ISSN 2311-8768 (Online) Математический анализ и моделирование в экономике
ISSN 2073-4484 (Print)
ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ХОЛИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПОСТРОЕННЫХ МОДЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ*
Ольга Александровна БОРИСа, Игорь Игоревич ШАНИНЬ^
а доктор экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Северо-Кавказский федеральный университет,
Ставрополь, Российская Федерация
ь кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики и финансов, Воронежский государственный
лесотехнический университет им. Г.Ф. Морозова, Воронеж, Российская Федерация
• Ответственный автор
История статьи:
Принята 29.10.2015 Принята в доработанном виде 02.12.2015 Одобрена 01.02.2016
УДК 338.24 JEL: 035, Р21
Ключевые слова:
холистическое управление, инновации, социально ориентированные предприятия
Аннотация
Предмет. Социально ориентированные инновационные организации являются новым рыночным институтом, который оптимально сочетает экономическую устойчивость и социальную ответственность, что особенно важно для модернизации современной российской экономики.
Цели. Построение механизма холистического управления, необходимого социально ориентированному инновационному бизнесу для создания или совершенствования структуры некоммерческих или коммерческих организаций, в основе деятельности которых лежит направленность на достижение положительных изменений в экономической обстановке. Методология. При построении механизма холистического управления на основе построенных моделей социально ориентированного инновационного предприятия использовались сформированные базовые модели социально ориентированных предприятий (СОИП) с учетом их отличительных свойств. Проведенное экономико-математическое моделирование социально ориентированного инновационного предприятия позволило выработать необходимые и рациональные модели холистического управления этими предприятиями. Моделирование проводилось на основе математического описания аппарата матриц, что позволило зафиксировать исходные данные и полученные результаты в табличной форме, так как эта форма удобна при обработке данных в компьютерных программных средствах. При экономико-математическом моделировании также использовался матричный метод при построении матриц для последующего описания типа социально ориентированного предприятия при холистическом управлении. Результаты. Сформирован механизм холистического управления, который строится на основе проведенного моделирования и отобранных моделей социально ориентированного инновационного предприятия.
Выводы. Исследование социально ориентированных предприятий позволило сформировать механизм холистического управления СОИП, в котором наиболее наглядным образом отображается функционирование и взаимодействие всех отобранных моделей СОИП. Этот механизм функционирует посредством пяти сценариев действий, согласно текущей ситуации на предприятии. Каждый сценарий необходимо применять в соответствии со значениями приоритетности определенных областей в зависимости от модели СОИП.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
Интересы общества представляются органами государственной власти (федеральный уровень) и местного самоуправления (региональный уровень). Органы государственной власти формируют и реализуют государственную научно-техническую политику, которая ориентирована на научно-технический подъем всех сфер экономики, повышение результативности производства, развитие научно-технического потенциала, а также уровня образования населения. В связи с этим
*Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ. Грант № 15-36-50432 «Модели и механизмы холистического управления инновационной деятельностью социально ориентированного предприятия».
крайне необходимо сформировать рычаги государственного воздействия на компании в целях повышения эффективности
функционирования их инновационной и социальной составляющих.
Одной из важнейших проблем деятельности механизмов государственной активизации создания социально ориентированных
предприятий (СОИП) является установление значения власти в инновационном развитии как в каждой отдельной организации, так и в среде в целом. В настоящее время государство приостановило выполнение своей
координирующем роли на рынке социальных инноваций, поэтому возникло инициативное взаимодействие между отдельными субъектами. Стоит также отметить, что приоритетные направления взаимодействия на инновационное развитие, которые исходят от людей, безусловно, носят субъективный характер, следовательно, ими можно и нужно управлять.
Направления государственной поддержки создания социально ориентированных
предприятий в Российской Федерации представлены на рис. 1.
Создание большего количества социально ориентированных инновационных предприятий -это приоритетная задача Российской Федерации, так как именно они выведут нашу страну на новый уровень развития в мировом сообществе.
Социально ориентированные предприятия слишком сложны, чтобы исследовать их по частям, поэтому особое значение приобретает целостный, или холистический, подход к управлению развитием предприятиями подобного типа.
Механизм холистического управления социально ориентированной инновационной организацией представлен на рис. 2.
Этот механизм состоит в выборе холистических управленческих решений по каждой области деятельности предприятия в зависимости от модели СОИП. Выбор решений управленческого характера (или сценариев действий) совершается в зависимости от важности конкретного направления для достижения определяющих целей каждой модели социально ориентированного инновационного предприятия.
