Научная статья на тему 'О возможностях использования бенчмаркинга в работе с персоналом предприятий общественного питания'

О возможностях использования бенчмаркинга в работе с персоналом предприятий общественного питания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
220
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
персонал / бенчмаркинг / исследование / квалифицированные кадры / мотивация / конкурентоспособность персонала. / personnel / benchmarking / research / qualified personnel / motivation / personnel competitiveness.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Т Г. Свидлова, В Е. Черникова

В статье рассмотрен бенчмаркинг как один из подходов к повышению конкурентоспособности предприятий общественного питания. Сделаны выводы о том, что оценка деятельности персонала предприятий общественного питания с помощью бенчмаркинга дает возможность улучшить процессы управления персоналом, устранить недостатки в организации работы персонала, повысить эффективность работы предприятия общепита, организовать обмен опытом между организациями, предоставляющими услуги питания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE POSSIBILITIES OF USING BENCHMARKING IN WORKING WITH THE STAFF OF PUBLIC CATERING ENTERPRISES

The article considers benchmarking as one of the approaches to improving the competitiveness of public catering enterprises. It is concluded that the assessment activities of staff of public catering enterprises with benchmarking gives the opportunity to improve the HR processes to eliminate defects in the organization of personnel work, to improve the efficiency of the catering, organize the exchange of experience between organizations providing food services.

Текст научной работы на тему «О возможностях использования бенчмаркинга в работе с персоналом предприятий общественного питания»

О ВОЗМОЖНОСТЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕНЧМАРКИНГА В РАБОТЕ С ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Т.Г. Свидлова, магистрант

В.Е. Черникова, канд. экон. наук, доцент

Кубанский государственный технологический университет

(Россия, г. Краснодар)

Б01: 10.24411/2411-0450-2020-10666

Аннотация. В статье рассмотрен бенчмаркинг как один из подходов к повышению конкурентоспособности предприятий общественного питания. Сделаны выводы о том, что оценка деятельности персонала предприятий общественного питания с помощью бенчмаркинга дает возможность улучшить процессы управления персоналом, устранить недостатки в организации работы персонала, повысить эффективность работы предприятия общепита, организовать обмен опытом между организациями, предоставляющими услуги питания.

Ключевые слова: персонал, бенчмаркинг, исследование, квалифицированные кадры, мотивация, конкурентоспособность персонала.

Быстрое и постоянное изменение рынка товаров и услуг требует изменения деятельности различных предприятий, в особенности предприятий общественного питания. В условиях повышенной конкуренции предприятиям общественного питания необходимо внедрение новых технологий, совершенствование деятельности, улучшение качества продукции и услуг, разработка маркетинговой концепции, регулярное проведение маркетинговых исследований. Это необходимо для определения стратегии развития, разработки и принятия управленческих решений.

В последнее время в Российской Федерации приобретает популярность бен-чмаркинг как один из подходов повышения конкурентоспособности предприятий общественного питания. Бенчмаркинг можно рассматривать как комплексные маркетинговые исследования, позволяющие перенять опыт и подходы к организации деятельности предприятий-лидеров.

Стоит отметить, что в современных условиях одним из решающих факторов ведения успешного бизнеса в области общественного питания является привлечение, удержание и эффективность использования квалифицированных кадров [1]. В связи с этим основные принципы бенчмар-кинга имеют особую актуальность для эффективности управления персоналом на

предприятиях общественного питания. Это связано, прежде всего, с тем, что основные принципы бенчмаркинга позволяют осуществить внедрение новых подходов в работе с персоналом в условиях изменения характера и содержания труда, высоких темпов научно-технического развития, информатизации и автоматизации трудовой деятельности.

Бенчмаркинг как инструмент управления персоналом представляет собой формирование конкурентных преимуществ организации в накоплении корпоративного человеческого капитала на основе управления, поддержания и развития связей с субъектами как внутреннего, так и внешнего рынка труда [2].

Бенчмаркинг персонала рассматривает внутренний рынок труда как социально-экономическую единицу, находящуюся в отношениях обмена между множеством рыночных субъектов. Связи между субъектами рынка труда определяют стратегическое положение внутреннего рынка труда: возможности и препятствия к воплощению в жизнь стратегии конкурентоспособности персонала [3].

