МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЮГА РОССИИ MUSICAL CULTURE OF SOUTH OF RUSSIA
УДК 94(47)(093):783 DOI: https://doi.org/10.24411/2076-4766-2020-14015
А. В. ШАДРИНА
Южный научный центр Российской Академии наук
ХОРОВОЕ ПЕНИЕ И ОРКЕСТРОВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ В ЖИЗНИ ДОНСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX вв.
В статье на примере крупнейшего образовательного учреждения Юга России второй половины XIX - начала XX вв. Донской духовной семинарии показано, что одной из важнейших составляющих учебного процесса духовных школ Российской империи было эстетическое воспитание, к которому относились церковное пение и оркестровое музицирование. Церковное пение являлось обязательным предметом, включенным в образовательный процесс учебным комитетом Св. Синода. Оркестровое музицирование, принадлежавшее к категории дисциплин «по желанию», тем не менее, вызывало устойчивый интерес учащихся, которые не только успешно осваивали навыки игры на духовых и струнных инструментах, но и участвовали в городских концертах в составе семинарского оркестра. Изучение архивных источников позволило выявить имена преподавателей Донской духовной семинарии, которые обучали семинаристов пению и игре на музыкальных инструментах, а также основы преподавания музыкальных дисциплин, изложенные преподавателем церковного пения Н. А. Лебедевым. Среди преподавателей, обучавших церковному пению, совмещая эту дисциплину с преподаванием богословских дисциплин, выделялся известный
церковный композитор последней трети XIX -начала XX вв., регент Архиерейского хора Вознесенского кафедрального собора г. Новочеркасска священник М. Д. Ерхан. Значительный вклад в постановку хорового пения в семинарии внес В. М. Одноралов. В рамках освещаемого процесса обучения музыке функционировали два хора, сформированных из семинаристов и поочередно руководимых учащимися. К числу таких учащихся-регентов относился А. М. Листопадов, впоследствии известный донской фольклорист. Обучение оркестровому музицированию в стенах Донской семинарии было инициировано семинарским Правлением и ректором семинарии. Основным предназначением этой дисциплины являлось эстетическое воспитание, призванное отвлечь семинаристов «от праздности и грубых удовольствий», а также воспрепятствовать распространению революционных идей. Указанная идея Правления семинарии была успешно реализована и принесла ощутимые плоды.
Ключевые слова: Донская духовная семинария, эстетическое воспитание, церковное пение, оркестр Донской духовной семинарии, священник В. С. Костенко, священник М. Д. Ерхан, В. М. Од-норалов, А. М. Листопадов.
Для цитирования: Шадрина А. В. Хоровое пение и оркестровое музицирование в жизни Донской духовной семинарии второй половины XIX - начала XX вв. // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020. № 4. С. 123-131. DOI: https://doi.org/10.24411/2076-4766-2020-14015
A. SHADRINA
The Southern Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences
CHORAL SINGING AND ORCHESTRAL MUSIC PLAYING IN THE LIFE OF THE DON THEOLOGICAL SEMINARY IN THE SECOND HALF OF THE 19th - EARLY 20th CENTURIES
Based on example of the Don Theological Seminary as the largest educational institution in the South of Russia of the second half of the 19th - early 20th centuries the article shows that one of the most important elements of the educational process of theological schools in the Russian Empire was aesthetic education, which included church singing and orchestral music playing. With church singing being a compulsory subject included in the syllabus by the educational committee of the Holy Synod, orchestral music playing was considered an optional subject which, however, aroused a persistent interest among students. Not only did they succeed in mastering the skills of playing wind and string instruments, but they also participated in city concerts as members of the seminary orchestra. Studying archive sources made it possible to reveal the names of the Don Theological Seminary teachers who taught students singing and playing musical instruments, and to determine the methods of teaching music-related subjects as they were presented by a church singing teacher N. Lebedev. The priest M. Erkhan, who was a well-known church composer of the last third of the 19th - early 20th centu-
ries and the precentor of the Archbishop's Choir of the Novocherkassk Ascension Cathedral, stood out among the teachers who taught both church singing and theological subjects. A significant contribution to choral singing training in the seminary was made by V. Odnoralov. Consequently, due to the music training, seminary students formed two choirs, managed alternately by the students themselves. A. Listopadov, who later became a well-known folklorist of the Don region, was one of such students-cantors. Teaching orchestral music playing at the Don Seminary was initiated by the Seminary Board and the principal. The main objective of introducing that subject was aesthetic education, which was expected "to distract students from idleness and gross pleasures" and from taking any interest in revolutionary ideas. The idea of the Seminary Board was successfully implemented and yielded tangible results.
