлив и разнообразен.

Северный портал с виртуозной каменной кладкой, предположительно перенесен из другого храма. Огромный высокий центральный неф церкви подобен большому залу трапезной в аббатстве Белапаис. Здание имеет много готических признаков — крестовые своды, стрельчатые арки, пролеты опор, витражи, контрфорсы и аркбутаны, но общие очертания и массивность подчеркивают влияние раннего романского и византийского зодчества. Видимо, автор проекта был не очень хорошо знаком с техникой строительства готических храмов, но весьма стремился к воссозданию их изящества и великолепия. В результате мощный трехнефный собор с тремя типично византийскими полукруглыми апсидами отразил вечный спор нового и старого в искусстве: византийскую основательность и готическую динамичность.

Иллюстрация 10. Руины латинской церкви Святого Георгия. XIII в. Фото Б. Победимского

Иллюстрация 11. Крестово-купольные церкви Святого Зони и Святого Николая. XIV в. Фото Б. Победимского

От присутствия венецианцев на Кипре сохранилось незначительное количество культовых построек, среди которых церковь Кармелитов, посвященная Деве Марии. Возвели ее в последней четверти XIII в., и сегодня она считается одним из красивейших образцов готической архитектуры. Церковь Девы Марии была главным храмом одноименного монастырского комплекса, построенного в северо-западном районе Фамагусты орденом Кармелитов. Свою известность это место приобрело в связи с тем, что в храме находилось захоронение святого Петра Тома — прокуратора ордена Братьев Пресвятой Девы Марии, сделавшего много полезных дел во имя объединения православной и католической Церквей, чтобы вместе противостоять экспансии ислама. И хотя сегодня от храма осталось лишь полуразрушенное здание, оно дает представление о прошлом великолепии. Высокие ровные стены сурового средневекового храма, мощные контрфорсы, большие узкие стрельчатые окна, широкие проходы, незначительные фресковые фрагменты, арочные порталы, украшенные гербами кипрских и иерусалимских королей, — все эти детали позволяют судить о былой славе заброшенной ныне монастырской церкви. При ее строительстве, как и во многих других культовых постройках Фамагусты, использовался материал, взятый

из развалин античного города Саламина. Как полагают ученые, эта церковь даже древнее, чем сами крепостные стены Фамагусты.

Напротив храма кармелитов расположена армянская церковь, посвященная Пресвятой Богородице, которая долгие годы служила храмом монастыря под названием Ганчвор. Ее построили в 1346 г. армянские беженцы, перебравшиеся на остров из Киликии. Это традиционный для армянской архитектуры однонефный «зальный» храм с внешней полукруглой апсидой на востоке. Полагают, что к северо-восточной части храма была пристроена еще и часовня, но она на сегодняшний день не сохранилась. После захвата острова Османской империей жизнь в храме прервалась и восстановилась вновь лишь в 1936 г., чтобы опять остановиться после трагических событий 1974 г.

Церковь Святого Франциска, расположенная в северо-восточной части города, когда-то представляла собой главный храм монастыря, построенного в первой половине XIV столетия монахами-францисканцами. Король Кипра Генрих II, покровительствуя нищенствующему ордену францисканцев, внес собственный вклад в строительство этого культового здания. Церковь состояла из трех нефов, которые вели к изящному алтарю. Сегодня от былого великолепия сохранились лишь живописные руины.

К началу XIV в. относятся две церкви-близнецы орденов Тамплиеров и Госпитальеров, архитектурный облик которых напоминал суровые средневековые замки и контрастировал с остальными храмами Фамагусты. Рыцарские ордена Тамплиеров и Госпитальеров, представлявшие собой ответвления латинской Церкви, сформировались в период крестовых походов. После изгнания крестоносцев из Палестины они нашли себе пристанище на Кипре. Над стрельчатым порталом храма Госпитальеров и сегодня присутствуют два мраморных герба. Один из них принадлежит Великому магистру ордена, другой, в виде креста на щите, представляет собой герб самого ордена Госпитальеров. Кроме того, на фронтонах сохранились гнезда для укрепления штандартов. Гербы рыцарей Тамплиеров, украшавшие фронтон их церкви, по указу короля Кипра были убраны, когда в начале XIV столетия папа Климент V упразднил и распустил орден «за ересь, стяжательство и дьявольские козни». Все рыцари ордена Тамплиеров были арестованы, а во Франции на костре был сожжен последний магистр ордена Жак де Моле.

