Научная статья на тему 'РОЛЬ ИМПЕРАТОРСКОГО РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА В РАЗВИТИИ ХОРОВОЙ КУЛЬТУРЫ В XIX-XX ВЕКАХ'

РОЛЬ ИМПЕРАТОРСКОГО РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА В РАЗВИТИИ ХОРОВОЙ КУЛЬТУРЫ В XIX-XX ВЕКАХ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
83
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / ХОРОВАЯ КУЛЬТУРА / РУССКИЕ ДУХОВНЫЕ КОНЦЕРТЫ / ПРОГРАММЫ ХОРОВЫХ КОНЦЕРТОВ / ХОРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / RUSSIAN MUSICAL SOCIETY / CHOIR CULTURE / RUSSIAN SACRED CONCERTS / PROGRAMS OF CHOIR CONCERTS / CHOIRS EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дабаева И.П.

Статья посвящена выявлению роли Императорского Русского музыкального общества в расцвете хоровой культуры в России на рубеже XIX-XX веков. Отмечается, что внимание исследователей направлено на осмысление значения ИРМО в организации симфонических и камерно-инструментальных концертов, в то время, как его участие в подъёме хоровой культуры остаётся малоизученным. В отличие от инструментальной культуры, получившей значительное развитие в России в XIX веке, русское хоровое исполнительство имеет многовековую историю, сложившиеся традиции, связанные с церковным пением. В процессе эволюции в деятельности русских хоров сформировалась светская, концертная ветвь, которая ярко проявилась в XIX веке. На примере Придворной Певческой капеллы в статье рассматривается организация концертов Филармоническим обществом, начиная с 1802 года, а также создание Концертного общества в 1850 году. Перечисляются программы, в которых большую роль играют крупные сочинения, а также произведения современных композиторов, и, таким образом, определяется преемственность в деятельности указанных обществ и ИРМО. Заслуга ИРМО в расцвете русской хоровой культуры определяется в связи с совершенствованием концертных программ, формированием исторического концерта, активным распространением музыкальной культуры не только в столицах, но и на территории всей страны, совершенствованием музыкального образования, открытием музыкальных училищ. Характеризуются тенденции в развитии хорового искусства на современном этапе. Определяются музыкальные общества, продолжившие традиции ИРМО в советской России и на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE IMPERIAL RUSSIAN MUSICAL SOCIETY IN THE DEVELOPMENT OF THE CHORAL CULTURE OF THE TURN OF THE 19TH AND 20TH CENTURIES

The article is devoted to disclosing the role of the Imperial Russian Musical Society (IRMS) in the apex of Russian choral culture at the turn of the 19th and the 20th centuries. Attention of the researchers is directed for the most part on comprehending the signifcance of the IRMS in organizing concerts of orchestral and chamber instrumental music, whereas its participation in the advancement of the choral culture has remained for the most part unstudied. Unlike the instrumental culture, which received substantial development in Russia in the 19th century, Russian choral performance has had a centuries-old history and established traditions connected with church singing. In the process of evolution of the activities of the Russian choruses, in the 19th a secular concert variety of it was formed. On the example of the Court Church Singers’ Cappella, the author makes a study of the organization of concerts by the Philharmonic Society, starting from 1802, as well as the founding of the Concert Society in 1850. Characterization is given of the programs in which an immense role is played by large-scale compositions, as well as works by contemporary composers, and thereby this determines the succession in the activities of the indicated societies and the IRMS. The merit of the IRMS consists in its perfection of concert programs, the formation of the historical concert, its active advancement of musical culture, not only in the metropolitan cities, but on the territory of the entire country, perfection of musical education, and opening Music Colleges. Emphasis is made on the tendencies of development of choral art at the contemporary stage connected with musical societies which continue the traditions of the IRMS.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИМПЕРАТОРСКОГО РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА В РАЗВИТИИ ХОРОВОЙ КУЛЬТУРЫ В XIX-XX ВЕКАХ»

РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ

Ирина ДАБАЕВА

РОЛЬ ИМПЕРАТОРСКОГО РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА В РАЗВИТИИ ХОРОВОЙ КУЛЬТУРЫ В Х1Х-ХХ ВЕКАХ*

В стремительном развитии музыкальной культуры России со второй половины XIX века роль Императорского Русского музыкального общества трудно переоценить. Провозгласив своей главной идеей приобщение широкого круга слушателей к серьёзной музыке, общество сосредоточило внимание на распространении музыкального образования, организации концертов, подъёме профессионального мастерства [14], пропаганде творчества отечественных композиторов.

