М. Урбаньска-Булас, А. Пастернак
Хочу быть как мой отец!
Роль отца в воспитании дошкольника
Урбаньска-Булас Моника - аспирантка Педагогического института повышения квалификации в Люблине (Польша).
Пастернак Агнешка - психолог, специализированная психолого-педагогическая клиника в г. Скавина. Организатор системных и психодинамических курсов при кафедре психиатрии Медицинского колледжа Ягелонского университета в Кракове (Польша).
Слово «отец» у каждого вызывает различные воспоминания, ассоциации и ожидания. У старшего поколения отец ассоциируется, как правило, с человеком строгим, который общался с детьми только через мать. Для среднего поколения, пережившего период оккупации, отец это, прежде всего, хозяин семьи. Современные отцы все чаще участвуют в процессе воспитания детей, много играют и общаются с ними.
Обычаи и стереотипы постоянно меняются.
Но несмотря на это, в Польше остается много семей, которые до сих соблюдают старинные традиции. Отца члены семьи воспринимают как «сурового авторитета» и «хозяина в доме». Современная наука утверждает, что «отец, прежде всего, должен быть партнером в ежедневных домашних хлопотах, а также воспитывать потомство».
Роль отца в воспитании дошкольника тесно связана с функциями, которые мужчина выполняет в семье - как муж и отец. В современной семье разделение ролей и обязанностей между супругами часто зависит от условий и ограничений, связанных с их работой. Однако не все функции мужчины в семье поддаются общественно-культурным изменениям. Дело в том, что они определены анатомо-физиоло-гическими особенностями. Женщины и мужчины различаются по ряду качеств: силе и физической выносливости, гормональному уровню, оказывающему влияние на психику и поведение и др.
Функции отца в философско-духовном аспекте
Эти функции описаны Яцеком Пуликовским1. Они включают в себя создание условий (социальных и экономических) для членов семьи,
1 Пуликовский Я. Стоит быть отцом. - Познань, 1999.
в том числе физическую и психологическую безопасность, участие в воспитании детей, а также передачу потомству системы ценностей.
Отец несет ответственность за воспитание своего ребенка. Первый шаг, который он должен сделать в этом направлении, это приложить усилия к самообразованию. Самообразование формирует такие черты характера, как: ответственность (отец знает, что он делает, зачем он это делает, готов отвечать за свои поступки и расплачиваться за последствия), способность проявлять любовь к жене и детям, эмоциональную зрелость, стабильную и последовательную иерархию ценностей, а также: терпеливость, настойчивость, решительность, чувство юмора. Отец должен уметь признавать свои ошибки. Он имеет право и обязанность ставить перед ребенком определенные требования, вправе сказать ребенку «нет», отдавая себе отчет в том, что если он что-то делает, то только во благо ребенка. Проявление со стороны отца уважения и любви к матери является для ребенка лучшей моделью для подражания.
Значение отца в психологическом аспекте
Отцы, так же как и матери, имеют с ребенком сильную эмоциональную связь. Однако привязанность в поведении отцов проявляется иначе, чем в поведении матерей. «Мамочки»
больше времени посвящают кормлению и уходу за ребенком, дают детям больше нежности и больше разговаривают с ними. «Папочки» при этом основную часть времени посвящают играм. Кажется что чем старше становится ребенок, тем проще отцу найти с ним общий язык и тем больше времени он будет ему посвящать.
В действительности роль отца в воспитании дошкольника «растет» вместе с ребенком. Отец постепенно погружает ребенка в мир ценностей, предметов, талантов, сравнивает мир ребенка с «большим миром». А мать в первую очередь погружает ребенка в мир эмоций и отношений с людьми. Мама помогает грудному ребенку адаптироваться в домашней среде, где младенец является новым членом семьи.
Если говорить о том, кто и как формирует у ребенка главную роль, то отцы, вероятней всего, в большей степени заботятся о мужественности сыновей, нежели о женственности дочерей. Матери при этом склонны воспитывать детей одинаково, независимо от пола.
Папа, который восхищается своей дочкой, говорит ей комплименты, подчеркивает ее
женственность, интересуется ее делами, поддерживает ее, а также не боится ее обнять и идти с взрослой дочерью под руку, показывает ей, что она достойная женщина. Девочка, наблюдая за отношением отца к матери, а также к себе самой, формирует у себя представление и ожидания по отношению к противоположному полу, впоследствии это станет фундаментом для создания будущих связей в отношениях с мужчинами.
Сыновьям также необходима отцовская любовь. В давние времена, когда мальчикам исполнялось 7-10 лет, отцы забирали их у матерей и воспитывали самостоятельно. Существовал особый обряд посвящения в мужчины - достаточно жестокий. Детей раздевали, одежду сжигали, несколько дней им не давали еды. По завершении этого трагического ритуала залечивались все раны, и мальчикам давались мужские имена. Наличие рубцов и шрамов свидетельствовало о мужественности. Сын должен был заслужить признание своего отца.
