Научная статья на тему 'ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ОПЕРАЦИОННОГО РИСКА НА ПРЕДПРИЯТИИ'

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ОПЕРАЦИОННОГО РИСКА НА ПРЕДПРИЯТИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
326
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАЦИОННЫЙ РИСК / РИСКИ ОРГАНИЗАЦИИ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР / ПЕРСОНАЛ / ФАКТОРЫ РИСКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шакурова А.М.

В данной статье определяются факторы операционного риска на предприятиях. Рассматривается «человеческий фактор» как основной источник операционного риска и описываются способы управления данным фактором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ОПЕРАЦИОННОГО РИСКА НА ПРЕДПРИЯТИИ»

Список литературы:

1. Lohmuller B. BenchmarkinginderPraxis (Бенчмаркинг на практике) Доклад от 7 июля 2005 года. Саксонский Институт Сельского Хозяйства / Пер. с нем. - «Провокация Роста», 2005. - 6 с.

2. Князев Е.А., Евдокимова Я.Ш. Бенчмаркинг для вузов: учеб.-мето-дич. пособие. - М.: Университетская книга, Логос, 2012. - 205 с.

3. Официальный сайт компании Körting [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://korting.ru/.

4. Чуланова О.Л. Качественный сайт как элемент формирования положительного имиджа ООО авиакомпании «ЮТэйр» // Имиджелогия - 2008: Имидж как инструмент привлекательности конкурентоспособности: материалы Шестого Международного симпозиума по имиджелогии. - М.:РИЦ АИМ, 2011. - С. 192-197.

5. Чуланова О.Л., Алиева З.К. Бенчмаркетинг как технология совершенствования обучения персонала организации // Научный интернет журнал «Мир науки». - 2014. - Выпуск 4.

6. Данилов И.П., Данилова Т.В. Бенчмаркинг как основа создания конкурентоспособного предприятия. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2010. -69 с.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ОПЕРАЦИОННОГО РИСКА НА ПРЕДПРИЯТИИ

© Шакурова А.М.1

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань

В данной статье определяются факторы операционного риска на предприятиях. Рассматривается «человеческий фактор» как основной источник операционного риска и описываются способы управления данным фактором.

Ключевые слова: операционный риск, риски организации, человеческий фактор, персонал, факторы риска.

В современных рыночных условиях наличие операционных рисков увеличивается, и регулирование этих рисков становится одним из важнейших факторов обеспечения стабильности организаций. Операционные риски напрямую связаны с ошибками персонала, системы и технологий предприятия. У каждой конкретной финансовой организации имеется своя организационная структура, методы функционирования, культура, технологии, сле-

1 Студент.

довательно, и операционные риски имеют свои особенности. Именно поэтому, невозможно основываясь на теоретических знаниях выработать стратегию по снижению уровня операционного риска. Необходим тщательный анализ всех составляющих в конкретной финансовой организации.

На появление операционных рисков влияют множество факторов.

Во-первых, внешние обстоятельства, находящиеся вне контроля организации. Сюда относятся пожары, природные события (землетрясения, ураганы, наводнения) или террористические удары.

Во-вторых, несовершенство организационной структуры (распределения обязанностей подразделений и работников), неэффективность внутреннего контроля, порядок и процедуры, а также их документирование и т.д. Это ошибки внутренних процессов, которые появляются из-за недостатка исполнения и контроля (например, потери из-за недостаточного контроля рабочих результатов, неполной или ошибочной передачи информации, излишней регламентации) [2].

В-третьих, сбои в функционировании оборудования и систем (технологий). Примерами могут быть провалы и пробои в программах, устарелые программное обеспечение, нестыковка программ.

В-четвертых, случайные или преднамеренные действия организаций или людей, которые направлены против интересов организации. Также сюда относится несоблюдение требований законодательства и предусмотренных внутренних правил и процедур. Главным источником рисков здесь является человек, действия которого могут быть небрежными или ошибочными, иногда даже мошенническими. Здесь типичные риски - коррупция, недостаточная мотивация, несоблюдение нормативно-правовых актов, воровство.

По Базельскому комитету эти факторы также выделены в четыре группы:

- внешняя среда;

- организационная структура;

- системы (технологии);

- человек.

Если сгруппировать источники возникновения рисков, можно увидеть, что персонал оказывает наибольшее влияние на появление операционного риска. Недостаточно анализированные и проработанные процедуры управления рисками или вообще их отсутствие, не совершенная политика безопасности ведут к нерациональным решениям проблем [3]. В случае непро-работанного плана действий зачастую решения вовсе отсутствуют, и проблема остается нерешенной.