Key words: Don Theological Seminary, aesthetic education, church singing, orchestra of the Don Theological Seminary, priest V. Kostenko, priest M. Erkhan, V. Odnoralov, A. Listopadov.
For citation: Shadrina A. Choral singing and orchestral music playing in the life of the Don Theological Seminary in the second half of the 19th - early 20th centuries // South-Russian Musical Anthology. 2020. No. 4. Pp. 123-131. DOI: https://doi.org/10.24411/2076-4766-2020-14015
» в CE
Одной из важнейших проблем истории музыкальной культуры является жизнь учебных заведений XIX в., к числу обязательных составляющих которой принадлежали обучение музыке и музицирование, нередко выходившее за пределы домашнего. В этом контексте представляется актуальным обращение к музыкальному воспитанию в одном из крупнейших учебных заведений Юга России - Донской духовной семинарии (1868-1920 гг.), преподавателями и выпускниками которой были, в том числе, выдающиеся представители музыкальной культуры.
До настоящего времени обозначенная проблема не фигурировала в качестве предмета исследования, поэтому ее историография отсутствует. Исключение составляет статья И. П. Дабаевой, посвященная описанию Донской духовной семинарии в годы обучения в ней выдающегося фольклориста А. М. Листопадова [1, с. 23-37].
Источниковую базу настоящей статьи составляют архивные документы фонда 352 (Донская духовная семинария), хранящиеся в Государственном архиве Ростовской области (г. Ростов-на-Дону), документы фонда 802 (Учебный комитет при Синоде) Российского государ-
ственного исторического архива (г. Санкт-Петербург), а также публикации в дореволюционных периодических изданиях разных лет - «Памятной книжке Области войска Донского» и «Донских епархиальных ведомостях».
В Донской духовной семинарии второй половины XIX - начала XX вв. обучение воспитанников музыке осуществлялось по двум направлениям: 1) обучение церковному пению (которое, в свою очередь, подразделялось на сольное исполнение обиходных песнопений и хоровое музицирование); 2) обучение игре на оркестровых музыкальных инструментах. Традиционной формой являлось церковное пение, сопряженное с обязательным пением за богослужениями в семинарском хоре.
После открытия в 1868 г. Донской духовной семинарии на протяжении 12 лет ее воспитанники, не имевшие собственного храма, в обязательном порядке участвовали в литургии в Новочеркасской Крестовой церкви при Архиерейском доме [2, л. 9]. Всенощное бдение совершалось в стенах семинарии [3, л. 31 об.]. О том, пели ли семинаристы за богослужением, сведений не сохранилось, хотя предмет «церковное пение» был в семинарии обязательным. После освящения 9 октября 1883 г. домовой семинарской церкви во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, воспитанники семинарии в воскресные, праздничные и высокоторжественные дни были обязаны присутствовать в этом храме на богослужениях [4, л. 78-78 об.; 5, л. 2].
Участие в богослужениях в качестве певчих предполагало соответствующее обучение. В системе духовного образования Русской православной церкви второй половины XIX в. певческому искусству, несмотря на обязательное преподавание во всех духовных учебных заведениях предмета «церковное пение», отводилась второстепенная роль. Уровень преподавания названного предмета зависел исключительно от желания семинарского руководства иметь либо не иметь «хорошо поставленное» пение за богослужением. Несмотря на то, что в указе Св. Синода 1882 г. церковное пение было охарактеризовано как предмет, «не требующий со стороны воспитанников умственного напряжения» [6, с. 335], вопрос о его преподавании всегда оставался актуальным для Донской духовной семинарии. Изначально церковное пение преподавали выпускники духовных академий, одновременно занимающие другие кафедры в семинарии: Николай Рунов (кафедра всеобщей и русской гражданской истории; церковное пение преподавал с 8 августа 1868 по 4 сентября 1870 г.) [7, л. 24 об.], Николай Викторович Кратиров,
позднее рукоположенный в сан священника (кафедра Священного Писания; церковное пение преподавал с 10 сентября 1870 г.) [8, л. 14], Василий Михайлович Лебединский (кафедра гражданской истории; церковное пение преподавал в 1876-1881 гг.) [9, л. 7 об.].
