Научная статья на тему 'ДОШКОЛЬНИК И ИГРА'

ДОШКОЛЬНИК И ИГРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
417
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Ж.М.

В своей статье автор делает вывод, что игра, находясь в тесном взаимодействии с другими видами детской деятельности, и прежде всего с трудом, обучением, оказывает значительное влияние на музыкальное развитие детей дошкольного возраста. Умения и знания, полученные детьми во время игры, будут способствовать формированию привычки жить в гармонии с самим собой, со своей семьей и окружающим миром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДОШКОЛЬНИК И ИГРА»

Список литературы:

1. Газета «Дошкольное образование» издательского дома «Первое сентября». - 2005. - № 11; Дошкольная педагогика / Г. А. Айдашева, Н.О. Пичу-гина, С.В. Ассаулова. - Издательство «Феникс», 2004; Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядешко, Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1978. - 429 с.; Крулех М.В. Экспертные оценки в образовании: учеб. пособие для студ. фак. дошкольного образования высш. пед. учеб. заведений / М.В. Крулехт, И.В. Тельнюк. - М.: Издательский центр «Академия», 2002; Поздняк Л.В. Факультету дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета 80 лет / Л.В. Поздняк // Стратегия дошкольного образования в XIX веке: проблемы и перспективы: матер. науч.-практич. конфер., посвященной 80-летию со дня основания факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ (1921-2001 гг.). - М.: МПГУ 2001. -С. 3; Поздняк Л.В. Факультету дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета 80 лет / Л.В. Позд-няк // Стратегия дошкольного образования в XIX веке: проблемы и перспективы: матер. науч.-практич. конфер., посвященной 80-летию со дня основания факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ (1921 -2001 гг.). - М.: МПГУ, 2001.

ДОШКОЛЬНИК И ИГРА

© Яковлева Ж.М.1

МБДОУ детский сад № 76 «Капелька», г. Сургут

В своей статье автор делает вывод, что игра, находясь в тесном взаимодействии с другими видами детской деятельности, и прежде всего с трудом, обучением, оказывает значительное влияние на музыкальное развитие детей дошкольного возраста. Умения и знания, полученные детьми во время игры, будут способствовать формированию привычки жить в гармонии с самим собой, со своей семьей и окружающим миром.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В.А. Сухомлинский

Игра - это деятельность, которая отличается от повседневных будничных действий. Это деятельность, которая изображает отношение личности к миру, что ее окружает. На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр. Игра - ведущая деятельность в дошкольном

1 Музыкальный руководитель.

возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка. Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. Игра является наиболее свободной, непринужденной деятельностью ребенка-дошкольника. В педагогическом процессе игра находится в тесном взаимодействии с другими видами детской деятельности, и прежде всего с трудом, обучением на занятиях.

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

В педагогической практике существует множество видов игр: логопедические, развивающие, игры по обучению грамоте, на развитие логического мышления, дидактические, музыкальные.

Музыкальная игра положительно влияет на развитие и личностное становление дошкольника:

1. Так как подобного рода игровая деятельность требует предварительного выучивания текста песни, ребенок тренирует речь и память.

2. Музыкальные игры в большинстве своем подразумевают наличие правил, которые дисциплинируют дошкольника.

3. В процессе игры развивается образное мышление ребенка, так как приходится «вживаться» в ту или иную роль: быть паучком, зайчиком, ветками пальмы, морской волной, прочее.

4. Малыш учится слушать и слышать музыку, становится более внимательным и сконцентрированным.

5. У двигающегося в такт музыке ребенка развиваются ладовое и музыкально-ритмическое чувство, а также взаимосвязь между ними.

Дети часто воспринимают веселые музыкальные игры как некое вознаграждение, поэтому педагоги могут использовать их в качестве дисциплинирующего фактора.

Музыкальные игры и пляски в детском саду составляют неотъемлемую часть эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Музыкальные игры - основной путь раскрытия музыкального образа через движение: внимание детей направляется на содержание произведения, на его характер и на средства музыкальной выразительности. Музыкальные игры тоже имеют свою классификацию.

К первой группе относятся игры под инструментальную музыку: сюжетные, несюжетные, инсценировки.

Сюжетные игры - несложный сюжет игры дети передают, согласуя свои движения с услышанной музыкой, используя характерные имитационные движения заданного персонажа. Примеры игр: «Медведи». Муз. Е. Ти-

личеевой, «Волчок», обр. В. Бухвостова, «Веселый щенок». Муз. Б. Берлина. «Зайцы и лиса», муз. Т. Ломовой, «Бабочки», муз. К. Майера.

