Научная статья на тему 'Комплексность воспитания ребенка в социально-деятельностной методике программы эстетического формирования личности (развитие концепции Э. Жак-Далькроза)'

Комплексность воспитания ребенка в социально-деятельностной методике программы эстетического формирования личности (развитие концепции Э. Жак-Далькроза) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Complex of children's education in social- active method of the personal aesthetic development programme

In this article you can see author's program of complex music-aesthetic education of children from 5 to 9 years. Our program is based on method of the swiss composer and teacher E. Jaque-Dalcroze <1865-1950). The aim of this work is to use influences of different art's in complex for forming children's personality.

Текст научной работы на тему «Комплексность воспитания ребенка в социально-деятельностной методике программы эстетического формирования личности (развитие концепции Э. Жак-Далькроза)»

Вестник ТГПУ. J999. Выпуск 5(14). Серия: ПЕДАГОГИКА

М. В. Сайфуллина

КОМПЛЕКСНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В СОЦИАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ МЕТОДИКЕ ПРОГРАММЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ (РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ Э. ЖАК-ДАЛЬКРОЗА)

Томский государственный педагогический университет

В некоторых чиновничьих околокультурных кругах существует мнение, что в сложившихся социально-экономических условиях, в ситуации полного отсутствия удовлетворительной социальной политики, возможно, несвоевременно уделять большое внимание частным проблемам музыкально-эстетического воспитания детей. Но таким может быть мнение лишь ограниченного круга людей, не связанных с педагогикой и не отличающихся высокой культурой.

К счастью, в новых учебных программах Министерства образования и Министерства культуры России вопросам гуманизации культуры детей с самого раннего возраста, в том числе культуры музыкальной, уделяется очень большое внимание.

Для создания новых, усовершенствованных программ по эстетическому образованию и воспитанию школьников при Институте общего образования МОиПО РФ был создан межведомственный центр эстетического образования, который в 1998 г. объявил конкурс на создание концепции эстетического образования и воспитания на основе эстетико-дидактического подхода и межпредметных связей.

Руководство центра признало, что разработанные ранее программы по эстетическому воспитанию были ориентированы на абстрактную модель ребенка и не учитывали особенностей возрастной психологии детского восприятия художественной культуры. Кроме того, традиционные методы художественно-эстетического воспитания ориентировались на интеллект, в ущерб чувствам. Изолированность предметов гуманитарного цикла и лишение эстетического воспитания его основы - эмоциональности - два минуса традиционных методов. Автором данной статьи разработана и представлена на конкурс собственная программа комплексного музыкального эстетического воспитания, отвечающая требованиям, выдвинутым МОПО РФ:

1) в содержании программы реализуется кон-кретно-деятельностный подход обучения по теме: «Я вхожу в мир искусства»;

2) программа развивается на основе познания синтеза различных жанров искусства: литературы, хореографии, музыки, театра, изобразительного искусства, киноискусства и т. д.;

3) в программе отражены формы оценочных действий учителя и учащихся (т. е. проиграна система обратной связи).

Что касается периода обучения и воспитания - в нашей программе - ориентир на старший дошкольный и младший школьный возраст, с которого должен начинаться эстетико-художественный процесс. Обращение к более старшему возрасту - после окончания эксперимента, который проводится в настоящее время на базе Томского хобби-центра (детский музыкальный клуб «Домисолька»),

Что же представляет собой новая комплексная программа «Музыкально-эстетическое развитие детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста».

Она разработана при использовании методики швейцарского композитора и педагога Эмиля Жак-Далькроза (1865-1950).

Творчество этого музыканта в России известно очень мало. Одна из причин тому - бедность отечественной литературы, посвященной его методике.

Э. Жак-Далькроз не оставил книг - все его многочисленные труды написаны в виде кратких статей, которые издавалась либо отдельно, либо сборниками. Ранние статьи и лекции составили «Метод Жак-Далькроза» [2]. В 1898-1919 гг. были написаны статьи и очерки, вошедшие в книгу «Ритм, музыка и воспитание» (1920, Женева)1. Сборник «Эв-ритмика, искусство и воспитание», вышедший в Лондоне в 1930 г., содержит очерки и статьи, написанные в 1922 и 1925 гг. На русский язык в 1924 г. переведены книги К. Шторка: «Система Далькро-за»,2 написанная в 1907-1914 гг., и «Ритм» (1922), представляющая собой краткие извлечения из двухтомника «Ритмика», впервые вышедшего в Париже в 1907 г. [5]. >г

Главное звено музыкально-педагогической системы Жак-Далькроза - эвритмика (ритмика). Она имеет исторические корни, идущие от синкретической (античной) системы музыкального воспитания. А. Фролкин, исследователь методи-

1 Все 66 упражнений систематизировал профессор Аро-нофф, выделив 14 видов «игр» (Aronoff. Music and young children. N. Y., 1979. 178 p.