Деятельность ИРМО хорошо известна благодаря его ежегодным отчётам, публикациям на страницах периодических изданий, исследованиям современных музыковедов. Однако, как правило, внимание сконцентрировано на организации концертов симфонической и камерной музыки в России, что находит объяснение в появлении данных жанровых разновидностей в культуре страны, ознакомлению с ними в узких кругах аристократического общества, создании отечественными композиторами симфонической и камерной музыки, их желанием приобщить к высокому искусству широкие слои населения [15]. На периферии исследовательского интереса в указанном направлении остаётся русская хоровая культура, в связи с чем встаёт правомерный вопрос: какова роль ИРМО в её развитии?

Русская хоровая культура, в отличие от инструментальной, имеет многовековую историю, связанную со становлением, развитием

и расцветом церковного пения. Богослужебно-певческая традиция сформировалась и укреплялась в профессиональной деятельности церковных хоров, чьё искусство высоко оценивалось как в нашей стране, так и в отзывах иностранцев, приезжавших в Россию. Помимо основного направления, связанного с певческим оформлением богослужений, постепенно выкристаллизовывалась внебогослужебная ветвь, возникновение которой обусловлено зарождением светской культуры: участие в царских увеселениях, пышных дворцовых празднествах, оперных постановках. Большой интерес для исследования представляет вопрос об организации концертной деятельности церковных хоров, и, прежде всего, духовных концертов, ставших связующим звеном между церковной и светской музыкальной культурой [1; 3].

Бурный расцвет концертирования церковных хоров совпадает с рубежом Х1Х-ХХ веков, временем значительной активизации работы ИРМО. Однако появление концертов с участием хора в культуре России относится к более раннему периоду. В данном отношении привлекает внимание деятельность Придворной Певческой капеллы, профессионального коллектива, долгое время остававшегося образцом в музыкально-техническом отношении.

В 1772 году в Санкт-Петербурге был учреждён музыкальный клуб, занимавшийся организацией открытых концертов. Первое упоминание об участии в них придворных

* Статья впервые опубликована ан английском языке: Dahayeva Irina P. The Role of the Imperial Russian Musical Society in the Development of the Choral Culture of the Turn of the 19th and 20th Centuries // Проблемы музыкальной науки. 2018. № 4. С. 106-112. DOI 10.17674/1997-0854.2018.4.106-112. В настоящем издании статья публикуется в новой авторской редакции.

певчих содержится в «Санкт-Петербургских ведомостях»: в концерте 25 марта 1774 года капелла представила слушателям «Stabat Mater» Перголези. С этого времени установилась традиция исполнения коллективом крупных вокально-симфонических сочинений. Только на протяжении 1779 года во время Великого поста прозвучали такие произведения, как «Te Deum» Грауна, «Salve, Regina» Гассе, «Страсти Господни» Иомелли. А начиная с 1802 года капелла постоянно участвовала во всех орато-риальных концертах Филармонического общества, которое в значительной мере предвосхитило деятельность ИРМО в своём стремлении познакомить слушателей с крупными музыкальными сочинениями, создаваемыми современными композиторами, или же написанными ранее, но неизвестными в России. Так, 24 марта 1802 году состоялась русская премьера «Сотворения мира» Гайдна. Выступления капеллы в концертах Филармонического общества продолжались до 1850 года: она приняла участие в 96 из 106 организованных концертов, в которых прозвучало около 50 новых сочинений. Так осуществлялась важная культурная задача: ознакомление столичных слушателей с лучшими образцами западной вокально-симфонической музыки. Благодаря концертам Филармонического общества публика услышала «Мессию» Генделя, «Реквием» Моцарта, «Мессу» и «Реквием» Керубини, IX симфонию Бетховена, «Реквием» Берлиоза. А исполнение 26 марта 1826 года Придворной капеллой совместно с оркестром Филармонического общества «Missa solemnis» Бетховена стало европейской премьерой. Многие произведения впоследствии повторялись: «Сотворение мира» было исполнено 28 раз, «Реквием» Моцарта - 9, «Времена года» Гайдна - 8, «Христос на Елеон-ской горе» Бетховена - 5 [2, 25]. Характеризуя деятельность Филармонического общества, Н.Ф. Финдейзен отмечал: «Общество сыграло крупную роль в истории нашей музыки. Оно развило в публике художественный вкус, приучило её к сложным и крупным произведениям» [11, 1176].

