Рудякова Алла Эдуардовна, кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры истории и теории исполнительского искусства и музыкальной педагогики Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова Rudyakova Alla Eduardovna, PhD (Arts), teacher at the History and Theory of Performing Arts and Music Pedagogy Department of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov
E-mail: [email protected]
ХОРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В САРАТОВСКОЙ ГУБЕРНИИ XIX — НАЧАЛА ХХ В.
В статье на основе архивных данных, а также печатных свидетельств воспроизводится картина развития хоровой деятельности в Саратовской губернии. Выявляется, что обучение хоровому пению осуществлялось уже в крепостных театрах. Большое значение для развития хоровых традиций имела деятельность самодеятельных хоров при саратовских музыкальных обществах («Обществе любителей изящных искусств», Обществе любителей пения «Лира» и т. д), гимназиях и пансионах, а также Мариинском институте благородных девиц. Становлению профессионального обучения дирижёров-хоровиков способствовало образование в 1873 г. Саратовского отделения Императорского русского музыкального общества. В его музыкальных классах появляется хоровое отделение, при котором формируется хор, участвующий в концертах местного ИРМО. Анализ показал, что основной проблемой недостаточного количества желающих обучаться хоровому пению, а также музицировать в составе хоров отделения было отсутствие квалифицированного, имеющего профессиональное образование преподавательского состава.
Ключевые слова: хоровая деятельность, профессиональные музыкальные заведения, подбор преподавательского состава.
CHORAL ACTIVITY IN SARATOV PROVINCE IN XIX — EARLY XX CENTURY
The article studies the development of choral activity in Saratov on the basis of archival data, as well as printed evidence. It is revealed that the training of choral singing was carried out already in the serf theaters of the province. Of great importance for the development of choral traditions was the activity of amateur choirs at Saratov musical societies («Society of Lovers of Fine Arts», Society of Lovers ofSinging «Lyra», etc.), schools, as well as the Mariinsky Institute of Noble Maidens. The formation of the Saratov branch of the Imperial Russian Musical Society (IRMO) in 1873 contributed to the formation of professional training of choral conductors. A choral department appeared in its music classes; the choir formed at the department participated in concerts of the local IRMO. The analysis showed that the lack of qualified, professionally educated teaching staff was the main reason for the insufficient number of people willing to study choral singing, as well as to make music in the choir department.
Key words: choral activity, professional music institutions, selection of teaching staff.
Искусство хорового пения сыграло значительную роль в становлении саратовских вокальных традиций. В Саратовской губернии оно развивалось по следующим направлениям: бытовое народное хоровое творчество, хоровое музицирование саратовских меломанов, пение в церковных хорах (выработавшее особую культуру звука), обучение хоровому пению в образовательных учреждениях, носившее рекомендательный (а впоследствии и обязательный) порядок и делившееся на церковное и светское, а также хоровое пение, преподававшееся в профессиональных музыкальных учебных заведениях Саратовского отделения Императорского Русского Музыкального Общества.
Традиции хорового пения в Саратовском регионе формировались со второй половины XVIII в. Все наиболее крупные помещики губернии (А. Б. Куракин, А. А. Столыпин, Н. И. Бахметьев и др.) содержали хоровые капеллы, выступавшие не только во время церковных обрядов, но и на застольях, празднествах, маскарадах. Потребность в певчих была настолько высокой, что князь А. Б. Куракин в 1784 г. открыл в своём имении музыкальную школу, где готовились певчие для светского и церковного хоров [3, с. 17]. Сохранились сведения, что при крепостном музыкальном театре князя для выступления в операх существовал хор из 17 певчих. О востребованности обученных певчих говорит и тот факт, что известная хоровая капелла князя К. А. Нарышкина
из его вотчины (деревни Пады Балашовского уезда) была продана владельцем Дирекции императорских театров за большую сумму. По воспоминаниям современников капелла состояла из 15 человек и имела в своём составе все типы мужских голосов: тенора, дисканты, альты, басы [3, с. 52]. Покупка государством капеллы подтверждает высокую степень профессионализма певцов и музыкантов. Также известно, что певчих содержали саратовские помещики «Чемисов, Кишенский, Кологривов, Колычев, Салтыков, Щербатов, Закревский, Сумароков, Кожин и др.» [3, с. 40].
