Научная статья на тему 'Роль музыкально-ритмических движений в жизни дошкольников'

Роль музыкально-ритмических движений в жизни дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2568
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ / КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ЗАНЯТИЯ / МУЗЫКА / РИТМ / ДВИЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеева И.В.

Систематическое и последовательное проведение занятий с активным включением игровых упражнений, игр, танцев позволяет эффективно развивать музыкально-ритмические движения у детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль музыкально-ритмических движений в жизни дошкольников»

Теория и методика дошкольного образования

233

Как можно чаще хвалю и поощряю каждого ребёнка, чтобы никто из них не потерял интереса к игре. В своей работе стараюсь, чтобы каждый ребёнок самореализовался в игре, проявил своё неповторимое творчество.

Как показала диагностика эмоционального благополучия ребёнка, у детей моей группы высокий уровень коэффициента удовлетворённости, в группе нет изолированных детей.

Работая по данной теме, я пришла к выводу, что сюжетно-ролевая игра -это:

- Обеспечение здорового образа жизни ребёнка;

- Приобщение к общечеловеческим ценностям;

- Соединение знаний с собственной активностью детей;

- Социально-нравственное развитие ребёнка и формирование его самосознания.

Работая с детьми в группе, создаю обстановку психологического комфорта и удовлетворения каждого ребёнка. В результате моей работы дети стали более активны, оживлены, свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, уверены и самостоятельны в игре.

Список литературы:

1. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой. - М., 2004.

2. Воспитание с любовью и логикой. - Барнаул, 1998.

3. Дошкольное воспитание. Журнал. - 1989. - № 4-8.

4. Дошкольная педагогика. Журнал. - 2004. - № 4-5.

5. Козлова С.А., Куликова Е.А. Дошкольная педагогика. - М., 2000.

6. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. - М., 2001.

7. Фридман Д. Как развивать таланты ребёнка от рождения до 5 лет. -М.: Центр «ПРО», 1995.

8. Краснощёкова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. - 2007.

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИИ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ

© Матвеева И.В.*

Детский сад компенсирующего вида № 21, г. Биробиджан

Систематическое и последовательное проведение занятий с активным включением игровых упражнений, игр, танцев позволяет эффек-

Музыкальный руководитель.

234

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

тивно развивать музыкально-ритмические движения у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова музыкально-ритмические движения, коррекционные упражнения, занятия, музыка, ритм, движение.

Музыкально-ритмические движения - это вид исполнительской деятельности детей, который включает физические упражнения, пляски, игры, танцы, сюжетно-образные действия. Их основой является музыка.

Впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Даль-кроз (1865-1950 г). Хочется выделить его заслугу в данном направлении. Эмиль Жак-Далькроз разработал в начале 20-го века систему музыкальноритмического воспитания детей. Его система стала известна во многих странах Европы и в России. Он видел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. Современность и актуальность его методики способствует широкому применению ее в настоящее время. Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально-ритмического воспитания состоит в ее гуманном характере. Эмиль Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей, начиная с дошкольного возраста. На основе ведущих положений Эмиль Жак-Далькроза музыкально-ритмическое воспитание детей и юношества в нашей стране было продолжено и разработано такими педагогами как Н.А. Александровой, М.А. Руммер, Е.В. Коноровой, В.А. Гринер, и другими.

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, поэтому любые движения под музыку развивают музыкальный слух, двигательные способности, психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.

Музыкально-ритмическая деятельность оказывает неоценимое влияние на детей с ограниченными возможностями здоровья. Двигательные упражнения тренируют, в первую очередь, мозг подвижность нервных процессов. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как особый сигнал к действию и движению, у них совершенствуется моторика, координация, развивается произвольность, формируется представление о музыке и движении. Использование на занятиях элементов психогимнастики М.И. Чистяковой способствует развитию у ребят ловкости, быстроты реакций, созданию настроения, организации, выразительности жеста, выразительности движений. М.И. Чистякова предлагает ряд игр и музыкально-игровых упражнений.

Например игры: «Слушай Хлопки», «Четыре стихии», «Будь внимателен» - развивают у детей ловкость, быстроту реакций, создают положительный настрой; «Противоположные движения», «Стоп» - способствуют преодолению двигательного автоматизма; «Поссорились два петушка», «Ло-

Теория и методика дошкольного образования

235

вишки», «Тропинка» - развивают быстроту реакции; «Кукушонок кланяется», «Петрушка прыгает» - тренируют отдельные группы. Музыка, движения - это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребенка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление.