Несюжетные игры - построены на фиксировании последовательности движений и дальнейшем соревновании в быстроте, ловкости и т.д. Дети учатся точно реагировать на смену частей музыки, ее характера, начало и окончание, особенности ритма. Игры с элементами соревнования требуют правильного педагогического руководства ими, которое предполагает соблюдение ряда условий: каждый ребенок, участвующий в игре, должен хорошо владеть двигательными навыками (лазаньем, бегом, прыжками, метанием и т.д.), в которых он соревнуется. Игры с элементами соревнования используются, преимущественно, в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Примеры: игры с элементами соревнования («Кто скорее добежит к своему флажку?» и т.п.); игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»); игры с предметами (мячи, обручи, кегли и т.п.); игры-забавы («Ладушки», «Коза рогатая» и др.).

Инсценировки под инструментальную музыку - ребенок знакомится с сюжетом, музыкальными характеристиками персонажей и, затем, без пения, используя пластику, характерные движения передает действия и развитие сюжета. Другими словами, ребенок должен сочинить композицию движений и исполнить ее в индивидуальном стиле. Танцевальное импровизирование, придумывание и исполнение танца происходит одновременно. Дошкольник еще не готов самостоятельно подойти к осознанию языка движений и освоить его как систему выразительных средств. Требуется целенаправленно обучать детей этому языку, строить свое обучение на сочетании таких выразительно-композиционных средств, как музыка, движение и слово. В этом обучении педагогам может помочь:

- высокохудожественная музыка с богатым образным содержанием, близким детскому опыту, способная активизировать фантазию ребенка, направить ее на выполнение тех или иных выразительных движений;

- выразительный показ педагогом движений с объяснением его значения;

- исполнение ребенком движений в образе какого-либо персонажа;

- использование в практике игр-этюдов, представляющих собой законченные двигательные композиции.

Примеры: «Игра в лесу» Т. Ломовой, «Игра с куклой» Т. Ломовой, «Танец гномов» на одноименную музыку Ф. Листа, « Шаги на снегу» К. Дебюсси.

Ко второй группе относятся игры с пением. К этим играм относятся хороводы, считалки, потешки, попевки. Если ребенок знаком с жанрами фольклора, их особенностями, если он умеет исполнять хоровод и играть в хороводную игру, дошкольник станет активным участником и творцом хороводных игр. Игры, передаваемые из поколения в поколение, имеют глубо-

кие исторические корни. Как правило, они не изменяются с годами. Чаще всего их используют на фольклорных праздниках и прогулках. Примеры: «Земелюшка-чернозем», «Я на камушке сижу», «На зеленом лугу», «Как у нашего кота», «На горе-то калина», «Бежит зайка», «Катился горох», «Пес Полкан».

Следующая группа - музыкально-дидактические игры, спокойные, размеренные, требующие от ребенка внимания, сосредоточенности. Они способствуют узнаванию инструментов, знакомых песен, мелодий, свойств музыкальных звуков (высота, тембр, динамика, длительность). Основное их значение - привить детям любовь к музыке в доступной для них форме. Музыкальные задания, выполняемые с помощью красочных пособий, значительно активизируют умственную деятельность ребенка, стимулируют его самостоятельную музыкальную деятельность, развивают слуховое внимание, чувство ритма, навыки элементарного музицирования, воспитывают у ребенка творческое отношение к игре. Разработана специальная методика включения постепенно усложняющихся музыкально-дидактических игр в детскую творческую деятельность. Музыкально-дидактические игры могут стать эффективным средством развития песенного творчества детей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Примеры: развитие чувства ритма: «Что делают дети», «Прогулка», «Определи по ритму», «Барабанщики», «Музыкальный зонтик»; развитие диатонического слуха: «Громко - тихо», «Колобок», «Веселый поезд; развитие звуковысотного слуха: «Музыкальное лото», «Мама и птенчик», Курица и цыплята», «Спой сказку», «Ступеньки», «Веселый медвежонок»; развитие памяти и слуха: «Что делают в домике?», «Наши песни», «Продолжи песню».

Ритмические игры со словом - игры на ориентирование в пространстве, развитие чувства ритма. Такие игры часто включаются в любые занятия в качестве динамичного и эмоционального материала, используются на прогулках и в качестве пятиминуток между занятиями. Примеры: «Имена и ритм», «Давайте познакомимся», «Найди друга», «Подскажи словечко», «Музыкальный ежик», «Дождик».