Надо отметить, что в среде саратовских обывателей всегда поддерживался интерес к хоровому музицированию. В исторической перспективе известно о следующих довольно крупных хоровых объединениях в Саратове: в 1876-1880 гг. существовал самодеятельный хор при Обществе любителей пения «Лира» под руководством Р. А. Гельма; Общество любителей изящных искусств имело хоровое отделение, пользующееся популярностью у горожан. Сохранились сведения о деятельности хорового коллектива этого отделения под руководством Д. П. Фомичова: хор состоял из 20 женщин и 28 мужчин и обладал достаточным мастерством. Согласно Отчёту Общества любителей изящных искусств в одном из концертов были исполнены сложные произведения: «Цыгане» Р. Шумана, «Лесная птица» Ф. Мендельсона, хоры из оперы А. Н. Рубинштейна «Демон», украинские песни
в обработке Т. Д. Лысенко «Зозуля» и «Казаченьки», хор из оратории «Иуда Маккавей» Г. Генделя, польский хор из «Жизни за царя» и Интродукция из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки [18, с. 19]. Репетиции данного коллектива проводились регулярно каждую пятницу и собирали большое количество певчих из среды местных меломанов [18, с. 24]. Впоследствии в Саратове работали следующие самодеятельные коллективы: хор при Обществе книгопечатников (в 1900-х гг.), хор служащих и рабочих Рязано-Уральской железной дороги (с 1903 по 1905 гг.), которым руководил выпускник Саратовского музыкального училища Я. К. Евдокимов [4, с. 197]; хор любителей пения в кружке под руководством
A. Б. Горюновой (в 1900-х гг.) и др. Отметим также, что в Саратове имелось и так называемое Певческое Общество, в которое входили преимущественно певчие хоров, существующих при саратовских храмах [4, с. 199].
Хоровое пение было обязательным во всех гимназиях Саратова. Так «Саратовские губернские ведомости» от 1856 г. публикуют статью о выпускных актах из мужской гимназии, а также двух женских пансионов. Из описания приведённых программ видно, что обучающиеся демонстрировали навыки хорового пения: были исполнены хором гимн «Боже, царя храни», а также молитва «Царь небесный» [5, с. 62].
В образовательных учреждениях хоровое пение делилось на церковное и светское. Церковное пение вели регенты местных церквей, а светское — педагоги музыкального училища. В своих мемуарах известная певица
B. Н. Петрова-Званцева (1876-1944) приводит факт, что светским хоровым пением в Первой женской гимназии Саратова она занималась под руководством педагога училища С. Г. Логиновой [17, с. 398-399]. В мужских образовательных учреждениях также значительное внимание уделяли развитию певческих навыков учеников. Известно, что в 1898 г. к зданию первой мужской гимназии была сделана пристройка, где разместилась гимназическая домовая церковь «Во имя Кирилла и Мефодия». При церкви существовал хор обученных нотной грамоте гимназистов, что говорит о достаточно высокой степени подготовки для сопровождения церковных служб [19, с. 154].
Большое значение в развитии музыкального образования в Саратове имело открытие в 1854 г. Мариинского института благородных девиц. В основу обучения легла новая прогрессивная музыкально-вокальная программа, в которую входило обязательное хоровое пение (также делилось на светское и церковное). Оно ставило задачи совершенствования голоса, умения ансамблировать, развивать навыки многоголосного пения, а также дирижирования и регентства. Так А. М. Пасхалова (впоследствии профессор Саратовской консерватории с 1918 по 1952 г.) в своих «Воспоминаниях» фиксировала, что «дирижировала хором в церкви во время обучения в Институте» [2, л. 12]. Сохранилась программа публичного музыкального выпускного испытания в Саратовском
институте от 26 июня 1860 г., из которой видно, что хором воспитанниц были исполнены молитвы «Отче наш» и «Достойно есть» [20, с. 66]. О серьёзном подходе в плане хорового воспитания в институте говорит и тот факт, что в нотной библиотеке учебного заведения «по каталогам хорового церковного и светского пения числились 1278 произведений на сумму 1057 руб.» [20, с. 82]. В рассматриваемое время ноты были очень дороги, редки и такое наполнение библиотечного фонда говорило о солидной базе возможности музыкальной подготовки воспитанниц.
