ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
УДК 657.1
I*
хозяйственные процессы на предприятии: подход с точки зрения типов научной рациональности
Л. В. ЧИЖЕВСКАЯ,
доктор экономических наук, профессор,
заведующая кафедрой хозяйственного и финансового контроля E-mail: chizhev@ztu. edu. ua
Н. Т. КУЛИКОВА,
аспирант кафедры бухгалтерского учета E-mail: kulikovanataha@meta. ua Житомирский государственный технологический университет
Игнорирование теорией бухгалтерского учета общенаучных ценностей и тенденций может дискредитировать всю систему бухгалтерских знаний. В таких условиях наиболее целесообразным для бухгалтерского учета является следование мировым мировоззренческим тенденциям, которые отражаются в философских течениях. В связи c этим авторами статьи применена разработанная В. С. Степиным идея типов научной рациональности к анализу субъекта хозяйствования, что позволило пересмотреть подход к выделению хозяйственных процессов.
Ключевые слова: бухгалтерский учет, система, процесс, классический, неклассический ипост-неклассический типы научной рациональности.
* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Житомирском государственном технологическом университете.
Исследуя бухгалтерский учет на микроуровне, невозможно игнорировать устройство и механизм самого предприятия как базиса и условия существования бухгалтерской практики. Выявление новых особенностей функционирования субъекта хозяйствования позволяет вносить адекватные предложения в теорию и практику бухгалтерского учета. Для этого целесообразно использовать самые современные подходы в философии науки или вырабатывать новые. Современная постнеклассическая стадия развития науки, наследуя неклассические парадигмы (системную и кибернетическую), представлена в методологии научного исследования синергети-ческой парадигмой. В постнеклассической науке центральное место занимают так называемые «человекоразмерные объекты», учитывающие
не только значения знание о природе и обществе для жизни и деятельности людей, но и место и роль самой деятельности в природе и обществе. К таким объектам академик В. С. Степин относит сложные, исторически развивающиеся, включающие в себя человека и соразмерные с его действиями «человекоразмерные» системы. «В широком смысле сюда можно отнести любые сложные синергетические системы, взаимодействие с которыми превращает само человеческое действие в компонент системы» [15, с. 459].
Позиционирование бухгалтерского учета как передовой науки требует от исследователей применения современной методологии и перестройки самой науки в соответствии с новыми принципами формирования знаний и построения теорий. Но, к сожалению, в научных исследованиях по бухгалтерскому учету преобладает подход с точки зрения неклассического и даже классического типа научной рациональности. Применение постнеклассического подхода в исследованиях по бухгалтерскому учету обосновывается представлением о сфере существования бухгалтерского учета на микроуровне - субъекте хозяйствования.
Каждый этап эволюции науки характеризуется особым состоянием научной деятельности, направленной на постоянный рост объективно-истинного знания. В свое время (1989 г.) В. С. Степин выделил три таких типа научной рациональности, которые давали характеристику познавательному процессу: классическая, неклассическая и постнеклассичес-кая рациональность. В основе этой классификации лежит схема «субъект - средства - объект» (включая в понимание субъекта ценностно-целевые структуры деятельности, знания и навыки применения методов и средств), в соответствии с чем этапы эволюции науки, выступающие в качестве разных типов научной рациональности, характеризуются различной глубиной рефлексии по отношению к самой научной деятельности.
Также признаками соответствующих типов рациональности этапов эволюции науки является, по В. С. Степину, коррелятивная связь между типом системных объектов и соответствующими характеристиками познающего субъекта, который может осваивать объект. Каждый новый тип научной рациональности характеризуется особыми,
свойственными ему основаниями науки, которые позволяют выделить в мире и исследовать соответствующие типы системных объектов (простые, сложные, саморазвивающиеся системы). При этом возникновение нового типа рациональности и нового образа науки не приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего периода. Они используются в некоторых познавательных ситуациях, но только утрачивают статус доминирующих и определяющих облик науки [14, с. 635].
