Раздел 10 ЭКОНОМИКА
Редакторы раздела:
ИННА НИКОЛАЕВНА САННИКОВА - доктор экономических наук, профессор, зав. каф. бухучета, аудита и анализа Алтайского государственного университета (г. Барнаул)
ТАТЬЯНА ВАЛЕРЬЕВНА ТЕРЕНТЬЕВА - доктор экономических наук, проректор по НИР, зав. каф. бухучета и аудита (г. Владивосток)
УДК 330.322
Boris О.А. HOLISTIC MANAGEMENT INFORMATION AS A FACTOR IN THE STRATEGIC DEVELOPMENT OF SOCIAL INNOVATION ORIENTED ORGANIZATION. The essence of the article is shown by the relevance of the holistic development of the social orientated innovative enterprise (SOIE), its place in the modern business community, as well as the analysis of information management as one of the most important factors of the holistic SOIEdevelopmentand a holistic model of information management in the strategic management of the organization.
Key words: holistic development, social innovation-oriented enterprise information management.
О.А. Борис, доц. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», докторант каф. теории
менеджмента, государственного и муниципального управления, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ХОЛИСТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИЕЙ КАК ФАКТОР СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В статье обусловлена актуальность холистического развития социально ориентированного инновационного предприятия (СОИП), представлено его место в современном бизнес-сообществе, а также проведен анализ управления информацией, как одного из важнейших факторов холистического развития СОИП и разработана модель холистического управления информацией при стратегическом управлении организацией.
Ключевые слова: холистическое развитие, социально ориентированное инновационное предприятия, управление информацией.
Трансформация российской экономики, ее переход на рыночные условия хозяйствования, а также убыстряющиеся темпы глобализации принципиально меняет характер деятельности современных предприятий. Если в 80-е годы их целевой задачей являлось преимущественно решение проблем, связанных с рациональной организацией всей совокупности внутренних ресурсов и процессов для выполнения установленных вышестоящими инстанциями плановых показателей производственной деятельности, то к настоящему времени ситуация претерпела
принципиальные изменения [1]. Постепенно к бизнес-сообществу приходит понимание того, что организация - это живой организм, который необходимо рассматривать целостно. Поэтому особую актуальность приобретают вопросы развития холистического подхода к изучению социально ориентированного инновационного предприятия.
Социально-ориентированные инновационные организации - представители сектора новой, инновационной экономики, это новаторы, которые используют инновационные идеи и различ-
Рис. 1. Место социально-ориентированной инновационной организации в обществе
ные ресурсы для решения социальных проблем. Их деятельность приводит к устойчивым позитивным социальным изменениям. Другими словами, это социальное предпринимательство с инновационной направленностью и наоборот. Социальноэкономическое инновационное предприятие занимает особое место в обществе (рис.1).
Термин «холизм» используется уже достаточно длительное время. Холизм в широком смысле позиция в философии и науке по проблеме соотношения части и целого, исходящая из качественного своеобразия целого по отношению к его частям. В более узком смысле под холизмом понимают «философию целостности», разработанную южноафриканским философом Я. Смэтсом, который в 1926 году и ввел термин «холизм».
«Холизм, - писал Я. Смэтс, - не только созидателен, но и самосозидателен, и его конечные структуры гораздо более целостны, чем его первоначальные структуры» [2].
Важнейшее значение приобретают факторы холистического развития организации. Стоит отметить, что фактор - это движущая сила, причина какого-нибудь процесса, обусловливающая его или определяющая его характер [3].
Основываясь на всем вышесказанном, можно дать определение фактору холистического развития организации. Это направление или причина, благодаря которой в процессе длительного функционирования компании становится возможным и необходимым холистический взгляд на ее развитие.
Большинство из них лежат в областях управления персоналом, информацией, а также финансового менеджмента и управления маркетингом, т.к. именно они определяют успешное функционирование любой компании.
Данные сферы деятельности предприятия и будут являться базовыми направлениями развития холистического подхода науки философии в менеджмент организации. К основным факторам холистического развития организации относят: управление холистическим маркетингом; холистическое управление финансами; холистическое управление персоналом; холистическое управление информацией.
Несмотря на то, что работа организации может охватывать гораздо более широкие сферы управления (производством, ресурсами, временем и пр.), перечисленные области деятельности выбраны не случайно. Они, на наш взгляд, наиболее эффективно определяют основные конкурентные преимущества организации в современном мире.
Одними из важнейших звеньев управления организацией, требующие, на наш взгляд, холистического управления, являются информационные ресурсы.
Информация - это новые сведения, позволяющие улучшить процессы, связанные с преобразованием вещества, энергии и самой информации. Под информационными ресурсами следует понимать совокупность информации т организационных, нормативных, правовых, технических и программных средств, обеспечивающих возможность сбора, передачи, накопления, хранения и актуализации данных, а также реализованную возможность предоставления их пользователям в соответствии с конкретными запросами в удобной для них форме, в заданные сроки и по оговоренной цене [4].