Выделим также «инвалидные концерты», которые, начиная с 1815 года, ежегодно проводились в память о вступлении русских войск в Париж. Они проходили в зале Мариинского оперного театра с целью сбора средств в пользу

людей, пострадавших в военных походах. Свои залы для них предоставляли Большой театр и Дворянское собрание. В грандиозных концертах принимали участие более тысячи человек: оркестры гвардейских полков, полковые певчие, гастролёры. Придворная Певческая капелла постоянно выступала в них вплоть до 1917 года. За это время ею было исполнено свыше 140 произведений зарубежных и отечественных композиторов: Палестрины, Лотти, Лассо, Глинки, Чайковского, Римского-Корса-кова, Бородина и многих других. Выдающимся событием стало представление в 1889 году «Реквиема» Берлиоза, в котором участвовали симфонический оркестр в составе 130 человек и хор в 270 певчих, а также исполнение в 1893 году Мессы C-dur Бетховена оркестром и хором в 600 человек.

Важнейшим этапом в становлении хоровой концертной деятельности стало учреждение в 1850 году А.Ф. Львовым самостоятельного Концертного общества при Придворной Певческой капелле. Как утверждалось в его Уставе, цель организации музыкальных вечеров заключалась в исполнении классических произведений в возможном совершенстве. С 1858 по 1917 годы в зале капеллы постоянно проводились духовные концерты. В них принимали участие певчие хора, в качестве солистов выступали оперные певцы. В программы входили кантаты и оратории Гайдна, Моцарта, Бетховена, Берлиоза, Листа, произведения современников и знаменитых мастеров прежних лет: Бортнянского, Львова, Турчанинова, Чайковского, Римского-Корсакова, Аренского и других.

В 70-е годы XIX века деятельность Концертного общества сократилась, а с 1882 года регулярные музыкальные вечера прекратили своё существование. Этот период отмечен повышением роли концертов Русского музыкального общества, участниками которых стали другие хоры Петербурга, а Придворная Певческая капелла выступала эпизодически: в 1863 году впервые были исполнены хоры из опер Вагнера «Моряк-скиталец» и «Тангейзер» под управлением автора, в 1872 году в трёх концертах под руководством Направника слушатели познакомились с «Miserere» Сарти, «Легендой о святой Елизавете» Листа, хорами из оперы «Фенелла» Обера, «Te Deum Laudamus» Бортнянского.

В контексте рассматриваемой проблематики подчеркнём связь хорового концертирования с бурным развитием монументальных форм исполнительского искусства. И если ИРМО проводило в жизнь эту идею, начиная с последней трети XIX века, то Филармоническое и Концертное общества Петербурга начали её осуществлять гораздо раньше. Таким образом, можно констатировать факт преемственности начинаний, предпринятых ИРМО, с концертной деятельностью указанных обществ, ставшей примером организации концертных мероприятий.

Для постановки крупных сочинений приглашали несколько хоровых коллективов: «Реквием» Берлиоза исполнили хоры Архангельского, Шереметева и Русского музыкального общества. В связи с этим необходимо выделить деятельность петербургского Церковно-Певческо-го благотворительного общества, инициатором создания которого был А.А. Архангельский, объединивший церковные хоры и устраивавший в дни постов грандиозные концерты под собственным управлением. В состав соединённого хора входило 500 и более певчих.

Продолжив позитивные начинания Филармонического и Концертного обществ, ИРМО оказало влияние на ход дальнейшего развития хорового искусства в России, что проявилось во многих отношениях. Абонементные симфонические концерты общества знакомили слушателей с малоизвестными сочинениями прошлых веков, а также произведениями современных авторов. Они включали образцы кантатно-ораториального жанра, хоровые фрагменты из опер, отдельные хоры западноевропейских и отечественных композиторов: Палестрины, Лотти, Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана, Мендельсона, Монюшко, Вагнера, Листа, Даргомыжского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Чайковского, Серова и других. Русские программы привлекали слушателей своей новизной. Рим-ский-Корсаков писал: «Не надо удивляться тому, что отрывки из „Руслана" или „Русалки" представляли в те времена интерес для симфонических концертов. „Руслан" на сцене давался с огромными купюрами, а „Русалка" вовсе не давалась» [8, 85]. Однако отметим, что хоровые сочинения занимали всё же незначительную часть концертных программ общества.