2 ШТорк К. Система Далькроза. В 5 т. М„ 1924.

М. В. Сайфуллина. Комплексность воспитания ребенка в социально-деятельностной..

ки Жак-Далькроза, усматривает в ней связи с му-сическим воспитанием у древних греков, которое состояло в условии эстетического и художественного опыта нации в тесной взаимосвязи видов искусств [4]. Стихотворения Овидия, к примеру, следовало не просто декламировать, а одновременно петь и танцевать. Жак-Далькроз, в сущности, возрождая античную идею музыки, слова и жеста, подобно древним грекам, видит в цельности интерпретации средство формирования гармонически развитой личности» [2].

Психологи заметили, что ритмическое чувство изначально, элементарно и поэтому, возможно, именно оно представляет собой основное свойство музыкальности. Развивая чувство ритма, можно создать условия для формирования других сторон музыкальности детей. Связи же ритмического начала с темпом, динамикой, формой музыкального произведения позволяют осваивать коренные свойства музыки, развивать общую эмоциональность и художественный вкус ребенка. Таким образом, Жак-Далькроз нашел путь к формированию и развитию природной музыкальности человека.

Цель нашей программы - использовать воздействия различных искусств в их комплексе для развития и формирования эстетически развитой и духовно богатой личности ребенка. Задачи преподавания предметов цикла «Музыкально-эстетическое развитие детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста» (в цикле 5 предметов: «музыка-пение», «ритмика», «слушание музыки и рисование», «слушание музыки и литература», «музыкальный театр») состоят в том, чтобы, создавая условия для живого общения учащихся с шедеврами мирового искусства на занятиях, обогащать их духовный мир, воспитывать чувства, развивать понимание различных видов искусств в синтезе с музыкой, способность быть читателем, зрителем, слушателем, т. е. способность и стремление воспринимать музыкально-художественную культуру в ее комплексе с другими видами искусств.

По мнению Э. Жак-Далькроза, возвращение процессу музыкального воспитания эмоциональности и развитие подлинной музыкальности возможно лишь на пути эмоционального постижения музыки и ее выразительных свойств. Притом самое важное в музыкальном воспитании - предварительное и сопутствующее постижение музыки слухом. Воспитание «внутренней музыкальности» - немыслимо вне чуткого восприятия музыки. «По моему мнению, - говорит Жак-Далькроз, - музыкальное воспитание должно полностью базироваться на слушании или во всяком случае на восприятии музыкальных явлений» [5, р. 109]. Только полноценное слуховое восприятие закладывает основу музыкальности ребенка

- лишь на этой основе возможно обучение и дальнейшее музыкальное развитие.

Методика Жак-Далькроза предусматривает пассивное слушание музыки. Мы же на основании социально-деятельностной концепции эстетического воспитания, разработанной профессором Л.С. Сысоевой [3], предлагаем соединение пассивного слушания музыки с деятельностью -рисованием, ритмопластикой, анализом-обсуждением услышанного.

Жак-Далькроз во главу угла музыкально-эстетического воспитания предлагал поставить первооснову музыки - ритм, считая, что его постижение успешнее всего происходит при актуальном выявлении двигательно-пластического образа. Действительно, благодаря использованию человеческого тела как своеобразного музыкального инструмента, одновременно развивается ритмическое чувство, музыкальный слух, голос, мускульная координация. В нашей программе предмет «ритмика» осуществляет связь музыкальной речи с пластикой движений. Но, в отличие от методики Жак-Далькроза, он не является превалирующим. Все предметы равнозначны, и каждый выполняет свою педагогическую задачу. Так образность, красочность, картинность музыки постигается на занятии «Слушание музыки и рисование». Дети не иллюстрируют услышанные музыкальные произведения, а передают свое эмоциональное состояние в цвете, композиции ит. д.

«Слушание музыки и литература» - предмет, раскрывающий глубокие связи двух смежных видов искусств. Встреча со знакомыми литературными произведениями в ином качестве (например, опера «Сказка о царе Салтане» или балет «Конек-Горбунок») обогащает ребенка в интеллектуальном и эмоциональном плане одновременно.

Что касается включения в программу предмета «музыка-пение», то развитие интонационных, тембровых, звуковысотных и динамических выразительных средств голосового аппарата служит одним из самых простых путей общего музыкального развития ребенка.