В условиях современных реалий любая бизнес-структура, стремящаяся максимально использовать конкурентные преимущества, нуждается в эффективном управлении информационными ресурсами. Система информационного обеспечения, во-первых, способствует прозрачности всего процесса управления, во-вторых, позволяет принимать решения в режиме реального времени, что способствует гибкости реагирования на требования рынка. В связи с подобными процессами обостряется потребность современных бизнес-структур в выработке комплексной методологии оценки экономического, организационного, информационного потенциала, что в отсутствие информационной системы не представляется возможным [5].
Управление информацией - это новое направление, призванное скоординировать деятельность по работе с информацией, включая информационные технологии, информационную безопасность, маркетинг, рекламу и применение информации ее пользователями. В статье мы рассмотрим это направление с привычной для читателя точки зрения - обеспечения информационной безопасности [6].
Стоит отметить, что всё чаще возникает понимание прямой зависимости между качеством управления информационными ресурсами корпорации и эффективностью управления в целом,
рациональной организаций всех ресурсов, максимальной отдачей от них. Только в этом случае интегрированная система способна раскрывать свой конкурентный потенциал, адаптироваться к быстроизменяющимся условиям внешней среды, иметь четкое представление о результатах финансово-хозяйственной деятельности и системе показателей эффективности, принимать взвешенные и обоснованные управленческие решения [5].
Именно поэтому логичным становится следующее целепо-лагание в построении системы информационного менеджмента: целью создания системы управления информацией корпоративной структуры может являться, на наш взгляд, стремление к максимально положительной результативности управленческих решений в корпоративной среде с использованием информационных технологий и систем.
Во многом успешность в выстраивании той или иной модели информационного обеспечения зависит от методов или подходов к управлению информацией, которые предполагают более подробного рассмотрения и характеристики каждого из них.
1. Управление метаданными. Любая интеграционная система характеризуется сложной, разветвленной, разнонаправленной структурой информационных ресурсов, которая, на первый взгляд, трудно поддаются иерархизации и упорядочиванию. Решить данную проблему призвано такое направление в информационном менеджменте, как управление метаданными или Metadatamanagement. Оно позволяет выявить генетические связи, семантику, пути доступа к данным.
Цель метаданных - сформировать целостное внутрикорпоративное семантическое определение той или иной информации с целью её дальнейшего упорядочивания и использования для построения информационных подсистем низших уровней. Применительно к менеджменту метаданные определяют модель бизнес-процессов, в свою очередь характеризуемые бизнес-функциями и бизнес-элементами. Первые отвечают за тип бизнес-отношений, реализуемые интегрированной системой, вторая - за средства этой реализации, что приобретает особое значение, в таких корпоративных секторах, как «Производство», «Сбыт», «Маркетинг» и других [5].
Метаданные помогают в рамках той или иной интегрированной системы структурировать, «разложить по полкам» основные характеристики бизнес-отношений как внутри неё, так и в процессах взаимодействия с экономической средой, что способствует выстраиванию четкого, отлаженного механизма управления корпорацией в целом.
2. Управление мастер-данными. Около 15% всей информации в интегрированных системах являются определяющими при принятии тех или иных управленческих решений. Эти данные принято называть «мастер-данные», а направление, изучающее этот подход называют MasterDataManagement. Мастер-данные обеспечивают целостный взгляд на основные компоненты бизнеса, они направлены на создание основы для построения гибких корпоративных информационных систем. Правильное управление мастер-данными помогает решить несколько основных задач, стоящих перед интегрированными системами: построить эффективное управление отношениями с внешней средой: клиентами, партнерами, государством в целом; сконцентрировать наиболее важные данные интегрированной системы для продуктивной работы всех её компонентов как единого целого, то есть обеспечить связанность и синхронность данных, используемых различным подразделениями и службами корпорации [7].
3. Бизнес-аналитика. Бизнес-аналитика или BusinessIn-telligence призвана оптимизировать задачи бизнеса путем рациональной системы фиксации, хранения и анализа информации, она ориентирована на облегчение труда сотрудников путем автоматизации бизнес-процессов, сбора, обработки связанных с ними данных. Особое значение бизнес-аналитика принимает на этапах формулировки стратегии интегрированной системы, когда необходимо выработать четкий механизм управления корпоративной средой, обеспечивающий максимально возможную эффективность функционирования всех её компонентов.
Также, по нашему мнению, данный подход интересен, прежде всего, тем, что позволяет сконцентрировать усилия различных специалистов в области менеджмента, информационных технологий, производства, сориентировав их труд на решение конкретных проблем, возникающих на этапе реализации стратегии интегрированной структуры.
