Научная статья на тему 'Применение бенчмаркинга в работе с персоналом современных организаций'

Применение бенчмаркинга в работе с персоналом современных организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
317
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ КАДРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИМЕНЕНИЯ БЕНЧМАРКИНГА / НЕДОСТАТКИ ПРИМЕНЕНИЯ БЕНМАРКИНГА / МЕТОДИКА ВНЕДРЕНИЯ БЕНЧМАРКИНГА / MODERN HUMAN TECHNOLOGY / THE ADVANTAGES OF THE USE OF BENCHMARKING DISADVANTAGES OF BENMARKINGA / THE INTRODUCTION OF BENCHMARKING METHODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чуланова О.Л., Небольсина И.В.

В статье представлены преимущества и недостатки применения технологии бенчмаркинга в современных организациях. Сделан акцент на возможности применения технологии бенчмаркинга в работе с персоналом организации. Представлена методика реализации технологии бенчмаркинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чуланова О.Л., Небольсина И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение бенчмаркинга в работе с персоналом современных организаций»

1 2 ©

Чуланова О.Л. , Небольсина И.В.

1Доктор экономических наук, доцент кафедры управления персоналом БУ ВО «СурГУ ХМАО - Югры»; специалист по финансированию «Управляющая компания «Центр менеджмент», магистрант БУ ВО «СурГУ ХМАО - Югры», направление «Управление

персоналом»

ПРИМЕНЕНИЕ БЕНЧМАРКИНГА В РАБОТЕ С ПЕРСОНАЛОМ СОВРЕМЕННЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация

В статье представлены преимущества и недостатки применения технологии бенчмаркинга в современных организациях. Сделан акцент на возможности применения технологии бенчмаркинга в работе с персоналом организации. Представлена методика реализации технологии бенчмаркинга.

Ключевые слова: современные кадровые технологии, преимущества применения

бенчмаркинга, недостатки применения бенмаркинга, методика внедрения бенчмаркинга.

Keywords: modern human technology, the advantages of the use of benchmarking disadvantages of benmarkinga, the introduction of benchmarking methods.

Быстрое и постоянное изменение рынков требует реформирования деятельности предприятий. Способность достоверно определить стратегии организации обусловлена наличием информации, касающейся рыночной обстановки. Такие сведения необходимы для разработки и принятия компанией решений. Для достижения данной цели самым успешным методом в сфере управления является бенчмаркинг.

За последние 10-15 лет бенчмаркинг вошел в число самых популярных методов управления в мире. Согласно европейским исследованиям, данный метод управления используют от 60 до 90 % компаний и фирм. [1, с.11]

В России в свою очередь также многие организации занимаются деятельностью, схожей с бенчмаркингом, но они чаще всего не называют его так. Предприятия перенимают друг у друга успешные практические достижения. Сам термин в нашей стране применяют редко. Чаще всего это представители крупного бизнеса, которые контактируют с зарубежными компаниями.

Эдвард Деминг говорил, что опыт учит только в том случае, когда человек использует его для модифицирования и понимания теории. [2, с.7]

Современная теория и практика передовых организаций — объекты пристального внимания бенчмаркинга. Сложное для произношения слово «бенчмаркинг» (англ.

benchmarking - произошло от английского термина, который в переводе означает «уровень, отметка») имеет и непростое на первый взгляд определение — это подход к планированию деятельности компании, который предполагает постоянную проверку уровня продукции, услуг и методов работы, изучающий и оценивающий лучшее в других организациях в целях дальнейшего использования полученных знаний в своей организации. Иными словами, бенчмаркинг — это искусство обнаружения того, что другие делают лучше, изучение, усовершенствование и применение их методов работы. [3, с. 15]

Также бенчмаркинг можно рассматривать как направление маркетинговых исследований. В зарубежной и отечественной литературе существует множество подходов к определению понятия бенчмаркинг. [6]

© Чуланова О.Л., Небольсина И.В., 2015 г.

Консалтинговая компания Kaiser Associates под бенчмаркингом понимает процесс для измерения успехов компании через сравнение с лучшими организациями и для использования анализа приближения и обгона лучших в классе. [4, с. 15]

Сэм Букарт говорит о бенчмаркинге как о стандарте превосходства и достижения, в отношении которого аналогичные пункты необходимо оценить. [4, с.7]

В.И. Черенков представляет бенчмаркинг как процесс, с помощью которого предприятие осуществляет самооценку и сравнение себя с лидерами во всем мире, а также получает информацию, необходимую для улучшения собственных бизнес-характеристик [5, с.283].