В 1881 г. на должность преподавателя церковного пения был приглашен Николай Арсеньевич Лебедев. К сожалению, о нем сегодня почти ничего не известно, кроме того, что он преподавал в Донской духовной семинарии в течение года. Однако докладная записка на имя исполняющего должность ректора, архимандрита Мефо-дия (Никольского), составленная Н. А. Лебедевым, свидетельствует о нем как о человеке, ясно представляющем цели, задачи и методы обучения будущего духовенства церковному пению. В частности, Н. А. Лебедев писал о намерении «...распределить свои занятия так: а) назначить для пения четыре урока в неделю; б) три из них посвятить на классные занятия с отдельными классами; в) для того всех воспитанников семинарии, имеющих обучаться пению, разделить на три группы в таком сочетании: группа первая из I и II классов, группа вторая из III и IV классов, и группа третья из V и VI классов; г) четвертый урок употребить на приготовление к богослужению предстоящему и на общее хоровое пение; и д) причем развивать по мере возможности, я сам буду присутствовать при богослужении и управлять хором. Для успешного ведения дела необходимо, чтобы воспитанники имели учебные книги нотного пения и именно книгу Потулова, а в крайнем случае хотя бы простой "обиход", при пении воспитанники должны петь стоя, но не сидя» [10, л. 1-2]. Рассмотрев докладную записку Н. А. Лебедева, Педагогическое собрание Правления семинарии постановило удовлетворить все просьбы преподавателя [10, л. 5-5 об.].
С большим вниманием к оформлению богослужения и пению относился ректор семинарии протоиерей Митрофан (Симашке-вич). Скорее всего, именно по его инициативе в 1888 г. в качестве учителя церковного пения в Донскую духовную семинарию был приглашен регент Архиерейского хора Донской и Новочеркасской епархии священник Василий Семенович Костенко. Он преподавал в семинарии с 5 сентября 1888 по 1898 г. [11, л. 11]. Священник В. Костенко родился в семье мещанина, обучался в Придворной певческой капелле, получив свидетельство Управления капеллы на право ведения регентской деятельности. В Донской духовной семинарии он преподавал по программе, «... заимствованной им из Подольской семинарии, для которой она [была] составлена местным учи-
телем Богдановым и утверждена Св. Синодом (Указ 21 июля 1887 г.)» [4, л. 71 об.]. Программа, которую использовал для обучения семинаристов священник В. Костенко, ориентировалась на практические цели - обучение сольному и хоровому пению. Однако преподавание по этой программе не дало желаемых результатов. Как сообщал один из членов Учебного комитета при Св. Синоде, ревизовавший Донскую духовную семинарию в 1892 г., «...успехи воспитанников нельзя признать удовлетворительными: при мне даже воспитанники V класса не обнаружили достаточного навыка в исполнении ими по церковному обиходу простых церковных песнопений. При мне пение их, как поодиночке, так вдвоем и целым классом, не ладилось» [4, л. 71 об.].
Помимо семинарии, священник В. Костенко преподавал церковное пение на летних педагогических курсах учителей и учительниц церков-но-приходских школ Донской епархии.
После его смерти в 1898 г. [4, л. 71 об.] должность преподавателя церковного пения в семинарии занял регент Архиерейского хора Вознесенского кафедрального собора г. Новочеркасска, известный церковный композитор, священник Михаил Дмитриевич Ерхан. До назначения на должность регента Архиерейского хора он с 4 октября 1890 г. преподавал церковное пение в Тамбовской духовной семинарии и руководил там семинарским хором [12, л. 15 об.; 13, с. 680]. В январе 1893 г. по распоряжению епископа Тамбовского и Шацкого Иеронима (Экземплярского) М. Д. Ерхан был назначен на должность регента Тамбовского Архиерейского хора. 15 марта 1896 г. состоялось его рукоположение в сан священника [14, л. 1-3 об.]. В 1898 г. резолюцией архиепископа Донского и Новочеркасского Афанасия (Пархомовича) священник Михаил Ерхан был утвержден в должности регента Архиерейского хора. В Донской духовной семинарии он трудился с 13 февраля 1898 по 1 октября 1903 г. и с февраля 1915 г. [14, л. 4 об.-6 об.].
Ближайшим следствием приглашения регентов Архиерейского хора Новочеркасского кафедрального собора в качестве преподавателей церковного пения и руководителей семинарского хора явилась организация пения за богослужением трех хоров [5, л. 2]. На правом и левом клиросах пели воспитанники семинарии, а на хорах - ученики Образцовой начальной школы при Донской духовной семинарии [5, л. 2]. Певческими учебными коллективами под наблюдением учителя пения управляли семинаристы, назначаемые инспектором. Как нелицеприятно заметил представитель Учебного комитета, проводивший ревизию Донской духовной семина-
рии в 1892 г., ее воспитанники, при наличии вокальных способностей, отличались недостатком культуры пения и незнанием богослужебно-пев-ческих традиций: «певчие (семинарских хоров. -А. Ш.) обладают хорошими голосами, но не умеют владеть ими по неразвитости вкуса к строго церковному благоговейному и умилительному пению. Это особенно надо сказать относительно партесного исполнения ими церковных песнопений: при мне за всенощным бдением певчие прокричали какое-то невозможное переложение "Светися". Общее же пение воспитанников, в котором принимают участие и певчие, поставлено удовлетворительно» [4, л. 79].
