Научная статья на тему 'Нравственное воспитание дошкольников средствами ознакомления с народной культурой'

Нравственное воспитание дошкольников средствами ознакомления с народной культурой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазько Н. В.

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа неслучайна. Сейчас Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лазько Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственное воспитание дошкольников средствами ознакомления с народной культурой»

треб и утки» и т.д.), и перейти к распределению ролей, которое, помимо применения считалок, проходит иногда путем назначения водящего в соответствии с педагогическими задачами (поощрить и активизировать застенчивого ребенка или, наоборот, показать на примере активного, как важно быть смелым и ловким; отклонить просьбу самоуверенного ребенка и включиться в игру самому воспитателю с целью показать ответственность роли водящего, от действий которого зависит, например, правильность ориентировки в пространстве всех остальных игроков).

Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

Таким образом, русские народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технологический век. Русские народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, нравственную чистоту. Русские народные игры «закладывают фундамент» для развития нравственных чувств дошкольника. Сформированные в дошкольном возрасте основы нравственной направленности личности в значительной степени определяют дальнейшую ее жизнь.

Список литературы:

1. Детство: Примерна основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. - СПб.: ООО Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. - 528 с.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С НАРОДНОЙ КУЛЬТУРОЙ

© Лазько Н.В.*

Детский сад № 78 «Гномик», г. Белгород

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа неслучайна. Сейчас Россия переживает кризис воспитания

* Воспитатель.

подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. В повседневной жизни, в семье, на улице - дошкольники окружены в основном современными ритмами, современной музыкой, фильмами, которые не всегда отличаются хорошим вкусом, корректным поведением. Особенно актуальной сегодня является задача привить детям любовь к русской культуре, познакомить с её истоками, обычаями, традициями, обрядами и т.д. В данной публикации мы расскажем, как реализуется процесс нравственного воспитания детей старшей группы средствами ознакомления с народной культурой.

Проектируя педагогическую деятельность по нравственному воспитанию детей средствами ознакомления с народной культурой мы запланировали следующие задачи:

1. Оборудовать в детском саду «русскую горницу».

2. Применять в работе все формы музыкального фольклора.

3. Использовать тематику праздничного календаря.

4. Формировать представления о народной культуре у детей в разных видах деятельности.

5. Обеспечить взаимодействие всех субъектов образовательного процесса (дети - воспитатели - родители - учреждения дополнительного образования и т.д.) для успешного нравственного воспитания дошкольников.

Для формирования у детей представлений о народной культуре была оформлена «русская горница». Данное помещение детского сада - особое место. Все предметы в нем доступны детям. Само посещение музея способствует интересным занятиям: можно узнать об экспонатах новое, сделать похожее, поиграть с ними.

Огромную помощь в обустройстве «русской горницы» оказали родители детей, принесли ухват, керосиновую лампу, чугунок, сундук, лоскутное одеяло и подушки. Горница представлена несколькими уголками - «хозяйский кут» в котором представлены инструменты для работы в поле: коса, серп, точил и др. «Красный угол» горницы - иконы, стол, лавка. Интерьер «русской горницы» постоянен. Меняются лишь отдельные декорационные элементы, отражающие сезонные изменения: букеты цветов, овощи, фрукты, маски для колядок и т.д.

В результате работы по оборудованию «русской горницы» у детей укрепился интерес к народному творчеству, к знакомству с русской народной культурой.

Народное творчество должно быть широко включено в быт и деятельность детей. Поэтому одной из главных задач своей деятельности было обогащение детей представлениями о народном фольклоре. Ведь фольклор -источник знаний о действительности, о человеке и средство формирования важнейших понятий о добре и зле, о нравственных нормах поведения, о нрав-

ственных чувствах. Поэтому было организован целенаправленный отбор и применение в работе всех видов народного фольклора: песни, пословицы, поговорки, потешки, колядки, хороводы, игры, считалки, частушки, дразнилки. Представление дошкольникам музыкального фольклора происходило в разных формах: музыкальных сказках, народных праздниках, традиционных и обрядовых развлечениях.

Нами была использована тематика праздничного календаря, потому что в народных (календарных) праздниках воплощены общечеловеческие ценности, нравственный опыт народа, его мировоззрение, понимание труда, морали, человеческих нравственных отношений, его верования, история и поэзия. Организуя проведение народных (календарных) праздников учитывали то, что народный праздник - это проявление всех форм культуры коллектива, начиная от норм поведения и заканчивая демонстрацией нарядов и обрядов. Конечно, одним из важных и главным организующим началом любого народного праздника является обряд, традиционно или по установившемуся обычаю присущий именно данному празднику и выражающий его специфику, его драматургию.