Выбор сценариев необходимо устанавливать по приоритетности определенных областей по моделям СОИП, определяемых экспертным путем в каждой непосредственной компании. При этом учитывается общее видение совокупности областей и их взаимосвязей.
Варианты сформированных взаимосвязей, которые получены авторами проекта для ряда социально ориентированных инновационных организаций, представлены в табл. 1.
Обеспечение сопоставимости измерителей эффективности и результативности
функционирования СОИП в различных областях реализуется измерением в долях единицы всех параметров при расчете показателей. Расчет
представленных показателей производится основе расчета холистических критериев.
на
1. Коэффициент социальной рассчитывается по формуле
.а Рс.а / ^с.а-,
активности Хсл
(1)
где Рс.а - эффективность социальной активности;
Зс.а - затраты на социальную активность.
2. Подсчет итогов среднего результата, осуществляемый через определение общего уровня интенсивности, рассчитывается по формуле
P =-
с.а вн
2 Z X
(2)
X(Х-) '
где х - средняя арифметическая по г-й шкале; 1 - число шкал; г - число позиций шкалы.
3. Холистический параметр эффективности инновационной активности СОИП равен
X ИН =
П И
КВЛ
ИН
С И
(3)
где Хин - холистический показатель
эффективности инновационной активности;
Пин - прибыль от инноваций;
КВЛин - капитальные вложения в инновации;
Син - стратегичность / перспективность инноваций.
4. Расчет квалиметрической оценки сферы работы социально ориентированного инновационного предприятия (управление персоналом) осуществляется по формуле
Ху.п = Пртр х Удр
(4)
где Ху.п - холистический показатель эффективности управления персоналом СОИП;
Пртр - производительность труда работников СОИП;
Удраб - удовлетворенность работой персонала СОИП.
Стоит отметить, что в рамках научно-исследовательской работы по каждой области,
которая описана на рис. 2, достаточно подробно составлены пять сценариев действий, выбор которых осуществляется следующим образом:
— если у социально ориентированного инновационного предприятия по определенному направлению имеется первый приоритет, то для комплексного повышения холистической эффективности предприятию необходимо осуществить все пять сценариев;
— если второй приоритет - то с первого по четвертый сценарий и т.д.;
— если у области функционирования для данного типа СОИП стоит пятый, последний, приоритет, то выполнять следует только первый сценарий.
Так, если на втором этапе холистического управления СОИП наблюдается отклонение по некоторым параметрам, то необходимо принимать меры, исходя из приоритета направления для каждого типа СОИП (см. табл. 1). Очевидно, что социальная активность и инновационная деятельность имеют первостепенный приоритет в деятельности, так как в противном случае компания не будет считаться социально ориентированной инновационной организацией.
Области СОИП, к которым применим механизм холистического управления, условно делятся на две большие группы:
1) процессы (социальная активность, маркетинг и инновационная деятельность);
2) ресурсы (персонал, информация, финансы).
Особенность холистического управления процессами заключается в том, что спорные вопросы управления зачастую связаны с недостаточной эффективностью использования ресурсов.
Для более глубокого понимания
функционирования механизма холистического управления СОИП представим пример его действия для управления персоналом.
По нашему мнению, это самое важное направление управления социально
ориентированным инновационным предприятием. Ведь зачастую грамотная мотивационная политика руководства организации приводит компанию к большей результативности при меньших затратах на остальные области деятельности. Когда работники мотивированы, ощущают свою значимость для компании, они могут работать
достаточно эффективно и в не совсем идеальных условиях.
Предлагаемые авторами проекта гипотетические сценарии действий при спорных вопросах и необходимости холистического управления персоналом наглядно представлены на рис. 3. Все мероприятия относятся к области мотивации труда сотрудников.
Анализируя рис. 3, стоит добавить, что когда ситуация с управлением персоналом на социально ориентированном инновационном предприятии сложна, то его руководителю необходимо использовать первый сценарий действий и пригласить в организацию внешнего специалиста, которым может быть преподаватель вуза, консультант, эксперт в области управления персонала, карьерный коуч или тренер (зачастую это все один человек).
В начале исследования этой области целесообразно представить ее проблемные индикаторы. Так, основные индикаторы проблем социально ориентированного инновационного предприятия по части управления персоналом включают текучесть кадров, низкую мотивацию сотрудников работать, нарушение субординации, снижение производительности труда и прочие факторы.