Классический тип научной рациональности, концентрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такая элиминация рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Но классическая наука не осмысливает эти детерминации [14, с. 633].
В эпоху формирования механической картины мира (свойственной периоду классической науки) устройство мира представлялось аналогично устройству часов. Это представление распространялось и на субъект хозяйствования. Например, Пизани любил выражение «хозяйственный механизм», в то время как Чербони, Беста, Шер, Гомберг и Дюмарше предпочитали выражение «хозяйственный организм». И как оценил Я. В. Соколов эти аналогии: механизм предполагал возможность формирования учетных объектов, организм - только их описание. Механизм перерабатывает факты хозяйственной жизни в хозяйственные операции, организм помогает понять их [11, с. 134].
При этом подходе субъект хозяйствования представлялся механизмом, элементами которого являются материальные ценности, люди, имеющие отношение к хозяйствованию, долговые отношения. Иными словами, «хозяйственный механизм» являет собой сочетание совершенно очевидных и конкретных элементов, взаимодействие которых четко определено. При таком подходе сам субъект хозяйствования не рассмат-
ривался в его целостности, и его характеристики не учитывались ни в управлении (так как управляли конкретными материальными ценностями и людьми), ни в учете, где эти ценности и долговые отношения отображались.
Как подчеркивал один из создателей кибернетики Н. Винер, прежнее видение мира как механической системы должно уступить место новому. «...С точки зрения кибернетики мир представляет собой некий организм, закрепленный не настолько жестко, чтобы незначительное изменение в какой-либо его части сразу же лишало его присущих ему особенностей, и не настолько свободный, чтобы всякое событие могло произойти столь же легко и просто, как и любое другое. Это мир, которому одинаково чужда окостенелость ньютоновской физики и аморфная податливость состояния максимальной энтропии или тепловой смерти, когда уже не может произойти ничего по-настоящему нового. Это мир процесса, а не окончательного мертвого равновесия, к которому ведет Процесс, и это вовсе не такой мир, в котором все события заранее предопределены вперед установленной гармонией, существовавшей лишь в воображении Лейбница» [2, с. 11].
В эпоху неклассической науки происходит расширение понимания причинности: жесткая однозначная детерминация дополняется вероятностной причинностью, что, в свою очередь, для бухгалтерского учета должно означать необходимость расширения поля охватываемых им явлений. В новых мировоззренческих условиях акцент ставится на субъекте хозяйствования, появляется различие его внутреннего и внешнего пространства и их характеристик, поэтому важными становятся те факторы, которые раньше, как казалось, не имеют влияния на систему. В бухгалтерском учете начинает отделяться собственность владельца от собственности фирмы, и воспроизводство и развитие предприятия как сложной самоорганизующейся системы остро ставит проблему информации и управления как имманентных характеристик системы.
Следующей особенностью является то, что сложные системы дифференцированы на подсистемы, в которых осуществляется как стохастическое, так и закономерное взаимодействие элементов. В этих системах функционально
выделен блок обработки информации (в нашем случае - бухгалтерская служба) и управления, которое осуществляется на основе прямых и обратных связей. Информационная подсистема обрабатывает и генерирует информацию не только для управления, но и для группы собственников. Процессы коммуникации и управления содействуют сохранению и воспроизводству системы, которая выступает как саморегуляция, обеспечивающая сохранение небольшого набора системных параметров (основных свойств некоторого конкретного предприятия, например, предмет деятельности, структурная организация, территориальные границы, ресурсы), что определяет целостность системы.
Многие авторы учебников по теории бухгалтерского учета соглашаются с тем, что бухгалтерский учет как одно из средств для обеспечения системы управления информацией является отдельной функцией управления (А. Н. Кашаев [4], А. Н. Кузьминский, В. В. Сопко [5], О. Д. Шми-гель [10]). В любом случае сложная система не может существовать без информационных потоков, а субъекты экономических отношений обязаны вести бухгалтерский учет, что определено на законодательном уровне.