К 1890-м годам относится обучение в Донской духовной семинарии и, в том числе, руководство семинарским хором (в соответствии с очередностью, установленной в семинарии) выдающегося фольклориста и собирателя донских казачьих песен Александра Михайловича Листопадова (1873-1948) [15, с. 5, 10, 11; 16; 1, с. 23-37]. Скорее всего, именно к этому периоду относятся его композиторские опыты в области церковной музыки, в том числе песнопение «Отца и Сына», не утратившее актуальности до настоящего времени.
С 17 ноября 1903 по 29 сентября 1907 г. церковное пение преподавал Владимир Петрович Васильев [17, с. 266]. В 1900 г. он окончил Московское Синодальное училище церковного пения с аттестатом 2 разряда, званием регента и учителя пения. В должности учителя церковного пения Донской духовной семинарии и регента семинарского хора В. П. Васильев был утвержден 17 ноября 1903 г., уволен по собственному прошению - 29 сентября 1907 г. [18, л. 2 об.].
После увольнения В. П. Васильева в семинарии была восстановлена традиция преподавания церковного пения педагогами других кафедр семинарии. Так, в 1904-1905 гг. эту дисциплину вел магистр богословия, выдающийся исследователь церковной истории Дона, преподаватель латинского языка Николай Васильевич Лысогорский [18, л. 2 об.]; с 9 октября по 17 декабря 1903 г. и с 13 сентября 1907 по 15 июня 1908 г. - кандидат богословия Александр Михайлович Щетковский [19, л. 12 об.-14]. С 16 августа 1908 г. и, скорее всего, до закрытия семинарии в 1920 г. церковное пение преподавал выпускник Донской духовной семинарии Василий Максимович Одноралов [18, л. 2]. По окончании семинарии он трудился в должности учителя Новочеркасской второклассной церковно-приходской школы. 1 октября 1904 г. был назначен на должность преподавателя церковного пения и регента училищного хора Новочеркасского духовного училища [20, с. 290].
Музыку (предмет по выбору) преподавал с 1912 по 1916 гг. [21, с. 227-228].
О качественном уровне пения семинаристов в начале XX в. сохранилось упоминание в печати, свидетельствующее о весьма квалифицированной работе В. М. Одноралова. В 1904 г. преподавателем кафедры истории и обличения старообрядческого раскола и сект протоиереем Евграфом Овсянниковым была организована миссионерская экскурсия воспитанников VI класса Донской духовной семинарии. С 15 по 18 октября 1904 г. они посетили хутор Задоно-Ка-гальницкий, где должны были стать свидетелями ведения публичных собеседований со старообрядческим начетчиком [22, с. 902]. 17 октября во время литургии, совершенной в православном храме протоиереем Николаем Кутеповым в совместном служении миссионеров, носящих священный сан, и единоверческих священников, воспитанники семинарии исполняли все церковные песнопения. Их стройное пение «...вызвало молитвенное настроение у православных жителей хутора Задоно-Кагальницкого... пение было простое, чуждое всего партесного и искусственного» [23, с. 926].
Как видно, обучение церковному пению в Донской духовной семинарии не выходило за рамки практики, характерной для всех духовных учебных заведений Русской православной церкви второй половины XIX - начала XX вв. Отзывы о пении семинарских хоров отличались полярностью. Это было обусловлено, скорее всего, индивидуальными вкусами преподавателей церковного пения, в обязанности которых входило наблюдение за пением хоров в процессе богослужения, и ректоров семинарии. Важно отметить, что для Новочеркасска, включая Донскую духовную семинарию, принадлежность хормейстеров и преподавателей к разным школам - Придворной певческой капелле или Синодальному училищу - не имела принципиального значения. В отношении подобных музыкальных предпочтений на Юге Российской империи доминировала эклектичность.