В северной части города рядом с замком «Отелло» расположены живописные руины латинской церкви Святого Георгия, возведенной в конце XIII столетия. Ее архитектурный облик, навеянный изящным готическим собором Сент-Шапель в Париже, построенным Людовиком IX, имеет некоторое сходство со Святой Капеллой королевского семейства. Как и храм Сент-Шапель, собор Святого Георгия отличался удивительной особенностью: отсутствием массивных контрфорсов и обилием узких стрельчатых окон, через которые лучи солнца заполняли пространство храма сиянием света, символизируя идею, что «Бог — это свет». Стилевое влияние западных традиций сказалось и в украшении водосточных желобов различными фигурками. Такие архитектурные детали назывались горгульями, которые представляли собой устрашающего вида чудовищ, чаще крылатых гарпий, выполнявших охранные функции. К сожалению, в 1750 г. храму был нанесен невосполнимый ущерб.

Еще две церкви XIV в., освященные именами Святого Николая и Святого Зони, демонстрируют особенности миниатюрных купольных храмов, в основании которых

заложен равноконечный греческий крест, перекрытый куполом, поднятым на высокий барабан, с узкими световыми проемами. Расположены они в юго-восточной части Фамагусты, которая в те годы считалась православным районом города. Название церкви Святой Зони в переводе означает Святой пояс Пресвятой Богородицы. По преданию, Пречистая Дева, чтобы утешить апостола Фому в его печали и убедить в своем Вознесении, сбросила ему с Небес свой пояс. Эта великая святыня до конца XII столетия хранилась в Константинополе, а затем была передана в дар Ватопедскому монастырю на Афоне, где хранится в святилище главного монастырского храма. Церковь во имя Святого пояса Пресвятой Богородицы в Фамагусте построили и украсили фресками в XIV в. Фрагменты фресок, присутствующие сегодня на стенах храма, в очередной раз подтверждают, что все кипрские церкви тех лет щедро украшались росписями, назначение которых состояло в образном повествовании

0 Священной библейской истории, о земной жизни Девы Марии и Ее Божественного Сына. Это единственный в городе храм, который избежал серьезных разрушений во время Османской осады.

Крестово-купольная византийская церковь, освященная именем Святого Николая, сохранилась до наших дней в полуразрушенном состоянии. Примечательной особенностью этого храма служат голосники, или резонаторы, которые четко просматриваются на его стенах. Они представляют собой полые керамические сосуды, заложенные в кладку стен и обращенные отверстиями во внутреннее пространство нефа. Их назначение состояло не только в улучшении акустических свойств, но и в значительном облегчении давления на несущие части культового здания. Использование голосников в церковном строительстве — явление уникальное и пока мало изученное. Оно требует дополнительного исследования специалистами.

Заключение

В VII-X вв. архитекторы при строительстве чаще всего отдавали предпочтение архитектурному стилю базилике, занимавшему главное место в архитектурной композиции храмовых комплексов. К XV в. при строительстве храмов были использованы многие достижения средневековой европейской архитектуры. Установлены в архитектурном облике церкви Святого Георгия черты готического и византийского стилей. Постепенно сформировался особый стиль кипрского ортодоксального храма — тройная византийская апсида. Стилевое влияние западных традиций сказалось и в украшении храмов.

Список использованной литературы

1 Близнюк С. Мир торговли и политики в королевстве крестоносцев на Кипре. М. : МГУ, 1994. 191 с.

2 Вельманс Т., Корач В., Шупут М. Византийский мир: храмовая архитектура и живопись. М. : Белый город, 1999. 528 с.

3 Кипр: разграбленная цивилизация. Афины : ИТА-НОС, 2002. 956 с.

4 Колпакова Г. Искусство Византии. СПб. : Азбука-Классика, 2004. 528 с.

5 A Brief Encounter the Cultural heritage of Cyprus — Part XX: Lala Mustafa Pasha. Mosque // The Blue Beret. Nicosia, May, 1998. 389 p.

6 Drummond A. Travels through different Cities of Germany, Italy, Greece and several parts of Asia, as far as the Banks of the Euphrates. London, 1754. 398 p.

7 Gunnis R. Historic Cyprus: a guide to its towns and villages, monasteries and castles. Nicosia, 1936. 307 p.

8 Hackett J. A history of the Orthodox church of Cyprus from the coming of the apostles Paul and Barnabas. London : Methuen & co., 1901. 432 p.

9 Pococke R. A Description of the East, and of some other Countries. Vol. 2. Part 1, London, 1745. 390 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.