Научная статья на тему 'Хочу быть как мой отец! роль отца в воспитании дошкольника'

Хочу быть как мой отец! роль отца в воспитании дошкольника Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
375
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИИ ОТЦА / ЗНАЧЕНИЕ ОТЦА / ПОТРЕБНОСТЬ В ОТЦОВСКОЙ ЛЮБВИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Урбаньска-булас Моника, Пастернак Агнешка

Слово «отец» у каждого вызывает различные воспоминания, ассоциации и ожидания. У старшего поколения отец ассоциируется, как правило, с человеком строгим, который общался с детьми только через мать. Для среднего поколения, пережившего период оккупации, отец это, прежде всего, хозяин семьи. Современные отцы все чаще участвуют в процессе воспитания детей, много играют и общаются с ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

I want to be like my father! The role of fathers in the upbringing of preschool children

The role of fathers in raising preschool children is closely connected with the features that a man performs in the family a husband and a father. In the modern family distribution of roles and responsibilities between spouses often depends on the conditions and restrictions set by their occupation. The role of women and men in the family is a subject to change. However, not all the features of men in the family amenable to social and cultural change. The article describes the functions performed by a father in the spiritual-philosophical aspect and in the psychological aspect. The article shows that the father's love is not the same as the mother's which is absolutely unconditional. Erich Fromm pointed out that to earn the love of a father, her child must meet certain conditions, be responsible, hard working, courageous, which in future will help her to overcome life's difficulties. Particular attention in the article is paid to situations where a child grows up without a father.

Текст научной работы на тему «Хочу быть как мой отец! роль отца в воспитании дошкольника»

М. Урбаньска-Булас, А. Пастернак

Хочу быть как мой отец!

Роль отца в воспитании дошкольника

Урбаньска-Булас Моника - аспирантка Педагогического института повышения квалификации в Люблине (Польша).

Пастернак Агнешка - психолог, специализированная психолого-педагогическая клиника в г. Скавина. Организатор системных и психодинамических курсов при кафедре психиатрии Медицинского колледжа Ягелонского университета в Кракове (Польша).

Слово «отец» у каждого вызывает различные воспоминания, ассоциации и ожидания. У старшего поколения отец ассоциируется, как правило, с человеком строгим, который общался с детьми только через мать. Для среднего поколения, пережившего период оккупации, отец это, прежде всего, хозяин семьи. Современные отцы все чаще участвуют в процессе воспитания детей, много играют и общаются с ними.

Обычаи и стереотипы постоянно меняются.

Но несмотря на это, в Польше остается много семей, которые до сих соблюдают старинные традиции. Отца члены семьи воспринимают как «сурового авторитета» и «хозяина в доме». Современная наука утверждает, что «отец, прежде всего, должен быть партнером в ежедневных домашних хлопотах, а также воспитывать потомство».

Роль отца в воспитании дошкольника тесно связана с функциями, которые мужчина выполняет в семье - как муж и отец. В современной семье разделение ролей и обязанностей между супругами часто зависит от условий и ограничений, связанных с их работой. Однако не все функции мужчины в семье поддаются общественно-культурным изменениям. Дело в том, что они определены анатомо-физиоло-гическими особенностями. Женщины и мужчины различаются по ряду качеств: силе и физической выносливости, гормональному уровню, оказывающему влияние на психику и поведение и др.

Функции отца в философско-духовном аспекте

Эти функции описаны Яцеком Пуликовским1. Они включают в себя создание условий (социальных и экономических) для членов семьи,

1 Пуликовский Я. Стоит быть отцом. - Познань, 1999.

в том числе физическую и психологическую безопасность, участие в воспитании детей, а также передачу потомству системы ценностей.

