Научная статья на тему 'ХИЩЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ В РОССИИ'

ХИЩЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
499
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ХИЩЕНИЕ / ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПРЕДМЕТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ИМУЩЕСТВО / МОШЕННИЧЕСТВО / КРАЖА / СГОВОР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Эфрикян Рубен Альбертович

В статье исследуется состояние преступности на железнодорожном транспорте. Рассмотрены вопросы, связанные с хищениями имущества, как граждан, так и организаций, совершаемыми на транспорте. Проведен анализ статистических данных МВД России, исследованы материалы уголовных дел, связанных с хищениями на железнодорожном транспорте. Показано, что в последние годы состояние преступности на транспорте, находящемся в ведении транспортной полиции, характеризуется «синусоидой», когда, начиная с 2003 г., общее количество преступлений росло, в том числе хищений, а затем стало наблюдаться снижение. Пик пришелся на 2007 г., когда было зарегистрировано 83838 преступлений, из которых 29918 составили хищения. Рост коснулся всех форм хищения примерно в равных пропорциях. С 2008 г. наблюдалось снижение регистрируемой преступности. Эта тенденция сохранялась и в 2019-2021 годах. Вместе с тем официальная статистика не учитывает латентную преступность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Эфрикян Рубен Альбертович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMBEZZLEMENT ON RAILWAY TRANSPORT: THE CURRENT STATE OF CRIME AND TRENDS IN ITS DEVELOPMENT IN RUSSIA

The article examines the state of crime in railway transport. Issues related to the theft of property, both citizens and organizations, committed in transport are considered. The analysis of the statistical data of the Ministry of Internal Affairs of Russia was carried out, the materials of criminal cases related to theft in railway transport were studied. It is shown that in recent years the state of crime in transport, which is under the control of the transport police, is characterized by a "sinusoid", when, since 2003, the total number of crimes has been growing, including theft, and then a decrease has been observed. The peak was in 2007, when 83,838 crimes were registered, of which 29,918 were embezzlements. The growth affected all forms of theft in approximately equal proportions. Since 2008, there has been a decrease in registered crime. This trend continued in 2019-2021. However, official statistics do not take into account latent crime.

Текст научной работы на тему «ХИЩЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ В РОССИИ»

1. Evtanaziya: za i protiv. Oficial'nyj sajt VCIOM. // URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/evtanaziya-za-i-protiv (data obrashcheniya: 05.08.2022 g.).

2. Senat Francii vystupaet protiv evtanazii. // IA REGNUM. URL: https://regnum.ru/news/society/3212705.html (data obrashcheniya: 05.08.2022 g.).

3. Legalizaciya evtanazii. Franciya // IA Krasnaya Vesna. URL: https://rossaprimavera.ru/news/a9aa8a4a (data obrashcheniya: 05.08.2022 g.).

4. Vo Francii dali hod zakonoproektu ob evtanazii. // IA REGNUM. URL: https://regnum.ru/news/society/3232089.html (data obrashcheniya: 05.08.2022 g.).

5. Vo Francii obsuzhdayut legalizaciyu evtanazii// BBC NEWS. URL: https://www.bbc.com/russian/news-56662237 (data obrashcheniya: 05.08.2022 g.).

6. Parlament Portugalii odobril zakon o legalizacii evtanazii. // RBK. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/ 601442119a79476bef620314 (data obrashcheniya: 05.04.2022 g.)

7. Parlament Portugalii vo vtoroj raz odobril zakonoproekt, razreshayushchij evtanaziyu. // Kommersant". URL: https://www.kommersant.ru/ doc/5063291 (data obrashcheniya: 05.04.2022 g.).

8. Ugolovnyj kodeks Portugalii// URL: https://adsdatabase.ohchr.org/IssueLibrary/P0RTUGAL_Criminal%20Code.pdf (data obrashcheniya: 01.04.2022 g.).

9. Prezident Portugalii nalozhil veto na zakonoproekt ob evtanazii. // POLITICO. URL: https://www.politico.eu/article/portugal-president-marcelo-rebelo-de-sousavetoes-euthanasia-bill/ (data obrashcheniya: 01.04.2022 g.).