Причиной появления рисков может быть то, что некоторые сотрудники могут не понимать происходящих процессов, иногда даже игнорировать слабые сигналы о первых признаках проявления внутренних и внешних операционных рисков, не говоря уже об отсутствии необходимых знаний для данной профессии.

Нередко в предприятиях наблюдается недооценка существующих угроз и непонимание важности информационной безопасности. Вследствие нехватки финансирования, недостаточно эффективного выполнения действий по повышению уровня защищенности, т.е. отсутствия поддержки со стороны руководства система управления операционными рисками ослабляется.

Использование в своей деятельности не протестированных программ служит плюсом для конкурентов (злоумышленников фирмы). Даже незначительное слабое место организации может привести к огромным убыткам и нанести серьезный ущерб.

Таким образом, самым сильным фактором операционного риска является «человеческий фактор», который трудно предугадать, оценить и предотвратить. Не имеющий должной квалификации персонал провоцирует появление операционного риска.

Следует подчеркнуть, что в российских предприятиях плохо развита организация тренингов и обучений, которые направлены на повышение качества работы персонала. Многие сотрудники недостаточно компетентны при работе с информационными технологиями, инновационными программами и т.п.

Есть основания полагать, что необходимо повысить культуру работы с операционными рисками, связанными с сотрудниками. Можно собрать сотрудников и проводить конкурсы, игровые задачи и презентации по теме производительности организации, совершенствования методов взаимосвязи между отделами для достижения целей организации. Весьма результативным является создание и просмотр всем коллективом каких-либо юмористических роликов по теме проблем взаимодействия между подразделениями (операционный риск - процессы, персонал). Принявших активное участие и создателей роликов награждать различными подарками.

Предположительно, что сотрудники организации знают риски своего подразделения и могут дать им количественную и качественную оценку. Поэтому проведение опросов среди сотрудников - это один из самых эффективных способов оценки риска. Менеджеры по рискам, при проведении таких мероприятий собирают мнения экспертов и анализируют полученные данные. Сначала для каждого подразделения составляется (либо берется уже имеющийся) опросный лист в разрезе определенного фактора риска. В опросном листе должно быть описание рискового сценария. Также должен включать качественные вопросы (оценка уровня риска в подразделении при исполнении сценария, оценка уровня контроля данного риска) и количественные (оценка максимальных затрат за период, оценка средней суммы потерь за период, частота таких потерь). Эти показатели дают возможность управлять операционным риском.

Зачастую причиной появления операционных рисков служит раздраженность персонала, с которой необходимо бороться. Как известно, для сотрудников всегда важна мотивация. Т.е. даже небольшие презенты за хоро-

шее выполнение работы могут разрядить обстановку. Расходы, безусловно, будут, но не таких размеров какие могли быть при допущении ошибок в процессе функционирования работников.

Последствиями появления операционных рисков бывают не только какие-то финансовые или материальные потери. Нередко они заканчиваются гибелью людей, сильными экологическими ущербами окружающей среды. Поэтому управление операционными рисками нужно рассматривать как один из основных управленческих процессов предприятий. Обеспечение заданного соотношения между уровнем операционного риска и другими целевыми показателями предприятия является основной целью процесса управления риском.

Подводя итоги, отметим, что человеческий фактор самый сильно влияющий источник возникновения операционного риска. Действия сотрудников не всегда контролируемы, они зависят не только от внутренней обстановки в организации, которую можно содержать в благоприятном положении для лучшей производительности персонала, но и от обстановок вне организации. Для минимизации рисков необходимо уделить достаточное внимание на персонал, постоянно мотивируя их, обеспечивая благоприятный климат в их окружении. В случаях, когда не действует система поощрения, следует наказывать виновников в виде лишении премий. Также следует систематически проводить обучения сотрудников, вовремя знакомить их с появившимися инновациями в сфере функционировании фирмы.

Список литературы:

1. Булгаков А. Операционный риск банка / А. Булгаков, И. Телегин // СПС «Консультант Плюс». - Бухгалтерия и банки. - 2014. - № 6. - п. II.

2. О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору «Принципы надлежащего управления операционным риском»: письмо Банка России № 69-Т от 16.05.2012 г. // СПС «Консультант Плюс».

3. Мамаева Л.Н. Управление рисками: учебное пособие / Л.Н. Мамаева. -М.: Дашков и К, 2013. - 256 с.

4. Способы и методы минимизации рисков в локальных платежных системах // Журнал «Финансы и кредит». - 2012. - № 17 (497).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.