Важным начинанием Русского музыкального общества стало проведение конкурсов на сочинение хоровых пьес. Произведения, признанные лучшими, пополняли концертные программы. Так, кантата Н.Я. Афанасьева на слова Пушкина «Пир Петра Великого» для хора с оркестром, сочинённая на конкурс РМО, была исполнена во втором собрании 21 ноября 1850 года. Также специально для конкурса в 1876 году Римский-Корсаков написал хоры a'cappella «Татарский полон» и «Перед распятьем», за которые была присуждена премия. А представленный им на конкурс в том же году хор «Пленившись розой, соловей» удостоился похвального отзыва. Сборник из 6 хоров, признанных в этом творческом состязании лучшими, был издан В.В. Бесселем в Санкт-Петербурге в кратчайшее время, уже в 1877 году.

Программы симфонических концертов ИРМО включали премьеры хоровых сочинений. Например, в 41 сезоне (1899-1900) «в первый раз», как указывалось в афише, прозвучала кантата Римского-Корсакова «Песнь о вещем Олеге» под управлением автора.

Помимо хора ИРМО в концертах общества принимали участие другие коллективы: хор Санкт-Петербургской консерватории, хор А.А. Архангельского, а в 33 сезоне (1891-1892) в третьем собрании, посвящённом 100-летию кончины Моцарта, «Реквием» исполнил сводный хор немецких обществ St. Annenverein, St. Katharinenverein, St. Petersburger Singaca-demie, St. Petriverein и Liedertafel.

Необходимо отметить также важное направление, пропагандируемое ИРМО, связанное с совершенствованием концертных программ. Этот вопрос стал одним из важнейших в публикациях рубежа XIX-XX веков [5]. В статье «Об оздоровлении программ духовных концертов в Москве» С.В. Смоленский указывал: «Есть верное средство повернуть направление общественного мнения в полезную сторону. Средство это - духовные концерты, составленные толково и вне потакания всяким низменным вкусам, вне дешёвых успехов и эффектов, но с целями преуспеяния, истинного просвещения масс и ознакомления с успехами в области последнего периода в русском церковно-певческом искусстве» [9, 1146]. И далее: «Духовный концерт должен иметь в виду художественное наслаждение слушателей»

[9, 1147]. Он отмечал необходимость включения в концертные программы древних роспевов, а также новейших сочинений современных композиторов и делал вывод: «Предварительное исполнение таких произведений именно в духовных концертах, вне богослужения, в качестве последних новостей церковно-пев-ческой литературы, может лучше всего влиять на оздоровление вкуса слушателей» [9, 1148].

Важным и перспективным начинанием ИРМО стала организация так называемых «исторических концертов», программы которых строились по историческому принципу. Начало им положил А.Г. Рубинштейн в знаменитых концертных сезонах 1885/86 и 1886/87 годов. Эта идея была подхвачена передовыми деятелями в области хорового искусства, и уже в конце XIX века можно отметить большое количество подобных концертов. Они сыграли существенную роль в изменении репертуарной политики. Их организация связана с именами С.В. Смоленского в Москве и А.А. Архангельского в Санкт-Петербурге. В статье «Обзор исторических концертов Синодального училища церковного пения в 1895 г.» [10] Смоленский обобщил опыт первых трёх духовных концертов, которые он определил, как историко-этнографические. Их программы охватывали церковные песнопения от XVII до конца XIX века и, таким образом, прочерчивали путь эволюции русской духовной музыки. Программа первого из них демонстрировала ранние произведения русских композиторов (В. Титов) и сочинения «заезжих» итальянцев (Б. Галуппи, А. Сапиенца, И.Д. Сарти). Основу второго концерта составляли сочинения изысканно-виртуозной и сентиментальной школы учеников и подражателей итальянцев, среди которых - С. Дегтярёв, А. Ведель, иеромонах Виктор, А. Есаулов, Д. Бортнянский, Г. Ломакин. В третьем были представлены переложения древних напевов и оригинальные произведения композиторов-современников -П. Турчанинова и П. Чайковского. Цель исторических концертов, выдвинутая Смоленским, была достигнута: благодаря отличному исполнению известных и любимых сочинений концерты привлекли внимание слушателей, а вместе с тем подготовили их к знакомству и восприятию главного национального достояния - подлинных древнерусских песнопений

и сочинений современных композиторов. Тщательно продуманная и детально изложенная музыкально-историческая информация, размещённая в буклете, способствовала верному восприятию слушателями исполняемых песнопений. Такие концерты, а также циклы концертов выполняли важную просветительскую функцию, знакомя слушателей с историческим развитием музыкального искусства.