10. Zakonodateli Portugalii odobrili tret'yu popytku razreshit' evtanaziyu. / ABC NEWS. URL: https://abcnews. go.com/Health/wireStory/portugals-lawmakers-make-3rd-attempt-euthanasia-85286145 (data obrashcheniya: 05.08.2022 g.).

11. Ispaniya legalizovala evtanaziyu. Teper' ona razreshena v shesti stranah mira. // BBC NEWS. URL: https://www.bbc.com/russian/news-56449566 (data obrashcheniya: 17.07.2022 g.).

12. Bel'gijskij zakon ob evtanazii ot 28.05.2002 g. // URL: http://eol.law.dal.ca/wp-content/uploads/2015/06/Euthanasia-Act.pdf (data obrashcheniya: 01.08.2022 g.).

13. Bel'gijskij zakon ob evtanazii nesovershennoletnih ot 28.04.2014 g. // URL: https://www.unia.be/files/Documenten/Documenten/ Wetgeving/20140228_bs_mb_0.pdf (data obrashcheniya: 01.08.2022 g.).

14. Zakon o vnesenii izmenenij v zakonodatel'stvo, kasayushcheesya evtanazii ot 15.03.2020 g. // URL: https://etaamb.openjustice.be/fr/loi-du-15-mars-2020_n2020040680.html (data obrashcheniya: 01.08.2022 g.).

15. Otchet FFK ob evtanazii za 2020 g. // URL: https://organesdeconcertation.sante.belgique.be/fr/documents/cfcee-rapport-euthanasie-2020 (data obrashcheniya: 03.08.2022 g.).

16. Federal'nyj zakon ot 21.11.2011 № 323-FZ "Ob osnovah ohrany zdorov'ya grazhdan v Rossijskoj Federacii" // SPS «Konsul'tant Plyus» (data obrashcheniya: 26.07.2022 g.).

17. V Sovete Federacii gotovitsya zakonoproekt ob evtanazii. // Kommersant". URL: https://www.kommersant.ru/doc/759418 (data obrashcheniya: 26.07.2022 g.).

18. Evtanaziya: sostradanie ili koryst'? // Oficial'nyj sajt FGAOU VO Pervyj MGMU imeni I. M. Sechenova Minzdrava Rossii (Sechenovskij Universitet). URL: https://www.sechenov.ru/pressroom/publications/evtanaziya-sostradanie-ili-koryst1/ (data obrashcheniya: 26.07.2022 g.).

19. Evtanaziya: sostradanie ili koryst'? // RIA NOVOSTI. URL: https://ria.ru/20060818/52790876.html (data obrashcheniya: 26.07.2022 g.).

20. Gennadij Onishchenko kategoricheski protiv vozmozhnosti vvedeniya evtanazii v Rossii // MEDVESTNIK. URL: https://medvestnik.ru/content/news/Gennadii-Onishenko-kategoricheski-protiv-vozmojnosti-vvedeniya-evtanazii-v-Rossii.html (data obrashcheniya: 26.07.2022 g.).

АКИМОЧКИН В.И. - кандидат юридических наук, доцент, заведующий адвокатским кабинетом 77/3-1751. ПОЗДНЯК В.Д. - помощник адвоката (vladapoznyak@mail.ru).

AKIMOCHKIN, V.I. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Head of the Lawyer's office 77/3-1751 (9230194@rambler.ru). POZNYAK, V.D. - Assistant Lawyer (vladapoznyak@mail.ru).

УДК 343.346 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-3-115-120

ЭФРИКЯН Р.А.

ХИЩЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ В РОССИИ

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, хищение, объект преступления, предмет преступления, имущество, мошенничество, кража, сговор.