Консультант в области управления персоналом -это еще новая и редкая в России, но достаточно престижная профессия. Стратегия развития персонала организации, активизация персонала, предупреждение конфликтов, перестройка структур и нововведения - вот некоторые задачи, решаемые наиболее успешными консультантами.
Для определения мотивационной структуры, как сказано во втором сценарии, необходимо использовать различные формы анкетирования и опросов. Бывает, что система стимулирования, которая устоялась в компании, более не работает в отношении ключевых сотрудников социально ориентированного инновационного предприятия. В этом случае важно учесть основные ценности персонала и предпринять корректирующие меры (например, материальные надбавки,
дополнительные социальные гарантии/привилегии (туристические поездки, санаторно-курортное лечение, предоставление рабочего автомобиля, грамоты/похвала, управление карьерой (перестановка персонала) и пр.).
Меры третьего сценария могут включать организацию эффективного рабочего места и
производительного трудового процесса без лишних простоев, а также перегрузки для персонала социально ориентированного инновационного предприятия.
Следующий, четвертый, сценарий действий в области управления персоналом включает специфические действия по активизации сотрудников. К таким мерам относят формирование «ящика предложений» и организацию различных внутрифирменных конкурсов среди сотрудников. Эти мероприятия возможно использовать по отдельности, так как оба являются достаточно результативными и дают возможность персоналу ощутить свою значимость для руководства и сформировать устойчивый уровень приверженности социально
ориентированному инновационному предприятию.
В современный век развития компьютерных технологий и Интернета «ящик предложений» является чаще всего виртуальным. В нем работники организации высказывают свои просьбы, предложения и жалобы во Всемирной паутине - на официальном сайте СОИП или в электронном ящике.
При этом необходимо остерегаться излишней формализованности процедуры (то есть сделать, чтобы было), а также выделить работника, который постоянно проводит мониторинг поступаемых предложений в специально созданном для этих целей электронном ящике, отбирает лучшие, доводит до сведения руководства и информирует персонал о выбранных вариантах. Без этого мотивационная ситуация на предприятии может еще более усугубиться.
Организация различных конкурсов среди персонала (например, «Лучший работник года») помимо указанных преимуществ сформирует определенный уровень соперничества между сотрудниками, что, безусловно, поднимет общую
производительность труда СОИП и заинтересованность в работе.
Пятый сценарий повышения холистической эффективности управления персоналом СОИП -установление дополнительных коммуникаций с руководителем социально ориентированного предприятия. Например, организация так называемого дня открытых дверей СОИП, цель которого в зависимости от того, какую информацию руководитель стремится донести до подчиненных, может заключаться в приближении руководства к сотрудникам, объяснении миссии предприятия и т.д.
Организацию дополнительных коммуникаций без передвижений в другие аудитории и использования специальных технологий целесообразно организовывать на маленьких предприятиях. В крупных же компаниях организация этого мероприятия возможна в форме вопросов - ответов в конференц-зале или телемоста и видеоконференции (что также удобно при наличии филиалов).
Практическое применение механизма
холистического управления к оставшимся областям функционирования социально ориентированного инновационного предприятия аналогично описанному примеру по повышению мотивации сотрудников.
Таким образом, можно сделать вывод, что механизм холистического управления СОИП - это организованная и упорядоченная система взаимодействия экономических, социальных и инновационных процессов, происходящих в СОИП, на основе совокупности принятия специфических холистических решений, которые носят комплексный характер и обеспечивают достижение заданных целей функционирования и развития организации.
Таблица 1
Приоритетность определенных областей в зависимости от модели СОИП
Тип СОИП Встроенная Интегрированная Интегрированная Внешняя Внешняя Внешняя
модель модель № 1 модель № 2 модель № 1 модель № 2 модель № 3
Маркетинг 4 4 2 3 2 3
Персонал 3 2 4 5 3 5
Социальная 1 1 1 1 1 1
активность
Инновации 1 1 1 1 1 1
Финансы 5 3 5 4 4 2
Информация 2 5 3 2 5 4
Источник: составлено авторами
Рисунок 1
Система мер государственной поддержки активизации инновационной и социальной деятельности предприятий в России
Рисунок 2
Механизм холистического управления социально ориентированным инновационным предприятием
Рисунок 3
Предлагаемые сценарии действий при проблемах в управлении персоналом
Список литературы
1. Ансофф И.Х. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1998. 519 с.
