Научная статья на тему 'HR-БЕНЧМАРКИНГ – ИНСТРУМЕНТ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ (АГРАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ/ОРГАНИЗАЦИИ)'

HR-БЕНЧМАРКИНГ – ИНСТРУМЕНТ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ (АГРАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ/ОРГАНИЗАЦИИ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HR-бенчмаркинг / бенчмаркинг / организация / предприятия / персонал / HR-benchmarking / benchmarking / organization / enterprises / personnel

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Остапенко Диана Константиновна, Моисеева Ольга Васильевна

В статье рассматриваются понятие бенчмаркинга, его цель, виды, задачи. Отмечаются преимущества и недостатки данного инструмента в управлении персоналом аграрного предприятия/организации (HR-бенчмаркинг). Выявлено, что HR-бенчмаркинг – исследовательский сервис, который помогает аграрному предприятию, если у него есть постоянные задачи по привлечению, удержанию и повышению вовлеченности персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the concept of benchmarking, its purpose, types, tasks. The advantages and disadvantages of this tool in the personnel management of an agricultural enterprise / organization are noted. It has been revealed that HR benchmarking is a research service that helps an agricultural enterprise if it has constant tasks to attract, retain and increase staff involvement.

Текст научной работы на тему «HR-БЕНЧМАРКИНГ – ИНСТРУМЕНТ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ (АГРАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ/ОРГАНИЗАЦИИ)»

УДК 330.34

HR-БЕНЧМАРКИНГ - ИНСТРУМЕНТ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ (АГРАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ/ОРГАНИЗАЦИИ)

Остапенко Диана Константиновна, Научный руководитель: Моисеева Ольга Васильевна, Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт имени А.К. Кортунова, Донской государственный аграрный университет, г. Новочеркасск

Аннотация. В статье рассматриваются понятие бенчмаркинга, его цель, виды, задачи. Отмечаются преимущества и недостатки данного инструмента в управлении персоналом аграрного предприятия/организации (HR-бенчмаркинг). Выявлено, что HR-бенчмаркинг - исследовательский сервис, который помогает аграрному предприятию, если у него есть постоянные задачи по привлечению, удержанию и повышению вовлеченности персонала.

Abstract. The article discusses the concept of benchmarking, its purpose, types, tasks. The advantages and disadvantages of this tool in the personnel management of an agricultural enterprise / organization are noted. It has been revealed that HR benchmarking is a research service that helps an agricultural enterprise if it has constant tasks to attract, retain and increase staff involvement.

Ключевые слова: HR-бенчмаркинг, бенчмаркинг, организация, предприятия, персонал.

Key words: HR-benchmarking, benchmarking, organization, enterprises, personnel.

Введение. На сегодняшний день важной основой конкурентных преимуществ аграрных предприятий являются человеческие ресурсы -работники организации, из высокая квалификация, знания, навыки, желание достигать поставленных целей, система ценностных ориентаций.

Актуальность. Изучение бенчмаркинга как процесса важно для определения конкурентоспособности, повышения производительности, экономии ресурсов, улучшения качества продукции, улучшения управления рисками, внедрения инноваций и увеличения продаж и прибыли.

Основная часть. HR-бенчмаркинг (benchmarking) - процесс определения, понимания и адаптации имеющихся примеров эффективного функционирования HR-служб с целью улучшения работы этого подразделения в конкретной компании. HR- бенчмаркинг - метод использования чужого опыта, передовых достижений лучших компаний, подразделений собственной компании, отдельных специалистов для повышения эффективности работы, производства, совершенствования бизнес-процессов. Он включает в себя два процесса -оценивание и сопоставление [1, с. 18].

Главной целью бенчмаркинга персонала является исследование того, обладает ли предприятие кадрами, необходимыми для его эффективного функционирования, способен ли персонал работать в соответствии с выбранной стратегией и т.п. [2, с. 26].

На сегодняшний день существуют показатели HR-бенчмаркинга: субъективные (опросы удовлетворённости персонала); объективные (обзоры заработных плат), которые характеризуют результативность работы служб по персоналу. Используя вышеперечисленные показатели, HR-специалисты могут сопоставить результаты своей деятельности и работы конкурентов, а также увидеть возможности для повышения эффективности работы предприятий, организаций.

Бенчмаркинг ассоциируется с определением сравнительных характеристик: технических, финансовых или социальных. Он связан с проведением анализа аналитических процедур, с поиском каких-либо «эталонных» образцов. Именно этим бенчмаркинг отличается от иных контрольно-аналитических процедур (от аудита, от диагностики). Но в то же время бенчмаркинг связан с оценкой и сопоставлением [3, с. 172-173].

Ключевыми задачами бенчмаркинга являются: коммуникация, планирование, обнаружение, поиск, автоматизация, работа с HR-командой (рисунок 1) [2, с. 27].

Применяя в практике HR-бенчмаркинг, организация получает преимущества на рынке труда в части управления людьми и построения привлекательного бренда работодателя. Данные бенчмаркинга могут применяться не только для оценки удовлетворенности работой, но и для анализа объективных показателей эффективности службы персонала.