В статье исследуется состояние преступности на железнодорожном транспорте. Рассмотрены вопросы, связанные с хищениями имущества, как граждан, так и организаций, совершаемыми на транспорте. Проведен анализ статистических данных МВД России, исследованы материалы уголовных дел, связанных с хищениями на железнодорожном транспорте. Показано, что в последние годы состояние преступности на транспорте, находящемся в ведении транспортной полиции, характеризуется «синусоидой», когда, начиная с 2003 г., общее количество преступлений росло, в том числе хищений, а затем стало наблюдаться снижение. Пик пришелся на 2007 г., когда было зарегистрировано 83838 преступлений, из которых 29918 составили хищения. Рост коснулся всех форм хищения примерно в равных пропорциях. С 2008 г. наблюдалось снижение регистрируемой преступности. Эта тенденция сохранялась и в 2019-2021 годах. Вместе с тем официальная статистика не учитывает латентную преступность

EFRIKYAN, R.A.

EMBEZZLEMENT ON RAILWAY TRANSPORT: THE CURRENT STATE OF CRIME AND TRENDS IN ITS

DEVELOPMENT IN RUSSIA

Key words: railway transport, theft, object of crime, subject of crime, property, fraud, theft, conspiracy.

The article examines the state of crime in railway transport. Issues related to the theft of property, both citizens and organizations, committed in transport are considered. The analysis of the statistical data of the Ministry of Internal Affairs of Russia was carried out, the materials of criminal cases related to theft in railway transport were studied. It is shown that in recent years the state of crime in transport, which is under the control of the transport police, is characterized by a "sinusoid", when, since 2003, the total number of crimes has been growing, including theft, and then a decrease has been observed. The peak was in 2007, when 83,838 crimes were registered, of which 29,918 were embezzlements. The growth affected all forms of theft in approximately equal proportions. Since 2008, there has been a decrease in registered crime. This trend continued in 2019-2021. However, official statistics do not take into account latent crime.

Прежде чем вести речь о состоянии преступности, связанной с хищениями на железнодорожном транспорте, необходимо уточнить понятие железнодорожного транспорта, которое на протяжении последних лет в разных сферах деятельности трактовалось неодинаково. В данном случае мы полагаем целесообразным основываться на законодательном определении данного термина. Так, согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ «О железнодорожном транспорте» [1], железнодорожный транспорт подразделяется на два вида: а) железнодорожный транспорт общего пользования - производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками; б) железнодорожный транспорт необщего пользования - совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя железнодорожные пути необщего пользования, здания, строения, сооружения, в отдельных случаях железнодорожный подвижной состав, а также другое имущество и предназначенных для обеспечения потребностей физических и юридических лиц в работах (услугах) в местах необщего пользования на основе договоров или для собственных нужд.

Сразу заметим, что объем железнодорожного транспорта необщего пользования значительно меньше, чем общего пользования. Однако для нашего исследования это обстоятельство значения не имеет, поскольку и то, и другое охватывается понятием железнодорожного транспорта. Важнее понять, что законодатель включает в понятие инфраструктуры железнодорожного транспорта. В той же норме указанного федерального закона указывается, что инфраструктура железнодорожного транспорта - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование [1]. Как видно, железнодорожный транспорт - это далеко не только собственно поезда, передвигающиеся по рельсовым путям. И поэтому территориальное пространство, являющееся местом совершения преступления, охватывает в себя также достаточно обширный перечень наземных недвижимых объектов.

Тем не менее основную специфику железнодорожному транспорту придает именно подвижный состав, в связи с чем уточняем, что железнодорожный подвижной состав - это локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав (ч.2 ст. 2 закона о железнодорожном транспорте [1]). Однако и здесь нужно сделать оговорку, согласно которой, как показывает наше исследование, подавляющая часть хищений грузов из подвижного состава (94,3%), совершаются в тот момент, когда подвижной состав неподвижен, то есть находится на плановой остановке, в ремонте, в ожидании загрузки товара или, напротив, разгрузки и т.д. Такие показатели вполне объяснимы - совершить хищение из двигающегося вагона значительно сложнее, а что касается промышленных грузов и разного рода товаров - зачастую и невозможно.