Таблица 1
Холистическая модель управления информацией при стратегическом управлении организацией
Управление метаданными Управление мастер-данными Бизнес- аналитика Интеграция данных
1 2 3 4 5
Этап 1. Предварительная оценка состояния предприятия, определение основных ориентиров (целей и миссии) предприятия и периода разработки стратегии Является основополагающим, т.к. описывает фактуру информационного массива, задает критерии для дальнейшей систематизации Не применяются
Этап 2. Углубленное исследование внешней среды организации и определение потребительского рынка Вспомогательный подход, применяется при корректировке итогов первого этапа Основополагающий подход, т.к. позволяет оценить и проанализировать внутреннюю и внешнюю среды, расставить приоритеты в процессе дальнейшего развития Как правило, не применяются
Этап 3. Оценка сильных и слабых сторон деятельности предприятия
Этап 4. Выбор определяющей стратегической модели развития предприятия с учетом стадии его жизненного цикла и вариантов стратегии в рамках этой модели Вспомогательные подходы, применяются при несоответствии результатов последующих этапов с итогами первых Основополагающий подход, т.к., переходя от общего к частному, позволяет конструктивно решать задачи, связанные с текущей деятельностью Не применяется
Этап 5. Выбор и проработка собственной стратегии и формирование системы стратегических целей
Этап 6. Конкретизация целевых показателей стратегии по периодам ее реализации, разработка стратегического плана
Этап 7. Реализация стратегии и оценка результатов деятельности Вспомогательные подходы Основополагающий этап, т.к. с его помощью возможно получить промежуточные итоги деятельности, произвести корректировку и проанализировать причины отклонений
4. Интеграция данных. Интеграция данных призвана упорядочить оперативную информацию, накапливающуюся в процессе функционирования интегрированной системы. Для этого интеграция использует различные средства, такие как консолидация (сбор данных из нескольких источников, необходимых для формирования оперативной и сводной отчетности), федерализация (извлечение различных данных согласно внешним требованиям), обмен данными (в целях согласованности и достоверности данных в рамках управления интегрированной системой).
Целью интеграции в формате информационного обеспечения является получение цельных и достоверных корпоративных бизнес-данных. Интеграция данных может быть описана с помощью модели, которая включает приложения, продукты, технологии и методы [7].
В таблице 1 представлена холистическая модель управления информацией при стратегическом управлении организаци-
Библиографический список
ей. За основу взяты этапы стратегического менеджмента, представленные в учебнике, под редакцией д.э.н., профессора В.Н. Парахиной [8].
Анализируя таблицу 1, необходимо сделать вывод, что в условиях современных интеграционных преобразований информационный менеджмент становится эффективным механизмом управления любой компанией, важной частью инфраструктуры бизнеса и основой управления практически всеми ресурсами предприятия. Перспективным направлением в развитии организации является создание, производство и использование информационного потенциала. Применение холистического подхода к управлению различными областями организации повышает эффективность предприятия, позволяет достичь конкурентоспособности, а также адекватно и своевременно реагировать на изменения, происходящие во внешней среде.
1. Букреев А.М. Анализ концептуальных моделей управления персоналом на предприятии / А.М. Букреев, М.Ю. Шаповалов // Организатор производства. - 2007. - № 3.
2. Академик. Словари и энциклопедии [Э/р]. - Р/д: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/3172/СМЭТС.
3. Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка [Э/р]. - Р/д: http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=81998.
4. Аслаева, С.Ш. Информация, как важный ресурс в управлении экономикой // Вестник челябинского государственного университета. -2006. - № 5.
5. Подгорнов, В.В. Подходы к управлению информацией в современных интегрированных системах и их значение на этапах стратегического планирования // Вестник Казанского ГАУ. - 2011. - № 4(22).
6. Информационная безопасность [Э/р]. - Р/д: - http://www.itsec.ru/articles2/control/ypravlenie-informaciei/
7. Черняк, Л. Задачи управления мастер-данными // Открытые системы. - 2007. - № 5.
8. Парахина, В.Н. Стратегический менеджмент: учебник / В.Н. Парахина, Л.С. Максименко, С.В. Панасенко. - М., 2012.
Bibliography
1. Bukreev A.M. Analiz konceptualjnihkh modeleyj upravleniya personalom na predpriyatii / A.M. Bukreev, M.Yu. Shapovalov // Organizator proizvodstva. - 2007. - № 3.
2. Akademik. Slovari i ehnciklopedii [Eh/r]. - R/d: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/3172/SMEhTS.
3. Ushakov, D.N. Boljshoyj tolkovihyj slovarj sovremennogo russkogo yazihka [Eh/r]. - R/d: http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=81998.