Категории вещи и процесса1 предстали как относительно различимые: в механической картине мира вещи выступали как нечто первичное, как субстрат, а процессы интерпретировались как воздействие одной вещи на другую посредством передачи сил. В новой системе представлений все предстает как процессуальная система, самовоспроизводящаяся в результате взаимодействия со средой и благодаря саморегуляции. Так, хозяйственная деятельность вызывает постоянное движение хозяйственных средств, которые обслуживают непрерывное расширение воспроизводства материальных благ при взаимодействии со всей экономической системой. Экономическая теория учит, что общественное производство предполагает производство продукта, его распределение, обмен и потребление. Эти фазы производства так
1 Процесс - категория философского дискурса, характеризующая совокупность необратимых, взаимосвязанных, длительных изменений, как спонтанных, так и управляемых, как самоорганизованных, так и организуемых, результатом которых является некое новшество или нововведение.
или иначе проявляются в хозяйственной деятельности и являются объектами бухгалтерского учета в виде хозяйственных процессов.
Согласно стадиям кругооборота капитала, предложенными К. Марксом, считается, что основными процессами на предприятии являются снабжение (приобретение), производство и реализация товаров и услуг. Такую точку зрения переняло большинство теоретиков экономической мысли и бухгалтерского учета [18, с. 373; 26, с. 110; 24, с. 121; 6, с. 86; 22]. Для раннего капиталистического общества такой подход к классификации процессов мог быть достаточным, но в современных условиях он не позволяет учесть всей многоаспектности хозяйственной деятельности. Мы также поддерживаем профессора М. С. Пушкаря, который настаивает на необходимости аналитического подхода к анализу функционирования предприятия на современном этапе в условиях усложнения процессов хозяйствования для получения знаний о новых объектах наблюдения [25, с. 90]. С учетом новых научных достижений [23, 25, 9, 16] для усовершенствования теории и практики бухгалтерского учета необходимо выделить в хозяйственной деятельности следующие основные группы процессов, действующих по собственным законам: функционально-технологические, обслуживающие, управленческо-органи-зационные процессы, процессы взаимодействия с клиентами, социальные процессы и т. п.
Функционально-технологические процессы -это процессы по формированию потребительских свойств производимых продуктов с помощью операций по изменению и последующей фиксации состояния обрабатываемой среды, что способствует формированию их функций или качественных характеристик этой продукции (изделий, работ и услуг). Формирование и совершенствование этих свойств продуктов труда осуществляется с целью более полного удовлетворения личных, коллективных, общественных и производственных потребностей, если это позволит повысить спрос на продукцию и, соответственно, выручку, повысит показатели рентабельности. Вещественным воплощением данных процессов является объединение нескольких подсистем, реализующих все стадии переработки сырья и выпуска готовой продукции, которое формирует технологическую
систему в целом. Такая система соответствует всей совокупности оборудования, входящего в состав технологической линии.
Потребность в такого рода информации существует в связи с тем, что на технико-экономические показатели существенное влияние оказывают правильно сформулированные технические требования на автоматизацию технологического процесса. Например, повышенные требования к точности работы автоматизируемого процесса приводят к усложнению устройств автоматики и к существенному увеличению капитальных и эксплуатационных затрат [1, с. 11]. Об учете технической стороны деятельности предприятия как важного элемента контроля рационального и эффективного использования дефицитных ресурсов также говорил М. С. Пушкар [25, с. 68-69].
К обслуживающим относят процессы, связанные с обслуживанием основного и вспомогательного производств. К ним относят складские, транспортные работы и деятельность службы контроля за качеством.
Управленческо-организационные процессы хозяйственной деятельности - это процессы, которые способствуют реализации управленческой функции, определению последующей деятельности субъекта хозяйствования. К таким процессам следует относить планирование, проектирование, логистическую деятельность, координирование, контроль и все процессы, которые касаются адаптации предприятия к внешней среде.
Процессы взаимодействия с клиентами обеспечивают тесную связь предприятия с его внешней средой, с помощью чего реализуется основная цель коммерческих организаций - получение прибыли. Эти процессы включают поиск клиентов, коммуникацию с ними и послепродажное обслуживание.
