Научная статья на тему 'Готический собор Святого Николая в Фамагусте (Кипр)'

Готический собор Святого Николая в Фамагусте (Кипр) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
409
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ / АРХИТЕКТУРА КИПРА / ХРАМОВАЯ АРХИТЕКТУРА / ГОТИЧЕСКИЙ СОБОР / СОБОР СВЯТОГО НИКОЛАЯ В ФАМАГУСТЕ / CATHEDRAL OF ST. NICHOLAS IN FAMAGUSTA / ARCHITECTURE OF THE MIDDLE AGES / THE ARCHITECTURE OF CYPRUS / TEMPLE ARCHITECTURE / GOTHIC CATHEDRAL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Победимская Светлана Васильевна

В работе произведен анализ архитектурных особенностей готического собора Святого Николая в Фамагусте (Кипр). Созданный в драматичный исторический период, собор Святого Николая впитал в себя множество культурных влияний, выделяемых автором статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GOTHIC CATHEDRAL OF ST. NICHOLAS INFAMAGUSTA (CYPRUS)

In the article the analysis of the architectural features of the Gothic Cathedral of St. Nicholas in Famagusta ( Cyprus). Created in dramatic historical period, the Cathedral of Saint Nicholas had absorbed many cultural influences allocated to the author of the article.

Текст научной работы на тему «Готический собор Святого Николая в Фамагусте (Кипр)»

УДК 72.03

ПОБЕДИМСКАЯ С. В.

Готический собор Святого Николая в Фамагусте (Кипр)

В работе произведен анализ архитектурных особенностей готического собора Святого Николая в Фамагусте (Кипр). Созданный в драматичный исторический период, собор Святого Николая впитал в себя множество культурных влияний, выделяемых автором статьи.

Ключевые слова: архитектура Средних веков, архитектура Кипра, храмовая архитектура, готический собор, собор Святого Николая в Фамагусте.

POBEDIMSKAYA S. V.

THE GOTHIC CATHEDRAL OF ST. NICHOLAS IN FAMAGUSTA (CYPRUS)

In the article the analysis of the architectural features of the Gothic Cathedral of St. Nicholas in Famagusta (Cyprus). Created in dramatic historical period, the Cathedral of Saint Nicholas had absorbed many cultural influences allocated to the author of the article.

Keywords: architecture of the middle ages, the architecture of Cyprus, temple architecture, Gothic Cathedral, Cathedral of St. Nicholas in Famagusta.

Победимская

Светлана

Васильевна

кандидат филологических наук, главный редактор издательства «Yianel», Никосия, Кипр

e-mail:

afroland@spidernet.com

Наиболее значительным и хорошо сохранившимся готическим памятником древней Фамагусты считается латинский кафедральный собор, посвященный покровителю города Святому Николаю. Архитектурный облик собора и его окружения тесно связаны с историей Кипра, поэтому в первой части работы освещаются исторические обстоятельства, в которых создавался собор. Вторая часть представляет собой искусствоведческий анализ пространственной организации и художественно-выразительных средств архитектуры собора.

Возведение этого величественного храма, как полагают многие исследователи, началось в самом начале XIII в., когда франкская династия Лузиньянов и латинская католическая церковь прочно обосновались на острове. Начиная с низвергнутого иерусалимского короля Ги де Лузиньяна, которому Ричард Львиное Сердце перепродал остров, новые короли Кипра стали обладать законным правом на трон Иерусалимского королевства. После смерти короля Конрадина Гогенштауфена, унаследовавшего корону Иерусалима по материнской линии, Иерусалимское королевство в 1268 г. перешло под управление кипрского короля Гуго III Лузиньяна. Торжественная церемония коронации на престол Кипра, по традиции, проходила в Никосии, в соборе Святой Софии, а иерусалимскую корону вновь венчанные монархи Кипра получали в Тире. Но в 1288 г. город был захвачен мамлюками, и корону Иерусалима стали вручать в Аккре. Однако и этот последний оплот крестоносцев в 1291 г. пал

под натиском мамлюков, после чего торжественная церемония коронации на престол Иерусалима была перенесена на Кипр. И теперь венчание монархов Кипра на иерусалимский трон проходило в Фамагусте, в латинском кафедральном соборе Святого Николая.

В этот исторический период огромный поток беженцев-христиан хлынул на Кипр. Большая часть титулованных особ осела в Никосии, а многочисленный торговый люд, среди которого были греки, сирийцы, евреи, итальянцы и армяне, ринулся в Фамагусту. Коммерсанты были настолько активны, что очень скоро портовый город стал самым роскошным местом Восточного Средиземноморья, превзойдя своим богатством Венецию и Константинополь. Резко возросшее на острове католическое население и вручение иерусалимской короны королям Кипра в Фамагусте и определили необходимость строительства величественного кафедрального собора. И в 1298 г. было принято решение о реконструкции и увеличении размеров храма Святого Николая. Так начался ошеломляющий период расцвета и благополучия величественного готического собора, продлившийся до захвата Фамагусты генуэзцами.