Примечательной страницей в истории Донской духовной семинарии явилось введение, начиная с 1889 г., обучения оркестровой музыке в качестве предмета по выбору. Поскольку, согласно мнению Правления семинарии, эстетическое воспитание «отвлекает от праздности и грубых удовольствий» [24, л. 3], в 1889 г. на средства, выделенные братством св. ап. Иоанна Богослова (деятельность которого была направлена на содействие эстетическому образованию воспитанников), были закуплены струнные и духовые музыкальные инструменты, ноты и приглашен
преподаватель. Ему предписывалось не только обучить семинаристов играть на инструментах, но и создать оркестр из учащихся. Для этой дисциплины было установлено 2 урока в неделю в послеобеденное время. В 1891-1892 гг. оркестровой музыкой занимались 45 воспитанников; из них и был составлен оркестр, включавший в себя группы струнных (1-я скрипка, 2-я скрипка, альт, виолончель, контрабас) и духовых (кларнет, флейта, корнет, валторна, тромбон) инструментов [25, л. 12-12 об.].
В 1897/98 учебном году игре на музыкальных инструментах обучались: на скрипке - 10 учеников, на флейте - 4, на кларнете - 2, на корнет-а-пистоне - 4, на валторне - 3, на тромбоне - 3, на виолончели - 2, на контрабасе - 2, итого 30 учащихся. В 1900/01 учебном году оркестровой музыке обучался 41 воспитанник [26, л. 17]. В 1901/02 учебном году занятия оркестровой музыкой продолжались до 1 марта; с этого времени и вплоть до 1909 г. занятия были прекращены «за неимением средств на вознаграждение учителя». В 1905 г. Правлением семинарии предпринималась попытка хотя бы частично возобновить занятия. С января 1905 г. воспитанникам были разрешены «уроки игры на скрипке». Тогда же в «Донских епархиальных ведомостях» было дано объявление о приглашении преподавателя.
В 1909 г. ректором Донской духовной семинарии был назначен кандидат богословия архимандрит Севастиан (Вести). Вероятно, еще в процессе знакомства с Донской семинарией ректор обратил внимание, что там имеются музыкальные инструменты: пианино, фисгармония, скрипка, контрабас, «две скрипки альт» и одна виолончель. Вместе с инструментами хранились ноты: «школы игры» для различных музыкальных инструментов и оркестровые партитуры с голосами. Правление семинарии доложило ректору, что до 1902 г. семинаристы обучались игре на музыкальных инструментах и даже музицировали в составе оркестра. Опрос, проведенный по инициативе ректора, показал, что среди воспитанников насчитывается немало желающих обучаться музыке, но отсутствует педагог, «...за неимением в распоряжении Правления семинарии средств на содержание означенного учителя» [24, л. 6].
По инициативе архимандрита Севастиана был поднят вопрос о возобновлении уроков музыки. 27 сентября 1909 г. Правление семинарии обратилось к епархиальному съезду духовенства Донской епархии с просьбой об «особом кредите» на приглашение учителя музыки для воспитанников семинарии. Помимо этого, Правление ходатайствовало о единовременной выплате
в 150 рублей на приобретение новых и ремонт старых духовых музыкальных инструментов [24, л. 6 об.]. Принимая во внимание то обстоятельство, что занятия музыкой должны были воспрепятствовать распространению революционных идей, епархиальный съезд выделил просимые суммы. С 1 января 1910 г. возобновились обучение игре на струнных и духовых инструментах, а также оркестровое музицирование. Занятия, в отличие от предыдущих лет, проводились 3 раза в неделю. С 1912 г. обучение игре на музыкальных инструментах и репетиционная работа с оркестром были поручены преподавателю церковного пения Василию Максимовичу Одноралову [21, с. 227-228].
Занятия музыкой были настолько популярны в среде семинаристов, что не были отменены даже в годы Первой мировой войны. В 1915/16 учебном году музыке обучались 45 человек. Вначале, как сообщалось в отчете, они «...знакомились с инструментом и амбушюром, а затем играли различные упражнения по школам и этюдам, положенным для духовых и струнных инструментов» [27, л. 10 об.]. Из всех обучающихся В. М. Одноралов организовал симфонический оркестр и два струнных квартета для исполнения камерной музыки [27, л. 10 об.]. В 1916/17 учебном году музыке продолжали обучаться 43 воспитанника. В семинарии по-прежнему функционировали два струнных квартета. Сим-
фонический оркестр под управлением В. М. Од-норалова в феврале 1917 г. с большим успехом принял участие в благотворительном концерте, организованном администрацией семинарии в зале Городского клуба. Средства, собранные по итогам этого выступления, были переданы в пользу нуждающихся воспитанников семинарии.
