Научная статья на тему 'БЕНЧМАРКИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА'

БЕНЧМАРКИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕНЧМАРКИНГ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / КОНКУРЕНТЫ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / КОМПАНИЯ-ЭТАЛОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Майорова Д.А.

В статье раскрывается сущность бенчмаркинга и механизм его использования в системе управления деловой организации. Определены этапы применения бенчмаркинга в современных условиях. На основе исследования зарубежного и отечественного опыта выделены общие правила бенчмаркинга как инструмента стратегического менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БЕНЧМАРКИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА»

104 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

БЕНЧМАРКИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

© Майорова Д.А.1

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

В статье раскрывается сущность бенчмаркинга и механизм его использования в системе управления деловой организации. Определены этапы применения бенчмаркинга в современных условиях. На основе исследования зарубежного и отечественного опыта выделены общие правила бенчмаркинга как инструмента стратегического менеджмента.

Ключевые слова: бенчмаркинг, сравнительный анализ, конкуренты, конкурентные преимущества, компания-эталон.

В современных условиях жесткой конкурентной борьбы компании вынуждены искать инновационные решения, благодаря которым они смогут уверенно чувствовать себя на рынке. Одним из инструментов, позволяющим решать такие проблемы, является бенчмаркинг.

«Термин «бэнчмаркинг» в переводе с английского языка означает «эталонное тестирование». Трактовка бэнчмаркинга появилась в дисциплинах экономики относительно недавно. Классическое понятие этого метода было сформулировано еще в 1980-х годах Робертом Кэмпом. Под бенчмаркингом автор определил «непрерывный поиск решений, базирующихся на лучших методах и процессах всей индустрии (так называемых bestpractices), которые дают предприятию возможность наивысших достижений» [1]. Сегодня бенчмаркинг трактуют как способ оценки стратегий и целей работы организации в сравнении с первоклассными предпринимательскими организациями для определения своего места на конкурентном рынке.

Целью бэнчмаркинга становится выявление и проведение сравнительного анализа деятельности компаний, занимающих лидирующие позиции на рынке. Главная задача заключается в применении самого лучшего опыта конкурирующих фирм для выведения собственного предприятия на новый уровень для того, чтобы в ближайшем будущем обеспечить себе первенство на действующем рынке. Порой бенчмаркинг сравнивают с промышленным шпионажем. Однако между данными методами существует значительная разница. При проведении шпионажа применяют незаконные методы добывания конфиденциальной информации, бенчмаркинг же ориентирован на использование открытых источников.

На данный момент нет единой методики применения бенчмаркинга, однако признанными являются его базовые принципы. «Бенчмаркинг прово-

1 Студент. Научный руководитель Анохина М.Е., доцент кафедры Организационно-управленческих инноваций, кандидат экономических наук.

дят как для определенного бизнес-процесса, так и для производственного процесса в виде самостоятельного проекта» [2, с. 24]. Проведение бенчмар-кинга осуществляется в рамках следующих этапов:

1. Следует определить проблемы и выбрать показатели для сравнительного анализа.

2. Выбираем объект для сравнения и собираем информацию по нему.

3. Анализируем полученную информацию.

4. Следует принять решение.

На первом этапе необходимо идентифицировать проблемы. Следует понять, где и по каким параметрам существует разрыв с конкурентами, являющимися лидерами рынка.

На втором этапе, когда уже определена проблема, следует путем сравнения выбрать объект для проведения анализа исследования. Выбор может зависеть от множества различных факторов. Примером может быть компания Körting, история бренда которой началась в 1889 году, когда в Лейпциге была создана фирма Körting & Mathiesen AG («Кёртинг и Матисен АГ»). В то время компания производила трансформаторы и осветительные приборы. К 1923 году компания стала лидером рынка производства ламп для уличного освещения, а к середине ХХ века начала занимать существенные доли рынка бытовой техники» [3]. На сегодняшний день «Körting» является ведущем брэндом европейской встраиваемой бытовой техники. В 2011 года компания решила выйти на совершенно новый для себя российский рынок. Встал вопрос как это сделать, если брэнд в России не известен, а аналоги по качеству и дизайну уже есть.

На третьем этапе следует провести анализ полученной информации и выявить причины, по которым у предприятия есть разрыв в сравнении с компанией-эталоном. Проведя сравнения с часто покупаемыми брэндами, такие как Bosch, Siemens и Electrolux, компания Körting на основе конкурентного анализа выявила, что перед покупкой какой-либо продукции, потребители первоначально посещают магазин, исследуют информацию на сайтах интернет-магазинов, сравнивают цены и только после этого делают покупку именно в том месте, где цена будет ниже.

