Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА БЕНЧМАРКИНГА В РАБОТЕ С ПЕРСОНАЛОМ СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА БЕНЧМАРКИНГА В РАБОТЕ С ПЕРСОНАЛОМ СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ КАДРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БЕНЧМАРКИНГ / МЕТОДИКА ВНЕДРЕНИЯ / ПЕРСОНАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дружков А.В.

В статье представлены преимущества и недостатки применения технологии бенчмаркинга в современных организациях. Сделан акцент на возможности применения технологии бенчмаркинга в работе с персоналом организации. Представлена методика реализации технологии бенчмаркинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE METHOD OF BENCHMARKING IN WORK WITH PERSONNEL OF MODERN ORGANIZATIONS

The article presents advantages and disadvantages of applying benchmarking technology in modern organizations. The emphasis is on the possibility of applying benchmarking technology in working with the organization's staff. The technique of realization of benchmarking technology is presented.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА БЕНЧМАРКИНГА В РАБОТЕ С ПЕРСОНАЛОМ СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

Использованные источники:

1. Благов Ю.Е. Генезис концепции корпоративной социальной ответственности / Ю.Е. Благов // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Общий и стратегический менеджмент. - 2013. - №2. - С. 3-24.

2. Дементьева А. Корпоративная социальная ответственность / А. Дементьева // Маркетинг. - 2011. - №4. - С. 3-12.

3. Благов Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2010. 272 с.

4. "Информационная открытость политики российских компаний". - М.: Ассоциация менеджеров, 2004, с.10

5. Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания, потребители, менеджеры, СМИ и чиновники оценивают социальную роль бизнеса в России. — М.: Ассоциация менеджеров, 2004.

6. Благов Ю.Е. Генезис концепции корпоративной социальной ответственности / Ю.Е. Благов // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Общий и стратегический менеджмент. - 2013. - №2. - С. 3-24.

7. Конарева Л.А. Стратегия реализации социальной ответственности в XXI веке // США. Канада. Экономика. Политика. Культура. - 2013. - №2. - С. 117-127.

УДК 331.108

Дружков А.В. студент магистратуры кафедра университетского менеджмента и инноваций в образовании Институт экономики и предпринимательства

ННГУ им. Н.И. Лобачевского Россия, г. Нижний Новгород ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА БЕНЧМАРКИНГА В РАБОТЕ С

ПЕРСОНАЛОМ СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Аннотация:

В статье представлены преимущества и недостатки применения технологии бенчмаркинга в современных организациях. Сделан акцент на возможности применения технологии бенчмаркинга в работе с персоналом организации. Представлена методика реализации технологии бенчмаркинга.

Ключевые слова: современные кадровые технологии, бенчмаркинг, методика внедрения, персонал.

Druzhkov A. V., student of magistracy Department of University Management and Innovation in Education

Institute of Economics and Entrepreneurship Lobachevski State University of Nizhny Novgorod, Russia APPLICATION OF THE METHOD OF BENCHMARKING IN WORK WITH PERSONNEL OF MODERN ORGANIZATIONS

Abstract:

The article presents advantages and disadvantages of applying benchmarking technology in modern organizations. The emphasis is on the possibility of applying benchmarking technology in working with the organization's staff. The technique of realization of benchmarking technology is presented.

Keywords: modern personnel technology, benchmarking, implementation methodology, personnel.

Быстрое и постоянное изменение рынков требует реформирования деятельности предприятий. Способность достоверно определить стратегии организации обусловлена наличием информации, касающейся рыночной обстановки. Такие сведения необходимы для разработки и принятия компанией решений. Для достижения данной цели самым успешным методом в сфере управления является бенчмаркинг.

За последние 10-15 лет бенчмаркинг вошел в число самых популярных методов управления в мире. Согласно европейским исследованиям, данный метод управления используют от 60 до 90 % компаний и фирм. [1, с.11]

В России в свою очередь также многие организации занимаются деятельностью, схожей с бенчмаркингом - предприятия перенимают друг у друга успешные практические достижения. Сам термин в нашей стране применяют редко.