Итак, в жизни Донской духовной семинарии второй половины XIX - начала XX вв. обучение музыке занимало важное место. При этом, наряду с традиционным обучением церковному пению, значительное внимание уделялось эстетическому воспитанию, которое подразумевало (согласно трактовке Правления и ректора семинарии, разделяемой приходским духовенством) обучение игре на духовых и струнных инструментах. Оба направления в итоге оказались весьма плодотворными: в Донской духовной семинарии за богослужением пели 3 хора, а симфонический оркестр, включающий в себя «изъявивших желание» семинаристов, даже выступал с концертами. Указанное приобщение к музыкальной культуре, несомненно, благоприятствовало и профессиональному формированию выдающихся представителей музыкальной культуры, среди которых, прежде всего, надлежит упомянуть выпускников Донской духовной семинарии Василия Максимовича Одноралова и Александра Михайловича Листопадова.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дабаева И. Донская духовная семинария в годы учебы А. М. Листопадова // Просвещение, миссия, образование в истории Донской (Ростовской) епархии: материалы церков-но-исторической конференции. Ростов н/Д: ЦДО ПСТГУ, 2006. С. 23-37.
2. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 802. Оп. 9. 1884 г. Д. 6. По жалобе преподавателя Донской духовной семинарии Василия Инякина на неправильные действия ректора означенной семинарии архимандрита Иоанникия.
3. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. 352. Оп. 1. Д. 10. Бумаги Распорядительного собрания.
4. РГИА. Ф. 802. Оп. 9. 1892 г. Д. 16. О ревизии действительным статским советником Нечаевым в 1891/92 г. духовно-учебных заведений Донской епархии.
5. ГАРО. Ф. 352. Оп. 1. Д. 1169. Был ли дефицит по содержанию учащихся и казенных зданий Донской духовной семинарии.
6. Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Св. правительствующего Синода Высокопреосвященному Митрофану, архиепископу Донскому и Новочеркасскому, об открытии при семинарии самостоятельной кафедры по учению о русском расколе // Донские епархиальные ведомости. 1882. № 12. С. 335.
7. ГАРО. Ф. 352. Оп. 1. Д. 74. Послужной список.
8. ГАРО. Ф. 352. Оп. 1. Д. 75. Список начальствующих, учителей Донской семинарии.
9. ГАРО. Ф. 352. Оп. 5. Д. 267. Формулярный список о службе преподавателей семинарии.
10. ГАРО. Ф. 352. Оп. 1. Д. 541. По докладной записке учителя церковного пения при семинарии Н. Лебедева касательно уроков пения.
11. ГАРО. Ф. 352. Оп. 1. Д. 941. О праздновании 1ДП 1893 25-летия существования Донской духовной семинарии.
12. ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 12162. Клировая ведомость братии Донского Архиерейского дома за 1915 г.
13. Казьмина Е. Ерхан М. Д. // Православная энциклопедия: в 55 т. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. Т. XVIII. С. 680-681.
14. ГАРО. Ф. 352. Оп. 1. Д. 1688. Формулярный список о службе учителя церковного пения священника М. Д. Ерхана.
15. Гегузин И. А. М. Листопадов (к 75-летию со дня рождения). Ростов н/Д: Ростиздат, 1948. 48 с.
16. Гегузин И. Влюбленный в песню: Очерк о жизни и деятельности выдающегося собирателя и исследователя донских казачьих народных песен А. М. Листопадова. Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1974. 168 с.
17. Памятная книжка Области войска Донского на 1905 год. Новочеркасск: Областная войска Донского типография, Частная Донская типография, типография П. В. Болдырева, 1905. XXI+575 с.
18. ГАРО. Ф. 352. Оп. 1. Д. 1436. Отчет о состоянии Донской духовной семинарии по учебной и воспитательной частям за 1907/08 учебный год.
19. ГАРО. Ф. 352. Оп. 1. Д. 1097. Послужной список А. М. Щетковского.
20. Вальченко А. Хоровое искусство на Дону (XVIII - начало XX века): исслед. Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2014. 300 с.
21. Памятная книжка Области войска Донского на 1916 год. Новочеркасск: Областная войска Донского типография, 1916. XXXI+341 с.
22. Овсянников Е., прот. Миссионерская экскурсия воспитанников Донской духовной семинарии // Донские епархиальные ведомости. 1904. № 34. С. 902.
23. Овсянников Е., прот. Миссионерская экскурсия воспитанников Донской духовной семинарии // Донские епархиальные ведомости. 1904. № 36. С. 926.
24. ГАРО. Ф. 352. Оп. 1. Д. 1540. Разные бумаги Донской духовной семинарии.
25. ГАРО. Ф. 352. Оп. 1. Д. 926. О командировании Нечаева для ревизии духовно-учебных заведений.
