iodide (curare-compound) and tetracaine hydrochloride (local anesthetic).
The authors present the case of a 27-year-old female, a veterinarian, who was found dead in bed, in her apartment, next to a 10-ml syringe with an attached branch, containing 4 ml of liquid, a transparent substance.
The paper analyzes the findings in a case of intravenous self-administration of T61 with a suicidal intention, respectively: the necropsy data and the results of the histopathological, toxicological, tanatochemical and serological examinations.
The presentation also includes a psychopathological analysis of this «hard suicide» (nonreturn suicide), less commonly encountered when the chosen method of suicide is an intoxication.
The analytical methods currently used for highlighting and dosing the T61 component substances are also presented.
The presentation brings focus on a less common way of suicide, by use of veterinary euthanasia agents. This must always be suspected by the forensic doctors when the suicidal people have access to such substances through their profession.
■ ОБНАРУЖЕНИЕ 2,4-ДИНИТРОФЕНОЛА В БИОЛОГИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ (СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ)_
М. А. Гладкий, П. М. Манаков, Е.И. Стародубцева
ГБУЗ ТО «Областное бюро СМЭ», Тюмень 2,4-динитрофенол (2,4-ДНФ, ДНФ) является разобщителем, по этой причине его используют как жиросжигатель. Однако ДНФ представляет смертельную угрозу для здоровья человека, поэтому его постмортальная идентификация в биожидкостях является весьма актуальной. Методами ВЭЖХ и ГХ/МС в крови и содержимом желудка идентифицируется 2,4-ДНФ.
Ключевые слова: динитрофенол, похудение, токсичность, летальность
2,4-динитрофенол (ДНФ) представляет серьезную угрозу для здоровья человека. На сегодняшний день растет интерес и доступность нелегальных препаратов, содержащих ДНФ. Механизм действия ДНФ связан с разобщением окисления и фосфорилирования в митохондриях, что сопровождается ускорением основного обмена, липолиза и потерей массы тела. По этой причине его используют как жиросжигатель. Однако неконтролируемый прием данного соединения приводит в большинстве случаев к смертельным исходам. Поэтому постмортальное идентификация ДНФ в биологических жидкостях человека является весьма актуальной задачей.
2,4-динитрофенол (2,4-ДНФ, ДНФ) является органическим соединением, относящимся к классу динитро-фенолов. При комнатной температуре существует как кристаллическое вещество желтого цвета, которое имеет затхлый запах и плохо растворимо в воде (2790 мг/л при 20 °C). Используется при производстве красителей, взрывчатых веществ, фунгицидов и гербицидов.
2,4-ДНФ легко абсорбируется из дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта (в основном всасывание происходит из желудка). Другим фактором, способствующим быстрому поглощению ДНФ, является его малая молекулярная масса (184,1 дальтон).
2,4-ДНФ метаболизируется до 2-амино-4-нитрофе-нола и 4-амино-2-нитрофенола. В исследованиях на мышах было заключено, что количество образованного 2-амино-4-нитрофенола в 7,9 раза превышает количество 4-амино-2-нитрофенола и что 50 % дозы 2,4-ДНФ превращается в эти два соединения.
Выделение ДНФ и продуктов его распада происходит в основном с мочой.
В исследованиях на животных было показано, что ДНФ является тератогенным, мутагенным и канцерогенным агентом.
На сегодняшний день в медицинской литературе зарегистрировано более 60 смертельных случаев, вызванных передозировкой 2,4-ДНФ.
Объектом для исследования послужил биологический материал, взятый от человека, который прижизненно употреблял ДНФ.
Хромато-масс-спектрометрическое исследование проводили на хроматографе Agilent Technologies 7890B с масс-селективным детектором Agilent Technologies 5977А в режиме сканирования индивидуальных ионов.