2. Васильева Е.В. Проблемы управления инновационным развитием предприятия // Проблемы современной экономики. 2011. № 3. С. 363-364.
3. Воронцова О.Г. Роль и значение имиджа в формировании конкурентоспособности современной организации // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. 2008. № 9. С. 4.
4. Калюгина Т.Г., Парахина В.Н. Мультипликативный эффект применения инновационной формы организации экономических систем // Инновационный Вестник Регион. 2012. № 3. С. 1-6.
5. Калюгина С.Н. Стратегические социальные альянсы промышленных предприятий и их влияние на развитие социальной ответственности российского бизнеса // Российское предпринимательство. 2011. № 2-1. C. 17-23.
6. Парахина В.Н., Борис О.А. Взаимосвязь менеджмента промышленной компании с проблемами и источниками инноваций // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 3. С. 74-79.
7. Попкова Е.Г., Шевченко А.Н., Кириллова С.С. Процедура формирования малых инновационных предприятий с выделением организационных, экономических и социально-психологических компонентов // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2013. № 89. С. 1242-1252. URL: http://ej .kubagro.ru/2013/05/pdf/22.pdf.
8. Пригожин А.И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, 2003. 863 с.
9. ХучекМ. Инновации на предприятиях и их внедрение. М.: Луч, 1992. 148 с.
10. Bezrukova T.L., Morkovkina S.S., Russia B.B., Shanin I.I., Popkova E.G. Methodological approach to the identification of predictive models of socio-economic processes for investment and innovative development of enterprises // World Applied Sciences Journal. 2013. Т. 27. № 11. P. 1443-1449.
11. Vasiltsova V.M., Dyatlov S.A., Vasiltsov V.S., Bezrukova T.L., Bezrukov B.A. Methodology of management innovation hypercompetition // Asian Social Science. 2015. Т. 11. № 20. С. 165-169.
12. De Melo F., Maslennikov V.V., Popova E.V., Bezrukova T.L., Kyksova I.V. Quantitative analysis in economics based on wavelet transform: a new approach // Asian Social Science. 2015. Т. 11. № 20.
13. Parahina V.N., Boris O.A., Bezrukova T.L., Shanin I.I. State support for creation and development of socially-oriented innovative enterprises //Asian Social Science. 2014. T. 10. № 23. P. 215-222.
14. Parakhina V.N., Novlkova E.N. The features of innovation in the Stavropol region // Theory and practice of management of the organization as a social and economic system: the identification, analysis and resolution of problems formation. Proceedings of the International Conference. Finland, Helsinki, 14-16 September 2013. 1. Kirov, MCNIP, 2013. C. 97-100.
С.66-73.
Финансовая аналитика: Financial Analytics:
проблемы и решения 8 (2016)10-19 Science and Experience
ISSN 2311-8768 (Online) Mathematical Analysis and Modeling in Economics
ISSN 2073-4484 (Print)
FORMING A MECHANISM FOR HOLISTIC MANAGEMENT THROUGH MODELS OF THE SOCIALLY-ORIENTED AND INNOVATIVE ENTITY
Ol'ga A. BORISa, Igor' I. SHANIN^
a North Caucasian Federal University, Stavropol, Russian Federation [email protected]
b Voronezh State University of Forestry and Technologies named after G.F. Morozov, Voronezh, Russian Federation [email protected]
• Corresponding author
Article history:
Received 29 October 2015 Received in revised form 2 December 2015 Accepted 1 February 2016
JEL classification: O35, P21
Keywords: holistic management, innovation, socially-oriented entity
Abstract
Importance Socially-oriented and innovative entities constitute a new market mechanism, which beneficially combines economic sustainability and social responsibility.
Objectives The research aims at setting up a holistic management mechanism needed to create or improve the structure of non-profit or profit-making entities, which pursue positive changes in the economic situation.
Methods We used basic models of socially-oriented entities in line with their salience. We forged necessary and reasonable models for holistic management of such entities. Modeling was performed through mathematical description of the matrix apparatus, thus allowing to capture source data and final results as a table. We also applied a matrix method for economic and mathematical modeling to set up matrices and further describe the type of socially-oriented entities as part of holistic management.
Results We formed a holistic management mechanism, which is based on modeling and selected models of the socially-oriented and innovative entity.