Несмотря на то, что, как мы отмечали, уже много лет функционируют специализированные подразделения органов внутренних дел (транспортная милиция), соответствующего уровня статистики о преступности на железнодорожном транспорте пока нет. Так, в 2004 г. был выпущен фундаментальный статистический справочник о преступности за период 1999-2003 гг., в издании которого участвовали МВД РФ, Межгосударственный статистический комитет СНГ, Судебный департамент при Верховном суде РФ [2]. Однако транспортная специфика, имея в виду железнодорожный транспорт, в нем отражена не была. Данная тенденция сохраняется и по сей день.

МВД РФ с 2003 г. стало публиковать на официальном сайте статистику по преступности. Нужно отдать должное - место сведениям о преступности на транспорте здесь нашлось, однако в ней отражается весь транспорт вообще, подконтрольный транспортной полиции, без разбивки по

видам транспорта. Сегодня статические данные о количестве и видах совершаемых преступлений на транспорте издаются без разбивки по видам транспорта.

Возьмем статистические данные за последние три года. Всего в 2019 г. на транспорте было совершено 14475 преступления (снижение на 4,8% по сравнению с 2018 г.). Количество разбоев составило 32 (не изменилось 0,0%), грабежей - 249 (снижение на 13,5%), краж - 12143 (снижение на 4,0%), актов мошенничества -1334 (снижение на 17,1%), кража грузов на транспорте - 1549 (снижение на 18,2%) [3]. В следующем - в 2020 г. на транспорте было совершено 12244 преступлений (снижение на 15,4% по сравнению с 2019 г.). При этом разбоев было совершено 27 (снижение на 15,6%), грабежей - 208 (снижение на 16,5%), краж - 9998 (снижение на 17,7%), актов мошенничества - 1384 (рост 3,7%), кража грузов на транспорте - 1334 (снижение на 13,9%) [3]. В 2021 году на транспорте было совершено 14379 преступлений (рост 17,4% по сравнению с 2020 г.). При этом разбоев было совершено 28 (рост на 3,7%), грабежей - 228 (рост 9,6%), краж - 12060 (рост 20,6%), актов мошенничества - 1554 (рост 16,3%), кража грузов на транспорте - 1552 (рост 13,9%) [3].

Абсолютное большинство хищений приходится на кражи. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что относительно всех форм хищения также преобладают кражи - это обстоятельство мы больше не будем подчеркивать в силу его очевидности. Взывает также удивление огромный рост мошенничества на транспорте. Мы не встретили в литературе объяснений этому факту. Не имея в виду подробный анализ этого факта, выскажем лишь предположение, что такое могло случиться в результате исключения из УК РФ ст. 200 (обман потребителей) известным законом от 8 декабря 2003 г. [4], в результате чего действия, которые ранее подпадали под ст. 200 УК РФ (здесь основной признак, который позволял это делать, заключался в обмане как средстве совершения преступления) стали квалифицироваться как мошенничество - об этом свидетельствует и тот факт, что в последующем таких скачков более не было, а также то обстоятельство, что в целом, если иметь в виду всю преступность, а не только преступность на транспорте, за 2019-2021 гг. фактов мошенничества по сравнению с 2018 г., и в дальнейшем также не было подобных перепадов в показателях.

Также обращает на себя внимание существенный спад хищений на транспорте в 2020 году и существенный их рост в 2021 году. По нашему мнению, данное обстоятельство связанно с введением в стране ограничительных мер в связи с распространением СОУГО-19, повлекшим сокращение пассажиропотока и грузоперевозок в целом по стране и международным направлениям. После отмены ограничительных мер и постепенного возращения перевозок на «доковидный» уровень (2019 года) произошло даже некоторое увеличение количества преступлений на транспорте, в целом, и хищений в том числе.