Подготовку проб проводили экстракцией хлороформ-бутанольной смесью при pH 9-10 из 2 мл крови или содержимого желудка с добавлением N-этилбензиламина в качестве внутреннего стандарта. Пробы дериватизировали. Сухой остаток растворяли в 200 мкл этилацетата и 1 мкл вводили в инжектор хроматографа. При исследовании полученных хроматограмм обнаружили пик, со временем удерживания 7,995 мин и характеристичными ионами (184, 63, 154), схожими с 2,4-динитрофенолом.
Проводили жидкость-жидкостную экстракцию хло-роформ-изопропанольной смесью при pH 9-10 из 0,2 мл крови или содержимого желудка. Сухие остатки от извлечений растворяли в 0,1 мл 0,1 Н соляной кислоты. Полученные пробы исследовали методом ВЭЖХ.
На хроматограммах извлечений из содержимого желудка и крови идентифицировали пик 2,4-динитрофенола по времени удерживания и спектральным отношениям.
При использовании двух методов мы идентифицировали ДНФ как в крови, так и в содержимом желудка. Поэтому данные методы могут быть использованы в дальнейших лабораторных исследованиях, в частности, для количественного определения ДНФ.
ВЫВОДЫ
Методами ВЭЖХ и ГХ/МС в крови и содержимом желудка идентифицируется 2,4-ДНФ.
■ ХИМИКО-ТОКСИКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ОСТРЫХ ОТРАВЛЕНИЙ В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
М. А. Мусинова, Н. М. Крупнов, И. В. Мордасова
ГБУ РО «Бюро СМЭ», Рязань Цель работы - проанализировать структуру и выявить динамику структуры острых химических отравлений в целом и по отдельным токсикантам, а также по гендерному признаку, на территории региона за трехлетний период. Ключевые слова: острые химические отравления, структура, химико-токсикологическая диагностика По обобщенным данным Россия занимает лидирующее место по количеству острых химических отравлений, распространенность их составляет 68,2 на 1000 населения. Смертность в результате отравлений достаточно велика и составляет 4,2 %.
Использованы материалы статистической отчетности химико-токсикологической лаборатории Бюро судебно-медицинской экспертизы за период с 2016 по 2018 год.
Острые отравления химической этиологии относятся по Международной статистической классификации болезней к рубрикам девятнадцатого класса (Т 36 - Т 65) и включают отравления лекарственными веществами, а также токсикантами преимущественно немедицинского назначения (в том числе этанолом
и другими спиртами, органическими растворителями, едкими ядами (кислотами и щелочами) и т.д.). На сегодняшний день класс заболеваний «травмы, отравления и последствия других внешних причин» в РФ занимает 3-е место в структуре смертности трудоспособного населения, отравления в данном классе заболеваний занимают второе место, а их доля составляет 7,8-9,8 %. Летальность от острых химических отравлений на догоспитальном этапе по РФ составляет 17,6 %, достигая максимального значения - 41,6 %.
Нами проведен анализ положительных результатов химико-токсикологического исследования острых отравлений по отдельным группам токсикантов.
В Рязанской области лидирующие позиции занимают случайные отравления (самолечение, ошибочный прием, побочное действие и др.). По характеру отравления были преимущественно индивидуальными, доля групповых и семейных отравлений незначительна.
Диагностика отравлений по клинической картине не всегда позволяет объективно определить конкретное вещество, особенно при комбинированном отравлении или на фоне алкогольного опьянения. Для этих целей необходима химико-токсикологическая диагностика, которая проводится в специализированных химико-токсикологических лабораториях. В Рязанской области такая лаборатория была создана в 2003 году на базе судебно-хи-мического отделения Бюро судебно-медицинской экспертизы.
Основной задачей химико-токсикологической диагностики является экстренная круглосуточная прижизненная идентификация токсических веществ в организме пострадавшего для установки диагноза, контроля эффективности детоксикационной терапии при оказании специализированной медицинской помощи при острых химических отравлениях.
Этот вид диагностики при острых химических отравлениях не имеет аналогов, поскольку подобные исследования в лабораториях наркологической службы преследуют другие цели и не носят экстренного характера.
По данным химико-токсикологической лаборатории Бюро судебно-медицинской экспертизы на первом месте стоят отравления спиртосодержащей продукцией, на втором - отравления лекарственными препаратами, далее наркотическими веществами.