Точную дату появления бенчмаркинга определить сложно. Бенчмарингом можно назвать деятельность Петра I в Голландии или Фредерика Тейлора при исследовании трудовых операций. Но как наука бенчмаркетинг зародился в 50-х годах, когда японские и американские компании начали обмениваться опытом. Целью бенчмаркетинга является преобразование собственной деятельности на основе перенятого опыта. Первой компанией, которая официально осуществила проект бенчмаркинга, является «Ксерокс». В 1979 году проект Ксерокса «Бенчмаркинг конкурентоспособности» был запущен и суть его заключалась в анализе качества и затрат продукции. Благодаря большому успеху проекта «Ксерокс» занял лидирующую позицию на рынке. Многие компании переняли такой опыт («ZM», «HP», «Dupont», «Motorola» и др). С тех пор бенчмаркинг крайне востребован среди направлений консалтинга. [13, 14,15]

В России бенчмаркинг появился много позже. Хотя на самом деле первые отечественные опыты бенчмаркинга были давно, но в то время в России не был известен данный термин. Еще в 90-х такие компании как «Г азпром», «Юкос», «Лукойл» отправляли своих работников за рубеж для знакомства с новыми технологиями в своей отрасли. На сегодняшний день известны случаи, когда зарубежные компании посещают Россию, чтобы перенять отечественный опыт. [6]

Классический пример бенчмаркинга, на наш взгляд, продемонстрировала американская авиакомпания Southwest Airlines. Сотрудники компании решили, что единственный способ увеличить количество рейсов - сократить время пребывания самолетов на земле. Они задумались, как этого достичь, при том, что компания и без того была чемпионом по скорости обслуживания самолетов. Один из специалистов авиакомпании вспомнил, что максимально высокие скорости обслуживания транспортных средств демонстрируются на автогонках. Изучив командные принципы работы персонала (техников «Формулы-1») и их адаптации к стандартам авиационной отрасли, время обслуживания самолетов сократили без нарушения технических требований с 45 до 15 минут [7, с. 102-103].

Приведем другой пример. Руководители одного банка были озадачены проблемой больших очередей вследствие низкой скорости обслуживания клиентов. Проведя анализ работы успешных банков, они решили:

1) Поставить в точках обслуживания многофункциональные банкоматы Cash-In, с помощью которых клиенты могут выполнять самостоятельно большое количество банковских операций.

2) Снизить стоимость системы «Интернет-банка», чтобы клиенты могли выполнять дистанционно некоторые банковские операции.

3) Внедрить систему электронных очередей для снижения беспорядочного скопления клиентов, для того, чтобы каждый клиент чувствовал себя спокойным и уверенным, т.к. его своевременно обслужат.

4) Автоматизировать часть клиентских бизнес-процессов. Благодаря этому клиент тратит меньше времени на общение с сотрудником банка, а это в свою очередь выгодно и клиенту, и банку. [8, с. 14 ]

Интегрируя различные подходы к данной технологии управления представим основные ее преимущества:

V 1 • Бенчмаркинг помогает преодолеть застой в руководстве, указывает на их неточное представление о положении дел.

м 2

• Внедряет стремление к улучшению.

V 3

• Выявляет сильные и слабые стороны организации.

V 4

•Дает организации сигналы предупреждения об ее отставании.

V 5

•Ставит трудные, но достижимые цели.

¥ 6

• Помогает расставить приоритеты.

м

•Задействует лучшие и проверенные процессы управления.

м 8

•Обеспечивает организацию планами уже не раз испытанных корректирующих действий.

V 9

•Объединяет стратегический план и усилия организации.

¥ 10

•Открывает новые для компании технологии и методы управления организацией.

X/

XX 11 • В конечном итоге осуществляет крупномасштабные улучшения.

¥ 12

•С помощью бенчмаркинга организация обучается на опыте других, с помощью чего возможно избежать большие потерь.

¥ 13

•Создает культуру постоянного и непрерывного усовершенствования компании.

¥ 14

•Сокращает затраты на процесс улучшения.

V 15

•Ведет к быстрому внедрению подходов с наименьшими рисками.

X/

XX 16 •Улучшает финансовые показатели деятельности организации.