В 2019 г. хищения составляли - 4,8% от всех видов преступлений, совершенных на транспорте. При этом больше всего преступность на транспорте росла в Восточно-Сибирском ЛУ МВД России на транспорте (9,6%), УТ МВД России по Приволжскому ФО (8,1%), УТ МВД России по Северо-Кавказскому ФО (2,5%) и в Забайкальском ЛУ МВД России по транспорту (1,3%). Снижение преступности наблюдалось в УТ МВД России по Северо-Западному ФО (- 0,8%), в УТ МВД России по Сибирскому ФО (-7,4%), в УТ МВД России по Дальневосточному ФО (- 7,4%), в УТ МВД России по Южному ФО (- 10,5%), в УТ МВД России по Центральному ФО (- 12,6%), в УТ МВД России по Уральскому ФО (- 21,1%) [3]. Следует заметить, что количественное соотношение форм хищений, а также хищений и всех преступлений в 2018-2019 г. является базовым показателем, которые в дальнейшем не подверглись резким колебаниям.

2020 г. был ознаменован снижением преступности на транспорте практически по всем показателям. Так, в 2020 году произошли явные перекосы в преступности на транспорте по сравнению 2019 годом - преступность на транспорте росла в УТ МВД России по Южному ФО (6 %), в УТ МВД России по Дальневосточному ФО (5,7%), в УТ МВД России по Сибирскому ФО (1,3%), в Забайкальском ЛУ МВД России по транспорту (1 %), УТ МВД России по СевероЗападному ФО (на 0,6%) и в Восточно-Сибирском ЛУ МВД России на транспорте (0,5%). Снижение преступности наблюдалось в УТ МВД России по Приволжскому ФО (-0,5%), УТ МВД России по Северо-Кавказскому ФО (- 10,8%), в УТ МВД России по Центральному ФО (- 20,8 %), в УТ МВД России по Уральскому ФО (- 25,0%) [3].

Как уже отмечалось выше, в 2021 году после отмены ограничительных мер в связи с распространением СОУГО-19 произошло увеличение преступлений, совершенных на транспорте. Так, УТ МВД России по Северо-Кавказскому ФО (25,2%), в УТ МВД России по Центральному ФО (20%), УТ МВД России по Приволжскому ФО (11%), в УТ МВД России по Уральскому ФО (9,7%), в Восточно-Сибирском ЛУ МВД России по транспорту (8 %), в Забойкальском ЛУ МВД России по транспорту (6,9%), в УТ МВД России по Сибирскому ФО (3 %), в УТ МВД России по Южному ФО (0,3%), в УТ МВД России по Дальневосточному ФО (0,2 %). Снижение преступности наблюдалось лишь в УТ МВД России по Северо-Западному ФО (- 3,5%) [3].

Общий рост как всей зарегистрированной преступности на транспорте, в том числе и хищений, мы объясняем, прежде всего, следствием проводимых в настоящее время в органах внутренних дел России мер по укреплению служебной дисциплины, позволившей, очевидно, более строго относиться к регистрации всех происшествий.

В тоже время приходится констатировать разночтение в статистических данных двух ведомств, к примеру, МВД РФ (транспортной полиции) и ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта России»: МВД РФ регистрирует 1552 краж грузов (это на всех видах транспорта, подведомственных транспортной полиции!), а железнодорожники - 3956 краж. Даже если предположить, что все разбои, грабежи и мошенничества, зарегистрированные в МВД РФ, также относились к хищениям грузов (что не может быть), то и в этом случае разница существенная. Формально такую разницу можно объяснить только тем, что ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта России» регистрирует не только хищения-преступления, но и хищения - административные правонарушения. Нам не удалось обнаружить конкретных цифр, но предположить, что из 3956 краж грузов 2800 имели административный характер (то есть стоимость похищенного менее 2 500 рублей) достаточно трудно, что подтверждают и изученная практика, и наши опросы работников органов внутренних дел, на которых, собственно, возложено составление административных протоколов о мелких хищениях.

В 2021 г. продолжался рост общей преступности на транспорте - количество общественно-опасных деяний составило 36443 (рост 8,7%). В архиве УТ МВД России по ЮФО имеется следующие сведения, характеризующие хищения на железнодорожном транспорте в 2018 г. (случайная подборка): в период с 22.08 по 25.08.2018 во время следования с вагона цистерны

№...... по отправки ЭЖ...... было совершено хищение 1780 кг дизтоплива на сумму 56960 руб.