Эффективность управления конкурентоспособностью наемного персонала на принципах бенчмаркинга достигается не столько благодаря приспособлению внутреннего рынка труда к окружающей среде,

сколько на базе установления связей с ней. Приспособление неизбежно ведет к сосредоточению внимания на внутренних процессах в организации, установление связей усиливает ориентацию на внешнюю среду.

Таким образом, бенчмаркинг персонала развивает маркетинговые возможности организации в целях получения синергетиче-ского эффекта в процессе управления конкурентоспособностью персонала. Основываясь на принципах бенчмаркинга, можно сказать, что конкурентные преимущества появляются у тех организаций, которые проводят специфические мероприятия в рамках каждого уровня [4].

Бенчмаркинг персонала может осуществляться на трех уровнях: индивидуума, группы (ответственной за ход отдельно взятого трудового процесса), организации.

Бенчмаркинг персонала - это более широкое понятие, предусматривающее не только и не столько изменения в квалификации и опыте персонала, но и изменения в его структуре, условиях труда, факторах содержания работы, моделях поведения, а также в состоянии механизмов, которыми знания приводятся в движение [5], обеспечивая инициативность, ответственность, заинтересованность в наилучших конечных результатах.

Бенчмаркинг, как инструмент управления предприятием общественного питания, может включать научно обоснованную систему форм, методов и средств воздействия на персонал, способствующую своевременному привлечению его в общественное производство, рациональной расстановке, эффективному использованию и закреплению по месту работы на основе объективного учета и оценки знаний, умений, навыков, склонностей, способностей и других индивидуальных качеств работника [6]. Оперативное реагирование может быть осуществлено с помощью профессиональной информации, консультации, отбора, адаптации.

Проведение сравнительной оценки деятельности персонала по ключевым показателям позволяет разработать рекомендации по оптимизации и повышении эффективности работы персонала предприятия общепита.

Наиболее популярная и современная разновидность бенчмаркинга в управлении персоналом является НК-бенчмаркинг -сравнительный анализ эффективности работы персонала, основанный на НК-показателях, основанный на НК-показателях, а именно затраты на оплату труда и развитие компетенции сотрудников, численность НК-служб и ее отделов, текучесть персонала, эффективность наставничества и кадрового резерва, сроки и затратность заполнения вакансий и др. [7].

В последнее время в нашей стране НК-бенчмаркингу уделяется все большее внимание. На сегодняшний день он является одним из самых эффективных инструментов управления персоналом, который дает возможность оценить уровень конкурентоспособности вознаграждения при проектировании и совершенствовании его системы. Это обусловлено возможностью повышения эффективности работы кадровой службы, а также улучшению деятельности руководителя в области управления персоналом.

ИЯ-бенчмаркинг представляет собой процесс изучения опыта управления конкурентоспособностью персонала различных предприятий, в том числе и предприятий общественного питания.

Одним из преимуществ НК-бенчмаркинга является возможность измерить результаты в достаточно слабо измеримой сфере - управления человеческими ресурсами.

Ключевые показатели, используемые бенчмаркингом при оценке деятельности персонала, можно разбить на несколько основных групп:

- расходы на обучение персонала и затраты на услуги внешних провайдеров как процент расходов на персонал;

- подбор и адаптация персонала: текучесть персонала, средние расходы на заполнение одной вакансии, время заполнения одной вакансии;

- мотивация персонала: фонд оплаты труда как процент от оборота, соотношение постоянной и переменной частей оплаты труда, стоимость пакета льгот [8];

- развитие персонала: количество часов обучения на одного сотрудника, затраты

на обучение одного сотрудника, процент сотрудников, имеющих планы развития;

- кадровый резерв: процент вакансий, заполненный участниками кадрового резерва, процент позиций, на который имеется кадровый резерв;

- оценка персонала: процент сотрудников, регулярно получающих оценку своей деятельности, процент сотрудников, должность которых изменилась по результатам оценки.

На практике для оценки эффективности деятельности структурных подразделений наиболее часто используются следующие показатели: рост производительности труда, уменьшение уровня абсентеизма (снижение уровня отказа персонала в работе организации, реакция сотрудников на организацию работы на предприятии), укомплектованность персоналом (качество и время заполнения вакансий), снижение текучести, выполнение бюджета расходов не персонал [9].

