Научная статья на тему 'Хозяйственные связи предпринимательских структур как ориентированные на спрос сети ресторанного хозяйства'

Хозяйственные связи предпринимательских структур как ориентированные на спрос сети ресторанного хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
349
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ / РЕСТОРАННОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПРОСТРАНСТВЕННО-ЛОКАЛИЗОВАННЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ECONOMIC LINKS / CATERING BUSINESS / SPACE-LOCALIZED ECONOMIC SYSTEMS / ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бугаков Денис Михайлович, Толстых Татьяна Николаевна

Рассмотрены хозяйственные связи предпринимательских структур в ресторанном хозяйстве. Определены особенности развития хозяйственных связей в пространственно-локализованной экономической системе сервисного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC LINKS OF ENTREPRENEURSHIP STRUCTURES AS ORIENTED ON CATERING BUSINESS NETWORKS DEMAND

Economic links of entrepreneurship structures in catering business are considered. The features of development of economic links in space-localized economic system of service type are determined.

Текст научной работы на тему «Хозяйственные связи предпринимательских структур как ориентированные на спрос сети ресторанного хозяйства»

УДК 330.341.4

ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР КАК ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА СПРОС СЕТИ РЕСТОРАННОГО ХОЗЯЙСТВА

© Денис Михайлович БУГАКОВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры финансов и кредита, e-mail: ttn58@mail.ru

© Татьяна Николаевна ТОЛСТЫХ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор, декан магистратуры, e-mail: ttn58@mail.ru

Рассмотрены хозяйственные связи предпринимательских структур в ресторанном хозяйстве. Определены особенности развития хозяйственных связей в пространственно-локализованной экономической системе сервисного типа.

Ключевые слова: хозяйственные связи; ресторанное хозяйство; пространственно-локализованные экономические системы; предпринимательство.

Одним из элементов инфраструктурного обеспечения конкурентоспособности предпринимательской деятельности в ресторанном бизнесе является организация динамических связей ориентированной на спрос сети поставок с учетом постоянно изменяющихся потребностей потребителя [1-3].

Под хозяйственными связями предпринимательских структур в ракурсе рассматриваемого вопроса будем понимать материальные и информационные потоки ориентированных на спрос сетей поставок между участниками - предпринимательскими структурами сетевой организации бизнеса в пространственно-локализованных системах сервисного типа.

Ресторанное хозяйство рассматривается нами как элемент сетевой структуры в пространственно-локализованной экономиче-

ской системе сервисного типа. Как система ресторанное хозяйство имеет такие специфические свойства как целенаправленный характер функционирования и иерархическую упорядоченность образующих ресторанное хозяйство элементов.

На сегодняшний день для задач повыше -ния уровня конкурентоспособности предпринимательских структур наиболее перспективным направлением в организации хозяйственных связей ресторанного хозяйства является создание ориентированных на спрос сетей поставок в пространственно-локализованных экономических системах сервисного типа. Для таких сетей характерна интеграция данных о спросе и процессов

внутри сети поставок с целью достижения баланса между уровнем издержек на распределение и уровнем суммарных доходов предпринимательской структуры [4, 5].

Особенностями развития хозяйственных связей предпринимательских структур являются:

- системность;

- ориентация на спрос;

- сетевая структура организации бизнеса.

Системность означает глубокую интеграцию в единый комплекс цепи поставок и информационных технологий по управлению цепью поставок.

С точки зрения теории систем ресторанное хозяйство можно описать в терминах системных объектов, свойств и связей. Иерархия и число подсистем определяются внутренней сложностью системы как целого. В организации хозяйственных связей ориентированных на спрос сетей имеется много общего с принятой методикой организации традиционных распределительных систем. Тем не менее, несмотря на общую технологическую основу, эти сети учитывают, что каждый иерархический уровень обладает специфическими особенностями.

Ориентация на спрос означает постоянное реагирование на него в режиме реального времени с целью постоянной адаптации сети под изменяющиеся рыночные условия.

Ориентация на спрос, будучи одним из факторов самоорганизации независимых посредников, приводит к тому, что ориентиро-

ванные на спрос сети поставок фактически проектируются в обратном порядке. В традиционных распределительных сетях основой проектирования цепочек поставки служит объем производства (интенсивность входного потока в цепочку поставок), для распределения которого и сроится сама сеть. В ОССП основой построения сети является прогнозное значение спроса (интенсивность выходного потока из цепочки поставок): при имеющихся прогнозных оценках спроса формируются прогнозные оценки товарноматериальных потоков, для перемещения которых и формируются связные транспортно-складские структуры в пределах интеграционного образования - сетевой структуры ресторанного хозяйства.