[5]; 11.10.18 в 11ч на территории вагонного депо Новороссийска Ш. и П. группой лиц по предварительному сговору похитили 4 ж.д. колодки причинив ущерб 3423 руб. [6]; 11.10.18 в 12ч

М. похитил с платформы № ....... отпр ....... Новороссийск-Краснодар 2 б\у колодки причинив

ущерб 1264 руб. [7]; в период с 12.11 по 21.11.18 вовремя следования со ст. Татьянка Приволжской

ЖД до ст. Новороссийск из вагона цистерны №....... по отправке ЭИ..... совершено хищение

3325 кг дизтоплива стоимостью 106624руб. [7]; 05.12.18 в 11ч. Щ. с территории СП "Вагонное

депо Новороссийск" похитил с платформы №...... отправки ....... "Новороссийск-Краснодар" 2

шт. вагонных тормозных колодок стоимостью 1711 руб. [8]; 22.08.18 К. находясь на перегоне

Староминская-Щербиновская проник в полувагон №....... откуда похитил 177 кг лома черного

металла на сумму 1181 руб. [9] обращает на себя внимание хищения дизтоплива, которые являются типичными.

Комментируя ситуацию с хищениями на транспорте в 2018 г., в Департаменте безопасности РЖД отмечают также, что проблема хищений на железнодорожном транспорте во многом связана с отсутствием жестких законодательных норм, ограничивающих оборот цветных и черных металлов. Одной из острых проблем остается проблема хищений товарно-материальных ценностей, имущества и непрекращающихся фактов несанкционированных вмешательств в деятельность железнодорожного транспорта. Отсутствие нормативных правовых актов по установлению государственного регулирования в сфере заготовки, переработки и реализации лома цветных и черных металлов не позволяет органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, вести эффективную работу по предупреждению краж и незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта [10]. В результате железная дорога является постоянным объектом устремлений сборщиков металлолома.

Интерес представляет и мнение Департамента безопасности РЖД о том, что существующая правоприменительная практика не в полной мере отвечает основному принципу законности -

неотвратимости наказания. Так, значительное количество правонарушений, связанных с порчей и хищением технического имущества дороги, повреждением устройств, обеспечивающих движение поездов по железнодорожной магистрали сотрудниками правоохранительных органов квалифицируются как малозначительные и по ним принимаются решения об отказе в возбуждении уголовных дел. Как правило, виновные по таким происшествиям не устанавливаются, к ответственности не привлекаются. По нашему мнению, борьба с хищениями и другими правонарушениями, которые имеют место на сети железных дорог, может вестись только при условии совместной работы хозяйствующих субъектов, охранных организаций, правоохранительных органов и органов исполнительной власти. Следует заметить, по этому поводу, что данный тезис иначе как «дежурным» назвать трудно, поскольку он требует конкретизации и более четкой координации действий разных ведомств в предотвращении и пресечении хищений на транспорте.

В этом контексте ОАО РЖД не раз предлагало ужесточить ответственность за нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения, а также установить конфискацию предмета административного правонарушения в качестве обязательного к применению вида административного наказания за совершение административных правонарушений и увеличения размера административного штрафа для физических и юридических лиц, предусмотренных статьей 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (предлагается штраф увеличить в 10 раз). Это довольно решительные предложения.

Нами проведен анализ статистических данных по хищениям на железнодорожном транспорте с 2006 - 2018 года (объем нашего исследования не дает возможности представить её в развернутом виде), то здесь можно заметить, что в 2008 году произошел перелом в сторону снижения преступности на железнодорожном транспорте, в том числе и хищений. Тенденция снижения хищений и в целом всей преступности на транспорте с 2008 г. до настоящего времени не должна питать иллюзий, поскольку в решающей степени указанное снижение обусловлено тем, что согласно принятому в мае 2008 г. изменению в КоАП РФ, мелким стало считаться хищение, стоимость ущерба при котором составляет не более одной тысячи рублей, в то время как до этого данный рубеж составлял всего сто рублей (то есть законодатель сдвинул планку, разделявшую административное правонарушение от преступления, сразу в 10 (!) раз, что является беспрецедентным случаем), и если ранее огромное число хищений квалифицировались по ч. 1 ст. 158 УК РФ (а на железнодорожном транспорте преобладают кражи, близкие к мелким), то в настоящее время - по ст. 7.27 КоАП РФ. Нужно иметь в виду также значительный уровень латентности хищений на железнодорожном транспорте. В целом, таким образом, нет достаточных оснований говорить об улучшении ситуации с хищениями на железнодорожном транспорте.