На последнем, четвертом этапе бенчмаркинга, зная причины отставания фирмы от компании-эталона, нужно понять, как ликвидировать сложившийся разрыв, и затем принять решение. Компания Körting своим главным конкурентным преимуществом смогла противостоять конкурентному давлению известных в России брэндов бытовой техники. Если вы захотите купить продукцию Körting, вам не нужно сравнивать ценовой ряд в различных магазинах или других источниках. Цена везде будет одинаковая, куда бы потребитель не зашел - будь то специализированный магазин или интернет-сайт.

«Для бенчмаркинга в современных условиях широко используют социальные медиа, с помощью которых можно обеспечить профессиональные

106 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

контакты» [4]. Данный метод позволяет не только снизить затраты, к примеру, на выезд специалистов, но и значительно расширяет возможности информационного обеспечения управления.

«Для успешного бенчмаркинга требуется проводить множество интервью и полевых исследований, анализировать организационно-экономические показатели и оценивать тенденции в их изменениях» [5]. Такая работа должна быть открытой с посещением соответствующих объектов и добровольным обменом информацией. Стоит помнить, что на данном этапе важно обеспечить необходимый уровень информационной безопасности. По результатам исследования с использованием бенчмаркинга, должно быть принято решение о внедрении или отклонении приобретенного опыта. В большинстве случаев, организации находят то, что можно было бы перенять у конкурентов.

«Джейсон Грейсон, глава 1ВС, выделил причины популярности бенчмаркинга, к которым отнес следующие:

1. Глобальная конкуренция. В эпоху глобализации бизнеса компании осознают необходимость всестороннего и детального изучения лучших достижений конкурентов и последующего использования полученной информации в целях собственного выживания.

2. Вознаграждение за качество. Все большее распространение получают проходящие на национальном уровне конкурсы на звание лидера в области качества. Обязательным условием участия в них помимо демонстрации компаниями - участниками конкурентных преимуществ выпускаемых ими продуктов является применение концепции бенчмаркинга.

3. Необходимость адаптации и использования мировых достижений в области производственных и бизнес-технологий. Чтобы не остаться позади своих конкурентов, всем компаниям, независимо от размера и сферы деятельности, необходимо постоянно изучать и применять передовой опыт в области производственных и бизнес-технологий» [6].

При применении методики бенчмаркинговых исследований возможно рассматривать, как прямых конкурентов, так и компаний из других отраслей деятельности. К примеру, отечественным коммерческим предприятиям целесообразнее изучать образцы бизнеса различных зарубежных компаний, т.к. их опыт является более богатым и сопряжен с реальными успешными результатами. Российские организации часто являются однотипными и у них отсутствует нестандартное мышление, которое порой способно вывести участника рынка на лидирующую позицию.

В заключении, необходимо подчеркнуть, что бэнчмаркинг является достаточно молодой наукой, находящейся в постоянном процессе развития. Для данной научной сферы характерен постоянный процесс появления новых знаний и практического опыта.

Список литературы:

1. Lohmuller B. BenchmarkinginderPraxis (Бенчмаркинг на практике) Доклад от 7 июля 2005 года. Саксонский Институт Сельского Хозяйства / Пер. с нем. - «Провокация Роста», 2005. - 6 с.

2. Князев Е.А., Евдокимова Я.Ш. Бенчмаркинг для вузов: учеб.-мето-дич. пособие. - М.: Университетская книга, Логос, 2012. - 205 с.

3. Официальный сайт компании Körting [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://korting.ru/.

4. Чуланова О.Л. Качественный сайт как элемент формирования положительного имиджа ООО авиакомпании «ЮТэйр» // Имиджелогия - 2008: Имидж как инструмент привлекательности конкурентоспособности: материалы Шестого Международного симпозиума по имиджелогии. - М.:РИЦ АИМ, 2011. - С. 192-197.

5. Чуланова О.Л., Алиева З.К. Бенчмаркетинг как технология совершенствования обучения персонала организации // Научный интернет журнал «Мир науки». - 2014. - Выпуск 4.

6. Данилов И.П., Данилова Т.В. Бенчмаркинг как основа создания конкурентоспособного предприятия. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2010. -69 с.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ОПЕРАЦИОННОГО РИСКА НА ПРЕДПРИЯТИИ

© Шакурова А.М.1

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань

В данной статье определяются факторы операционного риска на предприятиях. Рассматривается «человеческий фактор» как основной источник операционного риска и описываются способы управления данным фактором.

Ключевые слова: операционный риск, риски организации, человеческий фактор, персонал, факторы риска.

В современных рыночных условиях наличие операционных рисков увеличивается, и регулирование этих рисков становится одним из важнейших факторов обеспечения стабильности организаций. Операционные риски напрямую связаны с ошибками персонала, системы и технологий предприятия. У каждой конкретной финансовой организации имеется своя организационная структура, методы функционирования, культура, технологии, сле-

1 Студент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.