Сетевая структура отражает трансформацию цепи поставок из традиционных вертикально интегрированных структур в конгломерат сетей ресторанного хозяйства с узкой специализацией каждого звена при наличии сквозных каналов коммуникаций и единых стандартов документооборота.

Ориентированные на спрос сети рассматриваются как форма организации процессов в пространственно-локализованном экономическом пространстве - отраслевой внутрирегиональной структуре сервисного типа. Основной предпосылкой к интеграции становятся процессы самоорганизации большого числа независимых операторов в этом секторе рыночной экономики.

Учет волатильности рыночных условий и реализация результатов процесса прогнозирования развития хозяйственных связей предпринимательских структур в сети требует существенно отличного от применяемого в традиционных распределительных сетях механизма распределения товарно-продуктовых (материальных) потоков.

Развитие хозяйственных связей в ориентированных на спрос сетях требует анализа оптимальных схем дистрибуции для конкретных категорий товара или товарных групп в конкретных рыночных условиях на конкретных географических территориях (в данном случае - пространственно-локализованных экономических системах сервисного типа).

Таким образом, качественно новая форма ориентированных на спрос сетей как интеграционного образования является естест-

венным следствием общих законов развития, применимых, в т. ч., и к распределительным системам [5].

Алгоритм развития хозяйственных связей предпринимательских структур в этих сетях включает в себя следующие этапы:

- проектирование;

- управление;

- оценка эффективности хозяйственных связей предпринимательских структур, связанных с движением продукции к потребителю.

Растущая системная сложность бизнес-отношений требует оптимизации хозяйственных связей предпринимательских структур в ориентированных на спрос сетях уже на стадии проектирования.

1. Оптимизация транспортно-складской системы ориентированных на спрос сетях. В противоположность статичности традиционных распределительных сетей развитие хозяйственных связей здесь должно подразумевать комплекс мероприятий, позволяющий динамично реорганизовывать существующую систему поставок, пункты временного хранения и / или консолидации товаров по всей цепочке поставок из пункта производства в пункт потребления под постоянно изменяющиеся условия рыночной среды [6].

2. Оптимизация информационной системы ориентированной на спрос сети поставок. Предоставление комплексного информационного обеспечения. Потребителям необходимо одновременное поступление как товаров, так и сопутствующей информации (накладной документации, руководства пользователя, информации о гарантиях и счетах и т. д.).

3. Оптимизация системы прогнозирования. Необходимо решать комплексную задачу по календарному планированию поставок, мониторинга всех этапов деятельности по критерию «затраты / качество обслуживания потребителя» в пространственно-локализованной экономической системе сервисного типа.

Центральным звеном организации хозяйственных связей предпринимательских структур в ориентированных на спрос сетях является понятие «цепочка создания стоимости» как концептуального представления всех аспектов хозяйственной деятельности, связывающей поставщика с потребителем в единый комплекс. На практике она может

состоять из одной вертикально интегрированной предпринимательской структуры, управляющей всеми действиями от закупки сырья и материалов до розничной продажи, или иметь сетевую структуру из нескольких равноправных предпринимательских структур (поставщиков материалов, производителей, оптовиков, розничных торговцев и перевозчиков), связанных горизонтальными хозяйственными связями.

В отличие от традиционных распределительных систем типовая цепочка создания стоимости состоит из двух параллельных потоков: товарно-продуктового (материального) потока и информационного потока. Как правило, информационный поток состоит из данных о текущих поставках, прогнозных значений поставок и построенных на них потоков заказов. На основании текущих поставок и их прогнозных значений строятся планы производства и распределения готовой продукции, планы закупок необходимых материалов. Таким образом, в рассматриваемых сетях традиционные распределительные операции (процессы транспортировки, складирования, перераспределения) рассматриваются в контексте сопутствующих им информационных потоков.

Формально товарно-продуктовый поток начинается с отправки материалов поставщиком и заканчивается в момент доставки их потребителю - главному элементу ресторанного хозяйства в сети - предприятию общественного питания в пространственно-локализованной экономической системе сервисного типа (в нашем случае ресторан) [4].

