Научная статья на тему 'Холокост, геноцид, репрессии: экология памяти'

Холокост, геноцид, репрессии: экология памяти Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
662
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОЛОКОСТ / РЕПРЕССИИ / МЕМОРИАЛИЗАЦИЯ ПАМЯТИ / ЭКОЛОГИЯ ПАМЯТИ / ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИИ ПАМЯТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Геращенко С.А.

В статье рассматривается проблема экологизации культурно-исторической памяти на примере «сложных» проблем истории: Холокоста, политических репрессий и др. В связи с этим предлагается замена понятия «мемориализация памяти» на понятие «экология памяти».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Холокост, геноцид, репрессии: экология памяти»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_

непосредственное отношение к конкретным проблемам Маньчжурии. Сельскохозяйственная проблематика в научных исследованиях общества была одной из ведущих. Помимо специализированной секции, связанной непосредственно с изучением сельского хозяйства, научная работа велась на Сунгарийской речной биологической станции, в Северо-маньчжурском опытном ботаническом саду, в научной библиотеке, Отделе исторического архива и Краевом музее общества.

В 1928 г. Министерство народного просвещения Китайской Республики приняло решение об открытии в Харбине сельскохозяйственной школы [2; с. 29]. В перспективе реализации данного проекта могла привести к восстановлению деятельности русских специалистов-аграрников в прежнем объёме. Однако, переворот, осуществлённый Чжан Сюэляном, не позволил этому проекту осуществиться. На основании предписания департамента народного просвещения ОРВП от 10 апреля 1928 г. ОИМК лишалось самостоятельности и переподчинялось этому департаменту [3; с. 133]. Собственно с этого времени начинается этап постепенного угасания научных исследований в области аграрной сферы, требующий дальнейшего изучения.

Суммируя вышеизложенное отметим, что на протяжении длительного исторического периода русский фактор играл значительную, а порой и определяющую роль в становлении и развитии аграрного комплекса в Маньчжурии. При этом первые научные учреждения сельскохозяйственного профиля, а также учебные заведения с преподаванием сельскохозяйственных дисциплин были созданы здесь именно русскими людьми и на русские деньги. Работу русских специалистов-аграрников, трудившихся на опытных полях, в лабораториях, учебных заведениях в условиях оторванности от исторической Родины можно оценить как героическую. Стоит помнить и тот исторический факт, что фундамент современной сельскохозяйственной науки и практики её применения в Маньчжурии был заложен именно русскими людьми, русскими предпринимателями и специалистами-аграрниками из Земельного отдела КВЖД, МСХО и других исследовательских центров, самоотверженно работавших в созданных ими же многочисленных сельскохозяйственных научных и образовательных учреждениях.

Список использованной литературы:

1.Мелихов Г.В. Российская эмиграция в Китае (1917-1924 гг.). М.: Ин-т российской истории РАН, 1997. 245 с.

2. Баранов И.Г. К вопросу об открытии сельскохозяйственной школы в Харбине // Вестник Маньчжурии. Харбин. 1928. № 8. С. 29-34.

3. К вопросу о переходе ОМК в ведение Д.Н.П. // Известия Общества Маньчжурского края. Харбин. 1928. № 7. С. 133-134.

© Белоглазов Г.П., 2017

УДК 930.85

С.А. Геращенко

Учитель истории, заместитель директора по УВР

МОУ «СОШ №24» г. Саратов, Российская Федерация

ХОЛОКОСТ, ГЕНОЦИД, РЕПРЕССИИ: ЭКОЛОГИЯ ПАМЯТИ

Аннотация

В статье рассматривается проблема экологизации культурно-исторической памяти на примере «сложных» проблем истории: Холокоста, политических репрессий и др. В связи с этим предлагается замена понятия «мемориализация памяти» на понятие «экология памяти».