В годы генуэзского присутствия на острове (1373-1464) собор Святого Николая остался без каких-либо субсидий, и постепенно слава его несколько померкла. Однако в 1464 г. Яков II, незаконнорожденный сын Иоанна, при поддержке мамлюков освободил портовый город от генуэзцев и захватил остров. Отняв власть у законной наследницы кипрского трона, сводной сестры Шарлотты, дочери Иоан-

© Победимская С. В., 2013

51

Архитектура

Иллюстрация 1. Западный фасад кафедрального собора Святого Николая в Фамагусте

Иллюстрация 2. Общий вид собора Святого Николая

Иллюстрация 3. Центральный западный портал и окно-«роза»

на II и гречанки Елены Палеолог, Яков II пришел к власти и вскоре женился на знатной и богатой венецианке Катерине Корнаро, красоту которой в разные годы запечатлели на своих полотнах Тициан, Беллини, Веронезе и другие художники эпохи Возрождения. Торжественное венчание короля Кипра и Иерусалима Якова II и блистательной Катерины Корнаро состоялось в кафедральном

соборе Святого Николая, который к тому времени вновь обрел свою былую славу и процветание. Всего лишь год прожил король с молодой женой, летом 1473 г. он неожиданно скончался, а ровно через год королева Кипра потеряла и своего единственного новорожденного сына.

Оставшиеся в Египте сторонники Якова II решили выдать Катерину замуж за неаполитанского принца, и это была серьезная угроза для венецианцев. На Кипр срочно прибыл брат королевы, чтобы уговорить ее передать остров под власть Венецианской республики. В 1488 г. Катерина Корнаро подписала официальное отречение от престола. Простившись со своим народом с балкона кафедрального собора Святого Николая, последняя королева Кипра навсегда покинула остров. Когда из порта Фамагусты, находившегося в нескольких метрах от собора, корабль взял курс на Венецию, флаг Святого Марка Венецианского потеснил штандарт лузиньянских королей, завершив 300-летнюю эпоху правления франкской династии.

В 1571 г. новым хозяином Кипра стала Османская империя. Установление на острове власти османов прервало славную историю кафедрального собора Святого Николая. Захватив Фамагусту, османы обратили храм Святого Николая в мечеть, убрав из него все христианские символы и заменив их другими, характерными для мусульманства. Мечеть назвали «Святая мудрость Бога», а чуть позднее ей дали новое имя, которое она носит и сегодня, — Лала Мустафа Паша, в честь турецкого военачальника, под командованием которого был завоеван Кипр. И сегодня соседство минарета с готическим фасадом латинского собора смотрится несколько непривычно.

Внешний облик собора Святого Николая, как свидетельствуют архивные документы, сохранился до наших дней с 1326 г. Французские зодчие возводили его не менее ста лет, и по своему архитектурному стилю он близок знаменитому Реймско-му собору. Все короли Кипра активно поддерживали связи с Францией, благодаря чему множество церквей строилось по образцам французских готических храмов, и кафедральный собор процветавшей средневековой Фамагусты не был исключением, а скорее великолепным и изысканным подтверждением вкусов тогдашней власти. Размеры храма сравнительно небольшие — 180 футов в длину и 57 в ширину. Его внутреннее пространство состоит из одного вмести-

тельного нефа с семью арочными пролетами и двух боковых, более скромных по размерам. На востоке все три нефа завершают апсиды, что было характерно для византийского зодчества. В латинском культовом строительстве перед алтарем добавлялся поперечный неф (трансепт), который придавал плану церкви символическую форму креста. Однако в соборе Святого Николая трансепт, деамбулаторий (обходная галерея, примыкающая к стенам апсиды) и триформ (узкая, освещенная изнутри галерея, расположенная обычно под скатом крыши боковых нефов) отсутствуют, что также свидетельствует о неизбежном влиянии византийской архитектуры в условиях ее близкого соседства внутри городских стен Фамагусты.

Передвижение по верхнему этажу собора возможно лишь по наружному карнизу, обрамляющему весь периметр здания. Высокие крестовореберные стрельчатые своды нефа опираются на круглые колонны, лишенные каких-либо украшений. Экспрессивная устремленность каменной массы свода вверх, как бы застывшей в бурном порыве, захватывает дух, и изнутри все это сводчатое строение создает впечатление элегантной и энергичной простоты и строгости. Световые потоки, поступающие в центральный неф через расположенные в два яруса окна замыкающей его апсиды и большие стрельчатые проемы верхнего яруса, заполняют собой даже пространство боковых приделов. Яркие солнечные лучи проникают в боковые апсиды храма и через узкие стрельчатые окна, находящиеся с каждой стороны полигональной апсиды и хоров. Снаружи внешний вид величественных апсид добавляет завораживающего очарования всему архитектурному ансамблю храма. Окна, вписанные в арочные ниши с треугольными фронтонами и разделенные гранеными выступами, увенчаны богато орнаментированными башенками. Более низкие из них фланкируют центральную апсиду, устремленную в небеса по всей высоте храма. Выявление в наружном объеме трех апсид — это неотъемлемая черта византийского церковного зодчества. В основном же архитектурный облик собора соответствует законам готического стиля, который пришел на Кипр в конце XII в. Наиболее показательно в этом плане оформление внешних боковых стен, укрепленных мощными аркбутанами и контрфорсами. Зодчие готических храмов считали, что контрфорсы работают