В общем виде процесс НК-бенчмаркинга предприятий общественного питания можно представить следующим образом:

- выбор наиболее подходящего предприятия, предоставляющего услуги общественного питания;

- уточнение количества предприятия, которые будут участвовать в исследовании;

- организация сбора и учета НК-показателей своего предприятия с учетом данных выбранной в качестве «эталона» организации;

- анализ полученных НК-показателей и их сравнение с данными организации-эталона, выявление положительных и отрицательных сторон;

- разработка стратегии по внедрению изменений НК-показателей;

- определение эффективности НК-бенчмаркинга и согласование с руководством.

Главной особенностью НК-

бенчмаркинга является возможность поиска бенчмарков и определение их взаимосвязи между собой. Однако стоит учитывать, что бенчмарки используются главным образом как ориентиры и не являются прямым указанием к действию. Связь показателей между собой может носить универсальный и уникальный характер.

Использование НК-бенчмаркинга дает возможность получить своевременную и объективную информацию, позволяющую сделать выводы по организации работы персонала [10]. ИЯ-бенчмаркинг, проводимый на регулярной основе, позволяет не только своевременно решать проблемы и трудности в работе с персоналом, но и предвидеть их возникновение.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что оценка деятельности персонала предприятий общественного питания с помощью бенчмаркинга дает возможность улучшить процессы управления персоналом, устранить недостатки в организации работы персонала, повысить эффективность работы предприятия общепита [11], организовать обмен опытом между организациями, предоставляющими услуги пи-

тания.

Библиографический список

1. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации: учебное пособие. - М.: КНОРУС. - 2016. - 360 с.

2. Прохорова В.В. Экономика знаний как стратегический «ресурс» интенсификации развития территориальной экономической системы // Экономика и предпринимательство. - 2013. - №11-2 (40). - С. 142-146.

3. Черникова В.Е., Ахполова В.Б., Тадтаева В.В. Трансформация управления человеческими ресурсами в условиях цифровой экономики // Экономика и предпринимательство. -2019. - №10 (111). - С. 190-193.

4. Шарафутдинова Н.С., Шафигуллина А.В. Бенчмаркетинг: учебное пособие. - Казань: ООО «Издательский дом». - 2016. - 138 с.

5. Басюк А.С., Ильинова С.А. Концептуальная модель оценки эффективности управления персоналом как основа качества управления организацией // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КубГТУ». - 2017. - № 1. - С. 272-283.

6. Чуланова О.Л. Методология исследования компетенций персонала организаций: Монография. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 217 с.

7. Бондарева Д.А., Сорочайкин И. А. HR-бенчмаркетинг в управлении вознаграждением персонала // Вестник СамГУ. - 2012. - №7 (98). - C. 172-179.

8. Кочарян А.Я., Черникова В.Е. Применение нестандартных методов мотивации персонала предприятия // В сборнике: Управление инновациями в современной науке. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 147-149.

9. Черникова В.Е. Кадровый менеджмент: текстовое электронное учебное издание (учебное пособие). - Майкоп: ЭлИТ, 2019. - 102 с.

10. Басюк А.С., Куликова Н.В. Современные методы управления персоналом // В сборнике: Социальная сфера общества: инновационные тенденции развития. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. Институт экономики и управления в медицине и социальной сфере. - 2013. - С. 57-60.

11. Аванесян К.К., Черникова В.Е. Роль кадрового потенциала в системе инновационного потенциала организации // В сборнике: Современная Россия: потенциал инновационных решений и стратегические векторы развития экономики. Материалы Международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет». - 2018. - С. 272-276.

ABOUT THE POSSIBILITIES OF USING BENCHMARKING IN WORKING WITH THE STAFF OF PUBLIC CATERING ENTERPRISES

T.G. Svidlova, Graduate Student V.E. Chernikova, Candidate of Economic Sciences Kuban State Technological University (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article considers benchmarking as one of the approaches to improving the competitiveness of public catering enterprises. It is concluded that the assessment activities of staff of public catering enterprises with benchmarking gives the opportunity to improve the HR processes to eliminate defects in the organization of personnel work, to improve the efficiency of the catering, organize the exchange of experience between organizations providing food services.

Keywords: personnel, benchmarking, research, qualified personnel, motivation, personnel competitiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.