Большое внимание в институте уделялось обучению учениц основам церковного хорового пения. Ведомство учреждений Императрицы Марии1 старалось укомплектовать институт наиболее сильными педагогами, способными на высоком уровне вести данный предмет. Приведём список преподавателей церковного пения в Мариинском институте: священник Смелов-ский Егор (1854-1858), Петров Дмитрий (1858-1878), священник Соколов Александр Иванович (1878-1886), вдова учителя Ирова Екатерина Петровна (1886-1892), учитель Епархиального училища Началов Александр Яковлевич (1892), Фомичёв Дмитрий Петрович (18921896), жена свободного художника Аверьино Надежда (1896-1900), окончивший регентские классы придворной певческой капеллы Сыромятников Герман Петрович (1900-1901), Чумаевский Иван Сергеевич (1901-1911), выдержавший испытание на регентского помощника в придворной капелле Прушков Тихон Иванович (1911-1916) [20, с. 158]. Как мы видим, среди преподавателей были не только священники, но и люди, получившие светское музыкальное образование. Кроме того, интересным фактом является и то, что священник Александр Иванович Соколов преподавал в Мариинском институте не только церковное, но и светское хоровое пение, что говорит о наличии у него серьёзного музыкального образования [20, с. 167].
В 1873 г. при деятельной поддержке губернатора М. Н. Галкина-Враского в городе открывается местное отделение Императорского Русского музыкального общества, при котором почти сразу образуются музыкальные классы. Планы просветительской деятельности отделения включали в себя организацию не только симфонических, но и хоровых концертов. В то же время испытывался недостаток желающих участвовать в хоровых коллективах, что повлекло за собой (с целью привлечения хористов) организацию в музыкальных классах бесплатных хоровых классов: «Согласно заявлению заведующего вокальным отделением музыкальных классов директора г. Иордани учреждены раз в неделю для желающих обучаться хоровому пению бесплатные классы, руководство которыми принял на себя безвозмездно г. Иордани при участии г. Гельма» [14, с. 2]. Для усиления состава хора отделения ИРМО было введено обязательное правило для обучающихся сольному пению: «Учащиеся в классе пения обязаны петь в хорах
1 Все Мариинские институты и гимназии принадлежали Ведомству учреждений Императрицы Марии.
ИРМО <...> и участвовать безвозмездно в концертах ИРМО» [6, с. 15]. Также устанавливалось, что «ученицы и ученики класса соло участвуют во всех трёх отделениях концертов ИРМО, если потребуется пение solo в тех или других композициях, а кроме того ученицы и ученики музыкальных классов могут по выбору принимать участие в каждом из трёх отделений концертов хорового пения, при этом они должны посещать и класс соль-феджий для подготовки и развития голоса, открытый под руководством В. И. Вильборга2, в который, сверх учеников и учениц музыкальных классов, могут быть допущены бесплатно и лица посторонние, заявившие желание участвовать в хорах ИРМО»3 [15, с. 2].
Дирекция Саратовского отделения ИРМО старалась укреплять и повышать качество хоровой подготовки, осуществляемой в новом учебном заведении — так на средства вышеупомянутого общества были приобретены ноты для хорового класса, а также «хор музыкальных классов в составе 65 человек, был снабжён достаточным количеством голосов сольфеджий и упражнений для развития голоса» [7, с. 18].