Отец несет ответственность за воспитание своего ребенка. Первый шаг, который он должен сделать в этом направлении, это приложить усилия к самообразованию. Самообразование формирует такие черты характера, как: ответственность (отец знает, что он делает, зачем он это делает, готов отвечать за свои поступки и расплачиваться за последствия), способность проявлять любовь к жене и детям, эмоциональную зрелость, стабильную и последовательную иерархию ценностей, а также: терпеливость, настойчивость, решительность, чувство юмора. Отец должен уметь признавать свои ошибки. Он имеет право и обязанность ставить перед ребенком определенные требования, вправе сказать ребенку «нет», отдавая себе отчет в том, что если он что-то делает, то только во благо ребенка. Проявление со стороны отца уважения и любви к матери является для ребенка лучшей моделью для подражания.

Значение отца в психологическом аспекте

Отцы, так же как и матери, имеют с ребенком сильную эмоциональную связь. Однако привязанность в поведении отцов проявляется иначе, чем в поведении матерей. «Мамочки»

больше времени посвящают кормлению и уходу за ребенком, дают детям больше нежности и больше разговаривают с ними. «Папочки» при этом основную часть времени посвящают играм. Кажется что чем старше становится ребенок, тем проще отцу найти с ним общий язык и тем больше времени он будет ему посвящать.

В действительности роль отца в воспитании дошкольника «растет» вместе с ребенком. Отец постепенно погружает ребенка в мир ценностей, предметов, талантов, сравнивает мир ребенка с «большим миром». А мать в первую очередь погружает ребенка в мир эмоций и отношений с людьми. Мама помогает грудному ребенку адаптироваться в домашней среде, где младенец является новым членом семьи.

Если говорить о том, кто и как формирует у ребенка главную роль, то отцы, вероятней всего, в большей степени заботятся о мужественности сыновей, нежели о женственности дочерей. Матери при этом склонны воспитывать детей одинаково, независимо от пола.

Папа, который восхищается своей дочкой, говорит ей комплименты, подчеркивает ее

женственность, интересуется ее делами, поддерживает ее, а также не боится ее обнять и идти с взрослой дочерью под руку, показывает ей, что она достойная женщина. Девочка, наблюдая за отношением отца к матери, а также к себе самой, формирует у себя представление и ожидания по отношению к противоположному полу, впоследствии это станет фундаментом для создания будущих связей в отношениях с мужчинами.

Сыновьям также необходима отцовская любовь. В давние времена, когда мальчикам исполнялось 7-10 лет, отцы забирали их у матерей и воспитывали самостоятельно. Существовал особый обряд посвящения в мужчины - достаточно жестокий. Детей раздевали, одежду сжигали, несколько дней им не давали еды. По завершении этого трагического ритуала залечивались все раны, и мальчикам давались мужские имена. Наличие рубцов и шрамов свидетельствовало о мужественности. Сын должен был заслужить признание своего отца.

Физический контакт в отношениях с сыном играет немаловажную роль. Форма контакта зависит от возраста ребенка: ласки и поцелуи в грудном возрасте, объятия и поглаживания по голове - в подростковом, рукопожатия и похлопывания по плечу - в юношеском. Наблюдая за отцом, учась у него различным вещам, проводя с ним время, играя и радуясь, мальчик постепенно начинает понимать свое мужское предназначение. Именно отец ставит перед сыном рациональные требования, позволяет получить его признание, согласие и восхищение, вселяет в сына веру, которая формирует в нем мужскую личность, а также согласие с самим собой, чувство уверенности в себе и самостоятельность.

Когда отца нет...

Характер детей, воспитанных без отца, в зависимости от возраста и пола может быть разным. Мальчики проявляют больше агрессии и непослушания, а развитие мужской роли может вообще обрести аномальную форму, если остался без отца в грудном возрасте. У девочек последствия воспитания без отца чаще всего заметны в старшем возрасте. Они становятся несмелыми и подавленными или наоборот - чересчур экстравертированными, превышающими границы межличностных отношений. Также стоит отметить, что на развитие личности ребенка влияет не только количество контактов с отцом, но и их качество.

Отсутствие отца в первые годы жизни может привести к проблеме половой идентификации, особенно у мальчиков. Когда отца нет, мальчика в основном воспитывает мать. Нет смысла искать мужской образец для подражания в яслях, детском саду или в начальной школе - польское общество достаточно феминизированное.