Заметки в периодической печати изобиловали призывами к необходимости претворения в концертных программах идеи становления русской хоровой музыки. Исторические концерты, сопровождаемые подробными устными комментариями или же в письменной форме (в виде программки или очерка) формировали у слушателей знания о процессе становления отечественной музыкальной культуры, способствовали развитию художественного вкуса, приобщению к лучшим образцам хорового искусства. Сравнение сочинений, принадлежащих разным школам и стилевым направлениям, приводило к мысли о предпочтении подлинно русского пути, отражённого в сочинениях композиторов-современников. Пополнение концертных программ современными произведениями приветствовалось критиками. Репертуар хоров, как столичных, так и губернских, уездных центров, сельских местностей постепенно совершенствовался, демонстрируя претворение в жизнь данного выбора.

В связи с этим особо выделим огромную роль ИРМО в распространении музыкальной культуры по всей стране. Если средоточием концертной жизни на протяжении XIX века был Санкт-Петербург, то в конце столетия отмечается оживление концертной деятельности и в провинции. Большое значение в распространении хоровых концертов имела активная работа создаваемых в различных уголках России певческих обществ, состоявших, как правило, из музыкантов-любителей. При них открывались певческие классы, организовывались хоровые коллективы, регулярно устраивались благотворительные концерты.

Идея популяризации творчества отечественных композиторов нашла претворение в многогранной деятельности авторов хоровых сочинений: они сами занимались организацией концертов, включая в них свои произведе-

ния. Многие музыкальные вечера сопровождались лекциями, беседами, раскрывающими особенности и преимущества современной музыки. Так, в одной из заметок в журнале «Хоровое и регентское дело» сообщалось о том, что 18 марта 1912 года в Зале Общественного Клуба состоялась лекция на тему «Новейшие течения современной русской церковной музыки», которую прочёл композитор А.В. Никольский [6]. Содержание лекции, достаточно глубокое, включало исторический обзор различных течений в области церковно-певческой культуры XIX века, а также краткую характеристику исполняемых сочинений. Помимо произведений Рахманинова, Чеснокова, Кастальского в программу концерта были включены сочинения Никольского. Нередко композиторы, вынося на суд слушателей свои творения, выступали и в качестве дирижёров. Например, 13 декабря 1914 года в Пензе соединённым хором в количестве 100 человек была исполнена Литургия Никольского под управлением автора.

Немаловажное значение для подъёма хоровой культуры имели гастроли по стране ведущих хоровых коллективов. Среди них, прежде всего, необходимо отметить деятельность капеллы А.А. Архангельского и двух московских коллективов - Синодального и Чудовского хоров, демонстрировавших высочайший уровень исполнительского мастерства. Попасть на выступления этих коллективов было непросто. Так, в рецензии на концерт певчих Чудовского монастыря в Курске отмечалось: «Ни один концерт последних лет не собирал такого громадного количества публики... Громадный зал Дворянского собрания был буквально переполнен; входные места и хоры были наполнены такими густыми массами, что в антракте не было возможности пройти, а протиснуться к стульям и креслам было довольно затруднительно» [7, 3].

Подъём хоровой культуры в провинции в значительной степени стал возможен благодаря усиленному вниманию к вопросам музыкального образования и воспитания. Повсеместно организовывались певческие, регентско-певческие курсы, в рамках которых силами обучающихся устраивались концерты.