4. Aslaeva, S.Sh. Informaciya, kak vazhnihyj resurs v upravlenii ehkonomikoyj // Vestnik chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. -2006. - № 5.
5. Podgornov, V.V. Podkhodih k upravleniyu informacieyj v sovremennihkh integrirovannihkh sistemakh i ikh znachenie na ehtapakh strategicheskogo planirovaniya // Vestnik Kazanskogo GAU. - 2011. - № 4(22).
6. Informacionnaya bezopasnostj [Eh/r]. - R/d: - http://www.itsec.ru/articles2/control/ypravlenie-informaciei/
7. Chernyak, L. Zadachi upravleniya master-dannihmi // Otkrihtihe sistemih. - 2007. - № 5.
8. Parakhina, V.N. Strategicheskiyj menedzhment: uchebnik / V.N. Parakhina, L.S. Maksimenko, S.V. Panasenko. - M., 2012.
Статья поступила в редакцию 19.07.13
УДК 371:351.851
Letaeva TV., Sofronov V.N. BACKGROUND TO THE CREATION OF EDUCATIONAL MIKROREGIONAL IN THE CLUSTER (FOR EXAMPLE, MICROREGIONS «NORTH OF CHELYABINSK REGION»). The main views on creation of special forms of cooperation with enterprises, educational institutions located in the same area, in order to improve the quality of training workers and specialists for economy microregions. Given the notion of educational mikroregional cluster.
Key words: cluster, scientific-educational cluster, microregion, mikroregion educational cluster, innovation economy, highly skilled professionals.
Т.В. Летаева, канд. экономических наук, зав. каф. экономики, финансов филиала ФГБОУ ВПО «ЮжноУральский гос. университет» (НИУ), г. Озерск, E-mail: [email protected]; В.Н. Софронов, канд. экономических наук, доц. каф. экономики и управления Озерского технологического института-филиала
Национального исследовательского ядерного университета МИФИ, г. Озерск, E-mail: [email protected]
ПРЕДПОСЫЛКИ К СОЗДАНИЮ МИКРОРЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА (НА ПРИМЕРЕ МИКРОРЕГИОНА «СЕВЕР ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ»)
В работе рассмотрены основные взгляды на создание особых форм сотрудничества образовательных учреждений с предприятиями, расположенными на едином территориальном пространстве, с целью повышения качества подготовки рабочих и специалистов для экономики микрорайонов. Дано понятие образовательного микрорегионального кластера.
Ключевые слова: кластер, научно-образовательный кластер, микрорегион, микрорегиональный образовательный кластер, инновационная экономика, высококвалифицированные специалисты.
Переход Российской Федерации от преимущественно сырьевой к инновационной экономике неизбежный факт. При этом огромное значение придается переходу на инновационный путь развития не только центральных регионов, крупных индустриальных и научных центров, но и отдаленных территорий.
Инновационным с точки зрения применения в России является кластерный подход к развитию экономики регионов. В настоящее время теоретические аспекты кластерного подхода хорошо проработаны [1].
Основной же проблемой эффективной деятельности по производству конкурентоспособной продукции является нехватка, а порой и отсутствие высококвалифицированных мотивированных на высокопроизводительную качественную работу рабочих и специалистов.
Проблема обеспеченности промышленного производства высококвалифицированными рабочими и специалистами в периферийных регионах страны стоит очень остро. Одним из способов решения этой проблемы является совместная деятельность предприятий и учреждений образования при подготовке именно тех рабочих и специалистов, которые нужны работодателям.
Для этих целей создаются научно-образовательные кластеры. В основном большинство научно-образовательных и образовательных кластеров создаются на основе отраслевой
принадлежности. Несомненно, что такие типы научно-образовательных кластеров имеют ряд преимуществ - это четкая отраслевая направленность, скорее всего на обеспечение конкретных предприятий конкретными специалистами, четкая территориальная направленность взаимодействия учебных учреждений и предприятий.
Но, по всей видимости, существует и ряд недостатков. Одним из них является недостаточность обеспеченности высококвалифицированными кадрами предприятий, не входящих в отраслевую принадлежность данного кластера. Ведь помимо предприятий «основной» отрасли региона имеются десятки и сотни предприятий и организаций других отраслей промышленности и сферы услуг, которым также требуются высококвалифицированные рабочие и специалисты.
Решение этой проблемы, то есть обеспечение как можно большего количества предприятий и организаций высококачественными специалистами, особенно в периферийных регионах, может быть осуществлено через создание образовательных кластеров не на базе ведущих региональных ВУЗов, центры которых находятся в столицах регионов и объединяющие предприятия по отраслям, а на самих отдаленных территориях. Данный образовательный кластер должен действовать в интересах всех предприятий, находящихся на данных территориях, в интересах инновационного развития экономики периферийных муниципальных образований.