Разрабатывая конспекты проведения календарных праздников, а в этом процессе принимали участие не только сотрудники детского сада, но так же родители, учителя и ученики школы, сотрудники дополнительных образовательных учреждений, учитывали то, что основой драматургии календарно-обрядового праздника всегда являются:

- обрядовая символика и ритуальные действия, придающие празднику торжественность и определенное магическое воздействие на окружающих;

- произведения малого фольклорного жанра (мифология, сказки, пословицы и поговорки, игры и загадки, народные песни и благопо-желания, танцевальный и музыкально-инструментальный фольклор, устное народное поэтическое творчество, народная драма, детский фольклор и т.д.);

- элементы зрелищной выразительности (народный костюм, оформление пространства в народном стиле, бутафория, реквизит и их народная стилистика).

Участие детей в таких праздничных действиях формирует у детей понимание исторического прошлого в связи с тенденциями современного развития, правильное восприятие отечественных и мировых культурных традиций и ценностей исторического прошлого, развивает умения разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяний, поступков людей.

При активном участии детей в постановках календарных праздников формируются представления о честности и справедливости, доброте. Воспитывается отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Раз-

вивается способность анализировать поступки сверстников и героев праздничных постановок. Проявляется творческая активность, желание доставлять радость зрителям.

Проводя работу по ознакомлению детей с декоративно--прикладным искусством решались следующие задачи:

- средствами народного декоративно-прикладного искусства воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастеров русского народа;

- формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам народного декоративно-прикладного искусства.

Учитывая то, что народное декоративно-прикладное искусство поднимает темы большого гражданского, нравственного содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира, несет в мир детства все нравственные ценности.

Знакомя детей с декоративно-прикладным искусством использовали следующие формы работы: беседы; занятия на основе метода интеграции; рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц; выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду; просмотр видеофильмов; экскурсии и т.д.

Взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: дети - воспитатели - родители - ещё одно из важнейших педагогических условий приобщения детей к истокам народной культуры. При подготовке спектаклей и праздников мотивировали родителей на изготовление костюмов, масок, атрибутов. Они охотно откликались. Большую помощь оказывали ученики старших классов школы по изготовлению декораций, оформлению сцены. Вместе создавались эскизы, подбирали ткань, отделку, головные уборы, украшения и т.д.

Результатом такой общей работы стало уважительное отношение родителей к детям и педагогам детского сада, укрепляются эмоциональные контакты между родителями и детьми, родителями и воспитателями. Дети стали чувствовать, что они занимаются значимым делом. В детях постепенно укрепляется чувство гордости за своё творчество, чувство уважения к искусству своего народа.

Была организована экскурсия в Белгородский государственный истори-ко -краеведческий музей. Белгородский государственный историко-краеведческий музей имеет статус центрального музея региона и является крупнейшим хранителем и популяризатором исторического, культурного наследия области, научно-методическим учреждением, центром общественной и культурной жизни края.

Дошкольники были ознакомлены с музейными предметами-памятниками истории края с древнейших времен до настоящего времени. Основная

задача посещения музея была направлена на знакомство с историей и культурой белгородской земли, на формирование у детей нравственных чувств и гордости за свой край.

Экскурсовод рассказывала детям, что и в старину русский народ для своих детей делали различные игрушки из дерева, кости, камня, шили кукол из кусочков кожи и меха. Дети познакомились с предметами быта, иконами, картинами, национальным музыкальным инструментом, национальной русской одеждой и украшениями. Во время экскурсии дети познакомились с первыми мастерами белгородской земли, с ремеслами, дошедшими до нашего времени. Дети узнали о том, что, изготавливая предметы быта, ювелирные, гончарные изделия мастер вносит свое личное, индивидуальное, с учетом созданного ранее.

Все созданные педагогические условия позволили детям приобрести новые знания, умения, навыки, представления о народном календаре, земледельческом труде, обрядах, праздниках, знания народных примет, народных календарных игр, пословиц, поговорок, загадок. Дети умеют петь, рассказывать сказки, участвовать в театральных представлениях. Дети заинтересованно участвуют в календарно-обрядовых праздниках, развлечениях, где присутствует накопленный столетиями нравственный опыт. Также расширился круг общения детей, создана полноценная среда для накопления нравственного опыта каждого ребёнка, каждый стал членом сообщества, самореализовался.

Таким образом, проанализировав свою педагогическую деятельность, я считаю, что такие достижения моих воспитанников свидетельствуют о том, что мы на правильном пути, проведённая работа дала положительные результаты. Созданная система педагогических условий обеспечила нравственное развитие детей, приобщила их к истокам народной культуры.

КОЛЛЕКТИВНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ДОШКОЛЬНИКА КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Левченко Т.В.*

Детский сад № 15, г. Таганрог

Развивать у дошкольников способностей творчески работать в коллективе - одна из важнейших задач современного образования.

Высокий уровень развития творческих способностей в наше время все чаще рассматривается как необходимое условие выживания в постоянно

* Воспитатель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.