Игры-спектакли - это одно из средств формирования музыкальной и общей культуры детей. Так как сказка является одним из любимых детьми видов художественного творчества, культурно-ценностная музыкальная и художественная деятельность воспринимается ими легко и мотивированно. Данный вид игр относится к интегративному - в нем используется музыка, пластика, театр, литература. Эти игры решают как воспитательные, так и образовательные задачи. Предварительная работа педагогов предполагает знакомство с сюжетом, слушание музыки, разбор характеристики каждого персонажа, выбор средств выразительности для передачи образов. Эти игры опираются на разные виды деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательную деятельность. Эта форма работы

требует длительной и тщательной подготовки: пишется специальная инсценировка с учётом возрастных индивидуальных особенностей детей. В игровой форме проводятся репетиции. Готовятся декорации и костюмы, выпускается афиша и театральные программки.

Ритмопластические спектакли. В основе ритмопластики лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении. Важная задача -научить детей двигаться в характере музыки, передавая её темповые, динамические, метроритмические особенности. Главная цель ритмопластики -развитие двигательной активности ребёнка, привитие основных навыков, необходимых для дальнейшей, взрослой жизни. Примеры: «Снеговик», «Пальма», «Ходим кругом», «Смелые мышки». «Животные во дворе», «Художница осень».

Спектакль на основе певческих импровизаций - это наиболее сложный тип игр, который требует от детей устойчивых певческих навыков. Сюжеты к этим играм выбираются самые простые, дети свои монологи, партии в диалогах пропевают, используя простейшие танцевальные движения, основные движения для передвижения («Колобок», «Репка», «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят»).

Игры-спектакли на обрядовой основе. Этим играм тоже присуща ин-тегративность - в них используются песни, хороводы, народные игры с пением, инсценировки, игровое действие к обряду (украшение берёзки лентами, плетение венков, изготовление оберегов и т.д.). Эти игры часто используются в фольклорных праздниках. Примеры: «Со вьюном я хожу», «Ходила младешенька».

Музыкально-драматические спектакли синтетического характера являются интегративными, так как состоят из полноправных элементов: художественное слово, пение, танец, пантомима. Сюжеты к таким играм не должны быть сложными («Муха-цокотуха», «Заюшкина избушка». «Волк и семеро козлят», «Три поросенка»).

Музыкальные игры организуются на основе музыкальных произведений с яркими и выразительными образами, которые дети способны воспринять и выразить пластически. Для эмоциональных перевоплощений детям могут быть предложены самые разнообразные темы: танцы зверей и птиц, танцы сказочных героев, танцы цветов, танцы огня, воды, облаков, снежинок и т.д. Педагог может проявлять собственное творчество в поисках композиционных приемов для организации игр-импровизаций с детьми. В дальнейшем это могут быть более свободные пластические композиции или игры с сюжетами, придуманными самими детьми.

Методически значимым моментом в организации творческих музыкальных игр с детьми является выбор педагогом музыкальных произведений, составляющих основу этих игр. Вполне естественно, что произведе-

ние, призванное стать эмоциональным импульсом и одновременно эмоциональной канвой, основой для развертывания игровых сюжетов и образов детской фантазии, не обязательно должно укладываться в рамки традиционного детского репертуара.

Педагог может проявить свой художественный вкус, реализовать собственный творческий потенциал, подбирая музыкальное произведение, эмоционально соотносящееся с избранной тематикой. Для этого педагогу необходимо расширять свой художественный кругозор, учиться ориентироваться в стилях и направлениях музыкального искусства, уметь соотносить свои музыкальные предпочтения с педагогическими задачами.

Пожалуй, самым важным, что требуется педагогу для организации творческих музыкальных игр с детьми, - самому быть творческой личностью. Работая над собой и развивая у себя вкус к профессиональному творчеству, педагог периода детства обретает главное - способность понимать детей, видеть мир их глазами и видеть их счастливые глаза, обращенные к нему с радостью и любовью.

Список литературы:

1. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. - М., 1981.

2. Доронова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьева Е.В. Игра в дошкольном возрасте. - М., 2002.

3. Новоселова С.Л. Игра дошкольника. - М., 1989.

4. Скоролупова О.А., Тихонова Т.М. Игра - как праздник. - М., 2006.

5. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.