Е. Мандал утверждает, что знания о стереотипах, связанных с половыми признаками, являются одним из существенных источников формирования половой идентификации. Большинство исследователей датируют этот период первыми 18 месяцами жизни. Интенсивное развитие ребенка наступает в дошкольном возрасте. Когда отсутствует ориентир для подражания, ребенку тяжело интегрировать в свою самооценку знания о собственном поле. Если сравнивать образ отца и матери у детей дошкольного возраста и детей младшего школьного возраста, становится ясно, что с возрастом дети начинают чаще замечать различия в родительских функциях матери и отца. Дошкольники главным образом подчеркивают роль отца как приносящего доход в семью, а матери присваивают роль заботы и ухода за ребенком. Однако уже младшие школьники чаще акцентируют свое внимание на функциях опеки и воспитания со стороны отца. Возможно, это объясняется довольно распространенным мнением, что отцам гораздо проще находить общий язык с ребенком школьного возраста, так как они могут предложить ребенку гораздо больше интересных занятий (таких, как катание на велосипедах, прогулка в лес или зоопарк). Нет потребности в постоянном кормлении и уходе - в этом возрасте дети ведут себя более самостоятельно. Чрезмерная забота отца принесет ребенку только «вред», в этом нет необходимости. Чтобы сын понимал «кем все-таки является мужчина», ему нужна мать, которая может отдалить его от себя и направить в сторону отца. Чтобы у дочери сформировались девичьи манеры, а потом женственность (речь идет не только о строении тела, но и о жизненной позиции), ей необходим отец, который словно «безопасный мудрец» будет ею восхищаться, аккуратно формулировать требования, поощрять ее в познании реальности. Мать, хорошо отзываясь о своем муже, формирует тем самым у потомства положительное мнение о мужчинах.

В психологической практике встречаются случаи, когда молодые девочки с диагнозом

anorexia nervosa описывают своего отца как абсолютно нейтрального, незаинтересованного и не являющегося для них авторитетом. Девочки говорят о нем как о безразличном человеке, проявляющем минимальный эмоциональный интерес к их проблемам. Отцовская «булимичка», как правило, появляется в результате сверхопеки, которая выражается в чрезмерном контроле и вмешательстве. При этом отец не проявляет адекватной заботы с учетом возраста ребенка, часто меняя свое отношение.

Подведение итогов

У каждого ребенка должно быть два родителя - два человека, которые стабильным и активным образом участвуют в его жизни. Матери сложно самостоятельно обеспечить ребенку полноценное и правильное развитие. Роль настоящего человека и хорошего отца здесь трудно переоценить. Потребность в отцовской любви не появляется у ребенка спонтанно, ребенок требует внимания, помощи, а также участия отца в процессе воспитания.

Мать естественным образом любит своего ребенка только потому, что это ее ребенок, а не потому, что он выполнил какие-то конкретные условия или удовлетворил конкретные потребности. Отношение отца к ребенку проявляется несколько иным образом. Кажется, что отцовская любовь не такая, как материнская, абсолютно безусловная. Отец считает, что ребенок оправдает его ожидания, к примеру, станет приятным, вежливым, способным. Э. Фромм также подчеркивает, чтобы заслужить любовь отца, ребенку необходимо выполнить определенные условия, иметь такие черты характера, как ответственность, работоспособность, смелость, которые в будущем помогут ему преодолеть жизненные трудности. В связи с этим отцовская любовь может быть более требовательной и мотивирующей ребенка к саморазвитию. Хороший и мудрый отец является заботливым, теплым и близким с эмоциональной точки зрения, он любит своего ребенка и устанавливает для него одновременно рассудительные и последовательные требования. Но в первую очередь отец должен предъявлять к самому себе требование быть хорошим и мудрым отцом. ■

Журнал

«BLIZEJ PRZEDSZKOLA» (Польша)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.