Энергичная деятельность членов ИРМО способствовала преобразованию музыкальных кружков в училища. В регионах выдвинулись активные личности, возглавившие движение,

направленное в сторону роста профессионализма в области музыкального искусства. Исследования последних лет демонстрируют достаточно полную картину подъёма культуры в российских провинциальных городах в начале XX столетия [13]. Так, в 70-х годах XIX века в Ростове-на-Дону был организован Кружок любителей совместного пения и музыки, члены которого организовали хор. В конце столетия благодаря стараниям М.Л. Пресмана он был преобразован в Ростовское отделение ИРМО с хоровым классом при нём. В 1900 году на его базе открылось музыкальное училище. Силами учащихся организовывались концерты, осуществлялись постановки хоров из опер. К 1913 году в училище были учреждены курсы хорового пения - светского и духовного, а также открыт специальный регентский класс, которым руководил выпускник Петербургской консерватории Г.М. Давидовский. Результатом совершенствования системы музыкального образования стал мощный подъём музыкальной культуры, в том числе хоровой, как в городе, так и в регионе.

Подводя итог, необходимо отметить, что среди многочисленных факторов, способствовавших развитию хорового исполнительства в России, достижению значительных высот в начале XX веков, важную роль сыграло Русское музыкальное общество, направлявшее свою деятельность в область просвещения народа, организации концертов, совершенствования образования.

В советский период инициативы РМО были подхвачены Всероссийским хоровым обществом (ВХО), образованным в 1957 году. Основной целью его деятельности стало развитие художественного воспитания и образования в СССР, повышение профессионализма хоровых коллективов. Это время отмечено созданием огромного количества любительских хоров, активно концертировавших, неуклонно повышавших свой исполнительский уровень, осваивавших крупные сочинения современных композиторов. В 1987 году ВХО было преобразовано во Всероссийское Музыкальное общество, Устав которого свидетельствует о том, что оно стало правопреемником ВХО и наследником традиций РМО.

Проблема хорового воспитания и образования чрезвычайно актуальна и в наши

дни, что подтверждают публикации последних лет, посвящённые культурам разных стран, как древним, так и современным. Чрезвычайно остро стоит проблема мотивации пения в хоре; исследователи предлагают различные пути привлечения музыкантов-любителей в певческие коллективы, подчёркивают важную роль хорового пения в совершенствовании личности, её творческом развитии.

В России после длительного запрета вновь организуются духовные концерты, однако они в значительной степени отличаются от дореволюционных [4]. Их программам свойственна полижанровость, зрелищность, что соответствует запросам современного слушателя, отвечает требованиям нового времени. Вместе с тем, необходимо помнить и сохранять многовековые традиции русской хоровой культуры, способствовать их восстановлению и укоренению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гарднер И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Т. 2. История. М. : Православ. Свято-Тихон. Богослов. ин-т, 2004. 530 с.

2. Гусин И.Л., Ткачёв Д.В. Государственная академическая капелла имени М.И. Глинки. Л., 1957.

3. Дабаева И.П. Духовные концерты как форма музыкальной жизни России в XIX-XX веках. Ростов н/Д. : Антей, 2016. 172 с.

4. Дабаева И.П. Духовный концерт в культуре современной России: традиции и новаторство // Проблемы муз. науки. 2013. № 2(13). С. 134-138.

5. Дабаева И.П. Русские духовные концерты XIX - начала XX века в зеркале музыкальной критики // Проблемы муз. науки. 2014. № 4(17). С. 82-86.

6. Миловский Ф., свящ. Лекция-концерт // Хоровое и регентское дело. 1912. № 3. С. 81.

7. Православный. Концерт митрополичьего хора // Курская быль. 1914. 06 марта. № 53. С. 3-4.

8. Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. М. : Музыка, 1980. 397 с.

9. С[моленск]ий С.В. Об оздоровлении программ духовных концертов в Москве // РМГ. 1900. № 47. С. 1145-1148.

10. Смоленский С.В. Обзор исторических концертов Синодального училища церковного пения в 1895 году // Русская духовная музыка в документах и материалах. М., 2002. Т. 2: Синодальный хор и училище церковного пения: Исследования. Документы. Периодика. Кн. 1. С. 197-217.

11. Финдейзен Н.Ф. Музыка в русской общественной жизни начала XIX века // РМГ. 1900. № 48. С. 11701179.

12. Финдейзен Н.Ф. Очерк деятельности Санкт-Петербургского отделения Императорского Русского музыкального общества (1859-1909). СПб. : Тип. Главного Управления Уделов, 1909. 240 с.

13. Krylova A.V. The role of the imperial Russian Musical Society in the formation of the musical infrastructure of Rostov-on-Don // Music Scholarship. 2016. № 1. P. 83-89.