Conclusions and Relevance The research into socially-oriented entities allowed forming the holistic management mechanism, which reflected how all the selected models of socially-oriented entities function and interact. The mechanism is driven with five scenarios, in accordance with the current business situation. Each scenario should be applied in compliance with priority of certain areas and a socially-oriented entity model.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
Acknowledgments
The article was supported by the Russian Foundation for Basic Research, grant No. 15-36-50432 Models and
Mechanisms of Holistic Management and Innovative Activity of the Socially-Oriented Entity.
References
1. Ansoff I.H. Strategicheskoe upravlenie [Strategic Management]. Moscow, Ekonomika Publ., 1998, 519 p.
2. Vasil'eva E.V. Problemy upravleniya innovatsionnym razvitiem predpriyatiya [Problems of managing the entity's innovative development]. Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2011, no. 3, pp. 363-364.
3. Vorontsova O.G. Rol' i znachenie imidzha v formirovanii konkurentosposobnosti sovremennoi organizatsii [The role and importance of image for competitiveness of modern organizations]. Sotsial'no-ekonomicheskie i tekhnicheskie sistemy: issledovanie, proektirovanie, optimizatsiya = Socio-Economic and Technical Systems: Research, Design, Optimization, 2008, no. 9, p. 4.
4. Kalyugina T.G., Parakhina V.N. Mul'tiplikativnyi effekt primeneniya innovatsionnoi formy organizatsii ekonomicheskikh sistem [A multiplicative effect of applying the innovative form of business systems]. Innovatsionnyi Vestnik Region = Information Bulletin Region, 2012, no. 3, pp. 1-6.
5. Kalyugina S.N. Strategicheskie sotsial'nye al'yansy promyshlennykh predpriyatii i ikh vliyanie na razvitie sotsial'noi otvetstvennosti rossiiskogo biznesa [Strategic social alliances of industrial enterprises and their influence on the development of social responsibility of the Russian businesses]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2011, no. 2-1, pp. 17-23.
6. Parakhina V.N., Boris O.A. Vzaimosvyaz' menedzhmenta promyshlennoi kompanii s problemami i istochnikami innovatsii [Interrelation of management of the industrial company with problems and sources of innovation]. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy = Socio-Economic Phenomena and Processes, 2012, no. 3, pp. 74-79.
7. Popkova E.G., Shevchenko A.N., Kirillova S.S. [The procedure for formation of small innovative companies with allocation of organizational, economic, social and psychological components].
Politematicheskii setevoi elektronnyi nauchnyi zhurnal Kubanskogo gosudarstvenogo agrarnogo universiteta, 2013, no. 89, pp. 1242-1252. (In Russ.) Available at: http://ej.kubagro.ru/2013/05/pdf/22.pdf.
8. Prigozhin A.I. Metody razvitiya organizatsii [Corporate development methods]. Moscow, MTsFER Publ., 2003, 863 p.
9. Hucek M. Innovatsii na predpriyatiyakh i ikh vnedrenie [Corporate innovation and its implementation]. Moscow, Luch Publ., 148 p.
10. Bezrukova T.L., Morkovkina S.S., Russia B.B., Shanin I.I., Popkova E.G. Methodological Approach to the Identification of Predictive Models of Socio-Economic Processes for Investment and Innovative Development of Enterprises. World Applied Sciences Journal, 2013, vol. 27, no. 11, pp. 1443-1449.
11. Vasiltsova V.M., Dyatlov S.A., Vasiltsov V.S., Bezrukova T.L., Bezrukov B.A. Methodology of Management Innovation Hypercompetition. Asian Social Science, 2015, vol. 11, no. 20, pp. 165-169.
12. De Melo F., Maslennikov V.V., Popova E.V., Bezrukova T.L., Kyksova I.V. Quantitative Analysis in Economics Based on Wavelet Transform: a New Approach. Asian Social Science, 2015, vol. 11, no. 20, pp.66-73.
13. Parakhina V.N., Boris O.A., Bezrukova T.L., Shanin I.I. State Support for Creation and Development of Socially-oriented Innovative Enterprises. Asian Social Science, 2014, vol. 10, no. 23, pp. 215-222.
14. Parakhina V.N., Novikova E.N. The Features of Innovation in the Stavropol Region. Theory and Practice of Management of the Organization as a Social and Economic System: the Identification, Analysis and Resolution of Problems Formation. Proceedings of the International Conference. Finland, Helsinki, 14-16 September 2013. Kirov, MCNIP Publ., 2013, pp. 97-100.