Социальные процессы хозяйственной деятельности - это, в первую очередь, процессы, связанные с обеспечением нормальных условий труда и отдыха работников с сохранением и улучшением их физического здоровья, а также с формированием и развитием их духовного здоровья. Кроме того, это и позитивное влияние на общество посредством распространения полезных благ и позитивного мировоззрения работников предприятия.
Все вышеперечисленные основные аспекты или процессы хозяйственной деятельности существуют, действуют и совершаются одновременно и в тесной взаимосвязи. Поэтому при глубоком комплексном управлении хозяйственной деятельностью необходимо их планировать, учитывать, анализировать и регулировать вместе и одновременно, а при управлении отдельными процессами хозяйственной деятельности - учитывать эту взаимосвязь и влияние их на результаты управляемого элемента хозяйственной деятельности. Для построения действительно эффективной системы управления необходимо достижение «системности» - слаженности и сбалансированности всех подсистем предприятия -производства, учета, планирования и контроля, финансового менеджмента и пр.
В философии науки идеи открытости и про-цессуальности сложных системных объектов нашли свою дальнейшую разработку в 19601980-х гг. Особое внимание уделялось взаимодействию открытой системы и среды и операциям, обеспечивающим воспроизводство системы. В этом ключе Н. Луман предложил в качестве основных внутренних операций, обеспечивающих воспроизводство социальной системы, процессы коммуникации индивидов [12, с. 15]. Так и бухгалтерский учет, регистрируя информацию о хозяйственных процессах, представляет собой средство коммуникации элементов экономической системы.
Процессы коммуникации являются связующими процессами в деятельности всего предприятия и степень реализации его целей, как правило, напрямую зависит от качества коммуникаций. Следовательно, эффективные коммуникации просто необходимы для успеха как отдельного работника, так и организации в целом. Внутренняя и внешняя бухгалтерская отчетность является одним из основных способов коммуникации не только на предприятии, но и за его пределами. Поэтому перед наукой о бухгалтерском учете нами ставится проблема расширения поля отображаемых событий в практике учета для достижения ими реального статуса основного источника информации для принятия решений.
С точки зрения формирования стоимости предприятия все вышевыделенные нами процессы способны влиять на изменение стоимости продуктов и предприятия, поэтому считаем це-
лесообразным определить их как экономические процессы. Экономические процессы хозяйственной деятельности - это процессы по созданию, распределению, перераспределению стоимости продуктов труда и, что важно в современных условиях, созданию стоимости предприятия.
Разнообразие процессов предстает как набор базисных элементов предприятия как системы. Выбор целей и средств для каждого конкретного вида действий, хотя и включает элементы случайности, но вместе с тем обусловлен свойствами человекоразмерной системы как целого и задан рамками исторически сложившейся системы ценностей, норм и образцов действий.
Информация о хозяйственных процессах в бухгалтерском учете создается на основании наблюдения и регистрации фактов хозяйственной деятельности (ФХД), в качестве которых выступают действия и события, приводящие к изменениям в составе хозяйственных средств, характеризующие хозяйственные процессы, влекущие изменение хозяйственно-правовых отношений. Хозяйственные процессы как форма движения хозяйственных средств в реальной действительности происходят в виде множества хозяйственных операций. Каждая хозяйственная операция - это микропроцесс, совершаемый во времени и в пространстве, который имеет четко определенные начало и конец, место выполнения. В бухгалтерском учете отражается сам факт совершения операции и ее результат. Все хозяйственные процессы представляют собой совокупность ФХД.
Постнеклассический тип научной рациональности расширяет поле рефлексии научной деятельности. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями [14, с. 634].