Объединяющим звеном всей программы комплексного музыкально-эстетического воспитания является предмет «музыкальный театр». Кроме элементов сценического движения дети познают связь искусств - музыки, танца, живописи (декорации), прикладного искусства (костюмы) через собственную деятельность (постановки детского музыкального спектакля).

Важнейшим условием полной и успешной реализации данной программы является адресность - конкретная направленность на определенный возраст, формирование детских групп с учетом социальной ситуации развития. Социальной ситуацией развития

Вестник ТГПУ. 1999. Выпуск 5(14). Серия: ПЕДАГОГИКА

ребенка в данном возрасте JI.C. Выготский называет «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной» [1, с. 258]. «Социальная ситуация развития определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому, ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, идя по которому социальное становится индивидуальным» [1, с. 258].

Выготский считал ключом всех вопросов педагогической практики - проблему возраста. Исходя из предложенной им возрастной периодизации, программа «Музыкально-эстетическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста», предусматривает дифференциацию занятий по темам в зависимости от возрастных групп (1 группа - дошкольный возраст (4,5-6 лет); II группа - 7 лет -1 класс; III группа (8-9 лет) - 2-3 классы). Выделение первоклассников в отдельную группу обусловлено особенностями возрастной психологии. «Ребенок в 7 лет уже не дошкольник, но и не отрок. Семилетка отличается как от дошкольника, так и от школьника, поэтому он представляет трудности в воспитательном отношении» [1, с 251). У первоклассников нарушается психическое равновесие, становится неустойчивым настроение, вот почему такая группа требует особого внимания педагога.

Программа экспериментальной работы в Томском хобби-центре рассчитана на 3 года, но уже сейчас можно говорить о результатах, ожидаемых к концу первого года деятельности.

К концу учебного года дети, занимающиеся в экспериментальных группах должны уметь:

а) самостоятельно характеризовать предложенные музыкальные фрагменты, их особенности, связи с литературными и художественными образами;

б) узнавать на слух музыкальные произведения, прослушанные в течение года;

в) знать и отличать на слух тембры музыкальных инструментов;

г) создать ритмопластический образ на заданную тему;

д) ритмически оформить любое предложенное музыкальное произведение (прохлопать, протопать и т. д.);

е) петь хором все музыкальные произведения, изученные по пению в течение года. Кроме образовательных результатов очень важны и личностно-психологические результаты: снятие комплексов «неумения петь», «неумения танцевать», «неумения рассуждать». Уже через несколько месяцев занятий у многих детей наметился прогресс в раскрепощении личности. Дети становятся более открытыми, стремящимися к познанию нового, к деятельности. Это как раз и означает путь к формированию творческой, спонтанной индивидуальности, что и служит смыслом человеческого развития.

По нашему мнению, после окончания эксперимента данная программа может быть использована музыкальными работниками дошкольных учреждений и учителями музыки в начальных школах города и области, так как ее использование может дать большой эффект в развитии общей культуры ребенка и его художественных способностей. Возникающие в ходе общения с различными видами искусств процессы, связанные с совершенствованием внутренних потенций детей, способствуют развитию художественно-образного мышления. Это является основным компонентом в структуре личности ребенка. Кроме того, данная программа может сыграть очень важную роль в адаптации детей к новой социальной ситуации. Г.С. Тараскина, изучающая проблемы адаптирования младшего школьника к окружающему миру средствами искусств, отмечает, что «моделирование успешного вхождения в окружающий мир личности ребенка через взаимодействие ее с искусством, необходимо рассматривать на основе единого комплексного механизма влияния культуры и искусства» [6, с. 83].

Таким образом, воспитание детей средствами приобщения к искусству во всем его многообразии, в единстве его видов становится источником комплексного развития индивидуальности ребенка, поскольку образный мир искусства дает целостный подход к окружающему миру и возможность творческой адаптации в нем.

Литература

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984.

2. Method Jagues-Dalcroze. Paris, 1886-1907. Pt. 1-3.

3. Сысоева Л.С. Социально-деятельностная концепция эстетического воспитания: Дисс.....д, филос. н. Новосибирск, 1990.400 с.

4. Фролкин В. Традиционные и новаторские черты современных зарубежных систем массового музыкального воспитания. //Художественное воспитание подрастающего поколения: проблемы и перспективы. Новосибирск, 1989.

5. Jagues-Dalcroze Е, Rhythm, Music and Education. N. Y„ 1921.

6. Тараскина Г.С. Адаптирование младшего школьника к окружающему миру средствами- искусства //Обновление эстетического образования учащихся и учителей. М., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.