Проблемы и трудности укомплектования хора ИРМО прослеживаются в Отчётах местного руководства в Главную Дирекцию Санкт-Петербурга, что выражалось в оценке деятельности педагогов музыкальных классов в зависимости от количества посещающих хоровые спевки. Например, в Отчётах имеются следующие записи: «В 1877-1878 гг. класс сольфеджий и хорового пения вёл К. Э. Вебер — под его руководством всегда посещало хор 55 чел.» [8, с. 10]; «класс сольфеджий и хорового пения под руководством Т. П. Макаровой был посещаем числом до 10 человек» [9, с. 15] и т. д.
Надо сказать, что руководство музыкальных классов предпринимало попытки привлечь желающих обучаться хоровому пению с помощью новых методик. Интересное предложение по упорядочению и расширению учебной программы по хоровому пению в вышеупомянутом заведении поступило в 1880 г. от директора классов К. Э. Вебера. По мнению К. Э. Вебера занятия хоровым пеним должны включать в себя обучение: «русскому церковному пению под руководством опытного регента; классическому пению из опер, ораторий и других сочинений как русских, так и иностранных композиторов (под руководством Н. Н. Мясоедова или К. Э. Вебера); пению русских народных песен (под руководством Н. Н. Мясоедова); прохождение программы в классе сольфеджий (под руководством К. Э. Вебера)» [9, с. 28]. Как мы видим, новшеством было предложение введения в хоровой курс церковного пения, до этого не изучаемое в музыкальных классах. Для осуществления обучения хоровому пению по такой развёрнутой программе директор К. Э. Вебер предлагает производить следующие
расходы: «За занятие в течение 7 месяцев с октября до Пасхи вознаграждение регенту 10 рублей, в месяц 70 рублей, и на приобретение необходимых нот, копирование их химическими чернилами, бумага и прочее — 100 рублей, а всего 170 рублей в сезон» [10, с. 28]. Согласно протоколам заседаний Дирекции Саратовского отделения ИРМО, предложение К. Э. Вебера было рассмотрено. В результате прений принято следующее решение: «Такое разделение занятий хорового пения было бы весьма желательно, но <...> ввиду ограничения средств воплотить в жизнь предложение К. Вебера невозможно, как требующее означенных выше денежных расходов, и предлагается ограничиться существующими условиями хорового пения» [16, с. 42].
Поскольку в своей деятельности Саратовское отделение ИРМО опиралось всего лишь на малочисленный хор музыкальных классов, было принято решение привлекать к совместному музицированию хоры различных учебных заведений — Мариинского института, Мариинской гимназии, Александровского ремесленного училища и т. д. [3, с. 175]. Одним из примеров такого сотрудничества можно назвать концерт духовной музыки, состоявшийся в апреле 1894 г. в совместном исполнении хоров музыкальных классов и Александровского училища4 под управлением Ф. П. Фомичёва (сбор предназначался в пользу музыкальных классов и бедных учеников Александровского училища). Прозвучали духовные произведения русских композиторов и оратория И. Гайдна «Семь слов Спасителя на Кресте».
Сотрудничество же с образовательными заведениями ведомства учреждений Императрицы Марии не было столь успешно. Согласно информации, приведённой в Отчёте отделения, при музыкальных классах сформирован был смешанный хор под руководством приглашённого преподавателя И. П. Ларионова. Хор этот в скором времени достиг количества более чем 120 участвующих и должен был принять участие в концертах. Но, поскольку руководство Мариинской гимназии не разрешило воспитанницам (женская же часть хора состояла преимущественно из них) принимать участие в вечерах в зале коммерческого собрания, то «вскоре расстроился и самый хор, потерявший главную основу своего существования» [11, с. 30]. Дирекция гимназии дала возможность участвовать воспитанницам только в зале музыкальных классов. Тут же дирекцией отделения организован был ещё один хор под руководством приглашённого в преподаватели недавно окончившего курс Варшавской консерватории А. К. Попкевича. Хор «имел не более 60 человек и принял участие в тех вечерах, которые были устраиваемы только в помещении музыкальных классов» [11, с. 16]5.