Физический контакт в отношениях с сыном играет немаловажную роль. Форма контакта зависит от возраста ребенка: ласки и поцелуи в грудном возрасте, объятия и поглаживания по голове - в подростковом, рукопожатия и похлопывания по плечу - в юношеском. Наблюдая за отцом, учась у него различным вещам, проводя с ним время, играя и радуясь, мальчик постепенно начинает понимать свое мужское предназначение. Именно отец ставит перед сыном рациональные требования, позволяет получить его признание, согласие и восхищение, вселяет в сына веру, которая формирует в нем мужскую личность, а также согласие с самим собой, чувство уверенности в себе и самостоятельность.
Когда отца нет...
Характер детей, воспитанных без отца, в зависимости от возраста и пола может быть разным. Мальчики проявляют больше агрессии и непослушания, а развитие мужской роли может вообще обрести аномальную форму, если остался без отца в грудном возрасте. У девочек последствия воспитания без отца чаще всего заметны в старшем возрасте. Они становятся несмелыми и подавленными или наоборот - чересчур экстравертированными, превышающими границы межличностных отношений. Также стоит отметить, что на развитие личности ребенка влияет не только количество контактов с отцом, но и их качество.
Отсутствие отца в первые годы жизни может привести к проблеме половой идентификации, особенно у мальчиков. Когда отца нет, мальчика в основном воспитывает мать. Нет смысла искать мужской образец для подражания в яслях, детском саду или в начальной школе - польское общество достаточно феминизированное.
Е. Мандал утверждает, что знания о стереотипах, связанных с половыми признаками, являются одним из существенных источников формирования половой идентификации. Большинство исследователей датируют этот период первыми 18 месяцами жизни. Интенсивное развитие ребенка наступает в дошкольном возрасте. Когда отсутствует ориентир для подражания, ребенку тяжело интегрировать в свою самооценку знания о собственном поле. Если сравнивать образ отца и матери у детей дошкольного возраста и детей младшего школьного возраста, становится ясно, что с возрастом дети начинают чаще замечать различия в родительских функциях матери и отца. Дошкольники главным образом подчеркивают роль отца как приносящего доход в семью, а матери присваивают роль заботы и ухода за ребенком. Однако уже младшие школьники чаще акцентируют свое внимание на функциях опеки и воспитания со стороны отца. Возможно, это объясняется довольно распространенным мнением, что отцам гораздо проще находить общий язык с ребенком школьного возраста, так как они могут предложить ребенку гораздо больше интересных занятий (таких, как катание на велосипедах, прогулка в лес или зоопарк). Нет потребности в постоянном кормлении и уходе - в этом возрасте дети ведут себя более самостоятельно. Чрезмерная забота отца принесет ребенку только «вред», в этом нет необходимости. Чтобы сын понимал «кем все-таки является мужчина», ему нужна мать, которая может отдалить его от себя и направить в сторону отца. Чтобы у дочери сформировались девичьи манеры, а потом женственность (речь идет не только о строении тела, но и о жизненной позиции), ей необходим отец, который словно «безопасный мудрец» будет ею восхищаться, аккуратно формулировать требования, поощрять ее в познании реальности. Мать, хорошо отзываясь о своем муже, формирует тем самым у потомства положительное мнение о мужчинах.
В психологической практике встречаются случаи, когда молодые девочки с диагнозом
anorexia nervosa описывают своего отца как абсолютно нейтрального, незаинтересованного и не являющегося для них авторитетом. Девочки говорят о нем как о безразличном человеке, проявляющем минимальный эмоциональный интерес к их проблемам. Отцовская «булимичка», как правило, появляется в результате сверхопеки, которая выражается в чрезмерном контроле и вмешательстве. При этом отец не проявляет адекватной заботы с учетом возраста ребенка, часто меняя свое отношение.
Подведение итогов
У каждого ребенка должно быть два родителя - два человека, которые стабильным и активным образом участвуют в его жизни. Матери сложно самостоятельно обеспечить ребенку полноценное и правильное развитие. Роль настоящего человека и хорошего отца здесь трудно переоценить. Потребность в отцовской любви не появляется у ребенка спонтанно, ребенок требует внимания, помощи, а также участия отца в процессе воспитания.
Мать естественным образом любит своего ребенка только потому, что это ее ребенок, а не потому, что он выполнил какие-то конкретные условия или удовлетворил конкретные потребности. Отношение отца к ребенку проявляется несколько иным образом. Кажется, что отцовская любовь не такая, как материнская, абсолютно безусловная. Отец считает, что ребенок оправдает его ожидания, к примеру, станет приятным, вежливым, способным. Э. Фромм также подчеркивает, чтобы заслужить любовь отца, ребенку необходимо выполнить определенные условия, иметь такие черты характера, как ответственность, работоспособность, смелость, которые в будущем помогут ему преодолеть жизненные трудности. В связи с этим отцовская любовь может быть более требовательной и мотивирующей ребенка к саморазвитию. Хороший и мудрый отец является заботливым, теплым и близким с эмоциональной точки зрения, он любит своего ребенка и устанавливает для него одновременно рассудительные и последовательные требования. Но в первую очередь отец должен предъявлять к самому себе требование быть хорошим и мудрым отцом. ■
Журнал
«BLIZEJ PRZEDSZKOLA» (Польша)