Научная статья на тему 'ХОРЕЗМСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО: НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА ГИДЖАКЕ'

ХОРЕЗМСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО: НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА ГИДЖАКЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
30
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИДЖАК / ШКОЛА ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА / ХОРЕЗМСКАЯ ШКОЛА ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ОРАЗИБОН / КОРА ДАЛИ / УШЛИ УФОРИСИ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Матякубов Ж.Ж.

Хорезмская школа исполнительства на гиджаке также имеет особое значение и является одним из древних искусств Хорезма. В этой школе есть талантливые исполнители, музыканты и их труд заслуживает особого признания и восхищения. Стоит отметить работу Олланазара Хасанова и его учеников Отаназара Ибадуллаева, Улугбека Куранбоева из Хорезмской школы исполнительства гиджака. Именно в этой школе мы хотим рассказать о тех произведениях, которые благодаря гиджаку приобрели еще большую красоту и неповторимость. В данной статье представлена информация об уникальных произведениях, относящихся к хорезмскому музыкальному искусству и исполняемых на инструменте гиджак.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KHOREZM MUSICAL ART: ON THE EXAMPLE OF PERFORMING ON THE GIDZHAK

the Khorezm school of performing on gidzhak also has a special significance and is one of the ancient arts of Khorezm. There are talented performers and musicians in this school, and their work deserves special recognition and admiration. It is worth noting the work of Allanazar Khasanov and his students Otanazar Ibadullayev, Ulugbek Kuranboev from the Khorezm school of performing gidzhak. It is in this school that we want to tell about those works that, thanks to gidzhak, have acquired even greater beauty and uniqueness. This article presents information about unique works related to the Khorezm musical art and performed on the gidzhak instrument.

Текст научной работы на тему «ХОРЕЗМСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО: НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА ГИДЖАКЕ»

ХОРЕЗМСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО: НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА ГИДЖАКЕ Матякубов Ж.Ж.

Матякубов Жалолиддин Жуманиязович - преподаватель, кафедра макомного пения, Узбекский национальный институт музыкального искусства им. Юнуса Раджаби, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: Хорезмская школа исполнительства на гиджаке также имеет особое значение и является одним из древних искусств Хорезма. В этой школе есть талантливые исполнители, музыканты и их труд заслуживает особого признания и восхищения. Стоит отметить работу Олланазара Хасанова и его учеников Отаназара Ибадуллаева, Улугбека Куранбоева из Хорезмской школы исполнительства гиджака. Именно в этой школе мы хотим рассказать о тех произведениях, которые благодаря гиджаку приобрели еще большую красоту и неповторимость. В данной статье представлена информация об уникальных произведениях, относящихся к хорезмскому музыкальному искусству и исполняемых на инструменте гиджак.

Ключевые слова: гиджак, школа исполнительства, Хорезмская школа исполнительства, музыкальное искусство, Оразибон, Кора Дали, Ушли уфориси, музыкальное произведение.

KHOREZM MUSICAL ART: ON THE EXAMPLE OF PERFORMING ON THE

GIDZHAK Matyakubov D.D.

Matyakubov Djaloliddin Djumaniyazovich - Teacher, DEPARTMENT OFMAKOM SINGING, UZBEK NATIONAL INSTITUTE OF MUSICAL ART NAMED AFTER YUNUS RAJABI, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the Khorezm school ofperforming on gidzhak also has a special significance and is one of the ancient arts of Khorezm. There are talented performers and musicians in this school, and their work deserves special recognition and admiration. It is worth noting the work of Allanazar Khasanov and his students Otanazar Ibadullayev, Ulugbek Kuranboev from the Khorezm school of performing gidzhak. It is in this school that we want to tell about those works that, thanks to gidzhak, have acquired even greater beauty and uniqueness. This article presents information about unique works related to the Khorezm musical art and performed on the gidzhak instrument.

Keywords: gidzhak, school of performance, Khorezm school of performance, musical art, Orazibon, Kora Dali, Ushli uforisi, musical composition.

УДК 787.1.4

Хорезмское искусство имеет свое направление. Невозможно сравнить Хорезмские произведения с другими произведениями. У каждого из музыкантов этого оазиса есть свой мир, свое творчество и свой стиль исполнения и, можно сказать, своя школа исполнения. И певцы, и музыканты, чувствуя, древность этого искусство, своим творчеством и исполнением вносят свой вклад в его дальнейшее развитие и передачу следующему поколению.

Одним из произведений, исполняемых на инструменте гиджак, является "Кора дали", музыкальный ход данной мелодии с античной структурой напоминает минималистическое направление в современной музыке. Причина, по которой его называют минималистичесским, заключается в том, что тема одной мелодии повторяется в разных нотах. Нет другой темы связывающего их, поэтому использовалась тема в минимальном уровне [1]. "Кора дали" также тематически идентичен, каждая часть повторяется три ноты выше. Эти части также одинаковы. Но из-за того, что он исполняется из других нот, кажется, что все они разные. Среди них музыкальные произведения, похожие на накорат, то есть бозгуй, объединяют все части. Кроме того, умело составлены малые и большие кульминации. В последнее время эту мелодию также исполняют, вставляя в нее текст, как песня. В исполнении Алланазара Хасанова этот минималистичный дух еще более утрирован и еще ближе приближен к душе слушателя. Усли рассмотреть причину названия произведения, мы знаем что, в различных легендах такие имена, как Гирот, Дулдул от, Кора Байыр, даются верным хозяину, чистокровным лошадям. Кора дали - это также имя одного из таких верных лошадей. Причина, по которой произведение назван в честь лошади, заключается в том, что ее усуль дойры напоминает ходьбу лошади, которая делает медленный шаг.