По нашему мнению, руководство местного отделе-
2 При этом учащиеся должны посещать и класс сольфеджий для подготовки и развития голоса, открытый под руководством В. И. Вильборга [15, с. 2].
3 Сохранена авторская орфография.
4 При Саратовском Александровском училище существовал сильный мужской хор. Также училище осуществляло подготовку церковных певчих.
5 При Саратовском отделении был сформирован благодаря стараниям и хлопотам бывшего ученика Саратовских музыкальных
ния ИРМО приглашало хоры других учебных заведений потому, что их хористы обучались по утверждённой программе, имели стабильный состав и постоянные репетиции, в силу чего могли обеспечить достаточный уровень исполнения в концертах.
В то же время в Саратове осуществляли деятельность сильные любительские хоровые объединения при различных обществах и кружках меломанов. Так, был популярен хор городского Общества любителей пения «Лира». 6 декабря 1877 г. директор музыкальных классов К. Э. Вебер был приглашён туда устраивать спевки и музыкальные вечера, а также быть руководителем музыкального отдела вместо прежнего его дирижёра Г. Гельма. Это дало возможность К. Э. Веберу впоследствии объединёнными хорами музыкальных классов и Общества любителей пения «Лира» исполнять более серьёзные и трудные сочинения на собраниях Саратовского отделения ИРМО.
Одной из проблем развития хорового отделения в Саратовских музыкальных классах ИРМО можно назвать отсутствие в преподавательском составе профессиональных хоровиков-дирижёров. В основном это были музыканты с пианистическим, оркестровым или теоретическим образованием. Так, теоретик И. П. Ларионов вёл хоровой класс и класс сольного пения с 1877 по 1888 гг.6. С 1889 г. свободный художник К. К. Горский был приглашён преподавать в классах скрипки, теории, сольфеджио, хорового пения и совместной игры. К. К. Горский был скрипачом, так в программе Квартетного собрания от 14 апреля 1890 г. он значится как исполнитель партии скрипки в Квартете для двух скрипок, альта и виолончели, опус 132 а-то11 Л. Бетховена. К. К. Горский проработал всего год, а вместо него по этим же дисциплинам был принят некто О. И. Чабан [13, с. 10]. Как мы видим, подбор педагогического состава осуществлялся Дирекцией отделения ИРМО хаотично: вести хоровые дисциплины зачастую приглашались не обладавшие необходимым опытом и образованием музыканты.
Впоследствии в открывшемся на базе музыкальных классов музыкальном училище руководство местного отделения ИРМО старается более продуманно подбирать педагогов, что даёт возможность осуществлять профильное обучение дирижеров-хоровиков на достаточно высоком уровне не только по дирижированию, но и по сольному пению. Данная особенность обучающей программы позволяла расширить сферу будущей профессиональной деятельности воспитанниц.
Для подтверждения нашего вывода об универсализме подготовки на хоровом отделении рассмотрим творческую судьбу дирижёра-хоровика Зинаиды Рудольф, ученицы М. А. Эйхенвальд-Дубровской по дисциплине «Постановка голоса». З. А. Рудольф после окончания 9 мая 1912 г. музыкального училища поступает в Саратовскую консерваторию на дирижёрское отделение, о чём свидетельствует наличие её имени в программах концертов в Большом зале. Впоследствии З. А. Рудольф вела не только хоровые дисциплины, но и сольное пение (высокий уровень обучения в классе М. А. Эйхен-вальд-Дубровской дал ей такую возможность) наравне с А. М. Пасхаловой, Н. И. Сперанским в Саратовской Государственной Музыкальной школе I ступени, образованной на базе так называемой Народной консерватории [1, с. 10]. Сохранились данные о программах учеников З. А. Рудольф, спетых ими в академических концертах: 28 января 1918 г. прозвучали ария Л. Бетховена, романсы П. И. Чайковского «Ни слова, о друг мой», «Ночи безумные» [1, с. 7-8]; 13 апреля 1919 г. — «Мой садик» П. И. Чайковского, ария из оперы «Русалка» А. С. Даргомыжского [1, с. 16]. Конечно, сейчас невозможно воссоздать педагогический почерк З. А. Рудольф, но сложность представленных программ говорит о большой работе в постановке голоса учеников. Сама З. А. Рудольф была достаточно сильной певицей, косвенным подтверждением чего является тот факт, что 17 января 1921 г. она исполнила арию из «Страстей по Матфею» И. Баха [1, с.25] в концерте, наравне с М. А. Эйхенвальд-Дубровской и А. М. Пасхаловой. Имеются данные, что воспитанница дирижёрско-хорового отделения Зинаида Рудольф до конца своих дней преподавала в Музыкальной десятилетке имени Асафа Зейналлы в городе Баку.