Когда идеи системного подхода и идеи эволюционизма нашли подтверждение в теориях и эмпирических фактах ведущих областей научного знания - в физике, космологии, химии, геологии, биологии, технических и социальных науках, тогда началось формироваться видение объектов как сложных исторически развивающихся систем. Это видение постепенно трансформировало
специальные научные картины мира, усиливая обмен парадигмальными принципами между ними. Вместе с тем идеи и принципы, получившие развитие в естественнонаучном знании, начинают постепенно внедряться в гуманитарные науки. Идеи необратимости, вариабельности в процессе принятия решений, многообразие возможных линий развития, возникающих при прохождении системы через точки бифуркации, органической связи саморегуляции и кооперативных эффектов -все эти и другие идеи, получившие обоснование в синергетике, оказываются значимыми для развития гуманитарных наук, что ознаменовало развитие постнеклассической науки.
Подобное представление о предприятии как о развивающейся системе переняла и теория управления, и бухгалтерский учет. Предприятие -это прежде всего сложный комплекс, который включает человека, технико-технологическую систему, экологическую систему и культурную среду с наличием прямой и обратной связи. А наличие синергизма в такой системе Н. И. Редина, И. Д. Падерин и Л. М. Полевая считают возможным определить по критерию составляющих прибыли:
1) торговый синергизм имеет место в случае, если товары поставляются по одним и тем же каналам распределения, их разработкой руководит одна и та же администрация и они хранятся на одном складе. При этом общая реклама, методы стимулирования сбыта, репутация позволяют добиться увеличения дохода предприятия при фиксированных инвестициях;
2) операционный синергизм является результатом более высокой степени использования производственных мощностей и персонала, распределения накладных расходов, преимуществ общих направлений обучения, а также закупки крупных партий сырья;
3) инвестиционный синергизм может быть следствием совместного использования заводского оборудования, общих запасов сырья, перенесения результатов научно-исследовательских работ с одного товара на другой, эксплуатации общего оборудования;
4) управленческий синергизм во многом определяет общий положительный эффект. Он представлен по ряду компонентов прибыли в
неявной форме. Здесь значительная роль принадлежит квалифицированному менеджменту, который может положительно повлиять на конкурентоспособность предприятия с высоким синергетическим эффектом [8].
Как видно, категории части и целого обрели новый смысл. Включение элементов (частей) в систему и их свойства внутри системы определяются характером ее целостности. В сложных системах (какими являются субъекты хозяйствования, что доказали в своих работах В. В. Евдокимов [20], Е. А. Лаговская [23], С. В. Ивахненков [21]) целое обладает особым системным качеством, нереду-цируемым к свойствам составляющих его частей. Оно не только зависит от свойств составляющих частей, но и определяет эти свойства.
Дальнейшее развитие дисциплинарных онто-логий и общенаучной картины мира требует учета фактора эволюции. Включение такого подхода в концепцию саморегулирующихся систем трансформировало ее в новую систему представлений. Эти представления В. С. Степин интегрально охарактеризовал как переход к видению объектов исследования в качестве саморазвивающихся систем. В этой связи важно провести различение саморегулирующихся и саморазвивающихся систем. Концепция саморазвития включает представления о саморегуляции, но не сводится к ним. Саморазвивающиеся (исторически развивающиеся) системы представляют собой более сложный тип системной организации [12, с. 15-16].
Этот тип системных объектов характеризуется развитием, в ходе которого происходит переход от одного вида саморегуляции к другому. Саморазвивающимся системам присуща иерархия уровневой организации элементов, способность порождать в процессе развития новые уровни. Причем каждый такой новый уровень оказывает обратное воздействие на ранее сложившиеся, перестраивает их, в результате чего система обретает новую целостность. С появлением новых уровней организации система дифференцируется, в ней формируются новые, относительно самостоятельные подсистемы. Вместе с тем перестраивается блок управления, возникают новые параметры порядка, новые типы прямых и обратных связей [12, с. 16; 13]. Изменения же типа самоорганизации -это качественные трансформации системы. Они
предполагают фазовые переходы. На этих этапах прежняя организованность нарушается, рвутся внутренние связи системы, и она вступает в полосу динамического хаоса. На этапах фазовых переходов возникает спектр возможных направлений развития системы. В некоторых из них возможно упрощение системы, ее разрушение и гибель в качестве сложной самоорганизации. Но возможны и сценарии возникновения новых уровней организации, переводящие систему в качественно новое состояние саморазвития [12, с. 16-17].