Информационный поток может нести данные о покупателях и о потенциальных заказах и инициирует физическую деятельность по выполнению заказов.

При этом функциональность информационной системы расширяется до уровня системы, организующей оптимальные товарно-материальные потоки.

Оптимизация транспортно-складской

системы подразумевает ее реорганизацию.

Перспективным направлением оптимизации хозяйственных связей предпринимательских структур в сети ресторанного хозяйства - цепочек поставок является интеграция всех составных частей в единый комплекс, в котором все участвующие в стоимостной цепочке предпринимательские струк-

туры работают в единой системе. Подобная интеграция позволяет снизить степень операционного риска вследствие неопределенности действий других независимых участников канала. В частности, потребитель страхуется от возможных перебоев поставок созданием у себя страхового запаса продукции. При интеграции цепочка обмена информацией позволит распределить управление запасами между участниками так, что одна из предпринимательских структур берет на себя функции координатора. Осуществляя постоянный мониторинг движения товаров остальных участников цепочки, перераспределяет его, тем самым снижая степень неопределенности. Таким образом, появляется возможность при меньшем риске обеспечить требуемый уровень качества обслуживания.

Ключевым фактором оптимизации цепочек поставок являются основанные на времени стратегии хозяйственных связей предпринимательских структур. Согласно подобным стратегиям координация действий участников распределительной цепочки строится так, чтобы снизить рабочее время цикла, повысить параллелизм выполнения отдельных операций цикла и повысить скорость движения товарно-материальных запасов. Типичным примером реализации основанных на времени стратегий являются: системы быстрого реагирования, системы непрерывного пополнения запасов; системы профильного пополнения запасов; организационный

принцип Just-In-Time. Учет и анализ движения материальных потоков в ориентированных на спрос сетях невозможен без использования мощной информационной системы.

С точки зрения эффективности любые применяемые информационные технологии должны обеспечивать точную, доступную, надежную, гибкую, интегрированную и своевременную информацию. Информационная подсистема в ориентированных на спрос сетях выполняет две функции.

Во-первых, с ее помощью ускоряется процесс получения заказов, обработка товаров, отбор, отправка и выставление счетов. Сокращение цикла «заказ-поставка» позволяет наряду с очевидным снижением операционных издержек уменьшать неопределенность в отношении колебаний спроса, и, таким образом, избавляет от необходимости лишних страховых запасов.

Во-вторых, информационная система используется в планировании и оценке альтернатив. Для этого можно использовать средства поддержки принятия решений, способные повысить скорость, точность и полноту управленческих решений.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что информационная система ориентированных на спрос сетей призвана структурировать поток данных, сопровождающих материальный поток ресторанного хозяйства в пространственно-локализованной экономической системе. Такая информационная структура «меняет местами» приоритеты по сравнению с традиционными распределительными системами, а именно, абстрагируясь от материального потока, представляет информационный поток как первичный объект, а не как сопутствующую информацию. Информационный поток выглядит как некий продукт, который проходит стадии создания, обработки, хранения, распределения и потребления. Информационный поток представляет собой, в первую очередь, поток стандартизированных электронных документов, позволяющий с наименьшими издержками обеспечить минимальный срок доставки и обработки информации.

При разработке информационной подсистемы особое внимание уделяется:

1) методам измерения и сравнения показателей эффективности, а также методам управления ею;

2) разработке формализованных систем нормативов и оценки результатов обслуживания потребителей;

3) созданию хранилищ данных, являющихся интегрированными элементами информационных систем предпринимательских структур. Основная цель создания таких хранилищ - облегчить доступ к данным всем ЛПР предприятия, а также потребителям и поставщикам;

4) системам оценки и контроля, которые интегрируются с системами обслуживания заказов и планирования, включая прием и обработку заказов, управление запасами, планирование производства, складирование и транспортировку.

Большинство организационных измене -ний, связанных с внедрением информационных систем, трудно поддаются количественному измерению. Однако положительный

эффект от перехода на систему ориентированных на спрос сетей поставок предпринимательские структуры получают уже на ранней стадии внедрения, т. к. к этому моменту значительно возрастает общая упорядоченность бизнес-процессов, которая позволяет улучшить качество управления и сократить время принятия решений. В целом же можно сказать, что при завершении этапа внедрения ориентированных на спрос сетей в ресторанное хозяйство, как правило, оказывается построенной универсальная система учета и управления движения товарно-материальными потоками. Она позволяет всем службам предприятия регулярно использовать ее для получения оперативной адекватной информации для решения различных управленческих задач предпринимательских структур.

