ХОРОВОДНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Бахарева И.А.
Бахарева Ирина Алексеевна - воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4, ст.
Крыловской муниципального образования Крыловский район, ст. Крыловская
Аннотация: дошкольное детство - это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений, начало формирования ребёнка как личности, становление его характера. Хороводные игры издавна служили средством самопознания. В этих играх дети проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку.
Ключевые слова: хоровод, танец, фольклор, пляска, игра.
Рис. 1. Песня, игра и пляска в хороводе не разлучны, как крылья у птицы.
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения осуществляется через постоянное изучение фольклора, народных ремёсел и традиций. На помощь приходят хороводные игры, как важнейшая часть детского фольклора. Главное назначение хороводных игр - доставить удовольствие и радость. Они доступны каждому ребёнку и завлекают детей уже с года.
Значение хороводных игр:
-Приобщают дошкольников к образцам народного поэтического творчества.
-Обогащают коммуникативный опыт детей.
-Помогают поддерживать атмосферу радости и веселья, строить доброжелательные взаимоотношения детей с воспитателем и друг с другом. Воспитателю эти игры помогают завоевать симпатию детей, их доверие и разумное послушание. Хороводные игры - верный помощник в организации детей. Стоит только предложить такую игру - забываются обиды, ссоры. Хороводная игра сплачивает, сближает детей. Хоровод даёт почувствовать детям, что каждый из них — важная часть коллектива.
-Хоровод развивает чувство ритма и музыкального слуха, выразительность движений, фантазию и воображение. Выразительное, нараспев, ритмичное произнесение текста помогает найти необходимый двигательный образ, придаёт движениям пластичность и выразительность. Развивается звуковое восприятие и координация движений.
-Благодаря наличию мелодического и ритмического начала в хороводных играх совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинный и дробный шаг, топающий шаг, подскоки, переменный шаг, галоп, стремительный бег.
-Велико значение хороводных игр в нравственном воспитании ребёнка. Содержание хороводных песен приобщает детей к народной культуре. Ребята погружаются в напевность медленных мелодий, резвятся под потешные песни. Фольклорные песни зарождают в ребятах нравственные качества: любовь к родному краю и живой природе, стремление к добру. Основное значение в разучивании хороводов — соприкосновением с миром русского народного искусства. Игра носит коллективный характер, приучает детей к деятельности в коллективе. Игры развивают у детей чувство товарищества, солидарности и ответственности за действия друг друга. Дети проявляют свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. Игры воспитывают характер, ум, волю, дисциплину, настойчивость в преодолении трудностей, честность, правдивость, учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу.
Организуя хороводные игры педагоги решают коррекционные, оздоровительные, образовательные, воспитательные, развивающие задачи. Хороводные игры используются в разных видах образовательной деятельности (совместной, самостоятельной), в разные режимные моменты: как элемент зарядки, на прогулке, в перерыве между занятиями, как физкультминутка на занятии, во время закаливания, в самостоятельной детской деятельности.
Цель проведения хороводных игр в детском саду — гармоничное развитие детей через приобщение к народным традициям. Обучение играм-пляскам строится по принципу «от простого — к сложному». Дети должны испытывать положительные эмоции, поэтому в каждой возрастной группе хороводы организуются с учётом особенностей ребят.
Список литературы
1. 1.НауменкоГ. «Русское народное музыкальное творчество» Советский композитор, Москва,1988.
2. 2.Зимина А.Н. «Народные игры с пением», Издательство ГНОМ «Д»,2000г.
3. 3..Пантелеева Н.Г. «Народные праздники в детском саду», методическое пособие Мозайка-Синтез, 2014г.