Музыкально-ритмические движения оказывают коррекционное воздействие на детей с нарушением речи. Этот вид деятельности развивает внимание, память, ориентацию в пространстве, координацию движений. Как сказал Л. Генералов «Движение это тоже речь, выражающая сущность ребенка». Использование специально подобранных упражнений в непосредственно образовательной деятельности способствует:

- освоению основных движений - «Бодрый мяч», «Побегаем», «Кто лучше скачет» и др.;

- развитию ориентировке в пространстве - «Показывай направление», «Играем как мячики» и др.;

- выполнению танцевальных движений - «Пружинка», «Полоскать платочки», «Пляши веселей», «Веселые ножки»;

- развитию мелкой моторики и кисти - «Расскажу про кошку», «Дружба»;

- регулированию мышечного тонуса - «Ветер и ветерок», «Игра с водой»;

- воспитанию музыкально-ритмического слуха - «Дождь частый и редкий», «Поезд», «Снежинки», «Жили мыши на квартире»;

- развитию творчества и фантазии - «Шагают петушки», «Собираем камушки», «Тучка»;

- активизации внимания - «Ходьба различного вида», «Полетаем на самолете».

Ребенку с нарушением речи при наличии определенных двигательных навыков легче передавать характер музыки в движении, чем описать его словами. Основная направленность работы по музыкальному движению -это психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как «музыкального» инструмента.

Ритмика является основной частью музыкального и физического воспитания слабовидящих детей дошкольного возраста. Музыкально-ритмические упражнения, игры, хороводы и пляски помогают ребятам преодолевать трудности зрительно-пространственной ориентировки, нескоординированности двигательных актов, их аритмичность и гиподинамию. Навыки, приобретаемые дошкольниками, в процессе музыкально-ритмической деятельности, развивают у них способности организовывать и направлять свои действия в пространстве в соответствии с определенными временными интервалами, степенью мышечных усилий, действиями других детей, что позво-

236

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

ляет в дальнейшем быстрее усваивать необходимый двигательный ритм любого действия в процессе учебной, игровой деятельности. При нарушениях зрения формирование музыкальной деятельности идет от показа к подражанию и осуществляется на многофункциональной основе: речевой, слуховой и музыкально-двигательной. На занятиях одновременно с общими задачами ставлю коррекционные, обеспечивающие развитие зрительного анализатора. Большинство коррекционных упражнений провожу с предметами (лентами, флажками, кольцами, погремушками, и т.д.) На занятиях закрепляю понятия о форме, величине, цвете данного предмета. Особое внимание уделяю формированию чувства ритма: передача ритма хлопками, шагами, при помощи бубна, металлофона. Включаю упражнения подражаемого характера, например: предлагаю большую картинку медведя или зайца, а дети внимательно рассматривают и повторяют движения персонажа. С помощью специально подобранных игр и упражнении у ребят развиваются:

- прослеживающие функции глаза: например игра «Бегите ко мне»;

- ориентировка и фиксация: упражнение «Ходьба и бег с флажками»;

- зрительная память: упражнение «Птички летают»;

- ориентировка в пространстве: игра «Зайчик скачет в свободный домик», «Прятки с платочками»;

- зрительное внимание: «Упражнение с погремушками».

Для ребят, имеющих нарушения в речи, зрении, интеллекте, свойственны: низкая работоспособность, снижение объема и распределение внимания, быстрая утомляемость, отвлеченность. С учетом данных коррекций для более эффективного развития музыкально-ритмических движений у дошкольников широко использую игровые упражнения, танцы, игры, которые способствуют развитию: общей моторики, согласованности движений, высокой работоспособности, распределению и повышению объема внимания, чувству ритма, ориентировке в пространстве, музыкальному слуху, творчеству.

Практика показала, что системное использование игровых упражнений, танцев, игр на доступном ребятам материале в игровой форме помогают развитию музыкально-ритмических движений. Благодаря максимальному насыщению игровыми приемами музыкальных занятий я вижу взаимопроникновение и взаимодействие различных видов музыкального исполнительства детей.