Эдвард Деминг говорил, что опыт учит только в том случае, когда человек использует его для модифицирования и понимания теории. [2, с.7]

Современная теория и практика передовых организаций — объекты пристального внимания бенчмаркинга. Сложное для произношения слово «бенчмаркинг» (англ. benchmarking - произошло от английского термина, который в переводе означает «уровень, отметка») имеет и непростое на первый взгляд определение — это подход к планированию деятельности компании, который предполагает постоянную проверку уровня продукции, услуг и методов работы, изучающий и оценивающий лучшее в других организациях в целях дальнейшего использования полученных знаний в своей организации. Иными словами, бенчмаркинг — это искусство обнаружения того, что другие делают лучше, изучение, усовершенствование и применение их методов работы. [3, с. 15]

В зарубежной и отечественной литературе существует множество подходов к определению понятия бенчмаркинг.

Консалтинговая компания Kaiser Associates под бенчмаркингом понимает процесс для измерения успехов компании через сравнение с лучшими организациями и для использования анализа приближения и обгона лучших в классе. [4, с. 15]

Сэм Букарт говорит о бенчмаркинге как о стандарте превосходства и достижения, в отношении которого аналогичные пункты необходимо оценить. [4, с.7]

В.И. Черенков представляет бенчмаркинг как процесс, с помощью

которого предприятие осуществляет самооценку и сравнение себя с лидерами во всем мире, а также получает информацию, необходимую для улучшения собственных бизнес-характеристик [5, с.283].

Целью бенчмаркетинга является преобразование собственной деятельности на основе перенятого опыта. Первой компанией, которая официально осуществила проект бенчмаркинга, является «Ксерокс». В 1979 году проект Ксерокса «Бенчмаркинг конкурентоспособности» был запущен и суть его заключалась в анализе качества и затрат продукции. Благодаря большому успеху проекта «Ксерокс» занял лидирующую позицию на рынке. Многие компании переняли такой опыт («ZM», «HP», «Dupont», «Motorola» и др). С тех пор бенчмаркинг крайне востребован среди направлений консалтинга.

В России бенчмаркинг появился много позже. Хотя на самом деле первые отечественные опыты бенчмаркинга были давно, но в то время в России не был известен данный термин. Еще в 90-х такие компании как «Газпром», «Юкос», «Лукойл» отправляли своих работников за рубеж для знакомства с новыми технологиями в своей отрасли. На сегодняшний день известны случаи, когда зарубежные компании посещают Россию, чтобы перенять отечественный опыт. [6]

Интегрируя различные подходы к данной технологии управления, представим основные ее преимущества:

Таким образом, новая модель бизнеса, пришедшая в компании вместе с бенчмаркингом, способствует формированию системного мышления, чего зачастую так не хватает малым фирмам. Эталонный анализ способствует пониманию и внутренней системы, вокруг которой построена компания, и внешней системы, которая воздействует на нее.

Несмотря на большое количество преимуществ данной технологии, у нее есть и существенные недостатки, а именно:

1. Для проведения бенчмаркинга необходимы значительные материальные и человеческие ресурсы.

2. Существует большая сложность в поиске информации о конкуренте-эталоне, и далеко не факт, что секреты успеха одной компании будут полезны для другой [9, с.46].

Классифицируют бенчмаркинг по разным критериям. Чаще всего - по

объектам бенчмаркинга.

Внутренний бенчмаркинг осуществляет сравнение между различными подразделениями организации, дочерними предприятиями либо одного подразделения в разные периоды времени. Данный вид бенчмаркинга отличается простотой его организации и сбора информации, необходимой для сравнения, и поэтому востребован.

Конкурентный бенчмаркинг проводит сравнение своего предприятия с другими (предприятиями конкурентами), выявляет их сильные и стороны. Если компания-конкурент отбирает долю рынка, то это уже означает, что организация работы у него устроена лучше. Изучение деятельности конкурентов является крайне сложной задачей [4]. Бывает так, что предприятия целенаправленно обмениваются необходимой информацией, но в жизни такой обмен - большая редкость. Предприятия часто приглашают сторонние организации для проведения конкурентного бенчмаркинга, специалисты-аналитики таких сторонних компаний занимаются анализом прайс-листов, рекламных продуктов, выпускаемой продукции, работы с клиентами и многого другого [10, с.130].