Выделяют следующие виды бенчмаркинга:

I. Внутренний. Преимущества: простота сбора данных, высокая точность сравнения. Недостатки: ограниченность информации, необходимость различий в рабочих процессах разных подразделений из-за влияния географических, исторических факторов и опыта руководителей.

II. Внешний. Преимущества: аналогичность технологий, выбор направлений. Недостатки: сложность получения необходимой, информации.

III. Конкурентный. Преимущества: приемлемость для всех организаций и предприятий, возможность долговременного разнопланового сотрудничества. Недостатки: препятствия сбору данных, вопросы этики.

IV. Функциональный. Преимущества: возможности обнаружения инновационных методов. Недостатки: трудности адаптации передовых методов в своей организации [4, с. 53].

Многие компании рассматривают бенчмаркинг как непрерывный процесс, но на практике он осуществляется в форме проектов. Следует придерживаться общепринятого алгоритма, чтобы сделать бенчмаркетинг доступным инструментом анализа и продвижения. Основные этапы бенчмаркинга:

1. Определение темы или области на основе стратегии.

2. Выбор групп с одновременным участием скептиков, сторонников, экспертов.

3. Выявление уже известной информации.

4. Выбор типа сопоставления.

5. Поиск, выбор партнеров или компаний.

6. Подготовка планов действий по поиску недостающей информации.

7. Поиск знаний, обмен информацией с партнерами.

8. Анализ результатов, подготовка рекомендаций.

9. Управление изменениями.

10. Мониторинг прогресса [1, с. 22].

Рис. 1 Ключевые задачи HR-бенчмаркинга

Первые четыре шага - этап планирования. Он связан с определением области исследования, типа бенчмаркинга, партнеров. Этап анализа предполагает работу на месте для поиска компаний и информации о них. Поскольку процесс носит общий характер, выполняйте работу в рамках конкурентного и совместного сопоставления. Перед принятием решений об изменениях проанализируйте полученную информацию.

Выводы. Таким образом, бенчмаркинг - это практика, используемая в разных отраслях для сравнения между организациями и внутри них. Для специалистов по персоналу это не исключение. HR-бенчмаркинг помогает повысить эффективность HR-процессов и политики управления в организации [5, с. 173]. Это, в свою очередь, положительно сказывается на прибыли.

HR-бенчмаркинг - это практический способ определить наиболее успешные методы работы, решения и стратегии для сотрудников аграрного предприятия. Чем больше у управляющих организацией информации о том, что

происходит внутри и за пределами их бизнеса, тем более информированными могут стать стратегии управления персоналом. В конечном итоге они могут повысить эффективность своей организации [2, с. 29].

Проведение бенчмаркингового исследования персонала, в том числе и в рамках аграрных предприятий и организаций, «позволяет улучшить основные кадровые показатели, разработать стратегию управления персоналом, сформировать сплоченную, команду единомышленников, улучшить психологический климат в коллективе и совместно с работниками разработать лучшую систему оценки результатов деятельности персонала, что повлияет на мотивацию труда и эффективность деятельности предприятия в целом» (цит. по [6, с. 122]).

Таким образом, HR-бенчмаркинг - исследовательский сервис. Он помогает аграрному предприятию, если у него есть постоянные задачи по привлечению, удержанию и повышению вовлеченности персонала. В обобщенном виде система бенчмаркинга вознаграждения персонала включает методы, инструменты, источники информации, факторы и результат. Данные бенчмаркинга могут применяться не только для оценки удовлетворенности работой, но и для анализа объективных показателей эффективности службы персонала.

Список использованной литературы:

1. Бенчмаркинг как инструмент оценки эффективности системы внутреннего контроля / Л.В. Донцова, М.М. Шарамко, И.Р. Гарипов, Э.Р. Мубаракшина. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Проспект", 2016. - 128 с. - ISBN 978-5-392-21563-8. - EDN WKSQKN.

2. Соловьева Ю.Н. Конкурентные преимущества и бенчмаркинг: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Ю.Н. Соловьева. - Москва: Издательство Юрайт, 2015. - М., 2015. - 63 с.

3. Бондарева, Д.А. HR-Бенчмаркинг в управлении вознаграждением персонала / Д.А. Бондарева, И.А. Сорочайкин // Вестник Самарского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2012. - № 7 (98). - С. 172-179. - EDN RCBNJR.

4. Логинова Е. Бенчмаркинг - инструмент развития конкурентных преимуществ / Е. Логинова. - Москва: Научная книга, 2016. - 256 с.

5. Бондарева Д.А. HR-Бенчмаркинг в управлении вознаграждением персонала / Д.А. Бондарева, И.А. Сорочайкин // Вестник Самарского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2012. - № 7 (98). - С. 172-179. - EDN RCBNJR.

6. Ревякина В.Е. HR-бенчмаркинг - инструмент в управлении персоналом / В.Е. Ревякина, О.А. Стародубцева // Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития. - 2015. - № 9. - С. 119-123. - EDN TTHUVX.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.