Научная статья / Research Article DOI 10.26105/PBSSPU.2022.70.75.010 УДК 82(571.122)"19"-3.09Шесталов Ю. ББК К83.3(2Рос-6Хан)6-8,444
Н.В. Ганущак
ХЛЕБ КАК ЦЕННОСТНАЯ КАТЕГОРИЯ В ПРОЗЕ Ю.Н. ШЕСТАЛОВА (НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗА «СЕВЕРНЫЙ ХЛЕБ»)
Аннотация. В статье рассмотрено творчество Ювана Шесталова с точки зрения становления в авторском сознании ценностной категории хлеба как формирующей категории человеческого бытия. Актуальность темы обусловлена как общим интересом к творчеству крупнейшего мансийского писателя, так и его 85-летием со дня рождения. Анализируя рассказ «Северный хлеб», другие произведения Шесталова, автор приходит к выводу об эволюционных процессах, происходящих в детском сознании под влиянием поступков и действий близкого взрослого - отца. Ценностные категории рассматриваются также и в соотношении с представлениями русской национальной культуры.
Ключевые слова: духовные ценности, бытие, ценностные категории, жизненная философия, манси, хлеб, мудрость народа, авторское сознание, архетип, Ю.Шесталов.
Для цитирования: Ганущак Н.В. Хлеб как ценностная категория в прозе Ю.Н. Шесталова (на материале рассказа «Северный хлеб») // Филологический вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2022. № 3 (11). С. 35-40. DOI 10.26105/PBSSPU.2022.70.75.010
N.V. Ganuschak
BREAD AS VALUE CATEGORY IN YU.N. SHESTALOV PROSE (BASED ON THE MATERIAL OF THE STORY NORTHERN BREAD)
Abstract. The article examines the literary works of Yuvan Shestalov from the point of view of "bread" as a value category of the author's consciousness formation as well as the formative category of human existence. The relevance of the problem is due to both: the general interest in the work of the prominent Mansi writer and his 85th birthday. Analyzing the story "Northern Bread" and other works by Yuvan Shestalov the author comes to conclusion about the evolutionary processes passing in the child's consciousness under the influence of the child's actions and the actions of his close adult - the father. Value categories are also considered in relation to the representations of the Russian national culture.
Keywords: spiritual values, entity, value categories, life philosophy, Mansi, bread, wisdom of the people, author's consciousness, archetype, Yu. Shestalov.
For citation: Ganuschak, N.V. Bread as value category in Yu.N. Shestalov prose (based on the material of the story Northern Bread). Philology Bulletin of Surgut State Pedagogical University, 3 (11), 35-40. DOI 10.26105/PBSSPU.2022.70.75.010 (In Russian).
Введение
Категория «ценность» в философско-культурологическом измерении стала уже давно предметом научных изысканий. Мартин Хайдеггер отмечал, что в XIX веке говорить о ценностях, мыслить ценностями стало
делом привычным [5, с. 145]. Но лишь вследствие распространения сочинений Ницше ценности вошли в обиход [см.: 5]. Говорят об иерархии ценностей, о ценностях жизненных, культурных, вечных, духовных, каковые надеются обрести...
Понятие «ценность» впервые появляется у И. Канта в контексте противопоставления мира природы и мира свободы (мира зависимого и независимого). Кант ценностями называет то, что мотивирует человеческие поступки - общезначимые принципы. А посему они относятся к этической сфере, они нечто значат и предписывают воле человека определённую направленность [1].
Однако категория «ценность» является историческим продуктом ещё в ином смысле - не по времени своего появления в науке, а как отражение и выражение некоторых изменений в собственно общественном бытии человека и в способах его осознания.
Категория «ценность» позволяет раскрыть её содержание как порождающего человеческое бытие основания. Именно таким подходом мы руководствовались, когда определяли тему данной статьи.
К осмыслению творчества Ювана Шесталова неоднократно обращались исследователи региональной литературы: С.С. Динисламова [2; 3], В.Е. Чепкасов [7], К. Надь [4]. И хотя понятие региональной литературы по отношению к творчеству самого яркого представителя национальной литературы манси не вполне уместно, тем не менее именно в его творчестве наиболее полно и системно явлены ценностные категории мансийского народа в сопоставлении с русскими, татарскими, хантыйскими представлениями.
Цель нашей статьи - осмысление ХЛЕБА как ценностной категории в творчестве Ю.Н. Шесталова, рассмотренной на примере рассказа «Северный хлеб» [8].