Промышленный бенчмаркинг занимается оценкой компании в данной отраслевой или же функциональной области. Всегда полезно сравнивать показатели эффективности работы предприятия с показателями эффективности работы коллег. Но для такого сравнения необходимо соблюдение одного условия: предприятия не должны быть конкурентами (к примеру, работают в разных сегментах рынка) и готовы к добровольному обмену информацией. Полученные выводы нужно основательно анализировать (например, из-за применения различных технологий прямое сравнение не всегда корректно). Недостатком этого вида технологии является то, что такое сравнение может подавить созидательный и творческий настрой работников компании [11, с.25].

Функциональный бенчмаркинг означает сравнение с организациями, осуществляющими функциональную деятельность. Часто в различных отраслях используют одни и те же процедуры (общение с клиентами, хранение продукции на складах, транспортировка грузов, отбор персонала), о сравнении этих процедур и идет речь. Но основной проблемой применения данного вида методики является сложность использования результатов исследования к данной организации [7, с. 3].

Последнее время набирает обороты применение технологии бенчмаркинга в работе с персоналом организаций. Объектом внимания, изучения и улучшения становятся практически все функции работы с персоналом.

При применении бенчмаркинга для функций работы с персоналом организаций существуют определенные риски. Эффективно применяемые кадровые технологии в одной организации при их синхронизации относительно другой организации не всегда приведут к положительному результату.

Возьмем, к примеру, применение очень актуального в настоящее время компетентностного подхода в работе с персоналом организации.

Принципиальные трансформации характера и содержания труда, обусловленные глобализационными процессами, высокими темпами научно-технического развития и информатизацией трудовой деятельности, требуют адекватных изменений в работе с персоналом современных организаций, и, прежде всего, предполагают переход от квалификации как характеристики уровня владения профессиональными умениями и навыками к компетенциям, отражающим также деловые и личностные качества персонала в организациях. Именно компетентность персонала во многом определяет успешность деятельности современной организации.

На сегодняшний день разработан методический инструментарий и персонал-технологии формирования и реализации компетентностного подхода в работе с персоналом: сформированы методические и практические рекомендации по оценке, обучению персонала, работе с кадровым резервом организации, разработке систем стимулирования персонала, основанные на сравнении таких характеристик трудовой деятельности, как результативность, качество и сложность с эталонными значениями данных характеристик (компетенциями) по конкретному рабочему месту (должности).

Существует соблазн «перенять» опыт у организаций, которые уже успешно применяют компетентностный подход в области управления персоналом, воспользоваться методическими наработками. Однако необходимо понимать, что любую универсальную модель компетенций определенной должности важно соотнести с целями и задачами данной конкретной организации на текущий момент. На каждом предприятии деятельность кадровой службы уникальна и её деятельность зависит от миссии, целей и задач, которые она преследует. Поэтому всегда речь должна идти об актуализации современных кадровых технологий относительно конкретной организации.

Традиционный процесс бенчмаркинга состоит из следующих этапов:

1 этап - определение объекта бенчмаркинга

2 этап - выбор партнера по бенчмаркингу

3 этап - поиск информации

4 этап - анализ

5 этап - внедрение

Интегрируя классическую методику применения бенчмаркинга, мы предлагаем расширить ее, внеся некоторые элементы, которые помогут руководителям предприятий провести полноценную работу в данной области. Предлагаемая методика состоит из следующих последовательных этапов:

1. Выявление области или темы изучения и сравнения.

2. Отбор персонала для участия в работе (важным условием является привлечение одновременно сторонников и противников методики, экспертов

данной области изучения; также возможно привлечение сторонних экспертов).

3. Выявление уже известной информации и поиск пробелов в доступных источниках информации.

4. Определение вида бенчмаркинга (в зависимости от поставленных целей).

5. Поиск помощников (если существует возможность, то в приоритете наличие партнеров по бенчмаркингу).

6. Поиск необходимой информации о конкуренте-предприятии

7. Обмен информацией с партнерами - при наличии такового.

8. Анализ собранных сведений; подготовка плана изменений на своем предприятии.