Ключевые слова

Холокост, репрессии, мемориализация памяти, экология памяти, воспитание экологии памяти.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_

Феномен экологизации культурно-исторической памяти современных подростков и молодежи остается заброшенным и непонятым «ноу-хау» современных исследователей-культурологов. Сочетание двух терминов - «экология» и «память» - остается за гранью восприятия большинства обывателей и авторитетных педагогов, тогда как некоторые из них, например, З.Б. Бабаян, считают, что «проблема сохранения культурной памяти и культурного наследия все более отчетливо вырисовывается в общественном сознании», а «необходимость ее исследования объясняется и тем, что прошедший век был веком социальных катаклизмов, приведших, среди прочего, к деформации единства культурно-исторической памяти народов, входящих в состав России, когда гибели подверглась значительная часть культурного наследия» [2, с. 15]. В связи с этим знаковым явлением может стать замена понятия «мемориализация памяти» на понятие «экология памяти», что объясняется более глубоким смыслом последнего, включающим не только увековечивание, но и осмысление изучаемого исторического явления или процесса.

На данный момент далеко за рамками школьного курса остаются темы, преподавание которых требует особого трепета и внимания со стороны любого педагога. Ведь от того, каким будет объяснение таких легких и, в то же время, тяжелых слов как «толерантность», «терроризм», «репрессии», «Холокост», «геноцид» и др., зависит будущее не только нашей страны, но и всей планеты. Как известно, одно нажатие красной кнопки может стереть с лица Земли целые континенты. Значит, основная задача учителя на данный момент -научить, предупреждая последствия даваемых знаний, и воспитать, предупреждая нажатие той самой кнопки.

Тема Холокоста особо обострилась в связи с всплеском антисемитизма в начале 2000-х гг., когда на уровне ОБСЕ было принято решение «способствовать реализации образовательных программ, направленных на противодействие антисемитизму, <...> сохранение памяти о трагедии Холокоста и просвещение в этой области» [4; с. 9].

На многочисленных конференциях, симпозиумах, круглых столах поднимались и продолжают подниматься самые различные аспекты этой темы. Но в дискуссиях чувствуется бережное отношение к обсуждаемому, балансирование на тонкой грани между тем, что преподносит официальная историография и тем, что активно муссируется в средствах массовой информации и в Интернет-пространстве. Такое балансирование напоминает простую истину: сколько существует людей - столько и мнений, точек зрения, позиций, а иногда даже и поз. Сейчас становится понятным, что обычных разговоров с подростками и молодежью о Холокосте (Шоа, катастрофе.) будет просто недостаточно. Кроме обыденной повествовательной учительской вербалистики необходимы свидетельства очевидцев, прошедших все. И невербальное общение, будь то взгляд, движение, эмоциональный порыв - тоже действенные методы.

Огромную роль в воспитании экологии памяти играет переписка и дневниковые записи периода Великой Отечественной войны. Очередной сборник «Сохрани мои письма.», выпущенный в 2016 г. НПЦ «Холокост» содержит около трехсот письменных документов и редких фотографий, большинство из которых публикуется впервые [1]. Особую ценность представляют дневники партизанского командира А. Виницкого, врачей И. Барона и И. Фридлянда, а также письма писателя Э. Казакевича, Героя Советского Союза Е. Белинского. Публикуемые документы ярко отражают повседневную жизнь на фронте и в тылу, непростые проблемы эвакуированных. Многие строки рассказывают о любви и верности, заботе о судьбах детей.

Помимо темы Холокоста существует целый ряд «сложных» тем. Одной из них является тема противодействия терроризму и экстремизму. В день солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября) не только в Беслане, но и по всей стране вспоминают жертв террористических актов, а также сотрудников правоохранительных органов, погибших при выполнении служебного долга.

В рамках проекта «Урок истории вне рамок», который реализуется в МОУ «СОШ №24» в 2016-2017 учебном году, прошло занятие, тема которого была сформулирована так: «Жизнь прервалась, словно нить». Основой для его проведения послужил сюжет документального фильма И. Доценко «Беслан. Прерванный урок», в котором затронуты судьбы лейтенанта А. Бероева, учителя З. Азиевой, А. Гайтова. После просмотра фильма учащиеся 11 класса смогли в очередной раз осознать ценность человеческой жизни, а также задались вопросом о том, те ли жизненные приоритеты выбирает каждый из нас. Тяжелое молчание, повисшее в классе перед обсуждением, лучше всяких слов передало напряженные мысли о чем-то сокровенно своем, что действительно бесценно.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_