Мелодия "Оразибон" также является одним из красивейших произведений Хорезмского музыкального искусства и очень красиво звучит на инструменте гаджжак. На самом деле "Ораз" означает лицо. А "Бон", то есть "бам" нижняя, точнее начальная часть. Произведение состоит из трех частей, первая часть

называется "Оразибон", вторая часть называется "Уфори", а третья часть "Уйин уфори". Он построен на оригинальных нотах макома Сегох, а часть "Уйин уфори" один к одному с Уфори Сегох в макоме Сегох. В данном произведении исполняется усули дойры уфар, то есть первая часть «Оразибон» исполняется на усуле «огир уфар» (тяжелый уфар), вторая часть в ускоренном виде того же усуля, а третья часть называется "шух уфари". Исполняя эту мелодию в гиджаке, Хорезмские музыканты стремились к высотам, не нарушая ни одного из законов исполнения. Именно в этом произведении ярко проявляется мастерство, талант музыканта.

"Оразибон" произведение, созданное на основе дворцовой музыки то есть макомов, была создана в Хорезме для исполнения на народных праздниках для мужчин. На самом деле "Оразибон" занял свое место в ряду инструментальной музыки, и впоследствии Камил Хорезми включил это произведение в число макомов дутара, переведя его на ноты танбура [1]. Данное произведение на самом деле звучит по-своему на инструментах дутор и сурнай. В настоящее время "Оразибон", представленный в виде "ялла" (один из видов песен), исполняется певцами. Инструментальный ход "Оразибон" исполняется в непрерывном стиле. А его пение как "ялла" часто прерывается перерывами и короткими паузами.

Еще одно древнее и популярное произведение "Ушли уфориси" восходит именно к древней истории Хорезмского искусства. Именно этот дух чувствуется, когда они исполняют это произведение в сопровождении гиджака. Это произведение также называют "Ушир уфориси". Существуют многосерийные жанры, под названием Мавриги или Бухорча, которые очень популярны в Бухаре и Самарканде. Такие же жанры известны в Хорезме с давних времен, они называются, как Садри Гусфанд, Ушли Уфори, Мухаббат, Хива Уфори. "Ушли уфориси" также является двухчастным музыкальным произведением, структура которого такая же, как и у Сегох.

Наставники говорят, что в Хорезме жил и творил мужчина-певец, по прозвищу Ушли. Все произведения, которые он исполнял, были танцевальными, он одновременно исполнял и танцы, и музыку. Он жил примерно во второй половине 17-века, во временах Абулгази Баходирхана. Слухи о творениях Ушли доходят и до хана. Известно, что макомное исполнение развивалось во дворце, и никакой другой музыки, кроме макомной, во дворце не исполнялось. Поэтому хан не приглашал Ушли во дворец, и на свадьбы, на которые он танцевал, ходил в одежде простого народа. В книге "Шаджарай Турк" написано, что Абулгази-Хан переодевался в обычные одежды и ходил на свадебные представления в родной стране, чтобы насладиться искусством исполнителей, музыкантов [2]. "Ушли уфориси" остался в истории, со ссылкой на имя того же исполнителя.

Когда слушаем исполнение "Ушли уфориси", обнаруживаем, что первая его музыкальная часть-тяжелая, а вторая-быстрая. Произведение состоит из сложных музыкальных дорожек, а его исполнение требует от исполнителя высокого мастерства. В Хорезмском музыкальном искусстве много таких произведений. На самом деле, Хорезмский народ издавна уделял внимание музыкальному искусству. Даже до сих пор нет ни одной семьи, которая бы не умел танцевать, исполнять музыку. В доказательство этого великий мыслитель узбекского народа, поэт Алишер Навои в своем эпосе "Саббаи Сайёр" с восторгом писал о музыкальном искусстве Хорезма. Написано, что возлюбленная Бахрома Дилором умела играть на духовом инструменте. Его учителем, был самый известный в то время музыкант Ходжа Хорезми, который научил Дилорома играть на духовом инструменте. Ходжа Хорезми покупает Дилорома на рабовладельческом рынке и привозит её в Хорезм. У неё был очень красивый голос и он обратил на это отдельное внимание. В Хорезме Дилором начала учиться играть на музыкальных инструментах и петь. Дилором узнает секреты искусства от многих певцов и певиц в Хорезме [3]. Опираясь на эти данные, можно сказать, что до нашествия Чингисхана в Хорезм и во время расцвета государства среди народа было много людей, которые занимались музыкой.

Тысячи людей в городе Древний Ургенч Хорезма были много семьи, которые изготавливли и продавали только дутар. Конечно, это может показаться много для Хорезма, но, учитывая, что в то время население современного города Ургенч составляло полтора миллиона человек, это число может быть столь убедительным.

Список литературы /References

1. Матёкубов Ш. "Анъанавий хонандалик асослари". Ташкент, 2022.

2. Абулгозий Баходирхон. "Шажараи Турк", "Чулпон". Ташкент, 1992.

3. Навоий А."Сабъаи сайёр", "Янги аср авлоди". Ташкент, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.