Для совершенствования музыкально-ритмических движений у дошкольников на занятиях руководствуюсь следующими принципами и методами:

- доступность и индивидуализация;

- постепенное повышение требований;

- системность;

- сознательность и активность;

- повторяемость материала;

- наглядность;

- разучивание новых движений, точное выполнение;

Теория и методика дошкольного образования

237

- краткие словесные объяснения;

- музыкальное сопровождение;

- импровизация;

- иллюстративная наглядность;

- игровая форма;

- постепенное усложнение.

В атмосфере радости душа ребенка легче всего открывается на встречу прекрасному!

Применение на практике указанной методики, принципов и методов позволяет решать задачи, способствующие развитию музыкально-ритмичесих движений у дошкольников, а именно: Умению воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать движения с их характером; ритмично и выразительно двигаться; играть в музыкальные игры, водить хороводы; исполнению плясок на занятиях и во время другой деятельности; развитию чувства ритма; развитию художественно-творческих способностей.

Музыкально-ритмические движения - благодатная почва для становления и развития творчества у детей. Исполнительство и творчество осуществляется во всех видах музыкальной деятельности. Все виды музыкальной деятельности взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Каждый вид деятельности служит средством развития какой-либо музыкальной способности. С помощью восприятия музыки, различения эмоциональной окраски формируется ладовое чувство. Звуковысотный слух (музыкально-слуховые представления) развивается с помощью тех видов деятельности, в которых эта способность проявляется, а именно в двух видах исполнительства: пение и игра на музыкальных инструментах по слуху. Ритмическое чувство находит выражение, в первую очередь, в музыкально-ритмических движениях, воспроизведение ритмического рисунка в хлопках, на музыкальных инструментах, в пении. Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности. В тоже время, в развитии музыкальных способностей различные виды деятельности могут взаимно заменять друг друга. К примеру, звуковысотный слух может быть развит в пении или игре на музыкальных инструментах; чувство ритма в музыкальноритмических движениях и так далее. Все виды музыкальной деятельности являются средствами музыкального воспитания и развития детей.

Хочется отметить, что игры, танцы, театрализации развивают у ребят творческие способности. Праздники являются возможностью актуализировать творческий потенциал ребенка. Они рассчитаны на определенный исполнительский уровень воспитанников, дают возможность каждому ребенку проявить себя в своей индивидуальной роли, в области вокала, хореографии, драматизации. Музыка и движения открывают для детей богатый мир красоты, доброты и света! В атмосфере радости душа ребенка легче всего открывается на встречу прекрасному!

238

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Таким образом, движение, органически связанное с музыкой, содействует воспитанию эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку, развивает музыкальный слух, память, ритм и совершенствует основные движения. Систематичное и последовательное проведение занятий с активным включением игровых упражнений, игр, танцев позволяет эффективно развивать музыкально-ритмические движения у детей дошкольного возраста.

Список литературы:

1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика // Программа по ритмической пластике для детей. - СПб, 2000.

2. Вихарева Г. Играем с малышами // Логоритмические игры для детей младшего дошкольного возраста. - СПб.: Изд-во «Композитор», 2001.

3. Воронина Н.В., Михайлова М.А. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. - Ярославль: Академия развития, 2001.

4. Зарецкая Н., Роот З. Танцы в детском саду. - М.: Айрис Пресс, 2003.

5. Радынова О.П., Котинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.: Просвещение; Владос, 1994.

6. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика // Хореография в детском саду. -М.: Линка-Пресс, 2006.

7. Федорова ГП. Играем, танцуем, поем! - СПб.: «Детство-пресс», 2002.

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

© Савченко М.В.*

Донбасский государственный педагогический университет, Украина, г. Славянск

В статье представлены результаты исследования по проблеме подготовки специалистов дошкольного образования к использованию метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста. Представлены результаты работы со студентами, которые были использованы для ознакомления с технологиями игрового проектирования.

Ключевые слова подготовка специалистов, дети дошкольного возраста, метод игровых проектов.

Дошкольное детство - уникальный период, обусловленный темпами развития ребенка и направленный на получение знаний, умений и навыков, формирование базовых качеств личности, усвоение общечеловеческих норм

* Ассистент кафедры Дошкольного образования, аспирант кафедры Педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.