Итак, в Саратове хоровая деятельность имела давние истоки. Её развитию способствовало хоровое музицирование в различных обществах города, обучение светскому и хоровому пению в пансионатах, гимназиях, Мариинском институте благородных девиц, а также в музыкальных образовательных учреждениях города. Основной проблемой начального периода становления хоровых отделений в музыкальных классах, а также формирования хоровых коллективов была нехватка профессионально обученных педагогов — хоровых дирижёров. Впоследствии в музыкальное училище уже приглашались преподаватели, имеющие профильное образование, благодаря чему наметилась тенденция увеличения интереса учащихся и любителей к обучению и участию в хорах при Саратовском отделении ИРМО.
классов Н. Д. Сарцедотова мужской хор из любителей пения (40 чел.), занимавшихся по 1 разу в неделю под руководством Л. И. Винарского. Этот хор принимал участие в различных музыкальных вечерах, а также выступал на выпускном акте (1882 г.) в Саратовской мужской гимназии [10, с. 4].
6 И. П. Ларионов был ярким музыкантом и педагогом. Так, в некрологе, напечатанном в Отчёте Саратовского отделения ИРМО, он характеризуется следующим образом: «В отчётном году Музыкальные классы понесли тяжёлую утрату в лице преподавателя Ивана Петровича Ларионова, скончавшегося после продолжительной болезни 21 апреля. Иван Петрович отличался необыкновенной любовью к своему делу и редкой опытностью в преподавании пения и теории музыки; он обладал замечательной способностью возбуждать и поддерживать в своих учениках интерес к своему предмету и пользовался всегда горячими симпатиями не только сослуживцев и учеников, но и всех, кто его знал» [12, с. 16].
Литература
1. Возникновение и деятельность Саратовской Государственной Музыкальной школы 1 ступени. К десятилетию существования. (1916-1926). Саратов: Типография Коллектива «Печатник», 1926. 52 с.
2. Государственный музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки (ГЦММК). Ф. 200. Оп. 13, ед. хр. 5169. 156 л.
3. Дьяконов В. Лицедеи, певчие, музыканты. Саратов: Приволжское книжное издательство, 1991. 221 с.
4. Евдокимов Я. К. Из музыкального прошлого. М.: Госму-зиздат, 1960. 514 с.
5. Майорова А. С. Музыкальная жизнь Саратова 50-х гг. XIX в. на страницах «Саратовских губернских ведомостей» // Град Китеж русской культуры. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 16 апреля 2014 года. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2014. С. 61-68.
6. Отчёт 1875-1876 гг. Саратовского Отделения ИРМО и состоящих при нём классов. Саратов: Типография Губернского Присутствия, 1877. 46 с.
7. Отчёт за 1877-1878 гг. Саратовского Отделения ИРМО и состоящих при нём классов. Саратов: Типография Губернского Присутствия, 1879. 48 с.
8. Отчёт за 1878-1879 гг. Саратовского Отделения ИРМО и состоящих при нём классов. Саратов: Типография Губернского Присутствия, 1880. 27 с.