Характерными являются предметы хищений и другие особенности их совершения на железнодорожном транспорте. Так, за первое полугодие 2019 г. на территории, обслуживаемой УТ Южного ФО, было совершено 213 краж в сфере железнодорожных перевозок, из них 68 краж металлов, 42 кражи угля, 7 фактов воровства горюче-смазочных материалов. Значительное количество правонарушений совершается непосредственно из подвижного состава - 130, на вокзале, станции, - 28. За полгода зарегистрированы 11 хищений железнодорожных устройств СЦБ. Наиболее часто местами совершения хищений являются участки, где автотрасса проходит рядом с железной дорогой, места, где компактно проживают жители различных поселков, особенно шахтерские поселения, в которых в силу определенной социальной напряженности, связанной с отсутствием работы, во много раз усиливается криминализация населения.

Подытоживая, нужно констатировать, что в последние годы состояние преступности на транспорте, находящемся в ведении транспортной полиции, характеризуется «синусоидой», когда, начиная с 2003 г., общее количество преступлений росло, в том числе хищений, а затем стало наблюдаться снижение. Пик пришелся на 2007 г., когда было зарегистрировано 83838 преступлений, из которых 29918 составили хищения. Рост коснулся всех форм хищения примерно в равных пропорциях. С 2008 г. наблюдается снижение регистрируемой преступности. Эта тенденция была продолжена и в исследуемый нами период 2019-2021 годов. Вместе с тем официальная статистика не учитывает латентную преступность, которая достигает 40% от фактически совершенных хищений, в связи с чем указанное статистическое снижение преступных

хищений на транспорте не может служить основанием для однозначно позитивных оценок в борьбе с этим видом преступности против собственности. Есть также основание полагать, что статистическое увеличение преступности в определенной степени было следствием ужесточения служебной дисциплины среди сотрудников органов внутренних дел и соответственно более строгой регистрации происшествий, о чем свидетельствует корреляция динамики преступности на транспорте с динамикой общей преступности в России.

Литература и источники

1. Федеральный закон «О железнодорожном транспорте» от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ (в ред. от 14 марта 2022 г.) // «КонсультантПлюс». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40443/?ysclid=l8ai734zti461762235

2. Преступность и правонарушения (1999-2003). Статистический сборник. М., 2004.

3. Статистика преступности в России в 2019-2021 г.г. // Официальный сайт МВД РФ. Электронный доступ https://мвд.рф/reports?yscHd=l6q4dhyte9275П5801 (дата обращения: 10.07.2022 г.

4. Архив УТ МВД России по ЮФО. Уголовное дело № 4612 / 2018 г.

5. Архив УТ МВД России по ЮФО. Уголовное дело № 4627 / 2018 г.

6. Архив УТ МВД России по ЮФО. Уголовное дело № 4639 / 2018 г.

7. Архив УТ МВД России по ЮФО. Уголовное дело № 4644 / 2018 г.

8. Архив УТ МВД России по ЮФО. Уголовное дело № 4673 / 2018 г.

9. Архив УТ МВД России по ЮФО. Уголовное дело № 4698 / 2018 г.

10. https://izron.ru/articles/problemy-sovremennoy-yuridicheskoy-nauki-aktualnye-voprosy-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhdu/sektsiya-6-ugolovnoe-pravo-i-kriminologiya-ugolovno-ispolnitelnoe-pravo/prestupleniya-na-zheleznodorozhnom transporte/?ysclid=l6qo8sii7h161449605 (дата обращения: 28.07.2022г.)