26. ГАРО. Ф. 352. Оп. 1. Д. 1077. С отчетами о состоянии духовно-учебных заведений Донской епархии по учебной и воспитательной частям за 1897-1898 гг.
27. РГИА. Ф. 802. Оп. 15. Д. 1126. Отчеты за 1914-1915 гг. Донская духовная семинария.
REFERENCES
1. Dabaeva I. Donskaya dukhovnaya seminariya v gody ucheby A. M. Listopadova [Don Theological Seminary during the years of A. Listopadov's studies]. Prosveshchenie, missiya, obrazovanie v istorii Donskoy (Rostovskoy) eparkhii [Enlightenment, mission, education in the history of the Don (Rostov) diocese]: materialy tserkovno-istoricheskoy konferentsii. Rostov-on-Don: TsDO PSTGU, 2006. Pp. 23-37.
2. Rossiiskiy gosudarstvennyj istoricheskiy arkhiv (RGIA) [Russian State Historical Archives (RGIA)]. F. 802. Op. 9. 1884 g. D. 6. Po zhalobe prepodavatelya Donskoy dukhovnoy seminarii Vasiliya Inyakina na nepravil'nye deistviya rektora oznachennoy seminarii arkhimandrita Ioannikiya [On the complaint of the teacher of the Don Theological Seminary Vasily Inyakin about the wrong actions of the rector of the aforesaid seminary Archimandrite Ioannikiy].
3. Gosudarstvennyj arkhiv Rostovskoy oblasti (GARO) [State Archives of the Rostov Region (GARO)]. F. 352. Op. 1. D. 10. Bumagi Rasporyaditel'nogo sobraniya [Administrative meeting papers].
4. RGIA [Russian State Historical Archives]. F. 802. Op. 9. 1892 g. D. 16. O revizii deistvitel'nym statskim sovetnikom Nechaevym v 1891/92 g. dukhovno-uchebnykh zavedeniy Donskoi eparkhii [On the audit by the actual state councilor Nechaev in 1891/92 of the spiritual educational institutions of the Don diocese].
5. GARO [State Archives of the Rostov Region]. F. 352. Op. 1. D. 1169. Byl li defitsit po soderzhaniyu uchashchikhsya i kazennykh zdaniy Donskoy dukhovnoy seminarii [Was there a deficit in the maintenance of students and state buildings of the Don Theological Seminary].
6. Ukaz Ego Imperatorskogo Velichestva, Samoderzhtsa Vserossiyskogo, iz Sv. Pravitel'stvuyushchego Sinoda Vysokopreosvyashchennomu Mitrofanu, arkhiepiskopu Donskomu i Novocherkasskomu ob otkrytii pri seminarii samostoyatel'noy kafedry po ucheniyu o russkom raskole [Decree of His Imperial Majesty, Autocrat of All Russia, from the Holy Governing Synod to His Eminence Mitrofan, Archbishop of Don and Novocherkassk, on the opening of an independent department at the seminary on the teaching of Russian schism]. Donskie eparkhial'nye vedomosti [Don Diocesan Gazette]. 1882. No. 12. Pp. 335.
7. GARO [State Archives of the Rostov Region]. F. 352. Op. 1. D. 74. Posluzhnoy spisok [The service record].
8. GARO [State Archives of the Rostov Region]. F. 352. Op. 1. D. 75. Spisok nachal'stvuyushchikh, uchiteley Donskoi seminarii [List of heads, teachers of the Don Seminary].
9. GARO [State Archives of the Rostov Region]. F. 352. Op. 5. D. 267. Formulyarnyj spisok o sluzhbe prepodavateley seminarii [Official list of Seminary Teachers Service].
10. GARO [State Archives of the Rostov Region]. F. 352. Op. 1. D. 541. Po dokladnoy zapiske uchitelya tserkovnogo peniya pri seminarii N. Lebedeva kasatel'no urokov peniya [According to the memo of the teacher of church singing at the seminary N. Lebedev regarding singing lessons].
11. GARO [State Archives of the Rostov Region]. F. 352. Op. 1. D. 941. O prazdnovanii 1/XII 1893 25-letiya sushchestvovaniya Donskoy dukhov-noy seminarii [On the celebration of 1.12.1893 the 25th anniversary of the existence of the Don Theological Seminary].
12. GARO [State Archives of the Rostov Region]. F. 226. Op. 3. D. 12162. Klirovaya vedomost' bratii Donskogo Arkhiereyskogo doma za 1915 g. [Clearing register of the brethren of the Don Bishops' House for 1915].