Материалы и методы
«Северный хлеб», написанный в 1984 году, вошел в прозаический сборник Шесталова «Тайна Сорни-Най». С точки зрения жанрового определения, рассказом «Северный хлеб» назвать сложно, ибо в нем отсутствуют некоторые необходимые содержательные и формальные характеристики данного жанра. Но всё же мы будем придерживаться жанровой дефиниции «рассказ», хотя не исключаем и другие варианты жанрового определения данного произведения.
Исследование базируется на применении принципов аксиологического подхода к художественному произведению.
Результаты и обсуждение результатов исследования
Анализируемый рассказ - воспоминание из детства. Автор повествует о том, как впервые благодаря отцу видит хлебное поле, и в детском сознании начинает формироваться целая жизненная философия.
Трава, которую мальчик воспринимает как обычную траву, называется отцом «Колосом». И сразу эта трава становиться «необыкновенно большой», а соответственно, значимой:
«Это колос, - сорвав одну травинку, говорит атя.
- Но разве это мука?! - удивляюсь я.
Колос. Так называют у нас муку. И ещё так называют мясной суп, приправленный мукой. А чтобы траву, растущую на лугу, так называли, я не знал» [8, с. 219].
До прихода русских основу рациона манси и ханты составляли продукты их натурального хозяйства: рыба, мясо и в меньшей степени растительные припасы. Преобладала рыбная пища, известны десятки блюд из рыбы. Рыбу ели сырой, в её кровь макали хлеб, рыбу варили, коптили, сушили, жарили, солили, вялили. Летом чаще всего варили уху и жарили рыбу у костра, а зимой ели строганину. Поэтому герой рассказа, удивившись траве, растущей на лугу, который оказывается не просто лугом, а полем, ибо «луг дикий, а поле пашут люди, чтобы вырастить на нём хлеб», далее размышляет: «Но хлеб мне нравится. Даже тот, который ржаной. И я, пожалуй, люблю его больше белого. Особенно со строганиной из свежемороженой нельмы. Перламутровые стружки строганины вкусно тают во рту с тёплым ржаным хлебом» [8, с. 220].
Манси и ханты едят хлеб так же часто, как и рыбу, считая его лакомством. Хлеб готовили разными способами: пекли в золе костра, в специальных хлебных печках, жарили на рожнах у костра, на углях и сковороде, кусочки теста варили в воде, готовили болтушку из муки. Из муки варили каши: жидкую на воде (бурдук), густую с рыбьим жиром и печенкой налима - саламат (соламат). Её готовили в праздники, на свадьбы, на похороны, но ели с удовольствием и в обычные дни. Делали в каждой семье по-своему, общим было то, что заваривали и кипятили муку, жарили на рыбьем жиру ядра кедрового ореха, смешивали с мукой и поливали сверху жиром. В старину, когда не было муки, в ходу был рыбный хлеб. Рыбьи кости не выбрасывали, а подсушивали и перемалывали в ступке, получившийся порошок перемешивали с рыбьей икрой - получалось насыщенное кальцием и рыбьим жиром тесто.
Как выпекали хлеб уже во времена памяти автора, находим подтверждение в другом рассказе Шесталова, в котором он подробно описывает процесс приготовления и выпекания хлеба:
«Мама долго вымешивала тесто. Часть его разливает на сковородки, а из другой части делает пироги с рыбой, с ягодами.» [8, с. 107].
«И на место, освобождённое от углей, ставит сковороды, в которых скоро зарозовеет хлеб.. И пусть даже на улице мороз стоит. И пусть даже ветер играет. Скоро в печке будет хлеб, вкусный мансийский хлеб, пахнущий углями, морозом, ветром, тайгой, небом. Вкуснее мансийского хлеба я ничего не ел.
А может, хлеб тот был вкусный потому, что пекла его моя мама?» [8, с. 108].
В этих размышлениях автора хлеб имеет сугубо национальную ценность: это еда, которая приятна, вкусна, необычна. Однако ценност-ность этой категории ещё не значима: это лишь приближение к осмыслению значимости хлеба. Хотя ряд эпитетов, которыми характеризует Шесталов хлеб, помогают читателю понять, что автор пишет о значимой для него категории, и она приобретает художественную силу: «необыкновенно большая», «золотистоголовая», «золотистая».