52

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН 4|2013

успешнее, если они снизу были более широкие, поэтому строители и придавали им ступенчатую форму: более мощную снизу и узкую вверху.

Грациозные окна храма декорированы сочетанием различных по величине ажурных трилистников. В средневековой символике они представляют собой трехлопастные листья клевера и олицетворяют Святую Троицу, равновесие и объединение, а встречающийся с четырьмя листьями (квадрифолий) клевера символизирует равноконечный греческий крест. Одновременно архитектор позаботился и о прочности, которая достигалась с помощью остроконечных подпор, ограничивавших боковые контуры каждого окна. В соборе Святого Николая вся эта визуальная игра вертикалей, горизонталей, изгибов и изломов создает оптическую картину сбалансированной гармонии.

Однако самой красивой частью собора, без сомнения, считается западный фасад с тремя перспективными порталами. В его облике архитектор не предполагал бравурного варианта, и в результате получился сравнительно скромный симметричный фасад, типичный для классических французских соборов, с величественным центральным входом, несколько более широким, чем два боковых. Тщательно проработанные тимпаны и фронтоны готических порталов обрамляет богато инкрустированный орнамент. Чарующую картину фасада завершает большое круглое ажурное окно, вошедшее в историю искусства под названием «роза», в обрамлении высокой стрельчатой арки. Изящную 9-ле-пестковую розу (в христианстве девять — ангельское число, ибо в Библии упоминается о девяти ликах ангелов) поддерживают три двойных трехлепестковых окна.

Органичным завершением архитектурного ансамбля храма служат двухъярусные колокольни, возвышающиеся на уровне первого пролета. Их украшают узкие стрельчатые окна, декорированные трилистниками. Аналогичные арки присутствуют и на фронтальной части восьмиугольных башенок, лестницы которых ведут к колоколам. Изначально их венчали специальные восьмиугольные наконечники. Позднее северная башня была переделана в минарет. Колокольни, возвышающиеся над фасадом, имели внутренний выход на террасу с балюстрадой, расположенной над парадным входом в собор, откуда вновь венчанные монархи приветствовали своих

подданных. В оригинале храмовую композицию дополняли скульптурные изображения, которые в 1571 г. были разрушены новыми хозяевами острова по религиозным соображениям. Сбалансированная гармония внешнего и внутреннего убранства собора завершает пространственную согласованность всего архитектурного ансамбля.

Чуть левее западного фасада раскинуло свою густую и необъятную крону старое дерево, посаженное, как гласит людская молва, в 1220 г. Называется оно Ficus Sycomorus. Это разновидность инжирного дерева с мелкими и очень сладкими плодами, родиной которого считается Восточная Африка. Многочисленные новые побеги определяют его возраст. Поднявшись рядом с основным стволом, они обвивают его, поддерживая и придавая силы. Иногда в феврале дерево неожиданно теряет свою листву, и создается впечатление, что оно погибло. Но ровно через месяц его вновь покрывает молодая пушистая зелень. Древнее дерево — это еще один фрагмент, дополняющий красоту готического храмового ансамбля.

Заключение

Сегодня кафедральный собор Святого Николая продолжает сохранять свою архитектурную привлекательность. Дух старины и славного прошлого обволакивает нас как воспоминание о его былом величии. Особое восхищение вызывает удивительный силуэт собора, похожий на изящное кружево, в благородном обрамлении голубых небес Средиземноморья.

Список использованной литературы

1 Соловьев Н. К. Очерки по истории интерьера. Средние века. М., 2001.

2 Странствования Василия Григо-ровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747 г. / под ред. Н. Барсукова. СПб., 1886.

3 deanthis P. Georgiades. History of Cyprus. Nicosia, 2004.

4 George Jeffery. A description of the historic monuments of Cyprus. London, 1918.

5 The Anastasios G. Leventis Foundation. Cyprus Jewel in the crown of Venice.

6 John Hackett. A history of the Orthodox church of Cyprus from the coming of the apostles Paul and Barnabas. London, 1901.

7 Albrecht P.J. North Cyprus. London, 1994.

Иллюстрация 4. Восточный фасад собора Святого Николая

Иллюстрация 5. Крестовый свод центрального нефа

Иллюстрация 6. Северный придел храма

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН 4 | 2013

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.