9. Отчёт за 1880-1881 гг. Саратовского Отделения ИРМО и состоящих при нём музыкальных классов. Саратов: Типография Губернского Присутствия, 1882 г. 28 с.
10. Отчёт за 1882-1883 гг. Саратовского Отделения ИРМО и состоящих при нём музыкальных классов. Саратов: Типо-
графия Губернского Присутствия, 1884 г. 25 с.
11. Отчёт за 1884-1885 гг. Саратовского Отделения ИРМО и состоящих при нём музыкальных классов. Саратов: Типография Губернского Присутствия, 1886 г. 51 с.
12. Отчёт за 1887-1888 гг. Саратовского Отделения ИРМО и состоящих при нём музыкальных классах за 1887-1888 гг. Саратов: Типография Губернского правления, 1889. 36 с.
13. Отчёт за 1889-1890 гг. Саратовского отделения ИРМО и учреждённых при нём музыкальных классов. Саратов: Типография Губернского правления, 1891 г. 40 с.
14. Очерк деятельности Саратовского Отделения ИРМО за семилетний период существования. 1873-1880. Саратов: Саратовская типография Губернского правления, 1881. 128 с.
15. Правила для обучающихся в Саратовских Музыкальных классах. Саратов: Саратовская Типография Губернского Правления, 1873. 70 с.
16. Протоколы заседаний Дирекции Саратовского отделения ИРМО за 1880-1881 год. № 1 от 1 августа 1880 г. Саратов: Типография Губернского правления, 1881. 54 с.
17. ПружанскийА. М. Отечественные певцы. 1750-1917. М.: Советский композитор, 1991. 424 с.
18. Саратовское отделение общества любителей изящных искусств: 1889/1890 гг. Саратов, 1890. 42 с.
19. Сизов В. Из истории первой мужской гимназии // Годы и люди. Вып. 4. Саратов: Приволжское книжное издательство, 1989. С. 152-167.
20. Теодорович Н. И. История Саратовского Мариинского института. 1854-1916.Саратов: Типография Губернского Земства, 1916. 262 с.
References
1. Vozniknovenie i deyatel'nost' Saratovskoj Gosudarstvennoj Muzykal'noj shkoly 1 stupeni. K desyatiletiyu sushchestvovaniya (1916-1926) [The emergence and activity of the Saratov State Music School of the 1st stage. To the 10th anniversary]. Saratov: Tipografiya Kollektiva «Pechatnik», 1926. 52 p.
2. Gosudarstvennyj muzej muzykal'noj kul'tury imeni M. I. Glinki (GCMMK) [M. I. Glinka State Museum of Musical Culture]. F. 200. Op. 13, ed. hr. 5169. 156 l.
3. D'yakonov V. Litsedei, pevchie, muzykanty [Actors, singers, musicians]. Saratov: Privolzhskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1991. 221 p.
4. Evdokimov Ya. K. Iz muzykal'nogo proshlogo [From the musical past]. M.: Gosmuzizdat, 1960. 514 p.
5. Majorova A. S. Muzykal'naya zhizn' Saratova 50-h gg. XIX v. na stranitsah «Saratovskih gubernskih vedomostej» [Musical life of Saratov in 1850s on the pages of the Saratov Provincial Vedo-mosti] // Grad Kitezh russkoj kul'tury [Grad Kitezh of Russian Culture]. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii 16.04.2014. Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya konserva-toriya imeni L. V. Sobinova, 2014. P. 61-68.
6. Otchyot za 1875-1876 gg. Saratovskogo Otdeleniya IRMO i sostoyashchih pri nyom klassov [Report of Saratov IRMO Branch and its classes. 1875-1876]. Saratov: Tipografiya Gubernskogo Prisutstviya, 1877. 46 p.
7. Otchyot za 1877-1878gg. Saratovskogo Otdeleniya IRMO i sostoyashchih pri nyom klassov [Report of Saratov IRMO Branch and its classes. 1877-1878]. Saratov: Tipografiya Gubernskogo Prisutstviya, 1879. 48 p.