В 2018 году доля отравлений спиртосодержащей продукцией в структуре ООХЭ увеличилась на 11,8 %, по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, но количество летальных случаев от данного вида отравлений снизилось. Количество отравившихся среди мужчин значительно выше, чем женщин, а наибольшее число бытовых отравлений зафиксировано в возрасте 36-39 лет.
В 2018 году отмечено увеличение отравлений наркотическими препаратами (в 2,7 раза).
Нами проведён анализ острых отравлений лекарственными средствами и наркотическими веществами. Согласно имеющимся данным в 2017 году отмечалось значительное увеличение случаев отравления лекарственными средствами по сравнению с 2016 годом. За 9 месяцев 2018 года эта тенденция сохраняется. При анализе отдельных групп лекарственных средств отмечено наибольшее число отравлений снотворными средствами.
Выявляется резкое увеличение случаев отравления наркотическими веществами за 2018 г. При этом зарегистрировано наибольшее количество отравлений синтетическими наркотическими веществами, каннабиноидами и опиатами.
Проведенный анализ ООХЭ по гендерному признаку показывает, что соотношение мужчин и женщин не имеет
существенной динамики и составляет в среднем для мужчин 69 %, для женщин 31 %.
При анализе данных отдельных представителей токсикантов (без учета данных по этанолу) выявлено, что наиболее частыми являются отравления изопропанолом, метанолом, ацетоном, нередки случаи отравления глико-лями и органическими растворителями (толуол).
Среди лекарственных средств лидируют отравления производные барбитуровой кислоты (фенобарбиталом), из производных бензодиазепинов (азалептин, феназе-пам). Встречаются отравления изониазидом, анальгином, димедролом, амитриптилином, карбамазепином и другими.
Настораживает, что основную часть больных с острыми отравлениями составляют мужчины трудоспособного возраста (эта же категория - ведущая по отравлению алкоголем и суррогатами). Возрастная структура медикаментозных отравлений представлена в основном женщинами - старше 50 и моложе 30 лет, принимавшими лекарственные вещества с суицидальной целью. Пик суицидов приходится на весенние и зимние месяцы.
Следует отметить, что мужчины значительно чаще подвергаются случайным отравлениям. Это отчасти связано с приемом некачественного дешёвого алкоголя с содержанием большой доли суррогатов или с ошибочным приёмом технических жидкостей (например, стеклоомы-ватель) вместо алкоголя с целью опьянения.
ВЫВОДЫ
Острые отравления химической этиологии в г. Рязани не перестают оставаться серьезной медицинской, социальной и общечеловеческой проблемой. Ситуация с распространенностью химических отравлений в регионе за последние годы изменилась несущественно. Интоксикации, в том числе со смертельным исходом, у мужчин среднего возраста превалируют. Важнейшим методом идентификации токсиканта в современных условиях, а также контроля результатов дезинтоксика-ционной терапии является химико-токсикологическая диагностика.
Практикой доказана целесообразность проведения аналитической диагностики этанола и его суррогатов, наркотических, психотропных средств в биопробах живых лиц и умерших в единой судебно-химической лабораторной службе, это ведёт к уменьшению расхождений клинических и судебно-медицинских диагнозов.
Использование современных методов пробоподго-товки, таких как твердофазная сорбция, позволяет избежать потерь изолируемого вещества. Применение высокочувствительных инструментальных методов позволяет избежать как ложноположительных, так и ложноотри-цательных результатов и приблизить уровень судебно-хи-мических исследований к столичному и международному уровню.
О ПРОВЕДЕНИИ СУДЕБНО-ХИМИЧЕСКИХ И ХИМИКО-ТОКСИКОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ГБУЗ МО «БЮРО СМЭ» ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ УПРАВЛЕНИЯ КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ № 1 МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
О. Г. Заторкина, О. Н. Теплова,
Л. Ю. Большакова, Н. А. Крупина ГБУЗ МО «Бюро СМЭ», Москва