Исторический анализ показывает, что несмотря на все многообразие форм предпринимательства, любая компания в своем развитии проходит определенные стадии или фазы жизни, которые сопровождаются появлением новых и трансформацией существующих процессов на предприятии. Целью такого эволюционного анализа является создание некоторой общей модели, которая позволила бы выявить сложные причинно-следственные связи между ключевыми явлениями, процессами и их проявлениями. На базе такого анализа можно было бы, с одной стороны, создать эффективные механизмы и инструменты выявления и разрешения проблем, а с другой стороны, создать эффективные инструменты стимулирования развития экономики в целом.
Так, в середине 1970-х гг. американский специалист по управлению Л. Грейнер (Сгетег) предложил концепцию эволюционно-революционной фазовой трансформации бизнеса [27], подтверждающуюся реальными фактами [3]. Согласно этому подходу развитие организации проходит в несколько этапов. Причем переход между этапами связан с размером предприятия: чем больше масштаб, тем сложнее система управления и, естественно, выше этап развития. Каждый этап заканчивается кризисом роста, в ходе которого организация может перейти в период спада и закончить свое существование или может перейти на следующий этап, получив возможности для подъема.
Коммерческая организация при рыночных отношениях представляет собой социальную систему, в качестве движущих сил которой выступают производственные мощности и система управления. Если система управления в начале этапа оптимальна, производственные мощности растут достаточно быстро и начинают сдер-
живаться отстающей системой управления. В результате рассогласования возникает кризис, приводящий либо к стагнации и потере конкурентных преимуществ, либо к кардинальной перестройке системы управления и открытию новых горизонтов. Систему управления в данном случае характеризуют стратегия, тактическое и оперативное управление (принятие решений), которое основывается, конечно, на бухгалтерской информации, регламентация деятельности (выполнение решений) и преимущественные способы мотивации сотрудников.
Предложенная Л. Грейнером концепция иллюстрирует постнеклассический подход к пониманию предприятия как системы, поскольку на каждом этапе своей исторической эволюции бизнес-единица сохраняет свою открытость, обменивается ресурсами с внешней средой, но характер этой открытости меняется со сменой типа самоорганизации, адаптирующей систему к новым условиям.
В сложных саморегулирующихся системах появляется новое понимание объектов как процессов взаимодействия. Усложнение системы в ходе развития, связанное с появлением новых уровней организации, выступает как смена одного инварианта другим, как процесс перехода от одного типа саморегуляции к другому. Возникает два смысла процессуальности объекта (системы): она проявляется и как саморегуляция, и как саморазвитие, как процесс перехода от прежнего типа саморегуляции к новому [13].
Новое понимание предприятия как системы способствуют развитию ее процессов. Так, соци-альные2 процессы хозяйственной деятельности становятся во многом связанными с общечеловеческим мировоззрением. Социальные технологии, как прикладной аспект управления, становятся адаптивными, динамическими, гибко реагирующими на процессы самоорганизации в социальной системе [17, с. 60 - 65]. С помощью маркетинговых технологий осуществляется формирование спроса и стимулирование сбыта: социальные и экономические процессы становятся взаимосвязанными и взаимоопределяют друг друга. Техно-логизация приобретает признаки интерактивного процесса. Задача социальных технологов, прак-
2В узком понимании «социального».
тиков управления - создать условия для самоактуализации, раскрытия внутреннего потенциала социальной системы, от чего напрямую зависит уровень общественного сознания и поведения людей в их самоорганизации и саморазвитии. В связи с этим изменяются требования к системе бухгалтерского учета - необходимо осуществление учетно-аналитического обеспечения материального и нематериального стимулирования. Так, и Т. В. Давидюк отмечает, что управляющие предприятием все больше внимания уделяют нематериальным характеристикам, потенциалу его работников, ведь непосредственной и главной силой новой технологической эпохи выступают знания, умения, навыки человека [19, с. 253].