XX

Рис. 1 - Преимущества технологии бенчмаркинг

Таким образом, новая модель бизнеса, пришедшая в компании вместе с бенчмаркингом, способствует формированию системного мышления, чего зачастую так не хватает малым фирмам. Эталонный анализ способствует пониманию и внутренней системы, вокруг которой построена компания, и внешней системы, которая воздействует на нее.

Несмотря на большое количество преимуществ данной технологи, у нее есть и существенные недостатки, а именно:

1. Для проведения бенчмаркинга необходимы значительные материальные и человеческие ресурсы.

2. Существует большая сложность в поиске информации о конкуренте-эталоне, и далеко не факт, что секреты успеха одной компании будут полезны для другой [9, с.46].

Классифицируют бенчмаркинг по разным критериям. Чаще всего - по объектам бенчмаркинга - в соответствии с их принадлежностью отрасли, выполняемым функциям и пр. (рисунок 2).

Бенчмаркинг

Рис. 2 — Классификация бенчмаркинга [12]

Рассмотрим данные виды бенчмаркинга, а также их применение на практике. Внутренний бенчмаркинг осуществляет сравнение между различными подразделениями организации, дочерними предприятиями либо одного подразделения в разные периоды времени. Данный вид бенчмаркинга отличается простотой его организации и сбора информации, необходимой для сравнения, и поэтому востребован.

Конкурентный бенчмаркинг проводит сравнение своего предприятия с другими (предприятиями конкурентами), выявляет их сильные и стороны. Если компания-конкурент отбирает долю рынка, то это уже означает, что организация работы у него устроена лучше. Изучение деятельности конкурентов является крайне сложной задачей [4]. Бывает так, что предприятия целенаправленно обмениваются необходимой информацией, но в жизни такой обмен - большая редкость. Предприятия часто приглашают сторонние организации для проведения конкурентного бенчмаркинга, специалисты-аналитики таких сторонних компаний занимаются анализом прайс-листов, рекламных продуктов, выпускаемой продукции, работы с клиентами и многого другого [10, с.130].

Промышленный бенчмаркинг занимается оценкой компании в данной отраслевой или же функциональной области. Всегда полезно сравнивать показатели эффективности работы предприятия с показателями эффективности работы коллег. Но для такого сравнения необходимо соблюдение одного условия: предприятия не должны быть конкурентами (к примеру, работают в разных сегментах рынка) и готовы к добровольному обмену информацией. Полученные выводы нужно основательно анализировать (например, из-за применения различных технологий прямое сравнение не всегда корректно). Недостатком этого вида технологии является то, что такое сравнение может подавить созидательный и творческий настрой работников компании [11, с.25].

Функциональный бенчмаркинг означает сравнение с организациями, осуществляющими функциональную деятельность. Часто в различных отраслях используют одни и те же процедуры (общение с клиентами, хранение продукции на складах, транспортировка грузов, отбор персонала), о сравнении этих процедур и идет речь. Но основной проблемой применения данного вида методики является сложность использования результатов исследования к данной организации [7, с. 3].

Последнее время набирает обороты применение технологии бенчмаркинга в работе с персоналом организаций. Объектом внимания, изучения и улучшения становятся практически все функции работы с персоналом.

При применении бенчмаркинга для функций работы с персоналом организаций существуют определенные риски. Эффективно применяемые кадровые технологии в одной организации при их синхронизации относительно другой организации не всегда приведут к положительному результату.

Возьмем, к примеру, применение очень актуального в настоящее время компетентностного подхода в работе с персоналом организации [16;17;18;19;20;21].

Принципиальные трансформации характера и содержания труда, обусловленные глобализационными процессами, высокими темпами научно-технического развития и

информатизацией трудовой деятельности, требуют адекватных изменений в работе с персоналом современных организаций, и, прежде всего, предполагают переход от квалификации как характеристики уровня владения профессиональными умениями и навыками к компетенциям, отражающим также деловые и личностные качества персонала в организациях. Именно компетентность персонала во многом определяет успешность деятельности современной организации. [23;24;25]

На сегодняшний день разработан методический инструментарий и персоналтехнологии формирования и реализации компетентностного подхода в работе с персоналом: сформированы методические и практические рекомендации по оценке, обучению персонала, работе с кадровым резервом организации, разработке систем стимулирования персонала, основанные на сравнении таких характеристик трудовой деятельности, как результативность, качество и сложность с эталонными значениями данных характеристик (компетенциями) по конкретному рабочему месту (должности). [26;27;28;29;30;31]