13. Kaz'mina E. Yerkhan M. D. [Erkhan M.]. Pravoslavnaya entsiklopediya: v 55 tomakh [Orthodox encyclopaedia: in 55 vol.]. Moscow: Tserkov-no-nauchnyj tsentr «Pravoslavnaya entsiklopedi-ya», 2008. Vol. 18. Pp. 680-681.
14. GARO [State Archives of the Rostov Region]. F. 352. Op. 1. D. 1688. Formuliarnyj spisok o sluzhbe uchitelya tserkovnogo peniya svyashchen-nika M. D. Yerkhana [Official list about the service of the teacher of church singing, priest M. Erkhan].
15. Geguzin I. A. M. Listopadov (k 75-letiyu so dnya rozhdeniya) [A. Listopadov (towards his 75th birthday)]. Rostov-on-Don: Rostizdat, 1948. 48 p.
16. Geguzin I. Vlyublennyj v pesnyu: Ocherk o zhizni i deyatel'nosti vydayushchegosya sobiratelya i issledovatelya donskikh kazach'ikh narodnykh pesen A. M. Listopadova [In love with the song: An essay about the life and activity of the outstanding collector and researcher of Don Cossack folk songs A. Listopadov]. Rostov-on-Don: Kn. izd-vo, 1974. 168 p.
17. Pamyatnaya knizhka Oblasti voyska Donskogo na 1905 god [Commemorative book of the Region of the Don army for 1905]. Novocherkassk: Oblastnaya voiska Donskogo tipografiya, 1905. 21+575 p.
18. GARO [State Archives of the Rostov Region]. F. 352. Op. 1. D. 1436. Otchet o sostoyanii Donskoy dukhovnoy seminarii po uchebnoy i vospitatel'noy chastyam za 1907/08 uchebnyj god [Report on the state of the Don Theological Seminary on study and upbringing parts for the 1907/08 academic year].
19. GARO [State Archives of the Rostov Region]. F. 352. Op. 1. D. 1097. Posluzhnoy spisok A. M. Shchetkovskogo [The service record of A. M. Shchetkovsky].
20. Val'chenko A. Khorovoe iskusstvo na Donu (XVIII - nachalo XX veka) [Choral art on the Don (the 18th - early 20th century)]: issledovanie. Rostov-on-Don: RGK im. S. V. Rakhmaninova, 2014. 300 p.
21. Pamyatnaya knizhka Oblasti voiska Don-skogo na 1916 god [Commemorative book of the Region of the Don army for 1916]. Novocherkassk: Oblastnaya voiska Donskogo tipografiya, 1916. 31+341 p.
22. Ovsyannikov E., prot. Missionerskaya ekskursiya vospitannikov Donskoy dukhovnoy seminarii [Missionary excursion for pupils of the Don Theological Seminary]. Donskie eparkhial'nye vedomosti [Don Diocesan Gazette]. 1904. No. 34. P. 902.
23. Ovsyannikov E., prot. Missionerskaya ekskursiya vospitannikov Donskoy dukhovnoy seminarii [Missionary excursion for pupils of the Don Theological Seminary]. Donskie eparkhial'nye vedomosti [Don Diocesan Gazette]. 1904. No. 36. P. 926.
24. GARO [State Archives of the Rostov Region]. F. 352. Op. 1. D. 1540. Raznye bumagi Donskoy dukhovnoy seminarii [Various papers of the Don Theological Seminary].
25. GARO [State Archives of the Rostov Region]. F. 352. Op. 1. D. 926. O komandirovanii Nechaeva dlya revizii dukhovno-uchebnykh zavedeniy [On the official journey of Nechaev for the audit of theological educational institution].
26. GARO [State Archives of the Rostov Region]. F. 352. Op. 1. D. 1077. S otchetami o sostoyanii
dukhovno-uchebnykh zavedeniy Donskoi eparkhii po uchebnoy i vospitatel'noi chastyam za 1897-1898 gg. [With reports on the state of the theological educational institutions of the Don diocese in the study and upbringing parts for 1897-1898.]
27. RGIA [Russian State Historical Archives]. F. 802. Op. 15. D. 1126. Otchety za 1914-1915 gg. Donskaya dukhovnaya seminariya [Reports for 1914-1915. Don Theological Seminary].
Шадрина Алла Валерьевна
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Южный научный центр Российской Академии наук Россия, 344006, Ростов-на-Дону
[email protected] ORCID: 0000-0002-1925-0216
Alla V. Shadrina
Ph. D. (History), Senior researcher The Southern Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences Russia, 344006, Rostov-on-Don
[email protected] ORCID: 0000-0002-1925-0216