Социально-технологическая культура личности субъектов управления - это культура системного мышления и действия, которая заключается в способности субъекта решить поставленные задачи, актуализировать и вычленять из присущей человеку системы знаний совокупность способов оптимальных действий в конкретной ситуации, выявлять и использовать скрытые резервы, а также осознанно генерировать на этой базе инновационные механизмы с целью получения оптимального экономического и социального результата как условия эффективного включения в современные цивилизационные процессы.
Экологические процессы хозяйственной деятельности - это процессы влияния жизнедеятельности трудового коллектива на жизнь окружающей природной среды (воздух, вода, почва, растительный и животный мир), сохраняя, нарушая и восстанавливая баланс их сосуществования. Не случайно проблемы коэволюции человека и биосферы постепенно становятся доминирующими проблемами не только современной науки и философии, но самой стратегии человеческой практической деятельности, поскольку «дальнейшее развитие вида homo sapiens, дальнейшее его благополучие требуют очень точной согласованности характера эволюции человеческого общества, его производительных сил и развития природы... Обеспечение согласованности характеристик природной среды и общества может быть осуществлено только Разумом и волей Человека» [7].
С точки зрения синергетики социально-технологическая культура в сложной системе эконо-
мической деятельности, происходящей в условиях неустойчивого равновесия взаимозависимости человека и экосоциальной среды, является механизмом самоорганизации личности вблизи точек бифуркации социального взаимодействия, где малое воздействие может быть значительным и непредсказуемым по своим последствиям для поведения человека как системы в целом. В указанных точках бифуркации социального взаимодействия актуализируются механизмы самоорганизации бизнеса и проявляется социально-технологическая культура, представляющая собой рефлексивное созидание, позволяющее субъектам реализовать свой интеллектуальный потенциал.
Следовательно, бухгалтерский учет, как коммуникационная подсистема и связующее звено, может и должен выступать инструментом улучшения социально-экономической ситуации.
Для того чтобы бухгалтерский учет как практическая деятельность был способен отвечать на информационные запросы управленцев в условиях современного общества и бухгалтерский учет как науку можно было оценить как феномен постнеклассической науки, необходимо чтобы в методологии исследования был реализован синтез системного и эволюционного подходов. Именно такие подходы позволяют адекватно исследовать сложные саморазвивающиеся системы. Освоение каждого нового типа системных объектов требует особой структуры операций и средств познавательной деятельности, что еще раз доказывает необходимость пересмотра и обновления познавательных характеристик бухгалтерского учета.
Нами показано, что объектом бухгалтерского учета является только малая часть из всех процессов хозяйственной деятельности. В то же время подход к хозяйственной деятельности с точки зрения ее структуры и управления позволяет определить новые объекты бухгалтерского учета, так как хозяйственная деятельность включает разные процессы. Очевидно, что для управления необходима информация обо всех процессах. Ведь информационная экономика меняет не только характеристику производственного процесса и экономических отношений, но и сами информационные технологии, что оказывает непосредственное влияние на бухгалтерский учет и на концепции, лежащие в их основе.
Список литературы
1. Бородин И. Ф., Недилько Н. М. Автоматизация технологических процессов. М.: Агро-про-миздат, 1986. 368 с: ил. (Учебники и учеб. пособия для высш. учеб. заведений).
2. Винер Н. Я - математик. М.: Наука, 1964.
3. Гордеев M. Закономерности организационных изменений // Директор-Инфо. 2003. № 4. Режим доступа: http://www. directorinfo. ru/article. aspx?id=13316&iid=546.
4. Кашаев А. Н. Организация бухгалтерского учета в производственных объединениях. М.: Финансы и статистика, 1986. 192 с.
5. Кузьминский А. Н., Сопко В. В. Организация бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности. К.: Высшая школа, 1986. 256 с.
6. Малышев И. В. Теория бухгалтерского учета: учеб. пособие для с. -х. вузов. М.: Финансы и статистика, 1981. 263 с.