14. Sargeant L.M. A new class of people: The conservatoire and musical professionalization in Russia, 18611917 // Music & Letters. 2004. Vol. 85, № 1. Р. 41-61.

15. Sargeant L.M. Harmony and Discord: Music and the Transformation of Russian Cultural Life. Oxford Univ. Press. 2011. 368 p.

REFERENCES

1. Gardner I.A. Bogosluzhebnoe penie Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi. T. 2. Istoria [Church Singing of the Russian Orthodox Church. Vol.2: History]. Moscow, 2004. 530 p.

2. Gusin I.L., Tkachev D.V. Gosudarstvennaya akademicheskaya kapella imeni M.I. Glinki [State academic M.I. Glinka capella]. Leningrad, 1957. 171 p.

3. Dabaeva I.P. Dukhovnye kontserty kak forma muzikal'noy zhizni Rossii v XIX-XX vekakh [Concerts of Sacred Music as one of the forms of the Russian musical life in the XIX-XX Centuries]. Rostov-on-Don, 2016. 172 p.

4. Dabaeva I.P. Dukhovny kontsert v kul'ture sovremennoy Rossii: traditsii I novatorstvo [The Sacred Concert in the Culture of Contemporary Russia: Traditions and Innovations]. Problemy muzykalnoy nauki [Music Scholarship]. 2013. No. 2(13), pp. 134-138.

5. Dabaeva I.P. Russkie dukhovnye kontserty XIX - nachala XX veka v zerkale muzikal'noy kritiki [Russian Concerts of Sacred Music of the 19th and Early 29th Centuries through the Prism of Musical Criticism]. Prohlemy muzykalnoy nauki [Music Scholarship]. 2014. No. 4(17), pp. 77-81.

6. Milovskiy F., sviashch. Lektciya-kontcert [Lectuare-concert]. Khorovoe i regentskoe delo [Choir and regent affair]. 1912. No. 3, pp. 81.

7. Pravoslavniy. Kontsert mitropolich'ego khora [The concert of Mitropolit choir]. Kurskaya hil' [Kursk reality]. 1914. March 06. № 53, pp. 3-4.

8. Rimskiy-Korsakov N.A. Letopis'moey muzikal'noyzhizni [The history of my musical life]. Moscow, 1980. 397 p.

9. S[molensk]iy S.V. Ob ozdorovlenii program dukhovnykh kontsertov v Moskve [About the Improving the Programs of Sacred Concerts in Moscow]. Russkayamuzihkal'nayagazeta [Russian Musical Newspaper]. 1901. No. 47. pp. 1145-1148.

10. Smolenskiy S.V. Obzor istoricheskich kontsertov Sinodal'nogo uchilishcha tserkovnogo peniya v 1895 godu [Overniew of the Historical Concerts of the Synod College of Church Singing in 1895]. Russkaya dukhovnaya muzyka v dokumentakh i materialakh. T. 2. Kn. 1 [Russian Sacred Music in Document and Materials. Vol. 2: The Synod Choir and College for Church Singing: Research. Documents. Periodicals. B. 1]. Moscow, 2002, pp. 197-217.

11. Findeizen N.F. Muzika v russkoy obschestvennoy zhizni nachala XIX veka [The Music in Russian social life in the beginning of XIX centuary]. Russkaya muzihkal'naya gazeta [Russian Musical Newspaper]. 1900. No. 48, pp. 1170-1179.

12. Findeizen N.F. Ocherk deyatel'nosti Sankt-Peterhurgskogo otdeleniya Imperatorskogo russkogo muzikal'nogo ohschest-va (1859-1909) [The sketch of activity of Sankt-Petersburg section of imperial Russian Musical Society (1859-1909)]. St. Peterburg, 1909. 240 p.

13. Krylova A.V. The role of the imperial Russian Musical Society in the formation of the musical infrastructure of Rostov-on-Don. Music Scholarship. 2016. No. 1, pp. 83-89.

14. Sargeant L.M. A new class of people: The conservatoire and musical professionalization in Russia, 1861-1917. Music & Letters. 2004. Vol. 85. No. 1, pp. 41-61.

15. Sargeant L.M. Harmony and Discord: Music and the Transformation of Russian Cultural Life. Oxford University Press, 2011. 368 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.