Второе занятие «Памятник из лагерных столбов», приуроченное ко Дню памяти жертв политических репрессий, прошло в форме дискуссии с анализом ситуации морального выбора [3]. Учащиеся узнали, что этот День является по-настоящему выстраданной памятной датой, история которого кроется в Дне политзаключенного, проведенного в 1974 г. по инициативе диссидентов К. Любарского и А. Мурженко. Основой для дальнейшей работы стал сюжет документального фильма С. Медведева «Расстрелять, как бешеных собак», который повествует о весьма противоречивой личности А.Я. Вышинского, занимавшего пост Прокурора СССР в период массовых политических репрессий 1930-х гг.

После просмотра фильма работа учащихся строилась по двум направлениям. Одни приняли участие в обсуждении дискуссионных вопросов, другие смогли выразить свои эмоции от увиденного карандашами на заранее приготовленных листах бумаги. Было сформулировано несколько дискуссионных вопросов, основными среди которых являлись:

1. Обоснованы ли политические репрессии 1930-1950-х гг. в Советском Союзе?

2. Чему способствовали «массовые чистки»: укреплению существующего политического строя или его внутреннему расколу?

3. ...А был ли «заговор»?

Вокруг первого вопроса развернулась настоящая полемика. Спикеры апеллировали данными официальной статистики осужденных по политическим мотивам в 1921-1952 гг., положениями принципа гуманизма, опровергали целесообразность репрессий, что подтвердилось затяжным началом Великой Отечественной войны. Единство во мнениях отразил вопрос «...А был ли «заговор»?». Учащиеся признали, что заговор, скорее всего, был, но масштабы его явно преувеличивались, а методы борьбы были античеловечными. В заключение ребята смогли сформулировать собственное мнение о репрессиях, например: «На мой взгляд, «массовые чистки» способствовали и укреплению существующего политического строя, т.к. в СССР удерживалась жесткая дисциплина, но при этом и происходил внутренний раскол, ведь доносительством занимались абсолютно все. Значительная часть репрессий нарушала существовавшее законодательство и основной закон страны - советскую Конституцию. Эту историю не подвергнуть забвению. Об этом говорят маски скорби, установленные по всему бывшему Союзу» (Анастасия Б., 11 класс).

Главное, что можно вынести из такой формы работы, - ценен каждый человек, каждая личность. Ведь, например, всего за одной фразой «окончательное решение еврейского вопроса» стояла судьба целого народа, миллионов личностей. И здесь вновь стоит сопротивляться огосударствлению истории, ссылаясь на важность человеческого фактора. История имеет лицо. Даже не лицо, а миллиарды лиц тысячи поколений. Именно это и нужно доказать нашим современникам.

Возникает необходимость поиска путей дальнейшего сохранения и развития исторической памяти и ее экологизация. Каждый из числа наших учеников имеет право критически и осмысленно относится к информации, которую ежедневно получает из самых разных источников. Какой она будет, в немалой степени зависит и от нас: каждый учитель всегда может найти поддержку своей инициативы у своих коллег, готовых поделиться собственным опытом донесения знаний по проблемным темам; разъяснить то, о чем когда-то сами размышляли. Тогда все, что можно назвать миром наших детей, станет более гуманным, реалистичным, а они смогут воспользоваться своими способностями размышления и сохранения памяти о прошлом.

Список использованной литературы:

1. «Сохрани мои письма...» //Сборник писем и дневников евреев периода Великой отечественной войны. Вып. 4-й. / Составители: И.А. Альтман, Л.А. Терушкин //Под ред. и с предисловием И.А. Альтмана. М., 2016 - 288 с.

2. Бабаян З.М. Инновационный подход к рассмотрению проблемы культурного наследия и культурной памяти народов и этносов // Международный журнал исследований культуры. 2012. № 1 (6). С. 15.

3. Курьянов М.А. Активные методы обучения : метод. пособие / М.А. Курьянов, В.С. Половцев. Тамбов, 2011. - 80 с.

4. Преподавание тем холокоста и антисемитизма: Обзор и анализ образовательных подходов / Пер с англ. С. Черфаса. Варшава, 2006. - 222 с.

© Геращенко С.А., 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.