7. Моисеев Н. Н. Человек во Вселенной и на Земле// Вопросы философии. 1990. № 6. С. 40-41.
8. Редина Н. И., Падерин И. Д., Полевая Л. М. Синергетический эффект системы планирования промышленного предприятия // Вестник экономической науки Украины. 2009. № 1 (15). С. 155-157.
9. Репин В. В. Бизнес-процессы компании: построение, анализ, регламентация. М.: РИА «Стандарты и качество», 2007. 240 с., ил. (Серия «Деловое совершенство»).
10. Речмен Д. Дж., МесконМ.Х., Боуви К. Л., Тилл Д. В. Современный бизнес: учебник. В 2 т.: пер. с англ. М.: Республика, 1995. Т. 1. 431 с.
11. Соколов Я. В. Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней: учеб. пособие для студ. экон. спец. вузов. М.: Аудит, 1996. 638 с.
12. Степин В. С. Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различения // Пост-неклассика: философия, наука, культура: коллективная монография / отв. ред. Л. П. Киященко и В. С. Степин. СПб., 2009.
13. Степин В. С. Научная рациональность в техногенной культуре: типы и историческая эволюция // Вопросы философии. 2012. № 5. С. 18-25.
14. Степин В. С. Теоретическое знание. М.: Прогресс - Традиция, 2000. 744 с.
15. Степин В. С. Теоретическое знание. М.: Прогресс - Традиция, 2003. 641 с.
16. Стражев В. И. Объект и предмет бухгалтерского учета - главные категории в его теоретической системе // Проблемы теории и методологии бухгалтерского учета, контроля и анализа. 2010. № 2(17). С. 313-319.
17. Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2001. 511 с.
18. Гуцайлюк З. В. Управлшня виробничими процесами: оперативний аналiз чи оперативний контроллшг? Развитие бухгалтерського учета и контроля в контексте европейской интеграции: монография. Житомир - Краматорск: ЧП «Рута», 2005. 588 с.
19. Давидюк Т. В. Розвиток бухгалтерського облшу людського кашталу: теорiя i методолопя: монографiя. Житомир: ЖДТУ, 2011. 508 с.
20. Свдокимов В. В. Адаптивна модель штег-ровано! системи бухгалтерського облшу: моно-графiя. Житомир: ЖДТУ, 2010. 516 с.
21. 1вахненков С. В. Оргашзащя бухгалтерського облшу в умовах застосування комп'ютерно! техшки (на прикладi шдприемств Житомирсько! обласп). Житомирський iнженерно - технолопч-ний ш-т. Житомир, 1998. 225 с.
22. Кузьмин Дн. Л. Процес придбання в систем кругооб^у кашталу // Бухгалтерський облш, аналiз i контроль в системi управлшня шдприемством: ма-терiали У-о! наук. -практ. конф. студенпв, аспранив та молодих вчених (Львiв, 22 квггня 2010 р). М-во освгги i науки Украши, Львiв. комерц. академ. Львiв: Львiвська комерщйна академiя, 2010. С. 21-22.
23. Лаговська О. А. Облшово-аналггичне за-безпечення вартiсно-орieнтованого управлшня: теорiя та методолопя: монографiя. Житомир: ЖДТУ, 2012. 676 с.
24. Остап'юк М. Я., Даньмв Й. Я., Лучко М. Р. Теорiя бухгалтерського облшу (юторичш та методолопчш аспекти): монографiя. Ужгород: Ужгородський держушверситет, 1998. 148 с.
25. Пушкар М. С. Креативний облш (ство-рення шформацп для менеджерiв): монографiя. Тернопшь, Карт-бланш, 2006. 334 с.
26. Яремко I. Й. Теорiя бухгалтерського обл> ку: навч. Поабник. Львiв: Новий Свгг-2000, 2004. 240 с.
27. Greiner L. E. Evolution and Revolution of Organization. Harvard Business Review. Vol. 50 (4). 1972.