Но вернёмся к рассказу «Северный хлеб». В авторском сознании происходит усиление значимости этой ценности способом сравнения хлебного поля с теми ценностными категориями, которые в мансийском сознании уже сформированы: «Хлебное поле небольшое. Не сравнишь его с широкой Обью, с большой тайгой, даже с небольшим озером, что у нашей деревни плещется. В озере больше воды, чем в этом поле травы, которую называют вкусным словом "колос"» [8, с. 22]. Как видим, подлинными ценностями для автора являются Обь, тайга, озеро - ценности, которые для носителя культуры манси являются традиционными. Ценность хлеба - приобретаемая, формирующаяся.
Усиление значимости происходит благодаря оценке отца: «О, это большой и долгий труд! Много пота надо пролить, чтобы из черной земли вырастить белый вкусный хлеб! Вырастешь, сынок, - узнаешь» [8, с. 220].
В культурное и бытовое сознание мансийского мальчика входят элементы другого культурного сознания. Он вспоминает, как у тайги отвоёвывали то место, которое отец называет «полем»: «Сначала рубили лес. Под звон топоров на землю валились сосны, ели, даже кедры. Потом вырывали из земли корни деревьев» [8, с. 220].
Для того чтобы подготовить место для взращивания хлеба, необходимо приложить много сил, много пота пролить. Автор говорит о поте, который лил с колхозников, комары кусали... «И атя махал топором, и с ати лил пот» [8, с. 220].
Хлеб, для получения которого так много сделал и его отец, и другие люди, в сознании автора получает множественную семантическую наполняемость: это и картошка, которую «печёшь на углях, на горячей золе костра» и которая спасала зимой в интернате, когда было холодно и голодно, хлеб - это и каша, которая, оказывается «тоже из «хлеба» - из колосьев. «Кашу варят из крупы, крупу делают из колосьев, колосья растут на поле...»[8, с. 220].
Отец, передавая жизненный опыт сыну, задаётся сам вопросами философскими, жизненными, влияющими не только на быт и уклад манси, но и изменяющими национальное сознание, расширяя его, соотносит с иным сознанием:
«Только вот думаю: выращивать хлеб и картошку, как русские люди, сможем ли мы, манси?... Русские люди - хлебопашцы, мастера» [8, с. 220].
Автор рассказа устами отца поясняет суть человеческого бытия через сопоставление разных национальных мировоззрений, используя ценностную категорию ХЛЕБА.
Концепт ХЛЕБ является более значимым для носителей русской культуры, в языковом сознании которых закрепилось отношение к хлебу как к чему-то основополагающему. ХЛЕБ - это базовая единица национального культурного пространства, отражающаяся в сознании носителей языка отдельными культурными образами и, наряду с другими константами русской культуры, играющая важную роль в формировании духовно-нравственных основ общества.
Семантическая структура слова хлеб наполнена в русском сознании различными смыслами. Это и «национальное достояние», «семейная ценность», «спасение» и др.
Хлеб относится к числу древнейших библейских образов; выступает как архетипический образ; может употребляться для характеристики человека. В народных представлениях хлеб - главная пища для человека, назначенная Богом. Хлеб почитался выражением величайшей милости Божией. Это символ тела Иисуса Христа. Хлеб не просто еда, но и мерило достатка. Для русского народа это символ благополучия, безбедного существования. Про тех, кто не зарабатывает по каким-либо причинам сам свой хлеб, а находится на содержании, иждивении у какого-либо, говорят «сидит на чужих хлебах».
Слово хлеб относится к ключевым культурным архетипам у разных народов, к важнейшим смысловым элементам картины мира. В русской языковой картине мира слово хлеб предстает как единство предмета и имени, экзистенциально значимая ценность, древний архетип культуры: «Рыба - вода, ягода - трава, а хлеб - всему голова».
Хлеб в русских паремиях предстает как основа жизни: «Хлеб - всему голова». Русская философия относила хлеб к жизненным началам, не только биологически естественно-природным, но и духовным.
Именно эти слова «Хлеб - всему голова! - сказал отец, сорвав колосок» [8, с. 2201]. Наставление отца, желающего привить ценностные категории сыну, выражаются не только в рассуждении-сопоставлении «русских людей - хлебопашцев» и манси - умелых ловцов зверя и рыбы. Отец выходит на философские рассуждения о труде как основе жизни, о наполнении жизни человека теми ценностями, которые не дадут ему оторваться от родной земли, от своих истоков, от корней и в то же время помогут жить рядом с другими людьми, несущими иные национальные ценности, помогающие оставаться человеком на земле.