8. Otchyot za 1878-1879 gg. Saratovskogo Otdeleniya IRMO i sostoyashchih pri nyom klassov [Report of Saratov IRMO Branch and its classes. 1878-1879]. Saratov: Tipografiya Gubernskogo Prisutstviya, 1880. 27 p.
9. Otchyot za 1880-1881 gg. Saratovskogo Otdeleniya IRMO i sostoyashchih pri nyom muzykal'nyh klassov [Report of Saratov IRMO Branch and its classes. 1880-1881]. Saratov: Tipografiya Gubernskogo Prisutstviya, 1882. 28 p.
10. Otchyot za 1882-1883 gg. Saratovskogo Otdeleniya IRMO i sostoyashchih pri nyom muzykal'nyh klassov [Report of Saratov IRMO Branch and its classes. 1882-1883]. Saratov: Tipografiya Gubernskogo Prisutstviya, 1884. 25 p.
11. Otchyot za 1884-1885 gg. Saratovskogo Otdeleniya IRMO i sostoyashchih pri nyom muzykal'nyh klassov [Report of IRMO Saratov Branch and its classes. 1884-1885]. Saratov: Tipografiya Gubernskogo Prisutstviya, 1886. 51 p.
12. Otchyot za 1887-1888 gg. Saratovskogo Otdeleniya IRMO i sostoyashchih pri nyom muzykal'nyh klassah za 1887-1888 [Report of Saratov IRMO Branch and its classes. 1887-1888]. Saratov: Tipografiya Gubernskogo pravleniya, 1889. 36 p.
13. Otchyot za 1889-1890 gg. Saratovskogo otdeleniya IRMO i uchrezhdyonnyh pri nyom muzykal'nyh klassov [Report of Saratov IRMO Branch and its classes. 1889-1890]. Saratov: Tipografiya Gubernskogo pravleniya, 1891. 40 p.
14. Ocherk deyatel'nosti Saratovskogo Otdeleniya IRMO za semiletnij period sushchestvovaniya. 1873-1880 [An outline of the activities of the Saratov IRMO Branch for a seven-year period of existence. 1873-1880]. Saratov: Saratovskaya tipografiya
Gubernskogo pravleniya, 1881. 128 p.
15. Pravila dlya obuchayushchihsya v Saratovskih Muzykal'nyh klassah [Rules for students of Saratov Music classes]. Saratov: Saratovskaya Tipografiya Gubernskogo Pravleniya, 1873. 70 p.
16. Protokoly zasedanij Direktsii Saratovskogo otdeleniya IRMO za 1880-1881god. № 1 ot 1 avgusta 1880 g. [Minutes of meetings of the Saratov IRMO branch Directorate for 1880-1881. № 1 ofAugust 1, 1880]. Saratov: Tipografiya Gubernskogo pravleniya, 1881. 54 p.
17. PruzhanskijA. M. Otechestvennye pevtsy. 1750-1917 [Domestic singers. 1750-1917]. M.: Sovetskij kompozitor, 1991. 424 p.
Информация об авторе
Алла Эдуардовна Рудякова E-mail: [email protected]
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект имени Петра Столыпина, дом 1
18. Saratovskoe otdelenie obshchestva lyubitelej izyashchnyh iskusstv: 1889/1890 gg. [Saratov branch of the Fine Arts Lovers Society: 1889/1890]. Saratov, 1890. 42 p.
19. Sizov V. Iz istorii pervoj muzhskoj gimnazii [From the history of the first male gymnasium] // Gody i lyudi. Vyp. 4 [Years and people. Vol. 4]. Saratov: Privolzhskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1989. P. 152-167.
20. Teodorovich N. I. Istoriya Saratovskogo Mariinskogo in-stituta. 1854-1916 [History of the Saratov Mariinsky Institute. 1854-1916]. Saratov: Tipografiya Gubernskogo Zemstva, 1916. 262 p.
Information about the author
Alla Eduardovna Rudyakova E-mail: [email protected]
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, 1 Peter Stolypin Ave.