Таким образом, наряду с оптимизацией самой распределительной сети материальных объектов весьма важной задачей является оптимизация информационной системы по сопровождению и управлению данными материальными потоками. На практике часто возникает ситуация, при которой информационная система ОССП не проектируется «с нуля», а реконструируется из состояния «как есть» в «как должно быть». Известно, что для решения данной задачи наиболее перспективным представляется использование методологии SADT (Structured Analysis and Design Technique - технология структурного анализа и проектирования). SADT и ее развитие - стандарты IDEF представляют собой методологию, основанную на концепциях системного моделирования. Сложность современных распределительных систем слишком велика, чтобы просто перечислить все ее компоненты и функциональные связи между ними. SADT позволяет упростить моделирование системы за счет введения уровней иерархий описания каждого функционального модуля. Вершиной иерархии является контекстная диаграмма - наиболее общее описание моделируемой системы, а узлы ветвей иерархического дерева представляют более детализированное описание.

Усложнение и интенсификация процессов распределения приводит к экспоненциальному росту объемов информации и, как следствие, к росту трудоемкости управления потоками ориентированных на спрос сетей. В частности, это происходит потому, что в

результате усложнения системы возникают не только новые объекты и связи между ранее существовавшими объектами, но и появляются новые связи между этими же объектами. При этом скорость роста объемов анализируемой информации превышает скорость роста объемов перевозок. Крупные ориентированные на спрос сети ресторанного хозяйства в пространственно-локализованных экономических системах сервисного типа сталкиваются с «информационным барьером». Для его преодоления необходимо использовать информационный подход к оценке сложности системы управления ориентированной на спрос сети поставки.

Здесь немаловажной проблемой является проблема размерности: многочисленные

объекты распределительной математической модели связаны не менее многочисленными информационными потоками, большинство из них - векторы и матрицы значительной размерности. Связи между элементами (блоками) модели ориентированной на спрос сети поставок характеризуются параметричностя-ми - в данном случае каждая связь параметризуется числом £//', / = 1...П, у = 1...п (п - количество элементов-блоков модели), количеством переменных, которые вычисляются в /-ом блоке и передаются в у-й. Пара-метричности образуют матрицу смежности -структуры логистической модели ориентированной на спрос сети поставок ^ = (5//)п,п. Необходимо решение задачи уменьшения

размерности модели с использованием структурного анализа.

1. Бугаков Д.М., Толстых Т.Н. Методические основы формирования маркетинговых каналов распределения услуг ресторанного бизнеса // Инфраструктурное обеспечение инновационного развития экономики: международная научно-практическая конференция. Тамбов, 2010.

2. Бугаков Д.М., Толстых Т.Н. Повышение конкурентоспособности услуг ресторанного бизнеса // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 11 (103).

3. Толстых Т.Н. Структурный анализ в экономике: монография. Воронеж, 1998.

4. Морзеев А.Б., Угрюмов Р.Б., Десятирико-ва Е.Н. Системный анализ в проектировании логистических цепей и систем // Системный анализ в проектировании и управлении: труды XI Международной научно-практической конференции. 28-30 июня 2007 г., Санкт-Петербург. СПб., 2007. Ч. 1.

5. Угрюмов Р.Б., Павлов Р.В., Морзеев А.Б., Де-сятириков А.Н. Предпрогнозная подготовка данных для экономического анализа распределенных систем // Экономическое прогнозирование: модели и методы: материалы 3 международной научно-практической конференции. 5-6 апр. 2007 г., г. Воронеж. Воронеж, 2007.

6. Бауэрсокс Дж. Логистика. Интегрированная цепь поставок. М., 2005.

Поступила в редакцию 9.11.2011 г.

UDC 330.341.4

ECONOMIC LINKS OF ENTREPRENEURSHIP STRUCTURES AS ORIENTED ON CATERING BUSINESS NETWORKS DEMAND

Denis Mikhailovich BUGAKOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Finances and Credit Department, e-mail: ttn58@mail.ru

Tatyana Nikolayevna TOLSTYKH, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor, Dean of Master’s Degree Programme, e-mail: ttn58@mail.ru

Economic links of entrepreneurship structures in catering business are considered. The features of development of economic links in space-localized economic system of service type are determined.

Key words: economic links; catering business; space-localized economic systems; entrepreneurship.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.