«Хлеб всему голова!... Но и колосья бывают пустыми, как и головы некоторых людей...»[8, с. 221].
Жизненная, национальная, общечеловеческая мудрость заключается автором в наставлении, полученном героем рассказа от отца в финале: «"Но помни: не твоё дело судить, к какому колосу принадлежит тот или другой человек. А подумай, к полному или пустому колосу принадлежишь ты сам".
"Хлеб всему голова!" - говорят русские люди.
"Большую рыбу ловит лишь большой человек!" - говорят манси.
Думая о хлебе и большой рыбе, подумай, какой ты человек!» [8, с. 221].
Выводы
Таким образом, под влиянием родительских наставлений, поступков, дел в сознании ребёнка-повествователя происходит зарождение, формирование и закрепление ценностных ориентиров, которыми человек руководствуется в жизни. Эти ценности приобретают ещё большую значимость в сопоставлении с ценностными категориями иных культур. Рассказ Ю.Н. Шесталова «Северный хлеб» в этом плане является яркой иллюстрацией.
Литература
1. Возняк В.С. Категория «ценность»: философско-культурологическое измерение// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2020. №2 (94). C. 13-21. DOI 10.24412/1997-0803-2020-10202
2. Динисламова С.С. Образ народа в творчестве Ювана Шесталова // Вестник угрове-дения. 2017. № 2 (29). С. 31-37.
3. Динисламова С.С. Проблема эволюции творчества Ювана Шесталова: дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2007. 216 с.
4. Надь К. Заметка ко дню рождения // Шесталов Ю. Собрание сочинений: в 5 т. Т.2. / перевод; редкол.: Ю.Л. Прокушев (гл. ред.) [и др.]. СПб.; Ханты-Мансийск: Фонд космического сознания, 1997. С. 513-516.
5. Ницше: Pro et contra: Антология / Подгот.: Ю.В. Синеокая. СПб.: Изд-во Рус. христиан. гуманитар. ин-та, 2001. 1075 с.
6. Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мёртв» // Хайдегер М. Работы и размышления разных лет. М.: Гнозис, 1993. С. 168-217.
7. Чепкасов Е.В. Художественное осмысление шаманства в произведениях Ю.Н. Шесталова 1955-1988 гг.: дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2005. 238 с.
8. Шесталов Ю. Северный хлеб // Шесталов Ю. Собрание сочинений: в 5 т. Том 4 / перевод; редкол.: Ю.Л. Прокушев (гл. ред.) [и др.]. СПб.; Ханты-Мансийск: Фонд космического сознания, 1997. С. 219-225.
References
1. Voznyak, V.S. (2020). "Value" category: philosophical-cultural dimension. Moscow State Institute of Culture Bulletin, 2 (94), 13-21. DOI 10.24412/1997-0803-2020-10202 (In Russian).
2. Dinislamova, S.S. (2017). The image of the people in the creative work of Yuvan Shestalov. Bulletin of UgricStudies, vol. 7,1 (28), 46-57. (In Russian).
3. Dinislamova, S.S. (2017). The problem of the Yuvan Shestalov's literary evolution. S. Petersburg. 216 p. (In Russian).
4. Nad', K. (1997). Birthday Note. Shestalov Yu. Collected works, vol 4. S. Petersburg, Khanty-Mansiysk, Cosmic Consciousness Foundation. Pp. 513-516. (In Russian).
5. Sineokaia, Yu.V. (Ed.). Nietzsche: Pro et contra: An Anthology. (2001). S. Petersburg, Russian Christian Humanitarian Institute Publ. 1075 p. (In Russian).
6. Heidegger, M. (1993). Nietzsche's words "God is dead". Heidegger, M. Works and reflections of different years. Moscow, Gnozis. Pp. 168-217. (In Russian).
7. Chepkasov, E.V. (2005). Literary interpretation of Shamanism in Yu. N. Shestalov 19551988 works. S. Petersburg. 238 p. (In Russian).
8. Shestalov, Yu.N. (1997). Northern Bread. Shestalov Yu. Collected works, vol 4. S. Petersburg, Khanty-Mansiysk, Cosmic Consciousness Foundation. Pp. 219-225. (In Russian).
Статья поступила в редакцию 01.09.2022; одобрена после рецензирования 20.09.2022;
принята к публикации 27.09.2022.
Received: Sept 01,2022 Approved: Sept 20, 2022 Accepted: Sept 27, 2022