Существует соблазн «перенять» опыт у организаций, которые уже успешно применяют компетентностный подход в управлении персоналом, воспользоваться методическими наработками. Однако, необходимо помнить, что любую универсальную модель компетенций определенной должности необходимо соотнести с целями и задачами данной конкретной организации в данный момент времени. В каждой организации деятельность кадровой службы уникальна и её деятельность зависит от миссии, целей и задач, которые она преследует. Поэтому всегда речь должна идти об актуализации современных кадровых технологий относительно конкретной организации [22].

Традиционный процесс бенчмаркинга состоит из следующих этапов (рисунок 3):

Рис. 3 - Этапы процесса бенчмаркинга

Рис. 4 — Методика внедрения бенчмаркинга

Интегрируя классическую методику применения бенчмаркинга, мы предлагаем расширить ее, внеся некоторые элементы, которые помогут руководителям предприятий провести полноценную работу в данной области. Предлагаемая методика состоит из следующих последовательных этапов, представленных на рисунке 4.

На сегодня бенчмаркинг - необходимая составляющая успеха любой организации, он определяет то, что другие делают лучше, а также помогает применять заимствованные идеи и даже совершенствовать их в дальнейшем. [12,с.17] Анализ и сравнение своих показателей с показателями компаний-конкурентов и лучших организаций в отрасли, применение успешного опыта других в своей компании обязательно способствует развитию бизнеса. В России бенчмаркинг недостаточно распространен. Однако применение бенчмаркинга позволит российским компаниям идти в ногу со временем, а также занять достойное место на мировом рынке уже в ближайшем будущем.

Литература

1. Андрасюк М., Чардымский М. Бенчмаркинг как инструмент совершенствования ассортиментной политики промышленного предприятия // Маркетолог. — 2010. — № 3(125)

2. Стариков В.В. Бенчмаркинг // Маркетинг в России и за рубежом. 2009. - №4 (31 с.)

3. Аренков И. А. Бенчмаркинг и маркетинговые решения / И. А. Аренков, Е Голубева Т.Г., Елисеев

О.Н. Бенчмаркинг как эффективный инструмент управления организацией. — М.: Качество. Инновации. Образование, 2006. -76с.

4. Арутюнян В. «Оценка эффективности юридической функции и использование данных бенчмаркинга» // Legal Insight. - 2015. - № 1. - 25 с.

5. Черенков В.И. Международный маркетинг: Учеб. пособие. — СПб.: Об-во «Знание», 2005. — 400 с.

6. Чуланова О.Л. Алиева З.К. Бенчмаркетинг как технология совершенствования обучения персонала организации / Чуланова О. Л. Алиева З.К. //Интернет-журнал «Мир науки», 2014 №4 [Электронный ресурс]-М.: «Мир науки», 2014 -.- Режим доступа: http://mir-

nauki.com/PDF/37EMN414.pdf, свободный. - Загл. с экрана. — Яз. рус., англ.

7. Маркетинг (3-е издание): Учебник / Багиев Л.Г., Тарасевич В.М. - СПб.: Питер, 2009. - 576 с.

8. Зуб А.Т., Локтионов М.В. Системный стратегический менеджмент: методология и практика. — М.: Генезис, 2001. - 335с.

9. Злобина, Н.В. Современные инструменты развития системы менеджмента качества организации : монография / Н.В. Злобина, М.М. Висков, В. А. Толстошеина. - Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011. - 100 с.

10. Майл Портер. Что такое стратегия. Менеджмент в России и за рубежом (научный журнал), №4, 2004. - 303 с.

11. Владымцев Н.В., Елшина И. А. «Формирование инфраструктуры бенчмаркинга: инструменты эталонного сопоставления в маркетинговых исследованиях». Экономический анализ: теория и практика, N 10, 2010.,38с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Бенчмаркинг — выгодно ли учиться у других?. Маслов И.// РБК. Электронный ресурс [текст]: Режим доступа: http: //www. cfin.ru/management/controlling/benchmarking. shtml

13. Чуланова, О. Л. Современные технологии консультирования в области управления персоналом / О. Л. Чуланова // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2008. - Т. 91. -С. 262-271

14. Чуланова, О. Л. Консалтинг персонала: учебное пособие / О. Л. Чуланова. - Сургут : ИЦ СурГУ, 2010. - 164 с.