9. Адаптация и применение полученных знаний на практике.

10. Мониторинг прогресса.

11. При необходимости корректировка нововведений и изменений. На сегодня бенчмаркинг - необходимая составляющая успеха любой

организации, он определяет то, что другие делают лучше, а также помогает применять заимствованные идеи и даже совершенствовать их в дальнейшем.

Анализ и сравнение своих показателей с показателями компаний-конкурентов и лучших организаций в отрасли, применение успешного опыта других в своей компании обязательно способствует развитию бизнеса. В России бенчмаркинг недостаточно распространен. Однако применение бенчмаркинга позволит российским компаниям идти в ногу со временем, а также занять достойное место на мировом рынке уже в ближайшем будущем.

Использованные источники:

1. Андрасюк М., Чардымский М. Бенчмаркинг как инструмент совершенствования ассортиментной политики промышленного предприятия // Маркетолог. — 2010. — № 3(125)

2. Стариков В.В. Бенчмаркинг // Маркетинг в России и за рубежом. 2009. -№4 (31 с.)

3. Аренков И.А. Бенчмаркинг и маркетинговые решения / И.А. Аренков, Е Голубева Т.Г., Елисеев О.Н. Бенчмаркинг как эффективный инструмент управления организацией. — М.: Качество. Инновации. Образование, 2006. -76с.

4. Арутюнян В. «Оценка эффективности юридической функции и использование данных бенчмаркинга» // Legal Insight. - 2015. - № 1. - 25 с.

5. Черенков В.И. Международный маркетинг: Учеб. пособие. — СПб.: Об-во «Знание», 2005. — 400 с.

6. Чуланова О.Л. Алиева З.К. Бенчмаркетинг как технология совершенствования обучения персонала организации / Чуланова О.Л. Алиева З.К. //Интернет-журнал «Мир науки», 2014 №4 [Электронный ресурс]-М.: «Мир науки», 2014 -.- Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/37EMN414.pdf, свободный. - Загл. с экрана. — Яз. рус., англ.

7. Маркетинг (3-е издание): Учебник / Багиев Л.Г., Тарасевич В.М. - СПб.: Питер, 2009. - 576 с.

8. Зуб А.Т., Локтионов М.В. Системный стратегический менеджмент: методология и практика. —М.: Генезис, 2001. - 335 с.

9. Злобина, Н.В. Современные инструменты развития системы менеджмента качества организации : монография / Н.В. Злобина, М.М. Висков, В.А. Толстошеина. - Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011. - 100 с.

10.Майл Портер. Что такое стратегия. Менеджмент в России и за рубежом (научный журнал), №4, 2004. - 303 с.

11.Владымцев Н.В., Елшина И.А. «Формирование инфраструктуры бенчмаркинга: инструменты эталонного сопоставления в маркетинговых исследованиях». Экономический анализ: теория и практика, N 10, 2010.,38с.

УДК: 339.9

Дымашок М.И. студент магистратуры 2 курса направление подготовки «Международный бизнес» Тюменский государственный университет научный руководитель: Руденко Д.Ю., к. э.н.

доцент Россия, г. Тюмень

ИНСТИТУТЫ И НЕРАВЕНСТВО ПО ДОХОДАМ В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

Аннотация: В работе исследуется влияние институтов на неравенство по доходам стран с переходной экономикой в период с 1993 -2015 гг. На базе углубленного анализа зарубежной и отечественной литературы исследуются причины и последствия неравенства, а также взаимосвязь институтов с неравенства. В результате исследования выявилось следующее: во-первых, неравенство связано с качеством институтов в конкретной среде, во-вторых, выявлено, что наибольшее влияние на неравенство оказывают политические институты. Они приводят к перераспределению власти в пользу богатого слоя населения и, следовательно, усилению неравенства среди исследуемых стран.

Ключевые слова: неравенство, институты, институциональные индексы, переходные экономики.

Dymashok M. I. Second Year Master Student The Faculty of «International business» Tyumen state University Russia, Tyumen

INSTITUTIONS AND INCOME INEQUALITY IN TRANSITION

ECONOMIES

Abstract: The paper investigates the impact of institutions on the income

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.