References and Sources

1. Federal'nyj zakon «O zheleznodorozhnom transporte» ot 10 yanvarya 2003 g. № 17-FZ (v red. ot 14 marta 2022 g.) // «Konsul'tantPlyus». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40443/?ysclid=l8ai734zti461762235

2. Prestupnost' i pravonarusheniya (1999-2003). Statisticheskij sbornik. M., 2004.

3. Statistika prestupnosti v Rossii v 2019-2021 g.g. // Oficial'nyj sajt MVD RF. Elektronnyj dostup https://mvd.rf/reports?ysclid=l6q4dhyte9275115801 (data obrashcheniya: 10.07.2022 g.

4. Arhiv UT MVD Rossii po YUFO. Ugolovnoe delo № 4612 / 2018 g.

5. Arhiv UT MVD Rossii po YUFO. Ugolovnoe delo № 4627 / 2018 g.

6. Arhiv UT MVD Rossii po YUFO. Ugolovnoe delo № 4639 / 2018 g.

7. Arhiv UT MVD Rossii po YUFO. Ugolovnoe delo № 4644 / 2018 g.

8. Arhiv UT MVD Rossii po YUFO. Ugolovnoe delo № 4673 / 2018 g.

9. Arhiv UT MVD Rossii po YUFO. Ugolovnoe delo № 4698 / 2018 g.

10. https://izron.ru/articles/problemy-sovremennoy-yuridicheskoy-nauki-aktualnye-voprosy-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhdu/sektsiya-6-ugolovnoe-pravo-i-kriminologiya-ugolovno-ispolnitelnoe-pravo/prestupleniya-na-zheleznodorozhnom transporte/?ysclid=l6qo8sii7h161449605

ЭФРИКЯН РУБЕН АЛЬБЕРТОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент, кафедра конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России, (kiap_krdu@mvd.ru).

EFRIKYAN, RUBEN A. - - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Constitutional and Administrative Law, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, (kiap_krdu@mvd.ru).

УДК 343.346 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-3-120-125

ЭФРИКЯН Р.А., БЕСКОРОВАЙНАЯ Е.С. НЕЗАКОННОЕ ПРОНИКНОВЕНИЕ В ПОМЕЩЕНИЕ, ЛИБО ИНОЕ ХРАНИЛИЩЕ КАК КВАЛИФИЦИРУЮЩИЙ ПРИЗНАК ХИЩЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Ключевые слова: незаконное проникновение, помещение, хранилище, железнодорожный транспорт, хищение, квалифицирующий признак.

В статье авторы рассматривают один из квалифицирующих признаков - «с незаконным проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище» - применительно к сфере железнодорожного транспорта наиболее актуальный с уголовно-правовой точки зрения, определяющий совершение хищения. Авторы высказывают сомнение в оправданности решения Верховного суда РСФСР, который не признал жилищем купе поезда дальнего следования. Учитывая особый статус проводников и других лиц из обслуживающего персонала поезда, которые в своих служебных купе находятся от начала до конца рейса (такое нахождение в купе есть все основания называть как «временное проживание»), а также то, что в купе от начала до конца рейса перемещаются многие пассажиры, его следует отнести к разряду жилища.

EFRIKYAN, R.A., BESKOROVAYNAYA, E.S. ILLEGAL ENTRY INTO A ROOM OR OTHER STORAGE AS A QUALIFYING SIGN OF THEFT COMMITTED IN

RAILWAY TRANSPORT

Key words: illegal entry, premises, storage, railway transport, theft, qualifying sign.

In the article, the authors consider one of the qualifying signs - "with illegal entry into a dwelling, premises or other storage" - in relation to the field of railway transport, the most relevant from a criminal law point of view, which determines the commission of theft. The authors express doubts about the justification of the decision of the Supreme Court of the RSFSR, which did not recognize the compartment of a long-distance train as a dwelling. Taking into account the special status of conductors and other persons from the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.