15. Чуланова, О. Л. Управленческое консультирование: учебное пособие / О. Л. Чуланова. - 2-е изд., испр. и доп. - Сургут : ИЦ СурГУ, 2010. - 202 с.

16. Чуланова, О. Л. Актуальность компетентностного подхода в управлении персоналом [Электронный ресурс] / О. Л. Чуланова // Науковедение (электронный журнал). - 2014. - №5(24). - Режим доступа : http://naukovedenie.ru/PDF/79EVN514.pdf.

17. Чуланова, О. Л. Мониторинг применения компетентностного подхода в управлении персоналом организаций малого и среднего бизнеса региона/ О. Л. Чуланова // Уровень жизни населения регионов России. - 2014. - №2 (192). - С. 55-61.

18. Чуланова, О. Л. Концепция компетентностного подхода в управлении персоналом [Электронный ресурс] / О. Л. Чуланова // Науковедение (электронный журнал). - 2013. - №5. - Режим доступа : http://naukovedenie .ru/PDF/08evn513 .pdf.

19. Чуланова, О. Л. Управление персоналом на основе компетенций: монография / О. Л. Чуланова. -М.: ИНФРА-М, 2014. - 122 с. (+ Доп. мат. znanium.com. - Научная мысль).

20. Кибанов А.Я., Митрофанова Е.А., Коновалова В.Г., Чуланова О.Л., Концепция компетентностного подхода в управлении персоналом: монография / О. Л. Чуланова, А. Я. Кибанов, Е. А. Митрофанова, В. Г. Коновалова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 156 с. (+ Доп. мат. znanium.com. - Научная мысль).

21. Чуланова О.Л. Подбор управленческого персонала на основе компетентностного подхода: из опыта электроэнергетических компаний // Кадровик. -2011. — №12 .

22. Чуланова, О. Л. Основные риски при внедрении модели компетенций в управление персоналом организации / О. Л. Чуланова // Современные проблемы и перспективы экономического развития и управления : сборник научных трудов. - Сургут : ИЦ СурГУ, 2014. - С. 174-181.

23. Чуланова, О. Л. Мониторинг применения компетентностного подхода в управлении персоналом организаций региона / О. Л. Чуланова, О. В. Дорошенко // Кадровик. - 2014. - №2. - С. 100-105.

24. Чуланова, О. Л. Формирование, развитие и коучинг эмоциональной компетентности в управлении персоналом организации : монография / О. Л. Чуланова ; Сургут. гос. ун-т ХМАО-Югры. - Сургут : Дефис, 2010. - 218 с.

25. Чуланова, О. Л. Компетентностный подход как фактор повышения качества трудовой жизни и конкурентоспособности электроэнергентической компании / О. Л. Чуланова // Качество и уровень жизни населения в современной России: состояние, тенденции и перспективы : сборник материалов Международной научно-практической конференции. - М. : ООО «М-Студио», 2012. - С. 559-568.

26. Чуланова, О. Л. Методология исследования компетенций персонала организаций: Монография / О.Л. Чуланова.- М. : ИНФРА-М, 2015. - 217 с. (+ Доп. мат. znanium.com. - Научная мысль).

27. Чуланова, О. Л. Классификация компетенций как социально-экономического явления / О. Л. Чуланова // Кадровик. - 2014. - №6. - С. 119-128

28. Чуланова, О. Л. Сущность и содержание модели компетенций персонала организации / О. Л. Чуланова // Кадровик. - 2014. - №5. - С. 100-106.

29. Чуланова, О. Л. Социально-экономическое содержание понятий «компетенция» и «компетентность» / О. Л. Чуланова // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 18. - С. 174-179

30. Чуланова, О. Л. Формирование модели компетенций в системе управления персоналом / О. Л. Чуланова // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - №15. -С. 158-163.

31. Chulanova, O. L. Key (nuclear) competence management personnel to the strategic management of corporations / O. L. Chulanova, O. V. Kvindt, D. V. Chulanov // European International Conference on European Science and Technology : materials of the III international research and practice conference, Munich, Oktober 30-31, 2012. - Vol. 1. - Munich, Germany : Vela Verlad Waldkraiburg, 2012. - C. 383-388.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.